Урок по физике в 7классе на тему "Плотность вещества. Решение задач"
методическая разработка по физике (7 класс) по теме

Тимофеева  Светлана  Анатольевна

 

Цель: Развитие познавательного интереса обучающихся при решении задач по физике. 

Задачи: 

Образовательная:

способствовать совершенствованию полученных знаний, их расширению и развитию при работе с задачами. 

Развивающая:

проверить уровень самостоятельности деятельности обучающихся по применению знаний в различных ситуациях. 

Воспитательная:

способствовать развитию любознательности и творческой активности обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_teme_plotnost.rar330.36 КБ

Предварительный просмотр:

Урок физики по теме: "Плотность вещества. Решение задач».

 7-й класс.

Слайд1.

Цель: Развитие познавательного интереса обучающихся при решении задач по физике.

Задачи:

Образовательная:

способствовать совершенствованию полученных знаний, их расширению и развитию при работе с задачами.

Развивающая:

проверить уровень самостоятельности деятельности обучающихся по применению знаний в различных ситуациях.

Воспитательная:

способствовать развитию любознательности и творческой активности обучающихся.

Оборудование: весы, гири, линейка, кусок картофеля прямоугольной формы, картофель неправильной формы, мензурка ,сосуд с водой.

ХОД УРОКА

I. Организация урока (1мин.)

2. Повторение пройденного (5мин.):

Сегодня на уроке мы повторим материал по теме «Плотность».

Проверим, как вы готовы к испытаниям.

Задание№1 ( «Найти пару»).

Работа с карточками, на которых написаны физические величины: m , v , p  , кг, м3 , кг/м3.

Задание№2.

1) Свод правил -  Закон;

2) Физическая величина, характеризующая инертность тела - мАсса;

3) Вещество, плотность которого 1000кг/м3.- воДа;

4) Все вещества состоят из….- молекулА;

5) То, что можно измерить или физическая…- велиЧина ;

6) Вещество , из которого состоит свеча – парАфин.

3. Решение задач. (24мин).

Итак, ключевое слово – задача. Настало время их решать.

Плотность вещества. На первый взгляд, в повседневной  жизни не так часто употребляем это понятие. Но вокруг нас происходят различные процессы, явления, тесно связанные с плотностью.

Слайд2:

Задача №1. Ледник длиною 1км и шириной 0,5 метра  заполнен слоем льда, толщиной 300 см. Какова масса льда? Плотность льда 900 кг/м3.

Целый айсберг получается. Айсберги. Их  называют величественными явлениями природы.

Выступление ученика.

Айсберги – это крупные обломки ледников, спускающиеся с суши к морю. Их далеко уносят морские течения. Самые крупные айсберги рождаются гигантскими ледниками Антарктиды. Рождение айсберга – эффектное зрелище. Огромная масса льда с грохотом обрушивается в воду. Оказавшись в воде айсберг, отправляется в плавание.

Течение рано или поздно выносят его в более теплые воды, и он медленно тает под лучами солнца.

Плывущая в теплых водах ледяная гора обычно бывает окутана плотным туманом – это водяной пар более теплого воздуха сгущается над ее холодной поверхностью. Такие айсберги представляют большую опасность для судоходства.

Айсберги представляют собой своеобразное хранилище пресной воды. Даже относительно небольшая ледяная гора, толщиной 150 м, длиной 2 км и шириной в полкилометра, содержит в себе почти 150 млн. тонн пресной воды, причем очень высокого качества. Этого количества хватило бы на целый месяц такому гигантскому городу, как Москва.

Слайд3.

Задача2.  Определить объем спасательного пояса, изготовленного из бальзы массой 480 г. плотность бальзы считать 120 кг/м3.

А кто знает, что такое бальза?

Выступление ученика.

Существуют в природе явления, тела, которые являются вполне обычными, но есть такие – которые принято характеризовать как “самые – самые”. Среди деревьев тоже есть такие – это бальза.

Бальзовое дерево относится к семейству кокосовых, произрастает в Южной и Центральной Америке. Древесина 120 кг/м3 (сухая легче пробки). Используется в изготовлении плотов, самолетостроении, как звуко- и теплоизоляционный материал. Из бальзового дерева был построен плот “Кон-Тики” Тура Хейердала (1914 г.р.) норвежского этнографа и археолога. Сейчас плот хранится в музее в Осло.

Существуют древесные породы еще более легковесные, чем бальза. На Кубе растет дерево эшиномена колючеволосатая,1 м3 ее древесины весит 40 кг, т.е.  = 40 кг/м3.

А наиболее тяжелая древесина у змеиного дерева. Сырая древесина имеет плотность 1500 кг/м3 и тонет в воде, как камень.

Слайд4.

Задача№3.(экспериментальная).

На кондитерских заводах и фабриках изготавливают конфеты, сладости, которые так все любят. Для их изготовления используют патоку, получаемую из крахмала картофеля.

Существует прямая связь между плотностью картофеля и % содержания в нем крахмала.

На экране слайд 5 – таблица  зависимости % крахмала от плотности картофеля.

Вместе с обучающимися, мы обсуждаем ход экспериментального задания по определению плотности картофеля. Были предложены два способа экспериментального определения плотности картофеля и указано необходимое оборудование.

1 способ

мензурка,

сосуд с водой

весы, гири.

2 способ

изготовленный из картофеля прямоугольный параллелепипед,

линейка, весы, гири, нож.

По два ученика определяют плотность предложенными способами (или одним из них) картофеля и по таблице определяют % содержание в нем крахмала.

Результаты эксперимента ребята оформляют в виде письменной задачи и сдают учителю, оглашая процент содержания крахмала в предложенном картофеле.

Учитель:

Перед вами карта добычи полезных ископаемых.

Указываю на месторождения каменного угля.

 Где он используется? (ответы учащихся ) .

Показываю набор продуктов, изготовленных из каменного угля, путём очищения его от примесей.

Примеси – это полезно или вредно?

Выступление учащегося “Примеси – вон!”

При добыче каменного угля на ленту конвейера поступают не только куски угля, но и обломки породы. Даже в кусках угля почти всегда вкраплены слои глины, песчаника и др. минералов. Минеральные примеси в каменном угле ухудшают качество получаемого из него кокса и выплавленного с помощью этого кокса металла. Вот почему каменный уголь необходимо обогащать – отделять от него примеси.

Наиболее распространенный способ обогащения – “отсадка». Вследствие того, что уголь и порода имеют сильно отличающиеся плотности (глина и песчаник около 2,6 г/см3, а уголь от 1,3 г/см3 до 1,7 г/см3) уголь отделяется от породы. В нижнем слое оседают зерна с большой плотностью, т.е. порода, а в верхнем – чистый уголь.

Слайд№6.

 Задача№4.  Кусок угля объемом 20 см3 имеет массу 50 г. Имеет он примеси руды или нет? Плотность угля от 1300кг / м3  до 1700 кг / м3

4. Самостоятельная работа  учащихся: (7мин).

 Тест по теме «Плотность вещества».

1вариант.

№1.

В  Си  единицей плотности является: а) кг/м3;  б) кг/см3;  в) г/см3 ; г) г/м3.

№2.

По какой формуле можно найти плотность: а)    =m v;     б)   = s/v;        в)    =m/ v;    

г)    = v/m.

№3.

Масса медной детали 8,9 г. Каков объём этой детали?: а) 10 см3;      б)1 см3;

в)0,1см3;         г) 0,01см3.

№4.

Пользуясь таблицей плотностей твёрдых тел , определите вещество с наименьшей  плотностью: а)  алюминий;  б) лёд;  в) пробка;  г) сосна.

2вариант.

№1.

В  системе СИ единицей объёма является : а) м3;     б) см3;       в) л;    г) мм3.

№2.

По какой формуле можно найти массу тела: а)m=    v;       б)m =    /v ;      в) m=v/    ;

г) m=s/t.

№3.

Тело объёмом 0,5м3  состоит из вещества , плотность которого 2500кг/м3. Какова масса тела? Выбери ответ:   а) 210кг;       б) 1250кг;     в)5000кг;      г)2500кг.

№4.

Пользуясь таблицей плотностей жидкостей ,определите вещество с наибольшей плотностью:  а) мёд;     б) вода;    в) бензин;     г) ртуть.

5. Итог урока. Подвести итоги экспериментального задания и урока. Выставить оценки.(2мин)

 6. Релаксация: Почтальон Печкин приносит посылку с конфетами. Это подарок с      кондитерской фабрики. Конфеты сладкие, а сладкое способствует умственной деятельности.

7.Д/З. Дома прочитать с целью повторения параграф 21, 22,

 упр. 8 (3–4).(1мин).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока геометрии в 10 классе школы глухих "Решение задачи разными способами".

В методической разработке урока представлены: образец оформления доски, схемы записи решения задачи двумя способами, рекомендации по решению задач, виды работ на уроке с учащимися, имеющими слож...

урок алгебры в 8 классе по теме "Решение задач с помощью дробных рациональных уравнений"

урок - путешествие по городам Белгородской области (с презентацией)...

Урок математики в 6 классе на тему: «Решение задач на разностное и кратное сравнение».

Цель урока: закреплять умения решать задачи на разностное и кратное сравнение, Развивать мышление, математическую речь учащихся, прививать интерес к предмету.презентация находится на   http:...

Урок химии в 10 классе на тему: "Решение задач на нахождение молекулярной формулы вещества через относительную плотность газов и плотность вещества (алкана)".

Разработка урока + презентация к уроку химии в 10 классе. В разработке есть: теоретический материал с подробным разбором задач, задачи к уроку, задачи для домашнего задания (индивидуально каждому учащ...

Личностно-ориентированная технология на уроках математики. Урок математики в 5 классе по теме «Решение задач с помощью уравнений»

Личностно-ориентированный подход создает особые отношения между школьниками, между учителем и учеником. Совместное проектирование деятельности (учебной, познавательной) – процесс, соединяющий норматив...

Конспект урока математики в 5 классе по теме «Решение задач с помощью уравнений» с презентацией к уроку

Разработка урока математики в 5 классе по теме «Решение задач с помощью уравнений». Урок открытия нового знания, цель: научить решать задачи с помощью уравнений, выделяя три этапа математического моде...

План урока:"Плотность вещества. Решение задач" 7кл.

Конспект урока по физикина тему: "Плотность вещества. Решение задач" 7класс.цель урока : построение знаний о плотности вещества, умение применять полученные знания в практике....