Заседание эколого - биологической секции «Путь в науку» на тему «Разноцветная история или удивительный мир растений»
методическая разработка по биологии (6 класс) на тему

Внеклассное мерориятие проводится в игровой форме для учащихся 6-7 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon raznotsvetnaya_istoriya.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования муниципального района

«Новооскольский район Белгородской области»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 «Великомихайловская средняя общеобразовательная школа

Новооскольского района Белгородской области»

Заседание эколого - биологической секции «Путь в науку»

«Разноцветная история или удивительный мир растений»

Выполнила: Гончар-Быш Л.Н., учитель биологии,

п.д.о. МОУ ДОД «СЮН»

2011 г.

Цель:  Познакомить учащихся с разнообразием красящих пигментов растений, формирование навыков работы с дополнительной литературой, формирование монологической речи, навыков выступления перед аудиторией, воспитание бережного отношения к природе и чувства прекрасного.

 Оборудование: компьютер, проектор, презентация, биологическая микролаборатория, микроскоп, растворы соды, аммиака, уксусной кислоты, лимонной кислоты, вытяжка антоциана.

Действующие лица: учащиеся эколого-биологической секции «Путь в науку» в роли аспирантов и кандидатов биологических наук.

Как великий художник,

природа умеет и с небольшими

средствами достигать великих

эффектов.

Г. Гейне

Ведущий: Природа наградила нас необычайным даром – цветовым зрением, а вместе с ним дала возможность восхищаться красотой окружающего растительного мира. Мы с надеждой смотрим на нежную зелень весенней листвы и с грустью восхищаемся желто-оранжевой гаммой осеннего леса. Цвет волос мы часто сравниваем с золотистыми колосьями хлеба или с коричневыми каштанами, а цвет глаз – с синими васильками. Даже сами названия цветов – оранжевый, лиловый, индиго – тоже происходят от названий соответствующих растений. Мы приглашаем вас в удивительный мир растений.

Зав. кафедрой. Уважаемые коллеги и приглашенные гости, И так тема заседания нашей кафедры: «Разноцветная история или удивительный мир растений»

На заседание выносятся следующие вопросы:

  • Почему листья и стебли растений имеют зеленый цвет?
  • Почему лепестки цветков имеют разноцветную окраску?
  • Что является причиной изменения окраски листьев?

И так слово предоставляется зав. лабораторией «Цитология».

Зав. лабораторией   «Цитология»: Наша лаборатория поставила перед собой цель: Выявить органоиды клетки, от которых зависит окраска растений?

Мы рассмотрели  клетки различных частей растения под микроскопом и выяснили, что зеленую окраску листьям придают зеленые пластиды – хлоропласты. На слайде вы видите передвижение хлоропластов в листьях листа элодеи. А вот яркую окраску лепесткам цветков придают вакуоли, которые содержат клеточный сок с разнообразными пигментами, т.е. красящими веществами. Могу предположить, что это разные вещества, имеющие свою окраску: в желтых цветках желтые пигменты, в синих – синие, в красных – красные и т.д.

 

Зав. кафедрой. Спасибо за выступление. А что скажут ваши коллеги: Фитохимики?

Зав. лабораторией «Фитохимия»: С гордостью могу сказать, что мы продвинулись в изысканиях намного дальше своих коллег. И могу утверждать, что действительно окраска растений зависит от многих пигментов. Но наши коллеги ошибаются, говоря, что каждый цветок имеет свой пигмент. И здесь мы остановимся на невероятной изобретательности и фантазии природы. Оказывается, в клеточном соке присутствует пигмент антоциан. Присутствие антоциана в клеточном соке растений придает цветкам колокольчиков синий цвет, фиалок - фиолетовый, незабудок - небесно-голубой, тюльпанов, пионов, роз, георгинов - красный, а цветкам гвоздик, флоксов, гладиолусов - розовый.

   

 Аспирант 1: Почему же этот краситель является таким многоликим?

Дело в том, что антоциан в зависимости от того, в какой среде он находится (в кислой, нейтральной или щелочной), способен быстро изменять свой оттенок. Соединения антоциана с кислотами имеют красный или розовый цвет, в нейтральной среде - фиолетовый, а в щелочной - синий.

Аспирант 2. А где же доказательства?

Зав. кафедрой. Тихо господа! Действительно, наука требует доказательств.

Зав. лабораторией «Фитохимия»: Будут вам сейчас доказательства. Ассистент, помогите мне, пожалуйста.

Аспирант 3. Антоцианы легко извлечь из любых синих или красных частей растения. Если, к примеру, прокипятить нарезанный корнеплод столовой свеклы или листья краснокочанной капусты в небольшом количестве воды, то скоро она окрасится от антоциана в лиловый или грязно-красный цвет. В колбе находится фиолетовый пигмент антоциан, который мы получили из листьев краснокачанной капусты. Но стоит прилить к нему лимонную кислоту и он становится красным, а если добавить щелочи и он синий. Все очень просто!

(Опыт с изменением окраски сока свеклы)

  1. К раствору антоциана прилить кислоту – красное окрашивание.
  2. К раствору антоциана прилить щелочь – синее окрашивание.

Зав. лабораторией «Фитохимия»: Эффект изменения окраски антоцианов часто используется фокусниками: если красная роза несколько минут находится в щелочной атмосфере, то она становится синей, а розовый пион – сине-зеленым.

(опыт с изменением окраски цветков)

Аспирант 1. Господа, извините меня, пожалуйста. Вы открыли мне глаза! Я долго думал. Почему  в соцветиях медуницы лекарственной можно одновременно найти полураспустившиеся цветки с розоватым венчиком, расцветшие - пурпуровой окраски и уже отцветающие - синего цвета. Теперь я понял, в чем дело. Это обусловлено тем, что в бутонах клеточный сок имеет кислую реакцию, которая по мере распускания цветков переходит в нейтральную, а потом и в щелочную. Подобные изменения окраски лепестков наблюдаются и у цветков жасмина комнатного, незабудки болотной, синюхи голубой, льна обыкновенного, цикория обыкновенного и сочевичника весеннего. Спасибо вам! Сегодня я буду спать спокойно.

Аспирант 2. А как объяснить белую окраску цветков.

Сотрудник лаборатории «Фитохимия»: Можно мне слово.

Зав. кафедрой: Пожалуйста.

Сотрудник лаборатории «Фитохимия»: Цветы не содержат никакого пигмента белого цвета. Этого белого пигмента, который бы мог содержаться в цветах, просто не существует в природе. Белый цвет всех белых цветков образуется в результате равномерного отражения и рассеивания света. Аналогию можно провести между цельным льдом и снегом. Лед прозрачный, а снег белый.

Зав. кафедрой. А что вы можете сказать о зеленых пигментах?

Сотрудник лаборатории «Фитохимия»: Самыми распространенными растительными пигментами зеленого цвета являются хлорофиллы (показывает вытяжку хлорофилла). Именно они входят в состав хлоропластов и окрашивают растения в зеленый цвет. Для синтеза хлорофилла необходимо много света и высокая температура. Поэтому летом растения зеленые. Но к осени при понижении продолжительности светового дня и температуры синтез хлорофилла прекращается, и на листьях проявляются цвета красных антоцианов и других красителей.

Зав. кафедрой. Спасибо, коллега. В своем выступлении вы и ответили на вопрос

  • Что является причиной изменения окраски листьев?

Аспирант  4. Вы рассказали нам о пигменте антоциане и хлорофилле, которые окрашивают растения в красные, синие, розовые и зеленые цвета. Но в природе есть еще и желтый цвет. Какие пигменты вызывают желтую окраску цветов и плодов?

Сотрудник лаборатории фитохимии.

Флавоны – одни из самых распространенных растительных пигментов. Нет растения, где бы они ни были обнаружены. Долгое время считалось, что эти пигменты характерны исключительно для растительного царства, однако в 90-х годах прошлого века некоторые флавоны были обнаружены и в грибах. На латинском языке flavus означает желтый. В природе флавоны являются основными пигментами, обеспечивающими желтую цветовую гамму плодов и цветов. Много этих красителей и в других органах растений, хотя там желтая окраска маскируется другими пигментами.

Флавоны  – довольно устойчивые соединения, причем некоторые из них хорошо растворимы в горячей воде. Именно поэтому флавоновые пигменты были первыми красителями, которые наши предки использовали для окраски тканей. Наши бабушки в деревнях красили ткань и пасхальные яйца при помощи луковой шелухи. В этих случаях они имели дело именно с желтыми пигментами.

Аспирант 2. Есть ли польза от пигментов для человека?

Сотрудник. Растительные пигменты и мы

Несмотря на очевидную эстетическую пользу от растительных пигментов, люди всегда находили им и вполне практическое применение.

Первым наиболее естественным и понятным способом использования красителей растений было применение их "по назначению". Речь, в первую очередь, идет о пищевой промышленности. Пигменты растений не токсичны, они естественны, и как не ими окрашивать потребляемые нами продукты питания, тем более, "биологически чистые".

Другое направление использования пигментов – фармакологическое. То, что полезно растениям, часто оказывается полезным и нам с вами. Как уже отмечалось, пигменты являются антиоксидантами: они замедляют старение, тормозят рост раковых опухолей, защищают организм в условиях повышенной радиации. Хлорофиллы обладают сильными антисептическими свойствами, они убивают многие виды бактерий, не случайно их используют для изготовления антибактериального препарата хлорофиллипта.

Некоторые из растительных пигментов не просто полезны: они являются витаминами, а без витаминов наш организм просто не может существовать. Желтый пигмент рибофлавин называют витамином В2, а каротиноид ретинол – витамином А.

Говорить о пользе растительных пигментов и о значении их для нас можно бесконечно. Но наша статья лишь коротко знакомит с ними. Возможно, информация о пигментах не изменит круто вашу жизнь. Этого и не надо. Просто в будущем, глядя на сочную зелень растений, пестрый ковер цветов, самодовольную красноту помидоров на дачном участке, подумайте о том, что все вокруг нас не случайно, все взаимосвязано, подумайте о том, как прекрасен, гармоничен и изумителен мир, в котором мы все живем.

 

Зав. кафедрой. Есть ли вопросы, уважаемые коллеги? Вопросов нет? Подведем итог нашего заседания.

Мы выяснили, что в растениях присутствуют разнообразные пигменты, которые окрашивают растения во все цвета радуги. Растительные пигменты используют в пищевой промышленности, медицине, фармакологии.

Ведущий. На этой неделе проводится акция «Первоцвет». Поэтому вам предлагается викторина на тему «Первоцветы»

Задание 1.

Кентаврия.

Это страна, населенная фантастическими существами.

Необходимо выбрать название растения и  пофантазировать как оно могло бы выглядеть.  Нарисовать его и  написать короткую историю о том, как такое растение могло появиться.

  • Баранчики
  • Гусиный лук
  • Ключики
  • Копытень
  • Медвежий лук
  • Печёночница
  • Сон-трава
  • Хохлатка

Задание 2.

а) Назовите три синих весенних цветка  на букву П:

Прострел

Печёночница

Пролеска

 б) Назовите три синих (фиолетовых) весенних цветка:

Хохлатка

Прострел

Печёночница

Пролеска

в) Назовите три желтых весенних цветка:

Мать-и-мачеха

Первоцвет

Ветреница лютиковая

Калужница

Гусиный лук

г) Назовите три белых весенних цветка:

Ветреница дубравная

Ландыш

Подснежник белоснежный

д) Назовите три весенних цветка, меняющих свой цвет:

Медуница

Сочевичник

Незабудка

Задание 3.

На каждую букву алфавита придумайте хотя бы одно растение, цветущее весной.

А – абрикос, андромеда;

Б - береза, брусника, белокопытник, будра, бузина, белоцветник;

В – ветреница, вишня, верба;

Г – гусиный лук,  груша;

Д – дуб;

Е –

Ж – жарновец, жимолость;

З – звездчатка средняя;

И – ива, ирис;

К – калужница, купальница, клюква, копытень;

Л – лунник оживающий, ландыш, лещина, лютик;

М – мать-и-мачеха, медуница;

Н – незабудка, нарцисс;

О – одуванчик, ольха;

П – прострел, пролеска, печёночница, подснежник, птицемлечник, пушкиния;

Р – рябчик;

С – сочевичник, сирень;

Т – тополь; терн, тюльпан;

У –

Ф – фиалка;

Х – хохлатка;

Ц – цикламен;

Ч – чистяк, черемуха, черемша;

Ш – шиповник;

Щ -

Э – эремурус;

Ю – юнона (напоминает ирис)

Я – яблоня.

Задание 4.

Назовите  раннецветущие растения с мочковатой, стержневой ситемой, корневищем и т.п.

а) Мочковатый корень

печеночница

калужница

б) Стержневой

д) Клубень

     чистяк

     хохлатка

е) Луковица

прострел                                                  

гусиный лук

ветреница лесная                                    

пролеска

в) Корневище                                          

 подснежник  

ветреница дубравная и лютиковая

медуница


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из газеты: из опыта работы детского эколого-биологического объединения "Юный исследователь", руководитель Беленкова Л. Э.

Статья отражает некоторые формы работы детского эколого-биологического объединения "Юный исследователь", методику проведённого исследования, результативность работы....

Сценарии мероприятий и праздников эколого-биологической направленности

Этот сборник (авторский и взят из разных источников) сценариев адресован учителям экологии, биологии, химии, природоведения для использования во внеклассной работе,при проведении предметных недел...

эколого-биологический эрудицион: "Цветы-земной красы начало"

Задачи:1. Формирование бережного отношения к природе, экологической культуры учащихся.2. Развитие познавательного интереса.3. Воспитание чувства прекрасного в душе ребёнка....

Биологический турнир "Удивительный мир растений"

Цели:Способствовать формированию у учащихся целостного представления об общих признаках, классах, семействах отдела “Покрытосеменные”.Показать необходимость этих знаний для повседневной жизни.Во...

Конспект занятия из цикла "Погружение в природу" по эколого-биологическому образованию младших школьников : «Растения в экологии города».

Когда мы говорим о городе, то прежде всего представляем себе здания и магистрали, промышленные предприятия и культурные учреждения, жителей и их занятия.В последнее время все чаще упоминаем городскую ...