Воспитание у обучающихся потребности к здоровому и активному образу жизни в урочной и внеурочной деятельности по физической культуре
методическая разработка

Валерий Геннадьевич Воронин

Преодолеть двигательную пассивность, сформировать привычку самостоятельно организовывать и вести здоровый образ жизни призвано физическое воспитание. Но в условиях глобального дефицита двигательной активности даже трех уроков физической культуры для этого недостаточно.  Требуется поиск новых способов воспитания потребности у школьников в занятиях физической культурой и спортом, как основы физического саморазвития и здорового образа жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитание у обучающихся потребности к здоровому и активному образу жизни в урочной и внеурочной деятельности по физической культуре

Слайд 2

Компьютеры, гаджеты, телефоны все чаще для современных школьников выступают и средством общения, и средством учения, и средством досуга. Подвижные игры даже для обучающихся начальных классов – пережиток прошлого.

Как результат - снижение двигательной активности, ослабление функциональных возможностей организма, рост всевозможных заболеваний, «возраст» которых сегодня помолодел. Молодые люди все чаще страдают «возрастными» заболеваниями сердечно-сосудистой и опорно-двигательной систем.

Преодолеть двигательную пассивность, сформировать привычку самостоятельно организовывать и вести здоровый образ жизни призвано физическое воспитание. Но в условиях глобального дефицита двигательной активности даже трех уроков физической культуры для этого недостаточно.  Требуется поиск новых способов воспитания потребности у школьников в занятиях физической культурой и спортом, как основы физического саморазвития и здорового образа жизни.

Слайд 3

Поиск путей формирования потребности обучающихся в физическом саморазвитии привел к необходимости использования мотивационного подхода, в рамках которого физическое воспитание есть процесс создания у занимающегося таких потребностей, которые наиболее благоприятны для его здоровья, физического развития и совершенствования.

Слайд 4

Данный подход стал основой педагогической идеи опыта по воспитанию потребности к активному и здоровому образу жизни у обучающихся в урочной и внеурочной деятельности.

 

Рис. 1. Модель воспитания потребности к активному и здоровому образу жизни

 Формирование у обучающихся мотивации к систематическим занятиям физической культурой и спортом на уроках физической культуры осуществляется через:

-     содержание учебного материала и формы его представления;

- систему форм и методов, обеспечивающих формирование ценностного отношения школьников к занятиям физической культурой.

Слайд 5

На уровне содержания учебного материала помимо изучения программного материала:

- даются рекомендации по оздоровлению и саморегуляции;

- организуется работа по физическому саморазвитию и самовыражению;

- широко используются ИКТ для донесения учебной и познавательной информации.

Слайд 6

1. Оздоровление и саморегуляция.

На уроках по каждой теме обязательно включается информация по самооценке здоровья, его улучшению, саморегуляции, освоению простейших методов оздоровления.

Например, уже во втором классе детям рассказывается о положительном влиянии на здоровье воздушных и солнечных ванн, водных процедур, хождении босиком. Дети знакомятся с комплексом специальных дыхательных упражнений как одним из способов саморегуляции, а для самоконтроля предлагается контролировать (измерять) массу тела.

В восьмом классе обучающимся предлагается комплекс утренней зарядки, примеры самостоятельных упражнений дома, примеры подвижных дворовых игр как способа проведения досуга.

Слайд 7

 2. Физическое саморазвитие.

В начале учебного года каждый обучающийся получает на год комплекс домашних заданий.

  1. а) подтягивание – мальчики

б) Сгибание и разгибание рук – девочки

  1. Прыжок в длину с места  
  2. Прыжки через скакалку (20 сек)    
  3. Наклон веред из положения сидя
  4. Поднимание туловища из положения лежа на спине (руки за головой, ноги закреплены)
  5. Челночный бег 3х10 м

В начале учебного года все обучающиеся выполняют упражнения домашних заданий максимальное количество раз (сколько сможет) и берут индивидуальное обязательство по увеличению числа повторений того или иного упражнения.

На последних трех уроках каждой четверти проводится контрольное тестирование по всем видам домашнего комплекса упражнений, которое оценивается по следующим критериям: если ребенок улучшил результат, то заслуженно получает «5», если же повторяет свой стартовый результат, то «3», так как повтор результата - это тормоз в развитии физических качеств. Оценка «4» не ставится в домашних заданиях – таким образом, ребенку предоставляется возможность наглядно увидеть, движется ли он вперед или стоит на месте, или отстает и даются индивидуальные рекомендации, с которыми обязательно знакомятся родители школьника.

  Подросткам предлагается вести дневник систематических наблюдений за своим физическим состоянием (длина и масса тела), показателями основных физических качеств (быстрота, координация, гибкость, выносливость и т.д.).

Это стимулирует к занятиям не только на уроках и в секциях, но и в домашних условиях, что обеспечивает воспитание потребности к самостоятельным систематическим занятиям физкультурой.

3. Физическое самовыражение

В начале учебного года составляется план физической и теоретической подготовки к олимпиаде по физической культуре. На уроках отрабатывается качественное выполнение заданий, которые входят в программу олимпиады. Предлагается изучить теоретический материал по примерным вопросам. Для этого используются беседы, лекции, самостоятельный поиск информации в журналах, книгах, Интернете, телевидении и т.д.  

Для победителей школьного этапа олимпиады проводятся индивидуальные консультации с приглашением для обмена опытом выпускников, которые также участвовали в олимпиадах. Все упражнения, которые мы готовим на олимпиаду на этих консультациях, ребята показывают на уроках перед всем классом (это и тренировка публичных выступлений, и пример, стимул для остальных обучающихся в достижении более высоких результатов).

4. ИКТ

Современное поколение не мыслит свою жизнь без информационных технологий. Поэтому на уроках применяются информационные ресурсы: просмотры презентаций, отрывков игр, моделирование схем движений, комбинаций в играх, демонстрация поэтапного выполнения упражнения – все это очень привлекает детей и повышает интерес к урокам физической культуры.

Обеспечение мотивации школьников к занятиям физической культурой осуществляется с помощью системы форм и методов обучения, учитывающих функциональный потенциал каждого обучающегося, его индивидуальные особенности и предполагает использование:

- методов дифференцированного обучения;

- мониторинга индивидуальных достижений обучающихся;

- игровых методов обучения;

- метода проектов;

- методов агитации и пропаганды физической культуры и спорта.

1. Дифференцированное обучение предполагают обязательную подготовку учителем дифференцированных заданий:

- для различных медицинских групп обучающихся с учетом состояния здоровья и двигательной активности обучающегося.

- для обучающихся с различным уровнем физической подготовки для улучшения личностного результата по нормативным требованиям программы.

2. Мониторинг индивидуальных достижений обучающихся

По каждому классу ведется мониторинг достижений обучающихся, где отмечается рост или спад индивидуальных достижений. По результатам формируется список заданий для самоподготовки обучающегося в соответствии с его физиологическими особенностями, в котором учитывается и характер мотивации обучающегося.

Например, кто-то способен монотонно выполнять задания ради пятерки, кто-то старается ради спортивной фигуры, а кто-то ради высокого результата в соревнованиях. Таким образом обеспечивается соблюдение принципа учета потребностей обучающихся и реализация персональных целей.

По итогам сдачи нормативов, вывешиваются результаты обучающихся, где они могут видеть свои собственные рекорды и динамику сдачи нормативов.

3. Игровые методы обучения

Дети всех возрастов любят игры, в них реализуется потребность в соревновании, сопричастность к команде, принадлежность к группе, стилю, правилам. Поэтому на уроках часто используются игры:

- на развитие различных групп мышц, физических качеств;

- обеспечивающие подготовку к сдаче норм ГТО;

- с элементами баскетбола.

4. Метод проектов

В рамках организации проектной деятельности по каждому классу, начиная с 3, разработана тематика докладов, предлагаемых обучающимся на уроках физической культуры.  В течение учебного года все доклады заслушиваются и обсуждаются на уроках.

5. Агитация и пропаганда физической культуры и спорта

Большое значение в формировании мотивации к занятиям физической культуры  отводится агитации и пропаганде физической культуры и спорта: стенды в коридорах школы с кубками и дипломами, с фотографиями лучших спортсменов школы, эпизодами спортивных соревнований, нормативами ГТО и именами обучающихся и педагогов, успешно сдавших нормы ГТО на золотой и серебряный значок. Любое школьное спортивное мероприятие начинается с красочной афиши.

Описанная система работы помогает сформировать мотивацию обучающихся к систематическим занятиям физической культурой не только в рамках урока физической культуры, но и во внеурочной и воспитательной деятельности, где реализуются различные формы работы.

1. Спортивные секции по баскетболу, футболу и мини-футболу, где кроме традиционных тренировок, в обязательном порядке организуются:

- просмотры и обсуждение игр мирового уровня;

 - товарищеские встречи с командами - лидерами района и области;

- участие в мастер-классах с участием участницы олимпийских игр 2012 года Ольгой Артешиной и игроков команды «Самара»;

- выезды для просмотра игр профессионалов: баскетбольной команды «Самара», матчей турнира «Волжские ворота» с участием отечественных и зарубежных команд.

Такая работа дает мощный заряд на стремление к занятиям физической культурой и спортом и достижению высоких результатов.

Огромное впечатление произвел на обучающихся выезд команды баскетболистов вместе с родителями на просмотр фильма «Движение вверх».

2. Участие во Всероссийских проектах: «Мини-футбол в школу», «Лето с футбольным мячом», «КЭС-баскет», «Оранжевый мяч», «Лига звезд».  

3. «Школьная Спартакиада» включает в себя: осенний и весенний легкоатлетический кросс, лыжные гонки, мини-футбол, шашки и шахматы. В этих соревнованиях участвуют все обучающиеся с 1 по 11 класс, В начальной школе в рамках спартакиады проводятся веселые старты, в 5-7 классах – «Игра по станциям». С 5 по 11 классы в спартакиаду входят, баскетбол, волейбол, теннис и легкая атлетика.  Результаты подводятся в 5 возрастных группах: 1-2 класс, 3-4 классы, 5-6 классы, 7-8 классы и 9-11 классы. Все победители выступают на районных и областных соревнованиях по соответствующим видам спорта.

В конце года на Фестивале «Школьная весна» подводятся итоги этого мероприятия, чествуются самые достойные коллективы и спортсмены. Церемония прохождения победителей имитирует олимпийскую.

Во всех соревнованиях и мероприятиях школьной Спартакиады активное участие принимают родители, родственники участников, выпускники школы. Они выступают не только в качестве зрителей и болельщиков, но и активно включаются в помощь по организации мероприятий Спартакиады (спонсируют транспорт, призы, форму для команд, просто помогают как волонтеры).

Активная позиция сельчан в участии в школьной Спартакиаде стала основой организации массовых общественно спортивных мероприятий на базе школы, в которых наряду со школьными и детско-родительскими командами принимают активное участие команды организаций.

1) «Антинаркотический марафон» - школьники и организации готовят выступление агитбригад против наркотиков за здоровый образ жизни, организуются выставки плакатов и фотографий, пропагандирующих здоровый образ жизни. Затем проводится массовый забег всех желающих по улицам села. В настоящее время в марафоне принимают участие более 300 человек сельских жителей.

2) Биатлон в честь Дня защитника Отечества - проводится среди мужчин и женщин в разных возрастных группах. Самому маленькому участнику было 5 лет (стрелять ему помогали волонтеры), а самый возрастной участник отметил 70 лет. В первом биатлоне в 2013 году принимали участие только 22 человека, в основном школьники. В 2019 году в биатлоне приняло участие 92 человека, пять организаций села.

3) Регулярное проведение матчей между школьниками, студентами, игрокам от 25 до 40 лет и ветеранами по баскетболу и футболу - во время всех массовых праздников: День физкультурника, День села, День Победы, День сдачи ГТО и т.д. Кроме того, проводятся женский футбол к 8 Марта среди различных возрастных групп.

Все эти мероприятия поддерживают интерес к занятиям физической культурой на высоком уровне, формируют потребность в активном и здоровом образе жизни и находят свое отражение в результатах работы.

1. По результатам ежегодного мониторинга наблюдается устойчивая положительная динамика в отношении к своему здоровью и здоровому образу жизни обучающихся.

Уровень сформированности ценностного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни

Где УП – устойчиво-позитивное отношение, СП – ситуативно-позитивное, СН – ситуативно-негативное отношение, УН – устойчиво- негативное отношение.

2. Положительная динамика занимающихся в секциях и участников массовых спортивно-оздоровительных мероприятий.

Направления реализации проекта

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

Количество обучающихся, участвующих в школьной спартакиаде (в % отношении к обучающимся в школе)

Не проводилась

100%

100%

100%

100%

100%

100%

Количество обучающихся, занимающихся в спортивных секциях   (в % отношении к обучающимся в школе)

36%

54%

54%

63%

68%

79%

82%

Количество участников массовых, спортивно-оздоровительных мероприятий (количество обучающихся и сельских жителей) 

116

213

348

356

380

401

411

3. Высокие достижения на различных уровнях спортивных соревнований.

 4. Транслирование педагогического опыта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция урочной и внеурочной деятельности по физической культуре как средство реализации предметных и личностных достижений учащихся

Проект «Интеграция урочной и внеурочной деятельности по физической культуре как средство реализации предметных и личностных достижений учащихся» разработан в соответствии с постановлениями правительст...

Использование проектной технологии в организации урочной и внеурочной деятельности по физической культуре.

Учитель высшей квалификационной категории МОУ «СОШ №11 с углубленным изучением отдельных предметов»...

Духовно - нравственное воспитание в урочной и внеурочной деятельности средствами физической культуры.

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к...

Формирование ключевых компетенций обучающихся через организацию урочной и внеурочной деятельности по физической культуре

Формирование ключевых компетенций  обучающихся через организацию урочной и внеурочной деятельности по физической культуре.Одним из важнейших преобразований в системе общего образования является в...

Формирование навыков здорового образа жизни в урочной и внеурочной деятельности младших школьников.

Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время катастрофическое ухудшение здоровья учащихся становится всё очевиднее. Наряду с неблагоприятными...

«Изучение влияния физической активности в формировании потребности здорового образа жизни современного школьника через внеурочную деятельность по физической культуре в школе »

В практической работе учителю необходимо умело организовать внеклассные направления ФВ в школе. Интенсификации учебного процесса по физическому воспитанию отводиться особое место в улучшении физическо...