Конспект урока по естествознанию. Тема "Шиповник".
план-конспект урока по естествознанию (7 класс) на тему

Татьяна Викторовна Грачёва

 Предлагаю вашему вниманию конспект урока по естествознанию для обучающихся 7 класса (умеренная умственная отсталость). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект по естествознанию33.56 КБ

Предварительный просмотр:

ОГБОУ «Школа-интернат «Вера» г. Рязани»

Учитель: Грачева Т.В.

Класс: 7

Предмет: «Естествознание».

Дата проведения: 28.11.2014г.

Тема: «Шиповник».

Цель: формирование представлений, знаний о шиповнике.

Задачи:

 Образовательные:

-закрепление представлений о хвойных и лиственных деревьях: ели, сосне, березе, липе, дубе, их строении (корень, ствол, листья (хвоинки)), месте произрастания, использовании человеком;

-ознакомление с понятием «кустарник»;

-ознакомление с кустарником «шиповник»:

1)строением растения:

-корень (в почве у растения развивается корень);

-стебель (стебли коричневого цвета, покрыты шипами);

-листья (листья продолговатой формы, зеленым цветом);

-цветок (у растения имеются цветы различной окраски);

-плоды (плоды шиповника – орешки, которые находятся внутри ложной ягоды).

2)местом произрастания растения (леса, поля, берега рек);

3)использование человеком (в медицине применяют корни, стебли, цветы и плоды шиповника, из них получают различные настойки, отвары, чаи, соки, сиропы, варенье);

-упражнение в практическом применении ложных плодов шиповника (заваривание шиповника в термосе, приготовление напитка из сиропа).

 Коррекционные:

-коррекция общей и мелкой моторики (через практическую деятельность);

-коррекция памяти (через вопросно-ответную форму работы, составление рассказа по технологическим картам);

-коррекция мышления (синтез) (через практическую работу);

-коррекция внимания через установку на данный психический процесс;

-коррекция речи (через полные ответы на вопросы, работу с технологическими картами);

-коррекция эмоционально-волевой сферы (через совместную работу).

 Воспитательные:

-воспитание аккуратности, самостоятельности;

-воспитание аккуратного отношения к книгам;

-воспитание доброжелательного отношения друг к другу, умения работать в команде

Оборудование, наглядность:

-компьютер, проектор;

-образцы стеблей шиповника;

-образцы ложных плодов шиповника;

-термос, чашки, столовые ложки, сироп шиповника, плоды шиповника для практической работы;

-технологические карты.

Ход урока.

Раздел

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Примечание

Время,

мин

1.Орг. момент

- Сегодня на урок пришло много гостей, поздоровайтесь.

- Сядьте правильно, красиво (правильность посадки на уроке).

- Любите родную природу - 
Озера, леса и поля. 
И небо, и воздух, и солнце,

Как щедра же наша земля!

Любите вы дождь моросящий,

И речку, что мирно журчит

И пусть каждый день предстоящий

Любовь в нас к природе несет!!

-О чем было стихотворение?
-На каком уроке мы с вами говорим о природе?

-Чему посвящены уроки естествознания в 7 классе? (растениям)

-Правильно, на уроке естествознания мы с вами изучаем растения.

Здороваются с гостями, улыбаются друг другу, садятся правильно, красиво.

ответы детей

ответы детей

ответы детей

2

2.Актуализация знаний о ранее изученных растениях

 -И сейчас я проверю, насколько хорошо вы знаете изученные растения. Я вам буду читать описание растений, вы попробуете узнать их.

1)Ствол этого дерева покрыт коричневой корой. Хвоинки короткие, колючие, расположены на ветке поодиночке. Дерево не имеет цветков. Семена созревают в шишках. Шишки удлиненные, свисают с веток вниз.

2)Это лиственное дерево. Ствол покрыт белой корой – берестой. Листья округлые, на концах заостренные. Цветки мелкие, собраны в соцветия – сережки.

3)Ствол этого дерева высокий, покрытый темно – коричневой корой. Листья удлиненные, резные. Плод называется желудь. Эти деревья растут очень медленно.

4)Это хвойное дерево. Ствол покрыт светло – коричневой корой. Хвоинки длинные, располагаются пучками, по две хвоинки в каждом пучке. Дерево не имеет цветков. Семена созревают в шишках. Шишки короткие.

5)Ствол у этого дерева высокий, покрыт темно – коричневой корой. Цветки мелкие, бледно – желтого цвета. В цветках много сладкого сока – нектара. Мед, собранный с цветов  этого дерева – очень вкусный и полезный.

Итак, мы вспомнили изученные растения, а сейчас внимание на экран. Я разделила деревья

на 2 группы. Все ли правильно?

-Где вы заметили ошибку?

-Как можно ее исправить?

Как вы уже знаете, деревья делятся на 2 группы – хвойные и лиственные. К хвойным деревьям относятся ель, сосна, а к лиственным – береза, дуб, липа.

ель

береза

дуб

сосна

липа

-ответы детей

слайд

слайд

слайд

слайд

слайд

слайд

слайд

3.Физкультминутка

Игра «Да-нет»

Я буду называть вам утверждения. Если они правильные, вы хлопаете в ладоши, если нет – топаете ногами.

1.Листья хвойных растений называются хвоей  (да)

2.К лиственным деревьям относятся ель и сосна (нет).

3.У лиственных и хвойных растений есть корень, ствол, листья (да).

4.Древесину сосны и ели используют в строительстве (да).

5.Лиственные и хвойные деревья растут в огороде (нет).

6.Плод дуба – желудь (да).

7.На Новый год принято наряжать березу, как символ праздника (нет).

8.Липовый мед – очень вкусный и полезный (да).

4.Сообщение темы урока.

Итак,  мы с вами вспомнили изученные деревья, разделили их на 2 группы - лиственные и хвойные, вспомнили строение, место произрастания и использование деревьев человеком.

Сегодня на уроке мы с вами продолжим изучать растения. И познакомимся с кустарником.

-Кто знает, что такое кустарник?

-Кустарник – это многолетнее растение. В отличие от деревьев, у кустарников нет главного ствола, а есть много стеблей.

Кустарники очень разнообразны. Но у всех у них, как мы уже сказали, нет главного ствола, а есть много стеблей.

А вот о каком кустарнике пойдет речь сегодня на уроке, вы мне скажете сами.

слайд

слайд

5.Работа с учебником

6.Практическая работа детей.

7.Итог урока

Открываем учебники на стр. 46.

(правила работы с учебником:

-берем книгу чистыми руками;

-не сгибаем книгу;

-не кладем в книгу карандаши или авторучки;

-не загибаем страницы, а пользуемся закладкой;

-не рисуем и не пишем в книге;

-не читаем книги во время еды.

-Какой это кустарник?

- Вика прочитает нам рассказ о шиповнике (чтение текста сильным учеником).

-Что вам запомнилось о шиповнике после прочтения текста?

Рассказ учителя о шиповнике.

-Сейчас я расскажу вам о нем немного поподробнее.

По своему происхождению шиповник  является диким предком традиционной розы, одного из самых красивых цветов нашего садового хозяйства. Розам посвящены стихи, песни, картины. Недаром розу называют Царицей цветов. А шиповник, как и тысячу лет назад, растет себе в диком виде, выставляя напоказ свои острые шипы и прикрывая ими небольшие плоды, красного или немного оранжевого цвета. Именно эти плоды, наполненные кисло-сладкой, немного вяжущей мякотью, и являются одними из первых в мире витаминов и лекарственных препаратов.

Шиповник – тема нашего урока. На сегодняшнем уроке мы познакомимся с особенностями строения шиповника, местом произрастания, пользой для человека.

        

Итак, дальнейшую работу мы будем вести по плану.

 1. Особенности строения

а) корень
б) стебель

в) листья

г) цветы

д) плоды

2. Места произрастания

3. Использование человеком

Шиповник – дикорастущее растение. Это кустарник.

В почве у шиповника развивается корень (отмечаем в индивидуальных планах работы).

Шиповник не имеет ствола, у него много стеблей коричневого цвета, которые покрыты шипами. От этого шиповник и получил свое название (рассматриваем стебель), (отмечаем в индивидуальных планах работы).

Листья шиповника продолговатые, зеленым цветом, на одном черешке располагается 5-7 листьев (отмечаем в индивидуальных планах работы).

Цветки шиповника похожи на маленькие розочки, они бывают красным, розовым, желтым, белым цветом (отмечаем в индивидуальных планах работы).

Плоды шиповника имеют вид ягод с красной мякотью, но это – ложные плоды.

Настоящие плоды – орешки, находятся внутри ложной ягоды. (рассматриваем плоды), (отмечаем в индивидуальных планах работы).

-Как вы думаете, где растет шиповник? (шиповник – дикорастущее растение, поэтому мы можем встретить его в лесах, полях, по берегам рек),  (отмечаем в индивидуальных планах работы).

Следующий пункт нашего плана – применение.

Шиповник – очень полезное растение. В медицине применяют корни, стебли, цветы и плоды шиповника. Из них получают различные настойки, отвары, чаи, соки, сиропы, варенье.

И сегодня вы тоже попробуете приготовить напитки из ягод шиповника. Для этого нам необходимо разделиться на 2 группы. Подходим к столам и определяем по фотографии свое место.

1 подгруппа.

Мы с вами будет заваривать ложные плоды шиповника. Этот напиток содержит много витамина С и очень полезен осенью, зимой, весной, когда организму не хватает витаминов.

-В каких продуктах еще содержится витамин С? (лимон, апельсин, черная смородина, чеснок).

Заваривать плоды шиповника необходимо в термосе, который сохраняет тепло.

Берем ложные плоды шиповника.

Кладем в термос.

Заливаем горячей, но не кипящей водой.

Закрываем крышку.

Настаиваем 5-7 минут (отмеряем время по таймеру).

2 подгруппа. С вами мы будем делать витаминный напиток из сиропа шиповника. Нам понадобится концентрированный сироп, который продается в аптеке, кружки, ложки.

Берем чайную ложку.

Наливаем в нее сироп.

Опускаем ложку в чашку, добавляем воды.

Размешиваем напиток.

Оставляем на 5-7 минут для лучшего растворения.

Для чего мы с вами делаем напитки из шиповника? (для пополнения организма витамином С)

Используя такой настой, каждый из вас сможет позаботиться о собственном здоровье и здоровье близких.

Какой урок был?

-Чем занимались на уроке?

-С каким растением познакомились?

-Имеет ли шиповник корень?

-Какие стебли у шиповника?

-Какие у шиповника цветы?

-Как называются плоды шиповника?

-Где растет шиповник?

-Как человек использует корень, стебли, цветы и плоды шиповника?

-Что вы сегодня сами делали на уроке?

-Для чего вы это делали?

-Составление рассказа учениками (говорящий и безречевой у доски).

-Молодцы, ребята, вы очень хорошо сегодня работали на уроке.

Оценки за урок.

Время приготовления наших напитков прошло. А сейчас вы можете попробовать приготовленные напитки из шиповника.

ответы детей

-ответы детей

инд. работа детей

инд. работа детей

инд. работа детей

инд. работа детей

инд. работа детей

инд. работа детей

инд. работа детей

ответы детей

ответы детей

слайды

слайд

слайд

слайд

слайд

слайд  

слайд

слайд

слайд

слайд

слайд

2

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока естествознания 4кл. Моделирование природной зоны пустынь.

Урок проводится в классе обучающихся по системе Эльконина Давыдова....

Рабочие программы по физике и конспекты уроков естествознания

Вы можете познакомиться с Рабочими программами по физике для 7-9 и 10-11 классов;уроком естествознания в 5 классе по теме: "Электрическая сила";уроком естествознания в 6 классе по теме: "Строение глаз...

Конспект урока по естествознанию в 7классе «Распространение плодов и семян в природе»

Урок ставит своей целью вооружать учащихся знаниями о способах распространения семян в природе. Учит беречь и охранять природу....

Конспект урока по естествознанию

Тема.  Домашние лошади.Цель:  расширить знания учащегося о домашнем животном - лошади....

Конспект открытого урока по естествознанию в 7 классе. Тема урока: «Внешнее строение листа. Разнообразие листьев»

Цели урока:  Формирование знаний о листе как составной части побега, навыков исследовательской деятельности учащихся в процессе ознакомления с внешним строением листа.Задачи:ознакомить с разнообр...

Конспект урока по естествознанию "Уникальные свойства воды" (5 класс)

Знакомство учащихся 5 класса с уникальными свойствами воды, как одной из главнейших форм и источником жизни на Земле. Создание условий для формирования ответственного отношения человека к природным во...