МЕТОД ПРОЕКТА, КАК ЭФФЕКТИВНОЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
статья (физика, 11 класс) на тему

Гусева Наталия Павловна

 

Эффективным практическим приложением педагогических технологий зарекомендовал себя метод проекта. Кроме того,  согласно  требованиям к условиям реализации основной образовательной программы среднего (полного) образования Федерального государственного стандарта второго поколения, помимо изучения обязательных учебных предметов, обучающиеся должны выполнить индивидуальный  проект.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx33.89 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОД ПРОЕКТА, КАК ЭФФЕКТИВНОЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Н.П.Гусева.

МОУ «СОШ №41410065, г. Саратов

Аннотация.

Эффективным практическим приложением педагогических технологий зарекомендовал себя метод проекта. Кроме того,  согласно  требованиям к условиям реализации основной образовательной программы среднего (полного) образования Федерального государственного стандарта второго поколения, помимо изучения обязательных учебных предметов, обучающиеся должны выполнить индивидуальный  проект.

Сегодня в российском образовании провозглашен принцип вариативности, который дает возможность выбирать и конструировать педагогический процесс по любой технологии, не тратить время на открытие уже известного, использовать весь арсенал российского и международного  педагогического опыта.

Под педагогической технологией  понимают:

а) направление педагогической науки, проектирующее процессы, которые гарантируют наиболее эффективное достижение учащимися запланированных результатов обучения;

б) практическое приложение: алгоритм процесса (совокупность целей, содержания, методов и форм обучения для достижения планируемых результатов).

Структура педагогической технологии включает в себя:

  1. Концепцию  (философское, психологическое, дидактическое, социально-педагогическое обоснование);
  2. Цели обучения, планируемые результаты обучения;
  3. Содержание обучения;
  4. Средства диагностики текущего состояния учащихся;
  5. Критерии выбора оптимальных моделей для данных условий;
  6. Набор моделей обучения (методы и формы деятельности учащихся и учителя).

Любая педагогическая технология должна опираться на определённую научную концепцию, обладать целостностью, быть эффективной  и воспроизводимой в других однотипных образовательных учреждениях.

    Педагогические технологии классифицируют по различным признакам:                                                  

По

уровню применения

По концепции усвоения

По организационным формам

По подходу к ребенку

По преобладающему методу

По категории обучающихся

общепедагогические;

частнопредметные;

локальные или узко методические  

ассоциативно-рефлекторные;

развивающие;

интериоризаторские;

бихевиористские;

гештальттехнологии;

суггестивные;

нейролингвистические

классно-урочные или альтернативные;

академические или клубные;

индивидуальные или групповые;

коллективные способы обучения;

дифференцированные обучения

авторитарные;

личностно-ориентированные;

технологии сотрудничества и т.д.

репродуктивные;

объяснительно-иллюстративные;

программированное обучение;

диалогические;

развивающее обучение;

игровые;

проблемно-поисковые;

само развивающее обучение;

творческие;

информационные (компьютерные)

массовая технология;

компенсирующие технологии;

технологии работы с трудными учащимися;

технологии работы с одаренными учащимися и т.п.

К сожалению, большинство технологий разработано лишь на общетеоретическом уровне. Внедрение их в практику преподавания конкретного предмета, создание соответствующих учебных и методических материалов остается делом будущего.Исключение составляют технологии уровневой дифференциации, модульного обучения, система  В.Ф.Шаталова (технология интенсификации обучения на основе применения схемных и знаковых или опорных конспектов).

Эффективным практическим приложением педагогических технологий зарекомендовал себя метод проекта. Кроме того,  согласно  требованиям к условиям реализации основной образовательной программы среднего (полного) образования Федерального государственного стандарта второго поколения, помимо изучения обязательных учебных предметов, обучающиеся должны выполнить индивидуальный  проект.

  Проект -  это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый  учащимися комплекс действий по решению значимой для учащегося проблемы, завершающейся созданием продукта.

Метод проектов -  это технология моделирования и организации обязательных ситуаций, в которых обучающийся ставит и решает  собственные проблемы, и технология, сопровождающаяся самостоятельной  деятельностью обучающегося. Этот метод  позволяет  не только формировать, но и оценивать ключевые компетенции, в том числе, формировать ответственное  отношение  к учению, саморазвитию, к выбору профессиональных предпочтений, предусматривает  использование    электронно - образовательного  ресурса (ЭОР), приводящего  к существенному изменению образовательного процесса, создаёт новые образовательные среды, возможности инновационного обучения (процесс трансформации - преобразование сложившейся системы обучения и приводящего обучаемого в субъект учебной деятельности), даёт такие планируемые результаты  как развитие познавательных навыков обучаемых, любознательности, умение самостоятельно контролировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие  системного, критического, прогностического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему. В результате самостоятельной работы обучаемый  может  представить  «продукт»  деятельности, который оценивается преподавателем, аудиторией.

 Основными  требованиями к использованию метода проекта является;

1Наличие значимой в творческом, исследовательском плане  проблемы.               2.Практическая, теоретическая значимость планируемых результатов.                    3.Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроках или во внеурочное время.                                               4.Структуирование содержательной части проекта.                                        5.Исспользование исследовательских методов.                                                                                                                    

По доминирующему в проекте методу или виду деятельности  проекты могут быть исследовательскими,  творческими,  ролево-игровыми, информационными, практико-ориентированными.    В своей практике преподавания физики в школе  применяю в основном два типа проектов: исследовательские и информационные проекты.  Исследовательские проекты полностью подчиняются логике пусть небольшого, но исследования и имеет структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием темы. Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-то объекте, явлении; на ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. В соответствии со  структурой своей  рабочей программы изучения школьного  курса физики в учебный тематический  план включаю проекты по всем ключевым разделам, начиная с первой ступени изучения предмета

Название проектов:

  1. «Единицы измерения фиэических величин», «Приборы для измерения силы». и т. д ( 7 класс);
  2.    «Теплопередача вокруг нас», «Не сгореть бы дотла…», и т.д.    (8 класс);
  3.  «Зачем нам нужны законы Ньютон» и т.д. (9 класс);
  4. «Влияние электромагнитных волн на здоровье детей» и т.д.  (11 класс);                                                                      

 Результаты  проведенного анкетирования учащихся 9, 11 классов подтверждают эффективность метода проекта.

 

В проектной деятельности учеников нашей школы прослеживается взаимосвязь школы, вуза, предприятия.

Старшеклассники в работе над исследовательским проектом «Применение законов электролиза»  посетили занятия в ТЭП ЭТИ,  провели исследования в лабораториях института, получили образцы металлических кружев методом гальванопластики, химическую металлизацию пластмассы, собрали экспериментальную установку для электролиза воды, (наблюдали интенсивное выделение кислорода и водорода на электродах,  получили и исследовали приэлектродную жидкость), ознакомились с работой гальванического цеха на ОАО «СЭПО – ЗЭМ», (большинство родителей  учеников работают  на этом предприятии).

Итогом проектной деятельности  стало участие в выставке научно-исследовательских работ учащихся и студентов, посвященной 40-летию кафедры  «Физическая и органическая химия» ЭТИ СГТУ.

Применение метода  проекта в учебной деятельности  позволило старшеклассникам развить в себе ключевые компетентности, оптимизм, веру в успех своего дела, определиться  с выбором будущей профессии. Многие решают продолжить своё образование таким образом, чтобы работать в сфере химических технологий.

Литература.

1.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии        ./М.,Народное образование,1998.

2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования./Под ред. Е.С. Полат – М., Издательский центр «Академия», 1999.

3. Проект Федерального государственного стандарта основного образования/Под ред. Кезина Л.П., Кондаков А, М. –М.,   И        институт стратегических        исследований Российской академии образования, 2010.                                                                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Метод проекта на уроках музыки как современная педагогическая технология».

Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью и предполагает выражение учащимися своих собственных мнений, чувств, активное включение в реальную деятельностьЗная запросы учащихся...

Метод проектов на уроках музыки как современная педагогическая технология

В данном материале рассматриваются цели и задачи уроков музыки в современном образовательном процессе, описаны современные подходы к использованию метода проектов и обобщен собственный опыт работы в э...

"Персональный сайт учителя как эффективное средство реализации современных педагогических технологий на примере технологии дифференцированного обучения. Из опыта работы."

Автор обращает внимание коллег на актуальность ведения персонального сайта и приводит практические примеры использования сайта учителя как эффективного ресурса для применения технологии дифференцирова...

Статья "Метод проектов на уроках истории как современная педагогическая технология."

Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения. ФГОС – принципиально новый для отечественной школы документ, который определяе...

Практико-ориентированный педагогический проект "Опыт работы в использовании современных педагогических технологий"

Практико-ориентированный педагогический проект "Опыт работы в использовании современных педагогических технологий"...