Открытая физическая лаборатория, как пример реализации ФГОС во внеурочной деятельности учащихся
методическая разработка по физике (5, 6, 7, 8, 9, 10 класс)

Дмитриева Ольга Александровна

Целью статьи является описание методики «Открытой физической лаборатории», которая может быть использована при организации внеурочной деятельности по предмету физика в 7-10 классах для углубления и закрепления основных тем изучения посредством постановки и проведения физического эксперимента.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fgos_ofl.doc64.5 КБ
Office presentation icon fgos_ofl.ppt2.92 МБ

Предварительный просмотр:

Целью статьи является описание методики «Открытой физической лаборатории», которая может быть использована при организации внеурочной деятельности по предмету физика в 7-10 классах для углубления и закрепления основных тем изучения посредством постановки и проведения физического эксперимента.

«Открытая физическая лаборатория,
как пример реализации ФГОС
во внеурочной деятельности учащихся
»

Дмитриева О.А. ГБОУ гимназия № 426 Петродворцового района Санкт-Петербурга

Эпиграф: Роль педагога состоит в том, чтобы открывать двери, а не в том,
чтобы проталкивать в них ученика. (
Артур Шнабель)

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования предусматривает реализацию основной образовательной программы общего образования через урочную и внеурочную деятельность. Внеурочная познавательная деятельность школьников 7-10 классов может быть организована в форме лабораторных занятий. Данная внеурочная деятельность предназначена для развития логического мышления, она должна способствовать развитию познавательного интереса к естественной науке – физике, формированию навыков самостоятельной и творческой работы учащихся, коммуникативных навыков и внедрить более широко практико-ориентированные методы обучения. А также развить способности устанавливать причинно-следственную связь при наблюдении явлений природы, к самостоятельному исследованию, умение наблюдать, планировать и проводить эксперимент, выдвигать гипотезы и решать практико-ориентированные задачи. Учащиеся расширяют свой диапазон работы с простейшими измерительными приборами, учатся обрабатывать информацию из справочников и Интернета. Повторить и отработать важнейщие понятия из разделов: механика, теплота, электричество, магнетизм, оптика с учетом возрастных особенностей учащихся. Основное место этой внеурочной деятельности будет посвящено практическим работам, наблюдениям, исследованиям. Все выше перечисленное позволит разнообразить процесс обучения, создать атмосферу, сопутствующую поиску и творчеству, сделать учебную деятельность увлекательной и интересной поможет выступить ученику в роли исследователя.

Открытая физическая лаборатория (ОФЛ) проводится в виде практических работ, выполняемых командой учеников разных возрастов и уровня подготовленности. Роль учителя – это роль организатора и создателя условий. В качестве исследования учащимся предлагается найти решение нестандартной практической задачи с использованием стандартного лабораторного оборудования. Оценка качества выполнение ведется по следующим параметрам: качество и полнота решения, нестандартный подход, командная работа и время решения.

Основными принципами ОФЛ для учащихся: у каждого ребенка своя Вселенная, лентяи вне закона и додумался - значит запомнил. Основной принцип для учителя: создай условия и не мешай.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Открытая физическая лаборатория, как пример реализации ФГОС во внеурочной деятельности учащихся Дмитриева О.А. Учитель физики ГБОУ гимназии № 426

Слайд 2

ФГОС и внеурочная деятельность Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) — совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

Слайд 3

Задачи учителя Заинтересовать предметом; Вне классно-урочной системы мотивировать детей на работу; Расширить аудиторию, привлечь учащихся разного уровня обученности; Улучшить результаты учебной деятельности; Внедрить практико-ориентированные методы обучения; Создать условия для успешности детей и свободного общения.

Слайд 12

Трудности выбора тем работ Поставленная задача должна быть: Интересная; Не стандартная; Относительно простая; Предназначенная для учеников разных возрастов; Не долгая, время выполнения 45-60 мин.

Слайд 17

Возможные темы: Определить плотность человеческого тела. Оценить скорость вытекания воды из сосуда. Решение задач-демонстраций. Проверка закона бутерброда (орел или решка). За сколько ходов велосипедного насоса можно накачать футбольный мяч. Метод параллаксов. Оценить давление шариковой ручки на бумагу при письме. Сила трения скольжения, как известно, не зависит от величины площади соприкасающихся поверхностей. Исследуйте, зависит ли максимальная величина силы трения покоя от площади опоры. Для прыжка вверх с места необходимо присесть. Как зависит высота прыжка от глубины приседания? Сделайте аэроплан из листа бумаги А4, 80г/м2 так, чтобы дальность и (или) длительность его полета была максимальна. Объясните, почему нельзя достичь большей дальности или длительности? Если доверху наполненный водой стакан накрыть листком бумаги и осторожно перевернуть, то вода из стакана не выливается. Найдите минимальное количество воды в стакане для успешного проведения фокуса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная деятельность учащихся с использованием цифровых лабораторий в условиях внедрения ФГОС

представлен небольшой теоретический материал в форме презентации...

Рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся для 5 «К»класса «Юные инспектора дорожного движения» (социальное направление) (на 1 год реализации) Программу составила Учитель физической культуры Михеева Ольга Николае

Рабочая программапо внеурочной деятельности учащихся для 5 «К»класса       «Юные инспектора дорожного движения»(социальное направление)(на 1 год реализации)...

ИНТЕГРАЦИЯ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Данная работа была представлена на научно-педагогической конференции в городе Новошахтинске по теме "Расширение образовательного пространства средствами интеграции основного и  дополнительного об...

Совершенствование внеурочной деятельности детей. Интеграция урочной и внеурочной деятельности учащихся по физической культуре и спорту.

Как помогает внеурочная деятельность детям не только на уроках физической культуры, но и  в спорте....

Проектная деятельность как ведущий фактор организации внеурочной деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС.

    Аннотация к статье «Проектная деятельность как ведущий фактор организации внеурочной деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС»....

Реализация межпредметной проектной деятельности учащихся на примере интеграции двух дисциплин: истории и технологии

Проект интеграции двух предметов: истории и технологии; совместно с моим коллегой Ивашневым Игорем Александровичем, учителем технологии, и учащимися 7 класса Астаниным Никитой и 8 класса Дони Дарьи, к...