Главные вкладки

    Что такое почва. Конспект урока по Окружающему миру, 3 класс, Школа России
    план-конспект урока по естествознанию

    Кирик Людмила Николаевна

    Конспект открытого урока по Окружающему миру, "Что такое почва", 3 класс, Школа России

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_uroka_okr_mir.docx28.99 КБ

    Предварительный просмотр:

    Составила: Кирик Людмила Николаевна

    Должность: учитель начальных классов

    Категория: без категории

    ГБОУ Гимназия №248 Кировского района г. Санкт-Петербурга

    КОНСПЕКТ УРОКА

    Классы: 3 класс

    Предмет: окружающий мир.

    УМК: «Школа России».

    Тема урока: «Что такое почва?».

    Тип урока: урок открытия нового знания.

    Время проведения: I четверть.

    Цели:

    • сформировать представление о почве: ее составе и свойствах;
    • научить самостоятельно находить нужную информацию в учебнике; 
    • развивать группу УУД:

    Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

    Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять, высказывать предположения о том, почему почва плодородна,  обосновывать их, исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента, использовать полученные данные для проверки выдвинутых гипотез, анализировать схему связей почвы и растения, обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать достижения на уроке.

    Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению, задавать вопросы, контролировать действия партнёра, использовать речь для регуляции своего действия.

    Познавательные: осуществлять запись информации, использовать модели, схемы для решения учебных задач, строить сообщения в устной и письменной форме устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, анализировать, обобщать.

    Планируемые результаты:

    Предметные: что такое почва, состав почвы, значение плодородия почвы для жизни растений, животные почвы, образование и разрушение почвы, охрана почвы.

    Личностные: умение проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности.

    Метапредметные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять, высказывать предположения о том, почему почва плодородна,  обосновывать их, исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента, использовать полученные данные для проверки выдвинутых гипотез, анализировать схему связей почвы и растения, обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать достижения на уроке.

    Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему   решению, задавать вопросы контролировать действия партнёра, использовать речь для регуляции своего действия.

    Оборудование: образцы почв, материал для опытов (кусочки сухой почвы, стаканы с чистой водой, химический стаканы, стеклянные трубочки, стеклянные воронки , фильтры, спиртовки, спички, предметные стекла, пипетки, держатели, ); презентация.

    ХОД УРОКА:

    Этап урока

    Время

    Содержание урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    УУД

    1.Мотивация к деятельности

    11.50 – 11.51

    (1 мин)

    Долгожданный дан звонок

    Начинается урок!

    Тут затеи и задачи,

    Игры, шутки, все для вас!

    Пожелаем всем удачи

    За работу, в добрый час!

    Принимают установку учителя

    Р: настраивают себя на продуктивную работу

    2. Актуализация знаний

    11.51 –

    11.53

    (2 мин)

    Давайте вспомним с вами тему прошлого урока. О чём мы говорили, что узнали?

    Мы знаем, что растениям для роста необходимо питание, а вот откуда они берут это питание?

    У вас на столе есть карточки, «маршрутные листы» со смайликами. После выполнения заданий вы будете оценивать свою работу, выбрав подходящий смайлик.

    Отвечать на вопросы учителя

    П: ориентироваться в своей системе знаний

    3. Постановка учебной задачи и ее решение

    11.53 – 11.58

    Определение темы и целеполагание

     Давайте послушаем вот такую историю:

    Чудесная кладовая

    Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее мешок зерна, а осенью смотришь: вместо одного в кладовой двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, помидоров, моркови. Видели ли вы когда-нибудь семечко с двумя крылышка ми? Дунешь на него оно и полетело. А попадет такое семечко в чудесную кладовую, полежит, и где было крылатое семечко, стоит ветвистое дерево, да такое большое, что его и не обхватишь. Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы уже, конечно, догадались, как она называется (Земля)

    (Презентация, слайд.)

    У слова «земля» есть несколько значений, давайте вспомним, какие значения вы знаете?

    Планета, суша, территория, почва.

    (Презентация, слайд).

    И вот с последним значением мы и будем работать.

    А что же такое почва?

    На доске фиксируются ответы детей. (Земля, вещество, место обитания животных…) У нас нет однозначного ответа на этот вопрос, значит, что нам предстоит сделать?

    • Узнать, что такое почва;
    • состав почвы;
    • свойства почвы.

    Формулировать тему и цели урока

    П: строить речевое высказывание; обобщать; выделять необходимую информацию.

    П: формулирование познавательной цели и задач.

    4. Открытие нового знания

    11.58 – 12.05

    Давайте откроем с вами учебник стр. 64. Рассмотрим иллюстрацию и ответим на вопросы.

    Что мы видим.

    —  Какие животные живут в почве?

    Найдите в тексте, что такое почва?

    Запишите в рабочую тетрадь, что такое почва, используя информацию учебника.

    —  Почему почва плодородна? Докажите. Ваши ответы-предположения называются гипотезами, это то, что нам нужно подтвердить (слайд). Выдвигаем гипотезу: в почве содержится то, что необходимо растениям для жизни. Для проверки гипотезы, узнаем её состав. Но перед этим, давайте вспомним, какие условия нужны для развития растения. (Слайд)

    Проверим, а есть ли эти вещества в почве. Чтобы это узнать, изучим ее состав. (Слайд)

    Но прежде, чем мы станем исследователями, немножко отдохнём.

    Работать по учебнику, высказывать гипотезы, отвечать на вопросы учителя.

    П: поиск и выделение необходимой информации в учебнике, в том числе решение рабочих задач.

    П: Ориентироваться в учебнике; извлекать новую информацию

    5. Физминутка

    12.05-12.06

    Мы немножко отдохнем

    Мы немножко отдохнем,

    Встанем, глубоко вздохнем,

    Дети по лесу гуляли,

    За природой наблюдали.

    Вверх на солнце посмотрели

    И их лучики согрели.

    Повторять упражнения

    6. Первичное закрепление.

    12.06-

    12.22

    Практическая работа.

    Работать будете в парах, поэтому давайте вспомним правила групповой работы.

    Опыт №1.

    Заливаем стакан 1 с почвой водой. Что наблюдали? Вывод: в почве есть воздух.

    – Для чего нужен воздух в почве?

    Опыт №2

    – Возьмем бумажную салфетку, положим на неё почву из стаканчика 2 и сильно сожмём. Отодвинем почву палочкой.

    – Что осталось на салфетке?

    Вывод: в почве есть вода, необходимая всему живому.

    Опыт №3.

    Палочкой разворошите почву и разложите тонким слоем. Что можно заметить в составе почвы (корешки, остатки листьев).

    Как называются перегнившие остатки растений и животных? (Перегной).

    Опыт №4.

    Рассмотрите осадок стакане №1. Что можно различить на дне? Какие вещества?

    (Песок и глина).

    Опыт №5.

    Я беру несколько капель воды из стакана, в котором долго находилась почва. Помещаю их на стекло и подержу над огнем. Что произошло?

    (Видим разводы, минеральные соли).

    Отвечать на вопросы учителя

    Выполнять опыты, работать в рабочей тетради.

    Отвечать на вопросы учителя

    П: поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач.

    7. Обобщение и систематизация знаний

    12.22-12.27

    Достигнута ли цель эксперимента?

    (Да).

    Какие выводы сделаем? Из чего состоит почва? Для чего нужна почва?

    Прочитаем учебник, стр. 66.

    Доказали ли мы с вами, нашу гипотезу? Можем ли мы ответить на вопрос, что такое почва?

    Работать с учебником, отвечать на вопросы учителя

    П: работать с информацией в разной форме

    8. Рефлексия.

    11.27-11.29

     - Вернитесь к карточкам и проверьте свои предположения.

    Закончи предложение: "Если вдруг на Земле исчезнет почва, то….." (выслушать ответы 2-3 учеников)

    Игра «Правда или Ложь» (если правда хлопаем в ладоши, если ложь – ничего не делаем)

    Плодородие – главное свойство почвы?+

    В почве нет воздуха?-

    В почве есть вода?+

    Растения могут жить без солей? –

    Животные повышают плодородие почвы?+

    А теперь, давайте подведём итоги по нашим маршрутным листам. Если все смайлики смеющиеся, то ставим себе 5. Если смайлики с улыбками, то 4. А если грустные, то Вам нужно ещё поработать на следующем уроке.  

    (Презентация, слайд.)

    Подведение итогов, самооценивание

    Р: контроль и оценка процесса и результатов деятельности, самооценка.

    Запись домашнего задания.

    11.29-11.30

    Уч. стр. 64 – 68, Р.т. стр. 38, №4, 5.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по окружающему миру во 2 классе( УМК "Школа России") на тему "Пожар"

    Начало урока посвящено повторению правил дорожного движения, а затем идет работа уч-ся по основной теме, с закреплением знаний детей о том, как звонить в службу экстренной помощи....

    План конспект урока по окружающему миру.1 класс

    Сформировать представление о грибах, как особом царстве живой  природы....

    2 класс.Олимпиадные задания по окружающему миру.УМК "Школа России"

        2 класс.Олимпиадные задания по окружающему миру. 1.   Все обходят это место:   здесь земля как будто тесто,    Здесь...

    Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 4 класс (индивидуальное обучение)

    Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 4 класс  (индивидуальное обучение)...

    Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 3 класс (индивидуальное обучение)

    Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 3 класс  (индивидуальное обучение)...