Элективный курс "Методы решения физических задач"
элективный курс по физике (10 класс) по теме

Элективный курс разработан для учащихся 10 классов профильной школы, является пропедевтическим курсом для освоения основных разделов физики. Программа курса знакомит школьников с понятием «физическая учебная задача» дает представление о значении задач в жизни, науке, технике. В частности, учащиеся должны знать основные приемы составления задач, уметь классифицировать задачу по трем-четырем основаниям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Elektivnyy_kurs_Metody_resheniya_fizicheskih_zadach.rar14.6 КБ

Предварительный просмотр:

2

                                            Элективный  курс

        «МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ  ЗАДАЧ»

                                             О Г Л А В Л Е Н И Е

1. Пояснительная записка ……………………………………………. 3

2. Учебно-методический план ……………………………………….. 6

3. Содержание программы …………………………………………… 7

4. Методические рекомендации ……………………………………… 9

5. Список рекомендуемой литературы ……………………………… 1

                             1.   ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Решение задач по праву считается одним из средств развития мышления. Теоретические исследования и практика обучения показывает, что формирование этого умения у учащихся представляет сложнейшую проблему учебного процесса по физике. Многие учащиеся и выпускники школ испытывают большие трудности в решении даже стандартных типовых задач. Отсутствие у школьников умений решать задачи создает у них отрицательное отношение к физике, разрушает интерес, подрывает веру в собственные силы.

Главная причина, приводящая к этому состоит в том, что школьники не учатся методам решения задач, а просто пытаются решить их путем проб и ошибок, стремятся найти подходящую  формулу, ведущую к ответу.

Физическая задача выступает средством овладения системой физических знаний, способами деятельности и средством развития мышления учащихся в профильной школе.

По замыслу автора программа курса должна помочь учащимся профильных классов выработать определенную технологию при решении физических задач, что поможет им при освоении курса физики и при сдаче экзаменов.

Элективный курс разработан для учащихся 10 классов профильной школы, является пропедевтическим курсом для освоения основных разделов физики. Программа элективного курса согласована с требованиями государственного образовательного стандарта и содержанием основных программ курса физики профильной школы. Курс рассчитан на 15 часов и проводится в начале учебного года (1 час в неделю).

Целью курса является:

- формирование представлений о постановке, классификации, приемах и методах решения школьных физических задач.

Задачи курса:

- развитие интереса к физике и решению физических задач;

- углубление знаний по решению физических задач, полученных в основном курсе;

- создание условий для самореализации учащихся в процессе учебной деятельности;

- вырабатывание осознанного подхода к решению задач по физике;

- формирование важнейших общеучебных умений, элементов культуры умственного труда;

- формирование важных для современного человека качеств: стремление к успеху, умение работать в команде, самостоятельно решать проблемы, работать с информацией.

Программа курса знакомит школьников с понятием «физическая учебная задача» дает представление о значении задач в жизни, науке, технике. В частности, учащиеся должны знать основные приемы составления задач, уметь классифицировать задачу по трем-четырем основаниям. Особое внимание уделяется последовательности действий, анализу физических явлений, проговариванию вслух решения, анализу полученного ответа, разбору типичных недостатков при решении и оформлении решения физической задачи.

При изучении курса возможны различные формы занятий: активный диалог учителя с учащимися, предполагающий постановку проблемы с последующим обсуждением вариантов ее разрешения, выступление учеников, подробное объяснение примеров решения задач, индивидуальная и коллективная (парная, групповая) работа учащихся по составлению задач, конкурс на составление лучшей задачи, знакомство с различными задачниками, выполнение проектов и т.д.

Ожидаемый результат:

Школьники могут выйти на теоретический уровень решения задач средней сложности:

1. Составлять стратегию по решению задач;

2. Классифицировать предложенную задачу;

3. Проводить перекодировку условия задачи;

4. Определять все типы параметров, входящие в задачу;

5. Определять наиболее рациональный метод решения задачи;

6. Осознание деятельности по решению задач;

7. Решать задачи используя алгоритмическое предписание;

8. Самоконтроль и самоанализ.

Форма проверки: тесты, выполнение типовых заданий при внешней опоре и без нее, практические (репродуктивные) работы, задачи-проблемы, проблемные вопросы, творческие работы.

                       2.  УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН

        Наименование курса

 Всего

 часов

                В том числе

     Л

    Пр.

    Сем.

1.

Задачи по физике и их классификация

   

      2

     1

        1

2.

Основные типы задач по физике и их особенности

      3

     1

        2

3.

Задачи по физике как составной элемент системы физических знаний

     2

     1

       1

4.

Методы и способы решения физических задач

     3

    1

       2

5.

Алгоритмический подход к решению задач по физике

     2

    1

       1

6.

Творческие задачи по физике

     1

    1

7.

Заключительное занятие

     2

     2

 

                 И Т О Г О

    15

    6

      7

     2

                 3. СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ

Тема 1. Задачи по физике и их классификация.

Обобщенное представление о задаче. Учебная задача, ее специфика и структура. Понятие «решение задачи», его сущность. Классификация задач по физике.

Тема 2. Основные типы задач по физике и их особенности.

Текстовые задачи по физике, их компонентный состав. Качественные и количественные текстовые задачи. Простые и комбинированные задачи. Графические и экспериментальные задачи по физике.

Тема 3. Задачи по физике как составной элемент системы физических

        знаний.                                                                          

                           

Системно-структурный подход к курсу физики и разработка системы задач на его основе. Сложность и трудность физических задач. Вспомогательные и родственные задачи по физике.

Тема 4. Методы и способы решения физических задач.

Методы решения задач по физике (аналитический, синтетический, аналитико-синтетический). Способы решения задач по физике (арифметический, алгебраический, геометрический, графический, экспериментальный), Виды записи условия, использование рисунков, чертежей, схем при решении задач. Различные способы записи решений задач по физике. Требования по оформлению задач предъявляемые ВУЗами и при проведении ЕГЭ. Типичные ошибки при решении и оформлении решения физической задачи.

Тема 5. Алгоритмический подход к решению задач по физике.

Свойства и назначение алгоритмов и алгоритмических предписаний. Виды алгоритмических предписаний. Применение алгоритмических предписаний при решении задач по физике. Возможности и недостатки алгоритмического подхода к решению задач.

        

Тема 6. Творческие задачи по физике.

Особенности и виды творческих задач. Некоторые виды творческих задач.

Тема 7. Заключительное занятие.

Подведение итого по изучению данного элективного курса.

                 4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

1. Основные методы обучения: лекция, практическая работа.

2. Методы изложения теоретического материала: активный диалог учителя с учениками.

3. Деятельность учителя: целевая установка, определение содержания и порядка работы учащихся, руководство работой учащихся, контроль и подведение итогов.

4. Деятельность учащихся: слуховое восприятие и осмысление учебного материала, участие в диалоге, чтение и осмысление текста, выполнение задания (запоминания, сравнения, сопоставление, выделение главного, систематизация и т.п.) конспектирование используя при этом различные подходы (схемы, опорные сигналы и т.д.).

5. Средства обучения: задачники с решениями, контрольные измерительные материалы, таблицы, схемы, Эпископ, персональные учебные компьютеры.

                              Советы по преподаванию:

1. Учащимся, после каждого занятия, предлагается заполнять следующую таблицу:

   Что  знали о …

    Что узнали о …

       Что умеем

   2. Предлагать учащимся планировать свою деятельность на практических занятиях. В  плане деятельности должны быть ответы на три важных вопроса: «Для чего делаю?», «Что делаю ?», «Как делаю?».

3. По преподаванию каждой темы:

Тема 1. Задачи по физике и их классификация.

Формируемые знания: понятие «учебная физическая задача», ее цель,                              структура, способы решения, классы учебных задач.

Формируемые умения: воспроизводить информацию, распознавать структуру физической задачи, различать классы задач и способы их решения, проводить анализ текста задач и определять ее структуру, проводить сравнительный анализ задач.

Практические задания: из представленных задач провести анализ условий и классифицировать их по характеру требований, по содержанию, по характеру формулировки и способу решения, подготовить отчет о работе в виде схемы, таблицы и т.д.

Тема 2. Основные типы задач по физике и их особенности.

Формируемые знания: формы перекодирования задачи, виды параметров данных в условии задачи, понятия «метод моделирования» физической задачи и «задача-модель», различие задач по характеру и методу исследования физических явлений.

Формируемые умения: воспроизводить  полученную информацию о типах задач и их особенностях, применять способ перекодировки условия задачи, выявлять и классифицировать параметры данные в условии задачи, проводить анализ действий при решении качественных и количественных задач, упрощать условие задачи и составлять задачи-модели, трансформировать текстовые задачи (количественную в качественную и наоборот).

Практические  задания: составить различные формы перекодировки текстового задания с помощью кода более высокого порядка, провести анализ условия задачи и определить к какому виду относятся данные в ней параметры (заданные, постоянные, переменные, поясняющие, ограничивающие), используя метод моделирования физической задачи составить вспомогательную модель задачи (рисунки, схемы, графики, модели отдельных объектов и т.д.).

Тема 3. Задачи по физике как составной элемент системы физических

               знаний.

Формируемые знания: иметь представление о системно-структурном подходе к курсу физики, отличие понятий «сложность» и «трудность» задачи, компоненты составляющие «сложность» задачи, способы упрощения (усложнения) задачи.

Формируемые умения: опознавать и соотносить задачи к различным типам курса физики, определять степень сложности задачи, находить различия и структуировать задачи по степени сложности, составлять структурно-логическую цепочку решения задачи.

Практические задания: Сравнить и структуировать задачи по степени сложности используя известные критерии, проанализировать условие и решение задачи и составить структурно-логическую цепочку ее решения, на основе составленного графа упростить задачу или составить систему задач различной сложности.

Тема 4. Методы и способы решения физических задач.

Формируемые знания: методы решения физических задач (аналитический, синтетический, аналитико-синтетический) способы решения физических задач, правила перехода из аналитической формы выражения зависимости между величинами в графическую, виды записи условия и решения задачи, требования к оформлению условия и решения задач на ЕГЭ и при поступлении в высшую школу, типичные ошибки по оформлению и решению задач.

Формируемые умения: различать методы решения задач при анализе текста решения, решать задачи разными методами, сравнивать, анализировать и находить ошибки в записи условия и решения задач.

Практические занятия: соотнести предложенные решения задач по методом, попробовать ( решить) предложенную задачу разными методами, предложенные решения задач анализируют и систематизируют по способу решения, сравнивают различные формы записи условия и решения задач и выбирают для себя (аргументируя) оптимальный вариант, по материалам ЕГЭ анализируют оформление и решение заданий, а так же критерии их оценивания.

Тема 5. Алгоритмический подход к решению задач по физике.

Формируемые знания: понятие «алгоритмическое предписание», его свойства и назначение, общие правила, этапы и действия при решении задач.

Формируемые умения: формулировать общие правила, этапы и действия при решении задач, составлять план решения задачи, решать задачи используя алгоритмическое предписание.

 Практические задания: решить задачу используя общие правила, этапы и действия необходимые при решении задачи, составить алгоритмическое предписание для решения задач по одной из тем основного курса.

Тема 6. Творческие задачи по физике.

Формируемые знания: признаки и виды творческих задач (исследовательские и конструкторские) общая стратегия решения творческих задач, приемы и методы организации работы по решению творческой задачи в группе («мозговая атака», «синтетика»).

Формируемые умения: опознавать  творческие задачи, различать виды творческих задач.

Практические задания: проанализировать решения творческих задач разного вида, предложить свой вариант условий творческой задачи.

Заключительное занятие. Презентация знаний. можно предложить учащимся: разработать пособие по методу решения задач для основной школы, составить сборник задач различных типов по определенной теме с ответами, сборник творческих задач и т.п.

                  5. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

                           Литература для учащихся

1. Балаш В.А. Задачи по физике и методы их решения. М.: Просвещение.1983г.

2. Кабардин О.Ф., Орлов В.А., Зильберман А.Р. Задачи по физике. М.: Дрофа, 1997г.

3. Лукашин В.И., Иванова Е.В.  Сборник задач по физике. М.: Просвещение, 2002г.

4. Хуторской А.В., Хуторская Л.Н. Увлекательная физика. М.: Аркти, 2000г.

5. Единый государственный экзамен. Физика-2006. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся. Интеллект-Центр. 2006г.

                             Литература для учителя

1. Гриценко Л.И. Технология  критериально-ориентированного обучения: методические рекомендации. Волгоград, Изд-во ВГИПК РО,2001г.

2. Каменецкий С.Е., Пурышева Н.С. Теория и методика обучения физике в школе. Общие вопросы. М,: Академия – 2000г.

3. Яковенко В.А. Физика, теория и технология решения задач. Минск. ТетраСИСТЕМС. 2003г.

4. Единый государственный экзамен: Контрольные измерительные материалы. Физика. М.: Просвещение, 2006г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Решение физических задач"

В данной рабочей программе приведены пояснительная записка, разделы, тематическое планирование...

Рабочая программа элективного курса- "Решение физических задач" 9 класс

Применяется как предпрофильный курс в 9 классе....

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «Решение физических задач» УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДП.02 ФИЗИКА

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА«Решение физических задач»УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫОДП.02 Физика Программы подготовки специалистов среднего звена 11.02.02 Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной т...

Программа элективного курса "Решение физических задач", 10 класс

Программа элективного курса "Решение физических задач", 10 классАвтором-составителем являюсь я, соответствующий Сертификат имеется....

Программа элективного курса "Решение физических задач", 11 класс

Программа элективного курса "Решение физических задач", 11 классАвтором-составителем являюсь я, соответствующий Сертификат имеется....

Программа элективного курса «Решение физических задач»

Основная направленность элективного курса:— обеспечить дополнительную поддержку студентам для сдачи экзамена по физике;-развить содержание курса физики для изучения на профильном уровне....

Элективный курс "Решение физических задач"

    Настоящий факультативный курс рассчитан на преподавание в объеме 34 часов (1 час в неделю на один год обучения).         Цель данного курса...