Главные вкладки

    Совершенствование внеурочной деятельности детей. Интеграция урочной и внеурочной деятельности учащихся по физической культуре и спорту.
    статья по физкультуре

    Бабарыкин Юрий Викторович

    Как помогает внеурочная деятельность детям не только на уроках физической культуры, но и  в спорте.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл sovershenstvovanie_vneurochnoy_deyatelnosti_detey.docx32.87 КБ

    Предварительный просмотр:

    Бабарыкин Ю.В.,

    учитель физической культуры

     ГБОУ СОШ №106

    Совершенствование внеурочной деятельности детей.

    Интеграция урочной и внеурочной деятельности учащихся

     по физической культуре и спорту

             Внеурочная деятельность детей в нашей школе – Школе Сотворчества – включает в себя  занятия спортивных секций, оказание дополнительных образовательных услуг по физической культуре; участие в работе спортивных клубов; физкультурно-спортивные проекты и акции;  соревнования и спортивные игры; спортивные праздники. Во всех этих мероприятиях проявляются знания, умения, навыки, компетенции, приобретенные на уроках физической культуры. Наше хорошее настроение и комфортные отношения, сложившиеся на уроках, также переходят во внеучебную деятельность. Сегодня 100% детей активно участвуют в спортивных событиях школы; дети с ослабленным здоровьем тоже являются участниками спортивных событий: для них продумываются особые задания и особые роли. В течение ряда лет мы работаем над тем, чтобы «исчезла» категория зрителей на скамейках в спортивных залах – чтобы все дети участвовали в спортивных мероприятиях в соответствии со своими возможностями. Такой подход рождает всеобщую заинтересованность, радость от солидарности, от сотрудничества.

              Моя работа в данном направлении начинается с самого простого: с организации работы спортивных секций, с оказания дополнительных образовательных услуг по физической культуре (услуга «подвижные игры»). Качество проведения этих внеучебных занятий, настроение радости, которое испытывают на них дети, - все это создает в школе радостное восприятие спорта и  способствует развитию физических возможностей детей. В школе работает Центр охраны здоровья, и потому многие родители, имеющие детей с ослабленным здоровьем, стараются их привести для обучения сюда. Поэтому передо мной, учителем  физической культуры,  возникают задачи: работать не только с крепкими, здоровыми детьми, но со всеми, какие есть в данный момент в школе. И высший успех – когда дети ослабленные, физически не развитые, увлекаются спортом, посещают с удовольствием уроки физической культуры, занимаются в секциях – и за счет этого крепнут, приобретают уверенность, улучшают свое здоровье и даже участвуют в соревнованиях. В этом направлении я сотрудничаю с Центром охраны здоровья, и  снижение  количества часто и длительно болеющих детей, и снижение количества детей с нарушениями осанки  – наш совместный результат.

     Снижение количества детей с нарушениями осанки

    Таблица 1

           

    Мониторинг по группе часто болеющих детей

    Таблица 2

    Учебный год

    2009-10

    2010-11

    2011-12

    2012-13

    2013-14

    2014-15

    Начало года

    3,0%

    2,5%

    2,2%

    1,1%

    0,9%

    1,2%

    Конец года

    1,2%

    1,3%

    1,1%

    0,8%

    0,7%

    0,65%

            Дополнительные занятия физической культурой и спортом проводятся регулярно, это система, к которой мы шли несколько лет. В начальной школе в каждом классе   проводится динамический час, оказывается услуга «подвижные игры». Таким образом, дети в начальной школе приобретают два дополнительных часа физической культуры в неделю; кроме того, в начальной школе в течение учебного дня в расписание уроков включены две прогулки и два часа занятий хореографией. Получается, что  16 часов в неделю школьного времени дети ведут подвижный образ жизни. Если к этому добавить еще подвижные перемены, которые проводят для начальной школы старшеклассники из совета по физической культуре и спорту, то получится, что девизом жизни нашей начальной школы является слово «движение». Кроме этого, в каждом классе ведутся еще занятия лечебной физкультурой. Все вместе способствует тому, чтобы развивались условия для совершенствования здоровья детей. Моя роль учителя физической культуры во всей этой системе «движения» проста: ежедневно поддерживать эту систему, проводить все занятия интересно, радостно, качественно, оказывать помощь классным руководителям в проведении спортивных событий в классе. В подростковых классах вся внеучебная деятельность по физической культуре и спорту осуществляется в спортивных секциях и других спортивных событиях.

              Еженедельно  в школе проводятся спортивные соревнования, которые организуют старшеклассники: совет по физической культуре и спорту. Роль учителя – член жюри, наставник, комментатор. Сложившееся ученическое со-управление физкультурным движением в школе – тоже результат нашей работы. Сегодня школьные лидеры спорта играют важную роль в развитии всеобщего интереса к занятиям спортом. В школе есть стенды, на которых регулярно обновляется информация о наших достижениях и успехах, о спортивной жизни города, региона, России. Традицией стало участие школьных команд в соревнованиях различного уровня за пределами школы. Чествованию лучших спортсменов посвящен школьный Слет лидеров спорта, его цель: благодарность школьным героям спорта и привлечение внимания младших школьников к занятиям спортом, воспитание школьного патриотизма и развитие здорового честолюбия. Результат проделанной работы – рост количества призовых мест на различных соревнованиях:

     

    Динамика количества призовых мест (2009 – 2015)

    Таблица № 3

    Год

    2009-10

    2010-11

    2011-12

    2012-13

    2013-14

    2014-15

    I

    1

    1

    1

    2

    7

    6

    II

    3

    3

    5

    4

    3

    8

    III

    2

    2

    3

    5

    4

    7

            Таким образом, повышение интереса детей к занятиям спортом  привело к росту количества спортивных достижений, а это рождает  у сверстников гордость нашими командами и школой и желание продолжать эту хорошую традицию.

            Спортивные праздники – еще одна традиция нашей школы: Туристические слёты (осенний и зимний), Праздник Осеннего костра, Праздник Зимних холмов,  Праздник Снежных равнин; Праздник сильных, смелых и умелых. Все указанные праздник проводятся на природе, они включают в себя взаимодействие всех учителей школы (математиков, филологов, учителей истории, учителей музыки и т.д.). Спортивные соревнования и подвижные игры – важная и значительная по времени составляющая таких праздников. С моей точки зрения, все спортивные события этих праздников должны иметь в основе своей интригу, приключения – тогда они увлекут детей лучше, чем просто призыв «побегать и посоревноваться». Во время Праздника туристический слёт включает в себя туристические навыки необходимые во время походов; Во время Праздника Зимних холмов мы устраиваем игру «Зарница»; во время Праздника Снежных равнин мы проводим целое «детективное приключение»: лыжная разведка, поиск «заблудившихся» в снегах – и т.д. Конечно, в программу входит и любование сибирскими снегами, и лыжные гонки, но все это включено в зимнее приключение, и потому очень интересно для детей. Праздник Осеннего костра включает в себя и спортивное ориентирование, и туристическую эстафету. Праздник сильных, смелых и умелых позволяет увидеть и оценить возможности тела, духа, разума. Традиционным являются и осенние походы детей: вся школа на первой неделе сентября выходит в поход, и участие в этих походах – тоже моя работа и мое спортивно-творческое, учительское и человечное общение с детьми.

              Кроме праздников на природе, посвященных физической культуре и спорту, я организую «спортивные» фрагменты в различных школьных событиях: показательные выступления юных спортсменов во время родительских собраний, спортивных соревнований; во время  Парада школьных войск (9 мая), праздника День защитников Отечества, Масленица (русские народные забавы), День рождения школы (май: «веселые старты») и т.д. По моему мнению, такие «спортивные эпизоды» привлекают внимание детей к мысли о необходимости своего физического совершенствования, воспитывают гордость за свою школу и класс.

             В школе реализуются ежегодно два важных проекта: «Папа, мама, я – здоровая семья»,  «Папа, мама, я – спортивная семья». В первом проекте моя роль учителя физической культуры является сопровождающей; во втором – ключевой. Речь идет не только о разовых праздниках, носящих название «Папа, мама, я – спортивная семья». Мне хотелось сделать так, чтобы дети и родители совместно участвовали в спортивной жизни школы: в праздниках, соревнованиях, проектах; чтобы появлялись детско-взрослые спортивные команды, чтобы родители объединялись в школьные спортивные сообщества. Сегодня эта работа является для меня очень важной: Спортивная школа – здоровая школа может развиваться только при участии семьи.

             Таким образом, уроки физической культуры, их настроение и энергия нашли свое продолжение во внеучебной физкультурно-оздоровительной деятельности детей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интеграция урочной и внеурочной деятельности по физической культуре как средство реализации предметных и личностных достижений учащихся

    Проект «Интеграция урочной и внеурочной деятельности по физической культуре как средство реализации предметных и личностных достижений учащихся» разработан в соответствии с постановлениями правительст...

    Использование проектной технологии в организации урочной и внеурочной деятельности по физической культуре.

    Учитель высшей квалификационной категории МОУ «СОШ №11 с углубленным изучением отдельных предметов»...

    Духовно - нравственное воспитание в урочной и внеурочной деятельности средствами физической культуры.

    Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к...

    Внеурочная деятельность по физической культуре и спорту

    Внеурочная деятельность учителя физической культуры...

    Формирование ключевых компетенций обучающихся через организацию урочной и внеурочной деятельности по физической культуре

    Формирование ключевых компетенций  обучающихся через организацию урочной и внеурочной деятельности по физической культуре.Одним из важнейших преобразований в системе общего образования является в...