Тематические уроки решения качественных задач
учебно-методическое пособие по физике на тему

В данном пособии рассмотрена методика проведения тематических уроков решения качественных задач по физике

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iz_opyta_raboty.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Преподаватель НСГК Новикова Т.Г.

Тематические уроки решения качественных задач

     Акцент на решение качественных задач – современная тенденция в методике преподавания физики.

     Появление интереса к изучаемому – мощнейший мотивационный фактор успешной учебы. Один из эффективных способов его становления – систематическое проведение тематических уроков решения качественных задач. На этих уроках обучающиеся могут объяснять причины наблюдаемых природных явлений, принципы действия технических устройств, давать устную оценку последствий каких-либо природных или технологических процессов, предлагать собственные способы решения бытовых, производственных, экологических вопросов. Возможность и умение применять собственные знания для решения проблем, максимально приближенных к тем, с которыми приходится сталкиваться  в реальной жизни, убеждает их в личностной значимости обучения, а формирование этих умений становится одной из главных и осознанных целей обучения.

Факторы, способствующие повышению  интереса учащихся

  • Разнообразная тематика задач: техническая, биологическая,  метеорологическая, астрономическая, химическая, медицинская, экологическая, социально-бытовая, историческая, литературная и др.
  • Различные способы постановки задач: текстом, графиком, демонстрацией, совет, приглашение к поиску.
  • Разная деятельность при решении: оценивающая, эвристическая, изобретательская и др.
  • Возможность выбора тематики задач (карточки-задания имеют на обратной стороне надписи, указывающие тематику задач и способ решения).
  • Использование элементов ролевой игры.

Факторы, повышающие и учащихся уверенность

 в собственных интеллектуальных способностях

  • Отсутствие критики за неверный ответ.
  • Возможность добровольного, но регулируемого учителем, включения в дискуссию по фронтально разбираемой задаче без снижения оценки за неверный ответ.
  • Тактичный подход к оценке ответов по карточкам, дающий право на одну ошибку.
  • Наличие одной или двух относительно несложных задач.
  • Постепенное вовлечение робких во все более сложные виды деятельности по схеме: участие во фронтальном решении задач  работа в творческой группе  выполнение индивидуальных заданий.
  • Возможность улучшения обучающемся своей оценки до окончания урока путем участия во фронтальном разборе решений задач, вызвавших затруднения у других.

Факторы, стимулирующие мыслительную деятельность учащихся

  • Интерес.
  • Необходимость устно и понятно объяснять решение задачи, что требует упорядочения своих представлений и хода рассуждений.
  • Тренинг, обусловленный систематическим решением качественных задач.

Факторы, способствующие углублению и расширению знаний

  • Поиск взаимосвязи между различными явлениями.
  • Знакомство с проявлением физических закономерностей во многих областях и сферах человеческой деятельности: производственной, научно-исследовательской, социально-бытовой.

Меры, способствующие объективности контроля знаний

  • Предварительное ознакомление  с критериями оценки ответов.
  • Исключение попыток подсказок.
  • Высокий темп урока.
  • Обязательное изменение тематики задач и их формулировок при переходе в параллельный класс.
  • Приравнивание оценки, полученной при работе с карточкой-заданием, к оценке за контрольную работу и зачет.

Некоторые методические правила

  • Уроки решения качественных задач проводятся в конце изучения темы. Их нельзя «обрушивать» на обучающихся без регулярных подготови-тельных занятий.
  • Материал можно подобрать из различных сборников задач, а также из журналов «Физика в школе», газеты «Физика».  
  • Возможности существенно расширятся, если учитель будет самостоятельно составлять задачи, используя научно-популярную литературу, собственные наблюдения, рассказы знакомых.
  • Главное при проведении такого урока – не получение ответов на предложенные задачи, а развитие умений учеников мыслить, т.е. осуществлять процесс поиска ответов, используя имеющиеся теоретические знания.

Структура и ход урока

Этап

Содержание и метод ведения

Мобилизующий

Краткое вступительное слово учителя

Организационный

Назначаю обучающих для индивидуальной (3-4 человека) и групповой (2 группы по 3 человека) работы, раздаю  карточки-задания. Указываю места для работы, сообщаю критерии оценки.

Разминка

Фронтальная работа с остальными. Решаем 3 или 4 задачи, желательно с использованием демонстрационного оборудования.

Ответы «индивидуалов»

Выслушиваю ответы  по карточкам. (Если ответ неверен, то задачу предлагаю всем). Правильные ответы я еще раз повторяю.

Блиц-опрос

Вызываю одного из тех, кто не участвовал в работе по карточкам. Он должен быстро ответить на любые три вопроса, связанные с только что разобранными задачами. (Этот этап позволяет удерживать внимание к теме большинства .)

Ответы творческой группы

Каждый участник из группы должен ответить хотя бы на один из четырех предложенных группе задач. (Эти задачи более сложные, чем на карточках для индивидуалов, и более интересные: они исследовательские, межпредметные.)

Подведение итогов

Завершающее слово учителя, выставление оценок, задание на дом для обдумывания тех задач, с которыми не справились творческие группы.

     

                                 Разноуровневый контроль знаний

     При малом количестве учебных часов ориентация на максимум усвоения всеми учебного материала практически невозможна и приводит к перегрузке учащихся, снижению интереса к предмету и уверенности в себе, возникает нежелание трудиться вообще. Решению этой проблемы в какой-то мере помогает уровневая дифференциация знаний и умений, обеспечивающая каждому базовую подготовку, создание благоприятных условий тем, кто проявляет интерес к обучению, и тем, кому физика как учебный предмет дается с трудом, а интересы лежат в других областях знаний.

      Существует множество форм и методов контроля знаний. Но все они, как правило, рассчитаны на среднего учащегося, а чтобы вывести всех на этот уровень, приходится проводить большую дополнительную работу. При дифференцированном подходе устанавливаются разные требования к усвоению учебной информации по одному и тому же вопросу.

     Разноуровневый контроль я провожу обычно после прохождения темы или раздела; он охватывает значительный круг вопросов, усвоение которых подлежит проверке. В основу своей методики я вкладываю следующее:

  • три уровня развития познавательных способностей, о которых говорил психолог К.Блюм: значение, понимание, применение;
  • три степени мыслительной деятельности: первый уровень соответствует умению выполнять отдельные элементарные операции, знания характеризуются запоминанием отдельных формул, законов, единиц измерения, физических величин и умением их узнавать; второй – знанию и осознанию выполняемых операций, требующих более сложных умственных действий, умение устанавливать причинно-следственные связи, решать простейшие задачи, интерпретировать несложные схемы и графики; третий (высший) – соответствует осознанному выполнению операций, требующих сложных умственных действий, умений решать задачи с нестандартными условиями в несколько действий и знаний из разных областей, а также применять теорию к конкретным ситуациям и в новых условиях; этот уровень предполагает умение творчески перерабатывать информацию, в результате чего создается нечто новое.

Пример 1    Тема «Электризация тел»

На металлический изолированный шар

«упало» 1000 электронов (см. рис.).

Задание-вопрос первого уровня (на узнавание): Зарядится ли при этом шар?

Задание-вопрос второго уровня (на установление причины появления электрического заряда на шаре, на расчет этого заряда):

Что произойдет с шаром и по какой причине?

Какой заряд получит шар (его знак и значение)?

Задание-вопрос третьего уровня (на понимание измененной ситуации в связи с попаданием на шар электронов, решение задач, требующих знания дополнительных данных об электроне):

Изменяется ли: а) заряд шара;        б) его масса?

Если изменяется, то как? Если не изменяется, то почему?

Пример 2     Тема «Соединения проводников»

     На первом уровне даю задание указать тип соединения в предложенной схеме.

     На втором уровне: рассчитать сопротивление цепи.

      На третьем уровне: произвести расчет сопротивления цепи и предсказать, как изменится сопротивление участка при изменении условий в цепи; произвести соответствующий расчет.

     Блок заданий по теме «Постоянный ток».

                  Приемы письменного контроля знаний

Фактологический диктант

      Он проводится по основным вопросам; их дается 5-7 вариантов. На партах только чистые листы и ручки. Среди вопросов 1-2 на повторение из предыдущих тем. Работа ведется в быстром темпе: здесь нет необходимости в размышлениях, должна работать только память. Жесткий режим работы не дает возможности списать: на это просто нет времени. Когда диктант завершен, следует четкая команда об окончании работы, затем 2-3 мин спокойного разговора, чтобы отойти от напряженного состояния.

      Полезно проводить диктант в начале почти каждого урока.

     Мне могут возразить: ведь это бешеная нагрузка на учителя: проверить столько работ. Проверяю я не все работы, а только часть. Те, которые сочту нужным, или отобранные случайным образом. Чьи работы будут проверены – никто из написавших не знает. Поэтому, выполняя задание, стараются все. Конечно, такой способ проверки оговаривается заранее. Есть и прием, помогающий обойти «подводный камешек»: получив работы, нужно пересчитать их, иначе кто-нибудь из сообразительных лентяев быстро поймет, что работу можно не сдавать вообще, а преподаватель будет думать, что она просто не попала в список избранных.

        Тренировочная ·работа работа

     Провожу  работу как обычно, но отметки в журнал ставлю только тем, кто высказал об этом свое желание. Возможны и другие послабления. Например, пользование учебником, словарем или тетрадью.

        Голицконтрольная

     Ее особенность: контроль проводится в быстром темпе. Цель – выявление степени усвоения простых учебных навыков, которыми обязаны овладеть студенты для дальнейшей успешной работы. По темпу блицконтрольная сходна с фактологическим диктантом. Отличие в том, что сюда входит проверка владения формулами, расчетами, стандартными умениями. Состоит она из 7-10 заданий. Время, отводимое на работу, - примерно 1 мин на задание.

     Технология проведения такова:

  • подготовка: задания по вариантом записываются на доске или плакате и по очереди открывают. Можно распечатать и положить листы текстом вниз. По команде листки переворачивают;
  • ход контроля: приступают к работе по команде. Выполняют работу на листках. Все расчеты, промежуточные действия пишут там же; ответ обводят рамкой. Никаких пояснений и специального оформления. По истечении времени работу прекращают и сдают преподавателю;
  • проверка: а) либо самопроверка: диктую правильные ответы или, что лучше, они записаны на классной доске; б) либо небольшое обсуждение по вопросам. Полезно задать критерии оценки: «5» - 6-7 верных ответов из 7 заданных; «4» - 4-5 верных ответа, «3» - 3 верных ответа. Отметки выставляются (или нет) в журнал по усмотрению преподавателя.

Релейная контрольная работа (автор В.Ф.Шаталов)

     

Такая контрольная проводится по текстам ранее решенных задач. Чтобы провести подобный контроль, нужно задавать домашнее задание массивом; не все задачи решать обязательно. Задания для контрольной формируют из этого массива. Чем больше задач решил, чем внимательнее был при этом, тем больше вероятность встретить на контрольной знакомую задачу и быстро справиться с ней. Хороший стимул!

  • Пути решения проблемы списывания:
  • Давать трудную, но посильную работу каждому студенту.
  • Удаление «источников» списывания. Речь идет о самых толковых «звездных» студентах, которые способны решить и свой вариант, и поделиться результатами, и подсказать. Обычно таких немного. Их можно командировать в библиотеку, лабораторию, посадить за преподавательский стол с отдельным заданием.
  • Каждый студент получает свой вариант контрольной.
  • Объявлять сроки предстоящей работы.

     

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение качественных задач с элементами исследования на уроке

Решение качественных задач носит практический характер, учит творчески мыслить. Как правило, подобные задачи не требуют специального оборудования, но для их решения необходимы знания, что стимулирует ...

Вес и невесомость.Решение качественных задач повышенного уровня сложности.

Презентация содержит качественные задачи на углубление знаний учащихся 9 – 10 классов по теме:  Вес тела. Невесомость...

Рабочая программа элективного курса по химии "Решение качественных задач по органической химии" для учащихся 10 класса на 2012-2013 учебный год

Пояснительная записка.      Данная программа составлена на основе программы курса химии О. С. Габриеляна   для учащихся 10 классов (органическая химия) общеобр...

Урок решения качественных задач

Урок повторительно-обобщающий урок в 8-ом классе по теме "Тепловые явления" Цель урока 11. Повторить материал по теме тепловые явления, изучение которых предусмотрено программой.2. Научить  "виде...

8 класс. Решение качественных задач на объяснение поверхностных явлений жидкостей

Решение качественных задач на объяснение поверхностных явлений жидкостей в группах...

Рабочая программа элективного курса по физике 10 класс «Использование возможностей решения качественных задач по физике в социально-экономических расчётах».

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТАСодержание образования в школе меняется с учетом обновления социально-экономических потребностей и условий развития общества. Меняются идеалы, ценности, на которы...

Методика решения качественных задач на уроках физики

Алгоритм решения качественных задач на газовые законы. Решение графических задач на газовые законы рассмотрено в данной презентации достаточно подробно и пошагово, что даст возможность учащимся не зап...