Аллергия- чума 3 тысячелетия
проект по естествознанию (11 класс)

Поливанова Татьяна Владимировна

Научно-исследовательский проект 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nir_allergiya-chuma_tretego_tysyacheletiya.docx110.48 КБ

Предварительный просмотр:

      Департамент здравоохранения города Москвы
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Департамента здравоохранения города Москвы
«Медицинский колледж №1»

Научно-исследовательская работа
Тема «
Аллергия – «чума третьего тысячелетия»

                                                                          Специальность: Лабораторная диагностика

                                                           Студенты: Младенович Ана Горановна

                                                                                    Степанов Дмитрий Антонович          

     Курс: II

               Группа Л22-3

                 Руководитель:

                                                     Поливанова Татьяна Владимировна


Москва
2019

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………....3

ГЛАВА 1. Аллергия и аллергены

1.1 Принцип действия иммунной системы……….………………………....5

1.2 Виды аллергических реакций………………………………………..…...6

  1. Типы аллергических реакций…………………………………………......7

1.4 Виды аллергенов……………………………………………….………….8

1.5   Первая помощь при аллергии……………………………………….....10

1.6 Профилактика аллергии………………………………………………....11

ГЛАВА 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ………………….....………14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………15

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………….......16

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………17

ВВЕДЕНИЕ

     В мире существует множество болезней, ключи к разгадке которых ученые всего мира ищут столетиями. Одним из таких заболеваний является аллергия — настоящий бич человечества в современном мире. Количество аллергических болезней ежегодно растет, степень их тяжести усугубляется.

 В истории именно аллергии принадлежит слава чумы 3-го тысячелетия, болезни цивилизации, поражающей, как ни парадоксально, добрую половину молодых людей (как правило до 40 лет). По статистике, сейчас в мире от 20 до 40% людей, то есть как минимум каждый пятый житель планеты, страдают от той или иной формы аллергии. В одной лишь Северной Америке насчитывается 40 миллионов больных, значительная часть которых - дети.

В России ситуация ненамного лучше. По официальной статистике, в зависимости от региона этому заболеванию подвержены от 5 до 30% населения. В Москве же число больных достигает 16-17%. Причем каждые 10 лет количество больных удваивается. Если верить прогнозам врачей, то уже в ближайшие годы большая часть населения Земли станет аллергиками.

Предмет исследования: аллергия, ее виды, профилактика аллергии.

Объект исследования: анализ результатов по распространенности аллергии среди студентов 2 курса.

Цели: выявить распространенность аллергии среди студентов 2 курса. проанализировать и обобщить статистические результаты

Задачи:

  1. На основе изучения литературы по теме исследования определить причины возникновения и особенности проявления аллергических реакций;
  2. Выявить распространённость аллергических реакций среди студентов 2 курса (по результатам анкетирования);
  3. Познакомить с практическими методами профилактики аллергических реакций;
  4. Сформулировать выводы на основе результатов исследования.

Методы исследования:

  1. Поисково-информационный;
  2. Аналитический;
  3. Сравнительный.

        

ГЛАВА 1. АЛЛЕРГИЯ И АЛЛЕРГЕНЫ

Аллергия — это нетипичная реакция иммунной системы организма на раздражители, бактерии и вирусы. Иммунная система поддерживает постоянство состава организма на клеточном и макромолекулярном уровнях, предотвращая попадание чужеродных тел.

Вредные вещества могут не только проникать в организм снаружи, но и образовываться самостоятельно внутри из-за разных патологий. С ними иммунитет борется собственными силами.

1.1 Принцип действия иммунной системы

Что есть иммунная система? Если упростить для понимания ее строение, то выглядит она так:

  • органы иммунной системы: селезенка и вилочковая железа;
  • лимфоузлы;
  • кровяные клетки — лимфоциты и антитела — особые клетки, вырабатываемые иммунитетом для борьбы с чужеродными бактериями.

При попадании вредных веществ (антигенов) внутрь организма иммунная система изучает их строение и создает специальные антитела (иммуноглобулины) для устранения именно этих веществ. Для каждой бактерии и вируса создается свое отдельное антитело. Производством таких “защитников” занимаются В-лимфоциты, расположенные в лимфатических узлах. Существует и второй тип — Т-лимфоциты. Они уничтожают собственные клетки, которые уже были заражены антигенами.

Иммуноглобулин, направленный на защиту от аллергенов — тел, которые вызывают аллергию, — есть в каждом организме. У людей, склонных к аллергии, содержание такого иммуноглобулина выше нормы.

Как это происходит — реакция на раздражители

  1. Аллерген попадает в организм. Это может быть что угодно: от цветочной пыльцы до пыли от косметики.
  2. Выделяется большое количество иммуноглобулина IgE для нейтрализации чужеродных элементов. Причем для каждого вида аллергена будет свое антитело.
  3. Затем IgE соединяется с тучными клетками или базофилами. Происходит образование союза “иммуноглобулин — аллерген — базофил (или тучные клетки)”.
  4. Соединения с базофилами спокойно перемещаются по организму вместе с кровотоком, а с тучными клетками остаются на месте. Так иммунная система считывает строение аллергена и готовит противодействие.
  5. При следующем попадании аллергена в организм эти соединения выделят специальную защиту — гистамин. Вещество вызывает спазм мышц кишечника, бронх, желудка, снижение артериального давления за счет расширения капилляров, отеки. Так и происходит реакция организма на присутствие в нем аллергена.

1.2 Виды аллергических реакций

Виды аллергии подразделяются в зависимости от места контакта и проявления реакции:

  • пищевая — реакция организма на продукты: яйца, молоко, курицу, рыбу, рожь. Симптомы: зуд, экзема, покраснение кожи, боли в животе, рвота и другие признаки;
  • крапивница — аллергический дерматит, проявляемый появлением бледно-розовых волдырей, как после ожога крапивой;
  • поллиноз — реакция иммунной системы на пыльцу растений. Симптомы: нарушение обоняния, удушье, бронхит и другие признаки;
  • аллергический конъюнктивит — разновидность поллиноза, отражающаяся на глазах: происходит воспаление в конъюнктиве — верхней части, покрывающей белый слой глаза. Симптомы: слезоточивость, зуд, отек глаз;
  • аллергический ринит — реакция слизистой оболочки носа на аллергены. Проявления: зуд, многократное чихание, отек слизистой;
  • атопический дерматит — хронический аллергический дерматит. Характерен для лиц с генетической предрасположенностью к атопии.

Если разделить реакции организма по действию на органы человека, можно выделить следующие виды:

  1. Кожная — контакт с химическими продуктами, медицинскими препаратами, некоторыми продуктами и пыльцой растений.
  2. Респираторная — все аллергены, проходящие через дыхательные пути: пыльца, пыль, шерсть домашних животных, аэрозоли и спреи.
  3. Пищевая — все, что связано с продуктами питания — как правило, белковые, ягоды, сахар, фрукты.
  4. Инфекционная — кишечные паразиты и инфекционные микроорганизмы.
  5. Ультрафиолетовая — на солнечный свет. Реакция проявляется на коже в виде зуда, покраснения, волдырей, сухости верхнего слоя кожи.

1.3 Типы аллергических реакций

Типы аллергии делятся на:

  1. Анафилактический — моментальная реакция организма. Еще быстрее проходит у детей. Проявляется в виде крапивницы, ринита, астмы и анафилактического шока. Характеризуется обширным выделением гистамина для предотвращения повторной атаки аллергена. Сопровождается расширением сосудов, отеком слизистой и сокращением мышц;
  2. Цитолитический — реакция организма направлена на уничтожение своих же клеток. Вызывается чаще всего медицинскими препаратами;
  3. Иммунокомплексный — проявляется спустя несколько часов. Это связано с тем, что иммуноглобулины взаимодействуют с аллергенами и в такой связке оседают на стенках сосудов, сужая кровоток и вызывая дерматит, конъюнктивит, артрит и многие другие заболевания;
  4. Гиперсенсибилизация — реакция организма происходит примерно через сутки и вызвана не аллергеном, а веществами, образовавшимися в результате контакта с ним. Симптомы: воспаление слизистой носа, ринит, различные виды дерматитов, астма и другие виды реакций.

  1.  Виды аллергенов

    Аллергенами принято считать особые антигены, которые вызывают у чувствительных людей аллергическую реакцию. Подобно другим чужеродным частицам, при попадании в организм они активизируют действие иммунной системы и вызывают ее ответную реакцию. Реакция организма всегда неадекватна и сопровождается воспалительными явлениями. Например, у человека может внезапно начаться кашель или насморк, который практически невозможно остановить. В считанные минуты тело может покрыться сыпью, появиться зуд и неприятное покалывание.

Внешние аллергены можно разделить на категории:

  • Эпидермальные. Достаточно обширная группа соединений, которые имеют биологическое происхождение. Сюда можно отнести чешуйки эпидермиса, волосы, шерсть животных, пух и перья. Нередко вместе с этими аллергенами в человеческий организм попадают микроскопические клещи. Они живут и размножаются на пухе.
  • Бытовые. А эти виды аллергенов не менее многочисленны. Все, что находится в вашем жилище (древесина, бумага, ткани) также может вызвать аллергическую реакцию. Сюда же относится пыль разнообразной природы.
  • Пищевые. У человека может наблюдаться аллергическая реакция на различные продукты. Очень часто это фрукты или овощи, орехи и грибы, мед, молоко, ягоды, икра, яйца, некоторые красители и пищевые добавки.
  • Лекарственные. Спровоцировать высыпания на теле могут антибиотики, вакцины и сыворотки, альбумин, сульфаниламиды, рентгеноконтрастные вещества. Проблема лекарственной аллергии в нашей дни становится все более актуальной. Даже если человеку известна классификация аллергеновмногие все равно принимают некоторые препараты без рецепта и предварительной консультации врача. Рекламные ролики витаминов и медикаментов присутствуют практически на каждом телеканале, что только усугубляет ситуацию.
  • Инфекционные. Ученые давно доказали, что вызвать аллергическую реакцию могут некоторые бактерии – например, стрептококки или патогенные грибы.
  • Паразитарные. Если в организме присутствуют гельминты и некоторые другие паразиты, продукты их жизнедеятельности могут вызывать сенсибилизацию.
  • Химические. Классификация аллергенов была бы неполной без химических соединений, с которыми человек контактирует в быту или профессиональной сфере. Даже обычный лак для ногтей у некоторых из нас может вызывать аллергию, не говоря уже о ядохимикатах, красках, полимерах и синтетических тканях.
  • Растительные аллергены. В дыхательные пути человека может проникать пыльца травы и деревьев во время цветения березы, злаков, лещины и дуба, лебеды и пр. В дальнейшем это может спровоцировать сезонное заболевания. Растительные аллергены опасны даже в составе фитопрепаратов – чаев, настоек и травяных сборов.

Эндогенные (внутренние) виды аллергенов

  • Естественные. Белки, которые в обычных условиях оказались изолированы от кровотока и больше не функционируют нормально. Это могут быть белки нервной системы, щитовидной железы и пр. Иногда изолирующий барьер может повреждаться – например, вследствие ожога или механической травмы. Поскольку иммунная система никогда раньше не контактировала с подобными структурами, она начинает воспринимать их как антигены, формируя защитную реакцию.
  • Приобретенные. Эти аллергены представляют собой собственные белки, которые изменяют свойства настолько, что становятся чужеродными для организма.

Примечательно, что эндогенные аллергеныточнее их образование, лежит в основе таких аутоиммунных нарушений, как ревматоидный артрит, системная красная волчанка.

1.5   Первая помощь при аллергии

Если Вы почувствовали жжение или зуд на коже, внезапную заложенность носа или признаки ангины, стали часто чихать и имеет место возможная аллергическая реакция, проделайте следующие процедуры:

  1. Промойте теплой водой предполагаемое место контакта с аллергеном на коже, в носу или ротовой полости.
  2. Если Вас укусило насекомое и на месте укуса осталось жало — удалите его.
  3. Избавьтесь от аллергена, если он рядом: цветы, домашние животные — перенесите их в другое помещение или ограничьте с ними свой контакт.
  4. Наложите на кожу повязку, смоченную в холодной воде.
  5. Примите антиаллергическое средство.
  6. Если Вам не стало лучше или состояние ухудшилось, вызовите скорую помощь или сходите в больницу сами, если в состоянии это сделать.

В случае если симптомы указывают на наличие серьезной аллергической реакции с тяжелыми последствиями —покраснение большой области или всего тела, рвота, одышка или тяжелое дыхание, хрипота или трудности с речью, — немедленно вызывайте скорую помощь.

Освободите больного от одежды, которая мешает дышать. Дайте человеку антиаллергенные препараты, если он в состоянии их принять. Ждите бригаду скорой помощи, не отходя от пациента, и следите за его состоянием.

  1.   Профилактика аллергии

Профилактику аллергий можно условно поделить на первичную и вторичную. Первичная предполагает предупреждение развития аллергических осложнений, вторичная рассчитана для лиц, страдающих аллергией.

Если больной перенёс анафилактическую реакцию, следует исключить контакт с аллергеном, данные занести в амбулаторную карту, больному выдать «Паспорт пациента с аллергическим заболеванием» с указанием диагноза, спектра сенсибилизации, мер по профилактике контакта с аллергеном и по оказанию скорой помощи. Перед инвазивными методами диагностики и операциями проводится премедикация.

В случае наличия наследственной предрасположенности к аллергическим заболеваниям у членов семьи, во время беременности женщина должна соблюдать диету с ограничением в питании продуктов промышленного консервирования из-за наличия в них пищевых добавок, вредных для плода. В первые полчаса после рождения ребёнка важно приложить его к груди матери, так как естественное вскармливание гораздо реже осложняется аллергической реакцией, чем искусственное.

Детям из группы риска рекомендуется позже вводить прикормы. Ребёнку должен быть организован режим антигенного щажения. Необходимо закаливать ребёнка и по возможности ограничивать контакты, проводить рациональное лечение острых респираторных заболеваний, которые могут осложниться респираторными аллергозами. Недопустимо применение при насморке сосудосуживающих веществ в составе капель, тем более с добавлением антибиотиков в капли. Желательно избавлять жилище от старых лишних вещей, шкур животных, ковров; для уборки помещения использовать пылесос с водным фильтром. 

Рекомендуется истреблять насекомых — клопов, тараканов, пауков, мух, комаров. Наряду с ежедневной влажной уборкой требуется проветривание помещений, недопустимо разведение комнатных растений, что создаёт условия для размножения плесневых грибов. Детям нельзя играть мягкими игрушками; исключить использование подушек с куриным пером и пухом; убрать из комнаты больного телевизор или компьютер, вокруг которых собирается пыль.

Больному с аллергопатологией нельзя работать в саду, на даче, особенно в период цветения растений. При выявлении сенсибилизации ребёнка не следует посещать зоопарк, цирк, носить одежду из шерсти и меха животных. Больной не должен контактировать со средствами бытовой химии, пользоваться духами, дезодорантами.

При поступлении ребёнка в учреждение дошкольного образования, школу рекомендуется информировать персонал об аллергии у ребёнка. Законодательно устанавливаются правовые основы регулирования отношений в области охраны труда, направленные на создание условий труда, соответствующих требованиям сохранения здоровья и жизни работников предприятий, исключения аллергизации их организма.

ГЛАВА 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Работа выполнялась в СП№3.

Нами проводилось анкетирование студентов 2 курса нашего структурного подразделения. Вопросы анкетирования представлены в Приложении 1.

В опросе участвовало 72 студента.

Результаты опроса представлены в виде диаграмм (Приложение 2).

Выводы:

  1. 51% опрошенных студентов страдает аллергией
  2. Больше половины из них страдают аллергией в определенное время года
  3. 50%-пыльцевая,30%-пищевая,12%-бытовая,8%-лекарственная
  4. 81% аллергия проявилась в школе, 12% в колледже и 7% с рождения
  5. 67% студентов, страдающих аллергией, имеют родственников с аллергией

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Зарубежная и отечественная статистика констатирует, что число аллергических заболеваний год от год растёт, поэтому в наше время надо всем знать, что такое аллергия, её признаки, осложнения, чтобы вовремя обратиться за помощью к специалистам. Каждый должен уметь оказать первую минимальную помощь при возникновении аллергической реакции. Аллергические заболевания учёные не относят к группе наследственных заболеваний, при которых ген, вызывающий патологическое состояние, передаётся непосредственно от родителей к ребёнку. Однако при аллергических заболеваниях ребёнку передаётся предрасположенность к ним. Поэтому родители, имеющие какие-либо аллергические реакции, должны проводить профилактику, что бы предотвратить развития аллергии у ребёнка. Ведь имея наследственное предрасположение к аллергическим болезням, при определённых условиях можно избежать заболевания.

Большое значение в профилактике аллергических болезней имеет правильное физическое воспитание и закаливание организма. Физически развитые, закаленные люди значительно реже подвержены острым респираторным заболеваниям, то есть дополнительному воздействию аллергенов.

Своевременное устранение контакта с виновным аллергеном специфические методы лечения, правильный режим труда, питания, отдыха, сна - необходимые слагаемые успеха в профилактике аллергических заболеваний.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аронова Е.А. Иммунитет. Теория, философия и эксперимент. Москва, КомКнига, 2006 г. - 160 с.
  2. Национальное руководство. Санкт-Петербург, ГЭОТАР-Медиа Аллергология и иммунология., 2009 г. - 662 с.
  3. Петров В.И. Перепелкин А.И. Медицина. Москва. 2004 г. - 312 с.
  4. Покровского. В.М. Коротько Г.Ф. Физиология человека. Медицина. Москва. 2000 г., т. 1, стр. 298 - 307.
  5. Стенли М. Нагуа, М. Эрик Гершвин. Секреты аллергологии и иммунологии. Москва, Бином, 2004 г. - 320 с.
  6. Каде А.Х. «Аллергия и аллергены»  М.: Учебное пособие для подготовки к итоговому занятию №3. 2006.
  7. Хаитов Р.М. «Клиническая аллергология» : Медпрессинформ, 2002.
  8. Лусс Л.В. «Проблемы пищевой аллергии в гастроэнтерологии», 2004.
  9. Лолора Г., Фишер Т., Адельман Д. «Клиническая иммунология и аллергология» - М.: Практика, 2000.
  10. Адрианова Н.В., Самушия Ю.А. «Неотложная помощь при аллергических заболеваниях» - М.: Медицина, 1968.
  11. Ногаллер А.М. «Пищевая аллергия». – М.: Медицина, 1983.
  12. Пыцкий В.М., Адрианова Н.В., Артамасова А.В. «Аллергические заболевания». – М.: Медицина, 1984.
  13. Фрадкин В.А. «Аллергены». – М.: Медицина, 1978.
  14. Лопатин А.С. «Аллергический ринит» - М.: ЦКБ МЦ УД Президента РФ, 2002.
  15. Казмирчук В.Е., Ковальчук Л.В., Мальцев Д.В. «Клиническая иммунология и аллергология». – Киев: Феникс, 2009.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

  1. Присутствуют ли у вас какие-либо аллергические заболевания?
  1. Да
  2. Нет
  1. Возникает ли у вас аллергия в определенное время года?
  1. Да
  2. Нет
  1. Какая именно у вас аллергия?
  1. Бытовая (пыль, перья, плесневые грибы и т.д)
  2. Пищевая (цитрусы, орехи, шоколад и т.д)
  3. Пыльцевая (амброзия, дуб, злаки и т.д)
  4. Лекарственная
  1. В каком возрасте появились первые признаки заболевания?
  1. С рождения
  2. В школе
  3. В колледже
  1. Наблюдается ли у ваших родственников аллергия?
  1. Да
  2. Нет
  3. Не знаю

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по истории древнего мира "Египет-сын тысячелетий"

разработка нестандартного урока по истории древнего мира по теме "Египет - сын тысячелетий"...

Презентация к занятию по теме "Аллергия"

Данную презентацию можно продемонстрировать на уроках биологии в 8 классе по теме "Кровь", а также на дополнительных занятиях и занятиях кружка при изучении причин, механизмов возникновения аллергии и...

Исследовательская работа на тему: "Аллергия".

Работа знакомит с аллергией и ее особенностями. Позволяет выявить причины аллергии и ее клинические проявления, значение правильного образа жизни....

Литературно-музыкальная гостиная "Курск. На пути к тысячелетию..." ( в рамках реализации проекта "Курск. Третье тысячелетие")

Данное мероприятие проведено с целью привлечения  обучающихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края....

"Аллергия - "чума XXI века"

Весна - это пора пробуждения природы, время цветения самых разнообразных растений! А также суровое испытание для множества аллергиков. В это время года мы встречаем множество беспрестанно чихающих и с...

Презентация по биологии «Аллергия - симптомы, причины и лечение» 8 класс

Презентация предназначена для обучающихся 8 классов, при изучении главы "Кожа"....

Буклет "Аллергия на компьютер. Миф или реальность?"

Буклет был подготовлен к Студенческой научно-практической конференции, посвященной всемирному дню борьбы против астмы и аллергии. Номинация: "Междисциплинарные аспекты аллергических заболева...