Мастер - класс «Развитие критического мышления через чтение и письмо при работе с художественным текстом».
статья по литературе на тему

Ямалиева Далиля Шамиловна

   Как научить учащихся самостоятельно находить знания? Как научить отделять главное от существенного в тексте или в речи и уметь акцентировать на первом? Как развить базовые качества личности, как рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность? Познакомившись с технологией «Критического мышления через чтение и письмо», я нашла ответы на многие вопросы. Ведь критически мыслящий человек сам задает себе вопросы и пытается найти ответы на них: Что я знаю? Что я узнал нового? Как изменились мои знания? Что я буду с этим делать?

   В данном мастер-классе показаны некоторые приёмы  этой технологии при работе с художественным текстом.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс по теме

«Развитие критического мышления через чтение и письмо при работе с художественным текстом». 

Цель: осмыслить возможности использования технологии развития критического мышления (ТРКМ) в организации активной и эффективной деятельности в учебном процессе.

Методические задачи:

  • Познакомиться с технологией развития критического мышления (ТРКМ)
  • Приобрести практический опыт использования некоторых приемов ТРКМ
  • Наметить пути использования ТРКМ в собственной педагогической деятельности.

Структура проведения:

  1. Краткая характеристика используемой технологии;
  2. Определение основных приемов, которые будут демонстрироваться;
  3. Имитационная игра с демонстрацией приемов данной технологии в работе с обучающимися;
  4. Рефлексия.

Ход мастер-класса.

Организационный момент. Слайд 2.

- Уважаемые коллеги! Выступление хочу начать со слов Кудрявцева Д.  «Результат обучения оценивается не количеством сообщенной информации, а качеством усвоения и развития способностей к обучению и самообразованию». 

Каждый учитель ищет наиболее эффективные методы и технологии для обучения, которые давали бы устойчивый и стабильный результат в освоении предмета, стимулировали обучающихся к познавательной активности. Я работаю над методической темой  «Развитие познавательной  деятельности  учащихся на основе внедрения элементов проектно-исследовательских  технологий обучения на уроках русского языка и литературы».  В последнее время меня заинтересовала технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП), которая созвучна с моей методической темой.

1 этап: Мотивация

- Я себе задавала вопросы: А как научить учащихся самостоятельно находить знания? Как научить отделять главное от существенного в тексте или в речи и уметь акцентировать на первом? Как развить базовые качества личности, как рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность? Познакомившись с технологией «Критического мышления через чтение и письмо», я нашла ответы на многие вопросы. Ведь критически мыслящий человек сам задает себе вопросы и пытается найти ответы на них: Что я знаю? Что я узнал нового? Как изменились мои знания? Что я буду с этим делать? Слайд 3

Это американская технология, разработанная в конце XX века. Её авторы: преподаватели и учёные Стил, Мередит, Темпл, Уолтер. В России она начала развиваться с 1997 года. Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Технология развивает умения учащихся формулировать собственные суждения, делать выводы, вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; выражать свои мысли ясно, уверенно, формируя информационные и коммуникативные компетенции учащихся. Роль учителя – в основном координирующая. Данную технологию можно использовать в различных предметных областях, а также  во внеурочной деятельности. Слайд 4

В ней синтезированы многие из известных технологий, например, технологии развивающего и проблемного обучения, коллективный и групповой способ обучения. В основе технологии - творческое сотрудничество ученика и учителя, развитие у учащихся аналитического подхода к любому материалу. Она рассчитана не на запоминание материала, а на постановку проблемы и поиск ее решения, является общепедагогической, надпредметной. Это универсальная, проникающая, технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями.

Разнообразные приемы технологии развивают умение воспринимать информацию, прогнозировать, работать с текстом, задавать вопросы и творчески интерпретировать информацию.

Я хочу сегодня показать некоторые приёмы  данной технологии при работе с художественным текстом. Тема моего мастер - класса «Развитие критического мышления через чтение и письмо при работе с художественным текстом». 

Слайд 5

2 этап: Теоретическая часть

Цель – обеспечить понимание участниками правильного составления урока по технологии критического мышления. Понять цели каждого этапа урока.

Чтобы правильно составить урок по данной технологии надо соблюдать 3 стадии, каждая из которых имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов. Слайд 6.

Первый этап работы в технологии называется стадия вызова - «создание мотива к обучению».

Второй этап – «осмысление» - содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная, осмысленная.

Третий этап – «рефлексия» - размышления. Необходимо, чтобы ученики сами смогли проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей.

Приемы данной технологии очень разнообразны, их можно использовать на различных этапах урока, комбинировать друг с другом.

На стадии вызова можно использовать следующие приёмы: Слайд 7.

1. Ассоциативная карта—подбор слов, по данному слову, предложению.

2. Приём «Аквариум» - из класса выходят 3-4 человека, которые будут «золотыми рыбками» в аквариуме. Садятся в круг. Их задача ответить на вопросы, предложенные учителем.

3. Стратегия «Ключевые слова» - по опорным словам составить небольшой рассказ.

4Стратегия «Интервью» - ученик «берёт интервью» у других учащихся по определённой теме, при этом составляет вопросы сам.

На стадии осмысления: Слайд 8.

1. Чтение с остановками.

2. Групповое прогнозирование.

3. Цветовые ассоциации—дети с помощью цвета, показывают ассоциацию к данному слову, предложению.

4. Приём «Авторское кресло» - ребёнок выступает в роли автора  и придумывает продолжение рассказа, сидя на стуле.

5. ДДЗ (дневник двойной записи) -  записывается фраза, которая удивила, привлекла внимание и т.д. в виде таблицы.

На стадии рефлексии: Слайд 9.

1. Приём «Написание эссе»—это свободное письмо на заданную тему.  

2. Приём «Толстые и тонкие вопросы»  – демонстрация понимания пройденного. Тонкие вопросы требуют для ответа 1 слово или предложение (где? Как? Когда? Как звали? ...), а толстые вопросы—2-3 предложения (Почему? Как ты думаешь? Что если...? Объясни...).

3. Приём «Дерево предсказаний»- этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести.

4. Ассоциативная карта.

Теперь я предлагаю рассмотреть методы и приёмы на разных этапах урока, работая над конкретным художественным текстом.

3 этап. Практическая часть.

Цель: участники увидят на примере художественного произведения некоторые приёмы работы на каждом этапе урока.

Итак, вы ученики 6 класса. Урок литературы по рассказу Ивана Алексеевича Бунина «Лапти».

Стадия вызова.

Тема нашего урока: «Смерть ради жизни».

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? О войне. О смерти.

-Как вы понимаете выражение «смерть ради жизни»? Смерть помогла кому-то выжить.

-А можно ли погибнуть в мирное время? Приведите примеры. Можно. Например, во время операции. Во время пожара, когда кто-то спасает другого человека.

- Тема урока «Смерть ради жизни», рассказ называется «Лапти». Какой может быть цель нашего урока?

Цель: проанализировать рассказ и подумать над выражением «смерть ради жизни».

 - Весь рассказ мы читать сразу  не будем. А будем читать с остановками.

Стадия осмысления.

Чтение учителем до первой остановки (до слов … Где ж в такой ужас дойти!)

Пятый день несло непроглядной вьюгой. В белом от снега и холодном хуторском доме стоял бледный сумрак и было большое горе:  был тяжело болен ребенок. И в жару, в бреду он часто плакал и все просил дать ему какие-то красные лапти. И

мать, не отходившая от постели, где он лежал, тоже плакала горькими слезами, - от страха и от своей беспомощности. Что сделать, чем помочь? Муж в отъезде, лошади плохие, а до больницы, до доктора, тридцать верст, да и не поедет никакой доктор в такую страсть...

   Стукнуло в прихожей, - Нефед принес соломы на топку, свалил ее на пол, отдуваясь, утираясь, дыша холодом и вьюжной свежестью, приотворил дверь, заглянул:

   - Ну что, барыня, как? Не полегчало?

   - Куда там, Нефедушка! Верно, и не выживет! Все какие-то красные лапти просит...

   - Лапти? Что за лапти такие?

   - А господь его знает. Бредит, весь огнем горит. - Мотнул шапкой, задумался. Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки, - все в снегу, все обмерзло... И вдруг твердо:

   - Значит, надо добывать. Значит, душа желает. Надо добывать.

   - Как добывать?

   - В Новоселки идти. В лавку. Покрасить фуксином нехитрое дело.

   - Бог с тобой, до Новоселок шесть верст! Где ж в такой ужас дойти!

   Еще подумал.

   - Нет, пойду. Ничего, пойду. Доехать не доедешь, а пешком, может, ничего. Она будет мне в зад, пыль-то...

1-я остановка

-С какими героями вы познакомились? Больной ребёнок, барыня, Нефёд,  муж.

-В какое время года происходит действие рассказа? Вьюжной зимой.

- Какая стоит погода и сколько дней? Пятый день несло непроглядной вьюгой.

- Какое художественное средство использует автор в этом предложении? Эпитет – «непроглядная вьюга».

- Что значит «непроглядная вьюга»? Напишите слова – ассоциации к выражению «непроглядная вьюга».  Такая буря, что ничего не видно. Страшно, темно, холодно.

- Что за горе случилось в этом доме, да ещё в такую ужасную погоду? Был тяжело болен ребёнок.

-Почему мать ребёнка «плакала горькими слезами»? От своей беспомощности и страха. Она не знает, что делать, так как осталась одна - муж в отъезде. Врач не может приехать из-за пурги.

- Чего она боялась? Что сын её может умереть. Ребенок на грани жизни и смерти, он бредит.

- Что просит больной ребёнок? Больной ребёнок просит красные лапти.

- Что, по-вашему, символизирует красный цвет? Тревогу, горе

- Ребята, как вы поняли, кем в доме барыни был Нефёд? Нефёд был слугой.

- Каким вы его себе представляете?  Устное словесное рисование: с чёрными волосами, с бородой, в старой одежде, добрый, трудолюбивый

- Действительно, Бунин пишет: «Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки…». Он работящий, серьёзный, участливый, немногословный, реши-тельный, верный слову, кроткий, добросердечный

- Какие отношения были у Нефёда и барыни? Почему вы так решили? Добрые. Барыня доверяет ему, советуется с ним, она называет его Нефёдушкой.

-Как Нефёд объясняет решение пойти в лавку за лаптями? Значит,  надо добывать. Значит душа желает.

-Что имеет в виду Нефёд, говоря «душа желает»? Мальчик бредит, сам того не зная, просит лапти.

- По народным поверьям, если выполнить заветное желание больного, он выздоровеет. Для больного мальчика получить необычные красные лапти – это путь к выздоровлению.

-Осознавал ли крестьянин опасность задуманного? Он хорошо знал, что в такую погоду опасно выходить в дорогу.  «Доехать не доедешь, а пешком, может, ничего».

- Как вы думаете, пойдёт ли Нефёд в Новосёлки, до которых шесть вёрст, в такой ужас? Пойдёт, чтобы спасти ребёнка. Пойдёт, когда утихнет буря.

- Об этом узнаем из следующего отрывка. Чтение учителем до второй остановки (до слов …степном море)

   И, притворив дверь, ушел. А на кухне, ни слова не говоря, натянул зипун поверх полушубка, туго подпоясался старой подпояской, взял в руки кнут и вышел вон, пошел, утопая по сугробам, через двор, выбрался за ворота и потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море.

2 остановка.

- Ребята, пошёл ли Нефёд в Новосёлки? Почему пошёл? Нефёд решил выполнить желание мальчика, потому что этого душа просила. Любовь к мальчику, преданность  барыне заставила его идти в соседнее село.

- Что взял с собой Нефёд? Для чего? Он взял с собой кнут, потому что знал о том, что в дороге могут встретиться волки, собаки. Использовал как средство опоры в метель.

- Знал ли Нефёд, что в такую погоду может не добраться до Новосёлок? Догадывался.

- Но почему это его не остановило? Какие черты характера проявляются в нём? Он был человеком слова. Это был добрый, мужественный, смелый человек.

- Ребята, как вы думаете, что происходило в доме в отсутствие Нефёда? Мать переживала не только за сына, но и за Нефёда. Пока Нефёд ходил в село, мальчику стало лучше.

- Об этом мы узнаем в следующем отрывке. Чтение учителем до третьей остановки (до слов…стук в окно)

     Пообедали, стало смеркаться, смерклось - Нефеда не было. Решили, что, значит, ночевать остался, если бог донес. Обыденкой в такую погоду не вернешься. Надо ждать завтра не раньше обеда. Но оттого, что его все-таки не было, ночь была  еще страшнее. Весь дом гудел, ужасала одна мысль, что теперь там, в поле, в бездне снежного урагана и мрака.

   Сальная свеча пылала дрожащим хмурым пламенем. Мать поставила ее на пол, за отвал кровати. Ребенок лежал в тени, но стена казалась ему огненной и вся бежала причудливыми, несказанно великолепными и грозными видениями.

А порой он как будто приходил в себя и тотчас же начинал горько и жалобно плакать, умоляя (и как будто вполне разумно) дать ему красные лапти:

   - Мамочка, дай! Мамочка дорогая, ну что тебе стоит!

   И мать кидалась на колени и била себя в грудь:

   - Господи, помоги! Господи, защити!

   И когда, наконец, рассвело, послышалось под окнами сквозь гул и грохот вьюги уже совсем явственно, совсем не так, как всю ночь мерещилось, что кто-то подъехал, что раздаются чьи-то глухие голоса, а затем торопливый зловещий стук в окно.

3- я остановка.

- Переживали ли домашние о Нефёде? Да, конечно. Думали, что он остался переночевать у знакомых, что придёт только к обеду завтрашнего дня.

- Как автор показывает, что в доме в отсутствие Нефёда было неуютно. Ночь была ещё страшнее. Дом гудел. Пламя свечи дрожало. Трудно было даже представить, что творится в поле.

- Как вы думаете, почему Бунин называет стук в дверь «зловещим»? Он предвещает что- то плохое, злое.

- А что плохого может случиться? Нефед заблудился в степи, не дошел до Новоселок, вернулся ни с чем, и это означает, что ребенок умрёт.

- Так, что же произойдёт дальше? Наверное, приехал Нефёд и привез врача, который вылечит ребенка.  Приехал человек, который спасёт мальчика.  Молитвы матери дошли до Бога: случайно забрел человек, который оказался врачом.  Никто не стучал, просто показалось.

Об этом мы узнаем из последнего отрывка. Учитель читает рассказ до конца.

   Это были новосельские мужики, привезшие мертвое тело, - белого, мерзлого, всего забитого снегом, навзничь лежавшего в розвальнях Нефеда. Мужики ехали из города, сами всю ночь плутали, а на рассвете свалились в какие-то луга, потонули вместе с лошадью в страшный снег и совсем было отчаялись, решили пропадать, как вдруг увидали торчащие из снега чьи-то ноги в валенках. Кинулись разгребать снег, подняли тело - оказывается, знакомый человек. - Тем только и спаслись - поняли, что, значит, эти луга хуторские, протасовские, и что

на горе, в двух шагах, жилье...

   За пазухой Нефеда лежали новенькие ребячьи лапти и пузырек с фуксином.

4- я остановка

- Так, почему автор назвал этот стук зловещим? Так как привезли мёртвое тело Нефёда.

- Можно ли сказать, что своей смертью Нефёд спас мужиков? Да. Мужики заблудились, но нашли замёрзшего Нефеда и так спаслись сами.

Раскопав Нефёда,  мужики поняли, что жильё близко.

- Стоило ли так жертвовать собой? Может зря погиб Нефёд? Ради ребёнка стоило.

- Как вы думаете, увидев заветные лапти, мальчик выздоровеет? Ребенок просто обязан выздороветь, ведь спасая его жизнь, погиб другой, чужой человек. И к тому же исполнилось желание его души. Думаем, что он выздоровеет

- Я тоже с вами согласна, так как на Руси было народное поверье, что если выполнить заветное желание больного, он выздоровеет.

Стадия рефлексии.

- Можно ли сказать, что Нефёд совершил подвиг? А ради чего? Да. Ради жизни мальчика.

- В рассказе мать и ребёнок остаются безымянными, а именем наделён только один персонаж – Нефёд? Почему? Это свидетельствует о том, что он главный герой рассказа.

- Ребята, как вы думаете, что хотел сказать автор этим рассказом? Рассказ о доброте, человечности, о самоотверженности, о любви к ближнему, о жизни и смерти.

- Что понравилось сегодня на уроке? Понравился рассказ и его главный герой Нефёд.

Вывод.

-Рассказ занимает одну страницу, а какой он ёмкий по содержанию. Главный герой рассказа Бунина Нефёд – носитель дорогих Бунину нравственных качеств, а именно: доброта, милосердие, сострадание, человеколюбие. Нефёд, не задумываясь, решает выполнить волю тяжело больного мальчика, и для него нет ничего важнее «души ребенка». Именно человеческая душа становится высшей нравственной ценностью.

♦ На стадии вызова мы использовали приём «ключевые слова».

♦ На стадии осмысления мы пользовались  приёмами: чтение с остановками, прогнозирование, ассоциативная карта. 

♦  На стадии рефлексии мы пользовались  приёмами: «Толстые и тонкие вопросы», «Дерево предсказаний»

Домашнее задание. По выбору: 1) Как вы понимаете выражение «В жизни всегда есть место подвигам»?  2) Придумать другой конец рассказа. 3) Написать синквейн.

Виктория Токарева

Инструктор по плаванию

  * * *

Петрова недавно видели с красивой блондинкой. Я понимаю, что обижаться — мещанство и чистейший эгоизм.

 Если любишь человека, надо жить его интересами. «Если две параллельные прямые порознь параллельны третьей, то они параллельны между собой». Значит, если я люблю Петрова и блондинка любит Петрова, то я и блондинка должны любить друг друга.

 В комнату вошла моя мама и сказала:

 — Если ты сию минуту не встанешь и не пойдёшь за солью, я тебе всю морду разобью!

Надо заметить, что моя мама преподаватель зарубежной литературы в высшем учебном заведении.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс по теме «Развитие критического мышления через чтение и письмо при работе с художественным текстом». Ямалиева Далиля Шамиловна, учитель русского языка и литературы.

Слайд 2

«Результат обучения оценивается не количеством сообщённой информации, а качеством усвоения и развития способностей к обучению и самообразованию». Кудрявцев Д.

Слайд 3

• Что я знаю? • Что я узнал нового? • Как изменились мои знания? • Что я буду с этим делать? Развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП). • Как научить учащихся самостоятельно находить знания? • Как научить отделять главное от существенного в тексте или в речи и уметь акцентировать на первом? • Как развить базовые качества личности, как рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность?

Слайд 4

Это американская технология, в России она начала развиваться с 1997 года. Она основана на обобщении мирового опыта и на достижениях российской педагогики и психологии (идеи Л. С. Выгодского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина, Л.В.Занкова). Технология «Развитие критического мышления» - это целостная система, которая развивает продуктивное творческое мышление, формирует интеллектуальные умения, навыки работы с информацией, учит учиться. Это интерактивная технология, то есть учебный процесс организован на основе взаимодействия учащихся друг с другом, с педагогом.

Слайд 5

Мастер-класс по теме «Развитие критического мышления через чтение и письмо при работе с художественным текстом».

Слайд 6

1. ВЫЗОВ - актуализировать и проанализировать имеющиеся знания и представления по изучаемой теме; - пробудить интерес, активизировать обучаемого; - структурировать последующий процесс изучения материала 2. ОСМЫСЛЕНИЕ - получение новой информации; - ее осмысление - соотнесение новой информации с собственными знаниями; поддержание активности, интереса 3. РЕФЛЕКСИЯ - выражение новых идей и информации собственными словами; - целостное осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями между обучаемыми друг с другом и преподавателем Этапы урока.

Слайд 7

1. Ассоциативная карта —подбор слов, по данному слову, предложению. 2. Приём «Аквариум» - из класса выходят 3-4 человека, которые будут «золотыми рыбками» в аквариуме. Садятся в круг. Их задача ответить на вопросы, предложенные учителем. 3. Стратегия «Ключевые слова» - по опорным словам составить небольшой рассказ. 4 . Стратегия «Интервью» - ученик «берёт интервью» у других учащихся по определённой теме, при этом составляет вопросы сам. Стадия вызова.

Слайд 8

1. Чтение с остановками. 2. Групповое прогнозирование. 3. Цветовые ассоциации—дети с помощью цвета, показывают ассоциацию к данному слову, предложению. 4. Приём «Авторское кресло» - ребёнок выступает в роли автора и придумывает продолжение рассказа, сидя на стуле. 5. ДДЗ (дневник двойной записи) - записывается фраза, которая удивила, привлекла внимание и т.д. в виде таблицы. Стадия осмысления.

Слайд 9

1. Приём «Написание эссе» —это свободное письмо на заданную тему. 2. Приём «Толстые и тонкие вопросы» – демонстра-ция понимания пройденного. Тонкие вопросы требуют для ответа 1 слово или предложение (где? Как? Когда? Как звали? ...), а толстые вопросы—2-3 предложения (Почему? Как ты думаешь? Что если...? Объясни...). 3. Приём «Дерево предсказаний»- этот прием помо-гает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести. 4. Ассоциативная карта. Стадия рефлексии.

Слайд 10

Тема урока: «Смерть ради жизни». Урок литературы в 6 классе по рассказу И.А.Бунина «Лапти».

Слайд 11

Спасибо за внимание, поддержку, сотрудничество!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Структура проведения мастер-класса:Краткая характеристика используемой технологииОпределение основных приемов, которые будут демонстрироваться (ЗХУ, синквейн)Имитационная игра с демо...

Мастер-класс "Применение технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" на уроках английского языка

Обобщение и трансляция личного педагогического опыта. Характеристика технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо". Описание основных приёмов, которые будут демонстрироваться. Имит...

Работа с текстом с использованием элементов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках русского языка и литературы

Актуальность выбранной темы мы видим в том, что технология «Чтение и письмо для развития критического мышления»  позволяет педагогу, используя универсальную модель обучения и систему эффективных ...

Приемы работы с текстом в свете Технологии развития критического мышления через чтение и письмо

Сценарий мастер-класса,  позволяет познакомить слушателей с Технологией развития критического мышления с помощью самой технологии РКМЧП. Содержит 2 приложения: текст для участников мастер-класса,...

Преподавание литературы с использованием современных технологий. Технология ЧПКМ (чтение – письмо – критическое мышление, или чтение фрагментами). Развитие критического мышления через чтение и письмо

В презентации обозначены: суть данной технологии, задачи, которые педагог может решить, используя данную технологию, положительные стороны формы урока - чтение фрагментами. Представлен урок - чтение ф...

О теории развития критического мышления (ТРКМ). Особенности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроке английского языка (из опыта работы учителя)

На смену знаниесуммирующей ориентации в обучении приходит личностная и интеллекторазвивающая, призванная преодолеть инертность традиционного обучения....