Рабочая программа по физике 7 класс
рабочая программа по физике (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
АДМИНИСТРАЦИЯ КИРОВСКОГО РАЙОНА
муниципального образования «Город Саратов»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 17
410009, г.Саратов, ул. Наумовская, 11, тел/факс (845-2) 65-57-05,
Е-mail: shcool17saratov@gmail.com,
ОКПО 43717582; ОГРН1036405201843; ИНН/КПП 6452061641/645201001
«Согласовано» Руководитель ШМО /Давыдова О.А./ Протокол № _________ от «___»________2011 г. | «Согласовано» Заместитель руководителя по УВР МОУ «СОШ № 17» /Злотникова Т.Р./ _____________________2011 г | «Утверждено» Руководитель МОУ «СОШ № 17» /Сухова С.В./ Приказ № _________ от «___»________2011 г |
Рабочая программа
учебного курса «Физика»
7 класс
Уровень общего образования: | 2ступень (5-9 кл.) Базовый уровень |
Срок реализации: | 2011-2012 учебный год |
Учитель: | Филина Екатерина Владимировна |
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования с учетом требований федерального компонента Государственного стандарта общего образования.
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № от__________
«_____»___________2011 г.
Саратов
2011
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа составлена на основе программы по физике 7-9 кл. (авторы Е. М. Гутник, А. В. Пёрышкин), рекомендованной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации (приказ № 189 от 05.03.2004).
Содержание образования соотнесено с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта.
Используется учебник физики для 7 класса общеобразовательных учреждений, рекомендованный Министерством образования Российской Федерации: «А.В. Пёрышкин, Физика-7». – М., Дрофа , 2007.
Цели изучения физики:
- Освоение знаний о физических явлениях, величинах характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирования на этой основе представлений о физической картине мира;
- Овладение умениями проводить наблюдения природных явлений; описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты измерений в виде таблиц, графиков и выявлять на основе этого эмпирические зависимости применять полученные знания для объяснения природных явлений и процессов, для решения физических задач;
- Развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих способностей; самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач, при выполнении эксперимента;
- Воспитание убеждённости в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологии, уважение к творцам науки и техники; отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
Использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Количество часов по программе 68 (2 часа в неделю). Количество часов по учебному плану 68 (2 часа в неделю).
В курсе физики-7 изучаются следующие темы:
- Введение
- Первоначальные сведения о строении вещества
- Взаимодействие тел
- Давление твёрдых тел, жидкостей, газов
- Работа и мощность. Энергия.
Требования к уровню усвоения предмета
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по физике за курс 7 класса.
Учащиеся должны знать смысл понятий: физическое явление, физический закон, физические величины, взаимодействие. Смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия. Смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Гука.
Учащиеся должны уметь:
- собирать установки для эксперимента по описанию, рисунку и проводить наблюдения изучаемых явлений;
- измерять массу, объём, силу тяжести, расстояние; представлять результаты измерений в виде таблиц, выявлять эмпирические зависимости;
- объяснять результаты наблюдений и экспериментов;
- применять экспериментальные результаты для предсказания значения величин, характеризующих ход физических явлений;
- воспринимать, перерабатывать и предъявлять учебную информацию в различных формах (словесной, образной, символической);
- читать и пересказывать текст учебника; выделять главные мысли в прочитанном тексте; находить в тексте ответы на поставленные вопросы;
- выражать результаты измерений и расчётов единицах Международной системы;
- решать задачи на применение изученных законов;
- приводить примеры практического использования физических законов;
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни.
В соответствии с требованиями регионального стандарта обучающиеся должны достичь следующего уровня образованности:
Предметно-информационная составляющая:
- Знать специфику экологической ситуации в регионе и по месту жительства;
- Знать основных деятелей, внесших в клад в экологическое развитие Саратова;
- Иметь представление о нормах поведения в ситуациях, создающих угрозу жизнедеятельности человека.
- Деятельностно-коммуникативная составляющая:
- Уметь соблюдать нормы и правила поведения в экстремальных ситуациях;
- Уметь использовать различные источники информации для повышения эффективности образования и самообразования.
Учебно-методический комплекс по физике 7 класс
- Тематическое и поурочное планирование к учебнику А.В Пёрышкин «Физика-7» -М., Дрофа, 2007
- Сборник задач по физике, В.И. Лукашик, Е.В. Иванова, - М. Просвещение, 2006
- Учебное электронное издание. Интерактивный курс физики для 7 – 11 классов. Практикум. ФИЗИКОН. CD- диск. 2004
- Учебное электронное издание. Интерактивный курс физики для 7 – 11 классов. Лаборатория Кирилл и Мефодий. CD- диск. 2004
- Учебное электронное издание. Лабораторные работы по физике 7 класс. Дрофа. CD- диск. 2006
- Таблицы
- Пакет олимпиадных заданий
Контрольно – измерительные материалы
- знаний основ физики (монологический ответ, экспресс – опрос, фронтальный опрос, тестовый опрос, написание и защита сообщения по заданной теме, объяснение эксперимента)
- приобретенных навыков самостоятельной и практической деятельности учащихся (в ходе выполнения лабораторных работ и решения задач)
- развитых свойств личности: творческих способностей, интереса к изучению физики, самостоятельности, коммуникативности, критичности, рефлексии.
Используемые технические средства
- Персональный компьютер
- Мультимедийный проектор
Календарно-тематический план
№ п.п. | Тема | Кол-во часов | В том числе | примечания | ||
уроки | лаб.работы | контр.работы | ||||
1 | Введение | 4 | 3 | 1 | ||
2 | Первоначальные сведения о строении вещества | 6 | 5 | 1 | ||
3 | Взаимодействие тел | 21 | 16 | 4 | 1 | |
4 | Давление твёрдых тел, жидкостей и газов | 21 | 21 | 2 | 2 | |
5 | Работа и мощность. Энергия. | 10 | 9 | 2 | 1 | |
Итоговое повторение | 6 | 5 | 1 | |||
68 | 53 | 10 | 5 |
№ урока | Учебные разделы и темы | Дата проведения |
1 | Вводный инструктаж по ТБ Что изучает физика | 04.09.10 |
2 | Физические термины. Наблюдения и опыты. | 08.09.10 |
3 | Физические величины и их измерение. Точность и погрешность измерения. | 11.09.10 |
4 | Инструктаж по ТБ при выполнении лабораторных работ. Лабораторная работа №1 «Определение цены деления измерительного прибора» Физика и техника. | 15.09.10 |
5 | Строение вещества. Молекулы | 18.09.10 |
6 | Лабораторная работа №2 «Измерение размеров малых тел» | 22.09.10 |
7 | Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. | 25.09.10 |
8 | Взаимное притяжение и отталкивание молекул. | 29.09.10 |
9 | Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении газов, жидкостей и твердых тел | 02.10.10 |
10 | Урок-игра «Что? Где? Когда?» | 06.10.10 |
11 | Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение. | 09.10.10 |
12 | Скорость | 13.10.10 |
13 | Расчет пути и времени движения | 16.10.10 |
14 | Решение задач по теме «Строение вещества», «Механическое движение» | 20.10.10 |
15 | Контрольная работа №1 по теме «Строение вещества», «Механическое движение» | 23.10.10 |
16 | Инерция | 27.10.10 |
17 | Взаимодействие тел. Масса тел | 30.10.10 |
18 | Измерение массы тела на весах. Лабораторная работа № 3 «Измерение массы тела на рычажных весах» | 13.11.10 |
19 | Понятие объема. Лабораторная работа № 4 «Измерение объема тел» | 17.11.10 |
20 | Плотность вещества | 20.11.10 |
21 | Расчет массы и объема тела по его плотности | 24.11.10 |
22 | Урок-путешествие в сказку | 27.11.10 |
23 | Сила. Самостоятельная работа по теме «Плотность» | 1.12.10 |
24 | Явление тяготения. Сила тяжести | 04.12.10 |
25 | Сила упругости. Закон Гука. Вес тела | 08.12.10 |
26 | Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела. | 11.12.10 |
27 | Динамометр. Лабораторная работа №6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром» | 15.12.10 |
28 | Сложение двух сил. Равнодействующая сила. | 18.12.10 |
29 | Сила трения. Трение покоя. | 22.12.10 |
30 | Трение в природе и технике Решение задач по теме «Взаимодействие тел» | 26.12.10 |
31 | Контрольная работа №2 по теме «Взаимодействие тел» | 28.12.10 |
32 | Повторный инструктаж по ТБ в физкабинете Давление. Способы увеличения и уменьшения трения | |
33 | Давление газа | |
34 | Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. | |
35 | Давление в газе и жидкости. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда | |
36 | Сообщающиеся сосуды | |
37 | Решение задач по теме «Давление жидкостей, газов и твердых тел» | |
38 | Контрольная работа №3 по теме «Давление жидкостей, газов и твердых тел» | |
39 | Вес воздуха. Атмосферное давление Почему существует воздушная оболочка Земли | |
40 | Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. Барометр-анероид | |
41 | Атмосферное давление на разных высотах. Манометры | |
42 | Гидравлический пресс. Поршневой жидкостный насос. | |
43 | Урок-игра «Поиск слагаемых успеха» по теме «Давление газов, жидкостей и твердых тел» | |
44 | Действие жидкости и газа на погруженное в них тело Самостоятельная работа по теме «Давление газов, жидкостей и твердых тел» | |
45 | Архимедова сила | |
46 | Лабораторная работа № 7 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело» | |
47 | Плавание тел. Плавание судов. | |
48 | Лабораторная работа №8 «Выяснение условий плавания тела в жидкости» | |
49 | Воздухоплавание | |
50 | Решение задач по теме №Давление газов, жидкостей и твердых тел» | |
51 | Контрольная работа №4 по теме «Давление газов, жидкостей и твердых тел» | |
52 | Урок-путешествие на остров Эврика | |
53 | Механическая работа | |
54 | Мощность | |
55 | Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге Самостоятельная работа по теме «Работа и мощность» | |
56 | Момент силы Рычаги в природе, технике, быту | |
57 | Лабораторная работа №9 «Выяснение условия равновесия рычага» | |
58 | Применение закона равновесия рычага к блоку. «Золотое правило» механики | |
59 | КПД. Лабораторная работа №10 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости» | |
60 | Энергия. Кинетическая и потенциальная энергия | |
61 | Превращение одного вида механической энергии в другой. Решение задач по теме «Работа, мощность, энергия» | |
62 | Контрольная работа №5 по теме «Работа, мощность, энергия» | |
63 | Повторение материала по теме «Строение вещества» | |
64 | Повторение материала по теме «Взаимодействие тел» | |
65 | Повторение материала по теме «Давление газов, жидкостей и твердых тел» | |
66 | Итоговая контрольная работа №6 | |
67 | Урок-игра «Поиск слагаемых успеха» по теме «Работа, мощность, энергия» | |
68 | Заключительный урок (Экскурсия «Физика вокруг нас») |
Поурочное планирование
Дата | Коли-чество часов | Раздел прог-раммы | Тема урока | Основа урока | Знания | Умения | Домаш-нее задание | |
4 | Введение | Введение | ||||||
1/1 | Вводный инструктаж по ТБ Что изучает физика | Вводный инструктаж по ТБ в физкабинете. Знакомство с учебником физики. Как работать с учебником. Требования к ведению тетрадей. Объяснение учителя п. 1. Демонстрации: Скатывание шарика, колебания мятника, выстрел из пистолета, звучание камертона, свечение лазерной лампочки, «Бумажные человечки», Притяжение тел к магниту | Правила техники безопасности в физкабинете. Понятия: физика, явление. Факты: задача физики, виды физических явлений | Приводить примеры физических явлений. Определять вид физических явлений. | П. 1 | |||
1/2 | Физические термины. Наблюдения и опыты. | Объяснение учителя п. 2,3 Решение задач №1-5-Л * Задача 1 | Понятия: материя, физическое тело, вещество. Факты: источники физических знаний. | Приводить примеры веществ и физических тел. | П. 2,3 | |||
1/3 | Физические величины и их измерение. Точность и погрешность измерения. | Объяснение учителя п. 4,5 Определение цены деления, показания, погрешности приборов: линейка, термометр, гальванометр Задачи №17, 31-Л | Понятия: цена деления прибора, погрешность измерения | Определять цену деления физического прибора, показание и абсолютную погрешность прибора. Записывать показание прибора с учетом погрешности | П. 4,5 Упр.1 (2) Зад. 1(1) | |||
1/4 | Инструктаж по ТБ при выполнении лабораторных работ. Лабораторная работа №1 «Определение цены деления измерительного прибора» Физика и техника. | Инструктаж по ТБ при выполнении лабораторных работ. Знакомство с оформлением лабораторных работ. Выполнение работы №1 под руководством учителя. Самостоятельное изучение | Правила техники безопасности при выполнении лабораторных работ. Понятия: цена деления прибора, погрешность измерения | Определять цену деления физического прибора, показание и абсолютную погрешность прибора. Записывать показание прибора с учетом погрешности | П. 6, выпи-сать откры-тия ученых | |||
6 | Первоначальные сведения о строении вещества | Первоначальные сведения о строении вещества | ||||||
2/1 | Строение вещества. Молекулы | Объяснение учителя п. 7,8 Демонстрации: Нагревание шарика. Задачи. №43, 54 - Л | Понятия: молекула, атом. Факты: важность знания строения вещества, опытные доказательства молекулярного строения вещества | Объяснять физические явления на основе знаний о строении вещества | П. 7, 8 | |||
2/2 | Лабораторная работа №2 «Измерение размеров малых тел» | Выполнение лабораторной работы под руководством учителя. | Измерять размеры малых тел способом рядов | П. 7, 8 * №42 -Л | ||||
2/3 | Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. | Объяснение учителя п. 9 Демонстрации: Диффузия в газах, диффузия в жидкостях Задачи №56, 60, 61, 63 - Л | Понятие: диффузия Факты: механизм диффузии, значение диффузии в природе и технике, быту; связь температуры и скорости протекания диффузии | Объяснять физические явления на основе знаний о диффузии | П. 9 | |||
2/4 | Взаимное притяжение и отталкивание молекул. | Объяснение учителя п. 10Задачи № 70, 79, 81, 75 –Л | Факты: притяжение и отталкивание молекул | Объяснять физические явления на основе знаний о взаимодействии молекул. | П. 10 Упр. 2 | |||
2/5 | Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении газов, жидкостей и твердых тел | Самостоятельное изучение п. 11, 12 Заполнение таблицы сравнительной характеристики газов, жидкостей и твердых тел Решение задач №94, 85 -Л | Факты: различия в молекулярном строении газов, жидкостей и твердых тел | Объяснять физические явления на основе знаний о различии в строении газов, жидкостей и твердых тел. | П. 11, 12Повт. п. 1-10 | |||
2/6 | Урок-игра «Что? Где? Когда?» | Повторение материала, решение задач по теме «Введение», «Строение вещества» в игровой форме | Факты: строение вещества, вклад ученых в науку, виды физических явлений Понятия: молекула, диффузия, цена деления прибора, абсолютная погрешность, вещество, физическое тело | Объяснять физические явления на основе знаний о строении вещества Определять показание приборов, объемы тел правильной и неправильной формы, площади поверхности | ||||
21 | Взаимодействие тел | |||||||
3/1 | Взаимодействие тел | Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение. | Объяснение учителя п. 13 Самостоятельное изучение п. 14 Задачи на перевод единиц пути и времени в СИ Самостоятельная работа «Строение вещества» | Понятия: путь, траектория, механическое движение, равномерное движение, неравномерное движение | Приводить примеры механического равномерного, неравномерного движения, переводить единицы пути и времени в СИ | П. 13,14 Упр. 3 | ||
3/2 | Скорость | Объяснение учителя п. 15 Задачи на перевод единиц скорости в СИ, расчет скорости тел Решение задач упр 4(3) | Понятия: скорость, векторная величина, скалярная величина, Формулы скорости и средней скорости | Переводить единицы скорости в СИ Рассчитывать скорость движения тел | П. 15 Упр. 4 (1,4) | |||
3/3 | Расчет пути и времени движения | Изучение п. 16 Знакомство с оформлением расчетных задач. Решение типовых задач на расчет пути, времени и скорости движения, построение графиков скорости и движения | Формулы пути и времени движения | Правильно оформлять расчетные задачи Решать задачи на расчет пути, времени, скорости движения, строить графики скорости и движения | П. 16, повт. п. 7-15 Упр. 5(2,4) | |||
3/4 | Решение задач по теме «Строение вещества», «Механическое движение» | Качественные задачи на применение знаний о строении вещества: №62, 79, 93 - Л Расчетные задачи на расчет характеристик движения. №128 -Л Построение графиков. Самостоятельная работа «Механическое движение» | Факты: строение вещества Формулы скорости, времени, пути движения | Объяснять физические явления на основе знаний о строении вещества. Рассчитывать скорость, время, путь | Повт . п. 7-16 №117-Л * №130-Л | |||
3/5 | Контрольная работа №1 по теме «Строение вещества», «Механическое движение» | Контроль ЗУН Самостоятельное выполнение работы по вариантам | Факты: строение вещества Формулы скорости, времени, пути движения | Объяснять физические явления на основе знаний о строении вещества. Рассчитывать скорость, время, путь | ||||
3/6 | Инерция | Анализ контрольной работы. Объяснение учителя п. 17 Задачи №131, 132, 146 – Л | Понятие инерция | Объяснять физические явления на основе знаний об инерции | П. 17 №144-Л | |||
3/7 | Взаимодействие тел. Масса тел | Объяснение учителя п. 18 Самостоятельное изучение п. 19 Задачи на перевод единиц массы в СИ Задачи: №127, 120,132- Л, упр. 6(2) | Понятия: инертность, масса | Объяснять физические явления на основе знаний об инертности тел, массе тел Переводить единицы массы в СИ | П. 18, 19 Упр 6 (1,3) | |||
3/8 | Взаимодействие тел | Измерение массы тела на весах. Лабораторная работа № 3 «Измерение массы тела на рычажных весах» | Самостоятельное изучение п. 20 Выполнение лабораторной работы под руководством учителя | Устройство рычажных весов. Правила взвешивания | Измерять массу тел с помощью рычажных весов. | П. 19, 20 | ||
3/9 | Понятие объема. Лабораторная работа № 4 «Измерение объема тел» | Объяснение учителя: объем, формулы объемов тел, единицы объема Задачи на перевод единиц объема в СИ Выполнение лабораторной работы под руководством учителя | Понятие объем Формулы объема куба, цилиндра, параллелепипеда, Соотношения между единицами объема | Переводить единицы объема в СИ Определять объемы тел правильной и неправильной формы | Найти объем спичечного коробка | |||
3/10 | Плотность вещества | Объяснение учителя п. 21 Решение типовых задач на расчет плотности вещества | Понятие плотность Факты: единицы плотности, прибор для измерения плотности, физический смысл плотности Формула плотности | Переводить единицы плотности в СИ Решать задачи на расчет плотности тел | П. 21 Упр. 7 (1,3,4, *5) | |||
3/11 | Расчет массы и объема тела по его плотности | Объяснение учителя п. 22 Решение типовых задач на расчет объема и массы тел | Формулы массы и объема тела | Решать задачи на расчет массы и объема тел | П. 22 Упр. 8 | |||
3/12 | Урок-путешествие в сказку | Решение качественных и расчетных задач в игровой форме | Понятия: инерция, масса, плотность Формулы плотности, массы, скорости Факты: строение вещества | Объяснять физические явления на основе знаний о строении вещества Рассчитывать скорость тел, плотность веществ | Сочинить сказку с физическим содержанием | |||
3/13 | Взаимодействие тел | Сила. Самостоятельная работа по теме «Плотность» | Объяснение учителя п. 23 Разноуровневая самостоятельная работа «Плотность» | Понятия: сила, деформация Факты: причина изменения скорости, причина деформации | Объяснять физические явления на основе знаний о силе | П. 23 | ||
3/14 | Явление тяготения. Сила тяжести | Самостоятельное изучение п. 24 | Понятия: сила тяжести, всемирное тяготение Факты: направление силы тяжести, зависимость силы тяжести от массы тела | Объяснять физические явления на основе знаний о всемирном тяготении, о силе тяжести | П. 24 | |||
3/15 | Сила упругости. Закон Гука. Вес тела | Объяснение учителя п. 25 Самостоятельное изучение п. 26 | Понятия: вес тела, сила упругости Закон Гука Факты: направление веса тела, силы упругости, зависимость веса тела от массы тела | Объяснять физические явления на основе знаний о силе упругости | П. 25, 26 | |||
3/16 | Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела. | Объяснение учителя п. 27 Решение типовых задач на расчет силы тяжести, веса тела, изображения сил на чертеже в выбранном масштабе | Формулы силы тяжести, веса тела Физический смысл 1 Н | Рассчитывать силу тяжести, вес тела Изображать вес тела, силу тяжести на чертеже в выбранном масштабе | П. 27 Упр. 9 | |||
3/17 | Динамометр. Лабораторная работа №6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром» | Фронтальное изучение п. 28 Выполнение лабораторной работы по инструкции под руководством учителя | Устройство, назначение , виды динамометров | Градуировать пружину, измерять силы с помощью динамометра | П. 28 Упр. 10 | |||
3/18 | Сложение двух сил. Равнодействующая сила. | Объяснение учителя п. 29 Демонстрация. Равнодействующая сила. Решение упр. 11 (2), 310, 313-Л | Понятие равнодействующая сила Формулы равнодействующей силы | Находить модуль и направление равнодействующей силы | П. 29 Упр. 11 (1,3) | |||
3/19 | Взаимодействие тел | Сила трения. Трение покоя. | Объяснение учителя п. 30 Самостоятельное изучение п. 31 Демонстрации. Сила трения качения, скольжения, измерение силы трения Решение задач №319, 327, 341, 317, 318, 304 -Л | Понятия: сила трения Факты: виды сил трения, причины возникновения силы трения, способы уменьшения трения, соотношение между видами силы трения | Объяснять физические явления на основе знаний о силе трения Измерять силу трения | П. 30, 31 Повт. 21-29 | ||
3/20 | Трение в природе и технике Решение задач по теме «Взаимодействие тел» | Физический диктант. Самостоятельное изучение п. 32, заполнение таблиц «Польза и вред трения», «Увеличение и уменьшение трения» Решение типовых задач на расчет плотности, силы тяжести, массы и объема тел | Факты: польза и вред трения, способы увеличения и уменьшения трения | Решать задачи на расчет массы, объема тел, силы тяжести | П. 17-31 Задачи в тетр. | |||
3/21 | Контрольная работа №2 по теме «Взаимодействие тел» | Самостоятельное выполнение работы по вариантам | Формулы массы, объема, плотности тела, веса тела, силы тяжести | Рассчитывать массу, объем, плотность тел, вес, силу тяжести Изображать силы на чертеже в выбранном масштабе Объяснять физические явления на основе знаний о силе трения, об инерции | Рассказ «Мир, в котором нет трения» | |||
22 | Давление жидкостей, газов и твердых тел | Давление жидкостей, газов и твердых тел | ||||||
4/1 | Повторный инструктаж по ТБ в физкабинете Давление. Способы увеличения и уменьшения трения | Повторный инструктаж по ТБ в физкабинете Объяснение учителя п. 33 Самостоятельное изучение п 34 Решение типовых задач на расчет давления твердых тел: №130-К | Правила ТБ Понятия: давления Формула давления Факты: физический смысл 1 Па, способы увеличения и уменьшения давления | Переводить единицы давления в СИ Рассчитывать давление твердых тел | П. 33, 34 Упр. 12 (1,2, *3) | |||
4/2 | Давление газа | Объяснение учителя п. 35 Решение задач: №377, 386, 382, 363-Л | Факты: механизм возникновения давления в газах, зависимость давления газов от температуры, объема сосуда, числа молекул | Объяснять физические явления на основе знаний о давлении газов | П. 35 Упр. 13 Подг. доклад о Паскале | |||
4/3 | Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. | Объяснение учителя п. 36 Демонстрация. Закон Паскаля Решение задач: упр. 14(2), №395, 403 -Л Самостоятельная работа по теме «Давление твердых тел» Доклад учащихся «Блез Паскаль» | Закон Паскаля | Объяснять физические явления на основе закона Паскаля | П. 36 | |||
4/4 | Давление в газе и жидкости. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда | Объяснение учителя п. 37, 38 Решение задач: упр. 15(1), 437 –Л | Формула давления жидкости на дно и стенки сосуда | Рассчитывать давление жидкости на дно и стенки сосуда | П. 37, 38 Упр. 15(1, *3) | |||
4/5 | Сообщающиеся сосуды | Объяснение учителя п. 37 Демонстрация. Свойство сообщающихся сосудов Диафильм «Сообщающиеся сосуды» Решение задач упр. 16(1) | Факты: свойство поверхности сообщающихся сосудов | Объяснять физические явления на основе знаний о сообщающихся сосудах | П. 33-39, 22,27 Упр. 16(2) | |||
4/6 | Решение задач по теме «Давление жидкостей, газов и твердых тел» | Физический диктант. Решение типовых задач: №355, 416 , 364 -Л | Формулы давления твердого тела, жидкости Единицы давления, силы, площади | Объяснять физические явления на основе знаний о давлении тел Рассчитывать давление твердых тел, давление жидкостей | Повт. п. 22, 27, 33-39 | |||
4/7 | Контрольная работа №3 по теме «Давление жидкостей, газов и твердых тел» | Самостоятельное выполнение работы по вариантам | Формулы давления твердого тела, жидкости Единицы давления, силы, площади Факты: зависимость давления тела от площади опоры, давления жидкости от глубины | Объяснять физические явления на основе знаний о давлении тел Рассчитывать давление твердых тел, давление жидкостей | ||||
4/8 | Вес воздуха. Атмосферное давление Почему существует воздушная оболочка Земли | Анализ контрольной работы Объяснение учителя п.40 Самостоятельное изучение п. 41 Решение задач зад .10 | Понятии: атмосфера, атмосферное давление | Объяснять физические явления на основе знаний об атмосферном давлении | П. 40, 41 | |||
4/9 | Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. Барометр-анероид | Объяснение учителя п. 42 Самостоятельное изучение п. 43 Оборудование: плакаты, барометр Демонстрация «Заколдованная вода» Решение задач: упр. 19(1), 19(4) | Соотношение между мм рт ст и Па Устройство, назначение и принцип действия барометра-анероида | Измерять атмосферное давление с помощью барометра Переводить единицы атмосферного давления | П. 42, 43 Упр. 19(2,3) | |||
4/10 | Атмосферное давление на разных высотах. Манометры | Объяснение учителя п. 44 Самостоятельное изучение п. 45 Оборудование : плакаты, манометр Решение задач: упр. 21 (20, 454, 478 – Л, №147-К | Устройство, назначение и принцип действия манометров Понятие нормальное атмос-ферное давление | П. 44, 45 Упр. 21 (1,3, *4) | ||||
4/11 | Давление жидкостей, газов и твердых тел | Гидравлический пресс. Поршневой жидкостный насос. | Объяснение учителя п. 46 Самостоятельное изучение п. 47 Оборудование плакат Решение задач №407, 405-Л | Устройство и принцип действия гидравлических машин, поршневого жидкостного насоса Формула гидравлической машины Понятие выигрыш в силе | Решать задачи на применение формулы гидравлической машины | П. 46, 47 Упр. 23 | ||
4/12 | Урок-игра «Поиск слагаемых успеха» по теме «Давление газов, жидкостей и твердых тел» | Повторение материала в игровой форме | Формулы: давление твердого тела, давление жидкости, вес тела, гидравлической машины | Рассчитывать давление газов, жидкостей и твердых тел Рассчитывать характеристики гидравлических машин | Повт. п. 33 -47 | |||
4/13 | Действие жидкости и газа на погруженное в них тело Самостоятельная работа по теме «Давление газов, жидкостей и твердых тел» | Объяснение учителя п. 48 Решение задач №527, 532-Л Самостоятельная работа по теме «Давление газов, жидкостей и твердых тел» | Понятие выталкивающая сила Факты: направление выталкивающей силы, формула выталкивающей силы | Объяснять физические явления на основе знаний о выталкивающей силе | П. 48, Подг. доклады | |||
4/14 | Архимедова сила | Доклады учащихся: «Архимед», «Легенда об Архимеде» Объяснение учителя п. 49 Демонстрация Архимедова сила Решение задач: №536-Л, упр. 24 (3, 1) | Формула архимедовой силы | Решать задачи на расчет архимедовой силы | П. 48, 49 Упр. 24(3) *зад. 14 | |||
4/15 | Давление жидкостей, газов и твердых тел | Лабораторная работа № 7 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело» | Выполнение работы под руководством учителя | Вычислять архимедову силу экспериментально | П. 48, 49 Подг. доклад о Мертвом море | |||
4/16 | Плавание тел. Плавание судов. | Объяснение учителя п. 50 Доклад «Мертвое море» Составление плана по п. 51 Решение задач: № 520-Л, упр. 25 (3) | Факты: условия плавания тел | Объяснять физические явления на основе знаний о плавании тел | П. 50, 51 Упр. 25 (2,4,5) | |||
4/17 | Лабораторная работа №8 «Выяснение условий плавания тела в жидкости» | Выполнение работы под руководством учителя Решение задач №548-Л | Формулы веса тела, архимедовой силы | Измерять массу тел Вычислять вес тела, архимедову силу | П. 50, 51 *№549-Л | |||
4/18 | Воздухоплавание | Объяснение учителя п. 52 Решение задач №567, 544-Л | Понятие подъемная сила Условие воздухоплавания | Рассчитывать подъемную силу воздушного шара | Повт. п. 27, 48-52 №563-Л, упр. 27 (2) | |||
4/19 | Решение задач по теме №Давление газов, жидкостей и твердых тел» | Тестовая работа Решение типовых задач на расчет архимедовой силы, подъемной силы | Формулы архимедовой силы, подъемной силы Факты: условие плавания тел | Рассчитывать архимедову силу, подъемную силу Объяснять физические явления на основе знаний об архимедовой силе, плавании тел | Повт. п. 27, 48-52 Зад. В тетр. | |||
4/20 | Контрольная работа №4 по теме «Давление газов, жидкостей и твердых тел» | Самостоятельное выполнение работы по вариантам | Повт. п. 27, 48-52 Зад. В тетр. | |||||
4/21 | Урок-путешествие на остров Эврика | Повторение материала в игровой форме | ||||||
10 | Работа, мощность, энергия | Работа, мощность, энергия | ||||||
5/1 | Механическая работа | Объяснение учителя п.53 Решение задач упр. 28(4), №589-Л, №570б-Л | Понятия: механическая работа, положительная работа, отрицательная работа Формула работы Факты6 условие совершения работы | Рассчитывать работу сил. Переводить единицы работы Определять условие совершения работы | П. 53 Упр. 28(1,3) | |||
5/2 | Мощность | Объяснение учителя п. 54 Решение задач №609, 613, 617-Л, упр. 29(3) | Понятие мощность Формулы мощности Единицы мощности | Рассчитывать мощность машин и механизмов | П. 53, 54 Упр. 29(1,5, *4) | |||
5/3 | Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге Самостоятельная работа по теме «Работа и мощность» | Самостоятельное изучение п. 55 Объяснение учителя п. 56 Демонстрация Равновесие рычага Самостоятельная работа по вариантам (3 уровня сложности) | Понятия: простые механизмы, рычаг, плечо силы Условие равновесия рычага (правило Архимеда) | П. 55, 56 | ||||
5/4 | Момент силы Рычаги в природе, технике, быту | Объяснение учителя п. 57 Решение задач на применение правила Архимеда, правила моментов | Понятие момент силы Правило моментов | Рассчитывать момент силы Решать задачи на применение правила Архимеда, правила моментов | П. 57, 58 №5 с. 145 | |||
5/5 | Лабораторная работа №9 «Выяснение условия равновесия рычага» | Выполнение лабораторной работы под руководством учителя | Понятия: рычаг, плечо силы Правило Архимеда, правило моментов | Измерять плечо силы, силу Рассчитывать момент силы | П. 58 | |||
5/6 | Применение закона равновесия рычага к блоку. «Золотое правило» механики | Объяснение учителя п. 59 Демонстрации Неподвижный блок, выигрыш в силе подвижного блока Самостоятельное изучение п. 60 Решение задач упр. 31(1) | Понятия: блок, неподвижный блок, подвижный блок «Золотое правило» механики Факты: выигрыш в силе и применение блоков | Решать задачи на применение «золотого правила» механики | П. 59,60 | |||
5/7 | КПД. Лабораторная работа №10 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости» | Объяснение учителя п. 62 Выполнение лабораторной работы под руководством учителя | Понятие КПД, полезная работа, полная работа Формула КПД Факты: физический смысл КПД | Определять КПД наклонной плоскости | П. 61 | |||
5/8 | Энергия. Кинетическая и потенциальная энергия | Объяснение учителя п. 63, 64 Решение задач: упр. 32 (3) | Понятия: энергия, кинетическая энергия, потенциальная энергия Формулы кинетической и потенциальной энергии Факты: связь работы и изменения энергии | Определять вид энергии, которой обладает тело Рассчитывать кинетическую и потенциальную энергию | П. 62, 63 Упр. 32 (1, 4, *2) | |||
5/9 | Превращение одного вида механической энергии в другой. Решение задач по теме «Работа, мощность, энергия» | Объяснение учителя п. 64 Решение задач: упр. 33 (1, 3) Решение типовых задач (подготовка к контрольной работе) | Правило Архимеда Формулы работы, мощности, потенциальной, кинетической энергии | Приводить примеры превращения энергии в природе | П. 53 -64 Зад в тетр. | |||
5/10 | Контрольная работа №5 по теме «Работа, мощность, энергия» | Самостоятельное выполнение работы по вариантам | Правило Архимеда Формулы работы, мощности, потенциальной, кинетической энергии | Рассчитывать работу, мощность механизмов Решать задачи на применение правила Архимеда | Повт. п. | |||
6 | Итоговое повторение | |||||||
6/1 | Итоговое повторение | Повторение материала по теме «Строение вещества» | Анализ контрольной работы Физический диктант Решение задач на применение знаний о строении вещества, | Факты: строение вещества, виды явлений Понятия: диффузия, молекула, вещество, материя, погрешность измерения, цена деления | Объяснять физические явления на основе знаний о строении вещества Определять показание и погрешность измерения величин | Повт. п.13-32 | ||
6/2 | Повторение материала по теме «Взаимодействие тел» | Тестовая работа Решение задач №15 а – К Расчет характеристик движения, построение графиков скорости и движения Расчет силы тяжести, веса | Формулы скорости, пути, времени движения, веса тела, силы тяжести, массы, плотности | Рассчитывать характеристики механического движения, вес тела, силу тяжести, плотность, массу тела Строить графики скорости и движения Изображать силы на чертеже в выбранном масштабе | Повт. п. 33-52 | |||
6/3 | Повторение материала по теме «Давление газов, жидкостей и твердых тел» | Тестовая работа Решение задач на расчет давления твердого тела, выталкивающей силы | Формулы давления твердого тела, давления жидкости на дно и стенки сосуда, архимедовой силы | Рассчитывать давление тел, жидкостей, выталкивающую силу | Упр. 12 (4) Упр. 24 (3) | |||
6/4 | Итоговое повторение | Итоговая контрольная работа №6 | Самостоятельное выполнение работы по вариантам | Формулы скорости, пути, времени движения, массы, веса тела, силы тяжести, объема, архимедовой силы, работы, мощности, давления твердого тела | Объяснять физические явления на основе знаний о строении вещества, Рассчитывать характеристики механического движения, вес тела, архимедову силу, давление твердых тел, работу и мощность Строить графики скорости и движения | Повт. п. 53-64 | ||
6/5 | Урок-игра «Поиск слагаемых успеха» по теме «Работа, мощность, энергия» | Повторение материала Решение типовых задач | Правило Архимеда Формулы работы, мощности, потенциальной, кинетической энергии, момента силы | |||||
6/6 | Заключительный урок (Экскурсия «Физика вокруг нас») | Подведение итогов работы за год. Наблюдение и объяснение физических явлений | Определять скорость течения реки, температуру тел, высоту дерева |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...
Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик
Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...
Рабочая программа по физике в 11 классе Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, В.М.Чаругин. Физика – 11, М.: Просвещение, 2012 г. Программа рассчитана на 3 часа в неделю.
Рабочая программа по физике в 11 классе (3 часа в неделю)...
Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...
Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев
Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования, представл...
Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"
Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...