Рабочая программа по физике 10 класс
рабочая программа (физика, 10 класс) по теме

Тимошенко Нурия Махамат - Галиевна

 

       Данная программа адресована учащимся 10 класса МБОУ СОШ № 5. Рабочая программа составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень), на основе авторской программы  Г.Я.Мякишева.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование по физике10 класс

 (3 часа в неделю, 102 часа в год)

Учебник: Г. Я. Мякишев,  Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский

Учитель: Тимошенко Н. Г.

№ урока

Содержание

(раздел, тема урока)

Кол-во час.

Сроки проведения

Наглядно - технич. оснащен.

Примеча

ния

план

факт

Тема  1 «Кинематика материальной точки» (16 часов)

1/1

Механика Ньютона и границы ее применимости. Движение точки и тела. Положение точки в пространстве»

1

01.09-04.09.11

2/2

Векторные величины. Действия над векторами.

1

05.09-11.09.11

3/3

Проекции вектора на ось.

1

05.09-11.09

4/4

Способы описания движения. Система отсчета. Перемещение.

1

05.09-11.09

5/5

Скорость равномерного прямолинейного движения.

1

12.09-18.09

6/6

Уравнение прямолинейного равномерного движения точки.

1

12.09-18.09

7/7

Мгновенная скорость.

1

12.09-18.09

8/8

Сложение скоростей.

1

19.09—25.09

9/9

Ускорение. Движение с постоянным ускорением. Единицы ускорения.

1

19.09—25.09

10/10

Скорость при движении с постоянным ускорением. Уравнение движения с постоянным ускорением.

1

19.09—25.09

11/11

Свободное падение тел.

1

26.09-02.10

12/12

Движение с постоянным ускорением свободного падения.

1

26.09-02.10

13/13

Равномерное движение точки по окружности.

1

26.09-02.10

14/14

Движение тел. Поступательное движение.

1

3.10-09.10

15/15

Вращательное движение твердого тела. Угловая и линейная скорости вращения.

1

3.10-09.10

16/16

Контрольная работа №1 по теме  «Основы кинематики»

1

3.10-09.10

Тема 2 «Динамика. Законы механики Ньютона» (11 часов)

1/17

Законы механики Ньютона. Первый закон Ньютона.

1

10.10-16.10

2/18

Сила. Связь между ускорением и силой.

1

10.10-16.10

3/19

Второй закон Ньютона. Масса.

1

10.10-16.10

4/20

Третий закон Ньютона. Единицы массы и силы. ИСО и принцип относительности в механике.

1

24.10- 30.10

5/21

Лабораторная работа №1 «Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести»

1

24.10- 30.10

6/22

Силы всемирного тяготения. Закон всемирного тяготения.

1

24.10- 30.10

7/23

Первая космическая скорость.

1

08.11-13.11

8/24

Сила тяжести и вес. Невесомость.

1

08.11-13.11

9/25

Деформация и силы упругости. Закон Гука.

1

08.11-13.11

10/26

Сила трения. Решение задач.

1

14.11-20.11

11/27

Контрольная работа №2 по теме  «Динамика. Законы Ньютона».

1

14.11-20.11

Тема 3 «Законы сохранения в механике» (9 часов)

1/28

Импульс материальной точки. Другая формулировка второго закона Ньютона.

1

14.11-20.11

2/29

Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Решение задач.

1

21.11-27.11

3/30

Работа силы. Мощность. Энергия.

1

21.11-27.11

4/31

Энергия. Кинетическая энергия и ее изменение.

1

21.11-27.11

5/32

Работа силы тяжести.

1

28.11-04.12

6/33

Работа силы упругости. Потенциальная энергия.

1

28.11-04.12

7/34

Закон  сохранения энергии в механике.

1

28.11-04.12

8/35

Лабораторная работа №2 по теме  «Изучение закона сохранения механической энергии»

1

05.12-11.12

9/36

Контрольная работа №3 по теме  «Законы сохранения в механике»

1

05.12-11.12

Тема 4 «Молекулярная физика. Тепловые явления».(34 часа)

«Основы молекулярно – кинетической теории» (24 часа)

1/37

Основные положения молекулярно – кинетической теории. Размеры молекул.

1

05.12-11.12

2/38

Масса молекул. Количество вещества.

1

12.12-18.12

3/39

Решение задач на расчет величин, характеризующих молекулы.

1

12.12-18.12

4/40

Броуновское движение.

1

12.12-18.12

5/41

Силы взаимодействия молекул.

1

19.12-25.12

6/42

Строение газообразных, жидких и твердых тел.

1

19.12-25.12

7/43

Идеальный газ в МКТ. Среднее значение квадрата скорости.

1

19.12-25.12

8/44

Основное уравнение МКТ идеального газа.

1

26.12-30.12

9/45

Решение задач на основное уравнение МКТ идеального газа.

1

26.12-30.12

10/46

Температура и тепловое равновесие. Определение температуры.

1

26.12-30.12

11/47

Абсолютная температура. Температура – мера средней кинетической энергии молекул.

1

9.01-15.01.12

12/48

Измерение скоростей молекул газа.

1

9.01-15.01.12

13/49

Уравнение состояния идеального газа.

1

9.01-15.01.12

14/50

Решение задач на уравнение состояния идеального газа.

1

16.01-22.01

15/51

Газовые законы.

1

16.01-22.01

16/52

Решение задач на изопроцессы.

1

16.01-22.01

17/53

Лабораторная работа №3 по теме  «Опытная проверка закона Гей-Люссака»

1

23.01-29.01

18/54

Контрольная работа №4 по теме  «Уравнение состояния идеального газа и газовые законы»

1

23.01-29.01

19/55

Насыщенный пар. Зависимость давления насыщенного пара от температуры. Кипение.

1

23.01-29.01

20/56

Влажность воздуха. Фронтальная лабораторная работа «Определение влажности воздуха в классной комнате»

1

30.01-05.02

21/57

Кристаллические тела. Решение задач на газовые законы.

1

30.01-05.02

22/58

Аморфные тела. Решение задач на газовые законы.

1

30.01-05.02

23/59

Обобщающий урок «Основы МКТ». Решение задач.

1

06.02-12.02

24/60

Контрольная работа №5 по теме  «Основы МКТ»

1

06.02-12.02

Тема 4 «Молекулярная физика. Тепловые явления».(34 часа) продолжение

 «Основы термодинамики» (10 часов)

1/61

Внутренняя энергия.

1

06.02-12.02

2/62

Работа в термодинамике.

1

13.02-19.02

3/63

Количество теплоты.

1

13.02-19.02

4/64

Первый закон термодинамики.

1

13.02-19.02

5/65

Применение I закона термодинамики к различным процессам.

1

20.02-26.02

6/66

Необратимость процессов в природе.

1

20.02-26.02

7/67

Принцип действия тепловых двигателей. КПД тепловых двигателей.

1

20.02-26.02

8/68

Решение задач на I закон термодинамики.

1

27.02-04.03

9/69

Решение задач на расчет КПД тепловых двигателей.

1

27.02-04.03

10/70

Контрольная работа № 6 по теме  «Основы термодинамики»

1

27.02-04.03

Тема 5 «Основы электродинамики» (16 часов)

Электростатика

1/71

Закон сохранения электрического заряда.

1

05.03-11.03

2/72

Закон Кулона – основной закон электростатики.

1

05.03-11.03

3/73

Электрическое поле. Силовая характеристика электрического поля.

1

05.03-11.03

4/74

Линии напряженности электрического поля. Принцип суперпозиции полей.

1

12.03-18.03

5/75

Опыты Миллекена -  Иоффе. Решение задач на закон Кулона.

1

12.03-18.03

6/76

Проводники в электростатическом поле.

1

12.03-18.03

7/77

Диэлектрики в электростатическом поле. Два вида диэлектриков. Диэлектрическая проницаемость.

1

19.03-24.03

8/78

Поляризация диэлектриков.

1

19.03-24.03

9/79

Потенциальная энергия заряженного тела в однородном электростатическом поле.

1

19.03-24.03

10/80

Потенциал электростатического поля и разность потенциалов.

1

02.04-08.04

11/81

Связь между напряженностью электростатического поля и разностью потенциалов.

1

02.04-08.04

12/82

Электроемкость. Единицы электроемкости.

1

02.04-08.04

13/83

Конденсаторы.

1

09.04-15.04

14/84

Энергия заряженного конденсатора. Применение конденсаторов.

1

09.04-15.04

15/85

Решение задач по теме « Электростатика»

1

09.04-15.04

16/86

Контрольная работа №7 по теме   « Электростатика»

1

16.04-22.04

Тема 6 «Законы постоянного тока» (10 часов)

1/87

Электрический ток. Сила тока. Условия, необходимые для существования электрического тока.

1

16.04-22.04

2/88

Закон Ома для участка цепи. Сопротивление.

1

16.04-22.04

3/89

Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников.

1

23.04-29.04

4/90

Работа и мощность постоянного тока.

1

23.04-29.04

5/91

Электродвижущая сила.

1

23.04-29.04

6/92

Закон Ома для полной цепи.

1

30.04-06.05

7/93

Лабораторная работа №4 по теме  «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока»

1

30.04-06.05

8/94

Лабораторная работа №5 по теме  «Изучение параллельного и последовательного соединения проводников»

1

30.04-06.05

9/95

Решение задач на «Законы постоянного тока»

1

07.05-13.05

10/96

Контрольная работа №8 по теме  «Законы постоянного тока»

1

07.05-13.05

Тема 7 «Электрический ток в различных средах» (6 часов)

1/97

Электрическая проводимость различных веществ. Электронная проводимость металлов.

1

07.05-13.05

2/98

Зависимость сопротивления проводника от температуры. Сверхпроводимость.

1

14.05-20.05

3/99

Электрический ток в полупроводниках. Электрический  ток при наличии примесей.

1

14.05-20.05

4/100

Электрический  ток через контакт полупроводников р и n типа. Полупроводниковый диод. Транзисторы.

1

14.05-20.05

5/101

Электрический  ток в жидкостях. Закон электролиза.

1

21.05-27.05

6/102

Электрический  ток в вакууме. Диод. Электронно-лучевая трубка. Электрический   ток в газах. Плазма.

1

21.05-27.05



Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧАЕМОГО ПРЕДМЕТА (КУРСА)

Данный курс физики в средних (полных) образовательных учреждениях на базовом уровне обеспечивает общекультурный уровень подготовки учащихся, приоритетными целями на этом этапе обучения являются следующие:

  1. освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы»;

  1. овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественно - научной информации;

  1. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий.

Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, её влиянием на темпы развития научно-технического прогресса.

В задачи обучения физике входят:

- развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;

- овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения фи зических законов в технике и технологии;

- усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании физических явлений и законов;

- формирование познавательного интереса к фи зике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолже нию образования и сознательному выбору профессии.

Физика как учебный предмет является основой естественно - научного образования, философии, естествознания и политехнической подготовки учащихся в условиях научно- технического прогресса.

Указанные цели и задачи отвечают требованию стандарта.

Обязательные результаты изучения курса «Физика»:

  1. реализация деятельностного и личностно – ориентированного подходов;
  2. освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности;
  3. овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

       Данная программа адресована учащимся 10 класса МБОУ СОШ № 5. Рабочая программа составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень), на основе авторской программы  Г.Я.Мякишева.

Выбор         авторской программы для разработки рабочей программы обусловлен тем, что данная программа создана в соответствии с «Обязательным  минимумом содержания основного общего образования по физике». В ней представлено развёрнутое учебное содержание предмета, примерное количество часов на изучение основных разделов курса. 

Отличительной особенностью данной программы является то, что программа шире  образовательного стандарта, соблюдается преемственность с любым предыдущим курсом физики 7 - 9 класса, ее  отличает полнота представления содержания, краткость курса физики, отличаются простотой и доступностью изложения материала.

В предлагаемой программе представлены 2 раздела: «Введение» и «Основной курс».

Курс начинается с темы «Введение», основным содержанием которого является физика как наука, научные методы познания окружающего мира и их отличие от других методов познания.

Затем в теме «Кинематика» изучаются такие основные понятия как закон, теория, вещество, взаимодействие, равноускоренное движение, поступательное движение, материальная точка; физические величины: скорость, ускорение, масса. Учащиеся должны уметь  читать и строить графики, выражающие зависимость кинематических величин от времени, определять ускорение свободного падения, уметь пользоваться приборами и применять формулы периодического движения.

Затем в разделе «Динамика. Законы механики Ньютона»  изучаются понятия «механическое движение», «относительность», «инерция», «инертность», «Невесомость», учащиеся должны приводить примеры инерциальной системы и неинерциальной, объяснять движение небесных тел и искусственных спутников Земли, знать и уметь объяснять, что такое гравитационная сила, знать точку приложения веса тела.

Затем в разделе «Законы сохранения» изучаются физические величины: импульс тела, импульс силы, работа, механическая энергия, учащиеся должны знать закон сохранения импульса и закон сохранения энергии и границы применимости этих законов.

В разделе «Молекулярная физика. Тепловые явления» изучаются такие понятия как «»атом», «атомное ядро», физические величины: «количества вещества», «масса молекул», «Молярная масса», абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц, знать модель идеального газа, анализировать состояние теплового равновесия вещества.

В разделе «Основы термодинамики» изучаются физические понятия «теплообмен», учащиеся должны уметь приводить примеры практического использования законов термодинамики.

В разделе «Основы электродинамики» изучаются физические величины: «заряд», «элементарный электрический заряд», учащиеся должны приводить примеры электризации, знать границы применимости закона Кулона, принцип суперпозиции полей, применение и соединение конденсаторов.

В разделе «Законы постоянного тока» необходимо знать условия существования  электрического тока, технику безопасности работы с электрическими приборами, зависимость силы электрического тока от напряжения, схемы соединения проводников, знать физические величины, формулы, смысл закона Ома для полной цепи, а также понимать смысл физических величин: «работа» и «мощность».

В разделе «Электрический ток в различных средах»  учащиеся должны знать формулу расчета зависимости сопротивления проводника от температуры, знать устройство и применение полупроводниковых приборов, применение электролиза.

В каждый раздел курса включен основной материал, глубокого и прочного усвоения которого следует добиваться, не загружая память учащихся множеством частных фактов. Некоторые вопросы разделов учащиеся должны рассматривать самостоятельно. Некоторые материалы даются в виде лекций. В основной материал 10 класса входят: законы кинематики, законы Ньютона, силы в природе, основные положения МКТ, основное уравнение МКТ газов, I и II закон термодинамики, закон Кулона, законы Ома.

В обучении отражена роль в развитии физики и техники следующих ученых: Г.Галилея, И.Ньютона, Д.И.Менделеева, М.Фарадея, Ш.Кулона, Г.Ома

На повышение эффективности усвоения основ физической науки направлено использование принципа генерализации учебного материала – такого его отбора и такой методики преподавания, при которых главное внимание уделено изучению основных фактов, понятий, законов, теорий.

Задачи физического образования решаются в процессе овладения школьниками теоретическими и прикладными знаниями при выполнении лабораторных работ и решении задач.

Программа предусматривает использование Международной системы единиц (СИ), а в ряде случаев и некоторых внесистемных единиц, допускаемых к применению.

При преподавании используются:

Классноурочная система

Лабораторные и практические занятия.

Применение мультимедийных  презентаций.

Решение экспериментальных задач.

Изменения, внесённые в авторскую программу Г.Я Мякишева. В связи с тем, что авторская программа рассчитана на 68 часов из расчета 34 рабочих недели, а в 2011-2012 г. выделен 1 ч школьного компонента, то программа составлена на 102 часа.

В связи с увеличением часов на прохождение программы возникла необходимость уменьшить генерализацию. Поэтому использованы названия тем уроков в соответствии с учебником Мякишева  Г.Я., Буховцев  Б.Б., Сотский Н.Н.   Физика 10 класс, 2010

Эти 34 часа используются на решение задач, более глубокое изучение тем, и  распределены следующим образом:

Тема «Кинематика» увеличение на 7 часов с 9 до 16 ч.

Тема «Динамика. Законы механики Ньютона» увеличение на 4 часа с 7 до 11 ч

Тема «Законы сохранения» увеличение на 2 часа с 7 до 9 часов.

Тема «Молекулярная физика. Тепловые явления» увеличение на 9 часов с 15 до 24 часов.

Тема «Основы термодинамики» увеличение на 4 часа с 6 до 10 часов.

Тема «Основы электродинамики» увеличение на 7 часов с 9 до 16 часов.

Тема «Законы постоянного тока» увеличение на 2 часа с 8 до 10 часов.

Рабочая программа рассчитана на         102 часа в год (3 часа в неделю из расчёта 34 рабочих недели).

Срок реализации  программы: один год.

ФОРМЫ, МЕТОДЫ, ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

Формы организации образовательного процесса:

Индивидуально-обособленная

Фронтальная

Коллективная

Работа в парах

Групповая

Методы:

Проблемного обучения (проблемное изложение, частично-поисковые или    эвристические, исследовательские)

Организации учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные, практические; аналитические, синтетические, аналитико-синтетические, индуктивные, дедуктивные; репродуктивные, проблемно-поисковые; самостоятельной работы и работы под руководством).

Стимулирования и мотивации (стимулирования к учению: познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций; стимулирования долга и ответственности: убеждения, предъявление требований, поощрения, наказания).

Контроля и самоконтроля (индивидуальный опрос, фронтальный опрос,  устная проверка знаний, контрольные письменные работы, письменный самоконтроль).

Самостоятельной познавательной деятельности (подготовка учащихся к восприятию нового материала, усвоение учащимися новых знаний, закрепление и совершенствование усвоенных знаний и умений, выработка и совершенствование навыков; наблюдение, работа с книгой; работа по заданному образцу, по правилу или системе правил, конструктивные, требующие творческого подхода).

Технологии обучения:

Развивающего обучения

Личностно ориентированного         образования

Игровые

Информационные

Деятельностного метода

ФОРМЫ, СПОСОБЫ И СРЕДСТВА ПРОВЕРКИ И

ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ

При осуществлении контроля знаний и умений учащихся используются:

 тематический и итоговый контроль в форме тематических тестов, самостоятельных, контрольных работ.

Общее количество контрольных работ, проводимых после изучения различных тем,  равно 8.

ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКТА

Для выполнения этой программы         рекомендуются учебники Мякишев  Г.Я., Буховцев  Б.Б., Сотский Н.Н.   Физика 10 класс, 2010

Этот учебник включают весь необходимый теоретический материал по физике для изучения в общеобразовательных учреждениях, отличаются простотой и доступностью изложения материала.

Каждая глава и раздел курса посвящены той или иной фундаментальной теме. Предусматривается выполнение упражнений, которые помогают не только закрепить пройденный теоретический материал, но и научиться применять законы физики на практике.

При определении последовательности и глубины изложения материала в учебниках учитывались, в частности, традиции советской школы, а также необходимость соблюдения внутрипредметных связей и соответствия между объективной сложностью каждого конкретного вопроса и возможностью его восприятия учащимися данного возраста.

В помощь учителю для каждого класса разработано «Тематическое и поурочное планирование»: для 10 класса — А.В.Авдеева, А.Б.Долицкий к учебникам под редакцией  Г.Я. Мякишева, «Дрофа», Москва  2009 , И.И. Мокрова Поурочные планы по учебнику Г.Я.Мякишева и др., Волгоград «учитель АСТ»,2008

Тесты для 7-11 классов Ю.С. Куперштейна могут быть использованы при подготовке к сдаче экзамена в системе ЕГЭ.

 Сборник  Р.Д. Минькова и Л.К. Свиридова «Проверочные задания по физике в 7,8 и 10 классах средней школы» содержит расчетные, качественные, графические и экспериментальные задачи, определенные требованиями  программы общеобразовательной школы к основным знаниям и умениям учащихся и систематизированные по уровню сложности, что позволяет осуществлять дифференцированный подход к выявлению знаний и умений, облегчения работы учителя при организации итогового контроля.

.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Механика. Кинематика. Механическое движение. Материальная точка. Относительность механического движения. Система отсчета. Координаты. Вектор перемещения. Скорость. Ускорение. Прямолинейное движение с постоянным ускорением. Свободное падение тел. Движение тела по окружности. Угловая скорость. Центростремительное ускорение.

Динамика. Первый закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета. Сила. Связь между силой и ускорением. Второй закон Ньютона. Масса. Третий закон Ньютона. Принцип относительности Галилея.

Силы в природе. Сила тяготения. Закон всемирного тяготения. Первая космическая скорость. Сила тяжести и вес. Невесомость. Сила упругости. Закон Гука. Силы трения.

Законы сохранения в механике. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Работа силы. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии.

Молекулярная физика. Термодинамика. Основы молекулярной физики. Размеры и масса молекул. Количество вещества. Моль. Постоянная Авогадро. Броуновское движение. Силы взаимодействия молекул. Строение газообразных, жидких и твердых тел. Тепловое движение молекул. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газа. Температура. Энергия теплового движения молекул. Тепловое равновесие. Определение температуры. Абсолютная температура. Температура — мера средней кинетической энергии молекул. Измерение скоростей движения молекул газа.

Уравнение состояния идеального газа. Уравнение Менделеева—Клапейрона. Газовые законы.

Термодинамика. Внутренняя энергия. Работа в термодинамике. Количество теплоты. Теплоемкость. Первый закон термодинамики. Изопроцессы. Второй закон термодинамики. Тепловые двигатели. КПД двигателей.

Жидкие и твердые тела. Испарение и кипение, Насыщенный пар. Относительная влажность. Кристаллические и аморфные тела.

Электродинамика. Электростатика. Электрический заряд и элементарные частицы. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Проводники в электростатическом поле. Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков. Потенциальность электростатического поля. Потенциал и разность потенциалов. Электроемкость. Конденсаторы. Энергия электрического поля конденсатора.

Постоянный электрический ток. Сила тока. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление. Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. Работа и мощность тока. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи.

Электрический ток в различных средах. Электрический ток в металлах. Зависимость  сопротивления от температуры. Сверхпроводимость. Полупроводники. Собственная и примесная проводимость полупроводников, р—п переход. Полупроводниковый диод. Электрический ток в жидкостях. Электрический ток в вакууме. Электрический ток в газах.

ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ И ДРУГИХ ВИДОВ РАБОТ

Список  контрольных работ:

Контрольная работа №1 по теме  «Основы кинематики»

Контрольная работа №2 по теме  «Динамика. Законы Ньютона»

Контрольная работа №3 по теме  «Законы сохранения в механике»

Контрольная работа №4 по теме  «Уравнение состояния идеального газа и газовые законы»

Контрольная работа №5 по теме  «Основы МКТ»

Контрольная работа № 6 по теме  «Основы термодинамики»

Контрольная работа №7 по теме   « Электростатика»

Контрольная работа №8 по теме  «Законы постоянного тока»

Кроме того, для текущего контроля знаний учащихся предусмотрено проведение  самостоятельных и тестовых работ, занимающих  от 10 до 25 минут.

Список лабораторных работ:

Лабораторная работа №1 «Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести»

Лабораторная работа №2 по теме  «Изучение закона сохранения механической энергии»

Лабораторная работа №3 по теме  «Опытная проверка закона Гей-Люссака»

Лабораторная работа №4 по теме  «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока»

Лабораторная работа №5 по теме  «Изучение параллельного и последовательного соединения проводников»

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Учащиеся должны знать и уметь:

Механика

Понятия: система отсчета, движение, ускорение, материальная точка, перемещение, силы.

Законы и принципы: законы Ньютона, принцип относительности Галилея, закон всемирного тяготения, закон Гука, законы сохранения импульса и энергии.

Практическое применение: пользоваться секундомером, читать и строить графики, изображать, складывать и вычитать вектора.

Молекулярная физика

Понятия: тепловое движение частиц, массы и размеры молекул, идеальный газ, изопроцессы, броуновское движение, температура, насыщенный пар, кипение, влажность, кристаллические и аморфные тела.

Законы и принципы: основное уравнение МКТ, уравнение Менделеева – Клапейрона, I и II закон термодинамики.

Практическое применение: использование кристаллов в технике, тепловые двигатели, методы профилактики с загрязнением окружающей среды.

 Электродинамика

 Понятия: электрический заряд, электрическое и магнитное поля, напряженность, разность потенциалов, напряжение, электроемкость, диэлектрическая проницаемость, электроемкость, сторонние силы, ЭДС, полупроводник.

Законы и принципы: закон Кулона, закон сохранения заряда, принцип суперпозиции, законы Ома.

Практическое применение: пользоваться электроизмерительными приборами, устройство полупроводников, собирать электрические цепи.

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Оценка устных ответов учащихся

Оценка «5» ставиться в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, а так же правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения: правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ собственными примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «4» ставиться, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, 6eз использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении др. предметов: если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка «3» ставиться, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению вопросов программного материала: умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул, допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более 2-3 негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил 4-5 недочётов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов чем необходимо для оценки «3».

Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

 

Оценка контрольных работ

Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и

недочётов.

Оценка «4» ставится за работу выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей

работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочётов, при наличии 4 -  5 недочётов.

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для

оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

Оценка «1» ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания.

 

Оценка лабораторных работ

Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасности труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5» , но было допущено два - три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.

Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной   части  таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы: если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов: если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

Оценка «1» ставится, если учащийся совсем не выполнил работу.

Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требования правил безопасности груда.

Критерии оценивания расчетной задачи.

Решение каждой задачи оценивается,  исходя из критериев, приведенных в таблице

Качество решения

Оценка

Правильное решение задачи:

5

получен верный ответ в общем виде и правильный численный ответ с указанием его размерности, при наличии исходных уравнений в «общем» виде – в «буквенных» обозначениях;

отсутствует численный ответ, или арифметическая ошибка при его получении, или неверная запись размерности полученной величины;

задача решена по действиям, без получения общей формулы вычисляемой величины.

4

Записаны ВСЕ необходимые уравнения в общем виде и из них можно получить правильный ответ (ученик не успел решить задачу до конца или не справился с математическими трудностями)

Записаны отдельные уравнения в общем виде, необходимые для решения задачи.

3

Грубые ошибки в исходных уравнениях.

2

УЧЕБНОЕ  И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

для учащихся:

-Учебник Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н.Сотский «Физика. 10 класс, Москва, Просвещение, 2010

-ЕГЭ: 2010: Физика / авт.-сост. А.В. Берков, В.А. Грибов. – М.: АСТ: Астрель,

Олимпиадные задачи по физике / С.Б. Вениг и др. – М.: Вентана – Граф, 2007.

- Гельфгат И.М., Генденштейн Л.Э., Кирик Л.А. 1001 задача по физике с ответами, указаниями, решениями. – М.: Илекса, 2008.

- Гольдфарб Н.И. Физика. Задачник. 9 – 11 классы: Пособие для общеобразовательных  учреждений. – М.: Дрофа, 2007.

-А.П.Рымкевич «Сборник задач по физике для 9-11 классов средней школы» Москва «Просвещение» 1992 и последующие годы

для учителя: 

-Учебник Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н.Сотский «Физика. 10 класс, Москва, Просвещение, 2010

  1. ЕГЭ: 2010: Физика / авт.-сост. А.В. Берков, В.А. Грибов. – М.: АСТ: Астрель,
  2. - Олимпиадные задачи по физике / С.Б. Вениг и др. – М.: Вентана – Граф, 2007.

  1. - Лукашик В.И. Сборник школьных олимпиадных задач по физике: кн. для учащихся 7 – 11 кл. общеобразовательных  учреждений / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – М.: Просвещение, 2007.

  1. - Гельфгат И.М., Генденштейн Л.Э., Кирик Л.А. 1001 задача по физике с ответами, указаниями, решениями. – М.: Илекса, 2008.

  1. - Гольдфарб Н.И. Физика. Задачник. 9 – 11 классы: Пособие для общеобразовательных  учреждений. – М.: Дрофа, 2007.

А.В.Авдеева, А.Б.Долицкий Тематическое и поурочное планирование 10 класс к учебникам под редакцией  Г.Я. Мякишева, «Дрофа», Москва  2003

 И.И. Мокрова Поурочные планы по учебнику Г.Я.Мякишева и др., Волгоград «учитель АСТ»,2005

А.П.Рымкевич «Сборник задач по физике для 9-11 классов средней школы» Москва «Просвещение» 1992 и последующие годы

Тулькибаева Н.Н., Пушкарев А.Э. ЕГЭ. Физика. Тестовые задания. 10-11 класс. - М.: Просвещение. 2004.



Предварительный просмотр:

Тематическое планирование по физике 10 класс

 (3 часа в неделю, 102 часа в год)

Учебник: Г. Я. Мякишев,  Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский

Учитель: Тимошенко Н. Г.

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

Лабораторные

работы

контрольные работы

Тема  1 «Кинематика материальной точки» (16 часов)

1.1

Механика Ньютона и границы ее применимости Движение точки и тела. Положение точки в пространстве»

1

1.2

Векторные величины. Действия над векторами.

1

1.3

Проекции вектора на ось.

1

1.4

Способы описания движения. Система отсчета. Перемещение.

1

1.5

Скорость равномерного прямолинейного движения.

1

1.6

Уравнение прямолинейного равномерного движения точки.

1

1.7

Мгновенная скорость.

1

1.8

Сложение скоростей.

1

1.9

Ускорение. Движение с постоянным ускорением. Единицы ускорения.

1

1.10

Скорость при движении с постоянным ускорением. Уравнение движения с постоянным ускорением.

1

1.11

Свободное падение тел.

1

1.12

Движение с постоянным ускорением свободного падения.

1

1.13

Равномерное движение точки по окружности.

1

1.14

Движение тел. Поступательное движение.

1

1.15

Вращательное движение твердого тела. Угловая и линейная скорости вращения.

1

1

Тема 2 «Динамика. Законы механики Ньютона» (11 часов)

2.1

Законы механики Ньютона. Первый закон Ньютона.

1

2.2

Сила. Связь между ускорением и силой.

1

2.3

Второй закон Ньютона. Масса.

1

2.4

Третий закон Ньютона. Единицы массы и силы. ИСО и принцип относительности в механике.

1

1

2.5

Силы всемирного тяготения. Закон всемирного тяготения.

1

2.6

Первая космическая скорость.

1

2.7

Сила тяжести и вес. Невесомость.

1

2.8

Деформация и силы упругости. Закон Гука.

1

2.9

Сила трения. Решение задач.

1

1

Тема 3 «Законы сохранения в механике» (9 часов)

3.1

Импульс материальной точки. Другая формулировка второго закона Ньютона.

1

3.2

Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Решение задач.

1

3.3

Работа силы. Мощность. Энергия.

1

3.4

Энергия. Кинетическая энергия и ее изменение.

1

3.5

Работа силы тяжести.

1

3.6

Работа силы упругости. Потенциальная энергия.

1

3.7

Закон  сохранения энергии в механике.

1

1

1

Тема 4 «Молекулярная физика. Тепловые явления».(34 часа)

«Основы молекулярно – кинетической теории» (24 часа)

4.1

Основные положения молекулярно – кинетической теории. Размеры молекул.

1

4.2

Масса молекул. Количество вещества.

1

4.3

Решение задач на расчет величин, характеризующих молекулы.

1

4.4

Броуновское движение.

1

4.5

Силы взаимодействия молекул.

1

4.6

Строение газообразных, жидких и твердых тел.

1

4.7

Идеальный газ в МКТ. Среднее значение квадрата скорости.

1

4.8

Основное уравнение МКТ идеального газа.

1

4.9

Решение задач на основное уравнение МКТ идеального газа.

1

4.10

Температура и тепловое равновесие. Определение температуры.

1

4.11

Абсолютная температура. Температура – мера средней кинетической энергии молекул.

1

4.12

Измерение скоростей молекул газа.

1

4.13

Уравнение состояния идеального газа.

1

4.14

Решение задач на уравнение состояния идеального газа.

1

4.15

Газовые законы.

1

4.16

Решение задач на изопроцессы.

1

1

1

4.17

Насыщенный пар. Зависимость давления насыщенного пара от температуры. Кипение.

1

4.18

Влажность воздуха. Фронтальная лабораторная работа по теме «Определение влажности воздуха в классной комнате»

1

4.19

Кристаллические тела. Решение задач на газовые законы.

1

4.20

Аморфные тела. Решение задач на газовые законы.

1

4.21

Обобщающий урок «Основы МКТ». Решение задач.

1

1

Тема 4 «Молекулярная физика. Тепловые явления».(34 часа) продолжение

 «Основы термодинамики» (10 часов)

4.25

Внутренняя энергия.

1

4.26

Работа в термодинамике.

1

4.27

Количество теплоты.

1

4.28

Первый закон термодинамики.

1

4.29

Применение I закона термодинамики к различным процессам.

1

4.30

Необратимость процессов в природе.

1

4.31

Принцип действия тепловых двигателей. КПД тепловых двигателей.

1

4.32

Решение задач на I закон термодинамики.

1

4.33

Решение задач на расчет КПД тепловых двигателей.

1

1

Тема 5 «Основы электродинамики» (16 часов)

Электростатика

5.1

Закон сохранения электрического заряда.

1

5.2

Закон Кулона – основной закон электростатики.

1

5.3

Электрическое поле. Силовая характеристика электрического поля.

1

5.4

Линии напряженности электрического поля. Принцип суперпозиции полей.

1

5.5

Опыты Миллекена -  Иоффе. Решение задач на закон Кулона.

1

5.6

Проводники в электростатическом поле.

1

5.7

Диэлектрики в электростатическом поле. Два вида диэлектриков. Диэлектрическая проницаемость.

1

5.8

Поляризация диэлектриков.

1

5.9

Потенциальная энергия заряженного тела в однородном электростатическом поле.

1

5.10

Потенциал электростатического поля и разность потенциалов.

1

5.11

Связь между напряженностью электростатического поля и разностью потенциалов.

1

5.12

Электроемкость. Единицы электроемкости.

1

5.13

Конденсаторы.

1

5.14

Энергия заряженного конденсатора. Применение конденсаторов.

1

5.15

Решение задач по теме « Электростатика»

1

1

Тема 6 «Законы постоянного тока» (10 часов)

6.1

Электрический ток. Сила тока. Условия, необходимые для существования электрического тока.

1

6.2

Закон Ома для участка цепи. Сопротивление.

1

6.3

Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников.

1

6.4

Работа и мощность постоянного тока.

1

6.5

Электродвижущая сила.

1

6.6

Закон Ома для полной цепи.

1

2

6.7

Решение задач на «Законы постоянного тока»

1

1

Тема 7 «Электрический ток в различных средах» (6 часов)

7.1

Электрическая проводимость различных веществ. Электронная проводимость металлов.

1

7.2

Зависимость сопротивления проводника от температуры. Сверхпроводимость.

1

7.3

Электрический ток в полупроводниках. Электрический  ток при наличии примесей.

1

7.4

Электрический  ток через контакт полупроводников р и n типа. Полупроводниковый диод. Транзисторы.

1

7.5

Электрический  ток в жидкостях. Закон электролиза.

1

7.6

Электрический  ток в вакууме. Диод. Электронно-лучевая трубка. Электрический   ток в газах. Плазма.

1

итого

102

5

8