Технологическая карта открытого занятия в ГПД "Мир вокруг нас (на примере осени)"
методическая разработка по естествознанию (6 класс)
Занятие проводится в группе продлённого дня для учеников-воспитанников 5-7 классов с ОВЗ. Занятие позволяет сформировать у детей осознанное положительное отношение к сезонным изменениям в природе на примере осени. Занятие позволяет развить произвольное внимание и долговременную память. Занятие позволяет воспитывать в детях с ОВЗ нравственные качества и положительные эмоции.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 27.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта открытого занятия
Дата: #1075;.
Школа: ГБОУ СОШ № 382
Район: Красносельский
Класс: 6 Г
Кабинет: 47
Время: 15:00 часов
Воспитатель: Кобзева И.Ф.
Тема открытого занятия: Мир вокруг нас (на примере осени)
Тип занятия: комбинированный | |||||
Цель: формирование у учащихся осознанного положительного отношения к сезонным изменениям в природе на примере осени | |||||
Задачи: Образовательная Закрепить знания детей об осенних изменениях в природе, о признаках осени, повторить последовательность осенних месяцев Развивающая Развивать произвольное внимание и долговременную память на основе дидактического упражнения «Подбери по смыслу», словесно-логическое мышление на основе беседы и отгадывания загадок, воссоздающего воображения на основе прослушивания музыки и выполнения словесно-дидактического упражнения «Сочини загадку» Воспитательная Воспитывать нравственные качества и положительные эмоции, связанные с осенними изменениями в природе | |||||
Материалы: надписи – сентябрь, октябрь, ноябрь, ранняя, средняя, поздняя, урожайная, золотая, снежная; иллюстрации: «Осень урожайная», «Осень золотая», «Осень снежная»; картинки с изображением перелётных и оседлых птиц, золотой осени, плодовых деревьев; карточки для сочинения загадок; листочки и фломастеры каждому ученику. | |||||
Словарная работа: вводить в активный словарь названия осенних месяцев: сентябрь, октябрь, ноябрь; словосочетания: осень ранняя – урожайная, осень средняя – золотая, осень поздняя – снежная. | |||||
Звуковая культура речи: следить за правильным произношением звуков в словах. | |||||
Методы и приёмы: художественное слово; вопросы-ответы; наглядный материал; дидактическое упражнение; словесно-дидактическое упражнение; малоподвижная игра «Осенние игры»; наглядный материал; сравнение с реальностью. | |||||
Оборудование, инструменты, материал: компьютер, экран с проектором, презентация «Осень», осенние рисунки, цветные карандаши, бумага, листики, карточки для загадок с изображениями овощей и фруктов. | |||||
Предварительная работа: беседы об осени, чтение и заучивание стихов об осени, просмотр иллюстраций с изображением разных периодов осени, словесно-дидактические игры «Сочини загадку» и «Опиши картинку», словесная игра «Придумай прилагательное». | |||||
Планируемые результаты: | |||||
Предметные: научатся понимать смысл терминов «урожайная осень, «золотая осень», «снежная осень»; анализировать термины; получат возможность научиться классифицировать термины. | Метапредметные: познавательные – проводить анализ природных явлений; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; регулятивные – выделять и осознавать, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению; коммуникативные – выражать свои мысли; обладать способностями выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого ученика на иное мнение. | Личностные: формирование познавательных интересов; желание познавать окружающий мир. | |||
Образовательные ресурсы: программное обеспечение | |||||
Организационная структура занятия | |||||
Этап занятия | Содержание деятельности воспитателя | Содержание деятельности учащихся (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности | ||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
I Организационный момент | Приветствие: Здравствуйте, ребята! Давайте поприветствуем гостей нашего занятия. | Настраиваются на занятие Учащиеся приветствуют гостей занятия стоя. | Формировать навыки самоорганизации | ||
II Основная часть Актуализация жизненного опыта учащихся | Воспитатель читает стихотворение, задает вопросы. Осень наступила, высохли цветы, И глядят уныло голые кусты. Вянет и желтеет травка на лугах, Только зеленеет озимь на полях. Туча небо кроет, солнце не блестит, Ветер в поле воет, дождик моросит… Зашумели воды быстрого ручья, Птички улетели в тёплые края. Вопрос к детям: Как вы уже догадались, сегодня на занятии мы будем говорить…? | Ученики отвечают на вопросы воспитателя, высказывают своё мнение и предложения об осени (индивидуальные ответы) Дети отвечают: Об осени | Развивать навыки целеполагания | ||
III Сообщение темы. Постановка цели и задач занятия | Воспитатель сообщает тему занятия. Правильно, на занятии мы будем говорить об осени. Итак, тема занятия – Мир вокруг нас (на примере осени) Какое ключевое слово в теме? Что вы хотели бы нового узнать об осени? Цель нашего занятия: Рассмотреть изменения в природе на примере осени. Задачи: - мы узнаем об изменениях в природе; - повторим последовательность осенних месяцев; - закрепим знания о признаках осени, о сезонных изменениях в природе на примере осени. | Участвуют в формулировании целей и задач занятия Дети отвечают на вопросы: - осень; - что нового они хотели бы узнать: - о птицах и растениях | Формировать умения принимать и сохранять учебную задачу. | ||
IV Мотивирование к занятию | Воспитатель способствует обсуждению мотивационных вопросов: - Какое значение лично для меня имеет осень? - При каких условиях занятие будет для меня полезным? - Какую личную цель я могу поставить на данном занятии? | Учащиеся отвечают на мотивационные вопросы. Создают условия для успешной деятельности на занятии. | Выражать свои мысли. Развивать навыки самомотивации. | ||
V Создание проблемной ситуации. Изучение нового материала. Проблемно-ориентировочный этап. Аналитико-практический этап. | Воспитатель достаёт карточки с надписями названия осенних месяцев. Проводится первый этап дидактического упражнения «Подбери по смыслу». Ребята, скажите мне, пожалуйста, сколько месяцев у осени? Правильно, молодцы. Скажите, если у осени три месяца, то, на сколько частей разумнее всего её можно разделить? Да, правильно. А на какие части? Как по простому их можно назвать? Какая бывает осень? Верно. Назовите мне их по порядку и, прочитав название на карточках, расположите на доске в правильном порядке. Воспитатель достаёт карточки с надписями названия частей осени. Проводится второй этап дидактического упражнения «Подбери по смыслу» Молодцы, правильно. Это были для вас достаточно лёгкие задания, так сказать – разминка для головы, а сейчас будут задания потруднее. Сейчас вам предстоит подобрать картинки с изображением той части осени, к которой они, по вашему мнению, относятся. Каждый, кто выйдет к доске, должен объяснить, почему он выбрал то, а не иное изображение осени. Воспитатель достаёт иллюстрации с изображением трёх частей осени. Проводится третий этап дидактического упражнения «Подбери по смыслу» Молодцы, и с этим заданием справились. Теперь будет задание ещё сложней. Прежде, чем мы к нему приступим, нам надо прослушать три стихотворения. Слушайте внимательно каждое слово, там будет подсказка для следующего задания. А мы посмотрим, кто же из вас самый внимательный. Воспитатель достаёт карточки с надписями названия частей осени. Проводится четвёртый этап дидактического упражнения «Подбери по смыслу» Прослушали стихи, а теперь вам надо, очень хорошо подумав, подобрать названия для каждой части осени. Эти слова были в стихах, просто вспомните их. Если дети затрудняются ответить, то четверостишья можно прочитать по очереди, подводя учеников к ответам. Физкультминутка Жёлтый лист, красивый В воздухе кружится. И на землю тихо, Падает, ложится. Воспитатель задаёт вопросы: Дети, посмотрите на доску и глазами посмотрите на надписи и картинки (пауза). А сейчас давайте подумаем и скажем, что самое главное в каждом месяце. Что главное в сентябре? Правильно. А для чего мы выращиваем овощи и фрукты? Правильно. Я вам сейчас загадаю загадки про овощи и фрукты. Летом – в огороде Свежие, зелёные, А зимою – в бочке Крепкие, солёные (огурцы) Не умеет он смеяться, И не любит раздеваться. Кто кафтан с него снимает, Часто слёзы проливает (лук) Расселась барыня на грядке, Одета в шумные шелка. Мы для неё готовим кадки, И крупной соли полмешка (капуста) Маленький и горький, луку брат (чеснок) Корешок оранжевый под землёй сидит, Кладезь витаминов он в себе хранит, Помогает деткам здоровее стать, Что это за овощ, можете сказать? (морковь) Молодцы! Хорошо отгадываете загадки! Теперь опять посмотрите на доску (пауза), подумайте и скажите, что можно выделить в октябре? Проводится малоподвижная игра «Перелётные птицы» Сейчас мы с вами поиграем в игру. Я буду показывать картинки с изображением птиц, а вы, если птица перелётная, будете поднимать руки вверх, если оседлая, сидите спокойно. Молодцы! Хорошо знаете перелётных птиц и птиц, которые остаются на зиму и живут в нашей стране. Теперь опять посмотрите на доску (пауза), подумайте и скажите, что можно выделить главным признаком в ноябре? Правильно. А скажите, из чего состоит снег? А в каком состоянии бывает вода? Правильно, а вода, которая замёрзла, в каком состоянии? | Дети отвечают: индивидуальные ответы. У осени три месяца Её можно разделить на три части Ранняя, средняя и поздняя Дети читают четверостишья про осень (три ученика). Урожаем сал богат, Витаминам буду рад. Паутинки вдаль летят, Школы встретили ребят. (сентябрь) Яркой стала вся природа: Золотятся все леса, А на южный край земли Потянулись журавли. (октябрь) Поле чёрно-белым стало: Падает то дождь, то снег, А ещё похолодало – Льдом сковало воды рек. (ноябрь). Дети отвечают: «Урожайная», «Золотая», «Снежная». Дети медленно поднимают руки вверх. Дети кружатся вокруг себя с поднятыми руками. Дети медленно приседают. Дети медленно садятся на корточки, закладывая руки под щеку. Индивидуальные ответы детей: В сентябре главное – урожай овощей и фруктов. Овощи и фрукты – это витамины. Индивидуальные ответы детей: Огурцы Лук Капуста Чеснок Морковь Индивидуальные ответы детей: В октябре птицы улетают на юг Дети поднимают руки вверх при показе перелётных птиц и сидят спокойно при показе оседлых птиц. Индивидуальные ответы детей: В ноябре идёт снег Индивидуальные ответы детей: Снег состоит из воды Вода бывает в жидком, твёрдом и газообразном состоянии Вода, которая замёрзла, находится в твёрдом состоянии | Развивать навыки анализа информации Развивать навыки проведения исследования Развивать умение поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, участвовать в процессе, опираясь на начальные опыт и знания. Получают положительный эмоциональный настрой, т.к. физическая активность повышает жизненный тонус. | ||
VI Закрепление изученного материала Информационный этап | Проводится словесно-дидактическая игра «Сочини загадку» Молодцы, ребята! Много знаний сегодня показали. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Сочини загадку» Я вам выдам картинки с отгадками, а вы, сочинив загадку, загадаете её всем ребятам. Прослушивание музыки (5 минут) П.И. Чайковский «Времена года. Осень» После прослушивания дети работают с листочками, после чего записи вывешиваются на доске под темой занятия. Молодцы! Прекрасно справились с заданием! А сейчас давайте послушаем музыку композитора Петра Ильича Чайковского «Времена года. Осень» Вы будете слушать музыку с закрытыми глазами и представлять осенние пейзажи. Кому какая осень больше по душе, тот и будет представлять ту осень… После прослушивания вы возьмёте листочки и понравившийся цвет фломастеры. На листочке надо написать одно слово – прилагательное, какая осень вам представлялась при закрытых глазах. Посмотрите, пожалуйста, на доску (пауза), Прочитайте про себя слова на листочках. Теперь вы можете мне ответить, почему после слова осень стоит многоточие? («За что мы любим осень…) Молодцы! Все ученики правильно справились с темой занятия! | Дети сочиняют загадки по выданным воспитателем картинкам с отгадками и загадывают их друг другу. Дети слушают музыку Дети пишут: - Урожайная; - Золотая; - Снежная; Индивидуальные ответы детей: Потому что про осень можно сказать много и разными словами | Выделять главное из предоставленной информации | ||
VII Рефлексия Оценочный этап Подведение итогов занятия | Сопоставление поставленных задач и достигнутого результата. Ребята, скажите пожалуйста, о каком времени года мы с вами сегодня беседовали? Вам понравилось занятие? А что вам понравилось больше всего? Воспитатель выдаёт детям листочки с изображением листиков клёна. - Если работа на занятии была интересная, вы с удовольствием выполняли задания и вам было всё понятно, закрасьте листик клёна зелёным цветом. - Если работа на занятии иногда вызывала затруднения, было что-то непонятно, красным цветом. - Если работа на занятии вам была скучна и вы не узнали для себя ничего нового, задания были не интересными и скучными – синим цветом. В ходе подведения итогов занятия проходит обсуждение того, чем дети занимались, как отвечали на вопросы, играли, сочиняли загадки. Звучит похвала и индивидуальные поощрения каждого учащегося. | Индивидуальные ответы учащихся: Мы беседовали об осени. Да, занятие понравилось. Игра с птицами, физкультминутка и музыка. Ученики раскрашивают кленовые листики. Ученики подводят итоги своей работы на занятии совместно с воспитателем. Ученики проводят самооценку, рефлексию. | Отслеживать цель учебной деятельности. Выражать свои мысли, правильно выстраивать фразы. | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта открытого занятия "Подвижные игры"
Занятие по физической культуре с использованием подвижных игр с элементами спортивных игр....

Технологическая карта открытого занятия "Окончательная отделка и влажно-тепловая обработка фартука"
Открытое занятие "Окончательная отделка и влажно-тепловая обработка фартука" способствует формированию у учащихся понятий о дизайнерском оформлении изделия, знакомству с ...

Поурочное планирование и технологическая карта открытого занятия на тему "Моя профессия" для профессии "Автомеханик"
Конспект занятия+технологическая карта...

Технологическая карта открытого занятия "Букет из лент"
Цель: создание условий для формирования навыков составления цветочных композиций (букетов) из лент.Тип занятия: комбинированное занятие.Характеристика группы: группа девочек 1 года обучения, возраст о...

Технологическая карта открытого занятия "В чем красота павлина?"
Технологическая карта открытого занятия...

Технологическая карта открытого занятия 3б класса по коррекционному курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» Тема: Развитие внимания и памяти Форма урока: Занятие «Помоги Чебурашке»
Тема: Развитие внимания и памятиФорма урока: Занятие «Помоги Чебурашке»...

