Совершенствование внеурочной деятельности детей. Интеграция урочной и внеурочной деятельности учащихся по физической культуре и спорту.
статья по физкультуре

Бабарыкин Юрий Викторович

Как помогает внеурочная деятельность детям не только на уроках физической культуры, но и  в спорте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovershenstvovanie_vneurochnoy_deyatelnosti_detey.docx32.87 КБ

Предварительный просмотр:

Бабарыкин Ю.В.,

учитель физической культуры

 ГБОУ СОШ №106

Совершенствование внеурочной деятельности детей.

Интеграция урочной и внеурочной деятельности учащихся

 по физической культуре и спорту

         Внеурочная деятельность детей в нашей школе – Школе Сотворчества – включает в себя  занятия спортивных секций, оказание дополнительных образовательных услуг по физической культуре; участие в работе спортивных клубов; физкультурно-спортивные проекты и акции;  соревнования и спортивные игры; спортивные праздники. Во всех этих мероприятиях проявляются знания, умения, навыки, компетенции, приобретенные на уроках физической культуры. Наше хорошее настроение и комфортные отношения, сложившиеся на уроках, также переходят во внеучебную деятельность. Сегодня 100% детей активно участвуют в спортивных событиях школы; дети с ослабленным здоровьем тоже являются участниками спортивных событий: для них продумываются особые задания и особые роли. В течение ряда лет мы работаем над тем, чтобы «исчезла» категория зрителей на скамейках в спортивных залах – чтобы все дети участвовали в спортивных мероприятиях в соответствии со своими возможностями. Такой подход рождает всеобщую заинтересованность, радость от солидарности, от сотрудничества.

          Моя работа в данном направлении начинается с самого простого: с организации работы спортивных секций, с оказания дополнительных образовательных услуг по физической культуре (услуга «подвижные игры»). Качество проведения этих внеучебных занятий, настроение радости, которое испытывают на них дети, - все это создает в школе радостное восприятие спорта и  способствует развитию физических возможностей детей. В школе работает Центр охраны здоровья, и потому многие родители, имеющие детей с ослабленным здоровьем, стараются их привести для обучения сюда. Поэтому передо мной, учителем  физической культуры,  возникают задачи: работать не только с крепкими, здоровыми детьми, но со всеми, какие есть в данный момент в школе. И высший успех – когда дети ослабленные, физически не развитые, увлекаются спортом, посещают с удовольствием уроки физической культуры, занимаются в секциях – и за счет этого крепнут, приобретают уверенность, улучшают свое здоровье и даже участвуют в соревнованиях. В этом направлении я сотрудничаю с Центром охраны здоровья, и  снижение  количества часто и длительно болеющих детей, и снижение количества детей с нарушениями осанки  – наш совместный результат.

 Снижение количества детей с нарушениями осанки

Таблица 1

       

Мониторинг по группе часто болеющих детей

Таблица 2

Учебный год

2009-10

2010-11

2011-12

2012-13

2013-14

2014-15

Начало года

3,0%

2,5%

2,2%

1,1%

0,9%

1,2%

Конец года

1,2%

1,3%

1,1%

0,8%

0,7%

0,65%

        Дополнительные занятия физической культурой и спортом проводятся регулярно, это система, к которой мы шли несколько лет. В начальной школе в каждом классе   проводится динамический час, оказывается услуга «подвижные игры». Таким образом, дети в начальной школе приобретают два дополнительных часа физической культуры в неделю; кроме того, в начальной школе в течение учебного дня в расписание уроков включены две прогулки и два часа занятий хореографией. Получается, что  16 часов в неделю школьного времени дети ведут подвижный образ жизни. Если к этому добавить еще подвижные перемены, которые проводят для начальной школы старшеклассники из совета по физической культуре и спорту, то получится, что девизом жизни нашей начальной школы является слово «движение». Кроме этого, в каждом классе ведутся еще занятия лечебной физкультурой. Все вместе способствует тому, чтобы развивались условия для совершенствования здоровья детей. Моя роль учителя физической культуры во всей этой системе «движения» проста: ежедневно поддерживать эту систему, проводить все занятия интересно, радостно, качественно, оказывать помощь классным руководителям в проведении спортивных событий в классе. В подростковых классах вся внеучебная деятельность по физической культуре и спорту осуществляется в спортивных секциях и других спортивных событиях.

          Еженедельно  в школе проводятся спортивные соревнования, которые организуют старшеклассники: совет по физической культуре и спорту. Роль учителя – член жюри, наставник, комментатор. Сложившееся ученическое со-управление физкультурным движением в школе – тоже результат нашей работы. Сегодня школьные лидеры спорта играют важную роль в развитии всеобщего интереса к занятиям спортом. В школе есть стенды, на которых регулярно обновляется информация о наших достижениях и успехах, о спортивной жизни города, региона, России. Традицией стало участие школьных команд в соревнованиях различного уровня за пределами школы. Чествованию лучших спортсменов посвящен школьный Слет лидеров спорта, его цель: благодарность школьным героям спорта и привлечение внимания младших школьников к занятиям спортом, воспитание школьного патриотизма и развитие здорового честолюбия. Результат проделанной работы – рост количества призовых мест на различных соревнованиях:

 

Динамика количества призовых мест (2009 – 2015)

Таблица № 3

Год

2009-10

2010-11

2011-12

2012-13

2013-14

2014-15

I

1

1

1

2

7

6

II

3

3

5

4

3

8

III

2

2

3

5

4

7

        Таким образом, повышение интереса детей к занятиям спортом  привело к росту количества спортивных достижений, а это рождает  у сверстников гордость нашими командами и школой и желание продолжать эту хорошую традицию.

        Спортивные праздники – еще одна традиция нашей школы: Туристические слёты (осенний и зимний), Праздник Осеннего костра, Праздник Зимних холмов,  Праздник Снежных равнин; Праздник сильных, смелых и умелых. Все указанные праздник проводятся на природе, они включают в себя взаимодействие всех учителей школы (математиков, филологов, учителей истории, учителей музыки и т.д.). Спортивные соревнования и подвижные игры – важная и значительная по времени составляющая таких праздников. С моей точки зрения, все спортивные события этих праздников должны иметь в основе своей интригу, приключения – тогда они увлекут детей лучше, чем просто призыв «побегать и посоревноваться». Во время Праздника туристический слёт включает в себя туристические навыки необходимые во время походов; Во время Праздника Зимних холмов мы устраиваем игру «Зарница»; во время Праздника Снежных равнин мы проводим целое «детективное приключение»: лыжная разведка, поиск «заблудившихся» в снегах – и т.д. Конечно, в программу входит и любование сибирскими снегами, и лыжные гонки, но все это включено в зимнее приключение, и потому очень интересно для детей. Праздник Осеннего костра включает в себя и спортивное ориентирование, и туристическую эстафету. Праздник сильных, смелых и умелых позволяет увидеть и оценить возможности тела, духа, разума. Традиционным являются и осенние походы детей: вся школа на первой неделе сентября выходит в поход, и участие в этих походах – тоже моя работа и мое спортивно-творческое, учительское и человечное общение с детьми.

          Кроме праздников на природе, посвященных физической культуре и спорту, я организую «спортивные» фрагменты в различных школьных событиях: показательные выступления юных спортсменов во время родительских собраний, спортивных соревнований; во время  Парада школьных войск (9 мая), праздника День защитников Отечества, Масленица (русские народные забавы), День рождения школы (май: «веселые старты») и т.д. По моему мнению, такие «спортивные эпизоды» привлекают внимание детей к мысли о необходимости своего физического совершенствования, воспитывают гордость за свою школу и класс.

         В школе реализуются ежегодно два важных проекта: «Папа, мама, я – здоровая семья»,  «Папа, мама, я – спортивная семья». В первом проекте моя роль учителя физической культуры является сопровождающей; во втором – ключевой. Речь идет не только о разовых праздниках, носящих название «Папа, мама, я – спортивная семья». Мне хотелось сделать так, чтобы дети и родители совместно участвовали в спортивной жизни школы: в праздниках, соревнованиях, проектах; чтобы появлялись детско-взрослые спортивные команды, чтобы родители объединялись в школьные спортивные сообщества. Сегодня эта работа является для меня очень важной: Спортивная школа – здоровая школа может развиваться только при участии семьи.

         Таким образом, уроки физической культуры, их настроение и энергия нашли свое продолжение во внеучебной физкультурно-оздоровительной деятельности детей.