Приемы работы с текстом в свете Технологии развития критического мышления через чтение и письмо
методическая разработка на тему

Галуза Ольга Владимировна

Сценарий мастер-класса,  позволяет познакомить слушателей с Технологией развития критического мышления с помощью самой технологии РКМЧП. Содержит 2 приложения: текст для участников мастер-класса, презентацию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП )

Добрый день, уважаемые коллеги!

Ни для кого не секрет что, классические задачи учителей-предметников – это обеспечение обучающихся обязательным уровнем  предметных знаний, метапредметных умений, подготовка к ГИА а так же всестороннее развитие личности школьника, её интеллектуальных, творческих способностей, интереса к познанию.

В связи с этими задачами каждый учитель ищет наиболее эффективные методы и технологии для обучения, которые давали бы устойчивый и стабильный результат в освоении предмета, стимулировали обучающихся к познавательной активности. Для выполнения этой задачи каждый учитель должен  владеть  современными педагогическими технологиями.  Об одной из таких технологий мы сегодня поговорим. А поможет нам в этом сама Технология развития критического мышления через чтение и письмо. (Помещаю на доску центр кластера, вырезанный из цветной бумаги круг с названием технологии. Педагогам раздаю цветные круги поменьше и предлагаю написать их ассоциации с этой технологией. Круги с их ответами размещаю на доске, зачитывая и анализируя. )

 Затем начинаю рассказ о технологии:

Технология РКМЧП – универсальная, проникающая,“надпредметная” технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями. Она представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма, направлена на то, чтобы заинтересовать ученика, то есть пробудить в нем исследовательскую, творческую активность, задействовать уже имеющиеся знания, затем представить условия для осмысления нового материала и, наконец, помочь ему творчески переработать и обобщить полученные знания. Данная технология доставляет детям удовольствие от использования игровых приёмов, групповых форм работы, частой смены деятельности.

Этапы технологии РКМЧП и их задачи

Название технологического этапа

Задачи технологического этапа

Приемы этапа

Evocation

подготовительный

Фаза вызова или Побуждения

Позволяет активизировать и обобщить имеющиеся у учащихся знания по данной теме, пробудить интерес к теме, побудить их к активной работе, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.

- корзина идей

-кластер

-составление списка «известной информации»

-предположение по ключевым словам -Верите ли вы?

-Какой прием фазы побуждения мы использовали в начале?

Realization of meaning

собственно восприятие нового, смысловая стадия или Фаза реализации смысла  

Даёт новую информацию, осуществляется непосредственная работа ученика с текстом, причём работа, направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал, и др.

-тонкие и толстые вопросы

-чтение или слушание по методу инсерт

ерные и неверные утверждения

-дневник

-бортовой журнал

- А теперь предлагаю вам прочитать текст о технологии РКМЧП по методу инсерт, т.е. маркируя информацию «+» -знала раньше, «-» - было новым для меня, «?» - вызывает вопросы.

После того как педагоги читают текст организую обсуждение их заметок.

Reflection

присвоение информации – стадия рефлексии.

На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний, то есть закрепить материал, проверить усвоение.

-синквейн (слайд)

-шесть шляп мышления

-возвращение к кластеру или списку известной информации и т.д.

- Предлагаю осмыслить полученную информацию с помощью приема « синквейн».

 (  педагоги в группах по 4-5 человек составляют свои синквейны)

-А сейчас подведем итоги с помощью «шести шляп мышления» (слайд)

В ходе работы в рамках этой технологии учащиеся овладевают различными способами интегрирования информации, учатся вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепочки доказательств, выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим. Технология представляет собой систему стратегий, объединяющих приёмы учебной работы по видам учебной деятельности независимо от конкретного предметного содержания.

Приложение 1

Текст для участников мастер-класса

Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП) 

 Технология РКМЧП была разработана в конце XX века в США. Её авторы: Стил, Мередит, Темпл, Уолтер, - являются членами консорциума “За демократическое образование”. Создатели технологии модифицировали идеи свободного воспитания (А.Ковальчукова) и творческого саморазвития личности (Ж.Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, Дж. Дьюи, Ж. Пиаже, М. Монтессори), деятельностного подхода к обучению (А.Н.Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), принципы личностно-ориентированного образования (Э.Фромм, К. Роджерс, Э.Н.Гусинский, В.В. Сериков, Е.В. Бондаревская), а также идеи эвристического обучения (А.В. Хуторской) и довели их до уровня технологии.

С 1996 г. технология распространяется совместно институтом “Открытое общество”, Международной читательской Ассоциацией и Консорциумом Гуманной педагогики и прошла апробацию в школах многих стран. В российской педагогической практике технология применяется с 1997 г.

Технология РКМЧП – универсальная, проникающая,“надпредметная” технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями. Она представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма, направлена на то, чтобы заинтересовать ученика, то есть пробудить в нем исследовательскую, творческую активность, задействовать уже имеющиеся знания, затем представить условия для осмысления нового материала и, наконец, помочь ему творчески переработать и обобщить полученные знания. Данная технология доставляет детям удовольствие от использования игровых приёмов, групповых форм работы, частой смены деятельности.

Этапы технологии РКМЧП и их задачи

Название технологического этапа

Задачи технологического этапа

Приемы этапа

Evocation

подготовительный

Фаза вызова или Побуждения

Позволяет активизировать и обобщить имеющиеся у учащихся знания по данной теме, пробудить интерес к теме, побудить их к активной работе, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.

- корзина идей

-кластер

-составление списка «известной информации»

-предположение по ключевым словам -Верите ли вы?

Realization of meaning

собственно восприятие нового, смысловая стадия или Фаза реализации смысла  

Даёт новую информацию, осуществляется непосредственная работа ученика с текстом, причём работа, направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал, и др.

-тонкие и толстые вопросы

-чтение или слушание по методу инсерт

ерные и неверные утверждения

-дневник

-бортовой журнал

Reflection

присвоение информации – стадия рефлексии.

На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний, то есть закрепить материал, проверить усвоение.

-синквейн

-шесть шляп мышления


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология развития критического мышления через чтение и письмо

Слайд 2

Стадия вызова Деятельность учителя Деятельность учащихся Возможные методы и приемы Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы. Ученик "вспоминает", что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до ее изучения, задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ. - Составление списка "известной информации ", - рассказ, предположение по ключевым словам; - кластеры , таблицы; - верные и неверные утверждения; - перепутанные логические цепочки и т.д.

Слайд 3

Стадия осмысления Деятельность учителя Деятельность учащихся Возможные методы и приемы Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания "старого" к "новому". Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации. Методы активного чтения: - маркировка с использованием значков " v ", "+", "-", "?" (по мере чтения ставятся на полях справа); - ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов; - поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и т.д .

Слайд 4

Стадия рефлексии Деятельность учителя Деятельность учащихся Возможные методы и приемы Вернуть учащихся к первоначальным записям - предположениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации. Учащиеся соотносят "новую" информацию со "старой", используя знания, полученные на стадии осмысления. З аполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации; - возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям; - ответы на поставленные вопросы; - организация различных видов дискуссий; - написание творческих работ (пятистишия - синквейны , эссе); - исследования по отдельным вопросам темы и т.д .

Слайд 5

Синквейн -это стихотворение, состоящее из пяти строк Стро-ка 1 заявляется тема или предмет (одно существительное); Развитие критического мышления 2 дается описание предмета (два прилагательных или причастия); 3 характеризуются действия предмета (3 глагола); 4 приводится фраза обычно из четырех значимых слов, выражающая отношение автора к предмету; 5 синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).

Слайд 6

Технология развитие критического мышления Универсальная , « надпредметная », Развивает, формирует, учит, Делает работу на уроке эффективной и творческой, Современная педагогическая технология

Слайд 7

что было хорошего - – выражение своих чувств, без объяснения причин их возникновения. – общий вывод. – перечень фактов. выявление недостатков - где и как можно применить изученный материал - Шесть шляп мышления


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к проведению уроков с использованием приема « чтение с остановками» технологии « Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Методические рекоммендации к проведению уроков литературы с применением элемента методики РКМЧП " Чтение с остановками". Разработка урока литературы в : 6 классе по рассказу Л.Н. Толстого " Бедные люд...

Методическая разработка "Приемы технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо на уроках литературы"

Методическая разработка "Использование приемов технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" на уроках литературы" была представлена на муниципальном конкурсе "Инноватика в о...

Описание опыта работы "Модель использования методических приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо в условиях сельской школы"

Помещаемый материал содержит  описание опыта на тему  "Модель использования методических приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо в условиях сельской школы"...

Работа с текстом с использованием элементов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках русского языка и литературы

Актуальность выбранной темы мы видим в том, что технология «Чтение и письмо для развития критического мышления»  позволяет педагогу, используя универсальную модель обучения и систему эффективных ...

Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»

Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»Тема: И. Василенко «Мостик».Цель: работать над ра...

О теории развития критического мышления (ТРКМ). Особенности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроке английского языка (из опыта работы учителя)

На смену знаниесуммирующей ориентации в обучении приходит личностная и интеллекторазвивающая, призванная преодолеть инертность традиционного обучения....