Использование проектной технологии в организации урочной и внеурочной деятельности по физической культуре.
материал по физкультуре на тему

Ходосова Нина Алексеевна

 Учитель высшей квалификационной категории МОУ «СОШ №11 с углубленным изучением отдельных предметов»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                        Н. А. Ходосова                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

учитель высшей квалификационной категории МОУ «СОШ №11 с углубленным изучением отдельных предметов»

Использование проектной технологии в организации урочной и внеурочной деятельности по физической культуре.

                                                                                              «Счастье познания доступно

                                                                                                каждому,    

 Надо только заинтересовать.

Не скука и страх, а интерес будет

                                                                                              мысль».

                                   Я.А. Каменский

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест.

       Основные цели и задачи физической культуры, спортивно - массовой работы направлены на:

 -повышение уровня физической подготовленности учащихся,

- укрепления здоровья,

- воспитание нравственности и духовной культуры,

-агитацию и пропаганду здорового образа жизни на основе идей Олимпийского движения,

- вовлечения молодежи в систематические занятия физической культурой и спортом.

     Уже в начальной школе мы встречаем таких учеников, которые имеют неординарное мышление, развивают свой интеллект , проявляют интерес к самостоятельной деятельности. Учитель является координатором усилий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность может быть ещё не проявившейся, а так же просто способных детей, в отношении которых есть надежда на качественный скачок в развитии их способностей. При этом существует главное правило - никакого принуждения, только личный интерес, личная увлечённость.

      Цель учителя - создание условий для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития одарённых детей в школе.

Одарённый ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Одарённая личность - личность, отличающаяся от среднего уровня своими функциональными или потенциальными возможностями в физическом развитии, интеллектуальной, творческой, художественной,

психомоторной сфере общения.

      Принципы моей педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

•принцип    максимального    разнообразия    предоставленных возможностей для развития личности:

• принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

• принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

• принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

•принцип    свободы    выбора    учащимся    дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

      В связи с тем, что потребности и возможности одаренных школьников  отличаются от их сверстников, возникает необходимость дифференцированного обучения одаренных детей  по специально разработанным программам и планам.

 В настоящее время идет активный поиск новых форм взаимодействия учителя с учеником, их творческого союза, к которым мы можем отнести проблемно-поисковые технологии.

Работая над созданием проекта, моя цель – подготовить учащихся, способных проблемно мыслить, формировать проблемы и находить средства для их решения.

Сегодня в системе образования большая роль отводится технологии личностно-ориентированного обучения. Ученик является центром внимания педагога в ходе педагогического процесса. Ему дается возможность активной познавательной деятельности через самостоятельную творческую работу.

Одним из направлений в развитии творческой личности учащегося я выделяю проектно-исследовательскую деятельность, которая направлена:

-на формирование личных компетенций;

-на интересы учащихся;

-на создание условий, в которых учащийся развивает собственную универсальную сущность;

-на  усвоение социального опыта, знаний, навыков;

-на стимулирование способностей свободному креативному мышлению;

-на умение осознанно планировать свое решение, понимать  диагностику и самостоятельно учиться;

Проектная деятельность имеет положительные стороны:

-работа над проектом помогает выйти за рамки темы дисциплины, т.к. раскрываются разные стороны изучаемого вопроса;

-у учащихся формируются навыки сотрудничества с учителем и учащимися;

-закладывается фундамент для научно-исследовательской деятельности;

-защита проекта вырабатывает коммуникативные способности, навыки публичного выступления;

-способствует саморазвитию и самообразованию.

       Вся работа условно включает несколько этапов:

организационный этап:

Главная задача на этом этапе - изучение методик, концепций и отечественных исследований.

этап предварительного поиска:

Основной смысл работы на этом уровне состоит в том, чтобы собрать предварительную информацию об учащемся.

Участие учащегося в диагностике   собственной   одаренности   на  этом   этапе   свожу   к выполнению тестовых заданий учебной программы по физической культуре, личной заинтересованности. В результате  выявляю учащихся с опережающим развитием. Собранная таким образом информация позволяет мне создать первое представление о способностях, степени интереса к выполнению проекта.

Примером урочной проектной деятельности может служить подготовка к участию в муниципальном этапе Президентских спортивных состязаний

  в 2014 учебном году учащихся 7 «б» класса, который включал в себя:

 
1. Теория (вопросы-ответы) по физической культуре;

2. Спортивные состязания (челночный бег, подтягивание, отжимания, прыжок с места);

3. Презентация спортивной деятельности класса;

4.Художественная самодеятельность по теме «История   Олимпийских игр».

Подготовка к конкурсу носила характер проектной деятельности, в которой ребятам пришлось готовиться по нескольким направлениям:

 демонстрировать физическую готовность,

 показать интеллектуальные знания,

умения презентовать себя,

  стать участником мини-спектакля в конкурсе     художественной самодеятельности.

    15 ноября 2014 года  учащиеся  6д класса, где я являюсь  классным руководителем  провели,  здоровье сберегающую акцию «Здоровье  - выбор молодых!». Ребята самостоятельно искали материал для акции. Этот материал состоял из  афоризмов, пословиц, поговорок, высказываний известных людей. Материал был оформлен как раздаточный и вручался всем входящим в школу. Были подготовлены соответствующие теме акции плакаты. Всем акция пришлась по душе. Довольны и ребята, которые попробовали себя в качестве модератора.  Пусть это не такой большой проект, но он несет в себе массу положительных эмоций, виден труд детей, есть результат.

Начиная с 5 го класса, мои ученики принимают  участие во  Всероссийской научно-практической конференции. Вместе с учащимися в проекте участвуют  и их родители.

Ребята и родители учатся составлять презентации, занимаются поиском информации в подготовке докладов, шьют костюмы для выступления.

Урочную и внеурочную деятельность строю таким образом, чтобы учащийся смог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности.  

     В работе с одарёнными детьми использую формы внеурочной деятельности:

• предметные недели;

• олимпиады (разных уровней);

• факультативы;

• кружки;

• конкурсы (Всероссийские, региональные, муниципальные, школьные);

• НПК;

• работа по индивидуальным планам.

Работу с одарёнными детьми я рассматриваю как возможность перехода на другой, более качественный уровень образования, как поиск, как практическую деятельность, как опыт, посредством которого ученик осуществляет в самом себе преобразования.

     «Мои ученики, писал Г. Пестолоций, будут узнавать новое не от меня, они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться, развить собственные идеи».

Так, подготовленная мною ученица 7 «д» класса Воронкова Валерия, учащаяся, отнесенная к специальной медицинской группе , в 2013 учебном году, стала победителем в XX Всероссийской студенческой научно-технической конференции «Молодежь и наука XXI века», посвященной 70-летию Победы в Курской битве. Тема проекта «Город, построенный заново», посвящённого зимним Олимпийским играм, которые прошли в г. Сочи в 2014 году.

В 2014 учебном году учащаяся 7 «а» класса Пилюгина Диана выступила на Всероссийской студенческой научно-технической конференции «Молодежь и наука XXI века» с проектом «Спортсмены - герои Великой Отечественной войны».

Работу  над проектом  строю по следующей структуре:

1.Выбор  темы.

2.Обоснование и актуальность выбранного материала.

3.Формирование задач исследования.

4.Поиск  и обработка материала.

5.Подготовка презентации материала.

6. Рефлексия.

По итогам защиты проекта, я обсуждаю с участником его отношение  к участию в проекте:

 Понравилось ли участие в создании проекта?

Чему он научился в процессе работы над проектом?

Какие приобрел умения?

В чем недостатки и что можно изменить, приступая к другому проекту?

Есть ли желание продолжить сотрудничество?

   Метод проекта ориентирован на достижение целей самого учащегося, и поэтому он уникален. Он формирует невероятно большое количество умений, навыков, и поэтому он эффективен. Он формирует опыт деятельности, и поэтому он незаменим.

Поэтому, в перспективе я планирую продолжать работу с одарёнными учащимися, а так же с учащимися с ослабленным  здоровьем, тем самым, дав возможность всем проявить свой творческий потенциал.