Главные вкладки

    Формирование ключевых компетенций обучающихся через организацию урочной и внеурочной деятельности по физической культуре
    статья по физкультуре

    Дмитрий Тишков

    Формирование ключевых компетенций  обучающихся через организацию урочной и внеурочной деятельности по физической культуре.

    Одним из важнейших преобразований в системе общего образования является введение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования нового поколения (далее – ФГОС), продиктованное необходимостью подготовки выпускников к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Формирование ключевых компетенций обучающихся через организацию урочной и внеурочной деятельности по физической культуре.

    Одним из важнейших преобразований в системе общего образования является введение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования нового поколения (далее – ФГОС), продиктованное необходимостью подготовки выпускников к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

    Овладение учащимися Универсальными Учебными Действиями – залог успешного освоения любого предмета. Так как основная черта УУД – их метапредметность, то их сформированность – результат работы педагогов по всем предметам.

    Но у специалистов всегда возникает вопрос: нужно ли формировать Универсальные Учебные Действия на уроках физической культуры?

    Для ответа на вопрос рассмотрим требования к результатам обучения по физической культуре, отраженные в Примерных программах основного общего образования по физической культуре:

    http://web.snauka.ru/wp-content/uploads/2011/05/image2.jpg

    Специалисты в области физической культуры (М. Я. Виленский, Ю. А. Копылов, В. П. Лукьяненко и др.)  отмечают, что традиционный урок физической культуры решает в основном две задачи – оздоровительную и тренирующую. Не умаляя значимости ни одной из них, специалисты предполагают, что для «престижа», значимости нашего предмета этого недостаточно. Поэтому определяющим в модернизации физкультурного образования, по их мнению, является повышение общеобразовательного потенциала предмета «Физическая культура». Из-за недостаточности внимания к общеобразовательной направленности произошло его «выпадение» из системы общего образования; одновременно с этим задачи урока физической культуры решаются не в полном объеме, что сказывается на результативности физической культуры в школе.

    Для модернизации системы физического воспитания учащихся формулируются разные задачи, которые можно объединить в две группы:

    1. Развитие индивидуальных способностей ребенка и создание условий для их самосовершенствования средствами физической культуры.

    2. Обучение способам самостоятельного поиска необходимой информации, освоение новых двигательных действий путем переосмысления уже изученных движений, исследовательской и конструктивной деятельности, нахождение своих способов решения проблемных ситуаций в двигательной деятельности.

    Очевидно, что способности и результаты обучения в большей мере отражены в описанных задачах именно метапредметные.

    В образовательной практике многие трудности, с которыми учитель сталкивается во время проведения уроков физической культуры, связаны с недостаточным развитием у обучающихся Универсальных Учебных Действий нежелание слушать задание, понимать цель его выполнения, неумение работать в команде, группе; учащиеся не обращают внимание на ключевые моменты в изучаемом двигательном действии и не могут сравнивать с уже изученными движениями и др.   В связи с этим, выполнение движения происходит неточно, детали техники игнорируются, либо находятся причины для невыполнения, что приводит к снижению качества образования по предмету.

    Таким образом, что необходимость организации работы по формированию Универсальных Учебных Действий на уроках физической культуры обусловлена тремя качественными обстоятельствами: педагогической наукой, образовательной практикой и Стандартами второго поколения.

    Как говорилось выше, метапредметные результаты обеспечиваются через формирование Универсальные Учебные Действия. Постольку поскольку существует достаточно большое количество видов УУД, то в рамках предмета «Физическая культура» одним учителем невозможно сформировать все Универсальные Учебные Действия.

    Поэтому определение структуры и содержания УУД, которым отводится в современной школе особое место, является творчеством самих педагогов. Согласно опросу учителей, перечень УУД на уроках физкультуры может быть следующим посмотрите на таблицу.

    Виды Универсальных Учебных Действий, формируемых на уроках физической культуры

    Личностные

    Регулятивные

    Познавательные

    Коммуникативные

    1.Самоопределение

    2.Смысло-образование

    1.Соотнесение известного и неизвестного

    2.Планирование

    3.Оценка

    4.Способность к волевому усилию

    1.Формулирование цели

    2.Выделение необходимой информации

    3.Структурирование

    4.Выбор эффективных способов решения учебной задачи

    5.Рефлексия

    6.Анализ и синтез

    7.Сравнение

    8.Классификации

    9.Действия постановки и решения проблемы

    1.Строить продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогами

    2.Постановка вопросов

    3.Разрешение конфликтов

    Сложность заключается в том, что урок физической культуры должен обладать высоким уровнем моторной плотности, а в случае использования материалов по   формированию Универсальных Учебных Действий, уже разработанных в современной науке и практике, необходимо осуществлять вынужденные простои. Следовательно, для того, чтобы уроки физической культуры не выпали из общей направленности образовательного процесса, и одновременно с этим успешно решали узкопредметные задачи физической культуры, необходимо разработать методику, т.е. выявить методы и приёмы, при помощи которых можно осуществлять   формирование УУД у обучающихся 5-9 классов без ущерба для остальных задач урока физической культуры.

    Приведу пример отрывка урока в 6 классе по теме Баскетбол. Ловля и передача мяча

    На данном уроке формируются такие универсальные учебные действия.

    Предметные:

    Совершенствование техники ведения мяча, передачи - ловли баскетбольного мяча (на месте и в движении)

    Личностные УУД:

    Развивать скоростно-силовые качества, быстроту реакции, точность движений, меткость

    Метапредметные:

    Регулятивные УУД:

    Формировать потребности и умение выполнять упражнения игровой деятельности в баскетбол

    Коммуникативные УУД:

    Формировать собственное мнение и позицию, договариваться, приходить к общему решению в совместной деятельности

    Познавательные УУД:

    Формировать мыслительные операции по каждому из разучиваемых элементов баскетбола. Произвести перевод названия игры баскетбол с английского языка (баскет – корзина, бол – мяч)

    В основной части урока проходят такие этапы образовательного процесса

    1. Жонглирование мячом:

    -передача мяча вокруг себя

    -подбрасывание мяча над собой, чередуя подброс и ловлю мяча

    -поочерёдное перебрасывание мяча через правое и левое плечо

    - повороты вокруг себя на 360 с подбрасыванием мяча

    -приседание, после подбрасывания мяча

    1. Индивидуальная работа с мячом:

    -ведение мяча в движении - бросок с двух шагов

    2-. Работа в тройках:

    -ведение мяча до кольца, бросок после двух шагов

    -ведение мяча, остановка прыжком, бросок в прыжке

    На данном этапе урока формируются такие УУД

    Личностные

    Определить влияние элементов баскетбола на результат (владение мячом, передача мяча, ловля мяча, бросок в корзину)

    Место баскетбола в жизни человека

    Определить собственные ощущения при освоении учебной задачи на уроке.

    Осознать нужность домашнего задания

    Регулятивные

    Сравнить усилия, затрачиваемые на обычные упражнения и упражнения с мячом

    Движения руками при ловле мяча направлены на развитие координации

    Сравнить работу индивидуальную с групповой (с мячом)

    Условия, необходимые для достижения поставленной цели

    Определить смысл поставленной на уроке Учебной Задачи

    Познавательные

    Формировать мыслительные операции по каждому из разучиваемых элементов баскетбола

    Определить эффективную модель броска мяча с двух шагов

    Формируем умение выделять основные признаки сравнения выполнения Учебной Задачи.

    Коммуникативные

    Распределение функций, обучающихся во время работы по местам занятий

    Развиваем умение выразить свою мысль по поводу освоения элементов баскетбола одноклассниками

    Обеспечиваем социальную компетентность и учет позиции других людей


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие учебной мотивации через организацию урочной и внеурочной деятельности по математике.

    Обобщение опыта по теме: "Развитие учебной мотивации через организацию урочной и внеурочной деятельности по математике у учащихся 5- 7 классов."...

    Интеграция урочной и внеурочной деятельности по физической культуре как средство реализации предметных и личностных достижений учащихся

    Проект «Интеграция урочной и внеурочной деятельности по физической культуре как средство реализации предметных и личностных достижений учащихся» разработан в соответствии с постановлениями правительст...

    тема самообразования "Воспитание экологической культуры учащихся через организацию урочной и внеурочной деятельности"

    История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком переросли в глобальный экологический кризис, который включает ...

    Использование проектной технологии в организации урочной и внеурочной деятельности по физической культуре.

    Учитель высшей квалификационной категории МОУ «СОШ №11 с углубленным изучением отдельных предметов»...