урок по физике тема: Плотность вещества
статья по физике по теме

В данной разработке урока предлагается изучение новой  темы, где основным направлением является самостоятельный поиск и добыча знаний непосредственно самим учеником. В процессе урока дети самостоятельно выявляют зависимость плотности от обьема и массы тела. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Плотность вещества

Цель урока: сформулировать понятие плотности вещества и добиться усвоения учащимися данной  темы.

Задачи урока:

1.  уметь вычислять плотность разных веществ, использовать теоретические знания  на практике;  

2. уметь ориентироваться в объеме новой информации, самостоятельно искать, анализи ровать, производить отбор, преобразовывать, сохранять и осуществ лять перенос информации и знаний при по мощи реальных технических объектов и информационных технологий (информационно-технологическая компетенция).

3. формировать владение основами безопасной жизнедеятельности, умение со относить свои возможности с реальной перс пективой планирования и организации деятель ности, с чувством собственного достоинства, быть ответственным за свои поступки, умение работать в классе (компетенция личностного саморазвития).

Оборудование: мультимедийный проектор; компьютер; интерактивная доска; презентация, составленная с помощью программы Power Point; тела разного объема, но равной массы; тела равного объема, но разной массы.

Ход урока

І. Организационный момент. Сегодня мы с вами обобщим ранее полученные знания и ознакомимся с новым понятием.

ІІ. Повторение.

Для этого прежде повторим ранее полученные знания, в виде разгадывания кроссворда (слайд 2-11).

В выделенных ячейках выделилась наша сегодняшняя тема «Плотность вещества».

ІІІ. Изучение новой темы

1.Постановка учебной проблемы.  

   Вы все с детства, знакомы с шуточной загадкой: Что легче килограмм ваты или килограмм железа? (объяснение учеников). Сегодня на уроке мы будем изучать физическую величину – плотность. Тема урока «Плотность вещества»  (слайд 12)

2. Изучение нового учебного материала.  Физическая величина, показывающая массу вещества в единице объема, называют плотностью вещества (слайд 13). 

3. Демонстрация: с телами равного объема, но разной массы; равной массы и разного объема. Значит плотность зависит от массы и объема.

Плотность=  (слайд 14) 

Введем обозначения:

 m-масса тела;

V- объем тела;

- плотность вещества (греч.буква «ро»). Тогда                       (слайд 15)

                                     (слайд 16) 

                                                                                                        (слайд 17) 

Единица измерения в СИ:   = 1 .  Существуют и  другие единицы измерения: очень часто

плотность выражают в .                 Очень важно заметить,что одно и тоже вещество в различных состояниях имеет различную плотность. Например, плотность воды -1000 кг/м3, льда-900 кг/м3, водянного пара-0,59 кг/м3 (слайд 18).    Плотность твердых, жидких и газообразных веществ является табличной величиной. Поэтому их значения можно использовать при решении задач. Рассмотрим таблицы плотностей на странице учебника  218-219.

    Вопросы к учащимся: определите по таблице вещества, имеющие наибольшую плотность? Наименьшую плотность? Плотность многих веществ определена экспериментально и занесена в таблицы.

IV. Закрепление нового материала. (Слайд 19.)

1. Решение задач: Объем керосина в цистерне 100 м3. Определите массу керосина.

2.Практическое задание:  Определить плотность тел равного объема. Ученики сами предлагают  ход выполнения работы.

V. Домашнее задание (слайд 20): параграф 32, упражнение 12 №2,3,5. Определить массу воздуха в комнате, для этого измерить длину, ширину, высоту вашей комнаты. Вычислить объем. Вычислить массу воздуха в вашей комнате, где плотность воздуха принять равной 1,3 кг/м3.

VІ. Выводы (слайд 21). Итоги урока (слайд 22).



Предварительный просмотр:

КГУ «Средняя общеобразовательная школа №31»

ГУ «Отдел образования города Семей ВКО»

Доклад

Тема:

       Учитель физики: Жолтабарова Ш.М.

г.Семей

Эффективность инновационных технологий и их влияние на уровень развития учеников

       В современных условиях модернизации образования изменяются цели и задачи стоящие перед школой и учителями. Акцент переносится с “усвоения знаний” на формирование “компетентностей”. Система формирования ключевых компетенций включает коммуникативную компетенцию и модель формирования социальных компетенций. На практике это находит свое выражение в формировании умений и навыков общения, умений и навыков действовать в социальных ситуациях, способность брать на себя ответственность, развивает навыки совместной деятельности, способность к саморазвитию; личностному целеполаганию; самоактуализации. Способствует воспитанию в себе толерантности; способности жить с людьми других культур, языков, религий. Таким образом, происходит переориентация на гуманистический подход в обучении. Внедряются инновационные педагогические технологии, предусматривающие учет и развитие индивидуальных особенностей учащихся. Современные образовательные технологии можно рассматривать как ключевое условие повышения качества образования, снижения нагрузки учащихся, более эффективного использования учебного времени.

   Увеличение умственной нагрузки на уроках физики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, предмету, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим ведутся постоянные поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приемов, которые активизировали бы мыслительную спобность школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний.

Также и в преподавании непосредственно своего предмета, стараюсь учитывать индивидуальные особенности учеников. Уровневая дифференциация осуществляется не за счет уменьшения объема изучаемой информации, а обеспечивается ориентацией школьников на различные требования к его усвоению.

Я подробно изучала эту тему в течении трех лет, т.к  моя проблемно-поисковая тема была связана с дифференцированным подходом обучения. Цель технологии дифференцированного обучения: обеспечить усвоение учебного материала каждым учеником в зоне его ближайшего развития на основе особенностей его субъекта. Такая форма обучения предоставляет шанс каждому ребенку организовать свое обучение таким образом, чтобы максимально использовать свои возможности, прежде всего, учебные. Уровневая дифференциация и индивидуальный подход позволяет акцентировать внимание учителя на работе с различными категориями детей. В структуре уровневой дифференциации по обученности выделяют, три уровня: минимальный (базовый), программный и усложненный (продвинутый, в формулировке некоторых авторов). Такой подход хорошо помогает при работе со способными детьми и слабоуспевающими. При работе, со способными учениками, использую поисково-исследовательскую, проектную деятельность (Проекты: Мукашева Айнур и Нугербекова Гульназ-«Энергосбережение в быту», Амиргазин Султан, Аманбаева Аида-«Определение КПД человека», «Тригонометрия в жизни»-Қозыбаева жұлдыз и Герасименко Анастасия), направленная на разработку технологии обучения. Эти же технологию применяю и на уроках, например, в качестве домашнего задания при изучении темы «Плотность тела» в 7 классе даю задания определить плотность зубной пасты, мыла и т.д или же в 8 классе-определить энергетическую ценность продуктов питания.

В старших классах применяю такие технологии как работу в группах, в парах, проблемное обучение, где предлагаю ученикам найти решение спорных вопросов, например, «какая ткань , сухая или влажная, быстрее впитывает влагу» или «какая вода закипит быстрее, сырая или уже кипяченная» и т.д. При работе в группах использую элементы критического обучения, такие как, мозговой штурм, составление ассоциативной карты при изучении темы «Силы в природе» и составление кластеров, стратегии «Жигсо», «Жигсо-2», таблицу «ЗХП», «Диаграмму Венна».

Информационные технологии используются при выполнении лабораторных и практических работ,  участии в конкурсах и олимпиадах дистанционного характера, такие как КИО, интернет-олимпиады по физике, проводимой СПбГУ, российский конкурс «Виртуальные лабораторные работы», подготовке презентаций и видеофрагментов. В результате выпускники имеют подготовку к освоению новых информационных технологий в будущей трудовой деятельности.

Личностно – ориентированные технологии в преподавании физики, использую для создании ситуаций успеха, при работе со слабоуспевающими учениками, где любое поощрение со стороны учителя придает уверенности для обучаемого.

Технология информационно - аналитического обеспечения учебного процесса и управление качеством образования применяю при взаимооценивании и рефлексировании.  

При использовании всех инновационных технологий облегчается роль учителя. Учитель согласовывает виды и темы заданий, сроки представления результатов самостоятельной работы, определяет содержание самостоятельной работы, её формы и объём, проводит инструктаж по методике выполнения задания, проводит консультации (индивидуальные и групповые) по оказанию помощи при разработке плана или программы выполнения задания, осуществляет промежуточный контроль хода выполнения заданий, оценивает результаты выполнения заданий.

      Преимущества современных образовательных технологий  меняет  функции учителя и ученика, где учитель становится консультантом-координатором (а не выполняет информирующе-контролирующую функцию), а ученикам предоставляется большая самостоятельность в выборе путей усвоения учебного материала.

При этом учителю тоже предъявляются определенные требования: воспитать веру ученика в свои силы, научить радоваться общению с педагогом, товарищами, воспитать внимание, стремление к самостоятельной деятельности; использовать приемы, позволяющие эффективно применять учебный материал, чтобы вырабатывать у школьников навыки самообразования; чутко откликаться на мысли ученика; делать урок эмоционально ярким; индивидуализировать обучение «трудных» и «одаренных»;   умело сочетать урочную и внеурочную форму работы; стремиться к тому, чтобы на каждом уроке присутствовал элемент неожиданности, новизны, творчества.