Рабочая программа по физике
рабочая программа по физике (7 класс) на тему

Портнова Е.А.

Данная программа составлена по учебнику Пурышевой Н.С.. Важеевской Н.Е.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma__po_fizike_7_klassa..doc224 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрена  и рекомендована к утверждению  научно-методическим советом

Утверждена  приказом                      

           

Рабочая программа

по__физике для 7 класса (классов, параллели)

на 2011-2012 учебный год

                                                Составитель: Портнова Е.А.

                                                            учитель физики и информатики

                                                                                   Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основании  Федерального компонента государственного стандарта и примерной программы  основного общего образования по физике и авторской программы « Физика 7» (авторы Н.С.Пурышева, Н.Е.Важеевская.–М. Дрофа, 2004 г.).

Основные цели  изучения курса физики в 7 классе:  

-освоение знаний о механических явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

- овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

- воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

- применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности  своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

                                                           В задачи обучения физике входят:

- развитие мышления учащихся, формирование у них самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;

- овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;

- усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании физических явлений и законов;

- формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.

-Актуальной задачей современной российской школы является перенос основного внимания с процесса передачи знаний на процесс развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

             Нормативными документами для составления рабочей программы являются :

 

-Закон Р.Ф. «Об образовании» текст с изменением и дополнением на 2010год. от 10.07 1992г № 3266-1;

 -Базисный учебный план общеобразовательных учреждений российской Федерации, утверждённый приказом Минобразования  Р.Ф. № 1312 от 09.03.2004;

-Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утверждённый МОРФ от 05.03.2004 №1089;

-Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного стандарта;

-Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию  в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования

 ( «Вестник образования» №4 2010г.);

-Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением  учебных предметов  федерального компонента государственного образовательного стандарта;

-Закон Тамбовской области от 29.12.1999г. №96-3 (ред. От 19.11.2009г.) «Об образовании в Тамбовской области»

  ( принят Постановлением Тамбовской областной Думы от 29.12. 1999г. № 525).

                                             Сведения о программе.

Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.

Согласно базисному учебному плану на изучение физики в объеме обязательного минимума содержания основных образовательных программ отводится 2 ч в неделю (68 часов за год).

 Из них:

-контрольных работ- 5 часов, которые разделены по разделам следующим образом: «Механические явления» 3 часа, «Звуковые явления» 1 час, «Световые явления» 1 час.

-лабораторных работ-9,5 часа.

«Измерение длины, объёма и температуры тела»-1ч., «Измерение размеров малых тел»-0,5ч., «Измерение времени»-0,5ч., «Изучение равномерного движения»-0.5ч., «Измерение массы тела на рычажных весах»-0,5ч., «Измерение плотности вещества твёрдого тела»-1ч., «Градуировка динамометра и измерение сил»-0.5ч., «Измерение силы трения скольжения»-0.5ч., «Изучение условия равновесия рычага»-1ч., «Измерение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости»-1ч., «Наблюдение прямолинейного распространения света»-0.5ч., «Изучение явления отражения света»- 1ч., «Изучение изображения, даваемого линзой»- 1ч.

Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, самостоятельных, проверочных работ и математических диктантов (по 10-15 минут) в конце логически законченных блоков учебного материала. Итоговая аттестация предусмотрена  в виде административной контрольной работы.

Данное планирование определяет достаточный объём учебного времени для повышения физических знаний учащихся в среднем звене школы, улучшения усвоения других учебных предметов.

Количество часов по темам изменено в связи со сложностью тем.

                                                 Место и роль предмета.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 204 часов для обязательного изучения физики на ступени основного общего образования, в том числе в VII, VIII и IX классах по 68 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю. В примерной программе предусмотрен резерв свободного учебного времени для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педаго гических технологий, учета местных условий.

       Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве  учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов  школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».

Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики в примерной программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

Особенностью предмета в физике в учебном плане образовательной школы  является и тот факт  что овладение основными физическими понятиями и законами на базовом уровне  стало необходимым  практически каждому человеку в современной жизни.

Ведущая идея курса физики в основной школе - изучение на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

Для изучения курса рекомендуется классно-урочная система с использованием различных технологий, форм, методов обучения

 В приведённом тематическом планировании  предусмотрено использование  видеотеки, организационно- деловых игр, постановка демонстрационных опытов учителем, выполнение  исследовательских лабораторных работ учащимися,  проблемных дискуссий, проектная деятельность учащихся, представление  индивидуальной и групповой  познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, исследовательского проекта, публичной презентации.

.

На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004г. в содержании календарно – тематического планирования предусмотрено формирование  у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:

Познавательная деятельность:

  1. использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
  2. формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
  3. овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
  4. приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

  1. владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
  2. использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

  1. владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;
  2. организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

Для реализации поставленных целей и отличительных особенностей данного курса выбраны следующие подходы к его преподаванию:

  1. Теория поэтапного формирования умственных действий. Для полноценного формирования знаний необходима определённая последовательность этапов, которая должна соблюдаться при формировании любого нового знания. Материал изучаемого курса можно рассматривать как абсолютно новый для учащихся, хотя к началу 7 класса учащиеся уже имеют первоначальные знания о веществе, о природных явлениях и процессах, что и является предметом изучения курса «Физика».
  2. Теория опережающего обучения. Чем больше число вовлечений элемента знаний в учебную деятельность, тем выше процент учащихся, освоивших этот элемент. Таким образом, знакомство учащихся с новыми понятиями, законами, учебными действиями проходят в несколько этапов: первичный (дается первоначальное представление, контроль не осуществляется), основной (раскрывается основной смысл понятия, закона, учебного действия, контроль осуществляется), вторичный ( продолжается раскрытие содержания закона, понятия, учебного действия при осуществлении внутри и межпредметных связей).
  3. Идея системного подхода. Рассматриваемые объекты представляют собой различные системы. Например, атом-система состоящая из элементарных частиц; молекула-система атомов; вещество-система атомов, молекул. Таким образом, рассмотрение объектов с позиции системного подхода позволяет выйти на дедуктивный метод познания, который заключается в прогнозировании свойств физических систем. Это выводит результат образования на качественно новый уровень, т.к. ученик, овладев анализом                                                                       объекты.
  4. Принцип интегративного подхода в образовании. Основным механизмом и средством интеграции выступают межпредметные связи. Установление межпредметных связей должно способствовать развитию системных теоретических знаний по предмету, расширению научного кругозора учащихся приобретению опыта построения и применения межпредметных связей при решении проблемных задач

                                                        Учебно – тематический план.

                          2 часа в неделю, всего 68 часов.  

тема

Количество часов

Количество лабораторных работ

Количество контрольных работ.

Введение.

6

3

Механические явления.

38

8

3

Звуковые явления.

6

1

Световые явления.

16

3

1

Резервное время.

2

Всего.

68

14

5

Форма контроля

По плану

Фактически

1

Лабораторная работа №1 «Измерение длины, объёма и температуры тела»

2

Лабораторная работа №2 «Измерение размеров малых тел».»

3

Лабораторная работа №3 «Измерение времени»

4

Лабораторная работа №4 «Изучение равномерного движения». Решение задач.

5

Измерение массы. Лабораторная работа №5 «Измерение массы тела на рычажных весах»

6

Лабораторная работа №6 «Измерение плотности вещества твёрдого тела»

7

Лабораторная работа №7 «Градуировка динамометром и измерение сил»

8

Лабораторная работа №8 «Измерение силы трения скольжения» Трение в природе и технике.

9

Лабораторная работа №9 «Измерение коэффициента трения скольжения».

10

Лабораторная работа №10 « Изучение условия равновесие рычага»

11

Лабораторная работа №11 «Изменение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости».

12

Лабораторная работа № 12 «Наблюдение прямолинейного распространения света»

13

Лабораторная работа № 13 «Изучение явления отражения света»

14

Лабораторная работа № 14 «Изучение изображения, даваемые линзой».

15

Кратковременная контрольная работа №1

16

Кратковременная контрольная работа  №2 (по материалу п.20-27)

17

Кратковременная контрольная работа №3  (по материалу п. 33-37)

18

Кратковременная контрольная работа  №4 (по теме «Звуковые явления»)

19

Контрольная работа  №5 по теме «Световые явления».

                         ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.

                                   В результате изучения курса физики 7 класса ученик должен:

знать/понимать:

- смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, гипотеза,  абсолютная и относительная погрешность измерения, взаимодействие;

- смысл физических величин: температура, время, путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, смещение, амплитуда, частота, период, длина и скорость волны;

- смысл физических законов: законы Ньютона*, закон всемирного тяготения, правило равновесия рычага, закон сохранения энергии, законы отражения и преломления света;

- методы изучения физических явлений: наблюдение, эксперимент, теория;

уметь:

- описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, неравномерное движение, равноускоренное движение, отражение, преломление и поглощение света;

- использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, температуры, массы, силы, давления;

- представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы трения от силы нормального давления, силы упругости от удлинения пружины;

- выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

- вычислять погрешность прямых измерений длины, температуры, времени; погрешность измерения малых величин;

- записывать результат измерений с учётом погрешности;

- соотносить физические явления и физические теории, их объясняющие;

- использовать логические операции при описании процесса изучения физических явлений;

- приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;

- решать задачи на применение изученных физических законов;

- осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для рационального использования простых механизмов, обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств.

                                                                     Учебно-методический комплект:

1.. Учебник «Физика. 7 класс»,  Н.С. Пурышева, Н.Е. Важеевская. 2009г.

2. «Сборник задач по физике 7-9 класс для общеобразовательных учреждений»? В.И. Лукашек, Е.В. Иванов, 21 издание, М., Просвещение 2007 г.

3. Тесты по физике. 7 класс. Ярославль: Издательство ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2000 г.

4. Рабочая тетрадью Н.С. Пурышева, Н.Е. Важеевская. 2009г.

5. Тематическое и поурочное планирование . Физика 7 класс. Н.С. Пурышева, Н.Е. Важеевская. 2004г.

                                                  7  класс

                                    Основное содержание :

Введение.

Физика- наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физические приборы. Физические величины и их измерения. Погрешность измерений. Международная система единиц. Физический эксперимент и физическая теория. Физика и техника. Физика и развитие представлений о материальном мире.

Механические явления.

Механическое движение. Относительность движения. Траектория. Путь. Прямолинейное равномерное движение. Скорость равномерного движения. Неравномерное движение. Средняя скорость. Равноускоренное движение. Ускорение. Инерция. Масса и ее измерение. Плотность вещества и ее измерение. Сила. Правило сложения сил. Сила упругости. Методы измерения сил. Сила тяжести. Закон всемирного тяготения. Вес тела. Невесомость. Давление. Сила трения. Механическая работа и мощность. Простые механизмы. Правило равновесия рычага. КПД. Энергия. Кинетическая и потенциальная энергии. Закон сохранения энергии.

Звуковые явления.

Колебательное движение. Звук. Источники звука. Волновое движение. Длина волны. Скорость звука. Громкость и высота звука. Отражение звука.

Световые явления.

Источники света. Прямолинейное распространение света. Световой пучок и световой луч. Тень и полутень. Отражение света. Изображение предмета в плоском зеркале. Преломление света. Полное внутреннее отражение. Линза, ход лучей в линзе. Фотоаппарат. Глаз как оптическая система. Очки, лупа. Разложение белого света в спектр. Цвета тел.  

                                                      Информация об использованном учебнике.

Физика 7 класс- учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы: Н.С.Пурышева, Н.Е. Важеевская.

Москва. «Дрофа» 2009г.

Оригинальный учебник, написанный по авторской программе. Отличается  чётким и лаконичным  изложением материала с разделением на смысловые дозы. В конце каждого параграфа  имеются вопросы для самопроверки, система заданий, включающих качественные, графические, вычислительные и экспериментальные задачи.

Учебник содержит подробное описание  проведения лабораторных работ.

Все главы учебника  содержат богатый иллюстрированный материал.

В учебнике предусмотрена уровневая дифференциация : материал , который  изучается учащимися, проявляющими интерес к физике, помечен звёздочкой.

Учебник одобрен Федеральным экспертным советом и рекомендован Министерством образования Российской Федерации. Включён в Федеральный перечень.

                                                         Календарно - тематический план

                                                                                                        7 класс

№ темы

№ урока

Тема урока

Количество часов

Тип урока

Содержание урока

Виды, формы контроля

Домашнее задание

Дата проведения

по плану

Фактически

1

Введение

6

1/1

Что и как изучают физика и астрономия.

1

Урок изучения нового материала

Что и как изучают физика и астрономия. Физические явления. Наблюдение и описание физических явлений. Гипотеза. Физические тела. Тело и вещество. Связь физики и астрономии.

Беседа ,

 Л.№ 5,6.

П.1, 2

2/2

Физические величины. Единицы физических величин.

1

Комбинированный урок

Физические величины. Единицы величин. Международная система(СИ).

Задание №2

П. 3

3/3

Измерение физических величин. Точность измерений.

1

Комбинированный урок.

Физические приборы. Понятие о точности измерений. Абсолютная погрешность. Запись результата прямого измерения с учётом абсолютной погрешности.

тест

П. 4,5.

4/4

Лабораторная работа №1 «измерение длины, объёма и температуры тела»

1

Урок практикум

Правила пользования линейкой, измерительным цилиндром (мензуркой) и термометром. Запись результата измерений. Определений погрешностей измерений.

Задание №3

5/5

Лабораторная работа №2 «Измерение размеров малых тел».лабораторная работа №3 «Измерение времени»

1

Урок практикум

Способы уменьшения погрешностей измерений. Измерение малых величин. Правило пользование секундомером. Погрешность измерение времени с помощью секундомера.

Задание №5

Тест

6/6

Связи между физическими величинами. Физика и техника. Физика и окружающий нас мир.

1

Комбинированный урок

Роль математики в развитии физики. Связь между физическими величинами. Физический закон. Взаимосвязь физики и техники. Обобщение знаний учащихся по теме «Введение»

Беседа.

П.6.7.8

2

Механические явления.

38

1/7

Механическое движение и его виды. Относительность механического движения.

1

Урок изучения нового материала

.Механическое движение и его виды. Относительность механического движения. Тело отсчёта.

Задание №7 (2,3)

П. 9,10.

2/8

Траектория. Путь. Равномерное движение.

1

Комбинированный урок

Траектория движения. Пройденный путь .Единица пути.. Прямолинейное равномерное движение.

Задание №7)4)

П. 11.12

3/9

Скорость равномерного движения.

1

Комбинированный урок

Скорость прямолинейного равномерного движения. Определение и формула для расчёта скорости. Единицы скорости. Скорости движения, встречающиеся  в природе и технике. Скорость - векторная величина.

Л. №117,119,128.

П. 12

4/10

Лабораторная работа №4 «Изучение равномерного движения». Решение задач.

1

Урок практикум

Вычисление скорости движения тела. Построение и анализ графиков зависимости пути и скорости движения тела от времени.

Задание №8

5/11

Неравномерное движение. Средняя скорость.

1

Комбинированный урок

Неравномерное прямолинейное движение. Средняя скорость. Формула для расчёта средней скорости.

Л. № 133, 135, 137.

П. 13

6/12

Равноускоренное движение. Ускорение.

1

Урок изучения нового материала

Равноускоренное движение. Ускорение. Формула для вычисления ускорения. Единицы ускорения. Ускорение - векторная  физическая величина.

ККР ( по материалу п.12,13)

П.14

7/13

Решение задач. Путь, пройденный телом при равноускоренном движении.*

1

Урок практикум

Расчёт скорости равноускоренного движения. Построение и чтение графиков зависимости скорости равноускоренного движения от времени. Формула пути при равноускоренном движении.

Задание №10

П. 15

8/14

Инерция.

1

Урок изучения нового материала

Причина изменения скорости тел. Явление инерции. Закон инерции.

ККР

П. 16

9/15

Масса.

1

Урок изучения нового материала

Масса тела. Сравнение масс двух тел при их взаимодействии. Инертность. Масса как мера инертности тел.

Задание №12

П. 17

10/16

Измерение массы. Лабораторная работа №5 «Измерение массы тела на рычажных весах»

1

Урок практикум

Масса- физическая величина. Единицы массы. Измерение массы. Рычажные весы.

П.18

11/17

Плотность вещества.

1

Урок изучения нового материала

Плотность вещества. Формула для вычисления плотности. Единицы плотности. Значение плотностей твёрдых, жидких и газообразных веществ.

Задание №13

П. 19

12/18

Лабораторная работа №6 «Измерение плотности вещества твёрдого тела»

1

Урок практикум

Л. №237,265, 267.

13/19

Решение задач. Кратковременная контрольная работа (по материалу п. 17-19)

1

Урок контроля.

ККР

14/20

Сила.

1

Урок изучения нового материала

Понятие силы. Сила как мера взаимодействия тел. Сила – физическая величина. Единица силы. Сила- векторная величина. Зависимость ускорения движущегося тела от его массы и действующей на него силы. Определение значения силы, действующей на тело, по его массе и ускорению движения.

Задание №13(4)

П. 20

15/21

Измерение силы. Международная система единиц.

1

Комбинированный урок

Деформация- результат взаимодействия тел. Упругая деформация. Динамометр, его устройство. Измерение сил с помощью динамометра. Международная система единиц, основные и производные единицы.

Л. №319, 32.0

П.21, 22

16/22

Сложение сил.

1

Комбинированный урок

Сложение сил. Равнодействующая и составляющие силы. Сложение сил, действующих вдоль одной прямой.

Л. №365,366

П. 23

17/23

Сила упругости.

1

Комбинированный урок

Сила упругости. Зависимость силы упругости от удлинения тела. Жесткость пружины. Закон Гука.

Задание №16(1,3,4)

П. 24

18/24

Сила тяжести.

1

Комбинированный урок

Сила тяжести. Зависимость силы тяжести от массы тела. Ускорение свободного падения. Зависимость ускорения свободного падения от географической широты и от высоты подъёма над поверхностью Земли. Ускорении свободного падения на других планетах Солнечной системы и на Луне.

Задание №17

П.25

19/25

Решение задач. Закон всемирного тяготения.*

1

Урок практикум

Сила всемирного тяготения. Гравитационная постоянная, её физический смысл. Закон всемирного тяготения.

Л. №288, 297, 301.

П. 26

20/26

Вес тела. Невесомость.

1

Комбинированный урок

Вес тела. Невесомость. Различие между весом тела и силой тяжести.

Задание №19

П. 27

21/27

Лабораторная работа №7 «Градуировка динамометром и измерение сил» Решение задач.

1

Урок практикум

Л.№307, 309, 311.

22/28

Давление. Кратковременная контрольная работа (по материалу п.20-27)

1

Комбинированный урок

Давление. Зависимость давления от модуля действующей силы и площади поверхности, перпендикулярно которой она действует. Формула для расчёта давления. Единица давления. Давление в природе и технике.

ККР

П. 28

23/29

Сила трения.

1

Комбинированный урок

Сила трения. Зависимость силы трения от силы нормального давления. Зависимость силы трения от качества обработки и рода материала соприкасающихся поверхностей. Коэффициент трения. Формула для нахождения силы трения. Виды трения.: трение скольжения, трение качения, трение покоя.

Задание №21(2,3,5)

П.29

24/30

Лабораторная работа №8 «Измерение силы трения скольжения» Трение в природе и технике.

1

Урок практикум

Примеры влияния трения на процессы, происходящие в природе и технике.

Задание №21(1,6)

25/31

Лабораторная работа №9 «Измерение коэффициента трения скольжения». Обобщение пройденного материала. Законы Ньютона.*

1

Урок практикум

.

П. 30

26/32

Механическая работа.

1

Комбинированный урок

Механическая работа. Зависимость работы от приложенной силы и пройденного телом пути формула для вычисления механической работы в случае совпадения направления действующей силы и пройденного пути. Единицы работы.

Л. №667, 760, 677.

П. 31

27/33

Мощность.

1

Комбинированный урок

Мощность. Единицы мощности.

Л.№707,708,717

П. 32

28/34

Решение задач.

1

Урок практикум

Л.№ 678, 690, 718,

29/35

Простые механизмы.

1

Комбинированный урок

Простые механизмы. Виды простых механизмов.

ККР

П.33

30/36

Правило равновесие рычага.

1

Комбинированный уро

Рычаг. Плечо силы. Правило равновесие рычага. Применение рычагов в природе, технике, быту.

Л.№ 750, 751.

П. 34

31/37

Лабораторная работа №10 « Изучение условия равновесие рычага»

1

Урок практикум

Л.№ 738,741.

32/38

Применение правила равновесие рычага к блоку. «Золотое правило»  механики.

1

Комбинированный урок

Блок. Подвижный и неподвижный блоки. Равенство работ при использовании простых механизмов «Золотое правило» механики.

Л.№ 760, 763, 764.

П. 35,

33/39

Коэффициент полезного действия

1

Комбинированный урок

Полезная работа. Полная работа. Коэффициент полезного действия.

Л.№788, 792.

П. 36

34/40

Лабораторная работа №11 «Изменение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости».

1

Урок практикум

Л.№ 775,782.

35/41

Энергия. Кратковременная контрольная работа (по материалу п. 33-37)

1

Урок контроля

Понятие энергии. Энергия – физическая величина. Единица энергии.

ККР

П.37

36/42

Кинетическая и потенциальная энергия.

1

Комбинированный урок

Кинетическая энергия. Зависимость к.э. от массы тела и его скорости. Потенциальная энергия и её зависимость от массы тела и высоты подъёма. Потенциальная энергия деформированного тела.

Задание №28 (1,2,5,6)

П.38

37/43

Закон сохранения энергии в механике.

1

Комбинированный урок

Закон сохранения энергии. Превращение одного вида механической энергии в другой. Не сохранение механической энергии в случаях действия сил трения.

КПР

П. 39

38/44

Повторение и обобщение темы.

1

Урок обобщения и повторения.

Основные законы, понятия, физические величины и эксперименты, изученные в теме «Механические явления»

Беседа.

Итоги главы 1

3

Звуковые явления.

6

 

1/45

Колебательное движение. Период колебаний маятника*

1

Урок изучения нового материала

Колебательное движение. Колебание шарика, подвешенного на нити. Колебания пружинного маятника. Характеристики колебательного движения: смещение, амплитуда, период, частота. Математический маятник* Период колебаний маятника*.

Задание №30(1,2)

П. 40,41

2/46

Звук источники звука.

1

Комбинированный урок

Колеблющееся тело- источник звука .Частота звуковых колебаний. Голосовой аппарат человека.

КПР

П. 42

3/47

Волновое движение. Длина волны.

1

Комбинированный урок

Волновое движение. Условия возникновения и распространение волн. Поперечные и продольные волны. Длина волны. Скорость волны. Формула для скорости волны.

Задание №33

П.43,44

4/48

Звуковые волны. Распространение звука. Скорость звука.

1

Комбинированный урок

Необходимость наличия упругой среды для распространения звука. Звуковые волны и их распространение. Строение уха человека.* хорошие и плохие проводники звука. Звукоизоляция. Скорость звука. Зависимость скорости звука от свойств среды и от температуры.

Л.№ 902, 903, 904.

П.45,46

5/49

Громкость и высота звука. Отражение звука.

1

Урок изучения нового материала

Громкость звука и амплитуда колебаний. Высота звука и частота колебаний. Тембр звука. Отражение звука. Эхо. Эхолот. Поглощение звука.

КПР

П. 47,48

6/50

Повторение и обобщение темы. Кратковременная контрольная работа (по теме «Звуковые явления»)

1

Урок обобщения и контроля.

Повторение и обобщение знаний о характеристиках колебательного и волнового движений, условиях существования распространения звуковых вол.. свойствах звука.

ККР

Итоги главы 2

4

Световые явления.

16

 

1/51

Источники света

1

Комбинированный урок

Источники света: тепловые и люминесцирующие. Источники отражённого света. Естественные и искусственные источники света. Лампа накаливания.

Л.№ 1485, 1487

П. 49

2/52

Прямолинейное распространение света. Лабораторная работа № 12 «Наблюдение прямолинейного распространения света»

1

Урок практикум

Прямолинейное распространение света. Отклонение света от прямолинейного распространения при прохождении преград очень малых размеров.* Применение явления прямолинейного распространения света на практике.

П. 50

3/53

Световой пучок и световой луч. Образование тени и полутени.

1

Комбинированный урок

Световой пучок. Световой луч. Световые пучки разной формы и их изображение с помощью лучей. Свойство независимости световых пучков. Точечный источник света. Тень и полутень. Солнечное и лунное затмения.

Задание № 40

П. 51,51

4/54

Отражение света. Лабораторная работа № 13 «Изучение явления отражения света»

1

Урок практикум

Явления, происходящие при падении света на границу раздела двух сред. Отражение света. Закон отражения света. Обратимость световых лучей. Зеркальное и рассеянное отражение света.

П. 53

5/55

Изображение предмета в плоском зеркале.

1

Комбинированный урок

Получение изображения предмета в плоском зеркале. Особенности  изображения предмета в плоском зеркале. Мнимое изображение . перископ.

Задание №43 (3,4)

П.54

6/56

Повторение материала. Решение задач. Вогнутое зеркало*

1

Урок практикум

Вогнутое зеркало*. Применение вогнутых зеркал*.

КПР

П. 55.56

7/57

Преломление света. Полное внутреннее отражение.

1

Комбинированный урок

Явление преломление света. Соотношение между углами падения и углами преломления. Оптическая плотность среды. Переход света из среды оптически более плотной в среду оптически менее плотную. Полное внутреннее отражение. Ход лучей в призмах.

Л.№1568.

П. 57-59

8/58

Линза, ход лучей  в линзе.

1

Комбинированный урок

Линза. Собирающие и рассеивающие линзы. Основные точки и линии линзы. Ход лучей в линзе. Фокусное расстояние линзы. Оптическая сила линзы.

КПР

П. 60

9/59

Лабораторная работа № 14 «Изучение изображения, даваемые линзой».

1

Урок практикум

                                 

Задание №51

П.61

10/60

Фотоаппарат. Проекционный аппарат.

1

Комбинированный урок

Устройство фотоаппарата и ход лучей в нём. Создание резкого изображения, роль диафрагмы. Устройство проекционного аппарата и ход лучей в нём.

П.62

11/61

Глаз.

1

Комбинированный урок

Строение глаза человека. Оптическая система глаза. Аккомодация глаза. Угол зрения. Расстояние наилучшего зрения.

Задание № 54

П.63

12/62

Очки, лупа.

1

Комбинированный урок

Недостатки зрения: близорукость и дальнозоркость. Очки. Правила гигиены зрения. Лупа. Увеличение лупы.

Л.№ 1619, 1614.

П.64

13/63

Разложение белого света в спектр. Сложение спектральных цветов.

1

Комбинированный урок

Спектр белого света. Спектральные цвета .Радуга. Сложение спектральных цветов. Дополнительные цвета. Основные цвета спектра.

Вопросы к п. 65,66

П.65.66

14/64

Цвета тел. Обобщение темы «Световые явления»

1

Урок обобщения и повторения

Поглощение света средой. Рассеяние света. Смешение красок. Насыщенность цвета.

Беседа.

П.67

15/65

Контрольная работа по теме «Световые явления».

1

Урок контроля.

Итоги главы №3

16/66

Повторение

1

Урок обобщения и повторения

Беседа.

67,68

Резервное время.

2

ККР- кратковременная контрольная работа.

КПР- кратковременная проверочная работа.

Л.    – сборник задач Лукашика В.И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...

Рабочая программа по физике для обучающихся 10-11классов (базовый уровень) к комплекту учебников «Физика» авт.Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский

Данная рабочая программа реализуется через комплект учебников физики 10-11 класса авторов Г.Я. Мякишев и Б.Б. Буховцев, который наиболее полно отражает идеи «Обязательного минимума содержания физическ...

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...

Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...

Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев

Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования,  представл...