Перельман - популяризатор науки
презентация к уроку по естествознанию (9, 10 класс)

В презентации идет рассказ о необыкновенном человеке Я.И.Перельмане, человеке, для которого не было ничего сложного ни в одной науке. Многие поколения школьников зачитывались его книгами "Занимательная алгебра", "Занимательная геометрия", "Занимательная физика".  Презентация будет полезна как для уроков математики, так и для использования в Неделе математики в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perelman_prezentatsiya.pptx1.52 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

120 лет Я.И.Перельману Работу выполнила ученица 10 «б» класса Глух Валерия

Слайд 2

Перельман Яков Исидорович (17.12.1882–16.03.1942). Родился в Белостоке. Окончил Петербургский лесной институт (1909). Работал редактором журналов «Природа и люди» и «В мастерской природы». советский ученый, популяризатор физико-математических наук, основоположник жанра научно-занимательной литературы. Один из первых пропагандистов идей К.Э. Циолковского, автор свыше 100 книг: «Занимательная физика», «Занимательная алгебра», «Занимательная геометрия», «Межпланетные путешествия», «Занимательная астрономия» и др.

Слайд 3

О метрической системе мер и весов В начале 20-х гг. прошлого века он написал серию брошюр, в которых пропагандировал декрет от 1918 г. о введении в стране новой метрической системы мер и весов и убеждал широкие массы в необходимости скорейшего перехода к ней. Так, десять мер емкости: гарнец, четверик, осьмина, четверть, бочка, ведро, штоф, бутылка, чарка, шкалик заменялись всего на две – литр и миллилитр. Попробуйте-ка быстро подсчитать, сколько шкаликов содержится, к примеру, в трех бочках, если: 1 бочка = 40 ведер, 1 ведро = 10 штофов, 1 штоф = 2 пивных бутылки, 1 пивная бутылка = 5 чарок, 1 чарка = 2 шкалика.

Слайд 4

Реальная математика Немалый интерес представляют также задачи, сформулированные в том виде, в каком они возникли в реальной жизни , то есть «не переведенными на условный язык математических схем ». ПРИМЕР: Взрослый и ребенок, одинаково одетые, стоят на морозе. Кому из них холоднее? В 2013 учебном году в 9 классах в государственный итоговый экзамен по математике включили раздел «Реальная математика». Я думаю, что это заслуга Якова Исидоровича , чьи книги хорошо изучили авторы – составители тестов ГИА - 2013.

Слайд 5

Занимательная литература «Занимательная физика» «Занимательная арифметика» «Занимательная алгебра» «Занимательная геометрия» Перельман знал секрет того, как можно заставить цифры говорить: только путем неожиданного сравнения. ПРИМЕР: «Волос, увеличенный по толщине в биллион раз, был бы раз в 8 шире земного шара, а муха при таком увеличении была бы в 70 раз толще Солнца!»

Слайд 6

Из «Занимательной алгебры» Картина Богданова-Бельского «Трудная задача» известна многим, но мало кто из видевших эту картину вникал в содержание той «трудной задачи», которая на ней изображена. Состоит она в том, чтобы устным счетом быстро найти результат вычисления:

Слайд 7

Самый оригинальный и неожиданный способ для приближенного вычисления числа «Пи» состоит в следующем. Запасаются короткой (сантиметра два) швейной иглой, — лучше с отломанным острием, чтобы игла была равномерной толщины, — и проводят на листе бумаги ряд тонких параллельных линий, отделенных одна от другой расстоянием вдвое больше длины иглы. Затем роняют с некоторой (произвольной) высоты иглу на бумагу и замечают, пересекает ли игла одну из линий или нет (рисунок слева). Чтобы игла не подпрыгивала, подкладывают под бумажный лист пропускную бумагу или сукно. Бросание иглы повторяется много раз, например сто или, еще лучше, тысячу, каждый раз отмечая, было ли пересечение.

Слайд 8

Если потом разделить общее число падений иглы на число случаев, когда замечено было пересечение, то в результате должно получиться число «Пи», конечно более или менее приближенно. Опыт Бюффона с бросанием иглы Современное значение числа π ≈ 3,1415926535... Попробуйте сами повторить опыт Бюффона и вычислить значение числа «Пи»

Слайд 9

По этому поводу можно задать интересный вопрос: когда мы движемся вокруг Солнца быстрее — днем или ночью? Вопрос способен вызвать недоумение: ведь всегда на одной стороне Земли день, на другой — ночь; какой же смысл имеет наш вопрос? По‑видимому, никакого. Однако это не так. Спрашивается ведь не о том, когда вся Земля перемещается скорее, а о том, когда мы, ее обитатели, движемся скорее среди звезд. А это уже вовсе не бессмысленный вопрос. В солнечной системе мы совершаем два движения: вращаемся вокруг Солнца и в то же время обращаемся вокруг земной оси. Оба движения складываются, но результат получается различный, смотря по тому, находимся ли мы на дневной или ночной половине Земли. Взгляните на рис. 6, и вы поймете, что в полночь скорость вращения прибавляется к поступательной скорости Земли, а в полдень, наоборот, отнимается от нее. Значит, в полночь мы движемся в солнечной системе быстрее, нежели в полдень. Так как точки экватора пробегают в секунду около полукилометра, то для экваториальной полосы разница между полуденной и полуночной скоростью достигает целого километра в секунду. Знакомые с геометрией легко могут вычислить, что для Ленинграда (который находится на 60‑й параллели) эта разница вдвое меньше: в полночь ленинградцы каждую секунду пробегают в солнечной системе на полкилометра больше, нежели в полдень.

Слайд 10

Методика Перельмана С пецифика жанра занимательной науки, а также работы самого автора-популяризатора отражена в ответах Перельмана на следующие ключевые вопросы . Какую цель преследует автор? Каким образом? Что для этого нужно сделать ? С помощью каких приемов это достигается ?

Слайд 11

Творчество Я.И. Перельмана подтверждает идею об интеллектуальной активности как основе развития творческих возможностей. Его задачи способствуют развитию интеллектуальной инициативы, являющейся наиболее специфичным показателем интеллектуальной активности. Важнейшая роль задач Я.И. Перельмана заключается в том, что они создают условия продолжения мыслительной деятельности за пределами заданной ситуации.

Слайд 12

Заключение По данным Всесоюзной книжной палаты, с 1918 по 1973 год его книги только в нашей стране издавались 449 раз; их общий тираж составил более 13 миллионов экземпляров. • Именем Перельмана назван кратер на обратной стороне Луны, диаметром 46 км. Он оказался основоположником научно – популярной литературы в России. Перельман ввел термины «Реальная математика» и «Научно популярная литература» На его книгах выросло не одно поколение ученых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Григорий Яковлевич Перельман -великий математик современности

Презентация к уроку или внеклассному мероприятию по геометрии....

Конспект открытого урока в 7-ых классах на тему "Информатика в системе наук. Интеграция информатики в другие науки"

Как уже говорилось ранее, мы живем в информационном обществе. Все предметы, окружающие нас, несут в себе определенную информацию. Таким образом, мы можем сказать, что:Информатика - это наука, изучающа...

Перельман Яков Исидорович.

Данная презентация может быть использована на неделе физики. Яков Исидорович Перельман известен буквально всем. Его книги любят все. Он опубликовал книги с замечательными фокусами, опытами, заниматель...

Я.И.Перельман. Жанды математика

Я.И.Перельман. Жанды математика...

Разработка и проведение образовательных курсов «Из популяризатора в ньюсмейкеры»

В сегодняшнем мире правит миром тот – у кого больше подписчиков в сети. В поиске решения данной проблемы рабочую группу проекта посетила мысль о том, что Школьная лига, являясь образовательной о...

Сергей Петрович Капица — ученый, телеведущий, популяризатор науки, сын Нобелевского лауреата, заведующий кафедрой общей физики МФТИ, автор книг и научных статей, доктор физико-математических наук, профессор.

Сергей Петрович Капица — ученый, телеведущий, популяризатор науки, сын Нобелевского лауреата, заведующий кафедрой общей физики МФТИ, автор книг и научных статей, доктор физико-математических нау...