Главные вкладки

    Методическая разработка по физике (10 класс) по теме:
    Реактивное движение.

    Урок физики с применением  метода модерации

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл model_uroka2.rar59.44 КБ

    Предварительный просмотр:

    Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики

    АУ ЧР НПО «Профессиональное училище № 15 г. Новочебоксарск»

    Урок  физики

    на  тему «Реактивное движение»

    Разработал

    Преподаватель физики

    Григорьева Е.В.

    Чебоксары -2009 г.

    План – конспект урока физики

    с применением   метода группового обучения

    отделочных строительных работ»

          Количество учащихся  23 чел.

     

    Раздел программы «Механика»

    Тема урока: «Реактивное движение»

    Цели урока: 

    обучающие - проверить усвоение теоретического материала по теме “Импульс тела. Ввести понятие «Реактивное движение ”;

    развивающие – способствовать развитию интеллектуальных способностей учащихся через активную познавательную деятельность  в малых группах;

    воспитательные – способствовать эстетическому восприятию мира через демонстрацию физических процессов и наглядность;

    Задачи урока:

    выяснить, за счёт чего происходит реактивное движение,  характерные особенности реактивного движения;

    распространить применение закона сохранения импульса на реактивное движение;

    формировать  навыки  самостоятельного  добывания знаний из разных современных источников  в процессе работы в малых группах;

    формировать  научное мировоззрение, представления о роли физики в жизни общества и его технических достижениях.

    Тип урока: урок изучения нового материала.

    Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая работы; ролевая игра.

    методы: (наглядное практическое, исследовательское закрепление) .

    Здоровьесберегающие технологии: проветривание помещения, физкультурная пауза, сменяемость  видов и  разнообразные формы учебной работы.

    Учебно -  материальное оснащение: 

    мультимедиа – проектор, CD-диск курса “Открытая физика”, версии 2.6 компании «Физикон», компьютеры.

    Литература: Учебник Касъянова В.А. «Физика 10». М.: Дрофа., 2004.             -416 с.: ил.

    Межпредметные связи на уроке: астрономия (реактивное движение)

    П л а н   у р о к а :

    № п/п

    Этапы урока

    Содержание

    1

     Организационный этап

    (3 мин)

     Взаимное приветствие, фиксация отсутствующих, проверка внешнего состояния, подготовленность учащихся к уроку, организация внимания

    2

    Повторение ранее изученного  материала. (10 мин.)

    Импульс  тела, импульс силы,  закон сохранения импульса. Тестовые задания для выполнения на компьютерах и текстовые индивидуальные задачи для выполнения в тетрадях

    2

    Актуализация знаний. Мотивация учебной проблемы

    Сообщение темы,  обучающей цели и задач изучения нового материала.

     Озвучивание актуальных    проблем  (вопросов), приводящих  к необходимости изучения нового материала.

    3

    Этап изучения нового материала

    (15мин)

     Организация  учебной работы в малых группах по добыванию информаций о реактивном движении  (в историческом и физическом и практическом аспектах).

    Обобщающая информация  о реактивном  движении (нового материала) на основе  полученных информаций  в малых группах.

    4

    Этап закрепления новых знаний (7 мин)

    Проверка глубины понимания учебного материала

         5.

    Домашнее задание

    (2 мин)

    Учебник физики

    Дополнительная литература

    6.

    Подведение итогов урока

    (3 мин)

    Краткий анализ и оценка учебной  деятельности учащихся.

    Ход  урока:

    Деятельность преподавателя

    Деятельность учащегося

    1. Организационный момент.
    2. Повторение ранее изученного материала «Импульс тела, импульс силы, закон сохранения  импульса»

    Учащиеся   распределяются  в две малые группы.  

    Первая группа получает задание  для компьютерного тестирования (отвечает на вопросы тестов каждый индивидуально):

    1. Что называют импульсом тела?

    1. Что можно сказать о направлениях векторов импульса и скорости движущегося тела?

    1. С направлением какой из перечисленных величин совпадает направление импульса – силы, скорости или ускорения?
    2. Что принимают за единицу импульса?

    1. Кто ввел в науку понятие импульса, но называл его количеством движения?

    1. Кто открыл закон сохранения импульса?

    Вопросы в тесте возникают в случайном порядке, чтобы избежать списывания.

    Для второй группы учащихся предлагаются 11 текстовых задач (по одной - на карточках) на листочках.

    Вариант 1. На тележках стоят два мальчика разной массы. Отталкиваясь друг от друга, они разъехались на разные расстояния с разными скоростями. Ответьте,  действует ли здесь   закон сохранения  импульса? Введите  обозначения  скоростей и масс  и оформите ответ.

    Вариант 2. Мальчик движется на тележке со скоростьюv1 . С какой скоростью будет двигаться тележка, если мальчик спрыгнет с неё со скоростью   v2 по ходу движения?

    Вариант 3. Тело массой m1, движущееся со скоростью v1 , сталкивается с неподвижным телом массой m2. Найти скорости тел после взаимодействия, если они стали двигаться как одно тело.

    Вариант 4. Из пушки массой m1 горизонтально вылетает снаряд массой m2. Найти скорость отката пушки.

    Вариант 5. Груз массой m падает на движущуюся тележку массой 2m. Найти скорость тележки после падения груза.

    Вариант 6. Тележка массой 2m, движущаяся со скоростью v2, догоняет такую же тележку, движущуюся в два раза медленней, после чего произошло сцепление тележек без остановки. Найдите скорость   их совместного движения.

    Вариант 7. Две тележки равной массы движутся навстречу друг другу с одинаковыми по модулю скоростями. После столкновения первая тележка остановилась. Найти скорость второй тележки.

    Вариант 8. Пластилиновый шарик, летящий со скоростью v, прилипает к стенке. Какая  будет скорость шарика после прилипания к стене?

    Вариант 9. Найдите  изменение импульса мяча массой 300 г, летящего со скоростью 10 м\с, если  после удара  о пол он  движется  вверх  с такой  же  по модулю   скоростью.

    Вариант 10.

    Мальчик массой  30 кг,  стоя на  коньках, горизонтально  бросает  камень  массой 1 кг. Начальная  скорость  камня  3 м\с.

     Определите  скорость   мальчика  после броска.

    Вариант 11.

     Пуля  массой 10 г,  летячщая   горизонтально  со скоростью  400 м\с ,  ударяется  в преграду  и останавливается . Каково изменение  импульса пули?

     При  решении этих задач  учащиеся использовали   закон сохранения импульса:

    III. Этап подготовки учащихся к активному усвоению нового материала

    Сообщение темы, цели и задачи изучения нового материала.

    И так мы с вам повторили материал предыдущего урока: понятия импульса тела, импульса силы и закон сохранения импульса. Вы применили свои знании при выполнении предложенных заданий.

    Сейчас познакомимся с практическим применением закона сохранения импульса в науке и в технике на примере реактивного движения. Для изучения нового материала учащиеся  делятся на 4 малые группы. Каждая группа получает свое задание по сбору информации о реактивном движении.

    Историки (приводят исторические факты)

    Экспериментаторы (проводят опыты).

    Преподаватель: За счёт чего шарик приходит в движение?

    Правильно, за счет движения воздуха.

     

    Давайте рассмотрим  второй опыт.

     Преподаватель: Что общего в первом и во втором опытах?

    Мнения учащихся и их обоснования фиксируются на доске

    Преподаватель: Движение шарика является примером реактивного движения, и вы правильно указали причину движения шарика. Прежде, чем вы попытаетесь сформулировать определение реактивного движения, мне бы хотелось спросить у вас, будет ли являться примером реактивного движения результат следующего опыта:

    Учащимся предлагается сформулировать понятие реактивного движения

     Теоретики (формулируют основные понятия и

       формулы)

    Преподаватель: Принцип реактивного движения используется при движении ракет.

    Реактивные двигатели устанавливаемые на ракетах называются ракетными двигателями.

    Преподаватель: Одинаковы ли скорость движения ракеты и скорость сгорания топлива?

    А как движется ракета попросим продемонстрировать группе исследователей.

       Исследователи (работа с интерактивными моделями движения ракеты, демонстрация моделей через интерактивную доку и объяснение  движение ракет)

    После этого учащиеся еще раз формулируют определение реактивного движения.

    4. Этап закрепление новых знаний (фронтальный опрос)

    1. Какая связь между законом сохранения импульса и реактивным движением?

     

    В результате чего появляется реактивное движение?

    2. Где используется реактивное движение?

    Основные понятия одновременно фиксируются преподавателем на доске и учащимися на тетрадях

    5. Домашнее задание

    Задание для домашней работы:

    П.  26  учебника Касъянова « Физика 10»,

    Подготовить презентацию результатов выполненной работы в малых группах

    6. Подведение итогов урока

    анализ и оценка учебной деятельности учащихся, выставление оценок.

    Готовность  к уроку, наличие учебных принадлежностей.

    Знакомство с темой, целями и задачами изучения нового материала 

    Возможные  ответы учащихся первой группы:

    1.Физическая величина, равная произведению массы тела на скорость его движения, называется импульсом тела  р (или количеством движения)

    2. Импульс – векторная величина. Он всегда совпадает по направлению с вектором скорости тела

    3. направлением скорости

    4. Единица импульса в СИ является 1

    5. Понятие импульса первым ввел Декарт. Величину  он назвал «количеством движения».

    6. Ньютон

     Вторая группа  из 11 учащихся на листочках  оформляет решение  задач ( каждый решает индивидуально по одной задаче):

    Затем они листочки сдают.

    Историки:

    Принцип реактивного движения открыл К.Э. Циолковский – великий русский учёный и изобретатель, которого по праву считают основоположником ракетной техники

    – разработал теорию движения ракет,

    – вывел формулу для расчёта их скорости,

    –предложил использовать многоступенчатые ракет

    Экспериментаторы: Опыт 1.

    Надувают резиновый шарик и отпускают его. Шарик приходит в движение

    Ответ: Шарик приходит в движение за счёт того, что из него выходит воздух.

    Экспериментаторы: Опыт 2.Ученик встаёт на легкоподвижную тележку, спрыгивает с неё. Тележка движется в противоположную сторону.

    Учащиеся: Тележка и шарик пришли в движение, потому что от них что-то отделилось (ученик, воздух).

    Экспериментаторы

    Демонстрируется 3 опыт: в пробирку наливается немного воды, она плотно закрывается пробкой и на двух нитях подвешивается к штативу. Пробирку нагревают на спиртовке или свечке, наблюдают за результатом: пробирка приходит в движение за счёт того, что из неё под давлением водяного пара вылетает пробка.

    Учащиеся: опыт является примером реактивного движения.

    После этого учащиеся формулируют понятие реактивного движения. Их формулировку уточняют теоретики.

    Теоретики

    “Реактивное движение – это движение, происходящее за счёт отделения от тела с какой-то скоростью некоторой его части”.

    В технике широко используются термрхимические ракетные двигатели, в которых при сжигании топлива образуются сильно нагретые и сжатые газы, истекающие за тем наружу. Внутренняя энергия топлива превращается в двигателях в кинетическую энергию продуктов сгорания.

    Скорость ракеты может превышать относительную скорость истечения газов.

    Следовательно, ракета может быть разогнана до больших скоростей, необходимых для космических полетов. Но это может быть достигнуто только путем расхода значительной массы топлива, составляющей большую долю первоначальной массы ракеты.

    Исследователи

    Демонстрируют модель реактивного движения на экране, используя диск «Открытая физика 2.6»

    Ракета, движущаяся в свободном пространстве (без гравитации

    Модель. Реактивное движение

    использовании многоступенчатых ракет

    Учащиеся: Реактивное движение получается в результате сжигания специальных видов топлива, при сгорании которого образовавшиеся газы покидают ракету с большой скоростью.

    Возможные ответы учащихся:

    Движение, возникающее при отталкивании тел друг от друга в замкнутой системе называется реактивным.

    Реактивное движение может возникнуть за счёт отделения от тела с какой-то скоростью  некоторой его части.

    В ракетостроении, при освоении космоса в космической технике (ракеты)…

    Высказывание учащихся о своих ощущениях.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сценарий урока с использованием элементов интерактивных технологий - компьютера и Интернета. « Реактивное движение. Освоение космоса.»

    Цель: исследовать особенности и характеристики реактивного движения, историю его развития. Подготовить учащихся к распознаванию реактивного движения среди других видов движения, воспроизводить и приме...

    Методическая разработка урока в 10 классе по теме: "Реактивное движение".

    Урок построен на основе технологии проблемного обучения и деятельностного подхода при изучении физики (изготовление учащимися самодельного прибора для демонстрации реактивного движения, разработка пре...

    Материалы к уроку "Реактивное движение"

    Разработка урока с мультимедийным сопровождением по теме "Реактивное движение" «Невозможное сегодня  -    станет  возможным завтра» ...

    конспект урока по теме "Реактивное движение. Реактивные двигатели"

    конспект урока по теме "Реактивное движение. Реактивные двигатели" с использование мультипликационных фильмов...

    Урок по теме "Закон сохранение импульса. Реактивное движение".

    Урок проводился в 10м классе  как повторительно-обобщающий. скачать Ход Урока...

    "Реактивное движение. Ракеты"

    Урок изучения нового материала. Использован проблемный метод, проводится итоговое самооценивание, составляется дерево предположений. На уроке используются презентации и слайд-шоу, которые выполнены уч...

    Современный урок: Реактивное движение.Ракеты

    Сопроводительная презентация к уроку "Реактивное движение. Ракеты"...