Портфолио Учителя физики и информатики МОУ СОШ №16 села Томузловского Будённовского района
материал по физике по теме

Портфолио учителя физики  и информатики высшей категории МОУ СОШ № 16 Поделякиной Таисы Васильевны содержит достижения за последние 5 лет (с 2006 по 2011 год).

Таиса Васильевна работает учителем физики в течение 33лет. За время работы она проявила себя как сотрудник, способный эффективно решать профессионально-педагогические задачи, возникающие в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием жизненного опыта, общепризнанных ценностей. Как педагог высшей категории она владеет современными образовательными технологиями, технологиями педагогической диагностики и постоянно совершенствует их. В своей практической деятельности Таиса Васильевна применяет методические идеи и методики, отраженные в современной литературе, для построения занятий с обучающимися.

Подтверждением профессиональных качеств творческого педагога является контент портфолио. Портфолио состоит из основных разделов, каждый из которых содержит документы, подтверждающие результаты (промежуточные, итоговые) и достижения в самых разных видах деятельности.

Первый раздел - Общие сведения содержит информацию об образовании педагога, стаже работы и повышении квалификации. Высшее образование и педагогическая подготовка подтверждаются копиями дипломов о высшем образовании и педагогической переподготовки учителя в 2008, 2009, 2010 годах. Таиса Васильевна постоянно совершенствует уровень педагогической и методической подготовки в области физики и общего образования в целом через систему курсов повышения квалификации, о чем свидетельствуют копии свидетельств и удостоверений о повышении квалификации. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon portfolio_fragment.doc209.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство Ставропольского края

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 16села Томузловского Буденновского района»

 Ставропольского края

ПОРТФОЛИО


учителя физики


Поделякиной Таисы Васильевны

с. Томузловское, 2011 год


Оглавление

Пояснительная записка        3

Общие сведения        5

Раздел 1. Качество предметной подготовки и здоровья детей        6

Раздел 2. Уровень профессиональной подготовки педагога        10

Раздел 3. Внеурочная деятельность педагога        13

Раздел 4. Научно-методическая деятельность педагога        15

Приложение 1. Опыт работы (фрагмент)        17

       Приложение 2. Открытый урок в 8 классе. Решение задач с использованием

                                   уравнения теплового баланса.                                                                21

    Приложение 3.


Пояснительная записка

Портфолио учителя физики  и информатики высшей категории МОУ СОШ № 16 Поделякиной Таисы Васильевны содержит достижения за последние 5 лет (с 2006 по 2011 год).

Таиса Васильевна работает учителем физики в течение 33лет. За время работы она проявила себя как сотрудник, способный эффективно решать профессионально-педагогические задачи, возникающие в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием жизненного опыта, общепризнанных ценностей. Как педагог высшей категории она владеет современными образовательными технологиями, технологиями педагогической диагностики и постоянно совершенствует их. В своей практической деятельности Таиса Васильевна применяет методические идеи и методики, отраженные в современной литературе, для построения занятий с обучающимися.

Подтверждением профессиональных качеств творческого педагога является контент портфолио. Портфолио состоит из основных разделов, каждый из которых содержит документы, подтверждающие результаты (промежуточные, итоговые) и достижения в самых разных видах деятельности.

Первый раздел - Общие сведения содержит информацию об образовании педагога, стаже работы и повышении квалификации. Высшее образование и педагогическая подготовка подтверждаются копиями дипломов о высшем образовании и педагогической переподготовки учителя в 2008, 2009, 2010 годах. Таиса Васильевна постоянно совершенствует уровень педагогической и методической подготовки в области физики и общего образования в целом через систему курсов повышения квалификации, о чем свидетельствуют копии свидетельств и удостоверений о повышении квалификации.

Второй раздел II. Формализованная часть портфолио состоит из четырех частей:

Раздел 1. Качество предметной подготовки и здоровья детей

В разделе «Качество предметной подготовки и здоровья детей» размещены таблицы показателей обученности учащихся по физике, отражающие позитивную динамику учебных достижений. Уровень обученности учащихся Таисы Васльевны по предмету составляет 100%, а качество за аттестационный период выросло с 66% до 72%. Далее можно ознакомиться с аналитической справкой по итогам внешней аттестации по физике за 3 последних года, так как ранее учебный предмет «Физика» учащиеся сдавали по выбору в традиционной форме. При проведении аттестации учащихся выпускных классов в традиционной форме они показывают хорошие и отличные результаты на экзамене. Результаты аттестации в форме ЕГЭ хотя не превышают среднего уровня по краю по физике, но показывают достаточный уровень обученности учащихся по предмету. Учащиеся Таисы Васильевны принимали и принимают участие в конкурсах разных уровней как муниципального, так и регионального. Что подтверждается представленными списками участников предметных олимпиад и других конкурсов,  а также копиями сертификатов и грамот. В этом же разделе представлена аналитическая справка по внедрению здоровьесберегающих технологий при организации учебно-воспитательного процесса учителем физики.

Раздел 2. Уровень профессиональной подготовки педагога.

Поделякина Таиса Васильевна уделяет большое внимание работе с одаренными детьми. Данный вид работы она реализует через работу факультативов, элективных курсов по предмету: подготовка к ЕГЭ по физике, методы решения задач по физике. Учащиеся, занимающиеся на факультативных занятиях,  используют полученные знания для участия в олимпиадах по предмету или при сдаче государственного экзамена. Также Таиса Васильевна привлекает учащихся к проектной деятельности – созданию различных проектов исследовательского характера. На своих уроках Таиса Васильевна внедряет разноуровневый подход к обучению: использует индивидуальные задания на практических работах с учетом способностей и возможностей учащихся, разрабатывает проверочные и контрольные работы и задания для проведения итоговых уроков по темам, используя технологию дифференцированного подхода. Поделякина Таиса Васильевна на высоком уровне владеет современными информационными технологиями. Она использует интерактивные возможности компьютерных программ для обучения учащихся и диагностики уровня усвоения ими учебного материала и практических навыков. Также Таиса Васильевна привлекает учащихся к выполнению творческих домашних заданий: подготовке докладов и рефератов, разработке кроссвордов по отдельным темам школьной программы по физике. На уроках физики учащиеся используют компьютер для изучения нового материала, выработки практических навыков и умений, контроля знаний, для работы над проектами, используя ресурсы Интернета.

Таиса Васильевна уделяет большое внимание совершенствованию своего уровня квалификации. Она работает над темой  по самообразованию: «Продуктивная технология при комплексном решении задач по физике и информатике». В рамках изучения этой темы она прошла курсы повышения квалификации по программе Интел.

Раздел 3. Внеурочная деятельность педагога.

Таиса Васильевна является участником таких социальных педагогических проектов как «Открытый класс», «Инфознайка», «Прошколу».  Совместно с учащимися она активно принимает участие в работе этих порталов. Её учащиеся участвует в игре-конкурс «Инфознайка».

Совместно с учащимися школы Таиса Васильевна осуществляет обновление школьного сайта и выпуск школьной газеты «Большая перемена». Сайт и школьный орган печати работают в школе под руководством Таисы Васильевны с 2006 года. В рамках внеклассной работы с учащимися,  Таиса Васильевна ежегодно создает мультимедийные материалы для проведения дней самоуправления, традиционных последних уроков (25 мая), выпускных вечеров, педагогических советов, различного типа семинаров.

Раздел 4. Научно-методическая деятельность педагога

В рамках тьюторской поддержки специалистов отдела образования Лариса Анатольевна неоднократно принимала участие в разработке различных мультимедийных и полиграфических материалов к мероприятиям городского уровня: разрабатывала презентации, монтировала ролики, верстала буклеты и брошюры.

Таиса Васильевна является активным участником общерайонных  методических мероприятий. Во время проведения предметных дней она давала открытые уроки по своему предмету, проводила внеклассное занятие – заседание школьной редколлегии.

В соответствии с проектом «Информатизация системы образования»: проводила методические и технические консультации с педагогами своей  школы: неоднократно выступала на семинарах; отвечала за внедрение АСУ «1С:ХроноГраф Школа 2.5» и создание сайта школы. При непосредственном участии Таисы Васильевны была разработана Программа по информатизации школы.  Основная стратегическая цель Программы - обеспечение условий для удовлетворения потребностей школьников и родителей в качественном образовании путем поэтапного перехода к новому уровню образования на основе информационно-коммуникационных технологий, активного использования цифровых образовательных ресурсов.

В ходе реализации проекта ИСО Таиса Васильевна неоднократно принимала участие в краевых семинарах и мастер-классах как слушатель.

В 2008 году Таиса Васильевна,  являлась экспертом по проверке ЕГЭ, 2009-2010, 2010-2011 учебных годах – эксперт по проверке ГИА.


Общие сведения

Поделякина Таиса Васильевна (2 января  1956 года рождения) – учитель физики и  информатики. Образование – высшее. Закончила:

        Ставропольский государственный педагогический институт в 1978 году

Общий стаж работы – 33 года,

педагогический – 33 года,

в данном учреждении – 33 года,

«Почетный работник общего образования Российской Федерации» приказ от 04.12.2001 №11-210;

Победитель конкурса лучших учителей Российской Федерации, 2006 год.

Повышение квалификации:

Название курсов повышения квалификации

Кол-во часов аудиторных занятий

Сроки

Вид полученного документа

1.

 СКИПКРО, «Особенности подготовки учащихся к конкурсам, олимпиадам

42 часа

С28.01.08 по 02.02.08.

Удостоверение о повышении квалификации №179

2.

СКИПКРО, «Современные педагогические технологии в преподавании физики»

108 часов

с 01.12 по 24.12.10 2009года

Свидетельство №2456

3.

СКИПКРО, «Методическое обеспечение конкурсного движения в рамках обновлений модели конкурса «Учитель года России»

12 часов

с 26.11 по 27.11.2009 год

Справка №2076

4.

СКИПКРО, «Преподавание информатики и ИКТ в школе в условиях модернизации общего образования»

108 часов

с 20.09 по 13.10.2010год

Свидетельство №516

5.

Академия АЙТИ. УМК по проекту «Обучение специалистов сферы образования внедрению ПСПО и использованию СПО в учебном процессе».

Дистанционное

с 15.11.2010 по28.04. 2011год

Раздел 1. Качество предметной подготовки и здоровья детей

Таиса Васильевна в совершенстве владеет методикой преподавания, подходит к работе творчески. Работая над темой «Продуктивная технология при комплексном решении задач по физике и информатике», она постоянно повышает свой образовательный уровень. Занятия Таисы Васильевны проводятся на высоком методическом уровне, строятся на принципе деятельностного подхода, отличаются продуманностью, атмосферой совместной творческой деятельности ученика и учителя. Её уроки отличает чёткая организация, высокая плотность, широкая реализация межпредметных связей, связь с жизнью, педагогика сотрудничества -  которые  способствуют формированию общей культуры учащихся, активизируют мыслительную деятельность, прививают любовь к физике и информатике.

  1. Позитивная динамика учебных достижений, по физике:

Учебный год

% качества

% обученности

2006-2007

45

100

2007-2008

45

100

2008-2009

50

100

2009-2010

51

100

2010-2011

52

100

  1. Достижения детей по данным внешних аттестаций различного типа

  1. Достижения детей в олимпиадах, конкурсах, исследовательской работе

Участие во Всероссийской олимпиаде школьников

2008-2009 уч.год

2009-2010 уч.год

2010-2011 уч.год

Физика

2 место

3 место

Информатика

2 место, 3 место

            -

           -

С 2006 года Таиса Васильевна является организатором в проведении  краевой многопредметной дистанционной олимпиады школьников «Интеллект». Её учащиеся принимают активное участие по физике, информатике.

Участие в конкурсах и соревнованиях различного уровня.

С 2008 года - координатор игры-конкурса Инфознайка, проводимой Чувашским региональным отделением Академии информатизации образования,

Год

Количество участников

Количество призовых мест

2008 год

5 участник

Нет

2009 год

10 участников

Нет

2010 год

21 участник

1 призер

          Аналитическая справка

                            по итогам диагностических исследований качества знаний

Поделякина Таиса Васильевна, учитель высшей квалификационной категории, ведет уроки физики  в 9-11 классах. Согласно учебному плану школы:

Классы

Количество часов в неделю

Элективные курсы

9А,9Б

2 часа

10А (физико-математический профиль)

5 часов

Методы решения задач по физике

10Б (универсальный)

3 часа

11А

2 часа

11Б (универсальный)

3 часа

Как педагог с большим стажем и опытом,  Таиса Васильевна при составлении календарно-тематических планов,  учитывает современные требования к уровню знаний учащихся по своему предмету и разрабатывает их таким образом, чтобы учащиеся при изучении предмета «Физики» в рамках уроков имели возможность познакомиться и изучить все необходимые темы и вопросы единого государственного экзамена (ЕГЭ) по физике.

При изучении каждой темы Таиса Васильевна обязательно выделяет часы для решения заданий ЕГЭ, по итогам каждой темы проводит контроль знаний с учетом таких заданий.

Кроме этого при подготовке к сдаче ЕГЭ Таиса Васильевна проводит индивидуальную работу с учащимися, выбравшими экзамен по физике: решает задания прошлых лет, разбирает задания, которые не включены или рассмотрены не в полном объеме в основных разделах календарно-тематического планирования уроков физики. По итогам занятий учащиеся выполняют тренировочные работы.

Поделякина Таиса Васильевна уделяет большое внимание и организационным вопросам сдачи ЕГЭ: учит своих выпускников, как правильно заполнить бланк регистрации и бланк ответов, какими дополнительными сведениями и устройствами можно воспользоваться на экзамене, дает советы как правильно вести себя во время проведения ЕГЭ.

Проведенная работа дает свои определенные результаты. Учащиеся Таисы Васильевны сдают ЕГЭ по физике  успешно, набирая среднее количество баллов: 39-45.

Изучение учебных достижений учащихся за последние три года, показывает позитивную динамику «качества знаний» учащихся по информатике:

2008-2009 уч.год

2009-2010 уч.год

2010-2011 уч.год

Информатика

65%

66%

74,6%

Однако по физике не наблюдается позитивная динамика:

2008-2009 уч.год

2009-2010 уч.год

2010-2011 уч.год

Физика

51,6%

44%

49,2%

 Динамика общей успеваемости по предметам за последние три года следующая:

2008-2009 уч.год

2009-2010 уч.год

2010-2011 уч.год

Информатика

100%

100%

100%

Физика

100%

100%

100%

Выпускники основной средней школы ежегодно сдают экзамены по физике, информатике:

2008-2009 уч.год

2009-2010 уч.год

2010-2011 уч.год

9класс

11класс

9класс

(ГИА)

11класс (ЕГЭ)

9класс (ГИА)

11класс

(ЕГЭ)

Физика

1

5

1

8

6

10

Информатика

3

15

-

16

-

Учащиеся Таисы Васильевны ежегодно принимают активное участие в школьных и районных олимпиадах, занимая призовые места:

В 2008-2009, 2009-2010 работала в физико-математическом классе территориального образовательного центра профильного обучения МОУ СОШ №6 села Архангельского (ТОЦ). При обучении физики наблюдалась позитивная динамика:

2008-2009 уч.год

2009-2010 уч.год

Обученность

Качество

Обученность

Качество

Физика

100%

60%

100%

75%

        

Результаты ЕГЭ:

Кол-во уч-ся

Кол-во уч-ся, сдававшихЕГЭ

Средний бал

Трудоустройство

15уч-ся

11 уч-ся

48,8

60% (тех.вузы)

Директор МОУ СОШ №16                                        Косикова О.В.    

Ознакомлена:                                                       Поделякина Т.В.

25 августа 2011 года 

Использование здоровьесберегающих технологий, позволяющих решить проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся при организации учебно-воспитательного процесса.

Аналитическая справка
по внедрению здоровьесберегающих технологий при организации учебно-воспитательного процесса учителем физики
Поделякиной Таисы Васильевны

Для выработки у учащихся правильных и безопасных методов и приёмов работы учитель проводит инструктирование и обучение учащихся по соблюдению требований правил безопасности и гигиены труда в кабинете физики. Инструктаж по правилам безопасности и производственной санитарии проводится со всеми учащимися в виде:

- вводного;

- на рабочем месте (перед выполнением лабораторных и практических работ). Проведение инструктажа фиксируется в соответствующем журнале.

При проведении уроков информатики два раза в год проводится инструктаж по правилам поведения и технике безопасности при работе в классе ИКТ с учащимися школы, изучающими информатику и посещающими во время уроков класс ИКТ. Проведение инструктажа фиксируется в соответствующем журнале.

Содержание инструктажа раскрывает основные вопросы безопасной работы за компьютером, санитарные нормы и требования к помещениям и мебели при использовании ЭВМ. При проведении инструктажа и во время уроков (физкультминутки) учащиеся знакомятся с комплексами профилактических упражнений для глаз, мышц шейно-плечевого пояса.

Во время проведения уроков Таиса Васильевна раскрывает такие важные темы как безопасное использование компьютера в домашних условиях и в школе, рассматривает вопросы связанные с воздействием компьютера на здоровье человека.

        Как классный руководитель, Таиса Васильевна, ведёт активную работу по здоровьесбережению учащихся. Проводит классные часы по вопросам здорового образа жизни и личной гигиены подростка; конкурсы газет, пропагандирующие борьбу с алкоголем, курением и наркоманией «Мы за здоровый образ жизни»; экскурсии «У природы нет плохой погоды»; дни здоровья; спортивные соревнования «Кожаный мяч», «Сильные, ловкие, смелые». Результат этой работы – позитивная динамика сохранения здоровья учащихся, сокращение числа учебных дней, пропущенных учащимися по болезни на одного школьника

2008 год

2009 год

2010 год

2,4

1,7

1,1

Директор МОУ СОШ №16                                                Косикова О.В.    

Ознакомлена:                                                             Поделякина Т.В.

27  августа 2011 года


Раздел 2. Уровень профессиональной подготовки педагога

  1. Ориентация в специальной и научно-популярной литературе; осуществление индивидуального подхода к творческой личности и ее развитию.

     Аналитическая справка
  о системе работы с детьми

                    учителя физики Поделякиной Таисы Васильевны

Информационные технологии являются важной составляющей современности. Владение информационными технологиями необходимо в настоящее время многим специалистам.

Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе обучения предмету и в воспитательной работе

Название используемой технологии

Классы (группы), в к-х используется

Обоснование применения.

Имеющийся или прогнозируемый результат.

1

Применение ИКТ .

Во всех классах.

  1. повышение мотивации учащихся
  2. новый уровень восприятия учебного материала
  3. достижение дифференциации обучения учащихся
  4. развитие информационной компетенции
  1. развитие самостоятельных  умений и навыков учащихся
  2.  повышение интереса к изучаемому предмету
  3. развитие компетенций
  4. повышается уровень компьютерных знаний

2

  Технология уровневой дифференциации

Во всех классах

  1. применение  заданий разного уровня

  1. развитие умения самостоятельного выполнения работы
  2. умение учащегося оценивать собственные возможности и результаты

3

Продуктивная технология при комплексном решении задач по физике и информатике

Во всех классах

  1. привитие интереса к предмету
  1. воспитание нравственно-эстетических качеств

5

Здоровьесберегающие

Во всех классах

  1. Повышение эффективности урока
  1. Улучшение качества знаний

        Приобщение к изучению физики и информатики, программирования и развитие навыков решения задач по физике и информатике,  использования компьютера в профессиональной деятельности лежит в основе работы учителя физики Поделякиной Таисы Васильевны с одаренными детьми.

Эту работу учитель проводит через занятия элективные курсы: методы решения задач по физике, основы программирования на языке Паскаль, создание Web-сайта. Работа учащихся над выпуском школьной газеты «Большая перемена» и сайтом школы способствует развитию навыков верстки текстовых документов и получению дополнительных знаний в области Web-дизайна.

Учитель информатики Поделякина Таиса Васильевна уделяет большое внимание подготовке учащихся к состязаниям в игре «Инфознайка».  Она работает индивидуально с детьми-участниками данного соревнования, для подготовки к участию ТаисаВасильевна использует материалы игры «Инфознайка» прошлых лет, материалы сайта игры «Инфознайка», а также некоторые задания включает в уроки. После проведения соревнований Таиса Васильевна обязательно проводит занятия с разбором заданий и анализом результатов каждого участника, дает рекомендации по дополнительному изучению тех тем предметной области «Информатика», которые усвоены на недостаточном уровне.


  1. Наличие ИКТ-компетентности педагога

Использование интерактивных возможностей
информационного пространства

  1. 2006-2007 учебный год – разработка дидактических и методических материалов к урокам информатики для 7-11 классов в виде презентаций;
  2. 2008-2010 учебный год – разработка проектов учащимися по различным темам физики и информатики;
  3. Использование в своей работе при проведении уроков материалов Цифровых образовательных ресурсов;
  4. При проверке знаний и умений учащихся, а также при подготовке к ЕГЭ: экспресс подготовка к ЕГЭ по различным предметам;
  5. Onli-тесты;
  6. Ресурсы Интернета.  

Директор МОУ СОШ №!6                                                Косикова О.В.    

Ознакомлена:                                                             Поделякина Т.В.

27 августа 2011 года


Раздел 3. Внеурочная деятельность педагога

  1. Организация педагогом внеурочной деятельности в рамках преподаваемого предмета

Аналитическая справка

о внеурочной деятельности

учителя физики  Поделякиной Таисы Васильевны

В 2008-2009 году учащиеся 8-го класса заняли 3 место в районном туре интеллектуального марафона.

Большое внимание учитель уделяет внеклассной работе по предмету через кружки «Живая физика», «Изучаем компьютер», элективные курсы, дополнительные индивидуальные занятия. Ежегодные недели физики и информатики привлекают к участию широкий круг учащихся. Она  прививает любовь к своим  предметам, расширяет кругозор учащихся, знакомит с достижениями науки и техники, знаниями и умениями в области информационных технологий, социальных аспектах процесса информатизации.

        Таиса Васильевна является главным редактором электронной печатной газеты образовательного учреждения «Большая перемена», которая выходит один раз в месяц. В газете отражаются важные события из жизни школы. С учащимися физико-математического профиля создан сайт школы: http://mou-sosh16.ucoz.ru.

 


  1.                       Организация воспитательной работы

Аналитическая справка

о воспитательной  деятельности

классного руководителя   Поделякиной Таисы Васильевны

Мероприятия, проводимые учителем, способствуют нравственно-эстетическому и интеллектуальному развитию учащихся. Ею разработан цикл классных часов по культуре поведения,  здоровому образу жизни.  Учащиеся Таисы Васильевны  сдержанны, тактичны, умеют организовывать свой быт, стремятся к физическому самосовершенствованию, у них  отсутствуют вредные привычки. Её ребята, стремятся к постоянному интеллектуальному саморазвитию.

        Воспитанники Таисы Васильевны являются активными участниками детского общественного объединения – «Республики Эдельвейс». Участвуя в ученическом самоуправлении, учащиеся удовлетворяют разнообразные интересы, принимают участие в организаторской деятельности. Это позволяет учителю построить воспитательный процесс в классе  на принципах  демократии,  открытости, гуманизма.

Ребята принимают активное участие и являются победителями школьных и районных мероприятий: « Конкурс самодеятельных поэтов» - 1 место, конкурс «Эрудит» - 1 место, конкурс рисунков на противопожарную тематику – 1 место, конкурс исследовательских работ – 1 место, военно-прикладные виды спорта – 2 место, конкурс юных инспекторов движения – 2 место, конкурс рисунков «Родники Прикумья» - 2 место, смотр талантов – 2 место, конкурс агитбригад – 3 место, конкурсы прикладного  творчества – 3 место. Идрисова Патимат награждена почётной грамотой за активное участие в Краевом конкурсе творческих работ, посвящённых 65-летиюПобеды в ВОВ среди старшеклассников г.Ставрополя и Ставропольского края, грамота, - 3 место в районном слёте туристско-краеведческого движения «Отечество», посвящённого 65-летию Победы в Великой отечественной войне в конкурсе литературно-краеведческих произведений «Я помню! Я горжусь!».

Учитель поддерживает тесное сотрудничество с центром «Поиск», центрами довузовской подготовки в городе Будённовске.

        Совместно с учащимися и их родителями, выпускниками школы  эстетически оформлен и технически оснащён кабинет информатики и физики. В кабинете имеется коллекция наглядных материалов, раздаточный материал, коллекция работ учащихся, библиотека по предмету, действует лабораторное оборудование, 13 компьютеров  и медиа-оборудование.

        В компьютерном кабинете  с использованием компьютерной техники проводятся уроки информатики, дано 30 уроков физики, 8 классных часов,  интегрированные уроки по истории, обществознанию, географии, изобразительному искусству, проводятся родительские собрания, семинары для учителей, педсоветы.

Директор МОУ СОШ №16                                                Косикова О.В.    

Ознакомлена:                                                              Поделякина Т.В.

5 сентября 2011 года


Раздел 4. Научно-методическая деятельность педагога

                                        Аналитическая справка

                            о научно-методической деятельности

       учителя физики и информатики   Поделякиной Таисы Васильевны

Опыт работы учителя по теме «Лекционно-семинарско-зачётная система обучения физики в старших классах» обобщён в  информационно-методическом центре.

        Таиса Васильевна ежегодно выступает с докладами и сообщениями на педагогических советах, семинарах, методических объединениях учителей физики и информатики района.

        Она является членом муниципальной комиссии по проверке работ районных олимпиад по физике. Входит в экспертную группу по проверке ЕГЭ ( 2007-2009 уч.год), ГИА ( 2009-2010, 2010-2011 уч.годы).

Учителем разработана информационная карта инновационного опыта,  как  участника приоритетного национального проекта «Образование».

Тема инновационного опыта: «Продуктивная технология при комплексном решении задач по физике и информатике»

Гипотеза: Активное решение жизненных ситуаций требует поиска дополнительных знаний и выработку необходимых умений и навыков. В обучении это возможно реализовать, используя принцип продуктивности.

Цель проекта:

«Изучение основ физики и информатики через выполнение самостоятельных творческих продуктов каждым конкретным учеником».

(карта прилагается)

  1. Презентация педагогом своих профессиональных достижений

Работа в методическом объединении, экспертных советах, сотрудничество с методическим службами района/города, другими учреждениями

Демонстрация своих достижений через систему открытых уроков, мастер-классов

2007-2008 учебный год – открытый интегрированный урок информатика+ биология  на тему «Витамины в жизни человека»

2007-2008 учебный год – открытый урок в 8 классе «Решение задач на составление уравнения теплового баланса»

Выступления на научно-практических и научно-теоретических семинарах, конференциях

2010год, 2011 год – разработка буклета к фестивалю «Талант-2010», «Талант 2011», проводимый в МОУ СОШ №16.

11 января 2009 года – выступление на заседании районного  методического объединения учителей информатики «Роль школьных методических объединений при подготовке к ЕГЭ»

25 марта 2009 года – выступление на районном  методическом объединении по темам «Подготовка к ЕГЭ в рамках школьной программы» и «Нормативно-правовая база пакета программного обеспечения Первая помощь»

    Экспериментальная работа учителя

В течение 2008-2009 уч.года-2009-2010 учебного года Таиса Васильевна принимала участие в по апробации сетевой модели профильного обучения на старшей ступени в сельской местности, территориальный образовательный центр МОУ СОШ №16 села Архангельского.  Она преподавала физику в физико-математическом классе. Количество часов в неделю – 5 часов. В классе обучались дети из таких сёл: Томузловское – 6 человек; Архангельское – 4 человека; пос. Терек – 5 человек. По окончании 10 класса учащиеся сдавали промежуточный экзамен, показав такие результаты: качество знаний – 70%.

По окончании 11 класса 12 человек (80%)- выбрали экзамен физику (ЕГЭ), все успешно прошли барьер, средний балл:

По результатам ЕГЭ учащиеся были зачислены в такие вузы: Ставропольский государственный технический университет, Новочеркасский государственный политехнический университет, Санкт-петербургский геологоразведочный университет; Ставропольский аграрный университет.

Микроклимат в классе был нормальный, ребята сдружились: проводили совместно классные часы, праздники.

В связи с тем, что растёт число учащихся рекомендованных решением медико-психолого педагогической комиссии для обучения в коррекционных классах VIII вида встала необходимость обучения этих детей в образовательных учреждениях без отрыва от семьи. Интеграция детей с интеллектуальной недостаточностью в общеобразовательную школу позволит разработать и внедрить в учебно-воспитательный процесс теоретически и методологически обоснованные разноуровневые модели интеграции детей с интеллектуальной недостаточностью. У детей появится шанс чаще видеть своих родителей, что будет способствовать профилактике социального сиротства.

По приказу  министерства образования Ставропольского края № 68Б от 02.09. 2006 года,  

 под руководством Иониной О.В. кандидата педагогических наук, зав. кафедрой социализации личности и коррекционной педагогики СКРИПКРО, в нашей школе была открыта экспериментальная площадка «Медико-социальные  и психолого-  педагогические условия интеграции детей с особыми нуждами в образовательное пространство Ставропольского края»

Методы проведения эксперимента:  Теоретические методы:методологический анализ предмета исследования, анализ философской психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме, анализ нормативных документов, педагогическое моделирование. Эмпирические методы: опросно-диагностические (беседа, анкетирование, оценивание); экспериментальные (констатирующий, формирующий, контрольный психолого-педагогический эксперимент). Статистические методы: описание исследования, графическое представление результатов исследования.

Для осуществления образовательной деятельности в школе создана следующая материально-техническая база: классные комнаты оснащены необходимым учебным инвентарем, имеется логопедический кабинет, библиотека, кабинет информатики, спортивный зал. Образовательный и воспитательный процесс осуществляется квалифицированными специалистами: всего педагогических работников – Высшее образование имеют 4 человека; среднее-специальное-3. Первая квалификационная категория-2, вторая квалификационная категория-3. Разные формы повышения квалификации формируют готовность педагогов к работе в инновационных условиях.         Учитель информатики Поделякина Т.В., представила презентацию из опыта работы по теме: «Особенности работы с детьми VIII вида»;  проведена практическая  работа по составлению характеристики на учащегося с отклонениями в развитии;

Директор МОУ СОШ №16                                                 Косикова О.В.    

Ознакомлена:                                                               Поделякина Т.В.

  5 сентября 2011 года


                                                                        Приложение 1

Наука вовсе не трудна и не тяжела, она, напротив,

                        имеет своё обаяние для каждого  человеческого  ума, -

                        обаяние точности, полноты и системы. Хочешь наукой

                        воспитать ученика, люби свою науку и знай её, и ученики

полюбят и тебя, и науку, и ты воспитаешь их;

но ежели ты сам не любишь её, то сколько бы ты ни

заставлял учить, наука не произведёт воспитательного

влияния.

                                                Лев Толстой

        Перед преподавателями учебных заведений всегда стояли важнейшие задачи по обучению и воспитанию специалистов – будущих руководителей экономической, социальной и культурной жизни и деятельности общества. Сегодня необходима перестройка традиционной системы обучения, внедрения стройной системы обучения, внедрение стройной системы содержания и технологии обучения, основанной на достижениях психологии и дидактики, в которых воплощён коллективный разум и опыт многих поколений психологов-теоретиков, учёных-педагогов и педагогов-практиков.

        При решении этих задач необходимо: повысить профессиональный уровень преподавателей, т.е. повысить качество образования и воспитания; обеспечить более высокий научный уровень преподавания каждого предмета, прочное овладение основами наук, усовершенствовать методы обучения и воспитания.

        Как и любая другая наука, педагогика изменяется и развивается под воздействием научно-технического прогресса и системы новых организационных и экономических факторов. Не в последнюю очередь обусловлено это ускоряющимися процессами научно-технической революции и глобализации в мире, развитием информатизации, компьютеризации, телекоммуникаций и т.д.

        Традиционное обучение было связано с практической деятельностью в условиях реальной жизни, т.е. оно носило продуктивный характер. Человек, проходивший такую практику, участвовал в процессе, целью которого был какой-то социально и экономически значимый результат. Его действия были объединены с действиями других людей, он интегрировался в реальную социальную жизнь, адаптировался к ее условиям, учился существовать в них.

На данном этапе развития общества больше всего подойдёт технология, которая

  1. основывается на современных достижениях науки;
  2. отвечает современным и ближайшим возможностям;
  1. допускает изменения, вариации, наращивание, оптимизацию;

  2. согласуется с традициями современного образования, учитывает его лучшие достижения;

  3. отвечает потребностям большинства людей;соответствует нашим целям и задачам;

  4. гарантирует получение педагогического продукта заданного количества и качества.

Этой технологии больше всего подходит название продуктивной.
          Россия присоединилась к движению продуктивного образования еще на его начальном этапе. Последнее стало возможным именно потому, что очень многие специалисты в области образования из России разрабатывали свои идеи в том направлении, которое впоследствии приобрело название
продуктивное обучение.

«Продуктивное обучение — это личностно ориентированная педагогическая система, обеспечивающая получение образования на основе создаваемой сети образовательных маршрутов, представляющих собой последовательность учебных и производственных модулей, самостоятельно выбираемых индивидуумом и обеспечивающих рост его общеобразовательной подготовки и культуры, профессиональную ориентацию, осуществление различных этапов профессионального образования, его уверенное вхождение в социум с учетом своих склонностей и особенностей своего развития на основе широкого использования информационных обучающих технологий».

Сегодня, я считаю, общество из индустриального становится информационным, то есть основным продуктом производства и потребления становится информация. При изучении физики важнейшую роль я отвожу  эксперименту. На начальных этапах знакомства с физическими явлениями эксперимент  на моих уроках  по возможности становится реальным, а не модельным.         Сложность восприятия реального эксперимента часто связано с задержкой в представлении результатов обработки эксперимента, в течение которой теряется внимание наблюдателя. Применение компьютера существенно сокращает эту задержку и позволяет демонстрировать явления и результат обработки практически синхронно. Наблюдение эксперимента и соответствующих графиков позволяет повышать наглядность и облегчает запоминание и интерпретацию результатов. Изображения, созданные компьютером, позволяют дать самое удивительное и одновременно самое полное из всех известных описаний множества математических и физических формул. Поэтому  при освоении структур программирования в курсах информатики я стараюсь учить   их созданию “мира” математических образов, рассматривая, например кривые, заданные в системе координат комбинациями синусов и косинусов.

Выполнение на уроке физики заданий с применением компьютерной графики оказалось достаточно эффективным средством активизации учебного процесса, усиления его обучающего и развивающего эффекта. Использование компьютерной графики в реализации межпредметных связей способствует не только повышению эффективности процесса обучения, но и расширению кругозора учащихся, что весьма важно в подготовке будущих специалистов. Таким образом, современные информационные технологии стали для меня и моих воспитанников  не только предметом изучения, но также средством и рабочей средой обучения. Это позволяет:

  1. делать обучение более эффективным, вовлекая в мультимедийный контекст все виды чувственного восприятия;

  2. создавать более тесные связи между изучаемыми дисциплинами

  3. реализовать компетентностно - ориентированный подход к обучению

От меня, как учителя, требуется хорошее знание и методически грамотное использование достижений современных информационных технологий в обучении, а также способность вовлекать учащихся в создание новой среды обучения.

Рассмотрим фрагмент урока-проекта «Строение атома»:

Учитель. Сначала каждый из вас внимательно читает текст.
У вас на столе есть набор: кружки трех цветов, белый лист (А2), ножницы, клей и фломастеры. По описанию в тексте создайте модель атома на большом листе.
Расскажите о своей модели другим группам.
(Каждая группа представляет свою модель у доски, предварительно прикрепив ее.)
Перед нами три модели, которые созданы по описанию ученых.
А сейчас сравним каждую модель с реальной моделью атома
(Компьютер – анимационная модель атома и звуковое сопровождение). Найдем ошибки или недочеты в ваших моделях.
Итак, что мы можем сказать?

Эффективность учебного процесса во многом зависит от того, на сколько сознательно учащиеся участвуют в нем. К числу таких уроков относится урок обобщения по теме “Магнитное поле Земли”.    Информационные технологии занимают все больше места в моём преподавании предмета и внеклассной работе. Без этих технологий невозможны современные методы обучения. Поэтому я всё чаще решаюсь объединить физику и информационные технологии. Обобщающие уроки дают мне  возможность развивать при повторении не только память, но и мышление учеников, учат выявлять сходства и различия отдельных понятий, устанавливать соотношение между физическими величинами, экспериментом и формулами, сравнивая их друг с другом, позволяют обобщать учебный материал, т.е. формируют фундамент для творчества.

Предлагаю обобщающий интегрированный урок по теме “Магнитное поле Земли”. Изложение нового материала в форме компьютерной презентации. Выступление учеников сопровождается показом слайдов с помощью мультимедийного проектора и комментариями.

В условиях классно-урочной системы обучения продуктивная технология выступает одним из средств дифференциации и индивидуализации обучения. Как учитель, я освобождаюсь от ряда контрольных, оценочных и обучающих обязанностей, которые передаются ученикам,   больше внимания уделяю организации учебного процесса. Такое обучение реализует деятельностный подход к преподаванию физики и этим повышает интерес к занятиям, способствует развитию творческих способностей и познавательной активности школьников.  

Слабые стороны: большие затраты времени но подготовку дидактических материалов; невозможность применять его более чем на двух уроках в день; сложность организации работы и поддержания рабочего состояния групп.

В современных условиях образование не может оставаться в стороне от стремительных процессов научно-технического прогресса, усиления интегративных функций в развитии науки, техники, производства, политики. Наше общество находится в постоянном развитии и через систему образований выдвигает и реализует все новые требования к человеку, а, следовательно, и к качеству образования:

- к обучаемости, т.е. к постоянному самообразованию, освоению новых видов деятельности,

- к интеллектуально-физическому развитию, т.к. доступ к технологиям возможен только интеллектуально развитым людям,

- к способности мыслить и действовать творчески.

Многие из этих качеств можно развить, вводя в школах  интегрированные уроки, используя компьютерные технологии, желание педагогов научить видеть мир целым, а не раздробленным на кусочки маленьких сведений и представлений, которые легко забываются и не находят применение в реальной окружающей действительности.

Давайте поможем ребенку увидеть красоту и целостность окружающего мира!

        В своей работе использую приёмы и методы диагностики результативности учебной и воспитательной деятельности, с помощью которых получаю достоверную информацию о развитии личности, наличии или отсутствии у обучаемых удовлетворённости делом, которым они занимаются.

ДИАГНОСТИКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

2002-2003

2003-2004

2004-2005

Творческая активность

12%

21%

33%

Коммуникативные качества

30%

42%

48%

Развитие интеллектуальных умений

25%

38%

45%

Социализированность личности

33%

44%

51%

Исследовательская деятельность

2%

9%

22%



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ работы КМО учителей физики и математики при МОБУ СОШ села Удельно - Дуваней за 2010 – 2011 учебный год.

Анализ работы кустового методического объединения  учителей физики и математики при  МОБУ СОШ села Удельно - Дуванейза 2010 – 2011 учебный год. (в объединение входят 3 школы)...

Портфолио учителя технологии и информатики Модлиной Леоноры Васильевны

Пояснительная записка   Данный портфолио содержит материалы педагогической деятельности учителя    технологии и информатикиМОДЛИНОЙ  ЛЕОНОРЫ ВАСИЛЬЕВНЫГосударственное бюд...

План работы творческого объединения учителей физики и информатики по теме "Реализация возможностей ИКТ и их использование в профессиональной деятельности учителя"

План работы школьного творческого объединения учителей физики и информатики на 2011-2012 учебный год по теме«Реализация возможностей ИКТ и их использование впрофессиональной деятельности уч...

Портфолио учителя математики и информатики Свечкаревой И.М.

Порфолио содержит материалы педагогической деятельности Свечкаревой Ирины Михайловны, учителя математики и информатики МКОУ СОШ № 7  пос. Советское Руно Ипатовского района.Главная цель данного по...

Портфолио Гармаевой Елены Сергеевны, учителя физики и информатики

Портфолио Гармаевой Елены Сергеевны, учителя физики и информатики...

Выступление на методическом объединении учителей физики, математики, информатики, МБОУ «Лицей г. Рошаль» на тему: «Использование современных технологий в рамках ФГОС ОО на уроках информатики»

Выступление на методическом объединении учителей физики, математики, информатики, МБОУ «Лицей г. Рошаль» на тему: «Использование современных технологий в рамках ФГОС ОО на урока...

Выступление на методическом объединении учителей физики, математики, информатики, МБОУ «Лицей г. Рошаль» на тему: «Дифференциация обучения на уроках информатики»

Выступление на методическом объединении учителей физики, математики, информатики, МБОУ «Лицей г. Рошаль» на тему: «Дифференциация обучения на уроках информатики»...