Решение качественных задач с элементами исследования на уроке
статья по физике по теме

Тараканова Татьяна Михайловна

Решение качественных задач носит практический характер, учит творчески мыслить. Как правило, подобные задачи не требуют специального оборудования, но для их решения необходимы знания, что стимулирует учащихся к самостоятельному поиску ответов в книгах, интернете. Это очень важно, т.к. подобная работа выполняет развивающую функцию обучения и дает хорошие результаты проверки знаний детей. В работе представлены элементы уроков с решением качественных задач.

Скачать:


Предварительный просмотр:

« Решение качественных задач с элементами исследования

на уроках физики »

Главная роль в обучении различным предметам отводится развивающим технологиям. Ученик должен научиться думать, анализировать, сравнивать, исследовать, делать выводы, аргументировано доказывать свою точку зрения. Он должен уметь получать знания самостоятельно. Физик, лауреат Нобелевской премии, Макс Теодор Феликс Фон Лауэ сказал: «Образование – это то, что остается  после того, как все выученное забудется». Поэтому при изучении материала большое внимание уделяется выполнению заданий с элементами исследования.

Это и фронтальные работы, и решение качественных задач, и экспериментальные задания в виде качественных вопросов.

Эти задания могут выполняться на любом этапе изучения

материала:

  1. до изучения новой темы (чаще это домашние

экспериментальные задания);

  1. на уроке при ответе на проблемный вопрос;
  2. после изучения нового материала (для лучшего

усвоения и уточнения деталей; в конце урока или

домашний эксперимент).

 

Вот как использовались качественные и экспериментальные

задачи на двух уроках в 7 классе:

УРОК № 1       Сила Архимеда

Исследования:  

  1. на уроке
  2. после урока    

Опыт: мяч выпрыгивает в воде, цилиндр тонет.

Проблемная ситуация из опыта:

             Действует ли сила Архимеда на цилиндр(все тела)?

Учащимся предлагаем проверить с помощью динамометра,

 сосуда с водой, металлического цилиндра.

Учащиеся делают вывод:

          Любое тело при погружении в жидкость теряет в весе,

          т.е. жидкость действует на тело с силой, направленной

           противоположно силе тяжести(весу тела)

Задается другой вопрос:

          Зависит ли сила Архимеда от формы тела?

        (Заранее подготовлен пластилин, и с помощью данных

          материалов предлагается доказать ответ на вопрос)

В качестве проверки вопрос:

            Будет ли меняться сила Архимеда, если опускать в

             воду брусок разными гранями?

По полученным результатам и сделанным выводам выводится зависимость

                                             F=ρ g V

УРОК № 2    Плавание тел

Используется домашняя подготовка, исследования на уроке и после него.

Домашняя подготовка: опыт с картофелиной в обычной и

                                        соленой воде.

Это подводит ребят к изучению основного материала, который в конце урока закрепляем экспериментальными

заданиями по группам(дифференцированными).

1 группа(слабые учащиеся)

               Сравнить плотности тел, которые тонут и плавают

                в воде, с плотностью воды по таблице.

               (Отрабатываются навыки работы с таблицей,  

                 практические основы материала.)

2 группа

                Сравнить глубину погружения деревянного и

                 пенопластового кубиков одинакового объема в

                 воде и масле.

                (Анализ условия плавания тел, связь плотности

                 тела и плотности жидкости)

3 группа

Сравнить плавание пробирки    

  1. с пластилином внутри
  2. с пластилином снаружи

(Вспомнить силу Архимеда, сопоставить уже имеющиеся

знания с новым материалом, проанализировать, сделать

вывод)

Решение качественных задач носит практический характер и поэтому особенно важно на начальном этапе изучения физике, т.е. в 7 и 8 классах.

Учащиеся с большим интересом выполняют подобные задания, поэтому именно на решение качественных задач с элементами исследования делается упор в 7 – 8 классах: обязательно понять, исследовать, проанализировать, а только потом доказать математически.

           Как правило, подобные задачи не требуют специального

оборудования, но для их решения необходимы знания, что

стимулирует учащихся к самостоятельному поиску ответов

в книгах, интернете.

          Качественным задачам уделяется  большое внимание и при выполнении самостоятельных и контрольных работ.

Я использую дидактический материал, включающий качественные задачи, сборник задач Л.А.Кирика «Самостоятельные и контрольные работы 7;8 » , а также дидактические материалы А.Е.Марон, Е.А.Марон «Физика 8».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование элементов исследования на уроках математики при решении экономических задач

Мастер - класс по применению элементов исследовательской деятельности на уроках математики....

Вес и невесомость.Решение качественных задач повышенного уровня сложности.

Презентация содержит качественные задачи на углубление знаний учащихся 9 – 10 классов по теме:  Вес тела. Невесомость...

Рабочая программа элективного курса по химии "Решение качественных задач по органической химии" для учащихся 10 класса на 2012-2013 учебный год

Пояснительная записка.      Данная программа составлена на основе программы курса химии О. С. Габриеляна   для учащихся 10 классов (органическая химия) общеобр...

Урок решения качественных задач

Урок повторительно-обобщающий урок в 8-ом классе по теме "Тепловые явления" Цель урока 11. Повторить материал по теме тепловые явления, изучение которых предусмотрено программой.2. Научить  "виде...

8 класс. Решение качественных задач на объяснение поверхностных явлений жидкостей

Решение качественных задач на объяснение поверхностных явлений жидкостей в группах...

Тематические уроки решения качественных задач

В данном пособии рассмотрена методика проведения тематических уроков решения качественных задач по физике...

Методика решения качественных задач на уроках физики

Алгоритм решения качественных задач на газовые законы. Решение графических задач на газовые законы рассмотрено в данной презентации достаточно подробно и пошагово, что даст возможность учащимся не зап...