Комплексная практика - путь в науку!
статья по естествознанию (6 класс)

Инговатова Елена Николаевна

В статье рассказывается о реализации внеурочной деятельности в сочетании с полевыми практиками обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleksnaya_praktika_-_put_v_nauku.docx20.2 КБ

Предварительный просмотр:

                                                          Инговатова Елена Николаевна,

                                                         учитель географии и биологии

                                                         государственного бюджетного

                                                                 общеобразовательного учреждения

                                        Российская гимназия

                                                                   при Государственном Русском музее

                                                                         Центрального района Санкт-Петербурга

Комплексная практика – путь в науку!

        Изменения, происходящие в современном обществе,  требуют новых способов организации образовательного процесса, использования современных педагогических технологий, нацеленных на активную познавательную деятельность обучающихся, которая может успешно осуществляться посредством формирования исследовательских компетенций. Под исследовательскими компетенциями понимается совокупность знаний, способностей, навыков и опыта в проведении исследований, получении определенного нового знания, нового интеллектуального продукта, создание нового проекта, нового решения проблемы. Формирование таких компетенций происходит на протяжении всей жизни человека, но необходимая база закладывается уже в процессе получения школьного образования. Предметные и межпредметные проекты, интегрирующие урочную и внеурочную деятельность, служат той ступенькой, с которой открывается дорога в «волшебный мир» науки.

       «Стартом в науку» являются занятия внеурочной деятельности «Путь в науку» и ежегодно проводимая  проектная конференция, которая не только подводит итоги предыдущего  учебного года, но и дает начало новым направлениям исследовательской деятельности. Одним из таких направлений являются полевые комплексные практики для разновозрастных групп обучающихся. Реализуется данное направление через внеурочную деятельность, носящую модульный формат. Комплексные полевые практики предполагают интеграцию физики, химии, географии, биологии, однако в разные годы преобладание значимости  предметов различно и зависит от возраста и интересов группы обучающихся. Практики проходят на территории Ленинградской области. Определяется конкретная территория на учебно-исследовательский  год. Полевая практика имеет 3 сессии: осеннюю, зимнюю, весеннюю и летние индивидуальные задания. Продолжительность каждой сессии – 2 исследовательских дня. Осенняя сессия изучает рельеф, геологию, погоду, воды, почвы, флору и фауну  конкретного ландшафта. Зимняя сессия позволяет изучить особенности снегового покрова (температурные характеристики снежных слоев в пределах шурфа, …). Весенняя сессия обеспечивает проведение фенологических наблюдений. В последние 3 года полевые практики были проведены на следующих территориях Ленобласти: р. Мга (ближе к истоку – д. Сологубовка), р. Луга (район г. Кингисепп), р. Славянка (выше г. Павловск).  Выбор указанных природных объектов, территорий малых рек для изучения, объясняется территориальной близостью к городу, а также обеспечением безопасных исследований и возможностью сравнения территорий Ленобласти по различным критериям. Малые реки позволяют провести несложные исследования, такие как глубина, ширина, профиль дна, скорость течения, характер течения, порожистость, мутность вод, грунты, растительный и животный мир и многое другое. Таким образом, полевая практика позволяет закрепить предметные знания, полученные на уроках теоретически. Важное значение для юного ученого имеет камеральная обработка полученных данных: описание, фотографирование, вычерчивание графиков, схем,  сравнение, изучение литературы и др.. В осенний период (сентябрь) это делать достаточно легко. В зимний период интересны различия в характеристиках слоев снежных шурфов. Весенняя сессия (май) интересна изменениями ландшафта, возможностью проводить геологические и почвенные исследования (травяной покров только начинает вегетатировать), проводить фенологические наблюдения.

       Летние индивидуальные задания формируются самими обучающимися, на основе интересов, возникших в ходе квази-исследований   осенне-зимне-весенних сессий с учетом возможностей выбора природных территорий в каникулярный период.

       Результаты мини-исследований в форме доклада ребята представляют на проектной конференции. Доклад  включает следующее:

  • Название проекта.
  • Количество участников, ФИ  обучающихся, которые подготовили проект.
  • Время работы (продолжительность).
  • Руководитель проекта.
  • Проблемная ситуация проекта. Актуальность.
  • Цель проекта.
  • Задачи проекта (проектное задание).
  • Этапы или способы работы над проектом, с указанием деятельности руководителя и обучающихся, которые помогли решить проблему.
  • Технологии, которые использовали в проекте.
  • Техническое оснащение проекта (учебное, информационное, техническое, кадровое и др.).
  • Продукт!!! Содержание (краткое, самое главное и интересное).
  • Опыт использования проекта. Сфера, в которой применимы результаты.
  • Оценка  проекта (в т.ч. внешняя).

     Модульное ведение занятий внеурочной деятельности в сочетании с полевыми практиками дает положительные  результаты:

  • обеспечивает повышение уровня сформированности метапредметных умений обучающихся;
  • обеспечивает демонстрацию способностей и личных качеств;
  • способствует укреплению здоровья, повышению уровня общефизической подготовленности;
  • дает возможность получения специальных знаний и опыта поисково-исследовательской  деятельности;
  • является начальным этапом профессиональной ориентации школьников – «открывает путь в науку;
  • повышает уровень  профессиональной компетентности педагогов.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5- М№6. Тип урока: Комплексное применение знаний Практика под руководством учителя. Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Т

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5-  М№6. Тип урока: Комплексное применение знанийПрактика  под руководством учителя.Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Г...

Статья на тему: "Программно-комплексный подход - путь к обеспечению доступности дополнительного образования для детей с ОВЗ"

Выступление на городском научно-практическом семинаре "Развитие системы воспитания и дополнительного образования детей как единого образовательного пространства для повышения качества городской с...

«ПРОГРАММНО-КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД – ПУТЬ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ ДОСТУПНОСТИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ»

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми – инвалидами дополнительного образования в сообществе сверстников и взрослых является их неотъемлемым законодательно закреплённым право...

Онлайн-проект "Практика – путь к профессиональному мастерству"

Долгосрочный групповой проект «Практика – путь к профессиональному мастерству»...

Научно-практическая конференция "Путь в науку"

Работу "Гибриды растений" выполнил ученик 6 класса "Школы экономики и права" Зейналов Сенан....