Мой кабинет
материал по физике на тему

Жирноклеева Юлия Владимировна

Хочу поделиться опытом "Как сделать кабинет любимым" и  может быть кому еще нужны инструкции по ТБ по физике

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_polyubit_svoy_kabinet.doc46.5 КБ
Microsoft Office document icon instrukciii_po_ohrane_truda._fizika.doc124 КБ

Предварительный просмотр:

Как сделать кабинет любимым (выступление на РМО учителей физики)

Учебный кабинет является основным местом проведения уроков и других учебных занятий с учащимися. Оборудование, оформление, санитарно-гигиеническое состояние в прямой степени влияют на качество и эффективность изучения предмета, повышение уровня образовательного процесса. Целенаправленная, систематическая работа по оснащению кабинета, созданию в нем благоприятных условий для учебной деятельности учеников и учителя, является прямой обязанностью заведующего кабинетом и учителей, работающих в нем.

        Учебный кабинет – это учебное подразделение общеобразовательного учреждения, оснащенное мебелью, комплектом учебного оборудования и приспособлений для опытов

(это кабинеты физики, химии, технического и обслуживающего труда, биологии), техническими средствами обучения и учебно-наглядными пособиями, подобранными в соответствии с задачами, содержанием и методикой обучения  данного предмета. В кабинете должны бать созданы необходимые условия для достижения максимальной педагогической эффективности процесса обучения и воспитания учащихся, а также обеспечивающие охрану здоровья и безопасность труда учителя и учащихся.

Основными принципами организации кабинета являются:

  1. принцип соответствия оборудования кабинета содержанию образования, методам обучения и всем видам учебного эксперимента (если это необходимо по содержанию предмета);
  2. принцип соответствия кабинета строительным и санитарно-гигиеническим нормам и требованиям правил безопасности;
  3. принцип рациональной организации труда учителя и учащихся в кабинете физики;

 При планировке помещений кабинетов должны быть соблюдены требования СанПина.

        В кабинете рекомендуется расставлять не более 15 двухместных столов в комплекте со стульями, по 5 столов в каждом ряду. Расстояние между столами в ряду и расстояние между рядами столов должно быть не менее 0,6метра. Расстояние между рядом столов и продольными стенами (наружной и внутренней) должно быть не менее 0,5-0,7 метра, а между последними столами и задней стеной – не менее 0,7 метра. Если задняя стена является наружной, то это расстояние должно быть не менее 1 метра.

Высота нижнего края  классной доски над полом должна быть 0.8-0.9 метра. Расстояние от классной доски до первого ученического стола 2.4-2.7 метра, наибольшая удаленность последнего места учащегося от классной доски должна быть 8.6 метра. Угол видимости (рассмотрения) доски должен быть не менее 400.

        В помещениях кабинета должна быть создана наиболее благоприятная среда жизнедеятельности учащихся и учителя для поддержания высокой работоспособности их и нормальной учебной деятельности. К факторам, влияющим на создание такой среды, относятся естественное и искусственное освещение, водоснабжение и воздушно-тепловой режим в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями к условиям обучения школьников. Значительное влияние на уровень освещенности рабочих мест кабинета

оказывает его отделка. Используемые отделочные материалы и краски должны обеспечивать матовую поверхность с коэффициентом отражения света:

  1. для потолка 0.7 – 0.8;
  2. для стен 0.5 – 0.6;
  3. для пола 0.3 – 0.5.

Если окна кабинета обращены на юг, стены его помещения рекомендуется окрашивать в холодные цвета, в на север – в теплые.

Согласно СанПин рекомендуется использование красок следующих цветов:

  1. для стен – светлые тона желтого, бежевого, розового, зеленого и голубого;
  2. для дверей и оконных рам – белого;
  3. для столов, стульев и шкафов – цвета натурального дерева и светло-зеленого;
  4. для классных досок – темно-зеленого и темно-коричневого.

Загрязненные и занавешенные оконные стекла, а также расставленные на подоконниках цветы снижают уровень освещенности рабочих мест. Рекомендуется не реже двух раз в год проводить очистку и мытье стекол. Цветы в переносных и подвесных цветочниках следует размещать на высоте 65 – 70 см. от пола.

        Оптимальное состояние воздушной среды кабинета должно обеспечиваться поддержанием нормальной температуры, влажности и состава воздуха, работой вентиляционных устройств и режимов проветривания помещений.

Температура воздуха в кабинете должна быть в пределах 18-200С при его обычным

остеклении. Относительная влажность воздуха должна быть в пределах 40-60%.

            Проветривание кабинета осуществляется до начала занятий и после их окончания.

Длительность проветривания определяется в зависимости от температуры наружного воздуха:

        

Наружная температура

воздуха, 0С

Длительность проветривания

помещений, мин

от +10 до +5

от +5 до 0

от 0 до –5

от –5 до –10

ниже -10

4 – 10

3 – 7

2- 5

1 – 3

1- 1.5

Как сделать кабинет "любимым"? Для этого надо и вдохнуть в него свою энергию - женскую, светлую, лучистую, понимающую, любящую.

Первым делом займитесь своим столом! 

  1. Срочно переберите ящики и полки своего рабочего стола!
  2. Те вещи, которыми Вы не пользуетесь последнюю неделю, уберите подальше - в шкаф, в лаборантскую или вообще выбросьте.
  3. На столе оставьте минимум канцелярских принадлежностей.
  4. Журнал, конспект урока, тетради, папки сами образуются на Вашем столе в течение рабочего дня.
  5. Материалы предыдущего урока старайтесь сразу убрать на место.
  6. После окончания рабочего дня полностью убирайте со стола все бумаги - залежи непроверенных контрольных работ, конспектов, всевозможных планов и прочих "неотложных дел" пусть ждут своей очереди в столе или в шкафу. Они не должны "давить" на Вас завтра перед началом рабочего дня.
  7. Чтобы стол стал для Вас "своим любимым" поставьте на него обязательно живой цветок и какую-нибудь игрушку или фигурку, а лучше иконку. Вот увидите - они будут здорово поддерживать и помогать Вам во время уроков!

Теперь переходим к шкафам 

Мои шкафы - моё богатство!
В них хранятся папки с разработками уроков, с заданиями для практических и контрольных работ, справочная литература, учебники, всевозможные документы по обустройству кабинета, самые удачные работы моих учеников, приборы для демонстрации и лабораторных работ.

Каждый прибор занимает свое строго определенное место, имеет номер, описание и инструкцию и внесен в список на дверце шкафа и внесет в каталог, так, что его легко можно найти
На каждых каникулах я перебираю содержимое в шкафах, и всегда набирается довольно внушительная куча ненужной макулатуры!

Сделайте так, чтобы Вам было приятно открывать дверцы шкафа и видеть, что Ваши драгоценные материалы лежат аккуратно на своих местах.

Это вопрос не только порядка, главное в этом то, что:

  1. Вы чувствуете гордость за свой труд.
  2. Систематизированные материалы в несколько раз экономят Ваше время - в любой момент Вы можете найти нужные бумаги или книги или прибор.
  3. При виде такого порядка в шкафу, дети испытывают к Вам большее уважение.
  4. Администрация обожает систематизированные материалы, папки и подписи на полках.

Не превращайте кабинет в склад неработающей техники 

Договоритесь с завхозом и вынесите из кабинета куда-нибудь в подсобку все негодные приборы (сломались и не подлежат ремонту или морально устарели). Оставьте только ту технику, которой Вы пользуетесь на уроках.
Выберите время и протрите каждый прибор, поставьте его красиво, поговорите с ним. Техника наши самые главные помощники в кабинете, и они ждут Вашего внимания и любви (это не шутка, я действительно так думаю).

Гордитесь своим трудом 

Вы, наверное, видели в некоторых организациях на стенах грамоты и дипломы, свидетельствующие о достижениях сотрудников этих фирм. А что мешает Вам гордиться собой?
Наверняка, у Вас или у Ваших учеников есть грамоты и дипломы победителей олимпиад, конкурсов, различных турниров. Сделайте цветные копии этих документов и повесьте их в красивых рамочках на стене кабинета. Вы даже себе не представляете, какой они оказывают эффект на всех, кто приходит к Вам: учеников, учителей, администрацию, родителей! И когда Вы сами будете смотреть на них, то каждый раз будете осознавать, что Вы здесь не случайный человек, что Вам есть чем гордиться!

Наполните свой кабинет "живой энергией" 

Чтобы в кабинете было тепло и уютно, там должны быть живые существа - растения. Они обладают удивительным умением превратить кабинет физики из "техногенной зоны" в "живой уголок", где тепло, уютно и комфортно любому, кто туда заходит, а для Вас такой кабинет станет родным, близким и любимым!



Предварительный просмотр:

ИНСТРУКЦИЯ

ПО ОХРАНЕ ТРУДА

ДЛЯ РАБОТЫ

В КАБИНЕТЕ ФИЗИКИ

ИОТ 006-008-2005

АКТ – РАЗРЕШЕНИЕ

на проведение занятий в кабинете физики

Комиссия в составе: председателя ____________________________________

и членов комиссии __________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

составила настоящий акт в том, что:

  1. В кабинете организованы места занятий, которые соответствуют нормам по охране труда, правилам техники безопасности и производственной санитарии, а также возрастным особенностям обучаемых.
  2. Административно-педагогический персонал образовательного учреждения с правилами безопасности и производственной санитарии при проведении учебной работы с учащимися в кабинете ознакомлен.
  3. Замечания и предложения комиссии: _____________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

     4. Заключение комиссии о готовности кабинета к новому учебному году

        _____________________________________________________________

                               Председатель комиссии ________________________

                                            Члены комиссии ________________________

                                                                 ________________________

                                                                 ________________________

                                                                 ________________________

ПЕРЕЧЕНЬ

приборов и оборудования, использование которых

в учебных заведениях должно быть прекращено

  1. Барометры ртутные
  2. Выпрямители алюминиевые
  3. Генераторы УВЧ (Главучтехпрома)
  4. Дистилляторы школьные (с открытой спиралью)
  5. Индукторы высоковольтные ИВ-50, ИВ-100 и др.
  6. Катушки Томсона
  7. Лампы лабораторные бензиновые
  8. Парообразователи металлические
  9. Приборы для определения коэффициента линейного расширения металлов (с металлическими трубками, нагреваемыми паром)
  10. Самодельные электрические регулировочные устройства, устройства питания, выпрямители, автотрансформаторы, демонстрационные установки и др. на напряжение более 42 В переменного и 110 В постоянного тока
  11. Фотореле на фоторезисторе (на напряжение 127/220 В)
  12. Эвдиометры
  13. Электрические аппараты, машины и трансформаторы единичной мощностью более 2,7 кВт
  14. Электронагревательные приборы с открытой спиралью на напряжение переменного тока более 42 В
  15. Набор радионуклеидных источников типа «Плутон»

                     «УТВЕРЖДАЮ»

                    Директор

                   ____________________

            «_____» _________ 200 ___г.

ИНСТРУКЦИЯ

по охране труда при использовании технических средств обучения

ИОТ-027

  1. Общие требования безопасности
  1. К использованию технических средств обучения допускаются лица в возрасте не моложе 18 лет, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья, имеющие I квалификационную группу допуска по электробезопасности. К использованию проекционной аппаратуры и других технических средств обучения учащиеся не допускаются.
  2. Лица, допущенные к использованию технических средств обучения, должны соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, расписание учебных занятий, установленные режимы труда и отдыха.
  3. При использовании технических средств обучения возможно воздействие на работающих следующих опасных и вредных производственных факторов:

- поражение электрическим током при отсутствии заземления (зануления) корпуса демонстрационного электрического прибора или неисправном электрическом шнуре и электрической вилки;

- ослепление глаз сильным световым потоком при снятии защитного кожуха демонстрационного электрического прибора во время его работы;

- ожоги рук при касании защитного кожуха демонстрационного электрического прибора во время его работы;

- возникновение пожара при воспламенении кинопленки, диафильма, диапозитивов, слайдов и пр.

  1. При использовании технических средств обучения соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения. Помещение для демонстрации кинофильмов должно быть обеспечено огнетушителем и ящиком с песком.
  2. При несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить администрации учреждения. При неисправности технических средств обучения прекратить работу и сообщить администрации учреждения.
  3. Соблюдать порядок использования технических средств обучения, правила личной гигиены, содержать в чистоте рабочее место.
  4. Лица, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и, при необходимости, подвергаются внеочередной проверке знаний норм и правил охраны труда.

  1. Требования безопасности перед началом работы
  1. Установить проекционную электрическую аппаратуру с противоположной стороны от выхода из помещения.
  2. Заземлить корпус электрического прибора, имеющего клемму «Земля».
  3. Убедиться в целостности электрического шнура и вилки прибора, а также исправности линз объектива и наличии защитного кожуха.

  1. Требования безопасности во время работы
  1. Не подключать демонстрационный электрический прибор к электрической сети влажными руками.
  2. Включить демонстрационный электрический прибор и убедиться в его нормальной работе, а также работе охлаждающего вентилятора.
  3. Во время демонстрации кинофильмов, диафильмов, слайдов и пр. в помещении должно присутствовать не более 50 чел., которых необходимо рассаживать впереди демонстрационного прибора.
  4. Во избежание ослепления глаз мощным световым потоком, не снимать защитный кожух во время работы  демонстрационного электрического прибора.
  5. Во избежание ожогов рук не касаться защитного кожуха демонстрационного электрического прибора во время его работы.
  6. Не оставлять работающие технические средства обучения без присмотра.
  7. К работе на киноаппаратуре допускаются лица, имеющие квалификационное удостоверение киномеханика, а также талон по технике пожарной безопасности.
  1. Требования безопасности  в аварийных ситуациях
  1. При возникновении неисправности в работе демонстрационного электрического прибора или нарушении заземления его корпуса выключить прибор и отключить его от электрической сети. Работу продолжать только после устранения неисправности.
  2. При воспламенении кинопленки, диафильма, диапозитивов, слайдов и пр. немедленно выключить демонстрационный прибор, эвакуировать учащихся из помещения, сообщить о пожаре администрации учреждения и в ближайшую пожарную часть, приступить к тушению очага возгорания с помощью первичных средств пожаротушения.
  3. При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему, при необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение и сообщить об этом администрации учреждения.

  1. Требования безопасности по окончании работы
  1. Выключить демонстрационный электрический прибор и после его остывание охлаждающим вентилятором отключить от электрической сети.
  2. Вынуть из демонстрационного прибора киноплёнку, диафильм, диапозитивы, слайды и пр., уложить в плотно закрывающуюся коробку и убрать в отведенное для хранения место.
  3. Проветрить помещение и тщательно вымыть руки с мылом.

                     «УТВЕРЖДАЮ»

                      Директора    

                   __________________

            «_____» _________ 200 ___г.

ИНСТРУКЦИЯ

по охране труда при работе в кабинете физики

ИОТ-006-2005

  1. Общие требования безопасности
  1. К работе в кабинете физики допускаются лица, достигшие 16-ти летнего возраста, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
  2. Лица, допущенные к работе в кабинете физики, должны соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, расписание учебных занятий, установленные режимы труда и отдыха.
  3. При работе в кабинете физики возможно воздействие следующих опасных и вредных производственных факторов:

- термические ожоги при нагревании жидкостей и различных физических тел;

- порезы рук при небрежном обращении с лабораторной посудой и приборами из стекла;

- поражение электрическим током при работе в электроустановками;

- возникновение пожара при неаккуратном обращении с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями.

  1. При работе в кабинете физики должна использоваться следующая спецодежда и средства индивидуальной защиты: халат хлопчатобумажный, диэлектрические перчатки, указатель напряжения, инструмент с изолированными ручками, диэлектрический коврик.
  2. Кабинет физики должен быть укомплектован медаптечкой с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств в соответствии с приложением 5 Правил для оказания первой помощи при травмах.
  3. При работе в кабинете физики соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения. Кабинет физики должен быть оснащён первичными средствами пожаротушения: огнетушителем пенным, огнетушителем углекислотным или порошковым, ящиком с песком и накидкой из огнезащитной ткани.
  4. О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить администрации учреждения. При неисправности оборудования, приспособлений и инструмента прекратить работу и сообщить администрации учреждения.
  5. В процессе работы соблюдать правила ношения спецодежды, пользования средствами индивидуальной защиты, соблюдать правила личной гигиены, содержать в чистоте рабочее место.
  6. Лица, допустившие невыполнение или нарушения инструкции по охране труда, привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии с правилами внутреннего распорядка и, при необходимости, подвергаются внеочередной проверке знаний норм и правил охраны труда.

  1. Требования безопасности перед началом работы
  1. Надеть спецодежду, при работе с электроустановками подготовить средства индивидуальной защиты.
  2. Подготовить к работе необходимое оборудование и приборы, проверить их исправность, убедиться в наличии заземления электроустановок.
  3. Тщательно проветрить помещение кабинета физики

  1. Требования безопасности во время работы
  1. Кабинет физики запрещается использовать в качестве классной комнаты для занятий по другим предметам и для проведения сборов.
  2. Пребывание учащихся в лаборантской и в помещении кабинета физики разрешается только в присутствии учителя (преподавателя) физики.
  3. Учащиеся не допускаются к выполнению обязанностей лаборанта кабинета физики.
  4. Лабораторные работы, лабораторный практикум учащиеся проводят только в присутствии учителя (преподавателя) физики или лаборанта.
  5. Запрещается пользоваться разбитой или треснутой стеклянной посудой, применять приборы и устройства, не соответствующие требованиям безопасности труда, а также самодельные приборы. Не применять оборудование, приборы, провода и кабели с открытыми токоведущими частями.
  6. Не оставлять без присмотра работающие электронагревательные приборы, запрещается пользоваться приборами с открытой спиралью.
  7. Все электрические приборы должны иметь указатели напряжения, на которое они  рассчитаны, и их полярность.
  8. Запрещается подавать к рабочим столам учащихся напряжение свыше 42 В пере-менного и 110 В постоянного.
  9. Категорически запрещается применять бензин в качестве топлива в спиртовках.
  10. Для проведения лабораторных работ и лабораторного практикума запрещается выдавать учащимся приборы с надписью на их панелях (корпусах) «Только для проведения опытов учителем»
  1. Требования безопасности  в аварийных ситуациях
  1. При обнаружении неисправности в работе электрических устройств, находящихся под напряжением, (повышенном их нагревании, появления искрения и т.д.) немедленно отключить источник электропитания и сообщить администрации учреждения.
  2. При коротком замыкании в электрических устройствах и их загорании, немедленно отключить их от сети, сообщить о пожаре в ближайшую пожарную часть и приступить к тушению очага возгорания углекислым (порошковым) огнетушителем или песком.
  3. В случае если разбилась лабораторная посуда или приборы из стекла, не собирать их осколки незащищенными руками, а использовать для этой цели щётку и совок.
  4. При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное заведение.
  1. Требования безопасности по окончании работы
  1. Отключить электрические устройства и приборы от источника питания.
  2. Привести в порядок рабочее место, убрать оборудование и приборы в лаборантскую в шкафы.
  3. Снять спецодежду и тщательно вымыть руки с мылом, проветрить кабинет.

                     «УТВЕРЖДАЮ»

                    Директор

                   __________________

            «_____» _________ 200 ___г.

ИНСТРУКЦИЯ

по охране труда при проведении демонстрационных опытов по физике

                                                            ИОТ-007

1.  Общие требования безопасности

  1. К проведению демонстрационных опытов по физике допускаются педагогические работники в возрасте не моложе 18 лет, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
  2. Учащиеся должны соблюдать правила поведения, расписания учебных занятий, установленные режимы труда и отдыха.
  3. При проведении лабораторных работ и лабораторного практикума  по физике возможно воздействие на учащихся следующих опасных и вредных факторов:

- поражение электрическим током при работе с электроприборами;

- термические ожоги при нагревании жидкостей и различных физических тел;

- порезы рук при небрежном обращении с лабораторной посудой и приборами из стекла;

- возникновение пожара при неаккуратном обращении с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями.

  1. Кабинет физики должен быть укомплектован медаптечкой с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств в соответствии с приложением 5 Правил для оказания первой помощи при травмах.
  2. При проведении лабораторных работ и лабораторного пркатикума по физике соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения. Кабинет физики должен быть оснащён первичными средствами пожаротушения: огнетушителем пенным, огнетушителем углекислотным или порошковым, ящиком с песком и накидкой из огнезащитной ткани.
  3. О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить учителю (преподавателю). При неисправности оборудования, приспособлений и инструментов прекратить работу и сообщить об этом учителю (преподавателю).
  4. В процессе работы учащиеся должны соблюдать порядок проведения лабораторных работ и лабораторного практикума, правил личной гигиены, содержать в чистоте рабочее место.
  5. Учащиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к ответственности и со всеми учащимися проводится инструктаж по охране труда.
  1. Требования безопасности перед началом работы
  1. Внимательно изучить содержание и порядок проведения лабораторной работы или лабораторного практикума, а так же безопасные приёмы его выполнения.
  2. Подготовить к работе рабочее место, убрать посторонние предметы. Приборы и оборудование разместить таким образом, чтобы исключить их падение и опрокидывание.
  3. Проверить исправность оборудования, приборов, целостность лабораторной посуды и приборов из стекла.
  1. Требования безопасности во время работы
  1. Точно выполнять все указания учителя (преподавателя) при проведении лабораторной работы или лабораторного практикума, без его разрешения не выполнять самостоятельно никаких работ.
  2. При работе со спиртовкой беречь одежду и волосы от воспламенения, не зажигать одну спиртовку от другой, не извлекать из горящей спиртовки горелку с фитилём, не задувать пламя спиртовки ртом, а гасить его, накрывая специальным колпачком.
  3. При нагревании жидкости в пробирке или колбе использовать специальные держатели (штативы), отверстие пробирки или горлышко колбы не направлять на себя или на своих товарищей.
  4. Во избежание ожогов, жидкость или другие тела нагревать не выше 60-70 ºС, не брать их незащищенными руками.
  5. Соблюдать осторожность при обращении с приборами из стекла и лабораторной посуды, не ронять их и не ударять их.
  6. Следить за исправностью всех креплений в приборах и приспособлениях, не прикасаться и не наклоняться близко к вращающимся и движущимся частям машины и механизмов.
  7. При сборке электрической схемы использовать провода с наконечниками, без видимых повреждений изоляции, избегать пересечение проводов, источник тока подключать в последнюю очередь.
  8. Собранную электрическую схему включать под напряжением только после проверки её учителем (преподавателем) или лаборантом.
  9. Не прикасаться к находящимся под напряжением элементам электрической сети, к корпусам стационарного электрооборудования, к зажимам конденсатора, не производить переключений в цепях до отключения источника тока.
  10. Наличие напряжения в электрической сети проверять только приборами.
  11. Не допускать предельных нагрузок измерительных приборов.
  12. Не оставлять без надзора не выключенные электрические устройства и приборы.
  1. Требования безопасности  в аварийных ситуациях
  1. При обнаружении неисправности в работе электрических устройств немедленно прекратите работу и отключите источник электропитания. Работу продолжать только после устранения неисправности.
  2. При коротком замыкании в электрических устройствах и их загорании, немедленно отключить их от сети, эвакуировать обучающихся из кабинета, сообщить о пожаре в ближайшую пожарную часть и приступить к тушению очага возгорания с помощью углекислотного (порошкового) огнетушителя или песком.
  3. При розливе легко воспламеняющейся жидкости и её загорания, удалить обучающихся из кабинета, сообщить о пожаре в ближайшую пожарную часть и приступить к тушению очага возгорания с помощью первичных средств пожаротушения.
  4. В случае если разбилась лабораторная посуда или приборы из стекла, не собирать их осколки незащищенными руками, а использовать для этой цели щётку и совок.
  5. При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное заведение.
  1. Требования безопасности по окончании работы
  1. Отключить электрические устройства и приборы от источника электропитания.
  2. Привести в порядок рабочее место, убрать оборудование и приборы в лаборантскую в шкаф.
  3. Снять спецодежду и тщательно вымыть руки с мылом.
  4. Тщательно проветрить помещение кабинета физики.

                     «УТВЕРЖДАЮ»

                   Директор

                   __________________

            «_____» _________ 200 ___г.

ИНСТРУКЦИЯ

по охране труда при проведении лабораторных работ и

лабораторного практикума по физике

ИОТ-008-05

1. Общие требования безопасности

  1. К проведению лабораторных работ и лабораторного практикума по физике допускаются учащиеся с 7-го класса, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
  2. Лица, допущенные к проведению демонстрационных опытов по физике, должны соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, расписание учебных занятий, установленные режимы труда и отдыха.
  3. При проведении демонстрационных опытов по физике возможно воздействие на работающих и обучающихся следующих опасных и вредных производственных факторов:

- поражение электрическим током при работе с электроустановками;

- термические ожоги при нагревании жидкостей и различных физических тел;

- порезы рук при небрежном обращении с лабораторной посудой и приборами из стекла;

- возникновение пожара при неаккуратном обращении с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями.

  1. При проведении демонстрационных опытов по физике должна использоваться следующая спецодежда и средства индивидуальной защиты: халат хлопчатобумажный, диэлектрические перчатки, указатель напряжения, инструмент с изолированными ручками, диэлектрический коврик.
  2. Кабинет физики должен быть укомплектован медаптечкой с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств в соответствии с приложением 5 Правил для оказания первой помощи при травмах.
  3. При проведении демонстрационных опытов по физике соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения. Кабинет физики должен быть оснащён первичными средствами пожаротушения: огнетушителем пенным, огнетушителем углекислотным или порошковым, ящиком с песком и накидкой из огнезащитной ткани.
  4. О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить администрации учреждения. При неисправности оборудования, приспособлений и инструмента прекратить работу и сообщить администрации учреждения.
  5. При проведении демонстрационных опытов по физике соблюдать правила ношения спецодежды, пользования средствами индивидуальной защиты, соблюдать правила личной гигиены, содержать в чистоте рабочее место.
  6. Лица, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка.
  1. Требования безопасности перед началом работы
  1. Надеть спецодежду, при работе с электроустановками подготовить средства индивидуальной защиты.
  2. Подготовить к работе необходимое оборудование и приборы, проверить их исправность, убедиться в наличии заземления электроустановок.
  3. Тщательно проветрить помещение кабинета физики.

  1. Требования безопасности во время работы
  1. При работе с приборами из стекла применять стеклянные трубки с оплавленными краями, правильно подбирать диаметр резиновых и стеклянных трубок при их соединении, а концы смачивать водой, глицерином или смазывать вазелином.
  2. Отверстие пробирки или горлышко колбы при нагревании в них жидкостей направлять в сторону от себя и обучающихся, не допускать резких изменений температуры и механических ударов.
  3. При работе, если имеется вероятность разрыва сосуда вследствие нагревания, нагнетания или откачивания воздуха, на демонстрационном столе со стороны обучающихся необходимо установить защитный экран из оргстекла, а учитель (преподаватель) должен надеть защитные очки.
  4. Не брать приборы с горячей жидкостью незащищенными руками, а также не закрывать сосуд с горячей жидкостью притертой пробкой до его остывания.
  5. Не превышать предела допустимых скоростей вращения при демонстрации центробежной машины, универсального электродвигателя, вращающегося диска и др., указанных в технических описаниях, следить за исправностью всех креплений в этих приборах. Для исключения возможности травмирования обучающихся на демонстрационном столе необходимо устанавливать защитный экран из оргстекла.
  6. При измерении напряжения и токов измерительные приборы присоединять проводниками с надежной изоляцией, снабженными наконечниками. При сборке схемы источник тока подключать в последнюю очередь.
  7. Замену деталей, а также измерение сопротивлений в схемах учебных установок производить только после ее выключения и разряда конденсаторов с помощью изолированного проводника.
  8. Не включать без нагрузки выпрямители и не делать переключений в схемах при включенном питании.
  9. Не оставлять без надзора включенные в сеть электрические устройства и приборы.
  1. Требования безопасности  в аварийных ситуациях
  1. При обнаружении неисправности в работе электрических устройств, находящихся под напряжением, повышенном их нагревании, появлении искрения, запаха горелой изоляции и т.д., немедленно отключить источник электропитания и сообщить об этом учителю (преподавателю).
  2. В случае, если разбилась лабораторная посуда или приборы из стекла, не собирать их осколки незащищенными руками, а использовать для этой цели щётку и совок.
  3. При розливе легко воспламеняющейся жидкости и её загорании немедленно сообщить об этом учителю (преподавателю) и по его указанию покинуть помещение.
  4. При получении травмы сообщить об этом учителю (преподавателю), которому немедленно оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное заведение.
  1. Требования безопасности по окончании работы
  1. Отключить источник тока. Разрядить конденсаторы с помощью изолированного проводника и разобрать электрическую схему.
  2. Разборку установки для нагревания жидкости производить после ее остывания.
  3. Привести в порядок рабочее место, сдать учителю (преподавателю) приборы, оборудование, материалы и тщательно вымыть руки с мылом.

                     «УТВЕРЖДАЮ»

                 Директора

                   ____________________

            «_____» _________ 200 ___г.

ИНСТРУКЦИЯ

по охране труда при проведении лабораторных работ и

лабораторного практикума по разделу «Механика»

ИОТ-008/1-2005

ОПАСНОСТИ В РАБОТЕ:

  1. Травмирование отлетающими с большой скоростью деталями, шариками при проведении опытов на вращение.
  2. Травмирование пружинами при неаккуратном обращении с ними.

ДО НАЧАЛА РАБОТЫ:

  1. Внимательно изучить содержимое и порядок выполнения работы, а также безопасные приемы её выполнения.
  2. Приборы и оборудование разместить на рабочем месте таким образом, чтобы исключить их падение или опрокидывание.
  3. На рабочем месте не должно быть посторонних предметов.

ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ:

  1. Точно выполнять указания учителя при проведении опытов, самостоятельно без разрешения учителя не выполнять никакие опыты.
  2. Убедиться в надёжности крепления всех деталей в приборах вращения (центробежная машина, универсальный электродвигатель, вращающийся диск и др.), не превышать допустимые для данного прибора скорости вращения.
  3. Во избежание травм, не наклоняться близко к вращающимся и движущимся частям приборов и машин, а также не растягивать сильно пружины и резко не отпускать их.
  4. При выполнении работ по проверке колебания груза на стальном полотне или подвешенного на нити, убедиться в надёжности крепления груза, чтобы он не сорвался. Во время опыта избегать острого резонанса.
  5. При выполнении работы по проверке свободного падения тел, на пол необходимо положить мешочек с песком.
  6. Не выносить из кабинета и не вносить в него любые приборы, оборудование, материалы, а также не допускать посторонних лиц во время проведения работы без разрешения учителя.
  7. Без разрешения учителя не брать приборы и оборудование с других рабочих мест, не вставать со своего места и не ходить по кабинету.
  8. При получении травмы или плохом самочувствии сообщить учителю, мастеру.

ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ РАБОТЫ:

  1. Привести в порядок рабочее место, сдать на хранение приборы, оборудование и материалы.
  2. Тщательно вымыть руки.

                     «УТВЕРЖДАЮ»

                   Директор

                    _____________________

            «_____» _________ 200 ___г.

ИНСТРУКЦИЯ

по охране труда при выполнении лабораторных работ

по разделу «Молекулярная физика. Теплота»

ИОТ-008/2-2005

ОПАСНОСТИ В РАБОТЕ:

  1. Термические ожоги при неаккуратном обращении со спиртовками, горячими телами и жидкостями.
  2. Порезы рук при небрежном обращении с приборами из стекла и лабораторной посудой.

ДО НАЧАЛА РАБОТЫ:

  1. Внимательно изучить содержимое и порядок выполнения работы, а также безопасные приемы её выполнения.
  2. Проверить целостность приборов из стекла и лабораторной посуды.
  3. Проверить, нет ли на рабочем месте посторонних предметов.

ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ:

  1. Точно выполнять указания учителя при проведении опытов, самостоятельно без разрешения учителя не выполнять никакие работы.
  2. При работе со спиртовкой беречь одежду и волосы от воспламенения, не зажигать одну спиртовку от другой, не извлекать из горящей спиртовки горелку с фитилем, не задувать пламя спиртовки ртом, а гасить его, накрывая специальным колпачком.
  3. Во избежание ожогов, воду следует нагревать не выше 60-70 ºС, не брать приборы с горячей жидкостью незащищёнными руками.
  4. При нагревании жидкости в пробирке или колбе использовать специальные держатели, отверстие пробирки или горлышко колбы не направлять на себя и своих товарищей.
  5. Во избежание порезов, соблюдать осторожность при обращении с приборами из стекла и лабораторной посудой, не бросать, не ронять и не ударять их. Если посуда разбилась, то не собирать осколки руками.
  6. При проведении опытов, требующих нагнетания или откачивания воздуха из стеклянных сосудов, а также повышения в них давления путем нагревания, необходимо применять защитные чехлы.
  7. Не выносить из кабинета и не вносить в него любые приборы, оборудования, а также не допускать без разрешения учителя присутствия посторонних лиц
  8. При получении травмы или плохом самочувствии сообщить учителю, мастеру.

ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ РАБОТЫ:

  1. Разборку установок для нагревания воды проводить после их остывания.
  2. Привести в порядок рабочее место, сдать на хранение приборы, оборудование и материалы.
  3. Тщательно вымыть руки с мылом.

             

        «УТВЕРЖДАЮ»

                  Директора

                   __________________

            «_____» _________ 200 ___г.

ИНСТРУКЦИЯ

по охране труда при выполнении лабораторных работ и лабораторного практикума по разделу «Электродинамика»

ИОТ-008/3-2005

ОПАСНОСТИ В РАБОТЕ:

  1. Поражение электрическим током.
  2. Химические ожоги при небрежном обращении с щелочными или кислотными аккумуляторами.
  3. Поражение глаз металлическими опилками при наблюдении магнитных спектров.

ДО НАЧАЛА РАБОТЫ:

  1. Внимательно изучить содержимое и порядок выполнения работы, а также безопасные приемы её выполнения.
  2. Убедиться в исправности электроприборов, розеток, вилок, соединительных проводов и надежности заземления корпусов электроустановок.

ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ:

  1. Точно выполнять указания учителя при проведении опытов, самостоятельно без разрешения учителя не выполнять никакие работы.
  2. При сборке электрической цепи использовать провода с наконечниками, без видимых повреждений изоляции, избегать пересечения проводов. Источник тока подключать в последнюю очередь. Собранную электрическую цепь включать под напряжение только после проверки учителем.
  3. Не прикасаться к находящимся под напряжением элементам цепи, к корпусам стационарного электрооборудования, к зажимам конденсаторов, не производить переподключений в цепях до отключения источника тока. Наличие напряжения в цепи проверять только приборами.
  4. Не допускать предельных нагрузок измерительных приборов.
  5. Не прикасаться и не наклоняться близко к вращающимся частям машины.
  6. Не оставлять без надзора не выключенные электрические устройства.
  7. Соблюдать осторожность при работе с щелочными и кислотными аккумуляторами: не открывать пробки аккумуляторов, не наклонять их и не выливать электролит, не пробивать их «на искру», не прикасаться к зажимам языком, не ставить на них посторонние предметы.
  8. Осторожно обращаться с металлическими опилками при наблюдении магнитных спектров, избегать попадания их в глаза.
  9. При получении травмы или плохом самочувствии сообщить учителю, мастеру.

ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ РАБОТЫ:

  1. Отключить электропитание, разрядить конденсаторы с помощью изолированного проводника и разобрать электрическую схему.
  2. Привести в порядок рабочее место, стряхнуть металлические опилки с помощью щетки и сдать на хранение приборы, оборудование и материалы.
  3. Тщательно вымыть руки с мылом.

                     «УТВЕРЖДАЮ»

                    Директора

                   ____________________

            «_____» _________ 200 ___г.

ИНСТРУКЦИЯ

по охране труда при выполнении лабораторных работ по разделу «Квантовая физика»

ИОТ-008/4-2005

ОПАСНОСТИ В РАБОТЕ:

  1. Термические ожоги при работе с электрическими лампами, а также с линзами в результате фокусирования ими света.
  2. Воздействие на глаз сильного светового потока от мощных источников света.
  3. Поражение электрическим током.
  4. Порезы рук при небрежном обращении с приборами из стекла и линзами.

ДО НАЧАЛА РАБОТЫ:

  1. Внимательно изучить содержимое и порядок выполнения работы, а также безопасные приемы её выполнения.
  2. Проверить целостность приборов из стекла.
  3. Проверить отсутствие на рабочем месте посторонних предметов.

ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ:

  1. Точно выполнять указания учителя при проведении опытов, самостоятельно без разрешения учителя не выполнять никакие работы.
  2. При проведении опыта с использованием электрических ламп, сборке схем проводить при отключенном источнике тока. Собранную схему включать под напряжение только после проверки учителем.
  3. При применении мощных источников света, для защиты глаз использовать светофильтры, защитные кожухи, не касаться руками нагретых ламп.
  4. При работе с линзами, использовать их только по назначению, во избежание ожогов и возгораний не фокусировать ими лучи света.
  5. Во избежании порезов осторожно обращаться с приборами из стекла и линзами.
  6. Не выносить из кабинета и не вносить в него любые приборы, материалы, а также не допускать посторонних лиц без разрешения учителя.
  7. Без разрешения учителя не брать другие приборы и оборудование с других рабочих мест, не вставать со своего места и не ходить по кабинету.
  8. При получении травмы или плохом самочувствии сообщить учителю, мастеру.

ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ РАБОТЫ:

  1. Отключить источник света и после его остывания разобрать установку, сдать в хранение приборы, оборудование и материалы.
  2. Привести в порядок рабочее место и тщательно вымыть руки с мылом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация кабинета к конкурсу "Лучший кабинет русского языка -2012"

Презентация состоит из 7 слайдов, отражающих основные направления деятельсноти кабинета....

Кабинет технологии. План работы учебного кабинета Технологии на учебный год

Примерный план работы учебного кабинета технологии на 2011-2012 учебный год...

Паспорта кабинета биологии, кабинета химии

паспорт рабочего кабинета содержит график работы на учебный год, анализ работы за предыдущий и задачи на текущий учебный год, материально-техническую базу кабинета, список методической, дополнительной...

Мультимедийный ресурсный кабинет русского языка и литературы. Модель предметного кабинета.

Презентация "Мультимедийный ресурсный кабинет русского языка и литературы". Проявлением системного уровня информационно-компьютерной грамотности педагога является его способность свободно, уместн...

Наш кабинет - самый лучший кабинет России!

Презентация содержит информацию о кабинете №4 нашей школы. О тех преимуществах, которые мы создали для наших ребят. Мы продумали все, но, как говорится, предела прекрасному НЕТ! МЫ ВЫИГРАЛИ ВСЕРОССИЙС...

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Создание кабинета ОПК, совмещенного с кабинетом искусства»

Цель проекта: создание  оптимальных условий для учителя и учащихся,для повышения качества учебно-воспитательного процесса по предмету. Кроме того кабинет должен:•    спо...