Рабочая программа по физике, 7 класс Пёрышкин
рабочая программа (физика, 7 класс) по теме
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание уделяется не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novaya_programma_po_fizike_7_klass_pyoryshkin.rar | 52.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе:
- Примерной программы основного общего образова ния: «Физика» 7-9 классы (базовый уровень) и авторской программы Е.М.Гутника, А.В.Пёрышкина «Фи зика» 7-9 классы, 2009.
- Обязательного минимума содержания основного общего образования по физике (Приказ Минобразования России от 19 мая 1998 г. № 1236); (7-9 класс)
Учебно-методическая литература для учителя и учащихся
- Пёрышкин А.В. Физика. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - 2-е изд. -М.: Дрофа, 2009.
- Пёрышкин А.В., Гутник Е.М. Физика. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. -2-е изд. - М.: Дрофа, 2004.
Методические пособия
- Сборник задач по физике. 7-9 кл. / Составитель В. И. Лукашик. - 7-е изд. - М.: Просвещение, 2003. (В календарно-тематическом планировании сокращенно - Л.)
- Дидактические материалы «Физика 7 класс» под редакцией А.Е.Марона – 6-е изд., стереотипное. – М.: Дрофа, 2008.
- Дидактические материалы «Физика 9 класс» под редакцией А.Е.Марона – 6-е изд., стереотипное. – М.: Дрофа, 2008.
Дополнительная литература
Газета «Физика», издательский дом «Первое сентября».
Форма промежуточной и итоговой аттестации - контрольные работы: в 7 классе - 4; в 8 классе - 4; в 9 классе - 4.
Количество учебных часов, на которые рассчитана программа: в 7 классе - 68 часов (по 2 часа в неделю); в 9 классе - 68 часов (по 2 часа в неделю).
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 КЛАСС
№ | Тема урока | № | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля, измерители | Элемен ты дополни- тельного содержа- ия | Домашнее задание | Дата | Примечание |
ния | ||||||||||
РАЗДЕЛ 1. ФИЗИКА И ФИЗИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРИРОДЫ (5 часа) | ||||||||||
1 | Техника безопасности (ТБ) в кабинете физи ки. Что изучает физи ка. Физика - наука о природе. Понятие фи зического тела, веще ства, материи, явле ния, закона | 2 | Комби ниро ванный урок | Физика - наука о природе. Наблюде ние и описание фи зических явлений. Физические прибо ры. Физические ве личины и их изме рение. Междуна родная система единиц. Физический эксперимент и фи зическая теория. Физика и техника | Знать: смысл поня тия «вещество». Уметь: использо вать физические приборы и измери тельные инструмен ты для измерения физических вели чин. Выражать результа ты в СИ | Погреш ности измере ний | §1,2,3. Л. №5,12 | |||
2 | Физические величины. Измерение физиче ских величин. Система единиц | 3 | Комби ниро ванный урок | Тест (дать оп ределение вещества) | §4,5, подготовка к лабора торной ра боте, Л. №25 | |||||
3 | Лабораторная работа №1 «Определение цены деления шкалы изме рительного прибора» | 3 | Урок-практи кум | Лабораторная работа, выво ды, оформле ние | § 6 «Физика. Техника. Природа». Составить кроссворд | |||||
РАЗДЕЛ II. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА (6 часов) | ||||||||||
4 | Строение вещества. Молекулы | 1 | Комби ниро ванный урок | Строение вещества | Знать смысл поня тий: вещество, взаи модействие, атом (молекула). Уметь: описывать и объяснять физиче ское явление: диф фузия | Фронтальный опрос, тест | §7,8. Л. №53,54. Подготовка к лабора торной ра боте |
5 | Лабораторная работа №2 «Измерение размеров малых тел» | 2 | Урок-практи кум | Проверка лабораторной работы | Л. № 23, 24 | |||||
6 | Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Скорость дви жения молекул и тем пература тела | 3 | Комби ниро ванный урок | Диффузия. Тепло вое движение ато мов и молекул. Бро уновское движение | Опорный конспект | § 9, зада ние 2(1). Л. № 66 | ||||
7 | Взаимное притяжение и отталкивание молекул | 4 | Комби ниро ванный урок | Взаимодействие частиц вещества | Фронтальный опрос | §10, упр. 2(1). Л. № 74, 80 | ||||
8 | Три состояния вещества | 5 | Комби ниро ванный урок | Модели строения газов, жидкостей и твердых тел | Физический диктант. Опорный конспект | §11 | ||||
9 | Различие в молеку лярном строении твердых тел, жидко стей и газов | 6 | Комби ниро ванный урок (КВН) | Модели строения газов, жидкостей, твердых тел и объ яснение различий в молекулярном строении на основе этих моделей | Составление классифика ционной таб лицы «Строе ние вещества» | §12. Л. № 65, 67, 77-79 | ||||
РАЗДЕЛ III. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕЛ (21 час) | ||||||||||
10 | Механическое движе ние. Понятие матери альной точки. Чем от личается путь от пе ремещения | 1 | Урок изучения новых знаний | Механическое дви жение. Траектория. Путь. Прямолиней ное равномерное движение | Знать: - явление инерции, - смысл понятий: - описывать и объ яснять равномерное - использовать фи зические приборы | Опорный кон спект | Относи тель ность движе ния. Система отсчета | § 13, зада ние № 4. Л. № 99, 101, 103 | ||
11 | Скорость тела. Рав номерное и неравно мерное движение | 2 | Комби ниро ванный урок | Скорость прямоли нейного равномер ного движения | Опрос, тест | § 14, 15. Упр. 4(1,4) | ||||
12 | Расчет скорости, пути и времени движения | 4 | Урок за крепле ния зна ний | Методы измерения расстояния, време ни, скорости | Опрос, тест | §16. Упр. 5 (2, 4) |
13-14 | Расчет скорости, пути и времени движения | 5 | Урок за крепле ния зна ний | Методы измерения расстояния, време ни, скорости | времени, массы, силы; - выявлять зависи мость: пути от рас - выражать величи ны в СИ | Физический диктант. Ре шение задач | §16 | |||
15 | Инерция | 6 | Комби ниро ванный урок | Неравномерное движение | Опорный кон спект | §17 | ||||
16 | Взаимодействие тел | 7 | Комби ниро ванный урок | Взаимодействие тел | Знать, что мерой любого взаимодей ствия тел является сила. Уметь приводить примеры | Тест | §18. Л. 207, 209 | |||
17 | Масса тела. Единицы массы | 8 | Комби ниро ванный урок | Масса тела. Плот ность вещества | Знать: -определение массы; -единицы масс. | Опорный кон спект. Упр.12 (1,3,4,5). Подготовка к лабораторной работе | §1. подготовка к лабора торной ра боте № 3 | |||
18 | Лабораторная работа №3 «Измерение массы вещества на рычаж ных весах» | 9 | Урок-практи кум | Методы измерения массы и плотности | Умение работать с приборами при на хождении массы тела | Написать вы вод и пра вильно офор мить работу | Повторить §19,20. Упр. 6(1,3) | |||
19 | Плотность вещества | 10 | Комби ниро ванный урок | Знать определение плотности вещест ва, формулу. Уметь работать с физическими вели чинами, входящими в данную формулу | Тест | Вес тела | §21. Л. № 265. Подготовка к лабора торным работам № 4,5 | |||
20 | Лабораторная работа № 4 «Измерение объ ема твердого тела». Лабораторная работа № 5 «Определение плотности твердого тела» | 11 | Урок-практи кум | Умение работать с приборами (мензур ка, весы) | Написать вы вод и пра вильно офор мить работу | Повторить §21. Упр. 7(1,2) |
21 | Расчет массы и объе ма вещества по его плотности | 12 | Комби ниро ванный урок | Методы измерения массы и плотности | Уметь работать с физическими вели чинами, входящими в формулу нахож дения массы веще ства | Решение задач | §22 | |||
22 | Расчет массы и объе ма по его плотности | 13 | Комби ниро ванный урок | Методы измерения массы и плотности | Уметь: -работать с физи ческими величина - работать с приборами | Решение за дач, подготов ка к контроль ной работе | Упр. 8 (3, 4), повто рить фор мулы, под готовиться к контроль ной работе | |||
23 | Контрольная работа №1 | 14 | Урок контроля | Методы измерения массы и плотности | Уметь воспроизво дить и находить физические величи ны: масса, плот ность, объем веще ства | Контрольная работа | ||||
24 | Сила. Сила - причина изменения скорости | 15 | Комби ниро ванный урок | Сила | Знать определение силы, единицы ее измерения и обо значения | Опорный конспект | §23 | |||
25 | Явление тяготения. Сила тяжести | 16 | Комби ниро ванный урок | Сила тяжести | Знать определение силы тяжести. Уметь схематически изобразить точку ее приложения к телу | Опорный конспект, Тест. Б. 2-13 | §24 | |||
26 | Сила упругости | 17 | Комби ниро ванный урок | Сила упругости | Знать определение силы упругости. Уметь схематически изобразить точку ее приложения к телу | Опорный конспект | § 25, 26. Л. № 328, 333, 334 | |||
27 | Единицы силы. Связь между силой и массой тела | 18 | Комби ниро ванный урок | Единицы силы. Связь между силой и массой тела | Отработка формулы зависимости между силой и массой тела | Опрос, выпол нение упр. 19 | §27, упр. 9(1,3) подготовка к лабора торной ра боте |
28 | Лабораторная работа №6 «Динамометр. Гра дуирование пружины и измерение сил дина мометром» | 19 | Урок-практи кум | Метод измерения силы | Уметь работать с физическими при борами. Градуиро вание шкалы при бора | Упр. 17. Про верка лабора торной рабо ты. Вывод | §28, упр. 10(1,3) | |||
29 | Графическое изобра жение силы. Сложе ние сил | 20 | Комби ниро ванный урок | Правило сложения сил | Умение составлять схемы векторов сил, действующих на тело | Умение рабо тать с чертеж ными инстру ментами (ли нейка, тре угольник) | §29, упр. 11(2,3) | |||
30 | Сила трения. Трение покоя. Роль трения в технике | 21 | Урок изучения новых знаний | Сила трения | Знать определение силы трения. Уметь привести примеры | Тест, опорный конспект | § 30-32, написать эссе о роли трения в быту и при роде | |||
РАЗДЕЛ IV. ДАВЛЕНИЕ ТВЕРДЫХ ТЕЛ, ЖИДКОСТЕЙ И ГАЗОВ (21 час) | ||||||||||
31 | Давление. Способы уменьшения и увели чения давления | 1 | Урок изучения новых знаний | Давление | Знать определение физических вели чин: давление, плотность вещест ва, объем, масса | Тест, опорный конспект | § 33, 34. Упр. 12 (2,3), упр.13, задание № 6 | |||
32 | Давление газа. По вторение понятий «плотность», «давле ние» | 2 | Комби ниро ванный урок | Давление | Проверка опорного конспекта | §35. Л. № 464, 470 | ||||
33 | Давление газа. Повто рение понятий «плот ность», «давление» | 3 | Урок за крепле ния зна ний | Давление, плотность газа | Решение задач | §35. Л. № 473 | ||||
34 | Кратковременная кон трольная работа № 2 (25-30 мин). Закон Паскаля | 4 | Урок контроля | Давление. Закон Паскаля | Знать смысл физи ческих законов: за кон Паскаля. Уметь: - объяснять переда чу давления в жид костях и газах; | Уметь воспро изводить и находить фи зические ве личины: дав ление, плот ность | Гидрав лические машины | §36. Упр.14 (4), задание 7 |
35 | Давление в жидкости и газе. Расчёт давле ния жидкости на дно и стенки сосуда | 5 | Комби ниро ванный урок | - использовать фи зические приборы -выражать величи ны в СИ | Решение задач | § 37, 38. Л. 474, 476. Упр. 15(1) | ||||
36 | Давление. | 6 | Урок за- | Давление. | Решение | Повторить | ||||
Закон Паскаля | крепле ния зна ний | Закон Паскаля | задач. Упр. 23 | § 37, 38. Л. 504-507 | ||||||
37 | Сообщающиеся сосуды. Применение. Устройство шлюзов, во- домерного стекла | 7 | Комби- | Сообщающиеся со- | Озвучивание | § 39, зада- | ||||
ниро- | суды. Применение. | фрагмента | ние 9(3) | |||||||
ванный | Устройство шлюзов, | документаль- | ||||||||
урок | водомерного стекла | ного учебного фильма о давлении. Ри сунки, схема | ||||||||
38 | Вес воздуха. Атмо- | 8 | Комби- | Атмосферное | Фронтальный | §40,41. | ||||
сферное давление. | ниро- | давление | опрос | Упр.17, 18, | ||||||
Причина появления | ванный | задание 10 | ||||||||
атмосферного давле ния | урок | |||||||||
39 | Измерение атмосфер- | 9 | Комби- | Методы измерения | Работа с при- | §42, | ||||
ного давления | ниро ванный урок | атмосферного дав ления | борами, зна ние их устрой ства | дополни тельно § 7, упр. 19 (3,4), задание 11 | ||||||
40 | Барометр-анероид. | 10 | Комби- | Методы измерения | Уметь: | Тест, опорный конспект | § 43, 44, | |||
Атмосферное давле- | ниро- | атмосферного дав- | - объяснять переда- | упр. 20, | ||||||
ние на различных вы- | ванный | ления | чу давления в жид- | упр. 21 (1, | ||||||
сотах | урок | костях и газах; -использовать фи зические приборы | 2) | |||||||
41 | Манометры | 11 | Комби- | Проверка | § 45, до- | |||||
ниро- | для измерения дав- | опорного | полнитель- | |||||||
ванный | ления | конспекта | но § 46, 47 | |||||||
урок | Л. | |||||||||
42 | Действие жидкости и газа на погруженное в них тело | 12 | Комби ниро ванный урок | Закон Архимеда | Знать смысл физи ческих законов: за кон Архимеда. Уметь: | Рисунки | Условия плава ния тел | §48, упр.19(2) |
43 | Архимедова сила | 13 | Комби ниро ванный урок | - объяснять переда - использовать фи зические приборы - выражать величи ны в СИ; - решать задачи на | Проверка опорного кон спекта, тест | §49, подготовка к лабора торной ра боте № 7 | ||||
44 | Лабораторная работа №7 «Определение вытал кивающей силы, дей ствующей на погру женное в жидкость тело» | 14 | Урок-практи кум | Закон Архимеда | Уметь рабо тать с физи ческими при борами | Повторить §49, упр. 24(2,4) | ||||
45 | Плавание тел | 15 | Комби ниро ванный урок | Составление опорного конспекта | §50, упр. 25(3-5) | |||||
46 | Плавание тел | 16 | Урок за крепле ния зна ний | Закон Архимеда | Отработка формул, ре шение задач | Л. № 605, 611,612 | ||||
47 | Плавание судов | 17 | Комби ниро ванный урок | Проверка опорного кон спекта, тест | §51 | |||||
48 | Воздухоплавание | 18 | Урок изучения новых знаний | Закон Архимеда | Составление опорного конспекта | §52. Упр. 26 | ||||
49 | Воздухоплавание | 19 | Урок за крепле ния зна ний | Решение задач | Упр. 27(2) | |||||
50 | Повторение вопросов: архимедова сила, пла вание тел, воздухо плавание | 20 | Повто- ритель- но- обоб- щающий урок | Давление. Закон Паскаля. Атмо сферное давление. Методы измерения атмосферного дав ления. Закон Архи меда | Уметь воспроизво дить и находить физические величи ны по формуле за кона Архимеда | Составление обобщающей таблицы, ре шение задач | Задание 16, подготовка к контроль ной работе | |||
51 | Контрольная работа № 3 «Давление твер- | 21 | Урок контроля | Решение задач |
дых тел, жидкостей и | ||||||||||
газов» | ||||||||||
РАЗДЕЛ V. МОЩНОСТЬ И РАБОТА. ЭНЕРГИЯ (14 часов) | ||||||||||
52 | Работа | 1 | Урок изучения новых знаний | Работа | Знать определение работы, обозначе ние физической ве личины и единицы измерения | Составление опорного кон спекта. Тест | §53. Упр. 28(3,4) | |||
53 | Мощность | 2 | Комби- | Мощность | Знать определение мощности, обозна- чение физической величины и едини цы измерения | Составление | §54. | |||
ниро- | опорного кон- | Упр. 29 | ||||||||
ванный | спекта. Тест | (3-6) | ||||||||
урок | ||||||||||
54 | Мощность и работа | 3 | Урок | Мощность и работа | Знать определение физических вели- чин:работа,мощность. Уметь воспроизво дить формулы, на ходить физические величины: работа, мощность | Проверка | ||||
проверки | опорного кон- | |||||||||
знаний и | спекта, реше- | |||||||||
умений | ние задач | |||||||||
55 | Рычаги | 4 | Урок | Знать устройство рычага | Тест. | § 55, 56. | ||||
изучения | Знакомство с | Л. № 736. | ||||||||
новых | простыми ме- | Задание 18 | ||||||||
знании | ханизмами | |||||||||
56 | Момент силы | 5 | Комби- | Уметь изобразить на рисунке расположение сил и найти момент силы | Решение за- | § 57, под- | ||||
ниро- | дач | готовка к | ||||||||
ванный | лабора- | |||||||||
урок | торной ра боте, Упр. 30(2) | |||||||||
57 | Лабораторная работа | 6 | Урок- | Уметь: - проводить эксперимент и измерятьдлину плеч рычага и массу грузов; - работать с физи ческими приборами | Вывод и | §58, | ||||
№8 | практи- | оформление | упр. 38, | |||||||
«Выяснение условий | кум | работы | упр. 30(1, | |||||||
равновесия рычага» | 3,4) |
58 | Блоки. Золотое пра вило механики | 7 | Комби ниро ванный урок | Знать устройство блока и золотое правило механики, объяснять на при мерах | Физический диктант | § 59, 60. Упр. 31(5) | ||||
59 | Золотое правило | 8 | Урок по- | Знать определения | Решение за- | Повторить | ||||
механики | вторения и обоб щения | физических вели чин: работа, мощ ность, КПД, энергия | дач. Упр. 39 | §59, 60. Подгото виться к лабора торной ра боте. Л. 766 | ||||||
60 | Лабораторная работа | 9 | Урок- | Методы измерения | Знать определения физических величин: КПД механизмов. Уметь определять силу, высоту, работу (полезную и затра ченную) | Вывод и | §61 | |||
№9 | практи- | работы, мощности, | оформление | |||||||
«Определение КПД | кум | КПД механизмов | работы | |||||||
при подъеме тележки | ||||||||||
по наклонной плоско- | ||||||||||
сти» | ||||||||||
61 | Энергия. Потенциаль- | 10 | Комби- | Кинетическая энер- | Знать: - определения фи- зических величин: энергия; -единицы измерения энергии; - закон сохранения | Составление | § 62, 63. | |||
ная и кинетическая | ниро- | гия. Потенциальная энергия. Закон со- хранения механиче ской энергии. Про стые механизмы. Методы измерения работы, мощности, энергии | опорного кон- | Упр. 32(1,4) | ||||||
энергия. Закон сохра- | ванный | спекта | ||||||||
нения энергии | урок | |||||||||
62 | Превращение одного | 11 | Комби- | Знать смысл закона | Проверка | §64. | ||||
вида механической | ниро- | сохранения энергии, | опорного кон- | Л. 797 | ||||||
энергии в другой | ванный урок | приводить примеры механической энер гии и ее превраще ния | спекта. Реше ние задач | |||||||
63 | Превращение одного | 12 | Урок по- | Знать определение, | Тест | Подготовка | ||||
вида механической | вторения | обозначение, фор- | - | к контроль- | ||||||
энергии в другой | и обоб щения | мулы работы, энер гии, мощности. Уметь решать задачи | ной работе |
64 | Контрольная работа №4 «Работа и мощность. Энергия» | 13 | Урок контроля | Знать формулы на хождения физиче ских величин: рабо та, мощность, КПД, энергия | Контрольная работа | |||||
65 | Строение веществ, их свойства | 14 | Урок обобще ния и система тизации знаний | Базовые понятия (Стандарт) | Знать определения, обозначение, нахо ждение изученных величин | Тест | Анализ контроль ной рабо ты, работа над ошиб ками, по вторение § 1-12 | |||
ПОВТОРЕНИЕ (3 часа) | ||||||||||
66 | Взаимодействие тел | 1 | Урок обобще ния и система тизации знаний | Базовые понятия (Стандарт) | Знать определения, обозначение, нахо ждение изученных величин | Тест | Повторе ние 13-64 | |||
67 | Итоговая контрольная работа № 5 | 2 | Урок контроля | Знают базовые по нятия (Стандарт) | Итоговый контроль, проверка тетрадей | |||||
68 | Повторительно-обобщающий урок | 3 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физике для 7 класса на основе программы Е.М.Гутник,А.В.Пёрышкин 68часов(2ч. в неделю)
Рабочая программа для 7 класса,разработанная на основе программы Е.М.Гутник, А.В.Пёрышкин 68 часов(2 ч. в неделю)...
Рабочая программа по физике для 8 класса на основе программы Е.М.Гутник,А.В.Пёрышкин 68часов(2ч. в неделю)
Рабочая программа по физике для 8 класса,разработанная на основе программы Е.М.Гутник, А.В.Пёрышкин 68 часов(2ч. в неделю)...
Рабочая программа по физике для 9 класса на основе программы Е.М.Гутник,А.В.Пёрышкин 68часов(2ч. в неделю)
Рабочая программа по физике для 9 класса,разработанная на основе программы Е.М.Гутник, А.В.Пёрышкин, 68 часов(2 ч. в неделю)...
Рабочая программа по физике для 7 касса (70 ч.) Учебник «А.В. Пёрышкин, Физика-7». – М., Дрофа , 2013 г.
Рабочая программа по физике рассчитана на 70 часов....
Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...
Рабочая программа по физике 7 Пёрышкин. 2 часа. 2022 по фгос
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основно...
Рабочая программа по физике 8 Пёрышкин. 2 часа. 2022 по фгос
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основно...