Внеклассное мероприятие "Физика вокруг нас или физическая лаборатория на кухне"
методическая разработка (физика, 7 класс) по теме

Жирноклеева Юлия Владимировна

 

Материал с выставки по физике "Физика вокруг нас или физическая лаборатория на кухне" в рамках недели физики в школе. Материал взят из книги Дженис Ван Клиф "200 экспериментов" 1996 года издания.
Дженис Ван Клиф, бывшая школьная учительница, известная в США популяризатор науки для детей.Её перу принадлежит большая серия детских научно-популярных книг.Использовать этот материал можно на уроке для создания проблемных ситуаций,в также как темы научно-исследовательских проектов для учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnoe_meropriyatie.doc33 КБ
Microsoft Office document icon zanimatelnye_opyty.doc752.5 КБ

Предварительный просмотр:

                          П Л А Н     В Н Е К Л А С С Н О Г О      М Е Р О П Р И Я Т И Я.

В Ы С Т А В К А  « ФИЗИКА    ВОКРУГ     НАС     ИЛИ     ФИЗИЧЕСКАЯ

                        ЛАБОРАТОРИЯ   НА  КУХНЕ».

ЦЕЛИ: - привитие  интереса к предмету;

        - развитие активности и самостоятельности в приобретении новых знаний через

          развитие естественного стремления учащихся выяснять причины окружающих

         их явлений;

        

        - развитие логического мышления  за счет исследовательской мотивации изучения

          практической направленности  предмета;

ОФОРМЛЕНИЕ: 1.Плакаты с девизом и эпиграфом выставки:

                        ЭПИГРАФ :- Без сомненья, все наше знание начинается с опыта.

                                                Кант Иммануил  

                                                /Немецкий философ, 1724-1804гг./

                                        - Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

                                                /Русская пословица/

                                        - О сколько нам открытий чудных

                                        Готовит просвещенья дух….

                                                А.С.Пушкин

                        ДЕВИЗ выставки: - Науку все глубже постигнуть стремись,

                                                Познанием вечного жаждой томись.

                                                Лишь первых познаний блеснет тебе свет,

                                                Узнаешь: предела для знания нет.

                                                                Фирдоуси /Персидский и

                                                                таджикский поэт, 940-1030 гг./

                2.Каждый экспонат выставки снабжен табличкой с описанием  опыта и

                   наблюдаемого явления.

На заключительном этапе выставки можно провести занимательную викторину.

1.ВОПРОС: на столе два яйца . Как определить какое из них  крутое, какое сырое?


Цель эксперимента: изучение явления инерции.

-------------------------

Материалы: яйцо сырое, яйцо крутое.

ПРОЦЕСС: -Крутаните яйца пальцами на гладком столе или донышке тарелки.

                Крутое яйцо будет вертеться долго, сырое остановится почти сразу.

Показать продолжение опыта: - У этого опыта есть интересное продолжение. Пустив

                крутое яйцо вертеться волчком, на мгновение положи на него руку, чтобы

                остановить, Вращение сразу прекратится.

                                

                        - Сырое яйцо ведет себя более загадочно. Если, остановив его, ты

                отнимешь руку достаточно быстро, вращение возобновиться.

2.ВОПРОС: Объясните почему?

3.ВОПРОС: Перед вами три банки. В первой – яйцо утонуло, во второй - плавает,

                в третьей всплыло. Объясните почему?

ЦЕЛЬ  эксперимента:  изучение условия плавания тел.

 МАТЕРИАЛЫ: три полулитровые банки с водой, слабым раствором соли и насыщенным

                    раствором  соли; три яйца.

ПРОЦЕСС: Взять три банки : -  одну  из них наполнить чистой водой и опустить в нее

        сырое яйцо. Оно утонет, пойдет ко дну.

                                - вторую банку  наполнить крепким раствором соли  (на полу-

        литровую банку воды достаточно  1-ой столовой ложки соли) и опустить в него    

сырое яйцо.

        Яйцо всплывет, так как соленая вода тяжелее. Вот почему в море плавать легче,

        чем в реке.

                                - в третью банку  положи яйцо и подливай по очереди воду

        из обеих банок. Тебе удастся получить такой раствор, в котором яйцо не будет

        всплывать на поверхность, но и ко дну не пойдет. Оно будет держаться посреди

        раствора, как подвешенное.

        Теперь можете показать родителям и товарищам фокус. Подлей в банку немного

        чистой воды- яйцо утонет… Подлей соленой – оно всплывет! Это покажется тем

        более удивительным, что на вид соленая вода ничем не отличается от пресной.

4.ВОПРОС: В каком море и почему нельзя утонуть?

5 ВОПРОС: Как на практике можно применить данный эксперимент ? /ответ: определение

                степени солености раствора при засолке овощей, рыбы и мяса/

6 ВОПРОС: Перед вами стеариновая свеча, стакан с водой и гвоздь. Как из этих материалов изготовить водяной подсвечник?

ЦЕЛЬ эксперимента: показать практическое применение условий плавания тел.

ПРОЦЕСС: Брось в воду стеариновую свечу. Она будет плавать, лежа на боку.

        Так свечу не зажжешь. Надо воткнуть в ее нижний конец нагретый гвоздь, тогда он

        войдет, как в масло, и будет хорошо держаться. А свеча в воде будет стоять верти-

        кально.

        Подбери такой гвоздь, чтобы почти вся свеча погрузилась в воду.Только фитиль и

        самый краешек стеарина должны остаться над поверхностью. Стакан с водой , в

        котором плавает эта свеча, окажется неплохим подсвечником. Зажги фитиль, и

        свеча будет гореть довольно долго. Свеча выгорит почти до самого конца.

        

        Кстати, наш подсвечник имеет одно важное преимущество. Догоревшая свеча

        никогда не наделает пожара: фитиль будет погашен водой.

                

7.ВОПРОС: Перед вами стакан с водой и открытка. Закройте открыткой стакан и плотно

        прижав рукой, переверните вверх дном. Уберите руку. Открытка держит воду в

        стакане. ПОЧЕМУ?

ЦЕЛЬ эксперимента: показать действие атмосферного давления.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ВИКТОРИНЫ: 

                - за каждый правильный ответ выдается жетон;

                - победитель тот, кто больше  набрал жетонов;

                - победитель награждается шоколадной медалью.



Предварительный просмотр: