Влажность воздуха. Интегрированный урок ( физика, литература).
презентация к уроку физики (10 класс) по теме

Сыромятникова Елена Константиновна

Можно начать с того. что начиная с 60 годов физика и лирика противопоставлялись и воспринимались как антагонистичные, хотя многие
физики интересовались литературой. а поэты еще с незапамятных времен изображали физические явления как естествоиспытатели, так как
стремились не только запечатлеть увиденное, но и проникнуть в суть происходящего. Поэтому их произведения можно воспринимать не только каксвидетельства очевидцев тех или иных природных явлений, но и как художественные, но тем не менее точные описания опыта (если под словом
"опыт" подразумевать наблюдение и анализ увиденного). Кроме того, как для работы ученого, так и для создания произведения литературы
(искусства) необходимо одно общее качество "творческость", креативность, не замутненный стереотипами взгляд на мир. Поэтому
привлечение произведений литературы для урока физики является обоснованным как интегрированный компонент в постижении физических законов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon 2-vlazhnost_vozduha_i_ee_izmerenie.ppt131.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Влажность воздуха и ее измерение . Учитель физики

Слайд 2

Образовательные задачи: сформировать понятия относительной и абсолютной влажности, точки росы, объяснить принцип действия и устройство приборов для измерения влажности (психрометра и гигрометра), научить пользоваться психрометром, обучить решению простейших задач влажности. Воспитательные задачи: показать роль молекулярно-кинетической теории для создания определенных условий в промышленном производстве для нормального течения процессов, для предсказания погоды в метеорологии и т.д. Задачи развития мышления: формировать умения применять знания МКТ для объяснения природных явлений, активизирование познавательной деятельности при использовании примеров из русской художественной литературы, примеров из истории.

Слайд 3

С давних времен человек знал: облака и тучи дают дождь, который так нужен посевам, травам, деревьям. Поэтому он считал, что боги облаков и дождевых туч – добрые боги. Он благодарил их, возносил им хвалу, сочинял в их честь гимны. Природное явление непосредственно связанное с влажностью воздуха – образование облаков. Там щедрым отблеском зари освещены, Густые облака, сбегая с вышины, Нависли пышными янтарными клубами. . . В. Г. Бенедиктов

Слайд 4

Красота и причудливость облаков, необычные сочетания форм и оттенков – все это всегда привлекало внимание, вызывало восхищение, будило воображение. Дети любят разглядывать облака и узнавать в них фигуры зверей, подчас диковинных, человеческие лица, те или иные предметы. Вспомним, у В. В. Маяковского: Плыли по небу тучки. Тучек – четыре штучки: От первой до третьей – люди, Четвертая - был верблюдик. К ним, любопытством объятая, По дороге пристала пятая; От нее в небосинем лоне Разбежались за слоником слоник.

Слайд 5

В воображении поэтов причудливые формы облаков рождали разнообразные картины. Так у А. А. Фета гряда облаков оказывается похожей на силуэт города: Вон там на заре растянулся Причудливый хор облаков: Все будто бы кровли да стены, Да ряд золотых куполов.

Слайд 6

Облака не просто проплывают над землей, они на наших глазах непрерывно меняются, возникают и тают. В каждый момент неуловимо меняется их форма, окраска, густота. Высоко в просторе неба, Все сияя белизною, Вышло облачко на полдень Над равниной водяною. Из болот оно восстало, Из холодного тумана – И замлело, засияло В синей стали океана. . . Вышло облачко высоко, Стало тонкое, сквозное, Улыбнулось одиноко – И угасло в ярком зное.

Слайд 7

Это стихотворение И. А. Бунина очень лирично. Образ одинокого облака, родившегося и растаявшего на наших глазах, невольно вызывает легкую грусть. Прекрасное стихотворение посвятил облаку английский поэт П. Шелли. В нем есть выразительные строки: Я землею рождено, я водою вспоено, Взращено средь небесной равнины, Отдыхаю в горах, исчезаю в морях; Я меняюсь, но нет мне кончины. В этих строках много не только поэзии. В них хорошо отражена также физика красивого и удивительного явления природы, называемого облаком.

Слайд 8

И еще одно природное явление непосредственно связанное с влажностью воздуха – туман. Сельский житель обычно рад туману. Он знает, что туман ранней весной предвещает потепление, что туман на утренней заре летом связан с выпадением росы, которая напитает растения влагой. Иначе воспринимают туман жители городов с сильно загрязненным воздухом. Городскому жителю в сильный туман не только трудно ходить по улицам, но и трудно дышать; физическое состояние резко ухудшается, портится настроение. В довольно мрачных тонах описывает Э.Верхарн туман, сгустившийся в большом городе над загрязненной рекой.

Слайд 9

Сплошными белыми пластами Туман залег между домов. . . Туман сырой, туман холодный, Туман, как белый войлок плотный, Окутал низкие челны. Они, закинув якоря, Туман кровавя нимбом фонаря, В безумье тихое сейчас погружены. . . Седая ночь миры в туманах прячет И в тусклых душах монотонно плачет .

Слайд 10

К счастью в наших городах не бывает таких мрачных, унылых туманов. Несмотря на подобные, способные вызвать озноб описания туманы, его все же вряд ли можно отнести к грозным явлениям природы. В древние времена он воспринимался как таинственное явление, способное порождать призраки и скрывать предметы, как нечто незаметно подкрадывающееся, обволакивающее. Таинственность тумана рождала суеверные представления, и возникали различные легенды, иногда даже светлые, не лишенные поэзии. Герой «Карельских рун» (эпических произведений древней народной поэзии Карелии) кузнец Илмаринен выковал . Он обращается к дочери тумана с просьбой помочь ему:

Слайд 11

И ловить зверей он вышел Говоря слова такие: «Терхенетяр, дочь тумана! Решетом всю хмарь просей ты, Поразвесь клочками дымку Над звериными тропами, Чтобы мне пройти неслышно, Никого не всполошивши».

Слайд 12

Надо признать, что поэты всегда любили обращаться к туману, они использовали его как поэтический образ, помогающий выразить самые разные настроения. В одних случаях поэты видят в туманной дымке неуловимый облик возлюбленной: Как сквозь туман вишневые цветы На горных склонах раннею весною Белеют вдалеке, - Как промелькнула ты, Но сердце все полно тобою.

Слайд 13

В других случаях туман наводит их на грустные думы, вызывает беспокойство, тревогу: В тумане утреннем вся бухта Акаси, Которой свет зари едва-едва коснулся. Не видно островов. . . И думы все мои О корабле , что не вернулся. Эти чем-то напоминающие изящные кружева стихи относятся к средневековой японской поэзии Ҳ – Ҳ ΙΙΙ веков. Автор первого стихотворения Ки-но Цараюки, автор второго не известен.

Слайд 14

Часто с туманом ассоциируются печальные воспоминания, чувство утраты. За душу берут исполненные глубокой печали строки, написанные И.С.Тургеневым. Утро туманное, утро седое, Нивы печальные, снегом покрытые, Нехотя вспомнишь и время былое, Вспомнишь и лица давно позабытые.

Слайд 15

Глазами внимательного наблюдателя смотрят поэты на туман и видят огромное их разнообразие. Утренний туман весьма нестоек. Взойдет солнце, и он растает без следа. Желая подчеркнуть быстротечность молодости и юных мечтаний, А. С. Пушкин недаром упоминает утренний туман. Вспомним строки из его стихотворения «К Чаадаеву»: Любви, надежды, тихой славы Недолго тешил нас обман, Исчезли юные забавы, Как сон, как утренний туман.

Слайд 16

Обратим внимание на отмеченное М. Ю. Лермонтовым свойство вечернего тумана клубиться: И скрылся день; клубясь, туманы Одели темные поляны Широкой белой пеленой. Но туман не обязательно клубится, чаще он «ползет». Это отмечает С. Есенин: Приятный вечер. Гаснут зори. По траве ползет туман.

Слайд 17

Какого цвет туман? Легкая туманная дымка над морем имеет голубоватый цвет. Хорошо известно стихотворение М. Ю. Лермонтова: Белеет парус одинокий В тумане моря голубом. Луну или солнце, наблюдаемые сквозь легкий туман, кажутся красноватыми. Напомним прекрасные пушкинские строки: Туман над озером дымился, И красный месяц в облаках Тихонько по небу катился. . .

Слайд 18

В наше время облаками и туманами интересуются не только поэты и художники. Пожалуй, особенно сильно туманы интересуют сегодня диспетчеров аэропортов, работников морских и речных портов, летчиков, капитанов кораблей, водителей автомашин и, конечно же, огромную армию метеорологов и синоптиков. Метеоролог – метео-(гр. meteora ) – атмосферные явления. Относящийся к явлениям земной атмосферы, к также к науке, занимающейся этими явлениями. Синоптика – (гр. – sinoptikos – способный все обозреть). Раздел метеорологии изучающий физические явления и процессы в атмосфере, определяющий состояние погоды, занимакющийся прогнозом погоды.

Слайд 19

И здесь нам самое время обратить внимание на то, что замечательные по своим масштабам и красоте явления, связанные с влагой в атмосфере, оказывают не только эстетическое воздействие на людей. Водяной пар в воздухе, несмотря на огромные поверхности океанов, морей, озер и рек, не является насыщенным: атмосфера – «открытый сосуд». Перемещение воздушных масс приводит к тому, что в одних местах нашей планеты в данный момент времени испарение воды преобладает над конденсацией, а в других, наоборот, преобладает конденсация. Важно ли это для нас?

Слайд 20

Почему в нашем городе так тяжело переносятся холод и жара? Почему в Санкт-Петербурге уже при 25 0 С учащиеся младших классов могут не ходить в школу, хотя, например, в Хабаровске зимой температура достигает 35 0 С и никому не приходит в голову не только не ходить в школу, но и лишаться прогулок. Почему в нашем городе так трудно переносится жара даже 25 0 С, хотя в других местах и большая температура переносится легче? Что за приборы висят в каждом зале Эрмитажа помимо термометров? Почему больные люди так внимательно готн6осятся к прогнозу погоды, когда передают влажность воздуха? Почему, когда зимой человек в очках входит в помещение, его очки запотевают? Почему зимой на окнах появляются узоры?

Слайд 21

На все эти вопросы мы попробуем ответить в конце изучения темы «Влажность воздуха и ее значение». Влажность воздуха – содержание в нем водяных паров. Влажность воздуха характеризуется рядом величин.

Слайд 22

Парциальное давление водяного пара. Атмосферный воздух представляет собой смесь различных газов и водяного пара. Каждый из газов вносит свой вклад в суммарное давление, производимое воздухом на находящиеся в нем тела. Давление, которое производил бы водяной пар, если бы все остальные газы отсутствовали, называют парциальным давлением (или упругостью) водяного пара. Парциальное давление р водяного пара принимают за один из показателей влажности воздуха. Единицы измерения: [ p ] = 1 Па или [ p ] = 1 мм.рт.ст.

Слайд 23

Абсолютная влажность воздуха За характеристику влажности водяного пара может быть принята плотность водяного пара ρ , содержащегося в воздухе. Так как эта величина очень мала, то ее выражают [ ρ ] = 1 Абсолютная влажность показывает, таким образом, сколько водяного пара в граммах содержится в 1 м 3 воздуха. Абсолютная влажность и парциальное давление водяного пара связаны уравнением Менделеева-Клайперона

Слайд 24

Относительная влажность. Знание парциального давления водяного пара или абсолютной влажности ничего не говорят о том, насколько водяной пар в данных условиях далек от насыщения, а именно от этого зависит интенсивность испарения воды (или конденсация пара) и, следовательно, потеря влаги живыми организмами. От этого же зависит быстрота высыхания тканей, почвы, увядание растений и многое другое. Вот почему вводят величину, показывающую, насколько водяной пар при данной температуре близок к насыщению, - относительную влажность.

Слайд 25

Относительной влажностью воздуха φ называют выраженное в процентах отношение парциального давления р водяного пара, содержащегося в воздухе при данной температуре, к давлению р 0 насыщенного пара при той же температуре. φ = Итак, для вычисления относительной влажности надо знать парциальное давление пара, содержащегося при данной температуре в воздухе, и давление насыщенного водяного пара при той же температуре. Давление и плотность насыщенного пара при разных температурах можно найти в таблице. Это табличная ведичина.

Слайд 26

Пусть имеем следующие условия: температура воздуха 25 0 С, абсолютная влажность паров составляет 1,22 кПа. Тогда относительная влажность воздуха: φ = Температура воздуха упала до 20 0 С. Относительная влажность воздуха стала φ = Температура воздуха упала до 15 0 С. Относительная влажность воздуха стала φ = Температура воздуха упала до 10 0 С. Относительная влажность воздуха стала φ = Пар в воздухе стал насыщенным. Выпала роса.

Слайд 27

Точка росы. Температура t р , до которой должен охладиться воздух, чтобы находящийся в нем водяной пар достиг состояния насыщения (при данной влажности и неизменном давлении), называется точкой росы. Давление насыщенного водяного пара при температуре воздуха, равной точке росы, и ест парциальное давление водяного пара, содержащегося в атмосфере. При охлаждении воздуха до точки росы начинается конденсация паров: появляется туман, выпадает роса.

Слайд 28

Приборы для определения влажности воздуха. 1. Гигрометр. Гигрометр представляет собой металлическую коробку, передняя стенка которой хорошо отполирована. Коробка соединена с резиновой грушей. Внутрь коробки наливают легко испаряемую жидкость – эфир и вставляют термометр. Продувая через коробку воздух с помощью груши, вызывают сильное испарение и быстрое охлаждение коробки. По термометру замечают температуру, при которой появляются капельки росы на полированной поверхности. Это и есть точка росы, так как появление росы указывает, что водяной пар стал насыщенным. Определение точки росы является наиболее точным способом измерения влажности воздуха.

Слайд 29

2. Волосяной гигрометр. Рассказывают, что однажды Ньютон, который отдыхал в сельской местности в Англии, пошел прогуляться в горы. По дороге он встретил пастуха, который пас овец. Хотя на небе не было никаких признаков грозы, пастух сказал Ньютону, что скоро будет гроза. Ньютон не поверил, и скоро промок до нитки, попав под дождь. Он решил выяснить у пастуха, откуда тот узнал о приближении грозы. Пастух рассказал, что ему в этом помогают овцы. Незадолго до дождя шерсть пастухов становится заметно длиннее. На свойстве обезжиренного человеческого и не только человеческого волоса удлиняться при увеличении влажности воздуха основано действие волосяного гигрометра. Его применяют, когда не требуется особой точности при определении влажности воздуха.

Слайд 30

3. Психрометр. Состоит из двух термометров. Резервуар одного из них остается сухим, и термометр показывает температуру воздуха. Резервуар другого окружен полоской ткани, конец которой опущен в воду. Вода испаряется, и благодаря этому термометр охлаждается. Чем больше влажность воздуха, тем менее интенсивно идет испарение и тем меньше разность показаний термометров. При относительной влажности, равной 100%, вода вообще не будет испаряться и показания термометров будут одинаковы. По разности температур с помощью специальных таблиц, называемых психрометрическими, можно определить влажность воздуха. Психрометрами пользуются в тех случаях, когда требуется быстрое и точное определение влажности.

Слайд 31

Значение влажности. Люди весьма восприимчивы к влажности. От нее зависит интенсивность испарения влаги с поверхности кожи. А при испарении влаги температура организма уменьшается. При высокой влажности, особенно в жаркий день, испарение влаги с поверхности кожи уменьшается и поэтому затрудняется терморегуляция человеческого организма. В сухом воздухе, напротив, происходит быстрое испарение влаги с поверхности кожи, что приводит к высыханию слизистых оболочек дыхательных путей. Наиболее благоприятной является относительная влажность от 40% до 60%. Такая влажность, например, поддерживается в космическом корабле.

Слайд 32

Большое значение имеет знание влажности в метеорологии для предсказания погоды. \хотя количество водяного пара в воздухе сравнительно невелико (около 1%) роль его в атмосферных явлениях значительна. Конденсация водяного пара приводит к образованию облаков и последующему выпадению осадков. При этом выделяется большое количество теплоты. Испарение воды и образование водяного пара сопровождается, наоборот, поглощением теплоты и похолоданием. Огромное значение влажность воздуха имеет для образования туманов. Во время туманов увеличивается количество аварий. На пригородных дорогах часто даже стоят указатели, предупреждающие о возможности частых и сильных туманов.

Слайд 33

Определенную влажность необходимо поддерживать в ткацком, кондитерском, табачном и других производствах для нормального течения процесса. А также при хранении произведений искусства и книг в музеях и библиотеках. Поэтому в музеях в каждом зале вы можете увидеть психрометры.

Слайд 34

Закрепление. Задача 1. Найти относительную влажность воздуха, если парциальное давление водяного пара в воздухе при 19 0 С было 1,1 кПа. Задача 2. Найти относительную влажность воздуха в комнате при температуре 18 0 С, если при температуре 10 0 С образуется роса.

Слайд 35

Задача 1. Дано: Решение. р = 1,1кПа φ = р 0 = 2,2 кПа φ = Найти: φ = ? φ = 50%

Слайд 36

Задача 2. Дано: Решение. t = 18 0 C φ = t р = 10 0 С φ = р 01 =2,07 кПа р = 1,23 кПа Найти: φ =? φ =59%

Слайд 37

Домашнее задание:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку физики в 8 классе "Влажность воздуха"

Презентация разработана для объяснения учебного материала по теме "Влажность воздуха" в 8 классе. Автор учебника: Пёрышкин...

Интегрированный урок физика+литература "Вершина"

Каждый год в нашей школе проходят мероприятия, посвященные предметным неделям. Цели таких мероприятий -  развить  у детей интерес к предмету и их творческие способности, дать возможнос...

Интегрированный урок (физика+литература) "Изменения агрегатного состояния вещества"

Представленный материал содержит разработку урока  "Изменения агрегатного состояния вещества" для учащихся 8 класса; приложение "Задания учащимся" и презентацию к уроку. Данный урок позволит ваши...

Урок физики по теме "Влажность. Способы определения влажности воздуха" (8 класс).

Технологическая карта урока физики в 8 классе по теме «Влажность. Способы определения влажности воздуха» с использованием цифровых образовательных ресурсов...

Урок физики "Влажность воздуха. Роль влажности в жизни"

Урок по физике для учащихся 8 класса. В данной разработке представлен большой теоретический,и практический материал,используемый в повседневной жизни....

Методическая разработка к уроку физики в 8 классе по теме "Влажность. Измерение влажности".

Урок соодержит новый теоретический материал и фрагмент лабораторной работы в соответствии с новым ФГОС....