Внеклассное мероприятие "Физика вокруг нас или физическая лаборатория на кухне"
методическая разработка (физика, 7 класс) по теме

Жирноклеева Юлия Владимировна

 

Материал с выставки по физике "Физика вокруг нас или физическая лаборатория на кухне" в рамках недели физики в школе. Материал взят из книги Дженис Ван Клиф "200 экспериментов" 1996 года издания.
Дженис Ван Клиф, бывшая школьная учительница, известная в США популяризатор науки для детей.Её перу принадлежит большая серия детских научно-популярных книг.Использовать этот материал можно на уроке для создания проблемных ситуаций,в также как темы научно-исследовательских проектов для учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnoe_meropriyatie.doc33 КБ
Microsoft Office document icon zanimatelnye_opyty.doc752.5 КБ

Предварительный просмотр:

                          П Л А Н     В Н Е К Л А С С Н О Г О      М Е Р О П Р И Я Т И Я.

В Ы С Т А В К А  « ФИЗИКА    ВОКРУГ     НАС     ИЛИ     ФИЗИЧЕСКАЯ

                        ЛАБОРАТОРИЯ   НА  КУХНЕ».

ЦЕЛИ: - привитие  интереса к предмету;

        - развитие активности и самостоятельности в приобретении новых знаний через

          развитие естественного стремления учащихся выяснять причины окружающих

         их явлений;

        

        - развитие логического мышления  за счет исследовательской мотивации изучения

          практической направленности  предмета;

ОФОРМЛЕНИЕ: 1.Плакаты с девизом и эпиграфом выставки:

                        ЭПИГРАФ :- Без сомненья, все наше знание начинается с опыта.

                                                Кант Иммануил  

                                                /Немецкий философ, 1724-1804гг./

                                        - Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

                                                /Русская пословица/

                                        - О сколько нам открытий чудных

                                        Готовит просвещенья дух….

                                                А.С.Пушкин

                        ДЕВИЗ выставки: - Науку все глубже постигнуть стремись,

                                                Познанием вечного жаждой томись.

                                                Лишь первых познаний блеснет тебе свет,

                                                Узнаешь: предела для знания нет.

                                                                Фирдоуси /Персидский и

                                                                таджикский поэт, 940-1030 гг./

                2.Каждый экспонат выставки снабжен табличкой с описанием  опыта и

                   наблюдаемого явления.

На заключительном этапе выставки можно провести занимательную викторину.

1.ВОПРОС: на столе два яйца . Как определить какое из них  крутое, какое сырое?


Цель эксперимента: изучение явления инерции.

-------------------------

Материалы: яйцо сырое, яйцо крутое.

ПРОЦЕСС: -Крутаните яйца пальцами на гладком столе или донышке тарелки.

                Крутое яйцо будет вертеться долго, сырое остановится почти сразу.

Показать продолжение опыта: - У этого опыта есть интересное продолжение. Пустив

                крутое яйцо вертеться волчком, на мгновение положи на него руку, чтобы

                остановить, Вращение сразу прекратится.

                                

                        - Сырое яйцо ведет себя более загадочно. Если, остановив его, ты

                отнимешь руку достаточно быстро, вращение возобновиться.

2.ВОПРОС: Объясните почему?

3.ВОПРОС: Перед вами три банки. В первой – яйцо утонуло, во второй - плавает,

                в третьей всплыло. Объясните почему?

ЦЕЛЬ  эксперимента:  изучение условия плавания тел.

 МАТЕРИАЛЫ: три полулитровые банки с водой, слабым раствором соли и насыщенным

                    раствором  соли; три яйца.

ПРОЦЕСС: Взять три банки : -  одну  из них наполнить чистой водой и опустить в нее

        сырое яйцо. Оно утонет, пойдет ко дну.

                                - вторую банку  наполнить крепким раствором соли  (на полу-

        литровую банку воды достаточно  1-ой столовой ложки соли) и опустить в него    

сырое яйцо.

        Яйцо всплывет, так как соленая вода тяжелее. Вот почему в море плавать легче,

        чем в реке.

                                - в третью банку  положи яйцо и подливай по очереди воду

        из обеих банок. Тебе удастся получить такой раствор, в котором яйцо не будет

        всплывать на поверхность, но и ко дну не пойдет. Оно будет держаться посреди

        раствора, как подвешенное.

        Теперь можете показать родителям и товарищам фокус. Подлей в банку немного

        чистой воды- яйцо утонет… Подлей соленой – оно всплывет! Это покажется тем

        более удивительным, что на вид соленая вода ничем не отличается от пресной.

4.ВОПРОС: В каком море и почему нельзя утонуть?

5 ВОПРОС: Как на практике можно применить данный эксперимент ? /ответ: определение

                степени солености раствора при засолке овощей, рыбы и мяса/

6 ВОПРОС: Перед вами стеариновая свеча, стакан с водой и гвоздь. Как из этих материалов изготовить водяной подсвечник?

ЦЕЛЬ эксперимента: показать практическое применение условий плавания тел.

ПРОЦЕСС: Брось в воду стеариновую свечу. Она будет плавать, лежа на боку.

        Так свечу не зажжешь. Надо воткнуть в ее нижний конец нагретый гвоздь, тогда он

        войдет, как в масло, и будет хорошо держаться. А свеча в воде будет стоять верти-

        кально.

        Подбери такой гвоздь, чтобы почти вся свеча погрузилась в воду.Только фитиль и

        самый краешек стеарина должны остаться над поверхностью. Стакан с водой , в

        котором плавает эта свеча, окажется неплохим подсвечником. Зажги фитиль, и

        свеча будет гореть довольно долго. Свеча выгорит почти до самого конца.

        

        Кстати, наш подсвечник имеет одно важное преимущество. Догоревшая свеча

        никогда не наделает пожара: фитиль будет погашен водой.

                

7.ВОПРОС: Перед вами стакан с водой и открытка. Закройте открыткой стакан и плотно

        прижав рукой, переверните вверх дном. Уберите руку. Открытка держит воду в

        стакане. ПОЧЕМУ?

ЦЕЛЬ эксперимента: показать действие атмосферного давления.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ВИКТОРИНЫ: 

                - за каждый правильный ответ выдается жетон;

                - победитель тот, кто больше  набрал жетонов;

                - победитель награждается шоколадной медалью.



Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физическая лаборатория L-микро

L-микро - это учебное оборудование для проведения демонстрационных экспериментов и лабораторных работ по физике, разработанные на основе современных технологий.  Комплекты лабораторного обо...

Физическая лаборатория

Программа для занятий с детьми среднего школьного возраста в системе дополнительного образования детей. Составлена в соответствии со стандартами второго поколения....

Открытая физическая лаборатория, как пример реализации ФГОС во внеурочной деятельности учащихся

Целью статьи является описание методики «Открытой физической лаборатории», которая может быть использована при организации внеурочной деятельности по предмету физика в 7-10 классах для угл...

Элективный курс по физике «Солнечная система – физическая лаборатория»

Выбор астрофизической направленности для элективного курса в 9 классе является следствием той исключительной роли, которую играет астрофизика в процессе познания человеком окружающего мира. Именно аст...

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ФИЗИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ» ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9 КЛАССА

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА  «ФИЗИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ» ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9 КЛАССА...

Классный час на тему: «Продукты разные нужны – блюда разные важны. Белки, жиры и углеводы- лаборатория на кухне»

Основные задачи: Расширить представление об основных питательных веществах и их роли для организма Расширить знания о продуктах-основных источниках питательных веществ Форми...

Классный час на тему: «Продукты разные нужны – блюда разные важны. Лаборатория на кухне – витамины, минеральные вещества»

Беда нашей цивилизации в том, что мы в состоянии измерить температуру атмосферы Венеры, но не представляем, что творится внутри суфле на нашем столе".Николас Курти...