Социализация, самореализация, самоопределение детей и подростков через арт-терапевтические техники на уроках, дополнительных занятиях и во внеурочной деятельности
статья по естествознанию (9 класс)

Сердюк Алевтина Александровна

Статья, посвященная работе с учениками 8-10 классов в группе психологического тренинга. Об использовании арт-трапии (мандалы руками подростков).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mandala_moy_tekstmicrosoft_word.docx21.38 КБ

Предварительный просмотр:

«Социализация, самореализация, самоопределение детей и подростков через арт-терапевтические техники на уроках и во внеурочной деятельности»

Цель: Коррекция психоэмоционального состояния подростков.

Задачи:

  1. Реализация творческого продукта
  2. Осознание уникальности собственного Я

Актуальность: Необходимость развития рефлексии и повышения самооценки подростка для стабилизации психоэмоционального состояния и реализации в процессе обучения.

Социализация – в тренинге – занятия на коммуникативность, осознание себя, в том числе как члена группы.

Самоопределение через рефлексию, обратную связь. Тестирование и задачи на креативность, позволяют выявить трудности подростков.

В течение более 5 лет на базе ГБОУ СОШ № 461 Колпино проводятся тренинги для подростков.

Одним из аспектов тренинга является решение задач самоопределения, гармонизации внутреннего состояния и определение своего вклада в общее дело через творчество путем создания мандал.

Мы делаем индивидуальные и совместные мандалы.

Джулиана Вильсон сказала: «Чтобы краски жизни заиграли, надо стряхнуть осевшую на душу пыль». Это высказывание очень точно соотносится с процессом рисования мандалы. Очищение через творение помогает перенести на бумагу душевную «пыль», избавиться от груза проблем, тревог и страхов – очистить сосуд души.

Мандалотерапия – это диагностика и психотерапевтическое использование циркулярных круглых изображений, создаваемых в произвольном творческом процессе или по определённой инструкции терапевта. Представляет собой метод арт-терапии («лечения творчеством»).

Изначально мандалы фигурировали в буддизме и индуизме. Само слово «мандала» (mandala) в переводе с санскрита означает «круг». Круглое сакральное изображение представляло собой «мир богов». Подобные центрические символы Вселенной использовались для медитаций, оформления и защиты сакральных сооружений, храмов и жилищ. Зарождение метода На мандалы обратил внимание психолог Карл Густав Юнг. Психотерапевт применял круглые изображения в процессе изучения бессознательного. Юнг воспринимал мандалу как универсальный психический образ, символ самости или глубинной сути человеческой души. Современная психология трактует круглый символ как отражение внутреннего мира, чувственной и ментальной стороны личности. В безопасную центрическую форму заключены мысли и чувства человека, который создавал изображение или амулет. Мандала – это связующее звено, между сознательным и бессознательным проявлениями, «ниточка», соединяющая внешнее и внутреннее. Целостный и завершённый символ позволяет выявить дисгармонию мягкими методами, сбалансировать состояние и проявления. Мандалотерапия считается безопасным и экологичным методом психокоррекции и психотерапии. В процессе творчества личность обретает целостность и укрепляет собственное «я».

Суть и особенности метода.

 Существует три формата мандалотерапии: активная – пациент самостоятельно создаёт мандалу из имеющихся материалов или заполняет изображением (цветом) пустой круг на бумаге; пассивная – клиент получает готовое центрическое изображение или конструкцию для терапии; смешанного типа – человек выбирает готовый шаблон и раскрашивает мандалу.

Тематическая работа: перед созданием мандалы клиент получает конкретную установку – о чём будет мандала, какой теме или проблеме посвятить созидательный процесс. Метод действенен благодаря следующим эффектам: эффект зеркала – мандала отражает внутреннее состояние клиента; эффект структурных компонентов – круг символизирует духовное проявление, квадрат – материальную реальность, а точка в центре – это «точка сборки», эго, квинтэссенция смысла и важности; эффект смысла – с помощью мандалы можно обратиться к любой теме по запросу; эффект взаимодействия с творческими инструментами – особое свойство арт-терапевтических методов.  

Где применяется мандалотерапия? Инструмент применяется психологами и арт-терапевтами при индивидуальной работе с клиентами. Мандала поможет разобраться с детско-родительскими сценариями, решить проблемы, возникающие у семейной пары. Направления для использования метода мандалотерапии: терапия нарушений самооценки; депрессивные состояния; приведение человека к внутреннему балансу; проработка страхов; работа с агрессией и гневом; устранение раздражительности; возвращение радостного отношения к жизни, светлого взгляда на мир. Детская психотерапия с помощью мандал помогает решить следующие проблемы: помощь в выражении чувств и эмоций; выравнивание эмоционального состояния; развитие навыков саморегуляции; снятие напряжения; повышение концентрации внимания; развитие творческих способностей; развитие умения самовыражаться.

В этом году мы занялись проектом, в котором создаем мандалы из различных материалов.

Т. о. дети имеют возможность самовыражаться и создавая прекрасное, гармонизировать себя.

Создание мандалы это творческий процесс, а творчество обладает целительной силой!

Регулярная работа с мандалами приведёт к тому, что вы будете находиться в гармонии с окружающим миром. Концентрация на процессе рисования мандальных узоров позволяет сосредоточиться и создаёт почву для разрешения внутренних конфликтов. Вследствие этого состояние человека значительно изменяется.

Важно не просто нарисовать мандалу и забыть о ней. Повесьте готовое изображение на видное место, чтобы почаще смотреть на него. Изучайте свой рисунок, вспоминая, о чём вы думали в тот или иной этап его создания. Это закрепит благоприятный результат работы.

Если у вас нет склонностей к рисованию, но вы хотите испытать чудодейственное влияние мандалы на себе, есть множество способов, не подразумевающих использование карандаша и бумаги. Так вы можете создавать прекрасные мандалы-мозаики, коллажи и скульптуры из природных материалов (камней, шишек, семян и т.д.), лепить узоры из полимерной глины… Прелесть этого искусства в том, что оно охватывает все сферы природного проявления, как в духовном, так и в физическом смысле.

Результаты:

  1. Многие участники проекта стали использовать мандалы раскраски как возможность выплеснуть и проанализировать эмоции.
  2. Наблюдается положительная динамика психоэмоционального состояния участников тренинга.
  3. Подростки овладели навыками саморегуляции через арт-техники и дыхательные техники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Нарисуй своё имя"-АРТ-терапевтические техники на уроках ИЗО

Комментарии, иллюстрации, рекомендации для проведения занятий с применением АРТ-терапевтических приёммов и техник на уроках ИЗО....

Конспект занятия по направлению внеурочной деятельности общекультурного направления «Культурный калейдоскоп» для обучающихся 2 класса реализации СФГОС НОО , вариант В (глухие дети).

Я, Тулякова Марина Альбертовна, первая квалификационная категория, работаю воспитателем группы продленного дня в КОУ «Нижневартовская  школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья...

Выступление на Педагогическом совете ГБОУ детско-юношеского центра "Профессиональное самоопределение детей и подростков в системе дополнительного образования детей" 28.11.2011г.

Выступление по теме "Образовательные технологии и организационно-педагогические условия профессионального самоопределения в процессе проектной деятельности" посвящено вопросам организации проектно-исс...

Дополнительная образовательная программа по внеурочной деятельности «Волшебная петелька» для детей 10 -14 лет на 1 год обучения

      Внеурочная деятельность является взаимодополняющим компонентом базового образования и объединяет все виды деятельности учащихся направленных на формирование нравственных ор...

Развитие творческих возможностей детей и подростков через дополнительное образование

Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в школе, сти...

Методическое пособие "Практикоориентированные подходы к организации личностного и профессионального самоопределения детей и подростков в системе дополнительного образования (из опыта работы МОУ ДО «Центр детского творчества» г.Надым)"

В настоящем пособии представлен опыт работы педагогического коллектива МОУ ДО «Центр детского творчества» г.Надым по организации личностного и профессионального самоопределения детей и под...