Главные вкладки

    Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Вопросы истории»
    рабочая программа по естествознанию (7 класс)

    Современный этап развития современного общества предъявляет особые требования к подготовке молодого поколения, формированию достойного гражданина демократического государства. Познанная и правильно понятая история, освоенные закономерности развития общества должны стать стержнем формирования гуманистической, социально зрелой и ответственной личности новой России. Исходя из этого, можно выделить ряд приоритетов развития исторического и обществоведческого образования:

    •   изложение отечественной истории в мировом историческом контексте;

    •   преодоление доминирования истории государства в пользу широкого показа жизни людей, их духовной и материальной культуры;

    •   формированию у учащихся в процессе    освоения обществоведческих знаний социально необходимых знаний и навыков.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    Новосибирского района Новосибирской области –

    Криводановская средняя школа № 22

    Рассмотрено

    Руководитель МО

    Дубанова М.Ф.

    Согласовано

                           Зам. дир. по УВР

    Болюх И.И.

     

                         

    Рабочая программа курса

    внеурочной деятельности

    «Вопросы истории»

    Составитель:  Хохлова И.Г.

    учитель истории и

    обществознания

                                             

    2018

    Рабочая программа  внеурочной деятельности. 7 класс. ФГОС. «Вопросы истории»

    Пояснительная записка

     Современный этап развития современного общества предъявляет особые требования к подготовке молодого поколения, формированию достойного гражданина демократического государства. Познанная и правильно понятая история, освоенные закономерности развития общества должны стать стержнем формирования гуманистической, социально зрелой и ответственной личности новой России. Исходя из этого, можно выделить ряд приоритетов развития исторического и обществоведческого образования:

    •        изложение отечественной истории в мировом историческом контексте;

    •        преодоление доминирования истории государства в пользу широкого показа жизни людей, их духовной и материальной культуры;

    •        формированию у учащихся в процессе    освоения обществоведческих знаний социально необходимых знаний и навыков.

    В процессе преподавания истории необходимо вместо того, чтобы требовать от учащихся принять и согласиться с той или иной точкой зрения, всеми средствами помогать им формировать собственное мнение в процессе изучения множества фактов, доказательств и мнений. Иначе говоря, учащиеся должны стараться критически воспринимать информацию, критически мыслить. Современный этап преподавания истории в школе должен отличаться многообразием используемых методов при подаче материала ученикам. Именно многообразие методов преподавания поможет учителю дать наиболее полную картину анализируемой исторической ситуации, а его ученикам - выработать свою точку зрения на рассматриваемое явление.

    В настоящее время образованность обществом начинает осознаваться как владение техниками работы с информацией, развитие навыков самообразования, целеполагания и мотивации собственной деятельности, ведение научно-исследовательской деятельности в тех или иных формах. Однако успешность научной деятельности зависит от навыка ее ведения.

    Предлагаемый курс позволит познакомить ребят с навыками исследовательской работы, сформировать необходимый минимум исследовательских умений на основе применения ИКТ. Кроме того, позволит осуществить осознанный профессиональный выбор, особенно тем учащимся, кто проявляет интерес к изучению истории и обществознания. В мире современных технологий компьютерная графика и создание презентаций занимает по популярности одно из первых мест. Занятия с одной стороны помогут овладеть навыками работы с компьютером, а с другой стороны привлечь к творческому использованию компьютерных технологий учащихся, которые считают себя достаточно «знающими» пользователями. Компьютер не просто добавил к традиционным жанрам художественного творчества новое направление – художественное компьютерное искусство, он сделал это элементом информационной культуры. Наконец, практическая составляющая курса позволит реализовать полученный в ходе изучения курса объем знаний  на практике, развивая и совершенствуя такие ключевые компетентности, как

    • готовность к разрешению проблем,
    • технологическая компетентность,
    • готовность к самообразованию,
    • готовность к использованию информационных ресурсов,
    • коммуникативная компетентность.

    Цель курса - формирование исследовательских умений учащихся, в том числе навыков работы с научной литературой, освоение методов научного исследования в историографии, монографии, формирование умений как основы коммуникативно- компетентной и творчески мыслящей личности. Наиболее важной частью данного курса является практическая направленность и освоение информационных технологий.

    Основные задачи курса:

    1.   Познакомить  школьников с основами  исследовательской работы.

    2. Расширить границы теоретических сведений учащихся и уровень творческого применения материала основной программы.

    3. Выработать у учащихся познавательный интерес к историческим тайнам и открытиям, потребность рассуждать и оспаривать, имея при этом свою точку зрения.

    4.  Вызвать интерес к гуманитарным наукам, способствовать выбору будущей профессии. 

    5. Осуществить в рамках курса подготовку к итоговой аттестации по предмету в рамках ОГЭ и ЕГЭ.

    1. Обучить работе с графическими редакторами с использованием ПК; сформировать навыки обработки информации посредством современных компьютерных технологий.

    Актуальность и новизна.

    Информатика как динамично развивающаяся наука становится одной из тех отраслей знаний, которая призвана готовить современного человека к жизни в новом информационном обществе. Во внеурочной деятельности имеется возможность более детального и углубленного изучения отдельных разделов предмета истории на основе ИКТ за счет большего времени, нежели в учебное время. Также из-за гибкости индивидуальной программы приблизить обучение к реалиям современной жизни.

    Настоящая учебная программа реализует современные требования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения по изучению истории данной возрастной группой и созданию мультимедиа презентаций.

    Отличительная особенность данной программы заключается в ее:

    • доступности – при изложении материала учитываются возрастные особенности детей, один и тот же материал по-разному преподается, в зависимости от возраста и субъективного опыта детей. Материал распределяется от простого к сложному. При необходимости допускается повторение части материала через некоторое время;
    • наглядности – человек получает через органы зрения почти в 5 раз больше информации, чем через слух, поэтому на занятиях используются наглядные материалы, обучающие программы, презентации.

     Общая характеристика внеучебной деятельности, методы и формы работы, средства обучния.

    Программа курса опирается на знания и навыки учащихся, которые получены при изучении курса истории и обществознания. Дополнительно к программным знаниям предлагается данный курс. Это позволяет расширить кругозор учащихся и развить их интерес к научно-исследовательской работе, сформировать креативные способности, интеллектуальные умения и навыки.

    При изучении данного курса возможны разные методы и формы работы, обусловленные целями, задачами, спецификой предлагаемого материала.

    Среди них:

    •  Проблемное изложение теоретического материала.

    •  Частично-поисковая работа учащихся на практических занятиях.

    •  Метод устного контроля и самоконтроля (устного и письменного).

    •  Иллюстративно-объяснительный метод при создании компьютерных презентаций.

    При организации учебного процесса для активизации познавательной деятельности учащихся используются следующие методы:

    · исследовательский, поисковый;

    · метод развивающего обучения

    Особенностью обучения курса являются повышенная мотивация учебной деятельности учащихся и широкое использование межпредметных связей, индивидуального подхода.

    Место предмета в учебном процессе.

    Рабочая программа ориентирована на 7 класс, рассчитана на 34 часа (1 занятие 45 минут) из

    расчёта 1 занятие в неделю. Сроком реализации программы считать 1 год.

    1 четверть

    2 четверть

    3 четверть

    4 четверть

    9 часов

    7 часов

    10 часов

    8 часов

    Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности  «Вопросы истории»

    В результате изучения курса обучающиеся:

    • получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления об исторически сложившихся социальных объектах и явлениях, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобретут целостный взгляд на мир;
    • обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю;
    • приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры;
    • получат возможность осознать своё место в мире;  
    • получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ  средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.

    Ученик получит возможность научиться:

    • оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос);
    • использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

    Личностные универсальные учебные действия

    У обучающегося будут сформированы:

    • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
    • ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
    • основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как жителя планеты Земля, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

    Обучающийся получит возможность для формирования:

    • устойчивой учебно-познавательной мотивации учения.

     Регулятивные универсальные учебные действия

    Обучающийся научится:

    • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
    • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
    • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
    • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
    • различать способ и результат действия.

    Обучающийся получит возможность научиться:

    • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
    • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
    • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и  в конце действия.

    Познавательные универсальные учебные действия

    Обучающийся научится:

    • подбирать литературу по теме; самостоятельно работать со справочной литературой,
    • знать и владеть различными методами исследования: наблюдение, сопоставительный анализ, анкетирование, изучение и обобщение опыта, опрос и т.д.;
    • оформлять исследовательскую работу в соответствии с требованиями
    • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
    • строить сообщения, проекты  в устной и письменной форме;
    • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
    • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
    • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях

    Обучающийся получит возможность научиться:

    • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
    • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
    • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
    • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
    • осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
    • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

    Коммуникативные универсальные учебные действия

    Обучающийся научится:

    • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя,  в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
    • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной,  и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
    • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
    • формулировать собственное мнение и позицию;
    • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
    • задавать вопросы;
    • использовать речь для регуляции своего действия

    Обучающийся получит возможность научиться:

    • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
    • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
    • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
    • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
    • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

         Реализация данного курса ведет  к самосовершенствованию в области развития  профессионально-личностных качеств, так как исследовательская работа учащихся побуждает учителя  находить дополнительный материал по теме исследования, адаптировать его для восприятия учащихся, вынуждает учителя выступать в роли не наставника, а соратника, который, как и учащийся – исследователь, не знает, как будет выглядеть конечный результат работы, но очень заинтересован в нем.

         Самоанализ и самооценка уровня профессиональной компетентности осуществляется через участие работ детей в НИК и конкурсах творческих работ, а также через общение с коллегами в рамках ШМО на данную тему.

    Критерии эффективности реализации программы, формы контроля и методы оценки знаний, умений и навыков учащихся.

    Эффективность реализации курса определяется путем анкетирования учащихся по окончании

    курса:

    1. Получили ли Вы новые знания в области истории и организации исследовательской работы во время изучения курса?

    2. Чему Вы научились в период изучения курса:

    А) разрабатывать программу эксперимента по определенной теме;

    Б) ставить перед собой цель и задачи исследования;

    В) выдвигать гипотезу исследования;

    Г) оформлять научно-исследовательскую работу;

    Д) работать со справочной литературой;

    Е) анализировать и сопоставлять информацию из разных источников;

    Ж) работать с историческим материалом с целью анализа определенных элементов текста;

    З) оформлять результаты своего исследования и делать выводы;

    И) получили ли Вы представление о состоянии современной истории;

    К) было ли Вам интересно познакомиться с этим курсом;

    3. Помог ли этот курс  Вам определиться  или утвердиться в выборе Вашей будущей профессии?

    Нормы оценки знаний учащихся. Критерии оценки зачета.

    На «зачёт» оценивается ответ, если обучающийся свободно, с глубоким знанием материала, правильно, последовательно и полно выберет тактику действий, и ответит на дополнительные вопросы; если обучающийся достаточно убедительно, с несущественными ошибками в теоретической подготовке и достаточно освоенными умениями по существу правильно ответил на вопрос с дополнительными комментариями педагога или допустил небольшие погрешности в ответе. 

    «Незачёт» выставляется, если обучающийся только имеет очень слабое представление о предмете и недостаточно, или вообще не освоил умения по разрешению производственной ситуации. Допустил существенные ошибки в ответе на большинство вопросов ситуационной задачи, неверно отвечал на дополнительно заданные ему вопросы, не может справиться с решением подобной ситуационной задачи на практике.


    Планируемые результаты освоения учащимися  программы внеурочной деятельности

    Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения программы

    В результате изучения данной программы обучающиеся получат возможность   формирования:

    Личностных результатов:  

    • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
    • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
    • Адекватная реакция в проявлениях эмоционально-оценочного отношения к миру (интересы, склонности, предпочтения).
    • Выражение собственного мнения, позиции; овладение культурой общения и поведения.

    Метапредметных результатов:

    Регулятивные УУД:

    • Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
    • Проговаривать последовательность действий.
    • Учиться высказывать своё предположение (версию).
    • Учиться работать по предложенному учителем плану.
    • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
    • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
    •  Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

    Познавательные УУД:

    • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
    • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всей группы.
    • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как плоские и объемные геометрические фигуры.

    Коммуникативные УУД:

    • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
    • Слушать и понимать речь других.
    • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
    • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

    Предметных результатов: 

    • Описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам.
    • Выделять существенные признаки предметов.
    • Сравнивать между собой предметы, явления.
    • Обобщать, делать несложные выводы.
    • Классифицировать явления, предметы.
    • Сохранять созданный рисунок и вносить в него изменения.
    • Давать определения тем или иным понятиям.
    • Выявлять закономерности и проводить аналогии.  
    • Уметь создавать рисунки в программах графический редактор Paint, Gimp.
    • Иметь понятие о множестве.
    • Уметь проводить примеры множеств предметов и располагать их в порядке расширения или в порядке сужения объёма понятий, сравнивать множества.
    • Уметь находить общий признак предмета и группы предметов.
    • Уметь конструировать фигуру из её частей.

    Контроль и оценка планируемых результатов

    Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:

    Стартовый, позволяющий определить исходные знания обучающихся (собеседование).

    Текущий в форме наблюдения:

    - прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

    - пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

    - рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

    - контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

    Итоговый контроль   в формах:

    - практические работы;

    - творческие проекты обучающихся.

    Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания -  незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить  в ходе осуществления   деятельности.

    Содержательный контроль и оценка  результатов  обучающихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения программы ребёнком и не допускает  сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в рамках накопительной системы, создание портфолио.

    Для оценки эффективности занятий   можно использовать следующие показатели:

    – степень помощи, которую оказывает учитель обучающимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;

    – поведение обучающихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;

    – косвенным показателем эффективности данных занятий может быть использование работ выполненных на компьютере по разным школьным дисциплинам.

    Формы подведения итогов:

    1. Итоговые занятия.
    2. Компьютерное тестирование.
    3. Выставки.
    4. Творческие проекты.
    5. Конкурсы.

    Содержание рабочей программы

    Введение. Цели и задачи курса.

    Разработка основных идей проекта. Определение темы. Формулировка гипотезы проекта. Выбор рабочей группы. Начало моделирования темы «Великие географические открытия: люди и события». Основные понятия и категории содержательной линии. Характеристика основных социальных объектов, их места и значения в жизни.

    Проектирование деятельности. Анализ поставленной проблемы. Определение формы проекта. Определение критериев оценки проекта. Особенности работы над темой  «Монархи Европы». Основные понятия и категории содержательной линии. Извлечение необходимой информации из различных источников. Характеристика проблемы человека в историческое время. Систематизация и классификация представленных данных по предложенным критериям.

    Работа с Microsoft Power Point. Структурирование проекта. Разработка темы  «Деятели эпохи Возрождения». Основные понятия и категории содержательной линии. Анализ и интерпретация информации. Сравнение исторических объектов, выявление их общих черт и различий.

    Работа с Microsoft Power Point. Дизайн проекта. Подбор аудио и видео ряда для оформления темы «Деятели культуры эпохи Просвещения».  Основные понятия и категории содержательной линии. Установление соответствия между существенными чертами и признаками изученных исторических явлений с  терминами и понятиями. Обучение навыкам работы с источниками и фактами. Принципы анализа факта.

    Работа в сети Internet. Подбор материала для оформления темы «Исторический портрет на фоне эпохи (Смутное время)». Основные понятия и категории содержательной линии. Выявление внутренних и внешних связей (причинно-следственных, логических, функциональных) изученных социальных объектов. Художественное и звуковое оформление проекта (дизайн проекта).

    Работа с макетом. Представление числовой информаций различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.) по теме «Великие реформаторы: Петр I, Екатерина II». Основные понятия и категории содержательной линии. Раскрытие на примерах важнейших теоретических положений и понятий социально-экономических и гуманитарных наук.

     Работа с Adobe Photoshop, Adobe Premier. Применение программ для оформления темы «Исторические персонажи эпохи дворцовых переворотов». Основные понятия и категории содержательной линии. Оценка реальных явлений и тенденций общественного развития, действия субъектов социальной жизни, различные суждения о социальных объектах с позиций научного знания, социальных норм, принципов гуманизма.

     Особенности корректировки готового проекта. Заключительная дизайнерская обработка проекта. Объединение отдельных частей проекта в единое целое на примере темы «Выдающиеся личности России 17-18вв. (культура и военное искусство)». Основные понятия и категории содержательной линии. Формулировка на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственных суждений и аргументов по определенным проблемам.

    Итоговое занятие.  Защита проекта. Правила подготовки защитной речи. Публичное выступление в классе, школе, на конкурсе. Анализ результатов работы.

    Применение социально-экономических и гуманитарных знаний в процессе решения познавательных задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества. Осмысление собственного социального опыта и использование его при анализе, интерпретации и оценке социальной информации.  

    Примерные темы творческих  работ, проектов

    1. Деятели эпохи Возрождения.
    2. Представители европейской науки
    3. Деятели культуры эпохи Просвещения.
    4. Исторический портрет на фоне эпохи (Смутное время).
    5. О роли личности в истории на примере Степана Разина (или по выбору учащегося).
    6. Великие реформаторы: Петр I, Екатерина II.
    7. Исторические персонажи эпохи дворцовых переворотов.
    8. Выдающиеся личности России 17-18вв. (культура и военное искусство).

    МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

    1. Список литературы для учителя.

    1. Блохин, В. Ф. История России. Век ХУН. 7 класс: пособие для учителя истории / В. Ф. Блохин. -М.: Курсив, 2010.
    2. История России в произведениях русских поэтов. 6-11 классы: дополнительные материалы к урокам / авт.-СОСТ. Н. А. Стыденко. - Волгоград: Учитель, 2008.
    3. История. 5-10 классы: игровые технологии на уроках и внеклассных занятиях / авт.-СОСТ. Н. Н. Ярцева. - Волгоград: Учитель, 2009.
    4. Кириллов, В. В. Отечественная история в схемах и таблицах / В. В. Кириллов. - М.: ЭксмоПресс, 2011.
    5. Митькина, Е. А. История. 7 класс. Тематические тестовые задания для подготовки к ГИА / Е. А. Митькина. - М. : АСТ, 2011.
    6. Ревякин, А. В. Новая история. 1500-1800.7 класс: метод. рекомендации. - М.: Просвещение, 2007.
    7. Соловьёв, К. А. Универсальные поурочные разработки по новой истории. 1500-1800 годы. 7 класс / К. А. Соловьев. - М. : ВАКО, 2009.
    8. Шаповал, В. В. Дидактические материалы к учебнику А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной «История России: ХVI-ХVШ века. 7 класс» / В. В. Шаповал. - М.: Экзамен, 2008.

    2.Список литературы для учащихся.

    1. Булгаков, М А. Жизнь господина де Мольера / М. А. Булгаков. - СПб. : Азбука, 2012.
    2. Гюго, В. Девяносто третий год / Виктор Гюго. - СПб. : Азбука-классика, 2010.
    3. Данилевский, Г П. Мирович / Г. П. Данилевский. - М. : Мир книги, 2010.
    4. Дефо, Д. Робинзон Крузо / Даниель Дефо. - М. : Нигма, 2013.
    5. Дюма, А. Людовик XIV и его эпоха / Александр Дюма. - М. : Альфа-книга, 2011.
    6. Колпаков, С. В. Атлас «История России XVI-XVIII веков» с контурными картами и контрольными заданиями. 7 класс / С. В. Колпаков. - М. : Аст-Пресс, 2010.
    7. Лажечников, И И. Ледяной дом / И. И. Лажечников. - М. : Белый город, 2010.
    8. Пушкин, А. С. Борис Годунов / А. С. Пушкин. - М. : Игра слов, 2008.
    9. Сервантес, М Дон Кихот Ламанчский / Мигель Сервантес. - М. : Астрель, 2012.
    1. Стендаль, Ф. Пармская обитель: роман. Итальянские хроники / Фредерик Стендаль. - М. : Эксмо, 2008.
    2. Скотт, В. Роб Рой / Вальтер Скотт. - М. : Эксмо, 2008.
    3. Сенкевич, Г Огнём и мечом / Генрик Сенкевич. - М. : АСТ, 2011.
    4. Свифт, Д. Путешествия Гулливера / Джонатан Свифт. - М. : АС Т, 2003.
    5. Толстой, А. Н. Пётр Первый / А. Н. Толстой. - М. : Дрофа, 2007.
    6. Успенский, Э. Н. Лжедмитрий Второй, настоящий / Э. Н. Успенский. - М. : Аст: Астрель, 2007.
    7. Цвейг, С. Подвиг Магеллана. Человек и его деяния. Америго. Повесть об одной исторической ошибке / Стефан Цвейг. - М. : Аст, 2010.
    8. Цвейг, С. Мария Стюарт / Стефан Цвейг. - М. : Эйлитайл (СиДиКом), 2008. 3.

    1. Печатные пособия.

    Исторические карты:

    1. Россия при Иване Грозном.
    2. Русское государство в XVI веке.
    3. Смутное время.
    4. Народные восстания ХVII века.
    5. Родословная (таблица).
    6. Россия ХVII - начала ХVIII века.
    7. Русское государство в ХVIII веке.
    8. Российская империя в ХVIII веке.
    9. Российская империя во второй половине ХVIII века.
    10. Европа в XVI-XVIII веках.
    11. Французская революция.
    12. Война за независимость и образование CIllA.

    1. Информативно-коммуникативные средства.
    1. История Нового времени. 7 класс. Интерактивное наглядное пособие. Ч. 1. - М. : Дрофа, 2007. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
    2. История Нового времени. 7 класс. - М. : 1 С, 2005. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
    3. История России. Конец XVI-XVIII век. 7 класс : электрон. прил. - М. : Просвещение, 2010. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
    4. История. 5-11 классы / авт.-СОСТ. Н. Б. Крючкина, И. В. Кузьмина, А. А. Мельников. - Волгоград: Учитель, 2009. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
    5. Клоков, В. А. История России. XVI-XVIII века. 7 класс : интерактив. нагляд. пособие / В. А. Клоков, М. В. Пономарёв. - М. : Дрофа, 2008. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
    6. Новая история. 7 класс. - М. : ИДДК, 2008. -1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
    7. Портреты великих ученых (с краткой биографией) / авт. сост. Н. В.Ширшина. - Волгоград: Учитель, 2009. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
    8. История. 7-8 классы. Тематические тесты. Редактор тестов. Сетевая версия «Учитель + 15 учеников» / авт.-СОСТ. Т. В. Ковригина. - Волгоград: Учитель, 2009. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

    1. Интернет-ресурсы.
    1. Библиографические сведения об исторической литературе, исторические документы, отрывки из трудов историков:

    http://istrorijarossii.narod.rulistbiblioyeka.htm http://www.lib-history.info http://www.nautlib.ru/auth.php?g=51 http://www.bookorbita.comlistoriya.html http://cwer.ws/tag/l0584 http://historydoc.edu.ru/catalog.asp?cat_ оЬ _ nо=&оЬ _ nо= 15671 http://historic.ru 

    http://www.hrono.ru/dokumlindex. php

    2. Исторические фотодокументы, репродукции: http://www.moscowkremlin.ru 

    http://www .hermitagemuseum.org http://nearyou.ru 

    http://hist -sights.ru

    3. Аудиовизуальные источники: http://www.publiclibrary.rulreaders/resourses/video-catalogs-history.htm 

    4. Исторические карты:

    http://do.gendocs.ru/docs/index-356832.html 

    http://history-maps.ru 

    http://www.ostu.ru/personallnikolaev/index.html http://jhistory.nfurman.comlmaps/mapOOO.htm 

    5. Презентации:

    http://shkolnye-prezentacii.rulhistoryl7-klass-istoriya 

    http://5klass.netlistorija-7 -klass.html

    http://historyc.ucoz.ru/load/prezentacija_7_klass _ vseobshhaja _ istorijal3 http://19591957.ucoz.rulload/vseobshhaja_istorijal7 _klassl18 http://prezentac i i .comlisto rii

    http://sgi72.izmeri.edusite.ru/p33aal.html 

    http://www.ist-iv.rulprezent_ histori.html http://gk-6.пагоd.гu!Ргеzепt.Istогiуа.htm

           http://pedsovet.sulloadI130

    http://900igr.netlprezentacii-po-istorii.html 

    http://kirzagrad.jimdo.com 

    http://dmsuslin.narod.ru/club-licey8.htm 

    1.  Технические средства обучения.
    1. ПК (компьютер).
    2. Мультимедийный проектор.
    3. Экран проекционный.

    1.  Учебно-практическое оборудование.
    1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт.
    2. Штатив для карт и таблиц.
    3. Шкафы и ящики для хранения аудиовизуальных средств, карт и таблиц.

    8. Специализированная учебная мебель.

    Компьютерный стол.


    Список используемой литературы (ИКТ):

    Для педагога:

    1. Богомолова ЕМ. Занимательные задания по базовому курсу информатики. // Информатика и образование. – 2004. –№ 2. –С. 52-60.
    2. Брыксина О.Ф. Планируем урок информационной культуры в начальных классах. // Информатика и образование. – 2001. – 2. – С. 86-93.
    3. Горячев А.В. О понятии “Информационная грамотность. // Информатика и образование. – 2001. –№8 – С. 14-17.
    4. Левкович О.А. Основы компьютерной грамотности. Минск, ТетраСистемс, 2005.
    5. Онлайн учебник по курсу www.dolinin-infografika.narod.ru 
    6. Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: Учебное пособие - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009 г.
    7. Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: Практикум- М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006 г.
    8. Программы  для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы/ Составитель  М.Н. Бородин. – 6-е изд. -  М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. Жексенаев А.Г. ОСНОВЫ РАБОТЫ В ГРАФИЧЕСКОМ РЕДАКТОРЕ GIMP: Томск, 2007
    9. Ю.П. Немчанинова. Создание и редактирование графических элементов  и блок-схем в среде Open Office.org(Draw)/Учебное пособие, Москва, 2008
    10. Ю.П. Немчанинова Обработка и редактирование векторной графики в Inkscape/Учебное пособие, Москва.:, 2008
    11. Соловьева Л.В. Компьютерные технологии для учителя. – СПб.: БХВ-Петербург, 2003

    Для обучающихся:

    1. Информатика 5-7 класс. Начальный курс. Под. Ред. Л.Босовой, М.,2012.
    2. Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: Учебное пособие - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009 г.
    3. Ю.П. Немчанинова. Создание и редактирование графических элементов  и блок-схем в среде Open Office.org(Draw)/Учебное пособие, Москва, 2008
    4. Ю.П. Немчанинова Обработка и редактирование векторной графики в Inkscape/Учебное пособие, Москва.:, 2008
    5. Дуванов А.А. Азы информатики. Рисуем на компьютере. Санкт-Петербург: БХВ-Петербург, 2005;

    Интернет ресурсы:

    www.metod-kopilka.ru    – Методическая копилка учителя истории/информатики

    http://www.klyaksa.net/ - Информатика и ИКТ в школе. Компьютер на уроках

    http://ru.wikipedia.org/ - Википедия – свободная энциклопедия.

    http://www.issl.dnttm.ru — сайт журнала «Исследовательская работа школьника».

    http://festival.1september.ru/ - фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

    http://www.inernika.org/users/astana-ch-41/works - Видеоуроки Gimp Кольцова Михаила Петровича взяты с сайта Открытого педагогического сообщества

    Календарно-тематическое планирование внеурочного курса «Вопросы истории»

    Рассмотрено на заседании МО

    Руководитель Дубанова М.Ф.

    Предмет «Вопросы истории»

    Класс 7А, 7Б

    Учитель:  Хохлова И.Г.

    Уч. год: 2018-2019

    №№

    занятия

    Тема

    Кол-во

    часов

    Содержание разделов и виды учебной деятельности.

    Пояснения к уроку

    (К/р, Тест, П/п,)

    Дата

     проведения

    1

    Введение. Цели и задачи курса.

    1

    Лекция с элементами беседы. Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Выделяют критерии к оцениванию.

    Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе.

    Инструктаж по ТБ.

    1 неделя

    2

     Разработка основных идей проекта по теме «Великие географические открытия: люди и события».

    1

    Терминологический практикум . Создание макета проекта. Защита проекта.

    Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

    Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.

    Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнера высказывания

    Предметные: Научатся определять термины: великие географические открытия, мировая торговля

    Получат возможность научиться: извлекать полезную информацию из исторических источников, на основании карты показывать территории, открытые в данную эпоху, объяснять влияние географических открытий на европейскую экономику.

    Личностные: Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества.

    Определение темы. Разработка основных идей проекта. Формулировка гипотезы проекта. Выбор рабочей группы.

    2 неделя

    3

    Основные понятия и категории темы «Великие географические открытия: люди и события».

    1

    3 неделя

    4

    Моделирования темы «Великие географические открытия: люди и события».

    1

    4 неделя

    5

    Презентация модели проекта по теме: «Великие географические открытия: люди и события».

    1

    5 неделя

    6

    Проектирование деятельности по теме: «Монархи Европы»

    1

    Практическая работа. Создание макета проекта. Лабораторная работа. Терминологический практикум.

    Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

    Познавательные: ставят и формулируют проблему и цели урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера

    Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии.

    Предметные: Научатся определять термины: абсолютная монархия, аристократия, регентство.

    Получат возможность научиться: извлекать необходимую информацию из исторического источника, объяснять зависимость экономического развития от формы правления.

    Личностные: Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач.

    Проектирование деятельности. Анализ поставленной проблемы. Определение формы проекта. Определение критериев оценки проекта. Распределение обязанностей внутри группы. Определение сроков окончания проекта и представления его к защите.

    6 неделя

    7

    Определение формы проекта по теме: «Монархи Европы»

    1

    7 неделя

    8

    Определение критериев оценки проекта.

    1

    8  неделя

    9

    Основные понятия и категории  по теме:  «Монархи Европы».

    1

    9 неделя

    10

    Особенности работы с программой Microsoft Power Point.

    1

    Практическая работа. Создание макета проекта. Лабораторная работа. Терминологический практикум.

    Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.

    Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них

    Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач

    Предметные: Научатся определять термины: Возрождение (Ренессанс), гуманизм, философия, утопия, сонет.

    Получат возможность научиться: высказывать суждения о значении гуманизма и Возрождения для развития европейского общества, делать выводы о взаимосвязи в развитии духовной и материальной культуры.

    Личностные: понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний.

    Работа с Microsoft Power Point. Структурирование проекта.

    10 неделя

    11

    Структурирование проекта по теме: «Деятели эпохи Возрождения».

    1

    11 неделя

    12

    Основные понятия и категории  по теме:  «Деятели эпохи Возрождения».

    1

    12 неделя

    13

    Моделирования темы «Деятели эпохи Возрождения».

    1

    13 неделя

    14

    Работа в программе Microsoft Power Point по теме: «Деятели культуры эпохи Просвещения». 

    1

    Практическая работа. Создание макета проекта. Лабораторная работа. Терминологический практикум.

    Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей и родителей

    Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности

    Коммуникативные: договариваются о распределении ролей и функций в совместной деятельности.

    Предметные: Научатся определять термины: эпоха Просвещения, разделение властей, просвещенный абсолютизм.

    Получат возможность научиться: характеризовать предпосылки Просвещения, объяснять основные идеи просветителей и их общественное значение.

    Личностные: Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе.

    Обучение навыкам работы с источниками и фактами. Принципы анализа факта в современных условиях. Структурирование проекта. Дизайн проекта. Подбор аудио и видео ряда. Работа с макетом.

    14 неделя

    15

    Дизайн проекта по теме: «Деятели культуры эпохи Просвещения». 

    1

    15 неделя

    16

    Подбор аудио и видео ряда для оформления темы «Деятели культуры эпохи Просвещения». 

    1

    16 неделя

    17

    Моделирования темы «Деятели культуры эпохи Просвещения». 

    1

    17 неделя

    18

     Особенности работы в сети Internet.

    1

    Лекция. Практическая работа. Создание макета проекта. Лабораторная работа. Терминологический практикум.

    Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения задач.
    Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии

     Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.

    Предметные: Научатся определять термины: семибоярщина, ополчение

    Получат возможность научиться: анализировать обстоятельства, приведшие к краху Лжедмитрия II, давать собственную оценку роли церкви в освободительном движении, определять особенности Земского собора 1613г.

    Личностные: Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности.

    Художественное и звуковое оформление проекта (дизайн проекта). Работа с Microsoft Power Point.. Работа в сети Internet.

    18 неделя

    19

    Подбор материала для оформления темы «Исторический портрет на фоне эпохи (Смутное время)».

    1

    19 неделя

    20

    Подбор аудио и видео ряда для оформления темы: «Исторический портрет на фоне эпохи (Смутное время)».

    1

    20 неделя

    21

    Моделирования темы: «Исторический портрет на фоне эпохи (Смутное время)».

    1

    21 неделя

    22 неделя

    22

    Работа с макетом темы: «Исторический портрет на фоне эпохи (Смутное время)».

    1

    23

    Основные понятия и категории содержательной линии «Великие реформаторы: Петр I, Екатерина II».

    1

    Лекция. Практическая работа. Создание макета проекта. Лабораторная работа. Терминологический практикум.

    Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.

    Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество)

    Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

    Предметные: Научатся определять термины: абсолютизм, ближняя Канцелярия, консилии, Сенат, коллегии, Табель о рангах, губернии, провинции, синод, оберпрокурор и другие.

    Получат возможность научиться:  составлять сравнительную таблицу гос. управления допетровского и петровского периодов, системно излагать содержание петровских и екатерининских  реформ и давать им собственную оценку.

    Личностные: Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур, религий.

    Работа с Microsoft Power Point. Структурирование проекта. Дизайн проекта. Подбор аудио и видео ряда. Работа с макетом. Представление числовой информаций различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.).

    23 неделя

    24

    Представление числовой информаций различными способами по теме «Великие реформаторы: Петр I, Екатерина II».

    1

    24 неделя

    25

    Моделирование проекта по теме «Великие реформаторы: Петр I, Екатерина II».

    1

    25 неделя

    26

    Работа с программой Adobe Photoshop.

    1

    Практическая работа. Создание макета проекта. Лабораторная работа. Терминологический практикум.

    Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

    Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем

    Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество).

    Предметные: Научатся определять термины: гвардия, кондиции, дворцовый переворот, фаворит

    Получат возможность научиться: называть предпосылки дворцовых переворотов, выявлять приоритетные направления внутренней политики в данный период, анализировать исторические источники.

    Личностные: Проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им.

    Работа с Adobe Photoshop, Adobe Premier, Macromedia Flesh MX. Контроль промежуточных этапов работы над проектом.

    26 неделя

    27

    Работа с программой Adobe Premier.

    1

    27 неделя

    28

    Применение программ для оформления темы «Исторические персонажи эпохи дворцовых переворотов».

    1

    28 неделя

    29

    Моделирование проекта по теме «Исторические персонажи эпохи дворцовых переворотов».

    1

    29 неделя

    30

    Особенности корректировки готового проекта.

    1

    Практикум. Практическая работа.Защита проектов. Правила подготовки защитной речи.

    Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

    Познавательные: ставят и формулируют проблему и цели урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера

    Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач

    Предметные: Научатся определять термины: реакционная политика, контрреформы,

    Получат возможность научиться: характеризовать деятельность Академии наук, вклад в науку М. В. Ломоносова и других деятелей, развитие естественных, гуманитарных наук; академические экспедиции, выдающихся техников и изобретателей; систему образования; причины открытия Московского университета; анализировать исторические источники, военное искусство.

    Личностные: Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу.

    Отладка готового проекта. Проверка грамматики. Объединение отдельных частей проекта в единое целое. Заключительная дизайнерская обработка проекта.

    30 неделя

    31

    Заключительная дизайнерская обработка проекта.

    1

    31 неделя

    32

    Объединение отдельных частей проекта в единое целое на примере темы «Выдающиеся личности России 17-18вв. (культура и военное искусство)».

    1

    32 неделя

    33

    34

    Итоговое занятие.  Защита проекта.

    Итоговое занятие.  Защита проекта.

    1

    1

    Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают правильность выполнения действий

    Познавательные:  самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения поставленных задач

    Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

    Предметные: Научатся определять термины за курс истории России и зарубежных стран первого периода нового времени.

    Получат возможность определить уровень своих знаний и представлять их в виде числовой информаций различными способами.

    Личностные: Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им.

    Анализ результатов работы. Публичное выступление в классе, школе, на конкурсе.

    33 неделя

    34 неделя


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности по физике»

    Программа «Основы исследовательской деятельности» разработана на основе Примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образо...

    Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Издательская деятельность: газета "Большая перемена""

    Программа направлена на  развитие  и реализацию  творческих  способностей учащихся через создание школьной газеты.Подготовка газетного и журнального материала требует вовлечения шк...

    Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность» 5 класс

    Рабочая программа по основам проектной деятельности разработана для 5 класса  на основе Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской ...

    Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Дискуссионные вопросы истории»

    Рабочая программа курса внеурочной детяельности "Дискуссионные вопросы истории" предусмоотрена для обучающихся 9-х классов. Составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Основу методиче...

    Рабочая программа курса внеурочной деятельности "История в лицах"

    Рабочая программа  курса внеурочной детялеьности "История в лицах" рассчитана для обучающихся 10-11 классов. Программа соответствует структуре ФГОС СОО. Основным методическим сопровожде...

    Рабочая программа курса внеурочной деятельности «История России в лицах» 9

    1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Курс внеурочной деятельности «История России в лицах» предназначен для учащихся 9-х классов МБОУ «СШ №21», углубленно изучающих историю как экзаме...