«Осмысление проблематики текста через моделирование ситуации в художественном пространстве»
статья по литературе по теме

Я предлагаю учителю - словеснику  познакомиться с одним из приемов , используемых мною  в работе. Надеюсь, мой опыт кому - нибудь из коллег пригодится.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл осмысление проблематики текста23.6 КБ

Предварительный просмотр:

 «Осмысление проблематики текста через моделирование ситуации в художественном пространстве»

Ключевыми понятиями моей темы являются художественный образ-символ и пространство художественного текста.

Нам известно, что «художник мыслит образами», добавим - символами. А как приблизить художественный образ-символ к читателю, сделать его объемным, зримым, активирующим воображение?

Когда-то  на курсах повышения квалификации я принимала участие в работе французских педагогических мастерских. Не знаю, овладела ли я этой уникальной методикой , но именно тогда я открыла для себя прием , который помогает мне смоделировать ситуацию в пространстве художественного текста. Художественное пространство - конструктивный принцип организации литературного произведения, и  понимание того, как в этом пространстве существуют герои, взаимодействуя друг с другом и с миром, очень важно для осмысления основной идеи текста.

Возьмем для примера Библейский сюжет о Вавилонской башне (11 гл.  книги «Бытие») и предложим ребятам поработать с условным, заданным пространством:

                                                                         НЕБО

                                                                         ЗЕМЛЯ

Ребята пытаются расположить фигуру башни в заданном пространстве. Вариантов  может быть много: кто-то видел картину Брейгеля, поэтому воображение ребенка уже не может работать самостоятельно, он готов лишь воспроизводить увиденное однажды , кто-то сооружает грандиозное , врезающееся в центр верхней рамки, а кто-то , напротив, сдерживает строение ,не дает ему возвыситься.

Сопоставив все схемы, предложенные детьми , учитель предлагает свою.  Ребята же пытаются осмыслить изображенное.  Не раз мы еще обратимся к образу «перевернутой»  башни, конечно же , прямая параллель напрашивается с котлованом для общепролетарского дома. Развивая тему , можно задать учащимся вопрос: « Какими были бы ваши действия, окажитесь  вы среди строителей башни?» Никогда  не забуду ответ ученицы ( семья , в которой девочка воспитывалась , была воцерквленная) , ответ такой : « Я бы молилась». Безусловно , этот ответ выделялся среди других: ведь многие предлагали применить к строителям башни силовые меры. После этого этапа  работы можно перейти к разговору о стадном чувстве ,  которое движет толпой, и о том ,  сколько нужно духовного опыта, чтобы выделиться из толпы,  не слиться с ней.

Прием , о котором я рассказала многофункционален. Мне не раз он приходил на помощь при анализе поэтических текстов, помогая поднимать , а зачастую и решать целый комплекс вопросов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественное время и художественное пространство в очерке И.С. Шмелева "Чистый понедельник"

Через призму художественного времени и художественного пространства анализируется процесс духовного становления ребенка.Очерк И.С. Шмелева, открывающий его великую книгу "Лето Господне", изучае...

Мастер - класс "Осмысление сущности явлений через этимологический анализ слова"

Слово - это особый микромир. Именно это я доказываю своим ученикам на уроках. Но особенно  я увлечена этимологией. Через это, мне кажется, можно заинтересовать родным языком. На мастер - классе р...

статья «Развитие филологического мышления школьников через обучение аналитическому чтению художественных текстов английском языке в рамках элективного курса»

Как важно современному человеку уметь выражать свои мысли, читать вдумчиво, а если это ещё и на английском языке? Научите своих учеников думать и мир станет лучше! В этом Вам поможет элективный курс п...

Технологическая карта урока русского языка в 11 классе по теме "Создание сочинения –рассуждения публицистического стиля в формате ЕГЭ. Проблематика текста. Выявление авторской позиции в тексте."

Данный материал представляет собой методическую разработку урока развития речи по созданию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ по тексту Бориса Васильева "В списках не значился"....

Программа элективного курса "Исследование художественного текста через призму междисциплинарных взаимодействий"

Программа элективного курса расчитана на ведение курса  в 7-8 классах. Прграмма выполнена в соавторстве учителями Капитоновой Н.А. и Тамалинцевой С.П....

Программа элективного курса «Исследование художественного текста через призму междисциплинарных взаимодействий»

Дети,  способные переводить свои знания в практически и социально необходимый продукт, получают моральное удовлетворение от необходимости своей работы. В будущем они смогут планировать свою работ...

Каталог заданий.Подготовка к ВПР.Осмысленное чтение текста вслух.

Каталог заданий.Подготовка к ВПР-осмысленное чтение в слух....