Биологический турнир "Удивительный мир растений"
план-конспект занятия по биологии (7 класс) на тему

 

Цели:

  • Способствовать формированию у учащихся целостного представления об общих признаках, классах, семействах отдела “Покрытосеменные”.
  • Показать необходимость этих знаний для повседневной жизни.
  • Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
  • Усилить мотивацию и интерес к предмету. 

Скачать:


Предварительный просмотр:


Биологический турнир "Удивительный мир растений"

Вступительное  слово учителя.

Дорогие друзья! Наш сегодняшний урок посвящен организмам, с которыми мы встречаемся каждый день, но многого о них не знаем, топчем их, а порой вытираем о  них ноги. Вся наша жизнь связана с ними, зависит от них, но мы их не ценим и очень обижаем.

Иногда мы их ломаем, губим, не понимая того, что без них будет очень грустно! Что без них вообще невозможно жить!!! Кто же они???

Это наши друзья – РАСТЕНИЯ.В турнире участвует 2 команды 7а, 7б,  классов, оценивает работу  жюри, присутствуют болельщики

Цели: 

  • Способствовать формированию у учащихся целостного представления об общих признаках, классах, семействах отдела “Покрытосеменные”.
  • Показать необходимость этих знаний для повседневной жизни.
  • Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
  • Усилить мотивацию и интерес к предмету.

Оборудование: “Удивительный мир растений“ Красная книга  Краснодарского края,  плоды: яблоко, перец, клубни картофеля, свекла, лук, чеснок, апельсин.

1 тур

Представление команд. Команды сообщают название, девиз и эмблему команды, связанных с царством растений. За данный конкурс команда может получать  баллы, оценивается оригинальность, соответствие девиза, эмблемы и названия команды.

2 тур “Блиц-турнир”

Оценивается в 2 балла

В течение 2 минут каждой команде надо выбрать как можно больше представителей определенных семейств из предложенного списка. На экране текст заданий для болельщиков и гостей.

Даются растения, ученики распределяют их по семействам: Бобовые, Розоцветные, Лилейные. 

  • Подсолнечник
  • Картофель
  • Яблоня
  • Редька дикая
  • Астра
  • Томат
  • Малина
  • Соя
  • Тюльпан
  • Ландыш майский
  • Баклажан
  • Груша
  • Василек луговой
  • Фасоль
  • Редька
  • Лук репчатый
  • Перец
  • Петуния
  • Слива
  • Чеснок
  • Черешня
  • Паслен черный
  • Калина
  • Земляника
  • Клевер
  • Редис

3 тур “Овощная арифметика”

               Оценка 3 балла. Нужно быстро и правильно решить задачки.

  • Для формирования и созревания кабачка требуется 60 дней. Когда можно будет снять первые плоды, если посадить семена кабачка в грунт ( 1 июня)
  • На стебле брюссельской капусты расположены листья, в пазухах которых образуются маленькие кочанчики. На пяти стеблях брюссельской капусты 450 кочанчиков. Сколько их на одном стебле брюссельской капусты?

4 тур “Черная кастрюля”

Оценка 2 балла

В кастрюле лежат фрукты и овощи, капитаны команд по очереди с завязанными глазами подходят и берут один плод из кастрюли. Определяют, что это за плод, к какому семейству принадлежит и как он используется.

5 тур “Эрудит”

Оценка 1 балл

В каком фрукте наибольшее кол-во витамина “С”?(апельсин)

Какой овощ в свежем виде имеет самый большой срок хранения?(картофель

Что означает слово “помидор”( томат)?

Почему позеленевшие клубни картофеля нельзя употреблять в пищу?(отравление получишь)

6 тур “Практическая работа”

Практическая работа оценивается в 3 балла

Ребята, а сейчас вы побудете в роли Золушки. На блюдце смешаны семена различных растений. Нужно рассортировать и определить вид семейство класс к которым принадлежат семена этих растений их практическая значимость. Даны семена укропа, петрушки, гороха, гречихи, проса, риса.

7 тур “Загадки с грядки”

        Конкурс болельщиков.

  • Захотелось плакать вдруг, слезы лить заставил…( лук)
  • Набирай скорее в миску краснощекую… ( редиска)
  • Отыскали, наконец, и зеленый… ( огурец)
  • Под кустом копнешь немножко, выглянешь на свет…(картофель)
  • Завалился на бочок лежебока… ( кабачок)
  • Разве в огороде пусто, если там растет… (капуста)
  • Удивляет горожан темнокожий… (баклажан)
  • За ботву, как за веревку, можно вытянуть… (морковку)
  • Кто. Ребята, не знаком с белозубым…( чесноком)?

  1. Тур  «Определи растения по описанию.»

Оценка 2 балла

  • Однолетнее травянистое растение, высотой 2- 3 метра и более, ценная зерновая и продовольственная культура, служит сырьем для промышленности. Стебель толстый и не полый, длинные широкие листья имеют параллельное жилкование. Цветки 2 типов: пестичные и тычиночные. Пестичные цветки собраны в соцветие – сложный початок, а тычиночные образуют соцветие- метелку.

(Кукуруза)

 Существует много разновидностей, употребляют: цветы, кочанчики, толстый, сочный, надземный стебель. Требовательна к почве, влаге, имеет бледно- желтые цветки, соцветие- кисть. Растение семейства крестоцветных ,плоды – стручки с семенами.

(Капуста)

 Родина – побережье Чили и горы Перу. Важнейшая продовольственная, техническая и кормовая культура. Из нее получают крахмал, патоку, спирт. Соцветие с крупными цветками цветки самоопыляются, осенью образуют плоды: зеленовато- белые ягоды размером чуть больше лесного ореха.

(Картофель)

Однолетнее высокое растение с крупными цельными листьями. На верхушке стебля расположено огромное соцветие- корзинка. Снизу корзинка покрыта листочками обвертки. В корзинке бывает до 1000 цветков. Среди них различают цветки трубчатые и Теплолюбивая культура.

(Подсолнечник)

Этот кустарник очень часто встречается вдоль дорог, с крупными розовыми цветами и с сильным приятным запахом. Стебли, черешки и даже средние жилки листьев покрыты острыми шипами, защищающими растение от поедания животными. Яркая окраска цветков и изобилие пыльцы привлекает насекомых. Плоды – мелкие беловатые орешки. Плоды – это кладезь витамина С.

(Шиповник)

                       Теперь давайте поговорим на языке цветов.

Существует язык цветов. Узнать его код интересно. Сегодня редко кто выбирает цветы в связи с тем посланием, которое хочет донести своеобразным поэтическим языком. Но почему бы не вернуть этот чудесный обычай? Вот его некоторые забытые “тайны”:

Белая роза – “ваша красота невинна”

Желтая роза – “вы легкомысленны”

Красная роза – “я пылко люблю”

Папоротник – “я робок”

Ноготки – “я ревную”

Тюльпан – “у меня истинная любовь”

Нарцисс – “у вас есть соперница”

Мак – “вы вызываете мои подозрения”

Анютины глазки – “я думаю только о вас”

Пион – “я смущён”

Фиалка – “вы скромны”

Боярышник – “вам позволено надеяться”

Василёк – “я вам верен”

Едкий лютик – “вы неблагодарны”

Ирис – “вы непостоянны”

Жасмин – “вы пьяните мои чувства”

Ландыш – “будем счастливы”

Наивно? Наивно. Смешно? Не очень. Но заманчиво

Однако некоторые из этих цветов, к сожалению занесены в Красную книгу.

Ребята, расскажите какие из этих растений занесены в Красную книгу?

Подведение итогов.

Жюри объявляют результаты.

При выходе болельщики и уч – ся конкурса делают выводы:

Хорошо, интересно, затрудняюсь ответить, скучно.

Звучат стихи:

“Здесь общая земля,
И здесь нам вместе жить,
Сажать сады, рожать
И строить, и любить!
И помнить, что в цветах
Отдельных государств
Сплетение корней
Объединяет нас!”

9. Подведение итога игры


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок биологии в 6 классе, учебник В.В. Пасечник. Растения – биологические системы

Цель: систематизация и закрепление знаний по строению растительного организма.Особенности педтехнологий: интегрированное содержание, использование компьютерной презентации, опорного конспекта, самосто...

Методическая разработка занятия биологического кружка "Испарение воды растением"

Методическая разработка  занятия биологического кружка «Бионика»  в 5 классе   по теме «Испарение воды растением». Занятие проводится с использованием цифровой лаборатории "Архимед...

Биологический ринг «Культурные растения» (VII класс)

В представленной разработке внеурочного занятия предлагается описание познавательной викторины, проводимой в виде вопросов и ответов, с использованием в оформлении таблиц с изображениями культурных ра...

Биологическая игра "Мир растений"

Логическая Игра "Мир растений"...