Рабочая программа по физике, 7 класс Пёрышкин
рабочая программа (физика, 7 класс) по теме

Эленбергер Марина Александровна

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание уделяется не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novaya_programma_po_fizike_7_klass_pyoryshkin.rar52.2 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе:

  1. Примерной программы основного общего образова ния: «Физика» 7-9 классы (базовый уровень) и авторской программы Е.М.Гутника, А.В.Пёрышкина «Фи зика» 7-9 классы, 2009.
  2. Обязательного минимума содержания основного общего образования по физике (Приказ Минобразования России от 19 мая 1998 г. № 1236); (7-9 класс)

Учебно-методическая литература для учителя и учащихся

  1. Пёрышкин А.В. Физика. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - 2-е изд. -М.: Дрофа, 2009.
  2. Пёрышкин А.В., Гутник Е.М. Физика. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. -2-е изд. - М.: Дрофа, 2004.

Методические пособия

  1. Сборник задач по физике. 7-9 кл. / Составитель В. И. Лукашик. - 7-е изд. - М.: Просвещение, 2003. (В календарно-тематическом планировании сокращенно - Л.)
  2. Дидактические материалы «Физика 7 класс» под редакцией А.Е.Марона – 6-е изд., стереотипное. – М.: Дрофа, 2008.
  3. Дидактические материалы «Физика 9 класс» под редакцией А.Е.Марона – 6-е изд., стереотипное. – М.: Дрофа, 2008.

Дополнительная литература

Газета «Физика», издательский дом «Первое сентября».

Форма промежуточной и итоговой аттестации - контрольные работы: в 7 классе - 4; в 8 классе - 4; в 9 классе - 4.

Количество учебных часов, на которые рассчитана программа: в 7 классе - 68 часов (по 2 часа в неделю); в 9 классе - 68 часов (по 2 часа в неделю).


КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

7 КЛАСС

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

Требования

к уровню

подготовки

обучающихся

Вид

контроля,

измерители

Элемен ты дополни-

тельного содержа-

ия

Домашнее задание

Дата

Примечание

ния

РАЗДЕЛ 1. ФИЗИКА И ФИЗИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРИРОДЫ (5 часа)

1

Техника безопасности (ТБ) в кабинете физи ки. Что изучает физи ка. Физика - наука о природе. Понятие фи зического тела, веще ства, материи, явле ния, закона

2

Комби ниро ванный урок

Физика   -   наука   о природе.   Наблюде ние и описание фи зических     явлений. Физические    прибо ры. Физические ве личины и их изме рение.       Междуна родная        система единиц. Физический эксперимент  и  фи зическая       теория. Физика и техника

Знать: смысл поня тия «вещество». Уметь:       использо вать       физические приборы  и измери тельные инструмен ты   для   измерения физических      вели чин.

Выражать результа ты в СИ

Погреш ности измере ний

§1,2,3. Л. №5,12

2

Физические величины. Измерение физиче ских величин. Система единиц

3

Комби ниро ванный урок

Тест (дать оп ределение вещества)

§4,5,

подготовка к    лабора торной  ра боте, Л. №25

3

Лабораторная   работа №1

«Определение     цены деления шкалы изме рительного прибора»

3

Урок-практи кум

Лабораторная работа,   выво ды,   оформле ние

§ 6 «Физика.

Техника.

Природа».

Составить

кроссворд

РАЗДЕЛ II. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА (6 часов)

4

Строение вещества. Молекулы

1

Комби ниро ванный урок

Строение вещества

Знать   смысл   поня тий: вещество, взаи модействие,      атом (молекула). Уметь:  описывать и объяснять    физиче ское  явление:  диф фузия

Фронтальный

опрос,

тест

§7,8. Л. №53,54. Подготовка к    лабора торной  ра боте


5

Лабораторная работа

№2

«Измерение размеров

малых тел»

2

Урок-практи кум

Проверка

лабораторной

работы

Л. № 23, 24

6

Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Скорость дви жения молекул и тем пература тела

3

Комби ниро ванный урок

Диффузия.     Тепло вое  движение  ато мов и молекул. Бро уновское движение

Опорный конспект

§   9,   зада ние 2(1). Л. № 66

7

Взаимное притяжение и отталкивание молекул

4

Комби ниро ванный урок

Взаимодействие частиц вещества

Фронтальный опрос

§10, упр. 2(1). Л. № 74, 80

8

Три состояния вещества

5

Комби ниро ванный урок

Модели      строения газов,  жидкостей  и твердых тел

Физический диктант. Опорный конспект

§11

9

Различие в молеку лярном строении твердых тел, жидко стей и газов

6

Комби ниро ванный урок (КВН)

Модели      строения газов,      жидкостей, твердых тел   и объ яснение различий в молекулярном строении на основе этих моделей

Составление классифика ционной    таб лицы   «Строе ние вещества»

§12.

Л.    №    65,

67, 77-79

РАЗДЕЛ III. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕЛ (21 час)

10

Механическое движе ние. Понятие матери альной точки. Чем от личается путь от пе ремещения

1

Урок изучения новых знаний

Механическое   дви жение.   Траектория. Путь.    Прямолиней ное      равномерное движение

Знать:

-        явление инерции,
физический    закон,
взаимодействие;

-        смысл    понятий:
путь, скорость, мас са, плотность.
Уметь:

-        описывать и объ яснять равномерное
прямолинейное дви-
жение;

-        использовать фи зические    приборы
для измерения пути,

Опорный   кон спект

Относи тель ность движе ния.

Система отсчета

§ 13, зада ние № 4. Л. № 99, 101, 103

11

Скорость тела. Рав номерное и неравно мерное движение

2

Комби ниро ванный урок

Скорость   прямоли нейного    равномер ного движения

Опрос, тест

§    14,    15. Упр. 4(1,4)

12

Расчет скорости, пути и времени движения

4

Урок  за крепле ния  зна ний

Методы   измерения расстояния,   време ни, скорости

Опрос, тест

§16.

Упр. 5 (2, 4)


13-14

Расчет скорости, пути и времени движения

5

Урок  за крепле ния   зна ний

Методы   измерения расстояния,   време ни, скорости

времени,       массы, силы;

-        выявлять  зависи мость: пути от рас
стояния, скорости от
времени,    силы   от скорости;

-        выражать величи ны в СИ

Физический диктант.      Ре шение задач

§16

15

Инерция

6

Комби ниро ванный урок

Неравномерное движение

Опорный кон спект

§17

16

Взаимодействие тел

7

Комби ниро ванный урок

Взаимодействие тел

Знать,    что    мерой любого   взаимодей ствия тел является сила.

Уметь       приводить примеры

Тест

§18.

Л. 207, 209

17

Масса тела. Единицы массы

8

Комби ниро ванный урок

Масса   тела.   Плот ность вещества

Знать:

-определение массы;

-единицы масс.
Уметь    воспроизвести    или    написать
формулу

Опорный   кон спект.    Упр.12 (1,3,4,5). Подготовка    к лабораторной работе

§1.

подготовка к    лабора торной   ра боте № 3

18

Лабораторная работа №3

«Измерение массы вещества на рычаж ных весах»

9

Урок-практи кум

Методы   измерения массы и плотности

Умение  работать  с приборами  при  на хождении       массы тела

Написать вы вод и пра вильно офор мить работу

Повторить §19,20. Упр. 6(1,3)

19

Плотность вещества

10

Комби ниро ванный урок

Знать   определение плотности    вещест ва, формулу. Уметь    работать   с физическими   вели чинами,  входящими в данную формулу

Тест

Вес тела

§21.

Л. № 265. Подготовка к    лабора торным работам № 4,5

20

Лабораторная работа № 4 «Измерение объ ема твердого тела». Лабораторная работа № 5 «Определение плотности твердого тела»

11

Урок-практи кум

Умение  работать  с приборами (мензур ка, весы)

Написать вы вод и пра вильно офор мить работу

Повторить §21. Упр. 7(1,2)


21

Расчет массы и объе ма вещества по его плотности

12

Комби ниро ванный урок

Методы   измерения массы и плотности

Уметь    работать   с физическими   вели чинами,  входящими в   формулу   нахож дения   массы веще ства

Решение задач

§22

22

Расчет массы и объе ма по его плотности

13

Комби ниро ванный урок

Методы   измерения массы и плотности

Уметь:

-работать с физи ческими    величина
ми,    входящими    в формулу   нахождения  массы  вещест ва;

-        работать с приборами

Решение     за дач, подготов ка к контроль ной работе

Упр.   8   (3, 4),     повто рить    фор мулы,  под готовиться к контроль ной работе

23

Контрольная работа №1

14

Урок контроля

Методы   измерения массы и плотности

Уметь    воспроизво дить      и   находить физические величи ны:     масса,     плот ность, объем веще ства

Контрольная работа

24

Сила. Сила - причина изменения скорости

15

Комби ниро ванный урок

Сила

Знать   определение силы,   единицы   ее измерения    и   обо значения

Опорный конспект

§23

25

Явление тяготения. Сила тяжести

16

Комби ниро ванный урок

Сила тяжести

Знать   определение силы тяжести. Уметь схематически изобразить точку ее приложения к телу

Опорный конспект, Тест. Б. 2-13

§24

26

Сила упругости

17

Комби ниро ванный урок

Сила упругости

Знать   определение силы упругости. Уметь схематически изобразить точку ее приложения к телу

Опорный конспект

§ 25, 26. Л.   №   328, 333, 334

27

Единицы силы. Связь между силой и массой тела

18

Комби ниро ванный урок

Единицы          силы. Связь между силой и массой тела

Отработка формулы зависимости   между силой и массой тела

Опрос, выпол нение упр. 19

§27,

упр. 9(1,3) подготовка к    лабора торной   ра боте


28

Лабораторная работа №6

«Динамометр. Гра дуирование пружины и измерение сил дина мометром»

19

Урок-практи кум

Метод      измерения силы

Уметь   работать   с физическими     при борами.    Градуиро вание   шкалы   при бора

Упр.   17.   Про верка лабора торной    рабо ты. Вывод

§28,

упр. 10(1,3)

29

Графическое изобра жение силы. Сложе ние сил

20

Комби ниро ванный урок

Правило    сложения сил

Умение   составлять схемы         векторов сил,     действующих на тело

Умение   рабо тать с чертеж ными    инстру ментами    (ли нейка,       тре угольник)

§29,

упр. 11(2,3)

30

Сила трения. Трение покоя. Роль трения в технике

21

Урок изучения новых знаний

Сила трения

Знать   определение силы трения. Уметь         привести примеры

Тест,

опорный

конспект

§ 30-32, написать эссе о роли трения в быту и при роде

РАЗДЕЛ IV. ДАВЛЕНИЕ ТВЕРДЫХ ТЕЛ, ЖИДКОСТЕЙ И ГАЗОВ (21 час)

31

Давление. Способы уменьшения и увели чения давления

1

Урок изучения новых знаний

Давление

Знать   определение физических      вели чин:          давление, плотность    вещест ва, объем, масса

Тест, опорный конспект

§ 33, 34. Упр. 12 (2,3), упр.13, задание № 6

32

Давление газа. По вторение понятий «плотность», «давле ние»

2

Комби ниро ванный урок

Давление

Проверка опорного конспекта

§35.

Л.   №  464,

470

33

Давление газа. Повто рение понятий «плот ность», «давление»

3

Урок  за крепле ния  зна ний

Давление, плотность газа

Решение задач

§35. Л. № 473

34

Кратковременная кон трольная работа № 2 (25-30 мин). Закон Паскаля

4

Урок контроля

Давление. Закон Паскаля

Знать смысл физи ческих законов:  за кон Паскаля. Уметь:

- объяснять переда чу давления в жид костях и газах;

Уметь воспро изводить       и находить   фи зические     ве личины:    дав ление,     плот ность

Гидрав лические машины

§36.

Упр.14 (4), задание 7


35

Давление в жидкости и газе. Расчёт давле ния жидкости на дно и стенки сосуда

5

Комби ниро ванный урок

-        использовать фи зические     приборы
для измерения дав ления;

-выражать величи ны в СИ

Решение задач

§ 37, 38. Л. 474, 476. Упр. 15(1)

36

Давление.

6

Урок  за-

Давление.

Решение

Повторить

Закон Паскаля

крепле ния  зна ний

Закон Паскаля

задач. Упр. 23

§ 37, 38. Л. 504-507

37

Сообщающиеся сосуды. Применение. Устройство шлюзов, во-

домерного стекла

7

Комби-

Сообщающиеся   со-

Озвучивание

§ 39, зада-

ниро-

суды.    Применение.

фрагмента

ние 9(3)

ванный

Устройство шлюзов,

документаль-

урок

водомерного стекла

ного   учебного фильма         о давлении.   Ри сунки, схема

38

Вес воздуха. Атмо-

8

Комби-

Атмосферное

Фронтальный

§40,41.

сферное давление.

ниро-

давление

опрос

Упр.17, 18,

Причина появления

ванный

задание 10

атмосферного давле ния

урок

39

Измерение атмосфер-

9

Комби-

Методы   измерения

Работа с при-

§42,

ного давления

ниро ванный урок

атмосферного   дав ления

борами,     зна ние их устрой ства

дополни тельно § 7, упр. 19 (3,4), задание 11

40

Барометр-анероид.

10

Комби-

Методы    измерения

Уметь:

Тест,

опорный    конспект

§ 43, 44,

Атмосферное давле-

ниро-

атмосферного   дав-

- объяснять переда-

упр. 20,

ние на различных вы-

ванный

ления

чу давления в жид-

упр. 21 (1,

сотах

урок

костях и газах; -использовать    фи зические     приборы

2)

41

Манометры

11

Комби-

Проверка

§   45,   до-

ниро-

для измерения дав-

опорного

полнитель-

ванный

ления

конспекта

но § 46, 47

урок

Л.

42

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело

12

Комби ниро ванный урок

Закон Архимеда

Знать смысл физи ческих законов:  за кон Архимеда. Уметь:

Рисунки

Условия плава ния тел

§48, упр.19(2)


43

Архимедова сила

13

Комби ниро ванный урок

-        объяснять переда
чу давления в жид костях и газах;

-        использовать фи зические     приборы
для измерения дав ления;

-        выражать величи ны в СИ;

-        решать задачи на
закон Архимеда

Проверка опорного   кон спекта, тест

§49,

подготовка к    лабора торной   ра боте № 7

44

Лабораторная работа №7

«Определение вытал кивающей силы, дей ствующей на погру женное в жидкость тело»

14

Урок-практи кум

Закон Архимеда

Уметь     рабо тать   с   физи ческими    при борами

Повторить

§49,

упр. 24(2,4)

45

Плавание тел

15

Комби ниро ванный урок

Составление

опорного

конспекта

§50,

упр. 25(3-5)

46

Плавание тел

16

Урок  за крепле ния  зна ний

Закон Архимеда

Отработка формул,      ре шение задач

Л.   №  605, 611,612

47

Плавание судов

17

Комби ниро ванный урок

Проверка опорного   кон спекта, тест

§51

48

Воздухоплавание

18

Урок изучения новых знаний

Закон Архимеда

Составление

опорного

конспекта

§52. Упр. 26

49

Воздухоплавание

19

Урок  за крепле ния  зна ний

Решение задач

Упр. 27(2)

50

Повторение вопросов: архимедова сила, пла вание тел, воздухо плавание

20

Повто-

ритель-

но-

обоб-

щающий

урок

Давление.        Закон Паскаля.          Атмо сферное   давление. Методы   измерения атмосферного   дав ления.  Закон Архи меда

Уметь    воспроизво дить      и   находить физические величи ны по формуле за кона Архимеда

Составление обобщающей таблицы,    ре шение задач

Задание 16,

подготовка к контроль ной работе

51

Контрольная работа № 3 «Давление твер-

21

Урок контроля

Решение задач


дых тел, жидкостей и

газов»

РАЗДЕЛ V. МОЩНОСТЬ И РАБОТА. ЭНЕРГИЯ (14 часов)

52

Работа

1

Урок изучения новых знаний

Работа

Знать   определение работы,     обозначе ние физической ве личины   и   единицы измерения

Составление опорного   кон спекта. Тест

§53.

Упр. 28(3,4)

53

Мощность

2

Комби-

Мощность

Знать   определение

мощности,    обозна-

чение     физической

величины   и  едини цы измерения

Составление

§54.

ниро-

опорного   кон-

Упр. 29

ванный

спекта. Тест

(3-6)

урок

54

Мощность и работа

3

Урок

Мощность и работа

Знать   определение

физических     вели-

чин:работа,мощность.

Уметь    воспроизво дить  формулы,  на ходить   физические величины: работа, мощность

Проверка

проверки

опорного   кон-

знаний и

спекта,   реше-

умений

ние задач

55

Рычаги

4

Урок

Знать      устройство рычага

Тест.

§ 55, 56.

изучения

Знакомство    с

Л. № 736.

новых

простыми   ме-

Задание 18

знании

ханизмами

56

Момент силы

5

Комби-

Уметь      изобразить на   рисунке   расположение сил и найти момент силы

Решение     за-

§ 57, под-

ниро-

дач

готовка к

ванный

лабора-

урок

торной ра боте, Упр. 30(2)

57

Лабораторная работа

6

Урок-

Уметь:

-   проводить   эксперимент  и  измерятьдлину плеч рычага и массу грузов; - работать с физи ческими приборами

Вывод            и

§58,

№8

практи-

оформление

упр. 38,

«Выяснение условий

кум

работы

упр. 30(1,

равновесия рычага»

3,4)


58

Блоки. Золотое пра вило механики

7

Комби ниро ванный урок

Знать      устройство блока     и    золотое правило    механики, объяснять   на   при мерах

Физический диктант

§ 59, 60. Упр. 31(5)

59

Золотое правило

8

Урок по-

Знать   определения

Решение     за-

Повторить

механики

вторения и    обоб щения

физических      вели чин:   работа,   мощ ность, КПД, энергия

дач. Упр. 39

§59, 60. Подгото виться к лабора торной ра боте. Л. 766

60

Лабораторная работа

9

Урок-

Методы   измерения

Знать   определения

физических      величин:   КПД   механизмов.

Уметь    определять

силу, высоту, работу (полезную  и  затра ченную)

Вывод           и

§61

№9

практи-

работы,    мощности,

оформление

«Определение КПД

кум

КПД механизмов

работы

при подъеме тележки

по наклонной плоско-

сти»

61

Энергия. Потенциаль-

10

Комби-

Кинетическая   энер-

Знать:

- определения фи-

зических    величин:

энергия;

-единицы   измерения энергии;

-        закон сохранения
энергии

Составление

§ 62, 63.

ная и кинетическая

ниро-

гия.  Потенциальная

энергия.   Закон   со-

хранения механиче ской   энергии.   Про стые      механизмы. Методы   измерения работы,    мощности, энергии

опорного   кон-

Упр. 32(1,4)

энергия. Закон сохра-

ванный

спекта

нения энергии

урок

62

Превращение одного

11

Комби-

Знать смысл закона

Проверка

§64.

вида механической

ниро-

сохранения энергии,

опорного   кон-

Л. 797

энергии в другой

ванный урок

приводить примеры механической энер гии и ее превраще ния

спекта.   Реше ние задач

63

Превращение одного

12

Урок по-

Знать определение,

Тест

Подготовка

вида механической

вторения

обозначение,    фор-

-

к контроль-

энергии в другой

и    обоб щения

мулы работы, энер гии, мощности. Уметь решать задачи

ной работе


64

Контрольная работа

№4

«Работа и мощность.

Энергия»

13

Урок контроля

Знать формулы на хождения физиче ских величин: рабо та, мощность, КПД, энергия

Контрольная работа

65

Строение веществ, их свойства

14

Урок обобще ния       и система тизации знаний

Базовые      понятия (Стандарт)

Знать определения, обозначение, нахо ждение изученных величин

Тест

Анализ контроль ной рабо ты, работа над ошиб ками, по вторение § 1-12

ПОВТОРЕНИЕ (3 часа)

66

Взаимодействие тел

1

Урок обобще ния       и система тизации знаний

Базовые       понятия (Стандарт)

Знать определения, обозначение, нахо ждение изученных величин

Тест

Повторе ние 13-64

67

Итоговая контрольная работа № 5

2

Урок контроля

Знают базовые по нятия (Стандарт)

Итоговый контроль, проверка тетрадей

68

Повторительно-обобщающий урок

3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике для 7 класса на основе программы Е.М.Гутник,А.В.Пёрышкин 68часов(2ч. в неделю)

Рабочая программа для 7 класса,разработанная на основе программы Е.М.Гутник, А.В.Пёрышкин 68 часов(2 ч. в неделю)...

Рабочая программа по физике для 8 класса на основе программы Е.М.Гутник,А.В.Пёрышкин 68часов(2ч. в неделю)

Рабочая программа по физике для 8 класса,разработанная на основе программы Е.М.Гутник, А.В.Пёрышкин 68 часов(2ч. в неделю)...

Рабочая программа по физике для 9 класса на основе программы Е.М.Гутник,А.В.Пёрышкин 68часов(2ч. в неделю)

Рабочая программа по физике для 9 класса,разработанная на основе программы Е.М.Гутник, А.В.Пёрышкин, 68 часов(2 ч. в неделю)...

Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...

Рабочая программа по физике 7 Пёрышкин. 2 часа. 2022 по фгос

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основно...

Рабочая программа по физике 8 Пёрышкин. 2 часа. 2022 по фгос

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основно...