Конспект урока "Полезные ископаемые"
план-конспект урока по естествознанию (6 класс) на тему

Литова Ольга Анатольевна

Цель:  В процессе развития системы основных понятий темы формировать мировоззрение учащихся, обогащать социальный опыт учащихся знаниями о природе и обществе, опытом практической деятельности по наблюдению и анализу природных объектов, формировать опыт эмоционально-ценностных отношений в совместной учебной деятельности.

Задачи:

Образовательные: развивать  и закреплять систему понятий темы, познакомить с разнообразием полезных ископаемых и их основными свойствами, показать их важную роль в обеспечении жизни человека.

Воспитательные: развитие любознательности и формирование самостоятельности в познавательной деятельности

Коррекционно-развивающие: формирование целенаправленной познавательной деятельности, развитие мыслительных, информационных, организационных ОУУН в соответствии с индивидуальными возможностями

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_k_konkursnomu_uroku.doc93 КБ
Microsoft Office document icon tekst_uchitelya.doc37.5 КБ
Microsoft Office document icon instruktiv_a.doc51.5 КБ
Microsoft Office document icon instruktiv_b.doc53.5 КБ
Microsoft Office document icon instruktiv_v.doc52.5 КБ
Microsoft Office document icon instruktiv_s.doc76 КБ
Microsoft Office document icon marshrut_b.doc117.5 КБ
Microsoft Office document icon marshrut_v.doc112.5 КБ
Microsoft Office document icon marshruta.doc121 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

 Тема урока: Полезные ископаемые и их свойства.

 

Формальная часть

Цель:  В процессе развития системы основных понятий темы формировать мировоззрение учащихся, обогащать социальный опыт учащихся знаниями о природе и обществе, опытом практической деятельности по наблюдению и анализу природных объектов, формировать опыт эмоционально-ценностных отношений в совместной учебной деятельности.

Задачи:

Образовательные: развивать  и закреплять систему понятий темы, познакомить с разнообразием полезных ископаемых и их основными свойствами, показать их важную роль в обеспечении жизни человека.

Воспитательные: развитие любознательности и формирование самостоятельности в познавательной деятельности

Коррекционно-развивающие: формирование целенаправленной познавательной деятельности, развитие мыслительных, информационных, организационных ОУУН в соответствии с индивидуальными возможностями

Основные знания:

Горные породы – это тела неживой природы, образующие твердую поверхность Земли.

Полезные ископаемые – это горные породы, которые люди добывают из глубины  или с ее поверхности и используют в хозяйстве. Полезные ископаемые это горные породы с полезными свойствами.

Свойство как характерный признак тела.

Тело состоит из веществ.  

Основные умения:

Коммуникативные ОУУН: монологическая речь, активное слушание

Организационные ОУУН: планирование деятельности, самооценка

Информационные ОУУН: смысловое чтение, преобразование информации, работа со смысловыми знаками, умения в работе с микроскопом, лупой, компьютером

Мыслительные ОУУН: сравнение, синтез, анализ

Основные термины и понятия:

Полезные ископаемые, горные породы, тело,  вещество, свойство, вещь

Оборудование:

Коллекция горных пород, компьютер, цифровой микроскоп, лупы, раздаточный материал для учащихся

Тип урока:

Закрепления новых знаний, адаптивный урок (адаптивным мы назвали такой урок, по названию системы обучения, который максимально обеспечивает оптимальную адаптацию к индивидуальным особенностям учащихся, направлен на коррекцию и развитие личности учащегося).

Концепция урока:

В условиях адаптивного обучения урок это не только сообщение новой информации, но и обучение самостоятельной работе, самоконтролю, умению наблюдать, анализировать и получать информацию, фиксировать в памяти главное в «свернутом виде», действовать целенаправленно. В соответствии с индивидуальными характеристиками зоны ближайшего развития и формирования индивидуального маршрута обучения, учащимся предоставляется возможность работать в трех режимах: совместно с учителем, с учителем индивидуально, самостоятельно под руководством учителя

Содержательная часть

Этапы

урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный

вводный

Этап усвоения новых знаний

Этап закрепления новых знаний

Этап информации о домашнем задании

Цель: организовать эмоциональную и организационную рабочую обстановку на уроке, воспитание привычки к быстрому переходу от психического состояния во время перемены к рабочему состоянию сознания во время урока

Содержание деятельности:

  1. организация взаимного приветствия
  2. проверка готовности учащихся к уроку
  3. инструктаж по раздаточному материалу
  4. работа в маршрутном листе, подготовительный этап, оценивание
  5. проверка готовности классного помещения
  6. организация внимания и психического состояния учащихся,  «Минутка внимания»

цель: подготовить учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала, формировать целенаправленный характер познавательной деятельности учащихся, обеспечить осознание цели и вызвать личную заинтересованность

Содержание деятельности:

  1. Работа по маршрутному листу,

       этап «Начало пути»

2.активизация знаний учащихся:

        - работа с понятием горные породы,

        - работа с опорными знаками

        - демонстрация горные породы

2.развитие понятий «тело», «вещество», «вещь»

3.организация совместного определения темы нового материала методом беседы по вопросу полезности горных пород для человека

4.организация понимания цели изучения нового материала путем обсуждения, показать чему должны научиться в ходе урока, какими знаниями и умениями овладеют

5. Записывает тему урока на доске

6. работает над оценкой успешности, стимулирует жетонами

цель: дать учащимся конкретное представление о полезных ископаемых и их свойствах,  формировать запланированные ОУУН

Содержание деятельности:

  1. организация работы учащихся на этапе маршрута «мое исследование»
  2. организация работы с инструктивной карточкой
  3. индивидуальная работа с учащимися
  4. оценочная работа с жетонами
  5. организация подведения итогов
  6. определение понятия «полезные ископаемые» и опорными знаками,
  7.  работа со схемой свойства полезных ископаемых

  1. проводит «Минутку разгрузки»

цель: Добиться повышения уровня осмысления материала, глубины его понимания. Развитие соответствующих навыков и умений. 

Содержание деятельности:

      1.Просмотр фрагмента фильма с определением вопроса, выявление свойства нефти

  1. знакомство с целью этапа
  2. определение последовательности действий и результатов
  3. организация работы учащихся над заданиями по этапу
  4. организация контроля этапа по времени и стимуляция познавательной активности учащихся

Цель: определить значимость домашнего задания для успешности следующего урока, определение результативности работы класса на уроке.

Содержание деятельности:

  1. определяет результаты урока
  2. оценивает успешность всего класса и отдельных учащихся
  3. инструктаж по требованиям к выполнению домашнего задания
  4. организация работы с дневниками

Содержание деятельности:

1.проверяют свою готовность

2.приветствуют учителя

3.выполняют «Минутки внимания»

4.знакомятся с раздаточным материалом

5. Работа по подготовительному этапу

оценивание

Содержание деятельности:

1.Работают с маршрутным листом,

    этап «Начало пути»

2. работа с понятием «Горные породы»

3. смотрят слайд шоу, называют горные породы  и как их используют

4. Игра с вещими

5.Работают по плану и цели этапа начало пути – записывают тему урока,

читают цель

 

Содержание деятельности:

1.зачитывают цель этапа

2.определяют порядок действия

3.планируют результат

4.работают с инструктивной карточкой

«Мое исследование»

5. отчет о выполнении, подведение итогов

6.Работа  над опорным конспектом по определению, запись определения

7.Работа с учителем над схемой «Свойства полезных ископаемых»

8. «Минутка разгрузки»

Содержание деятельности:

  1. просмотр фрагмента фильма «Нефть» образование нефти
  2. определение  свойства нефти
  3. работа на этапе «Проверочный»

        4.   работа с картой

Содержание деятельности:

1. Проводят подсчет баллов и оценивание

2. определяют домашнее задание по результатам самооценки

3.слушают инструктаж по требованиям к выполнению домашнего задания

4.запись в дневниках дом. задания, выставление оценки



Предварительный просмотр:

Организационный

1.Добрый день, девочки и мальчики. Садитесь.

2.Проверьте свою готовность к уроку, на столе у каждого должны быть ручка, карандаш, ст.резинка, учебник и дневник

3.Ребята для каждого в средней части стола подготовлен раздаточный материал к уроку: папка и горные породы.

Откройте папку со своим именем. Первый лист поможет вам узнать, что вы будете делать на уроке, какая цель и время на каждое задание отводится, как вы сможете себя оценить. Второй лист поможет вам правильно и вовремя справиться с заданиями практической работы. Горные породы вам все знакомы, и лучше пока их не трогать

4. Готовность кабинета учитель оценивает, проверяя функциональные зоны

Итак, все необходимое у нас подготовлено, теперь необходимо подготовить себя, свой организм в интересной и активной работе на уроке. Проведем «Минутку внимания»

5. « Минутка внимания» звучит спокойное журчание воды и голос учителя: сели ровно на полный стул, расслабили плечи, облокотились на спинку стула, голову опустили, закрыли глаза и зрительно представили яблоко красивое и красное. Открыли глаза и спокойно нашли взглядом яблоко (восковое) НА КОМПЬЮТЕРНОЙ        СТОЙКЕ

(место нахождения яблока каждый раз меняется) музыка прекращается.

.

Вводный

Вот теперь, когда наш организм весь во внимании приступим к работе. Возьмите папку с вашим именем и откройте первый лист. Он называется? Читает один из учащихся «Маршрутный лист урока» и это значит, что каждый на уроке к знаниям и результатам идет по своему маршруту, нужно быть собранным и самостоятельным многие задания вы  будете проверять и оценивать сами. Все готовы, начинаем работу.

 В маршрутном листе найдите первый этап нашего движения к знаниям, он называется ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ. Прочитайте цель нашего первого этапа и оцените свою готовность в третьей графе  в рамочке

Приступаем ко второму этапу. Как он называется? НАЧАЛО ПУТИ. Прочтите его цель. ОПРЕДЕЛИТЕ ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ТЕМУ ВАШЕГО УРОКА.

Значит, прежде чем приступить к работе на уроке что мы должны знать?

- тему урока

В этом нам с вами поможет слайд фильм. Смотрите внимательно и думайте что вы видите.

В слайдшоу показывают горные породы торф, известняк ракушечник, гранит красный, гранит серый, кварцевый песок, медный колчедан. Каждая порода называется учеником или учителем

Итак, что мы с вами видели? Давайте определим это все одним общим названием.

- горные породы

Что такое горные породы? Я думаю это то из чего состоят горы, права ли я? Посмотрите нашу подсказку в рисунках в тетради

- НЕТ. Горные породы могут быть и в горах и на равнинах. Это вещества из которых состоит твердая поверхность Земли.

-горные породы находятся на разной глубине, песок и глина, торф на поверхности, нефть (2,3 км) близко к поверхности,

Значит это вещество Земли?

-Да, потому что Земля состоит из горных пород как из строительного вещества

- и каждая горная порода в отдельности это тело неживой природы

(беседа на основе опорного конспекта «Горные породы» с рисуночным письмом)

А для человека горные породы полезны?

- может быть и не все, но есть полезные

А что такое полезные?

-хорошие

-помогают

-нужны для чего-нибудь

-приносят пользу

Да, такие полезные горные породы приносят пользу в разных областях жизни человека: песок – в строительстве, торф – топливо, удобрение, металлические руды дают металлы

ТАК ВОТ СЕГОДНЯ МЫ И БУДЕМ ИЗУЧАТЬ ПОЛЕЗНЫЕ ГОРНЫЕ ПОРОДЫ. НАЗЫВАЮТСЯ ТАКИЕ ГОРНЫЕ ПОРОДЫ – ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ

Со словом «полезные»  мы разобрались, а вот «ископаемые». Что может обозначать это слово?

-Близкое в слову копать

А слово копать имеет несколько значений

1.разрыхлять, отваливать

2.делать углубление

3.доставать из глубины

4.добывать

Вот и получается что полезные ископаемые это полезные горные  породы, которые добывают из земли или с ее поверхности

В маршрутном листе (тетради) запишите в этапе начала пути на пропущенных линеечках тему:

ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ (записывает на доске)

Для чего нам  нужно знать о полезных ископаемых?

Представьте сложную жизненную ситуацию: вы на необитаемом острове и вам нужно построить жилище есть ветки, камни песок, глина, известняк, а больше ничего и нет. Какую пользу они нам могут дать? Да никакой. Но это только на первый взгляд. Если взять измельченный известняк добавить песка и глины залить чуть водой размешать и использовать для склеивания камней и веток то при высыхании этот раствор их плотно соединит.(  учитель демонстрирует получившийся раствор на предметном столике)

 Итак, цель нашего маршрута – узнать какие горные породы можно называть полезными ископаемыми, и какую пользу они приносят.

Для этого мы проведем маленькое исследование.

Этап усвоения новых знаний

В маршрутном листе соответствует этапу «Мое исследование»

Прочитайте название третьего этапа нашего маршрута.

- Мое исследование

 Какая цель исследования поставлена?

-определить свойства полезного ископаемого используемые человеком

В каком порядке нужно будет организовать исследование

-определить название полезной горной породы

-определить ее свойства

-занести их в таблицу

-проанализировать текст учебника

-сделать выводы о значении этих свойств  для человека, о том,  как человек использует это полезное ископаемое

Во время работы учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся, следит за временем выполнения, корректирует процесс  самостоятельного изучения.

По окончании работы проводит анализ и обобщение, организует индивидуальные отчеты по проделанной работе

В результате беседы учитель и учащиеся составляют схему

Полезные ископаемые

Песок                          глина                         торф                        магнитный железняк

прозрачный                пластичная               нефть                                бокситы

сплавляется                лепится

                                                                      состоят из остатков       содержат металлы

                                                                     организмов

делают стекло           изготовление           горят                                 выплавляют металлы

                                    посуды                      используют как

                                                                       топливо

На основании получившейся схемы давайте составим определение

Давайте ответим на вопрос: Что это – полезное ископаемое?

-Песок, глина, торф – горные породы – значок горных пород

Перечислите  характерные  всем этим породам  свойства

- они полезны для человека

- человек использует их свойства в хозяйстве - значок хозяйственной деятельности

- добывает из глубин и поверхности Земли- значок добыча

После оформления определения и опорных знаков на доске, определение, опорные сигналы, схема переносятся в тетрадь

Проводится минутка разгрузки

Этап закрепления новых знаний

-выбрать из предложенных вещей те, которые могут быть сделаны из этого полезного ископаемого

Gjytltkmybr понедельник    



Предварительный просмотр:

План исследования

Тема: «Свойства полезных ископаемых»

Цель: Определить свойства полезного ископаемого и их использование человеком.

Оборудование: образец полезного ископаемого, чашка с водой, лупа, салфетка.

Ход работы:

1. Внимательно рассмотри  образец полезного ископаемого. Обращай внимание на состояние, цвет, запах,  плотность, рыхлость, сыпучесть.

    Отметь свойства образца в колонках таблицы.

2. Опусти образец полезного ископаемого в чашку с водой и оставь не несколько минут.

    Постарайся из образца скатать шар. Получается ли это? Если  получается, то свойства пластичности  у твоего образца есть.

3. Пользуясь определителем полезных ископаемых, дай название своего образца. Закончи наблюдения, впиши результаты в таблицу.

Песок – твердое тело, рыхлый и сыпучий, состоит из хорошо видимых песчинок, цвет меняется от желтоватого до прозрачного. Если песчинки прозрачные, то это кварцевый песок. Не горит, но плавится при высоких температурах. В воде становится влажным, но быстро высыхает и свойства сыпучести не теряет. Используется для изготовления стекла.

Глина – твердое тело, рыхлая, цвет может иметь от красного до коричневого, белого, серо-зеленого. Состоит из мелких частичек. Воду не пропускает, впитывает воду и из нее можно слепить шарик, становится пластичной. Не горит. Используется для изготовления глиняной посуды и кирпича.

Торф – твердое тело, рыхлая, слоистая порода, цвет бурый, хрупкая порода, много воздуха между частицами, легче воды может плавать на поверхности. Состоит из остатков растений, поэтому хорошо горит. Используется как топливо и удобрение.

Известняк ракушечник – твердое тело, светлого цвета, тяжелее воды, рыхлая порода,  внутри много пор, заметны остатки раковин, не горит и не пропускает воду, пластичностью не обладает. Используется для изготовления

Результаты исследования свойств: 

название

Состояние

цвет

Сыпу

честь

Плот

ность

 Рых       лость

Пластич

ность

Горю

честь

Где используется

человеком

_____________

Твердое

Жидкое

газ

________________

__________________________

Мое полезное ископаемое называется ________________________________

Его полезное свойство _____________________________________________ поэтому их него можно делать

________________________________________________________________________________________________________________

             ВНИМАНИЕ !                                1.Если у тебя есть вопросы, не стесняйся, подними руку и позови на помощь  учителя.

                                                                     

                                                                       2.. Слова для выбора:

                                                                         песок, глина, торф, пластичность, горючесть, прозрачность, посуда,  кирпич

                                                                         

        



Предварительный просмотр:

План исследования по маршруту Б

Тема: «Свойства полезных ископаемых»

Цель: Определить свойства полезного ископаемого и их использование человеком.

Оборудование: образец полезного ископаемого, чашка с водой, лупа, салфетка.

Ход работы:

1. Внимательно рассмотри  образец полезного ископаемого. Обращай внимание на состояние, цвет, запах,  плотность, рыхлость, сыпучесть.

    Отметь свойства образца в колонках таблицы.

2. Опусти образец полезного ископаемого в чашку с водой и оставь не несколько минут.

    Постарайся из образца скатать шар. Получается ли это? Если не получается, то свойства пластичности  у твоего образца нет.

3.  Опусти маленький кусочек твоего образца в воду. Если он плавает на поверхности, значит он легче воды.

4.   Выложи малое  количество образца на салфетку. Посмотри, не теряет ли он свойства сыпучести и цвета.

5. Пользуясь определителем полезных ископаемых, дай название своего образца. Закончи наблюдения, впиши результаты в таблицу.

Песок – твердое тело, рыхлый и сыпучий, состоит из хорошо видимых песчинок, цвет меняется от желтоватого до прозрачного. Если песчинки прозрачные, то это кварцевый песок. Не горит, но плавится при высоких температурах. В воде становится влажным, но быстро высыхает и свойства сыпучести не теряет. Свойства кварцевого песка прозрачность и плавкость используется для изготовления стекла.

Глина – твердое тело, рыхлая, цвет может иметь от красного до коричневого, белого, серо-зеленого. Состоит из мелких частичек. Воду не пропускает, впитывает воду и из нее можно слепить шарик, становится пластичной. Не горит. Используется для изготовления глиняной посуды и кирпича.

Торф – твердое тело, рыхлая, слоистая порода, цвет бурый, хрупкая порода, много воздуха между частицами, легче воды может плавать на поверхности. Состоит из остатков растений, поэтому хорошо горит. Используется как топливо и удобрение.

Известняк ракушечник – твердое тело, светлого цвета, тяжелее воды, рыхлая порода,  внутри много пор, заметны остатки раковин, не горит и не пропускает воду, пластичностью не обладает. Используется для изготовления

Результаты исследования:

Определи внешние признаки полезного ископаемого и заполни таблицу

название

Состояние

цвет

Сыпу

честь

Плот

ность

 Рых       лость

Пластич

ность

Горю

честь

Из чего состоит

Где используется

человеком

____________________________

 твердое

жидкое____газ______

__________________________________

__________________________________

_________________
_________________
_________________
_________________

______________________________________________
_______________________

5. Назови полезное ископаемое. Подумай, какое свойство отличает полезное ископаемое. Чем оно полезно человеку?  Вставь пропущенные слова.

__________________это твердое, сыпучее полезное ископаемое. Состоит из_(каких?)______________________песчинок.  Песчинки (что делают?)__________________при высоких температурах. Прозрачность и плавкость песчинок (чего?) ___________________ ____________использует человек для изготовления_________________ .    Свойства_______________________________________________________________________________делают ___________________________________________ полезным ископаемым.

                            ВНИМАНИЕ!

                         1.Если у тебя есть вопросы, не стесняйся, подними руку и спроси у учителя.

                                                                      2.Тебе может помочь и учебник стр.87, 88, 89. стр.84,85. Открой его и внимательно прочитай.

                                                                      3. Слова для выбора: кварцевый песок, глина, торф, плавятся, песчинки, прозрачные,  горючесть, стекло.



Предварительный просмотр:

План исследования по маршруту В.

Тема: «Свойства полезных ископаемых»

Цель: Определить свойства полезного ископаемого и их использование человеком.

Оборудование: образец полезного ископаемого, чашка с водой, лупа, салфетка.

Ход работы:

1. Внимательно рассмотри  образец полезного ископаемого. Обращай внимание на состояние, цвет, запах,  плотность, рыхлость, сыпучесть.

    Отметь свойства образца в колонках таблицы.

2. Опусти образец полезного ископаемого в чашку с водой и оставь не несколько минут.

    Постарайся из образца скатать шар. Получается ли это? Если не получается, то свойства пластичности  у твоего образца нет.

3.  Опусти маленький кусочек твоего образца в воду. Если он плавает на поверхности, значит он легче воды.

4.   Выложи малое  количество образца на салфетку. Посмотри, не теряет ли он свойства сыпучести и цвета.

5. Пользуясь определителем полезных ископаемых, дай название своего образца. Закончи наблюдения, впиши результаты в таблицу.

Песок – твердое тело, рыхлый и сыпучий, состоит из хорошо видимых песчинок, цвет меняется от желтоватого до прозрачного. Если песчинки прозрачные, то это кварцевый песок. Не горит, но плавится при высоких температурах. В воде становится влажным, но быстро высыхает и свойства сыпучести не теряет. Используется для изготовления стекла.

Глина – твердое тело, рыхлая, цвет может иметь от красного до коричневого, белого, серо-зеленого. Состоит из мелких частичек. Воду не пропускает, впитывает воду и из нее можно слепить шарик, становится пластичной. Не горит. Используется для изготовления глиняной посуды и кирпича.

Торф – твердое тело, рыхлая, слоистая порода, цвет бурый, хрупкая порода, много воздуха между частицами, легче воды может плавать на поверхности. Состоит из остатков растений, поэтому хорошо горит. Используется как топливо и удобрение.

Известняк ракушечник – твердое тело, светлого цвета, тяжелее воды, рыхлая порода,  внутри много пор, заметны остатки раковин, не горит и не пропускает воду, пластичностью не обладает. Используется для изготовления

Результаты исследования:

Определи внешние признаки полезного ископаемого и заполни таблицу

название

Состояние

цвет

Сыпу

честь

Плот

ность

 Рых       лость

Пластич

ность

Горю

честь

Из чего состоит

Где используется

человеком

____________________________

 твердое

жидкое____газ______

__________________________________

__________________________________

_________________
_________________
_________________
_________________

______________________________________________
_______________________

5. Назови полезное ископаемое. Подумай, какое свойство отличает полезное ископаемое. Чем оно полезно человеку?  Вставь пропущенные слова.

___________ тверда как камень. В воде она _________________. Из сырой  ________________  можно слепить шар и другие фигуры. Сырая __________ имеет свойство_______________________________. Поэтому человек ее использует для изготовления _____________________ а в строительстве для изготовления __________________ Полезное для человека свойство ______________ ______делают ________________полезным ископаемым.

      ВНИМАНИЕ!                          1.Если у тебя есть вопросы, не стесняйся, подними руку и спроси у учителя.

                                                         2.Тебе может помочь и учебник стр.84,85, 86. Открой его и внимательно прочитай.

                                                         3. Слова для выбора: песок, глина, торф, намокает, пластичность, хрупкость, посуда,  кирпич, стекло.



Предварительный просмотр:

     План исследования  

Тема: «Свойства полезных ископаемых»

Цель: Определить свойства полезного ископаемого и их использование человеком.

Оборудование: образец полезного ископаемого, чашка с водой, лупа, салфетка.

Ход работы:

1. Внимательно рассмотри  образец полезного ископаемого. Обращай внимание на состояние, цвет, плотность, рыхлость, сыпучесть.

    Отметь свойства образца в колонках таблицы.

2.Чтобы увидеть  незаметное глазом, рассмотри образец в микроскоп на разных увеличениях. Переводя увеличение, поворачивай барабан до щелчка.

3.То, что стало интересным сфотографируй, нажимай курсором на значок  

4. Пользуясь определителем полезных ископаемых, дай название своего образца. Закончи наблюдения, впиши результаты в таблицу.

Песок – твердое тело, рыхлый и сыпучий, состоит из хорошо видимых песчинок, цвет меняется от желтоватого до прозрачного. Если песчинки прозрачные, то это кварцевый песок. Не горит, но плавится при высоких температурах. В воде становится влажным, но быстро высыхает и свойства сыпучести не теряет. Используется для изготовления стекла.

Глина – твердое тело, рыхлая, цвет может иметь от красного до коричневого, белого, серо-зеленого. Состоит из мелких частичек. Воду не пропускает, впитывает воду и из нее можно слепить шарик, становится пластичной. Не горит. Используется для изготовления глиняной посуды и кирпича.

Торф – твердое тело, рыхлая, слоистая порода, цвет бурый, хрупкая порода, много воздуха между частицами, легче воды может плавать на поверхности. Состоит из остатков растений, поэтому хорошо горит. Используется как топливо и удобрение.

Известняк ракушечник – твердое тело, светлого цвета, тяжелее воды, рыхлая порода,  внутри много пор, заметны остатки раковин, не горит и не пропускает воду, пластичностью не обладает. Используется для изготовления

Результаты исследования:

Определи внешние признаки полезного ископаемого и заполни таблицу

название

Состояние

цвет

Сыпу

честь

Плот

ность

 Рых       лость

Горю

честь

Из чего состоит

Где используется

человеком

____________________________

 твердое

жидкое____газ______

__________________________________

__________________________________

_________________
_________________
_________________
_________________

______________________________________________
_______________________

5. Назови полезное ископаемое. Расскажи, что ты видишь на фотографиях. Какое свойство ты обнаружил?   Чем оно полезно человеку?  Вставь пропущенные слова.

______________________слоистое твердое тело.  Цвет ___________________________________. Состоит из _________________________________________________________________.

           

           ВНИМАНИЕ !                                1.Если у тебя есть вопросы, не стесняйся, подними руку и спроси у учителя.

                                                                     2. Не спеши с микроскопом, изображение настраивается медленно.

        

     План исследования

Тема: «Свойства полезных ископаемых»

Цель: Определить свойства полезного ископаемого и их использование человеком.

Оборудование: образец полезного ископаемого, чашка с водой, лупа, салфетка.

Ход работы:

1. Внимательно рассмотри  образец полезного ископаемого. Обращай внимание на состояние, цвет, плотность, рыхлость, сыпучесть.

    Отметь свойства образца в колонках таблицы.

2.Чтобы увидеть  незаметное глазом, рассмотри образец в микроскоп на разных увеличениях. Переводя увеличение, поворачивай барабан до щелчка.

3.То, что стало интересным сфотографируй, нажимай курсором на значок  

4. Пользуясь определителем полезных ископаемых, дай название своего образца. Закончи наблюдения, впиши результаты в таблицу.

Песок – твердое тело, рыхлый и сыпучий, состоит из хорошо видимых песчинок, цвет меняется от желтоватого до прозрачного. Если песчинки прозрачные, то это кварцевый песок. Не горит, но плавится при высоких температурах. В воде становится влажным, но быстро высыхает и свойства сыпучести не теряет. Используется для изготовления стекла.

Глина – твердое тело, рыхлая, цвет может иметь от красного до коричневого, белого, серо-зеленого. Состоит из мелких частичек. Воду не пропускает, впитывает воду и из нее можно слепить шарик, становится пластичной. Не горит. Используется для изготовления глиняной посуды и кирпича.

Торф – твердое тело, рыхлая, слоистая порода, цвет бурый, хрупкая порода, много воздуха между частицами, легче воды может плавать на поверхности. Состоит из остатков растений, поэтому хорошо горит. Используется как топливо и удобрение.

Известняк ракушечник – твердое тело, светлого цвета, тяжелее воды, рыхлая порода,  внутри много пор, заметны остатки раковин, не горит и не пропускает воду, пластичностью не обладает. Используется для изготовления

Результаты исследования:

Определи внешние признаки полезного ископаемого и заполни таблицу

название

Состояние

цвет

Сыпу

честь

Плот

ность

 Рых       лость

Горю

честь

Из чего состоит

Где используется

человеком

____________________________

 твердое

жидкое____газ______

__________________________________

__________________________________

_________________
_________________
_________________
_________________

______________________________________________
_______________________

5. Назови полезное ископаемое. Расскажи, что ты видишь на фотографиях. Какое свойство ты обнаружил?   Чем оно полезно человеку?  Вставь пропущенные слова.

______________________сыпучее твердое тело.  Цвет ___________________________________. Состоит из ___________________________

Песчинки прозрачные. Поэтому при плавлении из _______________________________________________изготавливают _________________.

           

           ВНИМАНИЕ !                                1.Если у тебя есть вопросы, не стесняйся, подними руку и спроси у учителя.

                                                                     2. Не спеши с микроскопом, изображение настраивается медленно.

        



Предварительный просмотр:

этап

маршрута

урока

цель и действия

подсказки  и результаты  

Подготови

тельный

Начало пути

Мое

 расследование

Проверочный

Оценочный

Цель: подготовить рабочее место и себя  к уроку - путешествию

Действия:

1. Проверь на своем столе дневник, задания, ручка, карандаш, резинка

2. Оцени свою готовность.

Цель: определить направление путешествия и его цель

И помни, если хочешь куда-то придти, нужно знать - куда и зачем ты идешь.

Действия:

1. Слушай учителя и отгадай направление движения.

  1. Запиши тему урока и  подумай над целью.

Тема урока - путешествия:

_______________________________________________

Цель: узнать полезные свойства   полезных ископаемых.

 

Цель: Определить какие свойства полезных ископаемых человек использует в хозяйстве?

Действия:

  1. Открой план проведения исследования. Внимательно читай и выполняй задания.
  2. Сделай вывод о полезных свойствах полезных ископаемых

     

Цель: Примени свои знания.

Действия: Внимательно читай задания и выполняй.

Задание 1. На карте Московской области отмечены  добываемые полезные ископаемые. Выпиши  те полезные ископаемые, свойства которых тебе знакомы. Какого ископаемого больше на востоке области.

Полезные ископаемые Московской области:

_________________________________________________________________________

На востоке Московской области больше месторождений______________________  

Задание 2.

Соедини стрелками полезные ископаемые и их свойства.

Глина                                                 горючесть

Песок                                                 прозрачность

Торф                                                  пластичность

Цель: оценить себя и узнать домашнее задание

Действия:1. Сосчитай сложением все баллы в знаке            

Если у тебя от 15 – 12 баллов, твоя оценка   «5». Ты умница, мы тобой гордимся.  

Задание: Узнай о полезном ископаемом  «МЕЛ»

       

        Если у  тебя от 11 - 9 баллов, твоя оценка «4».

        Ты молодец, еще немного упорства и  ты    получишь 5.                                                            

Зад   Задание: Прочитай учебник стр 80-87 ответь на вопросы 1,2,

       

        Если у тебя от 8 – 3 баллов, твоя оценка «3».

        Очень жаль, постарайся хорошо выучить домашнее задание

         ответить на следующем уроке.  

 Задание: Сделай работу над ошибками и перескажи текст стр 74, 75

2.Определи оценку

Если все на месте, ты подготовился

поставь себе 2балла

1.Старайся чаще отвечать, поднимай руку и зарабатывай жетоны

2. Сосчитай жетоны и запиши их количество

Работай аккуратно.

Сосчитай жетоны и оцени себя

Сос

Работай аккуратно.

Если закончил под

ними руку и

попроси лист

проверки.

Оценивай каждое

задание.

Выпиши задание в дн      дневник.

ЖЕЛАЕМ

УСПЕХА!



Предварительный просмотр:

этап

маршрута

урока

цель и действия

подсказки  и результаты  

Подготови

тельный

Начало пути

Мое

 расследование

Проверочный

Оценочный

Цель: подготовить рабочее место и себя  к уроку - путешествию

Действия:

1. Проверь на своем столе дневник, задания, ручка, карандаш, резинка

2. Оцени свою готовность.

Цель: определить направление путешествия и его цель

И помни, если хочешь куда-то придти, нужно знать - куда и зачем ты идешь.

Действия:

1. Слушай учителя и отгадай направление движения.

  1. Запиши тему урока и  подумай над целью.

Тема урока - путешествия:

_______________________________________________

Цель: узнать полезные свойства   полезных ископаемых.

Цель: Определить какие свойства полезных ископаемых человек использует в хозяйстве?

Действия:

  1. Открой план проведения исследования. Внимательно читай и выполняй задания.
  2. Сделай вывод о полезных свойствах полезных ископаемых

     

Цель: Примени свои знания.

Действия: Внимательно читай задания и выполняй.

Задание 1. Рассмотри карту и ответь на вопросы.

Какая область изображена на карте?______________________________________

Какие полезные ископаемые добывают в родном крае?________________________________________________________________

Какие из них используют в строительстве?________________________________

Задание 2. Ответь на вопрос.

Какое полезное свойство глины использует человек ?

Полезное свойство глины_______________________________________________

  Цель: оценить себя и узнать домашнее задание

  Действия:1. Сосчитай сложением все баллы в знаке                

                   :

Если у тебя от 15 – 12 баллов, твоя оценка   «5». Ты умница, мы тобой гордимся.  

Задание: Узнай о полезном ископаемом  «МЕЛ»

       

        Если у  тебя от 11 - 9 баллов, твоя оценка «4».

        Ты молодец, еще немного упорства и  ты    получишь 5.                                                            

Зад   Задание: Прочитай учебник стр 80-87 ответь на вопросы 1,2,

       

        Если у тебя от 8 – 3 баллов, твоя оценка «3».

        Очень жаль, постарайся хорошо выучить домашнее задание

         ответить на следующем уроке.  

 Задание: Сделай работу над ошибками и перескажи текст стр 74, 75

2.Определи оценку

Если все на месте, и ты подготовился в перемену - поставь себе 2балла

1.Старайся чаще отвечать, поднимай руку и зарабатывай жетоны

2. Сосчитай жетоны и оцени себя

Работай аккуратно.

Сосчитай жетоны и

запиши

Сос

Работай аккуратно.

Если закончил под

ними руку и

попроси лист

проверки.

Оценивай каждое

задание.

Выпиши задание в

       дневник.

ЖЕЛАЕМ

УСПЕХА!



Предварительный просмотр:

этапы маршрута

урока

цель и действия

подсказки  и результаты  

Подготови

тельный

Начало пути

Мое

расследование

Проверочный

Оценочный

Цель: подготовить рабочее место и себя  к уроку - путешествию

Действия:

1. Проверь на своем столе дневник, задания, ручка, карандаш, резинка

2. Оцени свою готовность.

Цель: определить направление путешествия.

И помни, если хочешь куда-то придти, нужно знать - куда и зачем ты идешь.

Действия:

1. Слушай учителя и отгадай направление движения.

  1. Запиши тему урока и  подумай над целью.

Тема урока - путешествия:

_______________________________________________

Цель: узнать полезные свойства   полезных ископаемых.

 

Цель: Определить какие свойства полезных ископаемых человек использует в хозяйстве?

Действия:

  1. Открой план проведения исследования. Внимательно читай и выполняй задания.
  2. Сделай вывод о полезных свойствах полезных ископаемых

     

Цель: Примени свои знания.

Действия: Внимательно читай задания и выполняй.

Задание 1. На карте Московской области отмечены  добываемые полезные ископаемые. Выпиши  те полезные ископаемые, свойства которых тебе знакомы. Какого ископаемого больше на западе  области? В какой части области удобнее строить кирпичные заводы?

Полезные ископаемые Московской области:

________________________________________________________________________

На западе Московской области больше месторождений

________________________________________________________________________

В целях экономии кирпичный завод удобнее  строить в

________________________________________________________________________

Задание 2.

Выпиши из предложенных слов последовательность:  тело – свойство – вещь.

Стекло, глина, прозрачный, песок, пластичность, чашка.

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

  Цель: оценить себя и узнать домашнее задание

  Действия:1. Сосчитай сложением все баллы в знаке            

 

Если у тебя от 15 – 12 баллов, твоя оценка   «5». Ты умница, мы тобой гордимся.  

Задание: Узнай о полезном ископаемом  «МЕЛ»

       

        Если у  тебя от 11 - 9 баллов, твоя оценка «4».

        Ты молодец, еще немного упорства и  ты    получишь 5.                                                            

Зад   Задание: Прочитай учебник стр 80-87 ответь на вопросы 1,2,

       

        Если у тебя от 8 – 3 баллов, твоя оценка «3».

        Очень жаль, постарайся хорошо выучить домашнее задание

         ответить на следующем уроке.  

 Задание: Сделай работу над ошибками и перескажи текст стр 74, 75

2.Определи оценку

Если все на месте, и ты подготовился в перемену - поставь себе 2балла

1.Старайся чаще отвечать, поднимай руку и зарабатывай жетоны

2. Сосчитай жетоны и запиши их количество

Работай аккуратно.

Сосчитай жетоны и оцени себя

Сос

Работай аккуратно.

Если закончил под

ними руку и

попроси лист

проверки.

Оценивай каждое

задание.

        Выпиши задание в дн             дневник.

ЖЕЛАЕМ

УСПЕХА!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ «ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ.МЕТАЛЛЫ» 5класс

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ по теме  «ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ.МЕТАЛЛЫ». Контрольный тест. ...

Конспект урока "Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Африки."

Коспект урока по теме "Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Африки." 7 класс...

Конспект урока и презентация по географии "Географическое положение. История открытия. Рельеф и полезные ископаемые Австралии."

Урок применяет новые информационные технологии. Учащиеся знакомятся с географическим положением материка, исследователями и рельефом. Выполняют практическую работу....

План-конспект урока «Рельеф и полезные ископаемые Евразии».

План-конспект урока с использованием ЭОР. Цель урока:  Изучить особенности рельефа материка Евразия, выяснить причины, обусловившие эти особенности, выявить взаимосвязь тектонического строения и...

конспект урока географии в 7 классе СКОУ I-II вида по теме "Рельеф и полезные ископаемые Евразии"

Тема: Рельеф и полезные ископаемые ЕвразииЦель: расширить и углубить знания обучающихся о природе Евразии.Задачи: - формировать знания и представления об особенностях основных форм рельефа  и сос...