Презентация и конспект к уроку "Дисперсия света"
презентация к уроку по физике (11 класс) по теме

Лебедева Ирина Геннадьевна

Тема урока: «Дисперсия света»

Урок проводится в 11-м классе при изучении темы «Волновые свойства света».

Урок сопровождается презентацией в программе Microsoft Power Point.

Цели урока:


Образовательная: формирование знаний у учащихся о дисперсии, о спектральном составе белого света.
Развивающая: продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи между фактами, выдвигать гипотезы, их обосновывать и проверять достоверность.
Воспитательная: продолжить формирование познавательного интереса к предмету «Физика»; коммуникативных умений.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, приборы и материалы к проведению эксперимента, компьютерная презентация.
Литература:
1. Презентация «Дисперсия», подготовила Лебедева И. Г., ГОУ СОШ № 43.

2. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика. 11 класс. 
3.Степанова Г.Н. Задачник. 10 – 11 классы.




Тема урока: «Дисперсия света»

Урок проводится в 11-м классе при изучении темы «Волновые свойства света».

Урок сопровождается презентацией в программе Microsoft Power Point.

Цели урока:


Образовательная: формирование знаний у учащихся о дисперсии, о спектральном составе белого света.
Развивающая: продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи между фактами, выдвигать гипотезы, их обосновывать и проверять достоверность.
Воспитательная: продолжить формирование познавательного интереса к предмету «Физика»; коммуникативных умений.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, приборы и материалы к проведению эксперимента, компьютерная презентация.
Литература:
1. Презентация «Дисперсия», подготовила Лебедева И. Г., ГОУ СОШ № 43.

2. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика. 11 класс. 
3.Степанова Г.Н. Задачник. 10 – 11 классы.


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_dispersiya_11_klass.zip1.96 МБ

Предварительный просмотр:

 Конспект урока «Дисперсия света»

                                                                                11 класс.

                                                                Учитель Лебедева И.Г.

Тема урока: «Дисперсия света»

Урок проводится в 11-м классе при изучении темы «Волновые свойства света».

Урок сопровождается презентацией в программе Microsoft Power Point.

Цели урока:


Образовательная:
 формирование знаний у учащихся о дисперсии, о спектральном составе белого света.
Развивающая: продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи между фактами, выдвигать гипотезы, их обосновывать и проверять достоверность.
Воспитательная: продолжить формирование познавательного интереса к предмету «Физика»; коммуникативных умений.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, приборы и материалы к проведению эксперимента, компьютерная презентация.
Литература:
1. Презентация «Дисперсия», подготовила Лебедева И. Г., ГОУ СОШ № 43.

2. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика. 11 класс. 
3.Степанова Г.Н. Задачник. 10 – 11 классы.

Ход урока:


Слайд 1.
 Организационный момент.

 
Слайд 2.
  Мотивация познавательной деятельности.
  Сегодня на уроке мы рассмотрим очень интересное и необычное явление, благодаря которому можно видеть наш окружающий мир цветным. А почему мы можем с вами видеть красивые цвета, удивительные картины? Почему мир дарит нам целую гамму различных по красоте и неповторимости пейзажей? Ответ на эти вопросы вы сами дадите в конце урока.
  Дисперсия – звучит прекрасно слово,
  Прекрасно и явление само
  Оно нам с детства близко и знакомо,
  Мы наблюдали сотни раз его!
  Гром отгремел, стих летний ливень быстрый,
  И над умытой свежею землей
  Мостом бесплотным радуга повисла,
  Пленяя нас своею красотой.
  Дисперсия здесь «руку приложила»
  Обычный белый лучик световой
  Она как будто в призме разложила,
  Во встреченной им капле дождевой.
Слайд 3.

  Изучение нового материала.
  Явление дисперсии света первым начал изучать И.Ньютон. Эта его работа считается одной из важнейших его научных заслуг.
 

Слайд 4.
Недаром на его надгробном памятнике, поставленном в 1731 году, есть слова: «Он исследовал различие световых лучей и появляющиеся при этом различные свойства, чего ранее никто не подозревал»… Занимаясь усовершенствованием телескопов, Ньютон обратил внимание на то, что изображение, даваемое объективом, по краям окрашено. Исследуя окрашенные при преломлении края, Ньютон сделал свои открытия в области оптики. Итак, что же сделал Ньютон? 

Слайд 5.
 Если внимательно присмотреться к прохождению света через треугольную призму, то можно увидеть, что разложение белого света начинается сразу же, как только свет переходит из воздуха в стекло. В описанных опытах использовалась призма, изготовленная из стекла. Вместо стекла можно взять и другие прозрачные для света материалы. Замечательно, что этот опыт пережил столетия, и его методика без существенных изменений используется в лабораториях до сих пор.
 
Слайд 6.
Сейчас мы с вами попробуем воспроизвести этот опыт. Работать будем в группах.
Каждая группа выполняет демонстрационный эксперимент: получить и исследовать спектр, используя призмы из разного стекла (флинт и крон).

Слайд 7.
Рассмотрите порядок расположения цветов, попытайтесь выяснить причины явления.

Слайд 8.

   Вспомним закон преломления света:
  - Какое физическое явление называется преломлением света?
  - Какой угол называют углом падения?
  - Какой угол называют углом преломления?
  - Сформулируйте закон преломления света.

Слайд 9.

  - Чем вызвано преломление волн?
  - Какую физическую величину называют абсолютным показателем преломления?
  - Каков его физический смысл?
  - Какая среда называется оптически более плотной или менее плотной?
  - Чем отличается ход луча при его преломлении в оптически более плотную среду от преломления в оптически менее плотную?
  - В чем состоит особенность прохождения светового пучка через призму?
  - Какова связь скорости волны с ее частотой?
  Обобщение результатов эксперимента. 
Учащиеся озвучивают результаты демонстрационного эксперимента.

Слайд 10.

Выводы из опытов:
1. Скорость света зависит от среды.
2. Призма разлагает свет.
3. Белый свет – сложный.
Итак, когда происходит разложение света на цвета? 
Фронтальный эксперимент: учащиеся выполняют задание

  1. Посмотрите через скошенные грани плоскопараллельной пластинки на лампочку. Есть ли окраска?
  2.  Посмотрите на свет через плоские стороны пластинки. Есть ли окраска?
  3.  Когда происходит разложение света на цвета? 
    Вывод: при прохождении света через вещество, имеющее преломляющий угол, происходит разложение света на цвета.

Слайд 11.
  Теперь проверим, будет ли разлагаться на цвета свет, имеющий окраску.
Учащиеся озвучивают результаты лабораторного эксперимента. 
Выводы из опытов: 
 1. Только белый свет при прохождении через вещество, имеющее преломляющий угол, раскладывается на цвета.
2.Фиолетовые лучи преломляются сильнее красных: nф> nк, n=с/υ, следовательно,

υк > υф
Из явления дисперсии следует, что волны, входящие в состав белого света, в веществе распространяются с различными скоростями: с наибольшей скоростью распространяется волны, которые мы воспринимаем как красный свет, и с наименьшей волны, воспринимаемые нами как фиолетовый свет.

3. Цвет света зависит от частоты: υ =λν, следовательно, скорости распространения световых волн зависят от их частоты. 
  
Слайд 12.

Определение спектра: распределение какого – либо излучения по частотам колебаний называется спектром. ЭМВ определенной постоянной частоты называется монохроматической.   

Спектр – совокупность монохроматических излучений, составляющих данное излучение. Еще Ньютон составил перечень основных цветов спектра, которые легко запомнить с помощью знаменитой фразы: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Резкой границы среди них нет.

Слайд 13.

Объяснение физической природы дисперсии света.  С помощью дисперсии света можно объяснить такое явление, как радуга.
Слайд 14.

Сообщение учащегося. В водяной капле происходят следующие оптические явления:

Слайд 15.

Учитель. Обратите внимание на окружающие предметы. Какие цвета вы видите? Только ли те, которые входят в состав белого света? Как можно получить такие цвета? 
Мы выяснили, что белый свет состоит из семи цветов. Какой цвет мы получим при сложении этих цветов? 
  Синтез белого света с помощью призм, осуществленный Ньютоном: в последующих опытах Ньютону удалось соединить цветные лучи в белый свет. Он пропустил лучи солнечного света через призму, а затем вышедшие из нее цветные лучи собрал с помощью другой призмы. В месте соединения цветовых лучей луч стал белого света.

Слайд 16.

Спектральный круг. Объясни явление!

Ответьте на вопрос. Предложение сделать дома наглядное пособие.

Слайд 17, 18.

 Ныне известна трехцветная природа зрения. На ней основано воспроизводство цветов в кино, телевидении, цветной фотографии.

Красный, желтый и синий – наиболее чистые цвета, ибо их нельзя получить смешением других цветов. Из них же наоборот, можно получить все остальные цвета.

 

Слайд 19, 20.

Контрольные вопросы.

1. Какие из этих явлений объясняются дисперсией?

2. Почему при запрещающем сигнале светофора включается именно красный свет?

3. На листе бумаги написано слово «свет» зеленым карандашом. Через какое цветное стекло нельзя будет прочесть надпись?

4. Не все световые волны являются монохроматическими. Выберите из списка цвета, не являющиеся таковыми.    

5. Почему Солнце в зените – ослепительно-белое, а на закате – оранжевое или красное? 

Слайд 21.

Обобщение и закрепление материала.

Домашнее задание: §66, № № 1534, 1541, 1546(Степанова).