Взаимотношения, основанные на сотрудничестве
статья по физике по теме

Лекарева Татьяна Николаевна

Методическая статья

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лекарева Татьяна Николаевна, ОУ СОШ №8 г.о. Октябрьск Самарской области

Взаимоотношения,  основанные  на  сотрудничестве.

       Когда  учитель  пишет  план-конспект  урока,  то  ему  необходимо  обязательно  сформулировать  цель  этого  урока.  Чаще  всего  получается,  что  она  известна  только  педагогу,  а  ученик  не  знает  и  не  понимает,  чего  хочет  добиться  учитель.  Думаю,  что  необходимо  цель  урока  выдвигать  совместно  с  учениками,  чтобы  их  учебная  деятельность  была  подчинена  цели,  поставленной  уже  не  только  учителем,  но  и   ими  самими.  Навязанное  же  коллективу  решение  освобождает его  от  ответственности  за  выполнение  этого  решения.  Только  при  таком  подходе  возможно  формирование  у  учащихся  положительного  отношения  к  учению.  А  без  него  речь  о  качестве  знаний  идти  не  может.  Ставя  совместную  цель  (не  только  на  уроке,  но  и  во  внеклассной  работе  по  физике),  мы  избежим  пустословия,  формализма  в  отношениях,  сможем  сделать  ученика  соавтором  учебного  процесса.

       Например:  можно  учить  детей  делать  изобретения    не  навязывая  этой  цели ученикам,  а  корректно  направляя  их  деятельность  к  постановке  собственных  целей  и  к  поиску  собственных  решений  и  выводов. Чтобы  сделать  это  прежде  всего  нужно  дать  толчок  изобретательской  мысли  учащихся,  причём  на  самом  простом  материале,  например  предложить  сложить  из  цветных  треугольников  красивую  фигурку.  Потом  уже  можно  что-нибудь  изобретать.  Дети  возразят, что  они  не  знают,  что  и  не  знают  как.  Тогда  надо  им  сказать: «Подумайте,  какие  трудности  есть  у  каждого  из  вас  или   какие  есть  дома,  или  у  родителей  (например,  вы  забываете  мелкие  вещи;  тогда  можно  попытаться  изобрести  полочку,  которую  вы  будете  носить  с  собой  с  этими  вещами).  Или  можно  предложить  что-то  усовершенствовать   из  того,  чем  постоянно  пользуетесь.  (Например,  улучшить  линейку.  Как?  Сделать  буквы  и   цифры  цветными,  выпуклыми,  укрепить  на  шкале  движок). Или  ещё  один  прием:  спросить  у  школьников,  что  им  больше  всего  нравится  и  как  это  можно  улучшить.  Можно  взять  какой-то  предмет  (например,  вешалку  для  одежды)  и  попросить  придумать  ей  другое  применение.  Это  тоже  будет  изобретением!

       Далее  нужно  предложить  оценить,  насколько     высказанные  идеи  новы.  Может  быть,  для  ученика  это  будет  изобретение,  а  вообще-то  нет.  Чтобы  поощрить  его  и  развить  интерес,  хорошо  сказать:  «Идея,  кажется,  новая».  Затем  можно  обсудить:  полезна  ли  эта  идея  и  где  её  можно  использовать.

       Следующий  шаг:  описать  свою  идею  и  изобразить  ее  в  рисунке – это  учит  фиксировать  мысли.

       Потом  очень  важно  дать  удачное,  т.е.  отражающее  суть,  краткое  и  яркое  название  своему  изобретению. Оно  может  а)  информировать о  назначении предмета  (например,  указка),  б)  состоять  из  красивых  слов  или  сочетаний,  в)  носить  имя изобретателя,  г)  быть  составным,  т.е.   содержать  в  себе  все  названные    компоненты  либо  их  часть.

        Затем  можно  предложить  сделать  «Бюллетень  изобретений».  Каждый  изготавливает  аппликации  или  рисунки  о  том,  что  изобрёл. И  все  наклеивают  на  общий  лист  «бюллетень»  свои  материалы.

        Большим  успехом  пользуются  ярмарки    изобретений. Там  выставляем  работы,  а  рядом – их  описания.  В  описание  обязательно  входят  название  изобретения,  идея,  ее  суть,  как  пользоваться  изобретением,  цена,  небольшая  реклама,  побуждающая  купить  работу;  можно  к  одному  объекту  добавить  ещё  и  такие  же  модели,  но других  цветов.  Из  всех  описаний  составляем  общий  альбом  изобретений,  выполненных  на  данном  уроке.

         Считаю,  что  на  каждом  уроке  необходимо  помнить,  что  учитель  воспитывает  человека. Этого  можно  достигнуть  только  в  сотрудничестве:  учитель  руководит  деятельностью  ученика,  как  можно  меньше  передавая  ему  знаний  в  «готовом   виде»  и  как  можно    больше  (до  70 % )  позволяя   добывать  их  самому  через  опыты,  экспериментальные  задачи,  решение  физических  проблем. Сотрудничество  на  уроке  должно  продолжаться  и  во  внеклассной  работе.  Совместные  открытия,  эксперименты,  изобретения,  изучение  научных  статей,  журналов,  газет  (и  не только  по  физике,  но  и  по  другим  наукам,  искусству,  литературе  и т.д.)  сближает  педагога  и  учеников,  позволяет  им  глубже  узнавать  друг  друга. Учитель  становится  истинным  лидером,  которому  ребята  верят,  доверяют  свои  мысли,  с  которого  они  хотят  брать  пример.  При  этом  не только  учитель  воспитывает  ученика,  но  и  ученик  учителя.  Сотрудничество  равных,  взаимоуважаемых  граждан – есть  образец  современных  взаимоотношений  ученика  и  учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Как помочь ребёнку наладить взаимотношения в классе"

Родительское собрание "Как помочь ребёнку наладить взаимотношения в классе"  Как помочь своему ребенку наладить взаимоотношения в классе  О...

Тема :Стилистические фигуры,основанные на возможностях русского синтаксиса. Тема :Стилистические фигуры,основанные на возможностях русского синтаксиса.

Цель: показать роль стилистических фигур в текстах художественного стиля;Формировать навыки культуры речи; отрабатывать умение работать с типовыми заданиями ЕГЭ; совершенствовать умение различат...

Языковое портфолио как дидактический стимул для реализации идей педагогики сотрудничества в практике обучения иностранному языку Языковое портфолио как дидактический стимул для реализации идей педагогики сотрудничества в практике обучения иностранно

Создание дидактических условий для перехода от авторитарной к демократической модели педагогического общения в школе относится к одной из актуальнейших проблем современной языковой педагогики. Использ...

«Основания. Классификация оснований.»

Цель урока:  учащиеся должны усвоить новые понятия – «основания», классификация оснований (по растворимости в воде и по кислотности), учащиеся должны усвоить химические свойства...

Нахождение значений логарифма по произвольному основанию. Переход от одного основания к другому. Вычисление и сравнение логарифмов

Материал для практической работы "Нахождение значений логарифма по произвольному основанию. Переход от одного основания к другому. Вычисление и сравнение логарифмов"...

Проверочная работа (тест) по теме: "Основания. Химические свойства оснований"

Проверочная работа (тест) по теме: "Основания. Химические свойства оснований"...

Задачи по теме: "Основания. Химические свойства оснований. Получение и применение оснований"

Данный задачи являются наилучшим способом оценивания знаний учащихся. Есть дополнительный уровень для профильных классов....