Литературно-музыкальная композиция "Человек поднялся в небо"
методическая разработка по физике (11 класс) по теме

Литературно-музыкальная композиция "Человек поднялся  в небо" разработана в рамках проведения недели, посвященной  Дню космонавтики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Chelovek_podnyalsya_v_nebo.doc69.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:



«ЧЕЛОВЕК ПОДНЯЛСЯ В НЕБО»        

ЦЕЛЬ:       в доступной форме объяснить учащимся этапы завоевания  
                       человеком воздушного пространства Земли и космоса.

ОФОРМЛЕНИЕ:   газеты, плакаты выпущенные учащимися ко дню
                                           космонавтики. Мелодии песен «Знаете каким он
                                           парнем был?!», «Трава у дома», «Нежность».
                                           Инструментальная обработка  «Время вперед!»,
                                           мелодии ВИА «Зодиак».

ОБОРУДОВАНИЕ:  Музыкальный центр, мультимедийный проектор, экран, фрагменты из кинофильма «Укрощение огня».

ВЕДУЩИЙ: Сегодня в России славный праздник, праздник победы разума, преодолевшего земное притяжение - День космонавтики и первого полета человека в космос. И поговорим мы о том, как человек смог это осуществить. А назовем нашу беседу так: «Человек поднялся в небо».

Человек может бегать, как олень, ползать, как змея, плавать, как рыба. И только летать, как птица, не может. Так веками думали люди, глядя на, парящих в небе птиц. Думали и мечтали: «Вот бы сесть на ковер - самолет и взлететь выше леса дремучего, выше облака летучего! Или сделать бы крылья из перьев и в небо подняться!». Но еще долгое время и крылатые люди, и ковры самолеты существовали только в сказках.

В поэме древнегреческого писателя Овидия Метаморфозы есть миф о Дедале —скульптуре и художнике, зодчем изобретателе - и его сыне Икаре. В этом мифе рассказывается о желании человека подняться в воздух, чтобы избежать рабства. Дедал сделал две пары крыльев, надев на каркас перья и скрепив их воском. «Они примерили крылья, плавно взмахнули ими в поднялись в воздух, И велел отец Икару лететь, не отставая от него, не подниматься очень высоко, чтобы солнце не растопило воск, и не опускаться низко, над морем, чтобы брызги не намочили крылья. Но не послушался Икар. Взмыл высоко в небо. Воск растаял - Икар погиб в море.

ЧТЕЦ:           Икары гибнут на лету.

Но через гибели, удары

Все дальше дерзкую мечту

Несут крылатые Икары.

Встречая гибель грудью в грудь

И презирая пораженья,

Они прокладывают путь

Через земное притяженье.

ВЕДУЩИЙ: Желание человека подняться в воздух не исчезло. Во все века в любой стране находились люди продолжатели дела Икара и Дедала. На Руси было не мало желающих ощутить себя птицей, парящей под облаками.

ЧТЕЦ: Рассказывают, правда, что давным-давно в Москве один крестьянин смастерил из кожи крылья, вышел на площадь и объявил при всем народе, что может летать по-журавлиному. Собрались любопытные, окружили помост, ждут что будет. Вот мужик скинул кафтан и приладил к плечам два крыла. «Лети, Емелька! »-крикнули из толпы. Но сколько он не разбегался, сколько ни махал крыльями, подняться в воздух не мог. Глядя на это, они смеялись и улюлюкали, другие сокрушенно качали головой: «Нет, видно, не дано человеку оторваться от земли».

ВЕДУЩИЙ: Люди делали крылья из различного материала: из дранки, из ткани, из пузырей и кожи животных и испытывали свои крылья по-разному:

кто с разбегу пытался оторваться от земли, размахивая крыльями, как петух, кто с дерева прыгал, а кто и с церковных колоколен. Люди гибли, увечились. И был издан на Руси царский указ...

ЧТЕЦ: «Человек- не птица, Крылов не имать. А ще кто приставит себе аки крылья деревяны противу естества творит. За сия содружество с нечистой силой отрубить выдумщику голову, тело окаянного пса смердящего бросить свиньям на съедение, а выдумку после священные литургии огнем поджечь.»

ВЕДУЩИЙ: Еще в 1227году в городе Новгороде 4 человека были сожжены за попытку летать.

ЧТЕЦ:      «Как рвался к небу человек!
                   Какие прилагал усилья!

        Все снова пробовал он крылья, но поражений не избег.

        Подняться крылья не могли.

        Природа словно говорила:

        «Я создала тебя без крыльев.

        Не полетишь ты сын земли».

        Но сын не покорился, нет.

        Не будут никогда забыты

        История его попыток

        И перечень его побед.

ВЕДУЩИЙ:  Если крылья не помогают, значит, надо искать возможность летать по-иному.

ЧТЕЦ: Много лет назад (в 18 веке ) в меленьком городке на юге Франции жили два брата - Жозеф (1740- 1810) и Этьен (1745-1799) Монгольфье. Были они любознательны и сметливы. Наблюдая, как поднимается дым из трубы, братья не раз задавали вопрос : «Отчего это происходит?». «Наверное , от того, - решили они, что горячий воздух легче холодного - вот он и тянет вверх». Тогда братья склеили из бумаги огромный шар и наполнили его дымом. Шар тот час же рванулся в небо и стал быстро набирать высоту.

ВЕДУЩИЙ: братья Монгольфье стали экспериментировать с воздушными шарами. И однажды к шару они привязали корзину. В корзине сидели первые воздухоплаватели - и баран, петух и утка.

Но воздух остыл, шар опустился на землю, животные разбежались. Прошло несколько месяцев. И вот настал день, когда на борт воздушного шара-монгольфьера - впервые поднялся человек. Звали его Пилатр де Розье.

ВЕДУЩИЙ:  Париж. 1783 год.21 ноября. Наполненный дымом шар стал медленно подниматься над площадью. Неожиданный порыв ветра погнал шар не дерево. Еще минута и сучья порвут оболочку. Тогда- конец. Но, Пилатр не растерялся. Он схватил пучок соломы и бросил его в жаровню, которая была установлена тут же на борту. Горячий воздух хлынул в оболочку, шар взмыл в воздух и поплыл над деревом. «Ну, как!» - спросили Пилатра, когда шар опустился на землю. «О, прекрасно!- воскликнул смелый воздухоплаватель,- Об этом можно только мечтать!»

ЧТЕЦ:   Первый полет человека на воздушном шаре был совершен. С тех пор

люди много раз поднимались на воздушных шарах и аэростатах. Только надували их уже не дымом, а легким газом. Потом поставили на аэростат двигатель, соединили его с воздушным винтом - пропеллером, получился дирижабль. Если в воздух поднимается шар из ткани, наполненый газом, то, может, поднимется металлический баллон с газом легче воздуха?

ВЕДУЩИЙ: Первый подал такую идею российский ученый-изобретатель Константин Эдуардович Циолковский (1857-1935). Но эту идею не приняли. А вот венгр Давид Шварц пошел дальше: он решил поднять в воздух цельно-аллюминиевый балон с прицепленной к нему кабиной. Полет был назначен на

13 января 1897 года. Но пере5д самым полетом Шварц так разволновался , что перед самым полетом умер. Лишь 3 ноября смогли поднять этот баллон в воздух ученики Шварца, но при посадке баллон «клюнул» носом. Одним из зрителей был немецкий конструктор _ генерал-лейтенант граф Фердинанд Цеппелин (1838-1917). Он выкупил за 15 тысяч марок патент у вдовы Шварца и построил первый дирижабль «Цеппелин-1». Так началась эра дирижаблей.

ВЕДУЩИЙ: Для того ,чтобы взлететь в воздух, человек не только прицеплял крылья к рукам, он стал придумывать другие приспособления для полета-тельные аппараты. Первым, кто совершил полет на приспособлении, управляемом при помощи ног, был инженер из Берлина Отто Лилиенталь (1848-1896). Его приспособление напоминало диковинную птицу, для чего-то одетую в штаны и куртку, а крылья у нее возвышались одно над другим и напоминали парус. Этот аппарат парил в метрах 30 от земли и был похож на воздушного змея, который любят запускать мальчики- Крылатый змей назывался планером. А пролетел первый планер почти 100 метров. Лилиенталь был первым, кто научился летать на машинах с неподвижными крыльями. Так появились планеры- аппараты, которые не имеют мотора. Летают они, улавливая восходящие потоки теплого воздуха, и парят, как птицы.

ЧТЕЦ: Жил в Москве профессор математики Николай Егорович Жуковский (1847-1921). Он, уже стариком, бывало, вместе с мальчишками любовался полетом голубей. Однажды приделал к своему велосипеду крылья из парусины и реек, прохожие только качали головой: « С бородой, а чего вытворяет.» Но мальчишки не удивлялись, они считали, что Жуковский не забавляется, а изучает свойства воздуха . Он понятнее всех мог объяснить, как можно летать в вышине с неподвижными крыльями. Почему дым из трубы выходит клубами. А кошка падает непременно на четыре лапы. Сам Жуковский не построил ни самолета, ни планера, но зато все это технически описал. Николая Егоровича Жуковского считают отцом русского самолетостроения.

ВЕДУЩИЙ: Братья Уилбер (1867-1912) и Орвилл (1871-1948) Райт жили в Америке. « Уэтих парней с детства золотые руки»-говорили про них. Однажды братья прочитали о гибели Лилиенталя: смелый летчик не смог справиться с ветром и разбился. И братья решили построить свой планер, но усовершенствовали его в ходе постройки. Чтобы не опрокинуться придумали ручки управления; чтобы было удобно человеку - придумали место для сидения (Лилиеталь был подвешен к крыльям). «Хорошо бы еще поставить бензиновый мотор с пропеллером»- мечтали они. Долго трудились братья, но результат был достигнут: машина-этажерка двинулась с места, заскользила по рельсам- и пролетела над землей целых 250 метров, пробыв в воздухе почти минуту, а затем благополучно приземлилась. Так был испытан первый самолет.

И уже через 5 лет француз Луи Блерио (1872-1936) совершил первый полет между городами, а в 1909 году- и через Ла-Манш в Англию. В России первым в воздух поднялся Александр Федорович Можайский (1825-1890).

ЧТЕЦ: Сначала самолеты были открытыми, летчик сидел прямо на крыле или в кресле между двумя рядами крыльев. Затем корпус самолета стал закрытым, но деревянным, а позднее и цельнометаллическим. Изготавливают самолет из сплавов алюминия, чтобы машина была легкой. У нас в стране есть несколько конструкторских бюро (КБ), где разрабатываются самолеты. Марки российских самолетов: «Ил» - в честь конструктора С.В. Ильюшина, «Ту»- в честь А.Н. Туполева, «Як»- в честь А.С. Яковлева, «ан»- в честь О.К. Антонова.

От легких деревянных, на которых мог летать только один человек, самолетостроение шагнуло к изготовлению таких мощных самолетов, как «Руслан» и «Антей», которые могут перевозить в своих салонах другие самолеты, танки, да еще несколько штук сразу .Для передвижения человека по воздуху созданы еще и вертолеты.

ВЕДУЩИЙ: Мало показалось человеку неба. Решил он посмотреть, а что есть там, выше неба. С этого решения и началась эра покорения космоса. С глубокой древности человека привлекало и манило звездное небо. Мечта о создании летательных аппаратах и полетах в космос есть в мифах и легендах всех народов Земли. Но осуществить мечту смогли лишь недавно. Первые труды по ракетодинамике и космонавтике написаны русским ученым Константином Эдуардовичем Циолковским - человеком, чей разум намного опередил время. Однако даже в самых дерзких мечтах своих он не мог предположить, что эра космоса начнется так скоро, и уже его последователи и ученики, ученые и конструкторы будут создавать и отправлять в полет первые в мире космические корабли.

В исполнении учащихся звучит песня: «Трава у дома»

ЧТЕЦ:                      Тиски земного притяжения
Земля должна была разжать. Великолепного движенья
Она не в силах удержать.
Срок наступил. Победоносно Сбылась древнейшая мечта:

Полета человека в космос
Отныне эра начата.
Но всем материкам и странам
В жизнь человечества навек Колумбом звездных океанов
Вошел советский человек

                                   (Вера Ибнер)

ВЕДУЩИЙ: Сергей Павлович Королев (1907-1966) - ученый, под руководством которого были созданы первые баллистические и геофизические ракеты, искусственные спутники Земли и пилотируемые космические корабли. 4 октября 1957 года Советский Союз вывел на околоземную орбиту первый искусственный спутник . Затем были корабли, в которых на орбиту Земли отправились растения, земноводные, собаки. И вот настал день 12 апреля 1961 года.

ЧТЕЦ:                  Ах, этот день - двенадцатый апреля,

Как он пронесся по людским сердцам,

Казалось, мир невольно стал добрее,

Своей победой потрясенный сам.

Какой гремел он музыкой вселенской,

                         Тот праздник, в пестром пламене знамен,

                         Когда безвестный сын земли смоленской

Землей-планетой был усыновлен,

                         Житель Земли, геройский этот малый,

В космической посудине своей

По круговой вовеки небывалой,

                    В пучинах неба вымахнул над ней.

                    В тот день она как будто меньше стала,

                    Но стала людям, может быть, родней,

                    Ах этот день с апрельской благодатью,

                    Цветет ветла в кустах над речкой Гжатью,

                    И дышит все свершившейся мечтой.

В исполнении учащихся звучит песня: «Знаете, каким он парнем был?!»

ВЕДУЩИЙ: Юрий Алексеевич Гагарин (1934-1968) впервые поднялся в космос на корабле «ВОСТОК-1». Его позывные Я-Кедр»-узнала вся Земля. Хоть и совершил он хоть один виток вокруг Земли и пробыл в космосе 108 минут, но это было начало - начало полетов в космос женщин, начало групповых полетов, начало выходов человека в открытый космос, начало эры международных космических станций, полетов на Луну, к Марсу и Венере.

        В исполнении учащихся звучит песня: «Нежность»

ЧТЕЦ:           Почему люди тянутся к звездам?

Почему в наших песнях герой - это сокол? Почему все прекрасное, что он создал,

Человек, помолчав, называет Высоким?

                                     ( Олжас Сулейменов)

      В исполнении учащихся звучит песня: «Знаете, каким он парнем был».

 Знаете, каким он парнем был-
Тот, кто тропку звездную открыл.
Пламень был и гром, замер космодром,
И сказал негромко он ...
Он сказал - поехали, он взмахнул рукой
Словно вдоль по Питерской, Питерской
Пронесся над Землей.
Словно вдоль по Питерской,
Питерской пронесся над землей.

Знаете, каким он парнем был,

Как поля родные он любил.

В той степной дали первый старт с Земли

Был признаньем ей в любви.

Он сказал - - поехали, он взмахнул рукой

Словно вдоль по Питерской, Питерской

Пронесся над Землей.

Словно вдоль по Питерской,

Питерской пронесся над землей.

Знаете, каким он парнем был,

На руках весь мир его носил.

Сын Земли и звезд нежен был и прост,

Людям свет как Данко нес.

Он сказал - - поехали, он взмахнул рукой

Словно вдоль по Питерской, Питерской

Пронесся над Землей.

Словно вдоль по Питерской,

Питерской пронесся над землей.

Знаете, каким он парнем был,

Как на лед он с клюшкой выходил,
           Как он песни пел , весел был и смел,
           Как азартно жить хотел!
           Он сказал - - поехали, он взмахнул рукой
           Словно вдоль по Питерской, Питерской
           Пронесся над Землей.
           Словно вдоль по Питерской,
           Питерской пронесся над землей.

Знаете, каким он парнем был,
           Нет, не был, и смерть не победил!
          Слышишь дальний гром, видишь - это он
          Вновь идет на космодром.
          Говорит-поехали, и живой звездой,
          Словно вдоль по Питерской, Питерской
          Несется над Землей. Словно вдоль по Питерской,
          Питерской несется над землей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.

Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...

Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.

Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...

Конспект урока "Мечта подняться в небо стала реальностью. (По очерку А.И. Куприна «Мой полет»)".

Конспект открытого урока в 5 классе по очерку А.И.Куприна "Мой полет"....

«Мечта подняться в небо стала реальностью». (По очерку А.И. Куприна «Мой полет»).

Интересные методические разработки по литературе и краеведению....

Материалы интегрированного занятия "Человек поднялся в небо"

Материалы включают в себя подробный конспект занятия из учебного плана 1 года обучения по предметному модулю "Умелые ручки. Азбука вежливости", проводимого в апреле ежегодно ко Дню космонавт...

Литературно-музыкальная композиция " Свет рождества" для музыкально-драматического кружка "АМПЛУА"

Таня: Рождество - праздник этот самый длинныйОн веселый и старинный,Наши предки, пили, ели,Веселились две недели.Наряжались и шутили,Праздник ждали и любилиТак давайте же у насВстретим мы его сейчас!Н...