Рабочая программа по физике 7 класс
рабочая программа по физике (7 класс) на тему

по учебникоу Перышкина

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2011-7fizika-rp.doc256.5 КБ

Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ КИРОВСКОГО РАЙОНА

муниципального образования «Город Саратов»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 17

410009, г.Саратов, ул. Наумовская, 11, тел/факс (845-2) 65-57-05,

Е-mail: shcool17saratov@gmail.com,

ОКПО 43717582; ОГРН1036405201843; ИНН/КПП 6452061641/645201001

«Согласовано»

Руководитель ШМО

                        /Давыдова О.А./

Протокол № _________

от «___»________2011 г.

«Согласовано»

Заместитель руководителя

по УВР МОУ «СОШ № 17»

                           /Злотникова Т.Р./

_____________________2011 г

«Утверждено»

Руководитель

МОУ «СОШ № 17»

                           /Сухова С.В./

Приказ № _________

от «___»________2011 г

Рабочая программа

учебного курса «Физика»

7 класс

Уровень общего образования:  

2ступень (5-9 кл.)

Базовый уровень

Срок реализации:

2011-2012 учебный год

Учитель:

Филина

Екатерина Владимировна

Рабочая программа  составлена на основе Примерной программы основного общего образования с учетом требований федерального компонента Государственного стандарта общего образования.

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № от__________

«_____»___________2011 г.

Саратов

2011


Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа составлена на основе программы по физике 7-9 кл. (авторы  Е. М. Гутник, А. В. Пёрышкин), рекомендованной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации (приказ № 189 от 05.03.2004).

Содержание образования соотнесено с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта.

Используется учебник физики для 7 класса общеобразовательных учреждений, рекомендованный Министерством образования Российской Федерации: «А.В. Пёрышкин, Физика-7». – М., Дрофа , 2007.

Цели изучения физики:

  1. Освоение знаний о физических явлениях, величинах характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирования на этой основе представлений о физической картине мира;
  2. Овладение умениями проводить наблюдения природных явлений; описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты измерений в виде таблиц, графиков и выявлять на основе этого эмпирические зависимости применять полученные знания для объяснения природных явлений и процессов, для решения физических задач;
  3. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих способностей; самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач, при выполнении эксперимента;
  4. Воспитание убеждённости в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологии, уважение к творцам науки и техники; отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

Использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Количество часов по программе 68 (2 часа в неделю). Количество часов по учебному плану 68 (2 часа в неделю).

В курсе физики-7 изучаются следующие темы:

  1. Введение
  2. Первоначальные сведения о строении вещества
  3. Взаимодействие тел
  4. Давление твёрдых тел, жидкостей, газов
  5. Работа и мощность. Энергия.

Требования к уровню усвоения предмета

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся  по физике за курс 7 класса.

Учащиеся должны знать смысл понятий: физическое явление, физический закон, физические величины, взаимодействие. Смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия. Смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Гука.

Учащиеся должны уметь:

  1. собирать установки для эксперимента по описанию, рисунку и проводить наблюдения изучаемых явлений;
  2. измерять массу, объём, силу тяжести, расстояние; представлять результаты измерений в виде таблиц, выявлять эмпирические зависимости;
  3. объяснять результаты наблюдений и экспериментов;
  4. применять экспериментальные результаты для предсказания значения величин, характеризующих ход физических явлений;
  5. воспринимать, перерабатывать и предъявлять учебную информацию в различных формах  (словесной, образной, символической);
  6. читать и пересказывать текст учебника; выделять главные мысли в прочитанном тексте; находить в тексте ответы на поставленные вопросы;
  7. выражать результаты измерений и расчётов единицах Международной системы;
  8. решать задачи на применение изученных законов;
  9. приводить примеры практического использования физических законов;
  10. использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни.

В соответствии с требованиями регионального стандарта обучающиеся должны достичь следующего уровня образованности:

Предметно-информационная составляющая:

  1. Знать специфику экологической ситуации в регионе и по месту жительства;
  2. Знать основных деятелей, внесших в клад в экологическое развитие Саратова;
  3. Иметь представление о нормах поведения в ситуациях, создающих угрозу жизнедеятельности человека.
  4. Деятельностно-коммуникативная составляющая:
  5. Уметь соблюдать нормы и правила поведения в экстремальных ситуациях;
  6. Уметь использовать различные источники информации для повышения эффективности образования и самообразования.

Учебно-методический комплекс по физике 7 класс

  1.  Тематическое и поурочное планирование к учебнику А.В Пёрышкин «Физика-7» -М., Дрофа, 2007
  2.  Сборник задач по физике, В.И. Лукашик, Е.В. Иванова, - М. Просвещение, 2006
  3. Учебное электронное издание. Интерактивный курс физики для 7 – 11 классов. Практикум. ФИЗИКОН. CD- диск. 2004
  4. Учебное электронное издание. Интерактивный курс физики для 7 – 11 классов. Лаборатория Кирилл и Мефодий. CD- диск. 2004
  5. Учебное электронное издание. Лабораторные работы по физике 7 класс.  Дрофа. CD- диск. 2006
  6. Таблицы
  7. Пакет олимпиадных заданий

Контрольно – измерительные материалы

  1. знаний основ физики (монологический ответ, экспресс – опрос, фронтальный опрос, тестовый опрос, написание и защита сообщения по заданной теме, объяснение эксперимента)
  2. приобретенных навыков самостоятельной и практической деятельности учащихся  (в ходе выполнения лабораторных работ и решения задач)
  3. развитых свойств личности: творческих способностей, интереса к изучению физики, самостоятельности, коммуникативности, критичности, рефлексии.

Используемые технические средства

  1. Персональный компьютер
  2. Мультимедийный проектор

Календарно-тематический план

№ п.п.

Тема

Кол-во часов

В том числе

примечания

уроки

лаб.работы

контр.работы

1

Введение

4

3

1

2

Первоначальные сведения о строении вещества

6

5

1

3

Взаимодействие тел

21

16

4

1

4

Давление твёрдых тел, жидкостей и газов

21

21

2

2

5

Работа и мощность. Энергия.

10

9

2

1

Итоговое повторение

6

5

1

68

53

10

5

урока

Учебные разделы и темы

Дата проведения

1

Вводный инструктаж по ТБ

Что изучает физика

04.09.10

2

Физические термины. Наблюдения и опыты.

08.09.10

3

Физические величины и их измерение. Точность и погрешность измерения.

11.09.10

4

Инструктаж по ТБ при выполнении лабораторных работ.

Лабораторная работа №1 «Определение цены деления измерительного прибора»

Физика и техника.

15.09.10

5

Строение вещества. Молекулы

18.09.10

6

Лабораторная работа №2 «Измерение размеров малых тел»

22.09.10

7

Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах.

25.09.10

8

Взаимное притяжение и отталкивание молекул.

29.09.10

9

Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении газов, жидкостей и твердых тел

02.10.10

10

Урок-игра «Что? Где? Когда?»

06.10.10

11

Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение.

09.10.10

12

Скорость

13.10.10

13

Расчет пути и времени движения

16.10.10

14

Решение задач по теме «Строение вещества», «Механическое движение»

20.10.10

15

Контрольная работа №1 по теме «Строение вещества», «Механическое движение»

23.10.10

16

Инерция

27.10.10

17

Взаимодействие тел. Масса тел

30.10.10

18

Измерение массы тела на весах.

Лабораторная работа № 3 «Измерение массы тела на рычажных весах»

13.11.10

19

Понятие объема.

Лабораторная работа № 4 «Измерение объема тел»

17.11.10

20

Плотность вещества

20.11.10

21

Расчет массы и объема тела по его плотности

24.11.10

22

Урок-путешествие в сказку

27.11.10

23

Сила.

Самостоятельная работа по теме «Плотность»

1.12.10

24

Явление тяготения. Сила тяжести

04.12.10

25

Сила упругости. Закон Гука. Вес тела

08.12.10

26

Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела.

11.12.10

27

Динамометр.

Лабораторная работа №6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром»

15.12.10

28

Сложение двух сил. Равнодействующая сила.

18.12.10

29

Сила трения. Трение покоя.

22.12.10

30

Трение в природе и технике

Решение задач по теме «Взаимодействие тел»

26.12.10

31

Контрольная работа №2 по теме «Взаимодействие тел»

28.12.10

32

Повторный инструктаж по ТБ в физкабинете

Давление. Способы увеличения и уменьшения трения

33

Давление газа

34

Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля.

35

Давление в газе и жидкости. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда

36

Сообщающиеся сосуды

37

Решение задач по теме «Давление жидкостей, газов и твердых тел»

38

Контрольная работа №3 по теме «Давление жидкостей, газов и твердых тел»

39

Вес воздуха. Атмосферное давление

Почему существует воздушная оболочка Земли

40

Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. Барометр-анероид

41

Атмосферное давление на разных высотах. Манометры

42

Гидравлический пресс. Поршневой жидкостный насос.

43

Урок-игра «Поиск слагаемых успеха» по теме «Давление газов, жидкостей и твердых тел»

44

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело Самостоятельная работа по теме «Давление газов, жидкостей и твердых тел»

45

Архимедова сила

46

Лабораторная работа № 7 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»

47

Плавание тел. Плавание судов.

48

Лабораторная работа №8 «Выяснение условий плавания тела в жидкости»

49

Воздухоплавание

50

Решение задач по теме №Давление газов, жидкостей и твердых тел»

51

Контрольная работа №4 по теме «Давление газов, жидкостей и твердых тел»

52

Урок-путешествие на остров Эврика

53

Механическая работа

54

Мощность

55

Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге

Самостоятельная работа по теме «Работа и мощность»

56

Момент силы

Рычаги в природе, технике, быту

57

Лабораторная работа №9 «Выяснение условия равновесия рычага»

58

Применение закона равновесия рычага к блоку. «Золотое правило» механики

59

КПД.

Лабораторная работа №10 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости»

60

Энергия. Кинетическая и потенциальная энергия

61

Превращение одного вида механической энергии в другой. Решение задач по теме «Работа, мощность, энергия»

62

Контрольная работа №5 по теме «Работа, мощность, энергия»

63

Повторение материала по теме «Строение вещества»

64

Повторение материала по теме «Взаимодействие тел»

65

Повторение материала по теме «Давление газов, жидкостей и твердых тел»

66

Итоговая контрольная работа №6

67

Урок-игра «Поиск слагаемых успеха» по теме «Работа, мощность, энергия»

68

Заключительный урок (Экскурсия «Физика вокруг нас»)


Поурочное планирование

Дата

Коли-чество часов

Раздел прог-раммы

Тема урока

Основа урока

Знания

Умения

Домаш-нее задание

4

Введение

Введение

1/1

Вводный инструктаж по ТБ

Что изучает физика

Вводный инструктаж по ТБ в физкабинете.

Знакомство с учебником физики. Как работать с учебником. Требования к ведению тетрадей.

Объяснение учителя п. 1.

Демонстрации: Скатывание шарика, колебания мятника, выстрел из пистолета, звучание камертона, свечение лазерной лампочки, «Бумажные человечки»,

Притяжение тел к магниту

Правила техники безопасности в физкабинете.

Понятия: физика, явление.

Факты: задача физики, виды физических явлений

Приводить примеры физических явлений. Определять вид физических явлений.

П. 1

1/2

Физические термины. Наблюдения и опыты.

Объяснение учителя п. 2,3

Решение задач №1-5-Л

* Задача 1

Понятия: материя, физическое тело, вещество.

Факты: источники физических знаний.

Приводить примеры веществ и физических тел.

П. 2,3

1/3

Физические величины и их измерение. Точность и погрешность измерения.

Объяснение учителя п. 4,5

Определение цены деления, показания, погрешности приборов: линейка, термометр, гальванометр

Задачи №17, 31-Л

Понятия: цена деления прибора, погрешность измерения

Определять цену деления физического прибора, показание и абсолютную погрешность прибора.

Записывать показание прибора с учетом погрешности

П. 4,5

Упр.1 (2)

Зад. 1(1)

1/4

Инструктаж по ТБ при выполнении лабораторных работ.

Лабораторная работа №1 «Определение цены деления измерительного прибора»

Физика и техника.

Инструктаж по ТБ при выполнении лабораторных работ. Знакомство с оформлением лабораторных работ.

Выполнение работы №1 под руководством учителя.

Самостоятельное изучение
п. 6

Правила техники безопасности при выполнении лабораторных работ.

Понятия: цена деления прибора, погрешность измерения

Определять цену деления физического прибора, показание и абсолютную погрешность прибора.

Записывать показание прибора с учетом погрешности

П. 6, выпи-сать откры-тия ученых

6

Первоначальные сведения о строении вещества

Первоначальные сведения о строении вещества

2/1

Строение вещества. Молекулы

Объяснение учителя п. 7,8

Демонстрации: Нагревание шарика.

Задачи. №43, 54 - Л

Понятия: молекула, атом.

Факты: важность знания строения вещества, опытные доказательства молекулярного строения вещества

Объяснять физические явления на основе знаний о строении вещества

П. 7, 8

2/2

Лабораторная работа №2 «Измерение размеров малых тел»

Выполнение лабораторной работы под руководством учителя.

Измерять размеры малых тел способом рядов

П. 7, 8

* №42 -Л

2/3

Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах.

Объяснение учителя п. 9

Демонстрации: Диффузия в газах, диффузия в жидкостях

Задачи №56, 60, 61, 63 - Л

Понятие: диффузия

Факты: механизм диффузии, значение диффузии в природе и технике, быту; связь температуры и скорости протекания диффузии

Объяснять физические явления на основе знаний о диффузии

П. 9

2/4

Взаимное притяжение и отталкивание молекул.

Объяснение учителя п. 10Задачи № 70, 79, 81, 75 –Л

Факты: притяжение и отталкивание молекул

Объяснять  физические явления на основе знаний о взаимодействии молекул.

П. 10

Упр. 2

2/5

Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении газов, жидкостей и твердых тел

Самостоятельное изучение п. 11, 12

Заполнение таблицы сравнительной характеристики газов, жидкостей и твердых тел

Решение задач №94, 85 -Л

Факты: различия в молекулярном строении газов, жидкостей и твердых тел

Объяснять физические явления на основе знаний о различии в строении газов, жидкостей и твердых тел.

П. 11, 12Повт. п. 1-10

2/6

Урок-игра «Что? Где? Когда?»

Повторение материала, решение задач по теме «Введение», «Строение вещества» в игровой форме

Факты: строение вещества, вклад ученых в науку, виды физических явлений

Понятия: молекула, диффузия, цена деления прибора, абсолютная погрешность, вещество, физическое тело

Объяснять физические явления на основе знаний о строении вещества

Определять показание приборов, объемы тел правильной и неправильной формы, площади поверхности

21

Взаимодействие тел

3/1

Взаимодействие тел

Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение.

Объяснение учителя п. 13

Самостоятельное изучение п. 14

Задачи на перевод единиц пути и времени в СИ

Самостоятельная работа «Строение вещества»

Понятия: путь, траектория, механическое движение, равномерное движение, неравномерное движение

Приводить примеры механического равномерного, неравномерного движения, переводить единицы пути и времени в СИ

П. 13,14

Упр. 3

3/2

Скорость

Объяснение учителя п. 15

Задачи на перевод единиц скорости в СИ, расчет скорости тел

Решение задач упр 4(3)

Понятия: скорость, векторная величина, скалярная величина, Формулы скорости и средней скорости

Переводить единицы  скорости в СИ

Рассчитывать скорость движения тел

П. 15

Упр. 4 (1,4)

3/3

Расчет пути и времени движения

Изучение п. 16

Знакомство с оформлением расчетных задач. Решение типовых задач на расчет пути, времени и скорости движения, построение графиков скорости и движения

Формулы пути и времени движения

Правильно оформлять расчетные задачи

Решать задачи на расчет пути, времени, скорости движения, строить графики скорости и движения

П. 16, повт. п. 7-15

Упр. 5(2,4)

3/4

Решение задач по теме «Строение вещества», «Механическое движение»

Качественные задачи на применение знаний о строении вещества: №62, 79, 93 - Л

Расчетные задачи на расчет характеристик движения. №128 -Л Построение графиков.

Самостоятельная работа «Механическое движение»

Факты: строение вещества

Формулы скорости, времени, пути движения

Объяснять физические явления на основе знаний о строении вещества.

Рассчитывать скорость, время, путь

Повт . п. 7-16

№117-Л

* №130-Л

3/5

Контрольная работа №1 по теме «Строение вещества», «Механическое движение»

Контроль ЗУН

Самостоятельное выполнение работы по вариантам

Факты: строение вещества

Формулы скорости, времени, пути движения

Объяснять физические явления на основе знаний о строении вещества.

Рассчитывать скорость, время, путь

3/6

Инерция

Анализ контрольной работы.

Объяснение учителя п. 17

Задачи №131, 132, 146 – Л

Понятие инерция

Объяснять физические явления на основе знаний об инерции

П. 17

№144-Л

3/7

Взаимодействие тел. Масса тел

Объяснение учителя п. 18

Самостоятельное изучение п. 19

Задачи на перевод единиц массы в СИ

Задачи: №127, 120,132- Л, упр. 6(2)

Понятия: инертность, масса

Объяснять физические явления на основе знаний об инертности тел, массе тел

Переводить единицы массы в СИ

П. 18, 19

Упр 6 (1,3)

3/8

Взаимодействие тел

Измерение массы тела на весах.

Лабораторная работа № 3 «Измерение массы тела на рычажных весах»

Самостоятельное изучение п. 20

Выполнение лабораторной работы под руководством учителя

Устройство рычажных весов.

Правила взвешивания

Измерять массу тел с помощью рычажных весов.

П. 19, 20

3/9

Понятие объема.

Лабораторная работа № 4 «Измерение объема тел»

Объяснение учителя: объем, формулы объемов тел, единицы объема

Задачи на перевод единиц объема в СИ

Выполнение лабораторной работы под руководством учителя

Понятие объем

Формулы объема куба, цилиндра, параллелепипеда,

Соотношения между единицами объема

Переводить единицы объема в СИ

Определять объемы тел правильной и неправильной формы

Найти объем спичечного коробка

3/10

Плотность вещества

Объяснение учителя п. 21

Решение типовых задач на расчет плотности вещества

Понятие плотность

Факты: единицы плотности, прибор для измерения плотности, физический смысл плотности

Формула плотности

Переводить единицы плотности в СИ

Решать задачи на расчет плотности тел

П. 21

Упр. 7 (1,3,4, *5)

3/11

Расчет массы и объема тела по его плотности

Объяснение учителя п. 22

Решение типовых задач на расчет объема и массы тел

Формулы массы и объема тела

Решать задачи на расчет массы и объема тел

П. 22

Упр. 8

3/12

Урок-путешествие в сказку

Решение качественных и расчетных задач в игровой форме

Понятия: инерция, масса, плотность

Формулы плотности, массы, скорости

Факты: строение вещества

Объяснять физические явления на основе знаний о строении вещества

Рассчитывать скорость тел, плотность веществ

Сочинить сказку с физическим содержанием

3/13

Взаимодействие тел

Сила.

Самостоятельная работа по теме «Плотность»

Объяснение учителя п. 23

Разноуровневая самостоятельная работа «Плотность»

Понятия: сила, деформация

Факты: причина изменения скорости, причина деформации

Объяснять физические явления на основе знаний о силе

П. 23

3/14

Явление тяготения. Сила тяжести

Самостоятельное изучение п. 24

Понятия: сила тяжести, всемирное тяготение

Факты: направление силы тяжести, зависимость силы тяжести от массы тела

Объяснять физические явления на основе знаний о всемирном тяготении, о силе тяжести

П. 24

3/15

Сила упругости. Закон Гука. Вес тела

Объяснение учителя п. 25

Самостоятельное изучение п. 26

Понятия: вес тела, сила упругости

Закон Гука

Факты: направление веса тела, силы упругости, зависимость веса тела от массы тела

Объяснять физические явления на основе знаний о силе упругости

П. 25, 26

3/16

Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела.

Объяснение учителя п. 27

Решение типовых задач на расчет силы тяжести, веса тела, изображения сил на чертеже в выбранном масштабе

Формулы силы тяжести, веса тела

Физический смысл 1 Н

Рассчитывать силу тяжести, вес тела

Изображать вес тела, силу тяжести на чертеже в выбранном масштабе

П. 27

Упр. 9
(2-4)

3/17

Динамометр.

Лабораторная работа №6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром»

Фронтальное изучение п. 28

Выполнение лабораторной работы по инструкции под руководством учителя

Устройство, назначение , виды динамометров

Градуировать пружину, измерять силы с помощью динамометра

П. 28

Упр. 10

3/18

Сложение двух сил. Равнодействующая сила.

Объяснение учителя п. 29

Демонстрация. Равнодействующая сила.

Решение упр. 11 (2), 310, 313-Л

Понятие равнодействующая сила   Формулы равнодействующей силы

Находить модуль и направление равнодействующей силы

П. 29

Упр. 11 (1,3)

3/19

Взаимодействие тел

Сила трения. Трение покоя.

Объяснение учителя п. 30

Самостоятельное изучение п. 31

Демонстрации. Сила трения качения, скольжения, измерение силы трения

Решение задач №319, 327, 341, 317, 318, 304 -Л

Понятия: сила трения

Факты: виды сил трения, причины возникновения силы трения, способы уменьшения трения, соотношение между видами силы трения

Объяснять физические явления на основе знаний о силе трения

Измерять силу трения

П. 30, 31

Повт. 21-29

3/20

Трение в природе и технике

Решение задач по теме «Взаимодействие тел»

Физический диктант.

Самостоятельное изучение п. 32, заполнение таблиц «Польза и вред трения», «Увеличение и уменьшение трения»

Решение типовых задач на расчет плотности, силы тяжести, массы и объема тел

Факты: польза и вред трения, способы увеличения и уменьшения трения

Решать задачи на расчет массы, объема тел, силы тяжести

П. 17-31

Задачи в тетр.

3/21

Контрольная работа №2 по теме «Взаимодействие тел»

Самостоятельное выполнение работы по вариантам

Формулы массы, объема, плотности тела, веса тела, силы тяжести

Рассчитывать массу, объем, плотность тел, вес, силу тяжести

Изображать силы на чертеже в выбранном масштабе

Объяснять физические явления на основе знаний о силе трения, об инерции

Рассказ «Мир, в котором нет трения»

22

Давление жидкостей, газов и твердых тел

Давление жидкостей, газов и твердых тел

4/1

Повторный инструктаж по ТБ в физкабинете

Давление. Способы увеличения и уменьшения трения

Повторный инструктаж по ТБ в физкабинете

Объяснение учителя п. 33

Самостоятельное изучение п 34

Решение типовых задач на расчет давления твердых тел: №130-К

Правила ТБ

Понятия: давления

Формула давления

Факты: физический смысл 1 Па, способы увеличения и уменьшения давления

Переводить единицы давления в СИ

Рассчитывать давление твердых тел

П. 33, 34

Упр. 12 (1,2, *3)

4/2

Давление газа

Объяснение учителя п. 35

Решение задач: №377, 386, 382, 363-Л

Факты: механизм возникновения давления в газах, зависимость давления газов от температуры, объема сосуда, числа молекул

Объяснять физические явления на основе знаний о давлении газов

П. 35

Упр. 13

Подг. доклад о Паскале

4/3

Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля.

Объяснение учителя п. 36

Демонстрация. Закон Паскаля

Решение задач: упр. 14(2), №395, 403 -Л

Самостоятельная работа по теме «Давление твердых тел»

Доклад учащихся «Блез Паскаль»

Закон Паскаля

Объяснять физические явления на основе закона Паскаля

П. 36

4/4

Давление в газе и жидкости. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда

Объяснение учителя п. 37, 38

Решение задач: упр. 15(1), 437 –Л

Формула давления жидкости на дно и стенки сосуда

Рассчитывать давление жидкости на дно и стенки сосуда

П. 37, 38

Упр. 15(1, *3)

4/5

Сообщающиеся сосуды

Объяснение учителя п. 37

Демонстрация. Свойство сообщающихся сосудов

Диафильм «Сообщающиеся сосуды»

Решение задач упр. 16(1)

Факты: свойство поверхности сообщающихся сосудов

Объяснять физические явления на основе знаний о сообщающихся сосудах

П. 33-39, 22,27

Упр. 16(2)

4/6

Решение задач по теме «Давление жидкостей, газов и твердых тел»

Физический диктант.

Решение типовых задач: №355, 416 , 364 -Л

Формулы давления твердого тела, жидкости

Единицы давления, силы, площади

Объяснять физические явления на основе знаний о давлении тел

Рассчитывать давление твердых тел, давление жидкостей

Повт. п. 22, 27, 33-39

4/7

Контрольная работа №3 по теме «Давление жидкостей, газов и твердых тел»

Самостоятельное выполнение работы по вариантам

Формулы давления твердого тела, жидкости

Единицы давления, силы, площади

Факты: зависимость давления тела от площади опоры, давления жидкости от глубины

Объяснять физические явления на основе знаний о давлении тел

Рассчитывать давление твердых тел, давление жидкостей

4/8

Вес воздуха. Атмосферное давление

Почему существует воздушная оболочка Земли

Анализ контрольной работы

Объяснение учителя п.40

Самостоятельное изучение п. 41

Решение задач зад .10

Понятии: атмосфера, атмосферное давление

Объяснять физические явления на основе знаний об атмосферном давлении

П. 40, 41

4/9

Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. Барометр-анероид

Объяснение учителя п. 42

Самостоятельное изучение п. 43

Оборудование: плакаты, барометр Демонстрация «Заколдованная вода»

Решение задач: упр. 19(1), 19(4)

Соотношение между мм рт ст и Па

Устройство, назначение и принцип действия барометра-анероида

Измерять атмосферное давление с помощью барометра

Переводить единицы атмосферного давления

П. 42, 43

Упр. 19(2,3)

4/10

Атмосферное давление на разных высотах. Манометры

Объяснение учителя п. 44

Самостоятельное изучение п. 45

Оборудование : плакаты, манометр

Решение задач: упр. 21 (20, 454, 478 – Л, №147-К

Устройство, назначение и принцип действия манометров

Понятие нормальное атмос-ферное давление

П. 44, 45

Упр. 21 (1,3, *4)

4/11

Давление жидкостей, газов и твердых тел

Гидравлический пресс. Поршневой жидкостный насос.

Объяснение учителя п. 46

Самостоятельное изучение п. 47

Оборудование плакат

Решение задач №407, 405-Л

Устройство и принцип действия гидравлических машин, поршневого жидкостного насоса

Формула гидравлической машины

Понятие выигрыш в силе

Решать задачи на применение формулы гидравлической машины

П. 46, 47

Упр. 23

4/12

Урок-игра «Поиск слагаемых успеха» по теме «Давление газов, жидкостей и твердых тел»

Повторение материала в игровой форме

Формулы: давление твердого тела, давление жидкости, вес тела, гидравлической машины

Рассчитывать давление газов, жидкостей и твердых тел

Рассчитывать характеристики гидравлических машин

Повт. п. 33 -47

4/13

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело Самостоятельная работа по теме «Давление газов, жидкостей и твердых тел»

Объяснение учителя п. 48

Решение задач №527, 532-Л

Самостоятельная работа по теме «Давление газов, жидкостей и твердых тел»

Понятие выталкивающая сила

Факты: направление выталкивающей силы, формула выталкивающей силы

Объяснять физические явления на основе знаний о выталкивающей силе

П. 48,

Подг. доклады

4/14

Архимедова сила

Доклады учащихся: «Архимед», «Легенда об Архимеде»

Объяснение учителя п. 49

Демонстрация Архимедова сила

Решение задач: №536-Л, упр. 24 (3, 1)

Формула архимедовой силы

Решать задачи на расчет архимедовой силы

П. 48, 49

Упр. 24(3)

*зад. 14

4/15

Давление жидкостей, газов и твердых тел

Лабораторная работа № 7 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»

Выполнение работы под руководством учителя

Вычислять архимедову силу экспериментально

П. 48, 49

Подг. доклад о Мертвом море

4/16

Плавание тел. Плавание судов.

Объяснение учителя п. 50

Доклад «Мертвое море»

Составление плана по п. 51

Решение задач: № 520-Л, упр. 25 (3)

Факты: условия плавания тел

Объяснять физические явления на основе знаний о плавании тел

П. 50, 51

Упр. 25 (2,4,5)

4/17

Лабораторная работа №8 «Выяснение условий плавания тела в жидкости»

Выполнение работы под руководством учителя

Решение задач №548-Л

Формулы веса тела, архимедовой силы

Измерять массу тел

Вычислять вес тела, архимедову силу

П. 50, 51

*№549-Л

4/18

Воздухоплавание

Объяснение учителя п. 52

Решение задач №567, 544-Л

Понятие подъемная сила

Условие воздухоплавания

Рассчитывать подъемную силу воздушного шара

Повт. п. 27, 48-52

№563-Л, упр. 27 (2)

4/19

Решение задач по теме №Давление газов, жидкостей и твердых тел»

Тестовая работа

Решение типовых задач на расчет архимедовой силы, подъемной силы

Формулы архимедовой силы, подъемной силы

Факты: условие плавания тел

Рассчитывать архимедову силу, подъемную силу

Объяснять физические явления на основе знаний об архимедовой силе, плавании тел

Повт. п. 27, 48-52

Зад. В тетр.

4/20

Контрольная работа №4 по теме «Давление газов, жидкостей и твердых тел»

Самостоятельное выполнение работы по вариантам

Повт. п. 27, 48-52

Зад. В тетр.

4/21

Урок-путешествие на остров Эврика

Повторение материала в игровой форме

10

Работа, мощность, энергия

Работа, мощность, энергия

5/1

Механическая работа

Объяснение учителя п.53

Решение задач упр. 28(4), №589-Л, №570б-Л

Понятия: механическая работа, положительная работа, отрицательная работа

Формула работы

Факты6 условие совершения работы

Рассчитывать работу сил.

Переводить единицы работы

Определять условие совершения работы

П. 53

Упр. 28(1,3)

5/2

Мощность

Объяснение учителя п. 54

Решение задач №609, 613, 617-Л, упр. 29(3)

Понятие мощность

Формулы мощности

Единицы мощности

Рассчитывать мощность машин и механизмов

П. 53, 54 Упр. 29(1,5, *4)

5/3

Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге

Самостоятельная работа по теме «Работа и мощность»

Самостоятельное изучение п. 55

Объяснение учителя п. 56

Демонстрация Равновесие рычага

Самостоятельная работа по вариантам (3 уровня сложности)

Понятия: простые механизмы, рычаг, плечо силы

Условие равновесия рычага (правило Архимеда)

П. 55, 56

5/4

Момент силы

Рычаги в природе, технике, быту

Объяснение учителя п. 57

Решение задач на применение правила Архимеда, правила моментов

Понятие момент силы

Правило моментов

Рассчитывать момент силы

Решать задачи на применение правила Архимеда, правила моментов

П. 57, 58

№5 с. 145

5/5

Лабораторная работа №9 «Выяснение условия равновесия рычага»

Выполнение лабораторной работы под руководством учителя

Понятия: рычаг, плечо силы

Правило Архимеда, правило моментов

Измерять плечо силы, силу

Рассчитывать момент силы

П. 58

5/6

Применение закона равновесия рычага к блоку. «Золотое правило» механики

Объяснение учителя п. 59

Демонстрации Неподвижный блок, выигрыш в силе подвижного блока

Самостоятельное изучение п. 60

Решение задач упр. 31(1)

Понятия: блок, неподвижный блок, подвижный блок

«Золотое правило» механики

Факты: выигрыш в силе и применение блоков

Решать задачи на применение «золотого правила» механики

П. 59,60

5/7

КПД.

Лабораторная работа №10 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости»

Объяснение учителя п. 62

Выполнение лабораторной работы под руководством учителя

Понятие КПД, полезная работа, полная работа

Формула КПД

Факты: физический смысл КПД

Определять КПД наклонной плоскости

П. 61

5/8

Энергия. Кинетическая и потенциальная энергия

Объяснение учителя п. 63, 64

Решение задач: упр. 32 (3)

Понятия: энергия, кинетическая энергия, потенциальная энергия

Формулы кинетической и потенциальной энергии

Факты: связь работы и изменения энергии

Определять вид энергии, которой обладает тело

Рассчитывать кинетическую и потенциальную энергию

П. 62, 63

Упр. 32 (1, 4, *2)

5/9

Превращение одного вида механической энергии в другой. Решение задач по теме «Работа, мощность, энергия»

Объяснение учителя п. 64

Решение задач: упр. 33 (1, 3)

Решение типовых задач (подготовка к контрольной работе)

Правило Архимеда

Формулы работы, мощности, потенциальной, кинетической энергии

Приводить примеры превращения энергии в природе

П. 53 -64

Зад в тетр.

5/10

Контрольная работа №5 по теме «Работа, мощность, энергия»

Самостоятельное выполнение работы по вариантам

Правило Архимеда

Формулы работы, мощности, потенциальной, кинетической энергии

Рассчитывать работу, мощность механизмов

Решать задачи на применение правила Архимеда

Повт. п.
1-12

6

Итоговое повторение

6/1

Итоговое повторение

Повторение материала по теме «Строение вещества»

Анализ контрольной работы

Физический диктант

Решение задач на применение знаний о строении вещества,

Факты: строение вещества, виды явлений

Понятия: диффузия, молекула, вещество, материя, погрешность измерения, цена деления

Объяснять физические явления на основе знаний о строении вещества

Определять показание и погрешность измерения величин

Повт. п.13-32

6/2

Повторение материала по теме «Взаимодействие тел»

Тестовая работа

Решение задач №15 а – К

Расчет характеристик движения, построение графиков скорости и движения

Расчет силы тяжести, веса

Формулы скорости, пути, времени движения, веса тела, силы тяжести, массы, плотности

Рассчитывать характеристики механического движения, вес тела, силу тяжести, плотность, массу тела

Строить графики скорости и движения

Изображать силы на чертеже в выбранном масштабе

Повт. п. 33-52

6/3

Повторение материала по теме «Давление газов, жидкостей и твердых тел»

Тестовая работа

Решение задач на расчет давления твердого тела, выталкивающей силы

Формулы давления твердого тела, давления жидкости на дно и стенки сосуда, архимедовой силы

Рассчитывать давление тел, жидкостей, выталкивающую силу

Упр. 12 (4)

Упр. 24 (3)

6/4

Итоговое повторение

Итоговая контрольная работа №6

Самостоятельное выполнение работы по вариантам

Формулы скорости, пути, времени движения, массы, веса тела, силы тяжести, объема, архимедовой силы, работы, мощности, давления твердого тела

Объяснять физические явления на основе знаний о строении вещества,

Рассчитывать характеристики механического движения, вес тела, архимедову силу, давление твердых тел, работу и мощность

Строить графики скорости и движения

Повт. п. 53-64

6/5

Урок-игра «Поиск слагаемых успеха» по теме «Работа, мощность, энергия»

Повторение материала

Решение типовых задач

Правило Архимеда

Формулы работы, мощности, потенциальной, кинетической энергии, момента силы

6/6

Заключительный урок

(Экскурсия «Физика вокруг нас»)

Подведение итогов работы за год.

Наблюдение и объяснение физических явлений

Определять скорость течения реки, температуру тел, высоту дерева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...

Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...

Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев

Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования,  представл...

Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"

Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...