Что такое почва. Конспект урока по Окружающему миру, 3 класс, Школа России
план-конспект урока по естествознанию

Кирик Людмила Николаевна

Конспект открытого урока по Окружающему миру, "Что такое почва", 3 класс, Школа России

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_okr_mir.docx28.99 КБ

Предварительный просмотр:

Составила: Кирик Людмила Николаевна

Должность: учитель начальных классов

Категория: без категории

ГБОУ Гимназия №248 Кировского района г. Санкт-Петербурга

КОНСПЕКТ УРОКА

Классы: 3 класс

Предмет: окружающий мир.

УМК: «Школа России».

Тема урока: «Что такое почва?».

Тип урока: урок открытия нового знания.

Время проведения: I четверть.

Цели:

  • сформировать представление о почве: ее составе и свойствах;
  • научить самостоятельно находить нужную информацию в учебнике; 
  • развивать группу УУД:

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять, высказывать предположения о том, почему почва плодородна,  обосновывать их, исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента, использовать полученные данные для проверки выдвинутых гипотез, анализировать схему связей почвы и растения, обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать достижения на уроке.

Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению, задавать вопросы, контролировать действия партнёра, использовать речь для регуляции своего действия.

Познавательные: осуществлять запись информации, использовать модели, схемы для решения учебных задач, строить сообщения в устной и письменной форме устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, анализировать, обобщать.

Планируемые результаты:

Предметные: что такое почва, состав почвы, значение плодородия почвы для жизни растений, животные почвы, образование и разрушение почвы, охрана почвы.

Личностные: умение проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности.

Метапредметные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять, высказывать предположения о том, почему почва плодородна,  обосновывать их, исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента, использовать полученные данные для проверки выдвинутых гипотез, анализировать схему связей почвы и растения, обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать достижения на уроке.

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему   решению, задавать вопросы контролировать действия партнёра, использовать речь для регуляции своего действия.

Оборудование: образцы почв, материал для опытов (кусочки сухой почвы, стаканы с чистой водой, химический стаканы, стеклянные трубочки, стеклянные воронки , фильтры, спиртовки, спички, предметные стекла, пипетки, держатели, ); презентация.

ХОД УРОКА:

Этап урока

Время

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Мотивация к деятельности

11.50 – 11.51

(1 мин)

Долгожданный дан звонок

Начинается урок!

Тут затеи и задачи,

Игры, шутки, все для вас!

Пожелаем всем удачи

За работу, в добрый час!

Принимают установку учителя

Р: настраивают себя на продуктивную работу

2. Актуализация знаний

11.51 –

11.53

(2 мин)

Давайте вспомним с вами тему прошлого урока. О чём мы говорили, что узнали?

Мы знаем, что растениям для роста необходимо питание, а вот откуда они берут это питание?

У вас на столе есть карточки, «маршрутные листы» со смайликами. После выполнения заданий вы будете оценивать свою работу, выбрав подходящий смайлик.

Отвечать на вопросы учителя

П: ориентироваться в своей системе знаний

3. Постановка учебной задачи и ее решение

11.53 – 11.58

Определение темы и целеполагание

 Давайте послушаем вот такую историю:

Чудесная кладовая

Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее мешок зерна, а осенью смотришь: вместо одного в кладовой двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, помидоров, моркови. Видели ли вы когда-нибудь семечко с двумя крылышка ми? Дунешь на него оно и полетело. А попадет такое семечко в чудесную кладовую, полежит, и где было крылатое семечко, стоит ветвистое дерево, да такое большое, что его и не обхватишь. Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы уже, конечно, догадались, как она называется (Земля)

(Презентация, слайд.)

У слова «земля» есть несколько значений, давайте вспомним, какие значения вы знаете?

Планета, суша, территория, почва.

(Презентация, слайд).

И вот с последним значением мы и будем работать.

А что же такое почва?

На доске фиксируются ответы детей. (Земля, вещество, место обитания животных…) У нас нет однозначного ответа на этот вопрос, значит, что нам предстоит сделать?

  • Узнать, что такое почва;
  • состав почвы;
  • свойства почвы.

Формулировать тему и цели урока

П: строить речевое высказывание; обобщать; выделять необходимую информацию.

П: формулирование познавательной цели и задач.

4. Открытие нового знания

11.58 – 12.05

Давайте откроем с вами учебник стр. 64. Рассмотрим иллюстрацию и ответим на вопросы.

Что мы видим.

—  Какие животные живут в почве?

Найдите в тексте, что такое почва?

Запишите в рабочую тетрадь, что такое почва, используя информацию учебника.

—  Почему почва плодородна? Докажите. Ваши ответы-предположения называются гипотезами, это то, что нам нужно подтвердить (слайд). Выдвигаем гипотезу: в почве содержится то, что необходимо растениям для жизни. Для проверки гипотезы, узнаем её состав. Но перед этим, давайте вспомним, какие условия нужны для развития растения. (Слайд)

Проверим, а есть ли эти вещества в почве. Чтобы это узнать, изучим ее состав. (Слайд)

Но прежде, чем мы станем исследователями, немножко отдохнём.

Работать по учебнику, высказывать гипотезы, отвечать на вопросы учителя.

П: поиск и выделение необходимой информации в учебнике, в том числе решение рабочих задач.

П: Ориентироваться в учебнике; извлекать новую информацию

5. Физминутка

12.05-12.06

Мы немножко отдохнем

Мы немножко отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнем,

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели

И их лучики согрели.

Повторять упражнения

6. Первичное закрепление.

12.06-

12.22

Практическая работа.

Работать будете в парах, поэтому давайте вспомним правила групповой работы.

Опыт №1.

Заливаем стакан 1 с почвой водой. Что наблюдали? Вывод: в почве есть воздух.

– Для чего нужен воздух в почве?

Опыт №2

– Возьмем бумажную салфетку, положим на неё почву из стаканчика 2 и сильно сожмём. Отодвинем почву палочкой.

– Что осталось на салфетке?

Вывод: в почве есть вода, необходимая всему живому.

Опыт №3.

Палочкой разворошите почву и разложите тонким слоем. Что можно заметить в составе почвы (корешки, остатки листьев).

Как называются перегнившие остатки растений и животных? (Перегной).

Опыт №4.

Рассмотрите осадок стакане №1. Что можно различить на дне? Какие вещества?

(Песок и глина).

Опыт №5.

Я беру несколько капель воды из стакана, в котором долго находилась почва. Помещаю их на стекло и подержу над огнем. Что произошло?

(Видим разводы, минеральные соли).

Отвечать на вопросы учителя

Выполнять опыты, работать в рабочей тетради.

Отвечать на вопросы учителя

П: поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач.

7. Обобщение и систематизация знаний

12.22-12.27

Достигнута ли цель эксперимента?

(Да).

Какие выводы сделаем? Из чего состоит почва? Для чего нужна почва?

Прочитаем учебник, стр. 66.

Доказали ли мы с вами, нашу гипотезу? Можем ли мы ответить на вопрос, что такое почва?

Работать с учебником, отвечать на вопросы учителя

П: работать с информацией в разной форме

8. Рефлексия.

11.27-11.29

 - Вернитесь к карточкам и проверьте свои предположения.

Закончи предложение: "Если вдруг на Земле исчезнет почва, то….." (выслушать ответы 2-3 учеников)

Игра «Правда или Ложь» (если правда хлопаем в ладоши, если ложь – ничего не делаем)

Плодородие – главное свойство почвы?+

В почве нет воздуха?-

В почве есть вода?+

Растения могут жить без солей? –

Животные повышают плодородие почвы?+

А теперь, давайте подведём итоги по нашим маршрутным листам. Если все смайлики смеющиеся, то ставим себе 5. Если смайлики с улыбками, то 4. А если грустные, то Вам нужно ещё поработать на следующем уроке.  

(Презентация, слайд.)

Подведение итогов, самооценивание

Р: контроль и оценка процесса и результатов деятельности, самооценка.

Запись домашнего задания.

11.29-11.30

Уч. стр. 64 – 68, Р.т. стр. 38, №4, 5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе( УМК "Школа России") на тему "Пожар"

Начало урока посвящено повторению правил дорожного движения, а затем идет работа уч-ся по основной теме, с закреплением знаний детей о том, как звонить в службу экстренной помощи....

Конспект по окружающему миру. УМК "Школа России". Тема: «Ты и твои друзья», 2 класс

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУТема: «Ты и твои друзья» Цели деятельности учителя: углубление представления обучающихся о понятиях «друг», «дружба», повторение к...

Конспект по окружающему миру. УМК "Школа России". Тема: «Мы – зрители и пассажиры», 2 класс

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУТема: «Мы – зрители и пассажиры» Цели деятельности учителя: повторение основных правил поведения в общественных местах, формирование представления о...

Конспект по окружающему миру. УМК "Школа России".Тема: «Посмотри вокруг», 2 класс

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУТема: «Посмотри вокруг» Цели деятельности учителя: формирование представления обучающихся о горизонте, линии горизонта, сторонах горизонта; формирование у...

Конспект по окружающему миру. УМК "Школа России".Тема: «Ориентирование на местности», 2 класс

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУТема: «Ориентирование на местности» Цели деятельности учителя: формирование представления обучающихся, что такое ориентирование на местности; ознакомление...

Конспект по окружающему миру. УМК "Школа России".Тема: «Ориентирование на местности», 2 класс

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУТема: «Ориентирование на местности» Цели деятельности учителя: закрепление знаний обучающихся, что такое ориентирование на местности; формирование умения ...

Конспект по окружающему миру. УМК "Школа России".Тема: «Формы земной поверхности», 2 класс

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУТема: «Формы земной поверхности»Цели деятельности учителя: формирование представления обучающихся о формах земной поверхности, частях холма и горы; формир...