Урок "Вода.Уникальность воды"
план-конспект урока по естествознанию (5 класс)

Мясоутова Е.П.

Урок разработан с целью формирования естественно-научной функциональной грамотности. Разработку урока можно использовать как в урочной деятельности, так и во внеклассной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_voda.unikalnost_vody.doc120.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Мясоутова Елена Петровна

Класс: 5

Тема урока: Вода. Уникальность воды.

Тип урока: изучение нового материала.

Используемая технология:  личностно-ориентированная

Цель урока: Познакомить с уникальными свойствами воды, как одной из главнейших форм и источником жизни на Земле. Создавать условия для формирования ответственного отношения человека к природным водным ресурсам с целью развития естественнонаучных компетенций.

Задачи урока:

- Через содержание учебного материала развивать познавательные интересы и интерес к живой и неживой природе.

- Воспитывать терпимость к чужому мнению, внимательное, доброжелательное отношение к ответам и рассказам других детей, умение сотрудничать.

- Совершенствовать вычислительные навыки и навыки логического мышления применять знания в непривычной ситуации.

Планируемые результаты: 

Предметные и метапредметные: находить и извлекать информацию о естественнонаучных явлениях в различном контексте

Личностные: объяснять гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе естественнонаучных знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей.

Метапредметные связи: биология, география, математика

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, лоточки с лабораторной посудой и реактивами для парной работы, плакат «Схема круговорота воды»

                  

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I.Организационный момент

1. Приветствие обучающихся

1. Приветствие учителя

II.Актуализация знаний

(5мин)

1. Актуализация имеющихся знаний по теме.

Вода - одно из самых уникальнейших веществ на Земле. Несмотря на бурное развитие современной науки, до сих пор ученые не изучили до конца природу этого, казалось бы простого вещества! 

1)В каких состояниях существует вода в природе?

2) Какими свойствами обладает вода?

 (учитель подводит детей к нужному варианту ответа)

1. Ответы на вопросы учителя в ходе актуализации имеющихся знаний

Учащиеся высказывают свои знания о воде и её распространении на Земле.

2. Совместная постановка целей и задач для данного урока

2. Совместная постановка целей и задач для данного урока

 III.Основная часть. Изучение нового материала.

(40 мин)

1.Найдите площадь поверхности Земли занятой водой. Чему равна площадь, занятая сушей? 

1. Выполняют задание №1

2. Почему грязная посуда, белье становятся чистыми, если их моют и стирают в воде? 

Используя оборудование, имеющеес на столе, определить растворимость выданных веществ. Заполнить таблицу (№2)

2. Дети высказываются. Выполняют лабораторную работу, заполняют таблицу.

3. Представь, что ты частица воды, расскажи, какое кругосветное путешествие ты совершаешь в природе? (задание №3).

3. Выполнение задания, обсуждение

4. Вода обладает текучестью. Вода течет, вода смачивает, у воды есть поверхностное натяжение. Вода в свободном состоянии принимает форму шара тоже благодаря силе поверхностного натяжения. Решение задачи на текучесть (№4)

4. Выполнение задания, обсуждение

5. Почему в крышке чайника делают отверстие? (№5)

Вода при испарении при 1000С увеличивает свой объём в газообразном состоянии более чем в 1000 раз. Вот почему вода в виде пара используется в паровых котлах как рабочее тело.

5. Выполнение задания, обсуждение

6. Почему во время ледохода лед не тонет, а плывет по поверхности реки? (№6)

6. Выполнение задания, обсуждение

7. Если бы все ледники растаяли, то уровень воды на Земле поднялся бы на 64м, и около 1/8 поверхности суши было бы затоплено водой. Сколько км² суши было бы затоплено водой? Во сколько раз меньше суши осталось бы? Выполнение задания №7.

7. Выполнение задания, обсуждение

8. Все живое на Земле состоит из воды.

  Для поддержания жизни человек должен получать 2,5 л воды в сутки. Ни одно живое существо не может обойтись без воды. Обезвоживание организма на 12-15% приводит к нарушению обмена веществ. В организмах идёт обновление воды. Без воды человек может прожить 3 дня, в то время как без пищи 30-50 дней. Выполнение задачи №8 на выбор.

8. Выполнение задания с помощью учителя, обсуждение.

9.Формулирование выводов. Вода – одно из самых важных веществ на Земле. От нее зависит жизнь. Качество воды влияет на жизнь и здоровье людей. Воду нужно беречь. Вода до сих пор является загадкой для ученых.

9.Формулирование выводов, заполнение таблицы.

IV. Рефлексия.

1. Подведение итогов занятия.

1. Подведение итогов занятия совместно с учителем.

V. Домашнее задание

Подготовить сообщение «Вода живая и мёртвая»

Конспект урока

1. Организационный момент.

2.Актуализация знаний   (5 мин).

1)  Приветствие обучающихся.

2)  Актуализация имеющихся знаний по теме.

Учитель: -Ребята, мы сегодня мы должны больше узнать о….., а о чем попробуйте догадаться.

   Как писал Антуан де Сент-Экзюпери …, «У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь».

Учитель:- О чем писал Антуан де Сент-Экзюпери?

 Ребята:…(ответ)

Учитель:- О чем писал Антуан де Сент-Экзюпери?

 Ребята:…(ответ)

Учитель:  -Вода - одно из самых уникальнейших веществ на Земле. Несмотря на бурное развитие современной науки, до сих пор ученые не изучили до конца природу этого, казалось бы простого вещества!  Что вы знаете о воде?    

Выполните задания. Заполни пропуски:

1)Вода в природе существует в трех состояниях: жидком, ______ и _______

2) Какими свойствами обладает вода? Ненужное зачеркни:

  • Имеет цвет; не имеет цвета.
  • Имеет запах; не имеет запаха.
  • Имеет форму; не имеет форму.
  • Прозрачна; не прозрачна.
  • Обладает текучестью; не обладает текучестью.
  • Растворяет соль, сахар; растворяет песок, мел.
  • Медленно нагревается и медленно остывает; быстро нагревается и быстро остывает.
  • При нагревании расширяется и при охлаждении сжимается; при нагревании сжимается и при охлаждении расширяется.
  • При замерзании расширяется; при замерзании сжимается.

Ребята:….(ответ)

Учитель: - Где мы ее встречаем?

Ребята:….(ответ). 

3. Основная часть. Изучение нового материала (40 мин).

Учитель : - Вода везде и всюду, и она занимает около ¾ поверхности Земли (510млн.км²). Водой занята 0,71 часть поверхности.  Крупные реки России: Р. Волга, р. Обь, р. Енисей, р. Лена, р. Урал, р. Печора, р. Амур, р. Дон, р. Северная Двина, р. Ока, р. Кама, р. Вилюй, р. Алдан, р. Анадырь, р. Ангара, р. Индигирка, р. Колыма.

   Многие внутренние источники воды являются целебными. Например, целебные источники России (Кисловодск, Железноводск, Питегорск, Ессентуки и т.д.). В Сибири есть минеральные источники (оз.Карачи, с.Довольное, г.Искитим, оз.Чаны, г.Тогучин).

Минеральная вода

Местонахождение источника

Наличие ценных ионов

«Марциальные воды»

Заонежье

Fe2+, Fe3+

«Синегорье»

Сахалин

As3+

«Полюстрово»

Карелия

Fe2+, Fe3+

«Талицкая вода»

Воронежская обл.

I-

«Боржоми»

Грузия

Na+, HCO3 -

«Ессентуки»

г.Железноводск

Na+, HCO3 -, Cl-

«Нарзан»

Кавказ

Mg2+, Ca2+, SO42-

«Карачинская»

Чановский р-н

HCO3 -., Na+

«Доволенская»

с. Довольное

HCO3 -., Na+

Учитель: - Найдите площадь поверхности Земли занятой водой. Чему равна площадь, занятая сушей? (№1)

Ребята:…(решают задачу №1).

Учитель: - Ответьте на вопросы «почему?»

Почему грязная посуда, белье становятся чистыми, если их моют и стирают в воде?

 Ребята:….(ответ). 

Учитель (дополнения): - Вода - самый сильный универсальный растворитель. Если ей дать достаточно времени, она может растворить практически любое твердое вещество. Именно из-за уникальной растворяющей способности воды никому до сих пор не удалось получить химически чистую воду - она всегда содержит растворенный материал сосуда. В воде содержатся практически все элементы таблицы Менделеева, в том числе газы, основания, кислоты. На своем пути вода растворяет металлы, горные породы, органические вещества.

Используя оборудование, имеющееся у вас на столе, определите растворимость выданных веществ. Сделав вывод, заполните таблицу (№2):

Вещество

Растворимость

Сахар

Р

Песок

Н

Опилки

Н

Соль

Р

Растительное масло

Н

 2. Почему моря не переполняются от впадающих рек и не заливают сушу? 

 Ребята:….(ответ).

Учитель (дополнения): - Круговорот воды, испарение с поверхности. О круговороте говорилось ещё в Библии: «Все реки текут в моря, но море не переполняется; к тому месту, откуда реки текут, они возвращаются, чтобы опять течь».  Водные ресурсы обладают способностью возобновляться. В природе существует безотказный механизм круговорота воды "океан – атмосфера – земля – океан" под действием энергии Солнца. Обратите внимание на схему «Круговорот воды в природе» (видео «Круговорот воды в природе»).

   Представь, что ты частица воды, расскажи, какое кругосветное путешествие ты совершаешь в природе? (№3)

                         ПАР – ОБЛАКА – ДОЖДЬ, СНЕГ – РЕКИ – ОКЕАН


Ребята:….(ответ).

Учитель: - Самое интересное то, что вода обладает памятью. Вода запоминает и хранит любую информацию. Вода может меняться под воздействием слова и даже мысли. (20 век, Япония, Масару Эмото)

   Вода обладает текучестью. Вода течет, вода смачивает, у воды есть поверхностное натяжение. Сила поверхностного натяжения воды очень велика. Она по прочности уступает только ртути. Вода в свободном состоянии принимает форму шара тоже благодаря силе поверхностного натяжения. Эта сила связывает молекулы воды, как бы примагничивая их друг к другу: мы слышим, как стучат дождевые капли по крышам домов. Благодаря поверхностному натяжению воды кровь движется в организмах человека и животных, вода поднимается вверх по стволам деревьев.

   В мире нет более податливого материала, чем вода, однако она в состоянии точить твердое и крепкое. В народе говорят «Вода камень точит». Об этом знают все, но никто не может ответить почему так. 60 капель холодной воды, упавшие на голову человека с высоты 50 см, убивают его. В древности даже существовала смертная казнь «каплями воды». Так, находясь в капиллярах, она создает огромное давление, и это позволяет ростку с легкостью пробивать твердый асфальт.

   Решите задачу на текучесть (№4).  Во время экскурсии на водоканал ребятам узнали, что средняя скорость течения реки Обь в период половодья - 0,94 м/с. Интересно, а с какой скоростью течет река Иня, впадающая в Обь? Чтобы ответить на этот вопрос, ребята запускали трижды листик в плавание по реке Иня и получили следующие данные:

  • 1) S=1,5 м 2) S=1,5 м 3) S=1,5 м
  • t= 8 сек t=5 сек t= 7 сек

Узнайте среднюю скорость течения реки Иня и сравните со скоростью течения реки Обь. 

Ребята: (решают задачу №4).

Учитель: -Почему в крышке чайника делают отверстие? (№5)

Ребята:….(ответ).

Учитель (дополнения): - Для выхода пара. Вода при испарениипри 1000С увеличивает свой объём в газообразном состоянии более чем в 1000 раз. Вот почему вода в виде пара используется в паровых котлах как рабочее тело.

Учитель: - Почему во время ледохода лед не тонет, а плывет по поверхности реки? (№6)

Учитель (дополнения): - Лед легче воды. Лед можно видеть у нас на озерах и реках, когда они замерзают зимой. Он образуется благодаря особому уникальному свойству – плотности воды. Плотность воды при охлаждении от 100 до 3,98 0С возрастает, как и у подавляющего большинства жидкостей. Но, достигнув максимального значения при температуре 3,98 0С, плотность при дальнейшем охлаждении воды начинает уменьшаться. Другими словами, максимальная плотность воды наблюдается при температуре 3,98 0С , а не при температуре замерзания 0 0С. Замерзая, вода увеличивается в объеме, производя большие разрушения (например, трубы лопаются зимой).

   Столь необычное поведение плотности воды крайне важно для поддержания жизни на Земле. Покрывая воду сверху, лед играет в природе роль своего рода плавучего одеяла, защищающего реки и водоемы от дальнейшего замерзания и сохраняющего жизнь подводному миру. Если бы плотность воды увеличивалась при замерзании, лед оказался бы тяжелее воды и начал тонуть, что привело бы к гибели всех живых существ в реках, озерах и океанах, которые замерзли бы целиком, превратившись в глыбы льда, а Земля стала ледяной пустыней, что неизбежно привело бы к гибели всего живого.

А еще есть в природе очень интересное явление – плавающие ледяные горы. Кто знает о чем это идет речь? Да, это айсберги. Айсберги — это и гигантские хранилища пресной воды, которой так не хватает во многих странах мира и особенно в странах с жарким пустынным климатом. Поэтому разрабатываются проекты транспортировки айсбергов для их использования в качестве питьевой воды.

Учитель: - Решите задачу:  Если бы все ледники растаяли, то уровень воды на Земле поднялся бы на 64м, и около 1/8 поверхности суши было бы затоплено водой. Сколько км² суши было бы затоплено водой? Во сколько раз меньше суши осталось бы? (№7)

Ребята:….(решают задачу №7).

Учитель: -Как вы понимаете выражение  «Вода-эликсир жизни»?

Ребята:….(ответ).

Учитель (дополнения): - Все живое на Земле состоит из воды. Рыбы, животные – 75 % Медузы – 99% Картофель – 76 % Яблоки – 75 % Помидоры – 90 % Огурцы – 95 %.

  Для поддержания жизни человек должен получать 2,5 л воды в сутки. В среднем за свою жизнь человек потребляет 75 т воды, а всё человечество почти четвёртую часть годового стока всех рек мира. Кровь человека на 90 % состоит из воды, мышцы на 75%, кости на 28%, стекловидное тело глаза на 99%.

Ни одно живое существо не может обойтись без воды. Обезвоживание организма на 12-15% приводит к нарушению обмена веществ, а потери до 25% воды – к гибели организма. В организмах идёт обновление воды. В кактусах, например, полностью обновляется вода в течении 28 лет, у черепахи – 1 год, у верблюда – 3 месяца, у человека – 1 месяц. Без воды человек может прожить 3 дня, в то время как без пищи 30-50 дней.

Решите задачу на выбор (№8):

 8-1)В среднем каждый человек употребляет 1,7 л воды в сутки при физиологической потребности 2-3 л. Узнайте, сколько воды употребляет человек за всю свою жизнь, если средняя продолжительность жизни 75 лет?

8-2) Большинство людей во время чистки зубов оставляют кран открытым. Сосчитайте, сколько литров воды вытекает зря, если в среднем человек чистит зубы три минуты, а из открытого крана вытекает 1 литр воды за 13 секунд.

8-3) Виртуальная вода – это объем воды, который был использован при производстве какого – либо товара или услуги. Например, виртуальная вода чипсов - это вода, которая потребовалась на полив картофеля, полив подсолнечника, из которого произвели масло для чипсов, мытье картофеля и пр.

   За обедом ребята ели картофельное пюре с курицей, салат из помидор, кусочек хлеба и выпили сок. Сосчитайте сколько литров воды потрачено на приготовление одной порции обеда, если известны следующие данные:

  • Еда
  • Водный след
  • Картофель, 100г
  • 25 л
  • Курица, порция, 100г
  • 576 л
  • Салат, порция
  • 117 л
  • Сок, 200 мл
  • 190 л
  • Хлеб, 100г
  • 50 л

Ребята (решают задачу №8).

Учитель: - ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО..

-по нормам на каждого жителя города приходится 220 литров холодной воды в сутки

-принимая душ в течение 5 минут, вы расходуете около 100 литров воды

-каждый раз, когда вы чистите зубы, вы расходуете 1 литр воды

-наполняя ванну лишь до половины, вы расходуете 150 литров воды

-разовый смыв в туалете—8—10 литров воды

-во время влажной уборки расходуется не менее 10 литров воды

-каждая стирка белья в стиральной машине требует свыше 100 литров

воды

-через обычный водопроводный кран проходит 15 литров воды в минуту.

   Какие выводы можно сделать о значении воды в природе и жизни человека?

Заполните недостающие элементы таблицы.

Свойства воды

Значение воды в природе

………………………………………….

Благоприятная среда для обитания водных организмов

Хорошо растворяет другие вещества

………………………………………

В природе находится в жидком, твердом и газообразном состояниях

Возможен круговорот воды в природе

Медленно нагревается и медленно остывает

…………………………………………

 Ответ:

Свойства воды

Значение воды в природе

Не имеет цвета, запаха, вкуса, прозрачна

Благоприятная среда для обитания водных организмов

Хорошо растворяет другие вещества

Необходима для питания растений, животных, человека

В природе находится в жидком, твердом и газообразном состояниях

Возможен круговорот воды в природе

Медленно нагревается и медленно остывает

Защищает Землю от перегрева и переохлаждения

 

Ребята (формулируют выводы, заполняют таблицу).

Учитель (дополнения): - Вода – одно из самых важных веществ на Земле. От нее зависит жизнь. Качество воды влияет на жизнь и здоровье людей. Воду нужно беречь. Вода до сих пор является загадкой для ученых.

4. Рефлексия (5 мин).

5.Домашнее задание. Приготовить сообщение «Вода живая и мёртвая».

   Список использованной литературы:

1. Непомнящий Н.Н. 100 великих загадок природы. М.: Вече, 2004.

2. Справочник школьника. Физика/ Сост.Т.Фещенко, В. Вожегова. – М.: Филолог.об-во «Слово», компания «Ключ - С», АСТ, 1996. – 576 с.

3. Справочник школьника. География/ Сост. Т.С. Майорова. – М.: Филолог.об-во «Слово», компания «Ключ - С», АСТ, 1997. – 576 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вода. методы определения состава воды.Вода в природе, способы ее очистки.

Разработка урока химии в 8 классе, для учащихся обучающихся по  программе Рудзитиса Г.Е., Фельдмана Ф.Г. материал урока включает элементы исследовательской деятельности учащихся. к уроку разработ...

Внеклассное мероприятие "Вода. Вода. Кругом вода..."

Цель мероприятия: повысить уровень информированности учащихся 8-ых классов в вопросе защиты воды как важнейшего природного источника жизнеобеспечения человека. Информация о значении воды, содержании е...

Презентация "Вода. Вода. Кругом вода..."

Презентация составлена для внеклассного мероприятия "Вода. Вода. Кругом вода...", которое проводилось для учащихся восьмых классов с целью повысить уровень информированности в вопросе защиты воды...

Внеклассное мероприятие "Вода. Вода. Кругом вода!"

Внеклассное мероприятие можно провести в рамках недели географии, а также как обобщающий урок по теме "Гидросфера" в 6 классе.. Форма мероприятия - игра по типу телевизионной игры "Вопрос на засыпку"...

"Вода, вода, кругом вода..." интеллектуальная игра для учащихся по химии и не только, презентация

Игра подготовлена для учащихся 9 классов, состоит из 16 вопросов, объединенных в отдельные конкурсы: Географический, Биологический, Свойства воды, Обо всем понемногу. Правильные ответы появляются...