Решение экспериментальных задач по теме «Плотность вещества»
методическая разработка (физика, 7 класс) по теме

Актуальность выбранной темы данного урока обусловлена практической направленностью: реализацией возможности обучающимися продемонстрировать свои умения практически; развитием личностных качеств, связанных с формированием самостоятельного подхода к решению конкретных задач.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Горьковская средняя общеобразовательная школа №2»

Конкурс «Открытый урок»

Урок по физике

Решение экспериментальных задач

по теме «Плотность вещества»

7 класс

Выполнил: Швецов Сергей                    

         Петрович - учитель физики,

         I квалификационная категория.

р.п. Горьковское, 2010

Методические рекомендации

   Главная цель обучения физике состоит в развитии научного мышления обучающихся, в формировании навыков творческого приложения знаний, в вооружении научными методами познания, в развитии любознательности и интереса к природе. Обучение физике должно помочь им понимать научные факты и использовать знания для объяснения явлений природы и техники.

   Огромную роль при этом играет эксперимент – источник знаний, критерий истинности наших представлений об окружающем мире, метод физических исследований.

   Кроме того, для достижения цели обучения физике, немаловажную роль играет выработка умения решать задачи, без решения которых курс физики не может быть усвоен.

   При изучении физики на профильном уровне ( 5 часов в неделю ), для решения поставленных перед учителем задач, времени вполне достаточно.

   Приведу сравнительный анализ обязательного минимума содержания основных образовательных программ базового и профильного уровней по физике(материал составлен на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта 2004 года и примерных программ по физике базового и профильного уровней):

  1. Количество часов, отводимых на изучение физики на профильном уровне больше на 210 ч., чем при изучении физики на базовом уровне.
  2. На профильном уровне количество лабораторных работ на 6 больше, чем на базовом уровне.
  3. На профильном уровне проводится физический практикум, на который отводится 40 часов.
  4. Тем, изучаемых, но не входящих в Требования к уровню подготовки выпускников (курсив), на профильном уровне изучается на 10 больше, чем на профильном уровне.

                         

   В школе, где я работаю, физика преподаётся на базовом уровне ( 2 часа в неделю ). Поэтому для решения поставленных задач, на протяжении нескольких лет, я обучаю школьников решать экспериментальные задачи, то есть задачи, в которых с той или иной целью ставится эксперимент-исследование, так как, на мой взгляд, лабораторные работы, предлагаемые в конце каждого учебника, содержат слишком подробные описания и не содержат исследовательского элемента. Задания подбираются по многоуровневой технологии: первый – исследовательский(И), второй – частично-поисковый(Ч-П), третий – репродуктивный(Р).

   Данный метод обучения обладает несомненными достоинствами: максимальная активизация познавательной деятельности обучающихся способствует формированию прочных, осознанных знаний, повышению интереса к предмету; формируется творческая личность, развиваются воображение, логическое мышление, гибкость ума, интуиция, умение находить проблемы, что в дальнейшем позволит им использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

   Данный метод обучения позволяет учителю готовить обучающихся к экзамену по физике в формате ЕГЭ начиная с 7 класса.

   Наличие в школе кабинета информатики ( 15 ПК ), даёт возможность проводить виртуальные экспериментальные работы с помощью программ «Физика в картинках», «Конструктор электрических схем» и т.п.

   В качестве примера приведу одну из разработок уроков по данной методике.  Актуальность выбранной темы данного урока обусловлена практической направленностью: реализацией возможности обучающимися продемонстрировать свои умения практически; развитием личностных качеств, связанных с формированием самостоятельного подхода к решению конкретных задач.

Оформление на доске:

Портрет Исаака Ньютона

Эпиграф: «Hypotheses non fingo».

Цель: продолжить представление о методах физического экспериментального исследования - как критерии истинности об окружающем мире, развить интерес к измерительным и другим экспериментальным умениям, исследовательской деятельности.

Задачи:

  • Образовательные -  формирование прочных, осознанных знаний  по теме «Плотность вещества» при решении экспериментальных задач и представлении результатов вычислений и измерений с помощью таблиц.
  • Развивающие - развитие логического мышления, воображения, гибкости ума, интуиции;
    развитие памяти (при работе на воспроизведение физических величин, их обозначений, единиц измерения, формул); развитие устной речи (при устных ответах на вопросы).
  • воспитательные - воспитание аккуратности при оформлении задач, воспитание дружбы, взаимовыручки.

Ход урока.

  1. Подготовка учащихся к разрешению задач урока.
  2. Актуализация ранее полученных знаний.
  3. Применение и совершенствование знаний.
  4. Обобщение и систематизация знаний.
  5. Итог урока.
  6. Домашнее задание.

Ожидаемые результаты:

1) применение приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни;

2) осознание практической значимости предмета физики, роли эксперимента -  как источнике знаний; 

3) приобретение практических навыков и умений при проведении физического эксперимента;

4) совершенствование приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения и т. п., т. е. умения « вскрывать новые связи, открывать новые приёмы, приходить к решению новых задач»;

5) расширение интеллектуального, творческого кругозора учащихся.                                                                                                                                                      

1. Подготовка учащихся к разрешению задач урока. Учитель сообщает обучающимся цель и задачи урока. Совместно обсуждается эпиграф урока: великий английский учёный Исаак Ньютон разработал метод научного исследования физических явлений. Его «метод принципов» заключается в следующем. На основе опыта формулируются наиболее общие закономерности – аксиомы или так называемые принципы и из них выводятся отдельные  законы и положения, которые должны быть проверены на опыте. Отсюда его решительное кредо (убеждения, взгляды) «Гипотез не сочиняю». (Гипотеза – это научное предположение, допущение, истинное значение которого неопределенно).

2. Актуализация ранее полученных знаний.  Вопросы, предлагаемые для повторения

( на экран с помощью проектора выводится таблица):

Как вычислить плотность тела?

Как определить массу тела?

Какова последовательность действий при измерении массы?

Как определить объём твёрдого тела?

Какова последовательность действий при измерении объёма тела?

 Как определить цену деления прибора? Чему равна погрешность измерения прибора?

3. Применение и совершенствование знаний. После обсуждения вопросов, класс разбивается на группы по 4 ученика ( с учётом пяти уровней обученности: 1) различение, 2) запоминание, 3) понимание, 4) умения (репродуктивные), 5) перенос (творческие умения)). Каждая группа получает карточку с заданием. Решение каждая группа оформляет на карточке. Каждый обучающийся получает карточку «Оценка и самооценка исследования», которую заполняет после выполнения задания.

Образец карточки с заданием

Карточка №1, 2, 3, 4, 5

Фамилия, имя обучающегося

1.

2.

3.

4.

Задача

№1. Определите вместимость(объём) пузырька из под пенициллина (Ч-П). Содержит план выполнения, но не содержит подробных описаний способов измерения величин и расчётных формул.

№2. Определите плотность жидкости (растительного масла), имея мерный цилиндр, масса которого известна (И). Дополнительное задание: в круглый пластилин помещены несколько дробинок. Определить количество дробинок в пластилине. Известны плотности пластилина и дробинок и масса одной дробинки.

№3. Вычислите плотность камня, который не помещается в мензурку (Ч-П). Содержит план выполнения, но не содержит подробных описаний способов измерения величин и расчётных формул.

№4. Определите плотность пробки, которая не тонет в воде (Ч-П). Содержит план выполнения, но не содержит подробных описаний способов измерения величин и расчётных формул.

№5. Определите плотность стального шарика малых размеров (Р). Содержит подробное описание выполнения задания.

Оборудование

№1.Весы с разновесами, пузырёк, сосуд с водой.

№2. Мензурка известной массы, растительное масло, сосуд с водой.

№3. Весы с разновесами, отливной стакан, мензурка, вода, стакан.

№4. Весы с разновесами, мензурка, вода, пробка (пробковое дерево), металлический цилиндр, нитка.

№5. 10 стальных шариков, весы с разновесами, мензурка, вода.

Что вы делали?

Что вы наблюдали?

Что получилось

Результат (с учётом погрешности)

Образец карточки «Оценка и самооценка исследования»

Фамилия, имя:

Оценка и самооценка исследования

Критерии

Баллы

1

2

3

Работа всей моей группы

Моя работа в группе

Моё отношение к этому исследованию

4. Обобщение и систематизация знаний. После выполнения задач и заполнения карточек, один из учащихся от каждой группы знакомит с решением весь класс: читает условие задачи, показывает оборудование, рассказывает порядок выполнения измерений, приводит окончательный результат и делает выводы.

   Учитель обращает внимание на особые приёмы, которые нужно было применить при решении каждой задачи:

1. В первой задаче нужно было сначала взвесить пузырёк с водой, затем – пустой. Определить массу воды и зная её плотность, вычислить вместимость пузырька.

2. Во второй задаче нужно было поочерёдно в мензурку наливать воду и масло столько, чтобы оба раза она плавала в воде, погрузившись на одну и ту же глубину. Это значит, что в обоих случаях масса цилиндра с жидкостью одинакова. Одинаковы и взятые массы воды и масла.

3. В третьей задаче нужно было применить отливной стакан, так как камень большой, его объём нельзя измерить с помощью мензурки.

4. В четвёртой задаче использовали металлический цилиндр, чтобы полностью погрузить пробку в воду и измерить её объём.

5. В пятой задаче для точного измерения объёма тела малых размеров с помощью мензурки, нужно было измерять объём нескольких одинаковых тел.

5. Итог урока. Учитель подводит итог урока: совместно с обучающимися оценивает работу каждой группы и каждого в отдельности.

   Урок заканчивается словами М.В. Ломоносова: «Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рождённых только воображением».

6. Домашнее задание.  Лукашик В.И. Сборник задач по физике: для 7-8 кл. общеобразовательных учреждений. – 10-е издание – М.: Просвещение,1998.

№ 240. Как можно, не разматывая, определить длину медного провода, свёрнутого в моток?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок решения задач по теме "плотность вещества"

Урок решения задач по теме «Плотность вещества».  Для того чтобы повысить интерес к предмету, качественные и расчетные задачи составлены с привлечением материала о Санкт-Петербурге. Мультимедийна...

Урок решения задач по теме "Плотность вещества".

Урок системно-деятельного подхода.Учащиеся сами составляют задачи из сообщений о родном крае и решают их. По  предметам, которые часто встречаются у каждого дома составить задачи по изученной тем...

Решение экспериментальных задач по теме "ПЛОТНОСТЬ ВЕЩЕСТВА"

Данный урок представлен в рамках ФГОС ООО, на занятии в полной мере реализуется системно-деятельностный подход. Помимо конспекта, в материалах содержится технолгическая карта и анализ урока....

Решение задач по теме: "Плотность вещества"

Презентация к уроку по физике в 7 классе. Урок решения задач по теме: "Плотность вешества"...

Решение задач по теме "Плотность вещества"

Уместно при изучении темы предложить учащимся интерактивный задачник, который поставит по окончании отметку....

Решение задач по теме "Плотность вещества"

Технологическая карта урока физики 7 класс "Решение задач по теме "Плотность вещества"...

Решение задач по теме «Плотность вещества».

Материал презентации Ловцовой А.Ф. можно найти по ссылке https://vk.com/wall555604454_2261...