исследование
проект по естествознанию

Гучигова Хава Хамзатовна

использование дидактики

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры и игровые ситуации на уроках окружающего мира и их значение для развития личности младших школьников

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ СИТУАЦИЙ, КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 5

Психолого–педагогические возрастные основы формирования учебной деятельности младшего школьника 5

Игра и игровые ситуации как метод активизации учебной деятельности и развития личности младшего школьника 9

Факторы, влияющие на активизацию учебной деятельности в младшем школьном возрасте на уроках «Окружающий мир» 11

ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВЫХ СИТУАЦИЙ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 16

Выявление эффективности игровых ситуаций в развитии личности младших школьников на уроках окружающего мира 16

Реализация игр и игровых ситуаций на уроках окружающего мира 19

Результат исследования. 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 33

ПРИЛОЖЕНИЕ 35

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования вызвана потребностью педагогов, психологов и родителей, которые заинтересованы в положительном воздействии на формирующуюся личность ребенка с целью развития интеллектуальных, коммуникативных и творческих способностей. Большое количество учителей разумно считают, что для младшего школьника игра остается очень важной деятельностью. Именно она помогает формироваться новой ведущей деятельности – учебной, поэтому ученые, методисты, передовые учителя всегда рекомендовали внедрять игровые методы обучения.

Учение – ведущий вид деятельности школьников, в процессе которого решаются главные задачи, поставленные перед школой: подготовить подрастающее поколение к жизни, к активному участию в научно-техническом и социальном процессе.

Использование игровых технологий в учебном процессе помогает активизировать деятельность личности, развивает его познавательную активность, наблюдательность, внимание и другие психические процессы, подкрепляет интерес к новым знаниям, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей в момент обучения, так как игра делает этот процесс более интересным для ребенка.

Объект исследования – процесс развития личности младшего школьника средствами игровой деятельности.

Предмет исследования – игровая деятельность, как ведущий способ развития ребенка младшего школьного возраста.

Цель исследования – изучение эффективности использования игр и игровых ситуаций на уроках окружающего мира, как способ развития личности младших школьников.

Гипотеза исследования: предполагается, что активизация учебной деятельности у младших школьников будет более эффективным при условии если:

  • в процессе активизации учебной деятельности и развития у младших школьников на основе использования игровых технологий будут лежать систематизированные нами игры;

- целевое воздействие на личность будет осуществляться через ее включённость в игровую деятельность;

  • будут учтены возрастные и индивидуально-личностные особенности младших школьников.

Задачи исследования:

- рассмотреть психолого–педагогические возрастные основы формирования учебной деятельности младшего школьника;

- изучить понятие игры и игровых ситуаций, как метод активизации учебной деятельности и развития личности младшего школьника;

- рассмотреть факторы, влияющие на активизацию учебной деятельности в младшем школьном возрасте на уроках «Окружающий мир»:

- провести экспериментальное исследования уровня сформированности учебной деятельности младших школьников на уроках «Окружающего мира».

База исследования: МБОУ «СОШ №18» г.Грозный, начальная школа.

Методы исследования:

теоретические (анализ научной и специальной литературы по теме исследования, обобщение, систематизация);

эмпирические (анализ и интерпретация результатов исследования, количественная обработка данных, диагностика).

Структура работы: данная курсовая работа состоит из введения, двух глав (разделенных на параграфы), заключения, списка использованных источников и приложений.

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ СИТУАЦИЙ, КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

  1. Психолого–педагогические возрастные основы формирования учебной деятельности младшего школьника

Учебная деятельность развивает лишь собственные новообразования, а совершенствование всех дошкольных достижений психического развития не должно происходить в учебной форме. Можно сказать, что учебная деятельность развивает у младших школьников способность к рефлексии, позволяющей отделять известное от неизвестного и с помощью гипотез относительно неизвестного обращаться к основаниям собственного действия и действиям партнера по совместному решению новых задач (этим партнером может быть и сверстник, и учитель).

Младший школьный возраст – этап развития ребёнка, который соответствует периоду обучения в начальной школе. Хронологические границы этого возраста различны в разных странах и в разных исторических условиях. Эти границы могут быть условно определены в интервале от 6-7 до 10-11 лет, их уточнение зависит от официально принятых сроков начального обучения[4, с.74].

Поступление ребенка в школу ставит перед учреждением целый ряд задач в период работы с младшими школьниками: выявить уровень его готовности к школьному обучению и индивидуальные особенности его деятельности, общения, поведения, психических процессов, которые необходимо будет учесть в ходе обучения; по возможности компенсировать возможные пробелы и повысить школьную готовность, тем самым провести профилактику школьной дезадаптации; спланировать стратегию и тактику обучения будущего школьника с учетом его индивидуальных возможностей [5, с.27].

Л.С. Выготский выделял следующие типы ведущей деятельности:

- младенцы – непосредственно эмоциональное общение;

- раннее детство – манипулятивная деятельность;

- дошкольники – игровая деятельность;

- младшие школьники – учебная деятельность;

- подростки – социально признаваемая и социально одобряемая деятельность;

- старшеклассники – учебно-профессиональная деятельность [1, с.328].

Младший школьный возраст – качественно своеобразный этап развития ребёнка. Развитие высших психических функций и личности в целом происходит в рамках ведущей на данном этапе деятельности (учебной – согласно периодизации Д.Б. Эльконина), сменяющей в этом качестве игровую деятельность, которая выступала как ведущая в дошкольном возрасте. Включение ребёнка в учебную деятельность знаменует начало перестройки всех психических процессов и функций [5, с.48].

Разумеется, далеко не сразу у младших школьников формируется правильное отношение к учению. Они пока не понимают, зачем нужно учиться. Но вскоре оказывается, что учение – труд, требующий волевых усилий, мобилизации внимания, интеллектуальной активности, самоограничений.

Если ребёнок к этому не привык, то у него наступает разочарование, возникает отрицательное отношение к учению. Для того, чтобы этого не случилось учитель должен внушать ребёнку мысль, что учение – не праздник, не игра, а серьёзная, напряжённая работа, однако очень интересная, так как она позволит узнать много нового, занимательного, важного, нужного. Важно, чтобы и сама организация учебной работы подкрепляла слова учителя. Вначале у него формируется интерес к самому процессу учебной деятельности без осознания её значения.

Только после возникновения интереса к результатам своего учебного труда формируется интерес к содержанию учебной деятельности, к приобретению знаний. Вот эта основа и является благоприятной почвой для формирования у младшего школьника мотивов учения высокого общественного порядка, связанных с подлинно ответственным отношением к учебным занятиям. Формирование интереса к содержанию учебной деятельности, приобретению знаний связано с переживанием школьниками чувства удовлетворения от своих достижений. А подкрепляется это чувство одобрением, похвалой учителя, который подчёркивает каждый, даже самый маленький успех, самое маленькое продвижение вперёд. Младшие школьники испытывают чувство гордости, особый подъём сил, когда учитель хвалит их. Большое воспитательное воздействие учителя на младших связано с тем, что учитель с самого начала пребывания детей в школе становится для них непререкаемым авторитетом. Авторитет учителя – самая важная предпосылка для обучения и воспитания в младших классах [9, с.151].

Значительно лучше в младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание. Всё новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны. Возрастные особенности памяти в младшем школьном возрасте развиваются под влиянием обучения. Усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания и развивается возможность сознательно управлять своей памятью и регулировать её проявления. В связи с возрастным относительным преобладанием деятельности первой сигнальной системы у младших школьников более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая. Они лучше, быстрее запоминают и прочнее сохраняют в памяти конкретные сведения, события, лица, предметы, факты, чем определения, описания, объяснения. Младшие школьники склонны к механическому запоминанию без осознания смысловых связей внутри запоминаемого материала [3, с.518].

Мышление начинает отражать существенные свойства и признаки предметов и явлений, что даёт возможность делать первые обобщения, первые выводы, проводить первые аналогии, строить элементарные умозаключения. На этой основе у ребёнка постепенно начинают формироваться элементарные научные понятия. Аналитико-синтетическая деятельность в начале младшего школьного возраста ещё весьма элементарна, находится в основном на стадии наглядно-действенного анализа, основывающегося на непосредственном восприятии предметов [9, с.198].

Младший школьный возраст – возраст достаточно заметного формирования личности. Для него характерны новые отношения с взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности – учение, которое предъявляет ряд серьёзных требований к ученику. Всё это решающим образом сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений к людям, коллективу, к учению и связанным с ними обязанностям, формирует характер, волю, расширяет круг интересов, развивает способности.

В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности. Характер младших школьников отличается некоторыми особенностями. Прежде всего, они импульсивны – склонны незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам. Причина – потребность в активной внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции поведения [7, с.288].

Большие возможности предоставляет младший школьный возраст для воспитания коллективистских отношений. За несколько лет младший школьник накапливает при правильном воспитании важный для своего дальнейшего развития опыт коллективной деятельности – деятельности в коллективе и для коллектива.

Также, важно отметить, что сегодня существует множество игровых технологий, которые способствуют активизации учебной деятельности.

Игра и игровые ситуации как метод активизации учебной деятельности и развития личности младшего школьника

На протяжении всего человеческого развития, в жизни, как ребёнка, так и взрослого, игра использовалась в качестве одного из важнейших средств воспитания и обучения. Игре отводится особое место в различных системах обучения, так как расцветает она в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.

Проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей, причем, не только педагогов и психологов, но и философов, социологов, этнографов, искусствоведов. Все представители научных отраслей заинтересованы в изучении «своих» аспектов, но все они сходятся во мнении, что – игра неотъемлемая часть человеческой культуры.

Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она подчас становится подлинно напряженным трудом и через усилие ведет к удовольствию. Преодоление самого себя в условиях игры приносит ребенку истинное удовлетворение и развивает его личность. В процесс игры, как и в другие виды деятельности, вовлекается вся личность ребенка: его психические познавательные процессы, воля, чувства и эмоции, потребности и интересы; в игре ребенок активно развивается как личность. У игры есть и другие функции: дети, играя, еще и учатся.

Для младшего школьника игровая деятельность хотя и имеет вспомогательное значение, но остается очень важной и существенной, поскольку позволяет сделать смысл объектов и явлений более явным. С помощью игры ребенок глубже познает смысл этих вещей, овладевает высокими общественными мотивами поведения, учится подчинять свое поведение правилам. Игровая деятельность способствует развитию всех познавательных процессов ребенка.

А.С.Макаренко писал: « Игра имеет важное значение в жизни ребенка…Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре…» Значит, игра, ее организация – ключ в руках родителей, ключ в организации воспитания ребенка. В игре формируются многие особенности личности ребенка. Игра – это своеобразная школа подготовки к труду. В игре вырабатывается ловкость, находчивость, выдержка, активность. Игра – это и школа общения для ребенка. Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Она подчас становится подлинно напряженным трудом и через усилие ведет к удовольствию. Преодоление самого себя в условиях игры приносит ребенку истинное удовлетворение и развивает его личность.

Игра для ребенка – не просто интересное времяпрепровождение, но и способ моделирования внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого ребенок вырабатывает схему взаимодействий со сверстниками. Дети с удовольствием сами придумывают игры, с помощью которых самые банальные, бытовые вещи переносятся в особый интересный мир приключений.

Использование игр в учебном процессе помогает активизировать деятельность ребенка, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, так как игра делает процесс обучения занимательным для ребенка.

В понятие «игровые педагогические технологии» входит достаточно обширная группа методов и приемов по организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр. Эти педагогические игры отличаются от просто игр тем, что в них присутствует поставленная цель обучения/воспитания и соответствующий ей педагогический результат, который в свою очередь обоснован, выделен в явном виде и характеризуются учебно- воспитательной направленностью.

По мнению И.В. Дубровиной, игра это одно из занимательных явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. «Игра оказалась весьма серьезной и трудной проблемой для научной мысли» [7, с.188].

В первую очередь, игра - это осмысленная деятельность, т.е. множество осмысленных действий, объединенных единством мотива. Игра является выражением определенного отношения личности к окружающей действительности [7, с.198].

Игра - это деятельность, занятие детей и занятие, обусловленное множеством определенных правил, приемов, служащее для разнообразия досуга, для развлечения. А так же это осмысленная деятельность, т. е. совокупность осмысленных действий, объединенных единством мотива и потребностей.

Действие школьника в игре позволяет осваивать то, что заранее бы вызвало у него страх неизвестности, постоянно внушаемое уважение к премудростям школьной жизни, что мешает его свободному освоению знаний. Игры и логические задачи должны быть в начальной школе обязательными структурными элементами урока окружающего мира. Это дает возможность учителю организовывать познавательную активность учащихся начальных классов и активизирует учебную деятельность школьника [9, с.67].

  1. Факторы, влияющие на активизацию учебной деятельности в младшем школьном возрасте на уроках «Окружающий мир»

В психологическом словаре И.В. Дубровиной [7] фактор определяется как движущая сила, причина какого-либо процесса, явления, определяющая его характер.

Проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы выявили, что ученые выделяют различные факторы, формирования активности учебной деятельности (см. таблице 1).

Таблица 1.

Факторы, влияющие на активизацию учебной деятельности

Факторы

Результат влияния

Положительный

Отрицательный

Соц иальны е: Сформированные нравственные ориентации младших школьников

+

Средства массовой информации

+

+

П ед агогич ески е: Создание атмосферы психологической комфортности в школе

+

Высокий уровень развития коллектива

+

Внеучебная деятельность

+

По результатам данной таблицы видно, что все перечисленные факторы положительно влияют на активизацию учебной деятельности. Однако, наглядно видим, что такой фактор, как средства массовой информации (СМИ) несут и негативное влияние на формирование активности учебной деятельности.

Таким образом, на основании выше сказанного можем сделать вывод, что в особенность и развитии потребности детей в общении, у младших школьников проявляются индивидуальными особенностями.

На становление школьника в системе личных взаимоотношений влияет и такое понятие как речевая культура. Ученый отмечает, что речевая культура общения состоит не только в том, что ученик правильно произносит и правильно подбирает слова вежливости. Школьник, обладающий только этими возможностями, может вызвать у сверстников чувство снисходительного превосходства над ним, так как его речь не оснащена наличием у него волевой функции, выраженной в экспрессии, проявляемой уверенности в себе и чувстве собственного достоинства.

Совместно с трудом и ученьем игровая деятельность — один из основных видов деятельности человека, удивительный факт человеческого существования. Игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором формируется и совершенствуется самоуправление поведением. Она дает возможность эффективно формировать личность, воспитывать нравственные качества, развивать творческие задатки.

А.С.Макаренко [10] считал, что «…ребенок должен играть, даже тогда когда занят серьезным делом. Вся его жизнь — это игра». Цель игры — побудить интерес к познанию, науке, книге, учению.

Для ребенка игровая деятельность – действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интереснее она для ребенка именно потому, что отчасти есть его собственное создание, в игре же ребенок, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями, то есть моделирует жизненные ситуации.

Учебная игра как технология обучения всегда интересовала ученых и практиков. Как педагогическая технология игра интересна тем, что воссоздаёт эмоциональный подъем, а потребности игры ориентированы на процесс осуществления смысла этой деятельности.

Характерная черта взаимоотношений учеников в системе учебной деятельности, как считала И.Ю. Калугина [8], определяется в том, что их дружба обусловлена общностью общих внешних жизненных ситуаций и общих интересов, например, они живут в одном дворе, занимаются в одном кружке. По мнению В.И. Максаковой [11], сознание младших школьников еще не дошло до определенного уровня, чтобы выбирать товарищей по каким-либо определенным качествам личности. Но в основной массе дети 3 – 4 классов более осознано осознают те или иные качества личности, характера. И уже в 3 классе они начинают самостоятельно выбирать одноклассников для совместной деятельности.

На основании вышесказанного делаем вывод, что именно в младшем школьном возрасте появляется социально-психологический понятие дружбы как индивидуально-избирательных глубоких межличностных отношений детей, характеризующихся взаимной привязанностью, основанной на чувстве симпатии и безусловного принятия другого, что оказывает значительное влияние на активизацию учебной деятельности.

В младшем школьном возрасте, как отмечала И.Ю. Кулагина [8], наиболее распространенной является групповая дружба. Как нам известно, дружба имеет неотъемлемую часть в провождении игровых технологий на уроке. Т.к. обычно в одной команде хотят быть именно друзья. А групповая дружба, как писала И.Ю. Кулагина, несет отчасти негативный оттенок в данных педагогических играх.

В.А. Сластенин [15] в своих работах отмечает, что в любом классе для любого ученика точно существует три круга общения. В начальном круге общения присутствуют те одноклассники, которые для ученика играют особую роль и являются объектом постоянных устойчивых выборов. Это ученики, к которым ребенок испытывает устоявшуюся симпатию, эмоциональное притяжение. Среди них есть те, кто в свою очередь симпатизирует данному школьнику. Тогда их объединяет взаимная связь и взаимные интересы. У некоторых учеников вообще может не быть ни одного товарища, к которому он испытывал бы устоявшуюся симпатию, то есть, у данного ученика нет в классе первого круга желаемого общения. Понятие первого круга общения включает в себя как частный случай и группировку. А это может и оставить свой след на учебной деятельности. Т.к. ученик будет испытывать чувства неловкости и не приносящий пользы своей группе при использовании игровых технологий, он будет чувствовать себя неполезным обществу, тем самым будет закрываться от всех. Группировку составляют ученики, которых объединяет взаимная связь, то есть те, кто входит в первый круг общения друг с другом.

Все одноклассники, к которым ученик испытывает большую или меньшую симпатию, по мнению В.А. Сластенин [15], составляют второй круг его общения в классе.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что одноклассник, который раньше был для ученика во втором круге общения, может войти в первый, и наоборот. Эти круги общения взаимодействуют и с наиболее широким третьим кругом общения, который включает всех учеников данного класса.

Следовательно, чем больше разнообразных дидактических игр будут использоваться на уроках, тем активнее будет развиваться учебная деятельность младшего школьника как личности, тем больше у ученика будет возможностей для развития, приобретения разнообразных ценных человеческих качеств.

Как отмечает В.И. Максакова [9] в основе формирования взаимоотношений в коллективе лежит потребность в общении, и эта потребность может изменяется с возрастом. Она может удовлетворяться разными детьми неодинаково. Каждый член коллектива занимает определенное положение и в системе дидактических игр и в системе межличностных отношений, на которых влияют успехи ребенка в учебной деятельности, его личные предпочтения, его интересы, речевая культура, а конце 3 класса и индивидуальные нравственные качества.

Подводя итог можно сделать вывод, что основными факторами, влияющими на формирование активности учебной деятельности являются: социально-психологическая атмосфера в классе, духовное влияние коллектива, социально-психологический феномен дружбы, взаимная привязанность, чувства симпатий и антипатий.

ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВЫХ СИТУАЦИЙ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Выявление эффективности игровых ситуаций в развитии личности младших школьников на уроках окружающего мира

На базе исследования МБОУ «СОШ №18» г.Грозный в начальной школе, с учениками 3 класса мы провели экспериментальное исследование уровня сформированности личностной и учебной деятельности младших школьников на уроках «Окружающего мира» с помощью игровых ситуаций.

Игровые технологии как вид педагогических технологий представляют собой совокупность приемов организации педагогического процесса в форме разных педагогических игр. Педагогическая игра характеризуется тем, что она направлена на достижение цели обучения и воспитания, на конкретный педагогический результат. Игровая форма занятий и внеурочных мероприятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к разным видам деятельности. Говоря, об играх как о способе активизации учебной деятельности у младших школьников на уроках «Окружающего мира», то они должны быть направлены на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением, формируются социальные отношения между людьми, происходит обмен информацией, опытом.

Игровые технологии в нашем исследовании мы рассматриваем как эффективное средство активизации учебной деятельности у младших школьников.

Мы разработали, выбрали и систематизировали игры направленные на активизацию учебного процесса на уроках «Окружающий мир», определили педагогические задачи и вероятные результаты их применения в работе с детьми младшего школьного возраста (см. таблицу 2).

Таблица 2.

Педагогические задачи дидактических игр для активизации учебной деятельности у учащихся 3 класса на уроках «Окружающий мир»

Название игры

Задачи

Планируемые результаты

«Пищевая цепочка»

Формировать у детей умения взаимодействовать друг с другом. Развивать у них возможность оценить свои достоинства, диалогическую речь, умение мыслить логически и быстроту реакции.

Сформированы умения договариваться друг с другом, умение вести диалог (диалогическая речь), логическое мышление.

«Секретное животное»

Формировать умения контролировать эмоции, взаимодействовать в группе, вести диалог. Развитие внимания, наблюдательности, умение по описанию изображать предмет.

Сформированы умения контроля эмоций, различения их и диалогическая речь.

«Эти разные цветы»

Закрепить фактические знания детей о комнатных и дикорастущих цветах.

Развить познавательную активность детей, умение использовать в работе ранее полученные знания.

Сформированы такие умения как: взаимодействовать в поставленных ситуациях, научились слушать друг друга, работать в парах.

«Товары- услуги»

Формировать у детей умения взаимодействовать друг с другом, формировать понятия об экономике, добиваться поставленной цели и уважать мнение каждого.

Сформированы умения принятия общего решения, диалогическая речь, добиваться поставленных целей.

«По порядку»

Формировать умения детей классифицировать дни недели и взаимодействовать в проблемно - поисковых ситуациях.

Сформированы умения взаимодействия в проблемно – поисковых ситуациях, умения договариваться и идти на компромисс.

«12 месяцев »

Сформировать межличностные отношения, умение взаимодействовать, договариваться (диалогическая речь), чувство ответственности, закрепить представления учащихся о временах года и их последовательность.

Частично сформированы межличностные отношения, однако, умение взаимодействовать друг с другом в поставленных ситуациях сформированы.

«Откуда письмо? Рассеянный почтальон»

Сформировать межличностные отношения, умение общаться (коммуникабельность), диалогическая речь, умение понимать друг друга и слышать. Сформировать представления учащихся о живой природе разных континентов.

Сформированы межличностные отношения, умение общаться, вести диалог (диалогическая речь).

Сформированы планируемые представления детей о живой природе.

«Живая – неживая»

Сформировать умения четко излагать свою мысль для предложения ее коллективу (команде), вести диалог, умение отстаивать свою точку зрения, лидерские качества, сформировать представления о живой и неживой природе.

Сформированы умения четкого изложения своих мыслей, диалогическая речь, умение отстоять свою точку зрения,

выявлены несколько явных лидеров. Повышается познавательная деятельность, умение классифицировать, выделять признаки, группировать.

«На полянке»

Сформировать межличностное отношение. Закрепить знания о грибах. Развивать познавательную деятельность. Развивать интерес к природе.

Частично сформированы межличностные отношения, и навыки взаимодействия в команде. Сформированы умения анализировать, делать выводы.

«Вершки и корешки»

Сформировать умения вовлекать всех участников в процесс обучения. Повышать их познавательную активность при помощи задействования всех членов класса.

Сформированы умения вовлекать всех участников команды в совместную деятельность.

Перечисленные педагогические игры направлены на повышение активизации учебной деятельности в младшем школьном возрасте, а именно в 3 классе.

Проведенные нами дидактические игры на уроках «Окружающего мира» в 3 классе показали, что их применение позволило достичь искомых результатов.

На основании вышесказанного мы сделали вывод, что игровые технологии являются одной из уникальных форм воспитания, которые позволяют сделать работу учащихся интересной и увлекательной. При помощи дидактических игр усвоение основных базовых знаний на уроках «Окружающего мира» становится более продуктивным. То есть, если мы внесем образовательный факт в игровую оболочку, то сможем решить одну из главных проблем педагогики – проблему активизации учебной деятельности. Игровые технологии в нашем исследовании мы рассматриваем как эффективное средство по активизации учебной деятельности на уроках «Окружающий мир», так как для младшего школьника игра продолжает оставаться одним из ведущих видов деятельности.

Реализация игр и игровых ситуаций на уроках окружающего мира

Подбирая игру к уроку, нужно руководствоваться содержанием урока и учитывать возрастные особенности детей и принципы построения системы игр: дидактического, психологического и общественно-нравственного.

Дидактический принцип требует опоры на логику самого предмета, программу и учебный план. Множество используемых дидактических игр решают задачи пополнения, закрепления или систематизации знаний, полученных в процессе прямого обучения, поэтому учителю нужно учитывать, пройден ли по программе учебный материал, какова степень его усвоения, но также игры могут использоваться с запасом на будущее. Дело в том, что участники игры должны уметь пользоваться полученными знаниями, иначе игру придется прерывать для объяснения и внесения коррективов, а это разрушает ее оболочку.

Психологический принцип построения системы игр предполагает, чтобы при их подборе учитывались возрастные особенности и интересы детей. Замечено, что слишком простые игры, как и слишком трудные, не вызывают у участников игры интереса, соответственно, игра по степени сложности должна соответствовать уровню психического развития детей.

Форма проведения игры может быть разной: коллективной (например, игры 1,2,3) и индивидуальной. При объяснении нового материала или при его первичном закреплении целесообразно проводить игру со всем классом. При организации самостоятельной и контрольной работы лучше использовать индивидуальную форму работы (например, игры 4,5). В этом случае следует использовать игровые карточки. В работе с отстающими учащимися целесообразно проводить индивидуальные игры с раздаточным материалом.

Игра дает возможность найти индивидуальный подход к отстающим учащимся. В первом случае учитель может вызвать учащихся к доске, когда другие будут заняты самостоятельной или творческой работой, сообщить им правила игры, выполнив с ними на доске 1-2 игровых действия, и предложить закончить игру по карточкам на своем рабочем месте. Во втором случае педагог организует работу слабого ученика в паре с сильным, который помогает первому выполнить игровые действия. В случаях, когда слабые ученики хорошо усваивают правила той или другой игры, им предоставляют игру с использованием раздаточных карточек.

По итогам психологических наблюдений можно выделить следующие профессиональные качества педагога необходимые для организации игровой деятельности учащихся младшего школьного возраста:

  • Умение наблюдать, анализировать игру; планировать приёмы, направлять её развитие;
  • Увеличить объем изучаемого материала за счет облегчения его восприятия в игровой ситуации;
  • Уметь организовывать начало игры;
  • Создавать благоприятные условия для перехода игры на более высокий уровень;
  • Контролировать отношения детей в процессе игры;
  • Учить детей объективно оценивать ход игры и обсуждать её научные и социальные результаты и т.п.

Сложность руководства игрой связана с тем, что она является свободной деятельностью детей, и учителю важно сохранить необходимую степень свободы. Учитель называет правила игры, временные рамки и контролирует ход игры. Одним из важных условий успешной педагогической игры является ее положительное, эмоциональное воздействие на детей. Смена темпа, чередование напряженной работы и небольших пауз – хорошее средство для разрядки.

Педагог должен достаточно умело владеть методикой проведения игровых упражнений, четко представлять их цель, предоставлять детям относительно большую самостоятельность. Нельзя давать игре заранее оценку, тем самым предвосхищать игру ведь, по сути, она может обмануть надежды детей и вызвать обратную реакцию. И последующие попытки учителя сосредоточить внимание школьников аналогичным способом могут вызвать в детях негативное отношение к игровой деятельности. Преподнося игровой прием надо помнить, равны ли возможности детей, участвующих в игре. Иногда “мелочи” могут стать причиной зарождения страха, неуверенности, замкнутости младшего школьника.

Активизация учебной деятельности длиться в течение всех годов обучения в начальной школе. Что касается 3-его года обучения, то здесь перед учителем стоит следующая цель: совершенствовать формирование межличностных отношений и школьного коллектива, а также формировать готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, учиться создавать благоприятную атмосферу в классе для активизации учебной деятельности, соблюдения всех факторов, влияющих на ее формирование.

Для этого можно использовать такие формы работы на уроках

«Окружающего мира» как: беседы, тренинги, игры, коллективные игры, коллективно – творческое дело, конкурсы с использованием методов и приемов, соответствующих данной возрастной категории учащихся (см. таблицу 3).

Таблица 3.

Методы и приемы для активизации учебной деятельности на уроках «Окружающий мир»

Класс

Методы и приемы

Цель использования

3

  • метод убеждения

  • совместная деятельность

  • метод поддержки

  • коллективное самоуправление

- формирование взглядов, которые ранее отсутствовали в сознании школьника или для актуализации имеющихся знаний

- вовлечение всех учащихся, стимулирование, сплочения и объединения воспитанников

  • развитие таких качеств как: сопереживание, взаимопомощи
  • формирование процесса самоорганизации, включения каждого члена коллектива в общественную деятельность
  • служит для самоорганизации детской жизни, являются формой выражения общественных норм поведения

Также представим программу возможных мероприятий в 3-ем классе при изучении предмета «Окружающий мир» (см. схему 1)

Описание: Описание: C:\Users\Vekto\Desktop\Image

Рисунок 1. Схема учебного года в 3 классе

Разработанные нами система мероприятий по окружающему миру, а также классификация методов и приемов, позволило сделать вывод о том, что игровые технологии в работе с младшими школьниками являются эффективным средством формирования, укрепления, совершенствования и активизации учебной деятельности.

Результат исследования

На этапе констатирующего эксперимента провести тестирование по выявлению значимости игровых технологий для учащихся на предмете «Окружающий мир».

Наше исследование проходило в три этапа.

На констатирующем этапе эксперимента мы провели тестирование в контрольном и экспериментальном классе на выявление фактических знаний детей по некоторым темам без использования игровых технологий.

По результатам тестирования мы выявили следующее, что результаты в обоих классах примерно одинаковые (см. рисунок 2)

Рисунок 2. Констатирующий этап

Далее мы провели тестирование по выявлению значимости игровых технологий на предмете «Окружающий мир» в экспериментальном классе.

Проведение подготовительной беседы, настраивающей испытуемых на сотрудничество, доверительность.

Мы представляем данный тест – опросник, который был представлен учащимся 3 «а» класса (приложение 1).

Анализируя полученные результаты мы выявили, что на первый вопрос 85% учеников ответили, что им нравится «Окружающий мир» потому, что они узнают что-то новое; 15% - ответили, что это легкий предмет; никто не ответил, что им не нравится этот предмет (см. рисунок 3).

Рисунок 3. Результаты 1 вопроса

Второй вопрос показал нам, что никто не ответил, что им ничего не нравится; 30% учащихся отметили, что им нравится разгадывать загадки; 70% - участвовать в играх (см. рисунок 4)

Рисунок 4. Результаты 2 вопроса

По результатам третьего вопроса мы выявили следующее: 11% учащихся ответили, что им нравятся подвижные игры; 56% – сюжетно-ролевые игры; 33% ответили, что им нравятся игры-загадки (см. рисунок 5)

Рисунок 5. Результаты 3 вопроса

Проанализировав ответы на 4 вопрос, нам удалось выявить: 17% детей ответили, что лучше читать тексты; 75% - выполнять тесты; 8% ответили – ходить на экскурсии (см. рисунок 6)

Рисунок 6. Результаты 4 вопроса

Пятый вопрос показал нам следующие результаты: 93% учащихся – любят решать головоломки и загадки, а 7% ответили, что не любят (см. рисунок 7)

Рисунок 7. Результаты 5 вопроса

Проанализировав ответы на шестой вопрос мы смогли сделать вывод о том, что: 19% учащихся ответили, что они любят заниматься только по учебнику, а 81% ответили, что не любят (см. рисунок 8)

Рисунок 8. Результаты 6 вопроса

Мы хотим представить таблицу с результатами наблюдений на констатирующем этапе эксперимента по оценке учебной активности учащихся 3 «Д» класса на уроке «Окружающего мира» (см. таблицу 4)

Таблица 4.

Эмпирическая оценка учебной активности учащихся 3 «Д» класса

Испытуемый

Поднятие руки

Ответы на вопросы

Выполнение домашнего задания

Участие в проектной деятельност и

1.

Селима

+

-

+

-

2.

Ясмина

+

+

+

-

3.

Джабраил

-

-

+

-

4.

Самира

-

-

+

-

5.

Иман

+

+

+

+

6.

Самира

-

-

+

-

7.

Сабина

+

+

+

+

8.

Хамет

-

-

+

+

9.

Рабият

+

+

-

-

10.

Хасан

-

-

+

-

11.

Хусейн

+

+

+

+

12.

Мухаммад

+

+

+

+

13.

Лайла

+

-

-

-

14.

Мухаммад

-

-

+

-

15.

Макка

-

-

+

-

16.

Ахмед

+

-

+

-

17.

Селима

-

+

+

-

18.

Магомед

+

-

+

-

19.

Шифаа

-

-

+

-

20.

Асхаб

+

+

+

+

21.

Адам

+

+

+

+

22.

Ибрагим

-

-

-

-

23.

Сайд-Ахмед

+

+

-

-

24.

Имран

-

+

-

-

25.

Ислам

+

+

+

+

26.

Элина

-

-

-

-

27.

Зулейхан

+

+

-

-

Итог:

15

13

20

8

В процентах

55,5%

48,1%

74%

29,6%

На формирующем этапе эксперимента в классе на уроках «Окружающего мира», проводили такие игры как: «Пищевая цепочка», «Секретное животное», «Товары и услуги», «Экологическая цепь», «Эти разные цветы», «12 месяцев», «Живая – неживая» и др. (см. таблицу №2). Темы игр были выбраны согласно темам уроков, проходящих в это время в 3 классе, согласно учебному плану.

Все игры направлены на активизацию учебной деятельности, и на обучение школьников взаимодействию. Учащиеся были включёны в игровую деятельность, на них в процессе игры оказывалось целевое воздействие.

Во время проведения игр дети, были настроенные положительно, у всех была заинтересованность, дети улыбались, смеялись. При достижении желаемого результата дети радовались.

Мы смогли включить педагогические игры в такие темы уроков как:

«Экологическая безопасность», «Зачем нужна экономика», «Экономика и труд в современном обществе»

На заключительном этапе эксперимента мы провели повторный тест по пройденным темам в экспериментальном классе 3 «Д», где нами использовались игровые технологии, а также в контрольном классе 3 «В», где преподавание тех же тем не предусматривало использование игровых технологий (см. рисунок 9)

Итоги учебного теста в экспериментальном классе 3 «Д» в количестве 27 человек и в контрольном классе 3 «В», также в количестве 27 человек (см. рисунок 9).

Рисунок 9. Контрольный этап


По результатам теста мы видим, что учащиеся экспериментального 3 «Д» класса, в котором использовались игровые технологии лучше усвоили учебный материал, чем в контрольном классе 3 «В», где игровые технологии не применялись.

Также мы повторно пронаблюдали за активностью на уроках учащихся 3«Д» класса (см. таблицу 5)

Таблица 5. Эмпирическая оценка учебной активности учащихся 3 «Д» класса после использования игровых технологий

Испытуемый

Поднятие руки

Ответы на вопросы

Выполнение домашнего задания

Участие в проектной деятельности

1.

Селима

+

+

+

-

2.

Ясмина

+

+

+

-

3.

Джабраил

-

+

+

+

4.

Самира

+

-

+

+

5.

Иман

+

+

+

+

6.

Самира

+

+

+

-

7.

Сабина

+

+

+

+

8.

Хамет

-

-

+

+

9.

Рабият

+

+

-

+

10.

Хасан

-

+

+

+

11.

Хусейн

+

+

+

+

12.

Мухаммад

+

+

+

+

13.

Лайла

+

+

+

-

14.

Мухаммад

+

+

+

+

15.

Макка

-

+

+

+

16.

Ахмед

+

+

+

-

17.

Селима

-

+

+

+

18.

Магомед

+

+

+

+

19.

Шифаа

+

+

+

-

20.

Асхаб

+

+

+

+

21.

Адам

+

+

+

+

22.

Ибрагим

-

+

+

+

23.

Сайд-Ахмед

+

+

+

+

24.

Имран

+

+

+

-

25.

Ислам

+

+

+

+

26.

Элина

-

+

+

+

27.

Зулейхан

+

+

-

-

Итог:

20

25

25

19

В процентах:

74%

92,5%

92,5%

70%

Проанализировав результаты первого и второго наблюдения, мы можем сделать вывод, что учебная активность детей повысилась значительно.

Результаты показывают, что каждый показатель учебной активности учащихся вырос в 3 «Д» классе:

  • поднятие руки повысился на 19,5%
  • ответы на вопросы: на 43,9%
  • выполнение домашнего задания: на 18,5%
  • участие в проектной деятельности: на 40,4%

Учитель отмечает что, после формирующего эксперимента дети стали более дружелюбнее, сплоченнее, ученики поддерживают друг друга на уроках и в повседневной жизни, заметно повысился уровень активности личностной и учебной деятельности на уроках окружающего мира. Это свидетельствует об эффективности проделанной нами работы, ее значимости при организации учебной деятельности школьников 3-его класса.

На основании результатов формирующего эксперимента делаем вывод, что активизация учебной деятельности напрямую зависит от организации и правильного использования игровых технологий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Учебная деятельность это непосредственная подготовка личности к труду, развивает ее умственно, физически, эстетически и лишь на заключительном этапе освоения профессии связано с созданием материальных и культурных ценностей. Сам процесс учения — это особая деятельность, где заранее устанавливаются цели, содержание, принципы, методы и организационные формы учебной работы, которые особым образом обеспечивают формирование знаний, умений, навыков и способностей школьников. В учении все направлено на развитие гармоничной личности. В этом его главное отличие от игры и труда, которые преследуют множество других целей.

Подводя итог, вышесказанному можем сделать вывод, что учебная деятельность развивает только собственные новообразования, а совершенствование всех дошкольных достижений психического развития не должно происходить в учебной форме. Можно сказать, что учебная деятельность развивает у младших школьников способность к рефлексии, позволяющей отделять известное от неизвестного и с помощью гипотез относительно неизвестного ссылаться на основания собственного действия и действиям партнера по совместному решению новых задач (этим партнером может быть и одноклассник, и педагог).

Мы сделали вывод, что процесс образования и воспитания ребенка неразрывно связан, а деятельность учителя постоянно направлена на активизацию учебной деятельности детей. Включение игры в ход урока на любом его этапе: проверка знаний, объяснение материала, закрепление или поиск новых знаний всегда оказывает положительное влияние, как на образовательную, так и на воспитательную сторону процесса.

На основании вышесказанного мы можем сделать вывод, что дидактические игры могут принести пользу для понимания и осмысления нового материала, усвоения и обобщения, установления связей между понятиями, выражения собственных мыслей и для развития речи.

Мы выявили, что основными факторами, влияющими на активизацию учебной деятельности, являются: социально-психологическая атмосфера в классе, социально-психологический феномен дружбы, взаимная привязанность, чувства симпатий и антипатий.

Игровые технологии как вид педагогических технологий представляют собой совокупность приемов организации педагогического процесса в форме разных педагогических игр.

Мы разработали, выбрали и систематизировали игры по активизации учебного процесса на уроках «Окружающий мир», определили педагогические задачи и вероятные результаты их применения в работе с детьми младшего школьного возраста.

На основании вышесказанного мы сделали вывод, что игровые технологии являются одной из уникальных форм воспитания, которые позволяют сделать занимательным не только работу учащихся на творческом уровне, но и усвоение основных базовых знаний на уроках «Окружающего мира». То есть, если мы вложим образовательное содержание в игровую оболочку, то сможем решить одну из главных проблем педагогики – проблему активизации учебной деятельности у личности в младшем школьном возрасте.

Таким образом, в ходе нашего исследования, гипотеза, которая заключатся в предположении о том, что активизация учебной деятельности у младших школьников будет более эффективным при условии, если: в процессе активизации учебной деятельности у младших школьников на основе использования игровых технологий будут лежать систематизированные нами игры; целевое воздействие на личность будет осуществляться через ее включённость в игровую деятельность; будут учтены возрастные и индивидуально-личностные особенности младших школьников подтвердилась, цель исследования достигнута.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. Москва: "Прогресс", 2019 г. - 316с.
  2. Выготский Л.С. История развития высших психических функций //Собр. соч.: В 6т. – М., #1058;.З.-328с.
  3. Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. – 2020. – № ;14-19с.
  4. Данилов И.К. Об игровых моментах на уроках окружающего мира // окружающий мир в школе. – 2019г. - №1,- 98с.
  5. Данилов М.А., Компов Б.П. Дидактика /Под общей ред. Б.П. Компова. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 2017. – 518с.
  6. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей: Сб. науч. тр. / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М.: НИИОПП, 2013. – 27,48с.
  7. Дубровина И.В. Словарь 2 –е издание. - М.: из-во ЕАОИ, 2020г. -160с.
  8. Кулагина И.Ю. Колюцкий В.Н. Возрастная психологическая: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: ТЦ «Сфера», при участии «Юрайт – М», 2021г. – 464с.
  9. Максакова В.И. Теоретические основы и методика воспитания младших школьников. - М.: Гуманитарное издательский центр Владос, 2019г. – 238с.
  10. Макаренко А.С. Коллектив и воспитание личности. - М.: Педагогика, 2015 г. - 334с.
  11. Методика преподавания предмета «Окружающий мир» : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Д. Ю. Добротин [и др.] ; под общей редакцией М. С. Смирновой. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 306 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10697-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: (дата обращения: ).
  12. Миронов, А. В. Теория и технология преподавания интегрированного курса "Окружающий мир" : учебник и практикум для вузов / А. В. Миронов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 447 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-10596-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: (дата обращения: ).
  13. Патрушева, И. В. Психология и педагогика игры : учебное пособие для вузов / И. В. Патрушева. — Москва : Издательство Юрайт, 2022 ; Тюмень : Тюменский государственный университет. — 130 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09867-9 (Издательство Юрайт). — ISBN 978-5-400-01012-5 (Тюменский государственный университет). — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: (дата обращения: ).
  14. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 2016г.
  15. Сластенин В.А. Методика воспитательной работы 2-е издание. -М.: Эксмо, 2019г. - 326с.
  16. Теория и методика игры : учебник и практикум для среднего профессионального образования / О. А. Степанова, М. Э. Вайнер, Н. Я. Чутко ; под редакцией Г. Ф. Кумариной, О. А. Степановой. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 265 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-07213-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: (дата обращения: ).
  17. Чикишева, О. В. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста / О. В. Чикишева. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы II Междунар. науч. конф. — Пермь : Меркурий, 2019. — С. 90-92. — URL: (дата обращения: ).

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Опросник

1)Чем тебе нравится урок окружающего мира?

а) Я узнаю что-то новое. б) Это легкий предмет.

в) Мне не нравится этот предмет.

  1. Что тебе больше всего нравится на уроках окружающего мира?

а) Ничего не нравится. б) Разгадывать загадки. в) Участвовать в играх.

  1. Какие игры тебе нравятся больше всего на уроке «Окружающий мир»?

а) подвижные

б) сюжетно-ролевые в) игры – загадки

  1. Как лучше изучать предмет «Окружающий мир»?

а) читать тексты

б) выполнять тесты

в) ходить на экскурсии

  1. Любишь ли ты решать головоломки и загадки?

а) да б) нет

  1. Ты любишь заниматься только по учебнику?

а) да б) нет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка учебного занятия по теме" Применение производной к исследованию функций и построеннию графиков. Схема исследования функции"

Разработка учебного занятия по теме :" Применение производной к исследованию функций и построеннию графиков. Схема исследования функции".  Урок является логическим продолжением изучаемого материала. Р...

Материал к уроку-лекции "Исследование функции. Общая схема исследования"

В архиве содержится презентация и набор заданий для закрепления теоретического материала...

Отзыв родителей о внеклассном мероприятии «Турнир: мои первые исследования в химии» учитель: Тесник Юлия Валерьевна класс: 2 «Б» Кружок «Мои первые исследования»

Отзыв родителей о внеклассном мероприятии«Турнир: мои первые исследования в химии»учитель: Тесник Юлия Валерьевна              кл...

Урок - исследование Экспериментальные методы исследования частиц. 9 кл.

Урок "Экспериментальные методы исследования частиц" в  9 классе проводится в форме - деловая игра, что повышаеи мотивацию учащихся к изучению предмета. Ученики работают в группах,...

Исследование проекта. Методы исследования.

Технологическая карта и подробный конспект урока технологии для учащихся 5 класса. Урок занимает одно из центральных мест в рамках нового подхода к технологическому образованию и реализуется в соответ...

Исследование проекта. Методы исследования.

Презентация к  уроку технологии для учащихся 5 класса. Урок занимает одно из центральных мест в рамках нового подхода к технологическому образованию и реализуется в соответствии с содержанием при...

Стендовый урок по физике. Урок-исследование по теме "Исследование силы Архимеда"

Стендовый урок по физике. Урок-исследование по теме "Исследование силы Архимеда".Цель:Экспериментально исследовать зависимость выталкивающей силы от других физических величинЗадачи урока:1.Н...