эколого-биологический эрудицион: "Цветы-земной красы начало"
классный час по биологии по теме

Касьянова Ирина Алексеевна

 

Задачи:

  • 1. Формирование бережного отношения к природе, экологической культуры учащихся.
  • 2. Развитие познавательного интереса.
  • 3. Воспитание чувства прекрасного в душе ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл cvety.rar33 КБ

Предварительный просмотр:

«Цветы – земной красы начало»

Эколого-биологический эрудицион.

Задачи: 

  1. 1. Формирование бережного отношения к природе, экологической культуры учащихся.
  2. 2. Развитие познавательного интереса.
  3. 3. Воспитание чувства прекрасного в душе ребёнка.

Ведущий: Сегодняшний эрудицион посвящен одному из самых удивительных и совершенных творений природы – цветам. Они заставляют человека радоваться и грустить, переживать, волноваться и вспоминать о чем-то своем.

    Цветы… сколько восторженных, трепетных строк сложили о них поэты! Сколько прекрасных, нестареющих полотен посвятили им художники!


Всю жизнь цветы не оставляют нас.
Красивые наследники природы,
Они заходят к нам в рассветный час,
В закатный час заботливо заходят.
Они нам продлевают радость встреч,
Откладывают время расставанья.
Мы души и сердца должны беречь.
От  хищных рук, от зла и прозябанья.

Ведущий:  Среди цветов смягчаются сердца, распускаются нежность и доброта в душах людей, раскрываются таланты, недаром цветы часто служат источником вдохновения.
Цветы — это живая красота в вашем доме. Цветы — сама жизнь. Они сопровождают человека от рождения до смерти, дарят нам хорошее настроение, помогают в грустные минуты. «Светлеет грусть, когда цветут цветы», — сказал известный поэт Николай Рубцов.

   Под Петербургом установлен монумент, названный Цветком жизни в память о детях, погибших во время ленинградской блокады. На белых лепестках, раскрывшихся на 15 метровом стебле, большими буквами написано: «Пусть всегда будет солнце!»
   На Земле тысячи, десятки тысяч цветов, и у каждого цветка — свое назначение, свой характер, своя история, своя сказка. Сколь бедны, оказались бы мы, не будь на Земле цветов! Сколь мрачным и строгим, почти печальным, было бы все живое на Земле без них, и не мог бы, наверное, человек называться человеком, не умел бы чувствовать и любить, радоваться и страдать и само сердце его осталось бы пустым и черствым, не ведающим подлинной красоты. Человеку не хватит, наверное, всей жизни на то, чтобы познать сокровенные тайны волшебного царства Флоры. Сегодня мы хотим чуточку, хотя бы на миг, приоткрыть вам окно в этот удивительный и таинственный мир. Наша сегодняшняя встреча посвящается цветам.

( Представление команд, выбор названия команды. Знакомство с правилами игры.

Игра проходит в пять туров, в каждом туре правила игры меняются.)

Ведущий: О том, как на Земле появились цветы, сложено немало легенд. Я вас познакомлю с одной.

       Во мраке и стуже лежала когда-то Мать - Сыра Земля, не было ни тепла, ни света. И сказал однажды Ярило (у древних славян – Бог солнца, весны и плодородия): «Взглянем сквозь тьму кромешную, хороша ль  она, придется ль по мыслям нам?» он пронзил взором слои мрака, что лежали над спавшей Землей. Сразу воссияло красное Солнце, полились жаркие волны света. Пробуждалась от спячки Земля и нежилась в юной своей красе. Жадно пила она щедрые солнечные лучи, набиралась до полных краев животворной силой. Молвил тогда Ярило: «Ох ты гой-еси, Мать – Сыра Земля! Полюби меня, бога светлого. За любовь за твою украшу я тебя синими морями, желтыми песками, голубыми реками, серебряными озерами, зеленой травой, цветами алыми…»

   Вот так и появились на Земле цветы.

1 тур. «Цветочные предания»


О цветах собраны легенды, предания, сказы и были, которые веками живут в народе и переходят из поколения в поколение. Попробуйте догадаться, о каких цветах пойдет речь в этих  рассказах. По 5 баллов получит та команда, которая догадается первой.


• Ее называют повелительницей цветов. Свое имя она получила от древних слов, означающих «белый-белый». На Руси ее ласково называли ясными очами, солнечной росой. Ее всегда связывали с чистотой и невинностью. Это цветок Франции, ее символ. Во Франции есть даже орден — серебряный цветок на белой шелковой ленте. А в средние века считали, что этот цветок способствует превращению металлов в золото.
(Лилия.) 


• На Востоке этот цветок называют цветком белого дракона. Есть такая легенда: хитрый и злой белый дракон, желая досадить людям, вздумал посягнуть на само Солнце. Одного лишь не ведал белый дракон: не по силам выбрал себе добычу. Зубами и когтями рвал дракон Солнце, а горячие искры превращались в цветы и падали на Землю. Этот цветок изображен на гербе Японии, на печатях и монетах. И вместе с тем, на Востоке из него готовят салаты и пирожные.
(Хризантема.)


• Этот цветок родился из морской пены вместе с Афродитой, богиней красоты и любви, и поначалу был он белым, но от капельки крови богини, уколовшейся о шип, стал красным. Древние верили, что этот цветок вселяет мужество, и поэтому вместо шлемов надевали венки из этих цветов, их изображение выбивали на щитах. Лепестками этих цветов усыпали путь возвращающихся с войны победителей. Этот цветок, как орден, вручали за проявленное геройство
. (Роза.) 


• В Китае его называют цветком благородства и почета, преподносят друзьям как знак добрых пожеланий. А в Индии и Пакистане его считают символом неуклюжести и глупой гордости. А еще иногда называют его соперником розы. Якобы пытался он однажды перещеголять красавицу розу, если не окраской и ароматом, то хотя бы величиной: пыжился, надувался, да таким и остался.
(Пион.)

Ведущий. 
Цветы, как люди, на добро щедры,
И щедро нежность, людям отдавая,
Они цветут, сердца отогревая,
Как маленькие теплые костры.

Когда же человек стал использовать сей бесценный дар природы?

2 тур.   « О цветах, которые всегда с нами».

(за каждый правильный ответ по 1 баллу)

Вопросы:

  1. Первые сведения о декоративных растениях относятся
  1. К 5-6 в. до н.э.
  2. К 4-3 в. до н.э.
  3. К 1-2 в. до н.э.
  1. Вазы для цветов стали использовать
  1. В каменном веке.
  2. В железном веке.
  3. В бронзовом веке.
  1. Первые сады были разбиты
  1. В 20 веке до н.э.
  2. В Средние века.
  3. В Новое время.
  1. Огромный поток новых цветочных растений хлынул в Европу
  1. В эпоху Возрождения.
  2. В эпоху Великих географических открытий.
  3. В эпоху просвещения.
  1. Большую роль в сборе и выращивании новых цветочных растений в Европе наряду с ботаническими садами сыграли
  1. Парки.
  2. Пейзажные сады.
  3. Монастырские сады.
  1. Большая часть экзотических декоративных растений пришла из Европы в Россию
  1. В начале 18 века.
  2. В середине 19 века.
  3. В конце 19 века.
  1. Первые ботанические сады, называемые аптекарскими огородами для лекарственных растений, основаны в России во времена
  1. Ивана Грозного.
  2. А.М. Романова.
  3. Петра 1.
  1. Самым старым ботаническим садом нашей страны считается
  1. Сад Ботанического института им. В.Л. Комарова в Санкт-Петербурге.
  2. Ботанический сад МГУ.
  3. Ботанический сад Екатеринбурга.
  1. Селекцией цветов человек начал заниматься
  1. В 5 веке до н.э.
  2. В Средние века.
  3. В Новое время.
  1. История возникновения букета начинается
  1. С эпохи Возрождения.
  2. В Средние века.
  3. В Новое время.
  1. Самыми первыми популярными букетами в России в основном были
  1. Букеты для украшения жилищ.
  2. Букеты для подношения.
  3. Букеты для награждения.
  1. Комнатные цветы появились
  1. Более 1000 лет назад.
  2. Более 2000 лет назад.
  3. Более 3,5 тысяч лет назад.

Ведущий:  Наши прабабушки и прадедушки хорошо знали поэтический язык цветов. С помощью цветов они умудрялись писать целые письма, потому что каждый цветок что-то означал. Например, ромашка означала прощание, а скромный василек считался символом верности.
Давайте попробуем вместе разобраться в этом языке.
(Дополнительный балл команде назвавшей цветок)


• Один из цветов с наших клумб означал: «Я сгораю от любви». (Настурция.)
• А еще один был признаком ревности. (Календула.)
•Этот  цветок просил вечно помнить. (Незабудка.)
• А этот весенний цветок считался предвестником счастья. (Ландыш.)
• Еще один весенний цветок призывал к осторожности. (Тюльпан.)
• Очень уважаемый шмелями полевой цветок означал ожидание. (Клевер.)
• Вместо вопроса: «Вы меня любите?» — можно было послать букет осенних цветов. И тот, кто получал этот букет, понимал, что от него ждут ответа. Это были … (Астры.)
• В языке цветов был и символ болтливости. (Колокольчик.)
• А этот цветок был символом чистоты. (Лилия.)
• А этот маленький и довольно скромный цветок символизировал красоту. (Маргаритка.)


Ведущий:  

Вы проходите мимо цветка?

Наклонитесь, поглядите на чудо,

Которое видеть вы раньше нигде не могли.

Он умеет такое, что никто на Земле не умеет.

Из одной и той же черного цвета Земли

Он то- красный, то синий,

То сиреневый, то золотой!

Мне кажется, что нет среди цветов злых, ведь даже самые ядовитые порой приносят человеку пользу, спасая от страшных болезней. Но вот что в каждом цветке таится загадка — это точно, и поэтому наш следующий конкурс — загадочный. (Цена отгадки 1 балл.) 

3 тур. «О цветах, что радуют нас».


Расколи его — будет зернышко,
посади его — будет солнышко. (Подсолнечник.)


Роса и дождь их оросили,
Они свежи и хороши,
Глазами синими России
Глядят в полях из спелой ржи. (Васильки.)


Нет в мире ничего нежней и краше,
Чем этот сверток алых лепестков
Раскрывшийся благоуханной чашей. (Роза.)


Он сердечко отуманит,
Он рассудок усыпит,
Щеки краской нарумянит
И головку закружит. (Мак.)
На озере, среди лесов зеленых,
Они, как будто звезды, расцвели. (Кувшинки.)


О, нежный цветик! Из-под снега
Ты просишь солнечных лучей.
Какая девственная нега
В душистой чистоте твоей. (Ландыш.)


Этот цветок никогда не увянет,
К небу свободы направив свой взгляд,
Символом был он народных восстаний,
Неугасимым цветком баррикад. (Гвоздика.)


Он, на стражника похожий,
Словно клумбу встал стеречь,
Очень яркий и веселый,
По латыни значит «меч». (Гладиолус.)

 То фиолетовый, то голубой,
Он на опушке встречается с тобой
Звонким названьем он наделен,
Посмотришь - подходит название это,
И никогда нам не слышится звон.
Из голубого лесного букета (Колокольчик)

Есть один такой цветок,
Не вплетешь его в венок,
На него подуй слегка
Был цветок и нет цветка! (Одуванчик)

4 тур. «О цветах, которые нужно охранять».

Участники должны прочитать за определенное время названия охраняемых цветов. Для этого в каждом горизонтальном ряду букв надо зачеркнуть одинаковые. По одному баллу за отгаданный цветок.

МБЕДОУБГОНВГИВКЦАК     (Медуница)

АГДБПЕЖКЖКИДАЕОГБН    (Пион)

БЯАГТДРЗЫДЗШБНИАКГ      (Ятрышник)

ХЭЮАГВДЯГОВЮЭНЯИХС   (Адонис)

СБГИЖШНГКЮШРКХРЖАБ   (Синюха)

ЯГЩБВЕХОЩЗХБДЕИЯКА        (Гвоздика)

Ведущий: Если б в поле расцвели, только белые цветы,

                   Любоваться бы устали, ими вскоре я и ты.

                   Если б в поле расцвели, только желтые цветы,

                   Мы с тобой скучать бы стали от подобной красоты.

                   Хорошо, что есть ромашки, розы, астры, васильки,

                   Одуванчики и кашки, незабудки, лютики.

5 тур. «Поэтический»

Командам необходимо выбрать чтеца, который красиво и с выражением прочтет стихотворение. 5 баллов.

1 команда: Одуванчик.

Разливает летний сад

Знойный душный запах.

Одуванчики стоят

В облачных папахах.

Тихо клонится к ногам.

Слабый ветер дунет -

И осыплет на луга

Белый пух июня.

2 команда: Подснежник.

На полях дохнуло ветром вешним,

Ивы распушились за прудом.

У тропинки маленький подснежник

Загорелся, синим огоньком.

Закачался, слабенький и гибкий,

Удивлённо радуясь всему.

И в ответ приветливой улыбкой

Солнце наклоняется к нему.

3 команда: Лилия.

На лужайке росы стылые,

Не шелохнется вода.

Белый цвет бросает лилия

На задумчивость пруда.

Проплывает светлым месяцем

В тёмной заводи одна.

И вода под нею светится

От поверхности до дна.

Пруд от краешка до краешка

В озаренье дивно чист.

Каждый листик, каждый камешек

Светит, словно аметист.

И не знает дочь унылая,

В затуманенном чаду,

То ли месяц, то ли лилия

Тихо плещется в пруду.

6 тур. «Как вырастить цветы»

Командам вручаются конверты, в которых находятся карточки с указанием тех или иных действий по выращиванию цветов. Игроки должны расположить карточки в определенном порядке. 5 баллов за правильное распределение действий.

1 команда: «Посев и посадка растений».

  1. Определение сроков посева или посадки.
  2. Определение площади питания.
  3. Полив рассады перед выборкой ее для посадки.
  4. Подготовка бороздок или лунок требуемой длины.
  5. Обильный полив бороздок или лунок.
  6. Выборка рассады.
  7. Посев или посадка в бороздки или лунки.
  8. Расправление корней растений в лунке или бороздке.
  9. Прикрытие землей корней растений.
  10. Плотное прижимание землей корней растений.
  11. Мульчирование лунок или бороздок слоем сухой земли, торфом или перегноем.

2 команда: «Выращивание цветочной рассады»

  1. подготовка субстрата для посева семян.
  2. Подготовка земляной смеси к посеву.
  3. Подготовка сосудов для посева семян.
  4. Заготовка инвентаря, используемого для заготовки земли, набивки сосудов и ухода за рассадой.
  5. Обработка от болезней и вредителей посуды для посева.
  6. Подготовка сосудов с землей.
  7. Обработка сосудов с землей от болезней и вредителей.
  8. Посев семян.
  9. Создание условий для прорастания семян.
  10. Пикировка.
  11. Высадка цветочной рассады в открытый грунт.

3 команда: «Сбор и заготовка цветочных семян».

  1. Выбор срока сбора семян.
  2. Выбор погоды для сбора семян.
  3. Выбор способа уборки семян.
  4. Сбор спелых семян, плодов.
  5. Подсушка плодов или целых растений.
  6. Молотьба собранных плодов.
  7. Очистка семян.
  8. Подсушка семян.
  9. Высыпание семян в пакеты.
  10. Этикетирование пакетов.
  11. Хранение посадочного материала.

Жюри подводит  итоги эрудициона, распределяет места, заработанные  командами.

Ведущий: Мы совершили маленькое путешествие по царству Флоры — богини цветов. И если мир цветов стал вам чуточку ближе и понятнее, мы очень рады. Пусть будут цветы рядом с вами всегда: в горе и в радости, в минуты счастья и в часы размышлений. Будем же беречь волшебное царство флоры – земной красы начало.


Взгляните на белые лилии,
На стройность стеблей их тугих,
На их молодые усилия.
Быть чище и выше других.
Следите за пламенным маком,
Стремящимся к синеве,
Восстания огненным знаком.
На ровно растущей траве.
А лица анютиных глазок,
Которые расцвели,
Как добрые гномы из сказок,
Возникшие из-под земли.
А крупные яркие астры.
В осенней сухой тишине
Так пестры и разномастны,
Что видимы и при луне.
Нет, лица цветов не бездушны!
Приметьте, как, слабо дыша,
В далекое небо послушно.
От них отлетает душа.
Н.Асеев

Ведущий: Цветы! Сколько легенд связано с ними. И именно по этому наша следующая станция называется:

"Легенды о цветах"

1-й ученик: Легенда о подснежнике.

Древняя легенда рассказывает: когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шел сильный снег, и Еве было очень холодно. Тогда желая согреть её своим вниманием, несколько снежинок превратились в цветы. Увидев их, Ева повеселела, у неё появилась надежда, потому подснежник и стал символом надежды.

2-й ученик: Легенда о нарциссе.

В древнегреческой легенде красивый молодой юноша Нарцисс жестоко отверг любовь нимфы. Нимфа от безнадёжной страсти иссохла и превратилась в эхо, но перед смертью произнесла проклятие: "Пусть не ответит Нарциссу взаимностью тот, кого он полюбит".

В жаркий полдень истомлённый зноем молодой Нарцисс наклонился попить из ручья и в его светлых струях увидел своё отражение. Никогда раньше не встречал Нарцисс подобной красоты и потому потерял покой. Каждое утро он приходил к ручью, погружал свои руки в воду, чтобы отнять того, кого видел, но всё было тщетно.

Нарцисс перестал есть, пить, спать, потому что не в силах был отойти от ручья, и таял почти на глазах, пока не исчез бесследно. А на земле, где его видели последний раз, вырос душистый белый цветок холодной красоты. С тех пор мифические богини возмездия фурии украшали свои головы венками из нарциссов.

3-й ученик: Легенда о гвоздике.

Однажды, возвращаясь после неудачной охоты, богиня Диана повстречала на своём пути маленького пастушонка.

Он весело играл на скрипке.

Возмущенная Диана крикнула, ничего не подозревавшему мальчику: "Это ты распугал всех моих зверей и разогнал всех моих птиц!" Напрасно хотел оправдаться маленький пастух, напрасно просил прощения. Богиня Диана бросилась к мальчику и вырвала ему оба глаза. А когда поняла меру своей жестокости, было слишком поздно… Глаза мальчика покатились по траве, и в тот же миг на их же месте выросли трепещущие цветы. Своей окраской они напоминали невинно пролитую кровь, а желтым пятнышком в середине - человеческий зрачок. Это была гвоздика.

4-й ученик: Легенда о незабудке.

Однажды богиня цветов Флора спустилась на землю и стала одаривать цветы именами. Всем цветам дала имя, никого не обидела и хотела удалиться, но вдруг услышала за спиной слабый голосок:

- Не забудь меня, Флора! Дай и мне какое-нибудь имя! Оглянулась Флора - никого не было видно. Снова захотела уйти, но голосок повторился:

- Не забудь меня, Флора! Дай мне, пожалуйста, имя!

И тут только Флора заметила в разнотравье маленький голубой цветок.

- Хороша, - сказала богиня, - будь незабудкой. Вместе с именем я наделяю тебя чудесной силой - ты будешь возвращать память людям, которые начнут забывать своих близких или свою родину.

5-й ученик: Легенда о лилии.

По древнегреческой легенде, фиванская царица Алкмена тайно родила от Зевса мальчика Геракла, но, боясь наказания жены Зевса, Геры, спрятала новорожденного в кустах. Однако Гера случайно обнаружила малыша и решила покормить его грудью. Но маленький Геракл почувствовал в Гере врага и грубо оттолкнул богиню. Молоко брызнуло на небо, отчего образовался млечный путь, а те несколько капель, что упали на землю, проросли и превратились в лилии.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из газеты: из опыта работы детского эколого-биологического объединения "Юный исследователь", руководитель Беленкова Л. Э.

Статья отражает некоторые формы работы детского эколого-биологического объединения "Юный исследователь", методику проведённого исследования, результативность работы....

Сценарии мероприятий и праздников эколого-биологической направленности

Этот сборник (авторский и взят из разных источников) сценариев адресован учителям экологии, биологии, химии, природоведения для использования во внеклассной работе,при проведении предметных недел...

Образовательная программа дополнительного образования эколого-биологической направленности объединения "Юный натуралист"

Предлагается вариант адаптированной образовательной программы дополнительного образования детей эколого-биологической направленности для работы объединения "Юный натуралист", рассчитанная на три года ...

Методические рекомендации классного руководителя "Развитие творческих способностей детейи подростков средствами эколого-биологического образования и воспитания»

Учебная деятельность школьников воспринимается учителем как процесс усвоения знаний, умений, навыков. Однако в единстве с овладением знаний осуществляется и другой процесс - интеллектуальное развитие ...

Использование элементов ИКТ на занятиях кружка эколого-биологической направленности

Из опыта работы кружка эколого-биологической направленности "Юный натуралист". Методические подходы к использованию элементов ИКТ на данных занятиях....

«Опытническая и исследовательско – экспериментальная работа в детском объединении эколого - биологического направления.

Учебно-исследовательская деятельность обучающихся – необходимое и эффективное условие их интеллектуального развития. Она влияет на научное мировоззрение воспитанников, формирует их ответственное отнош...