Доклад "Специфика и значение предмета "Концертмейстерский класс"
статья по музыке
концертмейстер,аккомпанемент, скрипка
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 43.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования
«Детская музыкальная хоровая школа им. Г. Струве»
Методический доклад
«Специфика и значение предмета «Концертмейстерский класс»»
Королева О.А.
преподаватель
МОУДО«ДМХШ им. Г. Струве»
Железногорск
2021
В настоящее время очень актуальна проблема разностороннего воспитания детей. Музыка является самым универсальным средством эстетического и нравственного воспитания, формирующего внутренний мир ребенка. Он становится чутким к красоте, совершенствуется его мышление, расширяется его музыкальный кругозор.
Чтобы музыка постигалась учеником как радость, необходимо увлечь его новыми художественно образными переживаниями, развить в нем умение передавать характерный рисунок музыки. И одной из задач детской школы искусств является развитие практического навыка аккомпанирования как наиболее часто встречающегося вида музицирования в быту, в возможной будущей профессиональной деятельности.
Развитие различных форм музицирования (ансамбль, аккомпанемент, импровизация, чтение нот с листа и т.д.) особенно востребовано в настоящее время.
Искусству аккомпанемента и вопросам концертмейстерской деятельности посвящены исследования Н. Крючкова «Искусство аккомпанемента как предмет обучения», А. Люблинского «Теория и практика аккомпанемента» и Е. Шендеровича «В концертмейстерском классе». Эти авторы подробно освещают важные для аккомпаниатора методические аспекты работы над аккомпанементом, чтением с листа и транспонированием.
Почти все выдающиеся композиторы-пианисты являлись талантливыми аккомпаниаторами. Стоит вспомнить яркие примеры сотрудничества Ф. Шуберта с В. Фогелем, М. Мусоргского с М. Леоновой, С. Рахманинова с Ф. Шаляпиным. Известны слова Ф. Шаляпина об аккомпанементе: «Когда Рахманинов сидит за фортепиано, надо говорить, что не я пою, а мы поем». Концертмейстерской деятельностью занимались братья Николай и Антон Рубинштейн, Ф. Блуменфельд, В. Сафонов. Великие советские пианисты К. Игумнов, А. Гольденвейзер, Г. Нейгауз, Г. Гинзбург, С. Рихтер, М. Ростропович выступали на концертной эстраде не только в роли солистов, но и в роли превосходных аккомпаниаторов.
ДМШ и ДШИ - это первая ступень профессионального музыкального образования, в котором искусство аккомпанемента занимает одно из ведущих мест. По дополнительной предпрофессиональной образовательной программе учебный предмет "Концертмейстерский класс" направлен на воспитание разносторонне развитой личности с большим творческим потенциалом путем приобщения учащихся к ценностям мировой музыкальной культуры на примерах лучших образцов вокальной и инструментальной музыки, а также на приобретение навыков аккомпанирования, чтения с листа и транспонирования; на развитие самостоятельности в данных видах деятельности.
Вышесказанное позволяет сформулировать следующую проблему: как сделать концертмейстерство увлекательным и успешным для учащихся старших классов ДМШ и ДШИ.
Давайте немного коснемся истории возникновения и становления данной дисциплины. Впервые классы концертмейстерского мастерства появились в Венской консерватории, но особого внимания им не уделялось. В Германии, во второй половине 20 века, концертмейстеры начали получать определенную подготовку в высших учебных заведениях. В Италии концертмейстеров готовили при оперном театре. Но такой тип обучения больше напоминал курсы повышения и не давал полного образования.
В России, несмотря на то, что к середине 18 века появились первые специальные музыкальные учреждения, учебной дисциплины «концертмейстерский класс» не существовало. И только когда открылись Московская и Петербургская консерватории, были созданы самые первые курсы мастерства концертмейстеров. В это самое время выросла потребность в грамотно обученных мастерах-концертмейстерах. В 20-30 х годах 20 века произошли значительные изменения в системе музыкального образования России. Открываются новые консерватории, училища, филармонии, музыкальные театры. Все это требовало подготовки квалифицированных и профессиональных концертмейстеров. В середине 20-х годов вводится учебный предмет «Концертмейстерский класс» в программы обучения. В Ленинградской консерватории это произошло в 1935 году, в Московской в 1925,а в школах и училищах в первые годы после войны.
Предмет «Концертмейстерский класс» в ДМШ и ДШИ начинается с 7 класса. Программа предмета «Концертмейстерский класс» отражает комплексное развитие и индивидуальный подход к ученику, академическую направленность, разнообразие вокального и инструментального репертуара, используемого в обучении.
Для развития концертмейстерских навыков важным является ансамбль с другим учеником, так как ансамблевая игра сплачивает учащихся разных возрастов, разной степени продвинутости, приучает слушать друг друга, воспитывает чувство ответственности, даёт яркие эмоции.
Цель предмета - развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области музыкального исполнительства и стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления, воображения и творческой активности при игре в ансамбле.
Задачами являются:
- формирование навыков совместного творчества обучающихся в области музыкального исполнительства, умения общаться в процессе совместного музицирования;
- формирование художественного вкуса, чувства стиля, творческой самостоятельности, стремления к самосовершенствованию учащихся,
- знакомство учащихся с лучшими образцами отечественной и зарубежной музыки,
- умение слышать все произведение в целом, чувствовать солиста и поддерживать все его творческие замыслы;
- умение следить не только за партией фортепиано, но и за партией солиста;
- приобретение знаний об особенностях струнного (строение инструмента, настройка, тембровая окраска каждой струны, принципы звукоизвлечения и др.) исполнительства;
- навыки работы над звуковым балансом в работе с солистом;
- развитие навыков самостоятельной работы и чтения с листа несложного текста с солистом;
- формирование у наиболее одаренных выпускников мотивации к продолжению профессионального обучения в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы в области музыкального исполнительства.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, рассказ, беседа);
- наглядный (показ, демонстрация, наблюдение);
- практический (упражнения воспроизводящие и творческие).
Индивидуальная форма обучения позволяет найти более точный и психологически верный подход к каждому ученику и выбрать наиболее подходящий метод обучения.
В работе с учащимися преподаватель должен следовать принципам последовательности, постепенности, доступности, наглядности в освоении материала. Весь процесс обучения должен быть построен по принципу - от простого к сложному. При этом необходимо учитывать индивидуальные особенности ученика, его физические данные, уровень развития музыкальных способностей и пианистическую подготовку, полученную в классе специального фортепиано.
В начале каждого полугодия преподаватель составляет для учащегося индивидуальный план. При его составлении следует учитывать индивидуально-личностные особенности и степень подготовки обучающегося.
В репертуар необходимо включать произведения, доступные ученику по степени технической и образной сложности, высокохудожественные по содержанию, разнообразные по стилю, жанрам, форме и фактуре.
Основное место в репертуаре должна занимать академическая музыка как отечественных, так и зарубежных композиторов.
К концу обучения учащиеся должны уметь:
- самостоятельно ориентироваться в нотном тексте,
- чутко реагировать на отклонения темпа,
- синхронно играть с солистом,
- соизмерять звучание аккомпанемента с особенностями данного инструмента,
- раскрывать содержание произведения,
- разбираться в структуре произведения,
- делать гармонический анализ,
- грамотно читать с листа.
Специфика аккомпанирования заключается в том, что аккомпанирующий подчиняет свою игру художественным задачам и вкусу партнера. Шкала звучания фортепианной партии, некоторые ритмические моменты, выразительность штрихов, педали, - все должно быть приведено в соответствие с реальным исполнением солиста. Однако плох аккомпанемент, являющийся тенью солирующей партии.
«Пианист, играющий партию сопровождения, не имеет права быть пассивным, — утверждал замечательный мастер камерного ансамбля Анатолий Доливо, — если он не сознает степени своей ответственности, отказывается от проявления своей художественной индивидуальности или у него душа «короткая», он не может участвовать в «сотворении» песни, романса или арии. Чем сильнее индивидуальность пианиста, тем лучше певцу, ибо сознание, что рядом его надежный, чуткий друг, придает ему силы».
Несмотря на все вышесказанное, в «Музыкальной энциклопедии» понятие «концертмейстер» определено очень скромно: «пианист, разучивающий партии с певцами, инструменталистами и аккомпанирующий им в концертах» [6;С.126].
Мне же важным представляется замечание о том, что «от мастерства и вдохновения аккомпаниатора почти всегда зависит творческое состояние солиста». По мысли Е. Шендеровича, современный пианист, посвятивший себя подобной деятельности, является одновременно и ведущим, и ведомым, и педагогом-наставником, и покорным исполнителем воли своего солиста, а в целом - его «другом и соратником».
Определяя сущность искусства концертмейстера, он так же подчеркнул, что в нем «самое главное уметь вовремя повести, вовремя – уступить». Этот принцип полностью применим в работе с учащимися. Особенности детского исполнения диктуют пианисту-концертмейстеру необходимость проявлять гибкость и повышенную степень приспособляемости в ансамбле со своим партнером.
Таким образом, в деятельности концертмейстера объединяются педагогические, психологические и творческие функции.
Как я уже говорила, развитие концертмейстерских навыков учащихся фортепианных отделений ДМШ и ДШИ играет важную роль в развитии творческих способностей учащихся.
Солист и концертмейстер – это два равноправных участника музыкального ансамбля, перед которыми стоит главная задача – яркое и убедительное воплощение художественного образа, возможное только в процессе совместной творческой деятельности партнеров. Если партия солиста, как правило – это одноголосная мелодия, в которой композитор с помощью интонации, тембра инструмента создает основной образ произведения, то партия фортепиано содержит целый комплекс выразительных средств – гармоническую опору, ритмическую пульсацию, различные мелодические образования, богатство тембральных красок.
Работа с учеником над аккомпанементом нисколько не легче, а порой и сложнее, чем разучивание с ним сольной программы. Концертмейстер должен обладать вниманием совершенно особого вида — многоплоскостным: его надо распределять не только между двумя собственными руками, но и относить к солисту. И все это следует воспринимать целостно. Необходимо решать одновременно двигательно-технические задачи, задачи педализации, учитывать особенности звуковедения у солиста-инструменталиста. Слуховой контроль занят звуковым балансом, который очень важен в аккомпанементе, ансамблевое внимание следит за воплощением единого с партнером исполнительского замысла.
Профессиональные исполнительские качества концертмейстера сочетают в себе не только пианистические навыки, музыкально-теоретические знания, умение понимать замысел композитора и воплощать его в своем исполнении, но и знание особенностей солирующего инструмента.
Конкретное решение ансамблевых и пианистических задач, направленное на воплощение основных ансамблевых параметров: единства художественных намерений партнеров, синхронности звучания, динамического баланса, эквивалентности штрихов, тембрового слияния инструментов во многом зависит от специфики и технических особенностей солирующего инструмента.
Например, флейта - это инструмент звучащий, в основном, в высоком регистре, поэтому необходимо больше внимания в аккомпанементе уделять среднему и низкому регистру, чтобы общее звучание было выстроенным и выразительным. Труба, кларнет — инструменты более яркие по звуку, чем валторна и гобой, тембр которых более приглушён.
У скрипки есть свои особенности - это скрипичные штрихи: деташе, мартле, пиццикато, спиккато, рикошет. Необходимо показать ученику особенности звукоизвлечения на скрипке. Только при чутком отношении к скрипичным штрихам и умелой их имитации можно достичь настоящего ансамбля.
Для струнных (народных) инструментов (домра, балалайка) характерна особая манера звукоизвлечения. На домре играют медиатором, поэтому звук яркий, звонкий, сочный. На балалайке звукоизвлечение пальцевое, значит звучание мягче, глуше, с небольшим «шорохом».
Совместное музицирование приучает детей слушать друг друга, дисциплинирует, воспитывает, обогащает внутренний эмоциональный мир детей, расширяет их музыкальный кругозор.
Таким образом, обучение аккомпанементу - это обучение исполнительскому искусству, являющемуся одним из действенных средств развития и воспитания творческой индивидуальности учащихся. Занятия в «Концертмейстерском классе» позволяют значительно расширить репертуар юных музыкантов и формировать интерес у учащихся к особому, увлекательному виду творчества – искусству аккомпанемента. В концертмейстерском классе учащиеся знакомятся с различными музыкальными инструментами, спецификой их звучания, техническими возможностями, приёмами звукоизвлечения, знакомятся с лучшими образцами русской и зарубежной музыки. Но данный вывод скорее относится к обучающимся в средних и высших музыкальных учебных заведениях. В школах данному предмету уделяется ничтожно малое количество времени. Особенно от этого страдают те юные музыканты, которые выбирают исполнительство свое профессией. Так как они поступают в колледжи и вузы практически с полным отсутствием навыка аккомпанирования.
Но тем не менее познание этих азов включает в себя целый ряд умений: активный слуховой контроль, чуткое ощущение клавиатуры, пунктуальность ритмического исполнения, приобретение самостоятельной оценочной реакции, умение анализировать музыкальную ткань.
В результате обучения юные концертмейстеры приобретают следующие навыки:
- видение 3-хстрочной записи нотного текста,
- целостного охвата произведения,
- грамотного разбора фактуры,
- слышания баса, как основы музыкального произведения,
- владение различными видами штрихов.
И получают знания:
- специфики звучания солирующего инструмента,
- выразительной функции аккомпанемента,
- музыкального репертуара различных эпох, жанров, композиторских стилей.
Пианист, овладевший навыки концертмейстерского мастерства, всегда будет чувствовать свою востребованность и в сфере музыкального исполнительства, и в сфере домашнего музицирования.
Список используемой литературы
- Бочарова (Данилкова) М.Е.Развитие навыков аккомпанемента на уроках фортепиано[Электронный ресурс]: [сайт]. – Режим доступа:
https://studydoc.ru/doc/3906663/razvitie-navykov-akkompanementa-na-urokah-fortepiano-v
- Кноль Н. А.Воспитание концертмейстерских навыков в классе аккомпанемента [Электронный ресурс]: [сайт]. – Режим доступа: https://kopilkaurokov.ru/muzika/prochee/mietodichieskoie_soobshchieniie_vospitaniie_kontsiertmieistierskikh_navykov_v_kl
- Крючков Н. Искусство аккомпанемента как предмет обучения. – Л.: .: Музгиз 1961.- 72 с.
- Люблинский А. Теория и практика аккомпанемента. – М., 1972.
- Казакова Т.В., Мечетина О.Е.Программа по учебному предмету «Концертмейстерский класс». - М., 2012. – 24 с., С.4-7.
- Сень М. Б. Концертмейстерство. Искусство аккомпанемента. Творческие задачи деятельности концертмейстера в ДМШ. Методика преподавания аккомпанемента в школе. [Электронный ресурс]: [сайт]. – Режим доступа:https://solncesvet.ru/
- Сирмак Н.П. Работа над аккомпанементом в классе фортепиано [Электронный ресурс]: [сайт]. – Режим доступа:https://infourok.ru/metodicheskiy-doklad-rabota-nad-akkompanementom-v-klasse-fortepiano-2075002.html
- Суранова Е.В.Развитие навыков аккомпанемента на начальном
этапе обучения [Электронный ресурс]: [сайт]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/kultura/muzykalnoe-iskusstvo/library/2015/10/18/metodicheskiy-doklad-razvitie-navykov-akkompanementa - Шендерович Е. В концертмейстерском классе / Размышления педагога. – М., «Музыка, 1996. – 203 с., С.4, 69.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест 1.Функция. область определения и область значений. 9 класс.
Данная тестовая работа по теме "Функция. Область определения и область значений" представлена в двух вариантах и может быть использована как учителями-предметниками при проведении ...

"Применение производной в решении практических задач на наибольшее и наименьшее значение" 10 класс
Каждый человек время от времени оказывается в ситуации, когда надо отыскать наилучший способ решения какой-либо задачи, и математика становится средством решения проблем организации произв...

Презентация к уроку русского языка. Тема: Понятие о причастии: общее грамматическое значение. 7 класс.
Презентация к уроку русского языка. Тема: Понятие о причастии: общее грамматическое значение. 7 класс....
Методическая разработка урока "Цветок, его строение и значение" 6 класс
Методическая разработка урока соответствует ФГОС....

«Устный журнал «Многообразие и значение семейств класса Двудольные»»
Этот урок расчитан на учеников 6 класса. При проведении данного урока есть возможность сэкономиить время при изучении монотонного и однообразного материала, а также использовать оставшееся время...
ОТКРЫТЫЙ УРОК ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ «ЛИСТОПАД И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ» 7 КЛАСС
Урок естествознания в коррекционной школе...

