Главные вкладки

    Организация индивидуальной работы с обучающимися с интеллектуальной недостаточностью
    статья

    Лайтер Лариса Дмитриевна

    индивидуальное надомное обучение

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл биология20.21 КБ
    Файл надомное обучение19.44 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа-интернат № 16

    Пушкинского района Санкт-Петербурга

    Технологическая карта урока

    по биологии 7 класс

    Тема:  «Растение-целостный организм»

    Учитель: Лайтер Лариса Дмитриевна

    Санкт-Петербург 2015

    ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

                                             педагога ГБОУ школы-интерната № 16 Пушкинского района Санкт-Петербурга

    __ ___ Лайтер Ларисы Дмитриевны ____

                                                                                                                                                (фамилия, имя, отчество, квалификационная категория)

                                                                         Предмет:   ____Биология _________________________

                                                                         Тема:  «Растение-целостный организм»

                                                                         Дата____30.10.2015г._____________________________

                                                                      МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА

    Цель урока

    Дать представление о целостности растительного организма.

    Задачи урока

    Коррекционно-образовательные: 

    1. Сформировать понятие о взаимосвязи всех органов в растительном организме;
    2. Продолжать формировать понятие о взаимосвязи растений с окружающей средой;
    3. Обобщить знания об особенностях строения органов цветковых растений;

    Коррекционно-развивающие: 

    1. Корригировать и развивать умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности в природе;
    2. Развивать систему практических умений по улучшению окружающей среды своей местности;
    3. Развивать чувство ответственности.

    Коррекционно-воспитательные: 

    1. Воспитывать нравственные качества учащегося.
    2. Преодолевать в характере ученика потребительское отношение к природе;
    3. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
    4. Создать положительно-эмоциональный фон урока.

    Ожидаемые результаты

    (УУД – универсальные учебные действия)

    Предметные:

    1. Расширение знаний о растениях;
    2. Формирование  понятий взаимосвязи растения с окружающей природой;
    3. Изучить строение растения;

    Метапредметные:

    1. Проявление инициативы и самостоятельности в обучении.
    2. Формирование умения планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
    3. Формирование умения взаимодействия и выполнения совместной работы с учителем.
    4. Формирование навыков экспериментальной деятельности.

    Личностные:

    1. Формирование положительного отношения к процессу познания;
    2. Проявление интереса к окружающему миру.
    3. Формирование умения оценивать результаты учебной деятельности.

    Педагогические технологии

    Обучение в сотрудничестве с экспериментированием и игровая технология. Интегрированное обучение (матем, литер. чтение), развивающее и проблемное обучение. «Метод проектов»

    Методы, методические приемы

    Методы:

    1. Развивающий;
    2. частично-поисковый;
    3. проблемный;
    4. игровой;
    5. словесный
    6. наглядный

    Методические приемы:

    1. обращение к личному опыту ученика;
    2. задания, помогающие обогатить опыт;
    3. игры: дидактические, развивающие, словесные, подвижные;
    4. познавательные задания, вопросы;
    5. творческие задания;
    6. проведение практического эксперимента.

                                                                                                                          СТРУКТУРА УРОКА

    Этапы урока

     

                                                                             Содержание

    Введение в урок

    1. Постановка темы и цели урока.
    2. Разгадывание кроссворда

    Основная часть

    Мотивация учебной деятельности.

    Изучение нового материала.

    1. Вопросы и ответы «Органы растения»
    2. Практическая работа.
    3. Ответы на вопросы: «охрана окружающей среды»
    4. Физкультминутка. ОРУ с палкой.
    5. Коррекция: стихи о цветах; собирание пазлов цветка

    Заключительная часть

    1. Подведение итогов урока.
    2. Практическое домашнее задание.

    Рефлексия

    Практическое выполнение д/з- как привитие навыков самостоятельной работы и повышения интереса к предмету.

    Мониторинг

    Экспериментальное изучение «растения-как целостного организма» путем разнообразных методов и приемов.

    Заключение

    На уроке сформировали представление о целостности растительного организма. Корректировали речь. Проводили разнообразные совместные игры.

                                                                                                           АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ

    1. Учащийся освоил новые приемы обучения (игровое экспериментирование);
    2. Получил позитивный опыт совместной работы;
    3. Познакомился с интересными фактами из жизни растений;
    4. Совместно с учителем креативно решили поставленные задачи.



    Предварительный просмотр:

    Статья

    Организация индивидуальной работы с обучающимися с интеллектуальной недостаточностью

    (из опыта работы)

    Требование учитывать индивидуальные способности ребенка в процессе обучения - очень давняя традиция. Необходимость в этом очевидна, ведь учащиеся в значительной мере отличаются друг от друга.

            Индивидуальный подход  направлен на создание благоприятных условий обучения, учитывающих, как индивидуальные особенности каждого ребенка (особенности высшей нервной деятельности, темперамента, характера, скорость протекания мыслительных процессов, уровень  сформированности знаний и навыков, работоспособность, умение учиться, мотивацию, уровень развития эмоционально-волевой сферы и др.),  так и его специфические  особенности, свойственные детям с данной категорией нарушения развития.

           Индивидуальный подход имеет большое значение при оценке успеваемости, так как школьники с интеллектуальной недостаточностью в силу неоднородности дефекта имеют разные учебные возможности. Оценка их успеваемости не может основываться на общих оценочных нормах, она должна учитывать степень продвижения ученика, стимулировать процесс его учения и выполнять воспитательную функцию.

         Структура индивидуальной образовательной программы будет различной в зависимости от возраста ребенка, для которого она разрабатывается, а также от целевой установки программы и решаемых задач. В литературе представлены различные подходы к структуре индивидуальной программы для детей с психофизическими нарушениями, которые могут служить ориентиром при подготовке СИПР для обучающихся с умственной отсталостью (И.М. Бгажнокова, А.Д. Вильшанская, М.В. Жигорева, А.В. Закрепина, В.В. Коркунов, И.С. Макарьев, Е.А. Стребелева, Е.А. Ямбург и др.).

           Индивидуальный подход включает в себя следующие элементы, тесно связанные между собой и представляющие цикл, периодически повторяющийся на новом уровне:

    • систематическое изучение каждого ученика;
    • постановка ближайших педагогических задач в работе с каждым учеником;
    • выбор и применение наиболее эффективных средств индивидуального подхода к ученику;
    • фиксация и анализ полученных результатов;
    • постановка новых педагогических задач.

          Обязательными компонентами индивидуальной образовательной программы являются краткая психолого-педагогическая характеристика ребенка, цель и задачи коррекционно-развивающей работы, содержание программы, а также требования к уровню подготовленности ребенка, которые позволяют оценить полноту реализации содержания индивидуальной образовательной программы на уровне динамики тех или иных составляющих психофизического развития ребенка.

           Как отмечает В.В. Воронкова, индивидуальный подход предполагает всестороннее изучение учащихся и разработку соответствующих мер педагогического воздействия с учетом выявленных особенностей. Об этом же пишут С.Д. Забрамная и Ю.С. Костенкова: «Благодаря индивидуальному подходу становится возможным развитие свойств внимания умственно отсталых детей, доступное для них содержание обучения, через особый его темп и организацию, использование специфических приемов и способов коррекционно-педагогической работы».

          Прежде чем реализовывать принцип индивидуального похода, необходимо тщательное изучение учащихся: их индивидуальных особенностей, уровень знаний и умений.           

          Успешность применения индивидуального подхода к учащимся определяется правильным подбором дифференцированных заданий, систематическим контролем учителя за их выполнением, оказание своевременной помощи ребёнку в случае возникновения у него затруднений.

            Расскажу о том, как я осуществляю индивидуальный подход в обучении. Так как я учитель надомного обучения, то возможностей применять индивидуальный подход у меня много, по сравнению с учителем, работающим на классе. Годовое планирование для работы я составляла на основе Программы VIII вида под редакцией Л.Б.Баряевой. У меня два ученика, один- 10 класса (ОР), второй -1 класса I варианта. Программы, конечно, разные и скорректированы к каждому ученику.  И методы, и подходы к работе у меня тоже разные.

             Алексей у меня обучается с 5 класса. Ребенок перешел ко мне с нарушенным поведением, эмоциональными расстройствами. Это проявлялось в чрезмерной возбудимости, плаксивости, эмоциональных срывах, агрессии по отношению к педагогу и к окружающим. За годы учебы между нами установились хорошие, дружеские, доверительные отношения. Для достижения этой цели использовался метод поощрения в конце каждой учебной четверти. Заканчивая ее, мы обязательно шли на экскурсию, в кафе или в парк. В парке, мы продолжали обучение по предметам: «история и культура СПб», «биологии» и «географии».  Весной и осенью мы брали с собой бинокль, рассматривали природу и кормили уток и белок. Или шли на стадион, где зимой, например, мы катались на лыжах. Бывая в кафе, мы делили мороженное на части, используя математические дроби. Такие прогулки всегда приносили и приносят положительный результат.

          А вот Иван, оказывается, совершенно не готов к школьному обучению. У него преобладает игровая деятельность, отсутствует интерес к учёбе.  Не понимает правил поведения в школе и на уроке, в частности. Ребенок имеет ярко выраженные поведенческие расстройства. Это выражается в нежелании выполнять даже элементарные действия, задания.Он отказывается делать, выполнять и даже слушать. Для повышения интереса, вовлечение его в учебную деятельность я применяю только игровую форму. Например: в помощь себе я взяла еще одного «участника» наших уроков-аиста. К этому персонажу я постоянно обращаюсь для вовлечения ребенка в учебный процесс. Именно этот вариант, по моим наблюдениям, оказывает положительный эффект на восприятие материала. Длинный клюв аиста- наша ручка, которой мы работаем в тетрадях, наклон головы-внимание со стороны птицы к тому, чем мы занимаемся.

    Положительное действие оказывают так же 5ти минутные музыкальные физразминки, на которых ребенок с удовольствием берет на себя роль учителя, показывая различные движения и применяя математический счет в пределах 10, а после чего, он уже с удовольствием передает «эстафету» мне-педагогу.

     Многие понятия мы заменяем знаками - символами (пиктограммами), что очень помогает нам в работе на уроках «Мир природы и человека» и «Речевая практика». Структура урока строится на показе и повторении. Весь материал мне постоянно приходится перерабатывать, адаптируя его под ребёнка. Сложными для восприятия ему оказываются и учебники. На уроках мы применяем карточки, картинки.

           Как же мы работаем? На уроках чтения у нас набор букв, они достаточно большого размера, удобны.  Я называю буквы. Предлагаю найти из нескольких букв нужную. Всё это происходит в игровой форме.  Для уроков «Мир природы и человека» мы ведём специальные альбомы. В них каждое понятие – это картинка с надписью, которая добавляется карточкой – словом. Это уже элементы глобального чтения. Ученик любит такие уроки. На каждом уроке я использую задания по раскрашиванию. Это и моторику развивает и цветовосприятие.  Буквы и цифры мы раскрашиваем, обводим по точкам, выделяем среди остальных. Рисуем на разных поверхностях, выкладываем из палочек.

          Таким образом, я стремлюсь к тому, чтобы каждый ученик работал в полную меру своих сил, чувствовал уверенность в себе, ощущал радость учебного процесса, продвигался в развитии.

        Основная установка при проведении занятий с умственно отсталыми детьми – организация их активной практической деятельности. Обязательная эмоциональная положительная оценка учителем малейших достижений ребёнка.

       


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическое сообщение из опыта работы. Устранение нарушений чтения у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью.

    В своём сообщении я хочу поделиться проблемами чтения у обучающихся нашей школы и методами логопедической коррекции, помогающими достижению максимально возможных успехов в преодолении этих нарушений у...

    Организации индивидуальной работы с обучающимися на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)

    Научно-методическая публикация по проблемам образования и воспитания обучающихся  "Организации индивидуальной работы с обучающимися на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)"...

    Игровые технологии, в работе логопеда, как средство формирования коммуникативных навыков у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью

    Один из видов личностных результатов - это введение обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социокультурным опытом,  овладение  социально-бытовыми  умениями, испо...

    Особенности организации коррекционно-развивающей работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью в условиях детского дома

    Выступление на Всероссийской научно-практической конференции с международным участием "Образование лиц с проблемами  интеллектуального развития: истоки и современность" с докладом на тему "Особен...

    Использование картинных символов коммуникации как средство овладения элементарными коммуникативными функциями на уроках «Ориентировки в окружающем» при работе с обучающимися с интеллектуальной недостаточностью (втором отделении вспомогательной школы) в ус

    В работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью для наиболее эффективной организации коррекционно-образовательного процесса необходимо использовать альтернативные средства общения. В мой практик...

    Статья. Дифференцированное обучение как обеспечение психологического комфорта в соответствии с индивидуальными потребностями обучающихся с интеллектуальной недостаточностью

    Дифференцированное обучение прочно вошло в современную педагогическую практику.Наиважнейшей задачей образовательных учреждений является создание таких условий обучения, которые обеспечивали бы в наибо...