Рабочая программа по физике для 7-9 классов
рабочая программа по физике (9 класс) по теме

Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, программы для общеобразовательных учреждений по физике 7 – 9 кл.  Авторы Е.М. Гутник, А.В. Перышкин (Москва: Дрофа - 2010) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon municipalnoe_obshcheobrazovatelnoe_uchrezhdeni1.doc132.5 КБ

Предварительный просмотр:

            Муниципальное общеобразовательное учреждение

                  средняя общеобразовательная школа №59

                                                                          УТВЕРЖДЕНА          

                                                                                    педагогическим советом

                                                                                    МОУ СОШ №59    

                                                                                    Протокол  от                                                                                  

                                                                                     «___»________20___г.  №

                                                                                    __________ М.Н.Карташова

Рабочая программа по физике

         основного общего образования

                    для  7  – 9 классов

                 Образовательная область

                        Естествознание

                                         Разработана учителем физики:

                                             Банщиковой М. Н.

                                                   

                           Узловая 2008 г.

                        Рабочая программа по физике

                          основного общего образования    

                 7 - 9 классы (70 часов, 2 часа в неделю )

                                    Пояснительная записка

                                        Статус документа

      Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, программы для общеобразовательных учреждений по физике 7 – 9 кл.  Авторы Е.М. Гутник, А.В. Перышкин (Москва: Дрофа - 2010)  

      Целью создания рабочей программы является несоответствие между авторской программой А. В. Перышкина, Е. М. Гутника и федеральным компонентом  Государственного образовательного стандарта основного общего образования.  

     Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта ; дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся; определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных работ, выполняемых учащимися. Часть лабораторных работ проводится в форме лабораторных опытов из-за отсутствия оборудования.

   

                                  Структура документа  

      Рабочая программа по физике включает три раздела: пояснительную записку, основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса, рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов, требования к уровню подготовки выпускников.

                   Общая характеристика учебного предмета

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки  в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач  формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей  и познавательных интересов школьников в процессе  изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

     Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

     Значение физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

     Курс физики в рабочей программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. В основной школе физика изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

     Данная рабочая программа увеличивает количество уроков по выполнению лабораторных работ.

      Цели изучения физики.

      Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  1. освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
  2. овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений и измерений с помощью таблиц, таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений  и процессов, принципов действия важнейших технических устройств для решения задач;
  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
  4. воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего использования развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
  5. применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности  своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

      Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

      Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:

     Познавательная деятельность:

  1. использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
  2. формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
  3. овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
  4. приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

     Информационно-коммуникативная деятельность:

  1. владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
  2. использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

     Рефлексивная деятельность:

  1. владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
  2. организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

      Результаты обучения.

      Обязательные результаты изучения курса «Физика» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностного ориентированного подходов; освоение учащимися  интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями , необходимыми в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

      Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися. Выпускники должны понимать смысл изучаемых физических понятий и законов.

      Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе и творческой: объяснять физические явления, представлять результаты измерений  с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости, решать задачи на применение изученных физических законов, приводить примеры практического использования полученных знаний, осуществлять самостоятельный поиск учебной информации.

      В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

     

                           Содержание программы  

                                           7 класс

                                (70 ч, 2 ч в неделю)

                                     Введение (4 ч)  

      Физика – наука о природе. Что изучает физика. Физические явления. Наблюдение и описание физических явлений. Физический эксперимент и физическая теория. Физические модели. Физические приборы. Физических величины и их измерение. Погрешности измерений.   Международная система единиц. Физические законы. Роль математики в развитии физики. Физика и техника. Физика и развитие представлений о материальном мире.

     Лабораторные работы:

Определение цены деления шкалы измерительного прибора.

Лабораторные опыты:

Измерение длины.

      Демонстрации:

     Примеры механических, тепловых, электрических, магнитных и     световых   явлений.

Физические приборы.

                           

              Первоначальные сведения о строении вещества (5 ч)

      Строение вещества. Молекулы. Диффузия. Тепловое движение молекул и атомов. Броуновское движение. Взаимодействие частиц вещества: притяжение и отталкивание молекул. Модели строения газов, жидкостей, твердых тел и объяснение их свойств на основе молекулярно-кинетических представлений. Тепловое движение.

Лабораторные работы:

 Измерение размеров малых тел

 Демонстрации:

Сжимаемость газов

Диффузия в газах и жидкостях

Модель хаотического движения молекул

Модель броуновского движения

Сохранение объема жидкости при изменении формы сосуда

Сцепление свинцовых цилиндров

Прилипание стеклянной пластинки к воде

                               Взаимодействие тел (21 ч)

      Механическое движение. Траектория. Точка. Путь. Прямолинейное равномерное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения.  Явление инерции. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела с помощью весов. Плотность вещества. Явление тяготения. Сила. Сила тяжести. Сила упругости - сила, возникающая при деформации. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой. Упругая деформация. Закон Гука. Динамометр. Графическое изображение силы. Сложение сил, действующих по одной прямой. Центр тяжести тела. Трение. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники

 Лабораторные работы:

Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости, расстояния и времени

Измерение массы тела на рычажных весах                                            Измерение объема жидкости и твердого тела

Измерение плотности твердого тела, жидкости

Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины, измерение  жесткости пружины, измерение сил динамометром.

Лабораторные опыты:

Измерение скорости равномерного движения

Исследование зависимости силы тяжести от массы тела

Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления

Определение центра тяжести плоской пластины

Сложение сил, направленных вдоль одной прямой

Сложение сил, направленных под углом

Контрольная работа №1 по теме «Механическое движение».

Контрольная работа №2 по теме «Плотность вещества».

Контрольная работа №3 по теме «Сила. Взаимодействие тел».

Демонстрации:

Равномерное прямолинейное движение.

Явление инерции.

Взаимодействие тел.

Зависимость силы упругости от деформации пружины.

Сложение сил.

Сила трения.

           Давление твердых тел, жидкостей и газов (23 ч)

      Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений. Закон Паскаля.

Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. Гидравлические машины: гидравлический пресс и  гидравлический тормоз. Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Изменение атмосферного давления с высотой. Манометры. Насосы. Архимедова сила. Закон Архимеда. Условия плавания тел. Водный транспорт. Воздухоплавание.

Лабораторные работы:

Измерение давления твердого тела на опору

Измерение атмосферного давления

Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело

Выяснение условий плавания тела в жидкости

 Кратковременная контрольная работа №4 по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов».

Контрольная работа №5 по теме «Закон Архимеда».

Демонстрации:

Зависимость давления твердого тела на опору от действующей силы и площади опоры

Обнаружение атмосферного давления

Измерение атмосферного давления барометром-анероидом

Закон Паскаля

Гидравлический пресс

Закон Архимеда

Сообщающиеся сосуды

Жидкостный манометр

                           Работа и мощность. Энергия (13 ч)

    Работа. Работа силы, действующей по направлению движения тела. Мощность. Простые механизмы. Условие равновесия рычага. Момент силы. Равновесие тел с закрепленной осью вращения. Условия равновесия тел. Виды равновесия.

        «Золотое правило»  механики. КПД механизма.

        Потенциальная энергия Взаимодействующих тел: поднятого тела, сжатой пружины. Кинетическая энергия движущегося тела. Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии. Энергия рек и ветра.

 Лабораторные работы:

Исследование условий равновесия рычага

Вычисление КПД при подъеме тела по наклонной плоскости

Лабораторные опыты:

Измерение кинетической энергии тела

Измерение изменения потенциальной энергии тела

Измерение мощности

Контрольная работа №6 по теме «Работа и мощность. Энергия».

Демонстрации:

Простые механизмы

                                         Повторение (4 ч)

                                         8 класс

                                (70 ч, 2 ч в неделю)

                        Тепловые явления (12 ч)

     Тепловое движение атомов и молекул. Тепловое равновесие. Термометр. Температура и ее измерение. Связь температуры тела со скоростью хаотического движения частиц. Внутренняя энергия. Два способа изменения внутренней энергии: работа и теплопередача. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция и излучение.

     Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества. Удельная теплота сгорания топлива. Закон сохранения энергии в  тепловых процессах. Необратимость процессов теплопередачи.

  Лабораторные работы:

  Исследование изменения со временем температуры остывающей воды. Из-мерение температуры.

 Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры

Измерение удельной теплоемкости твердого тела

Лабораторные опыты:

Исследование зависимости объема газа  от давления при постоянной температуре

Изучение явления теплообмена

Контрольная работа №1 по теме «Теплопередача и работа».

Демонстрации:

Принцип действия термометра

Изменение внутренней энергии тела при совершении работы и при теплопередаче

Теплопроводность различных материалов

Конвекция в жидкостях и газах

Теплопередача путем излучения

Сравнение удельных теплоемкостей различных веществ

Явление испарения

Кипение воды

Постоянство температуры кипения жидкости

Явление плавления и кристаллизации

Измерение влажности воздуха психрометром или гигрометром

Устройство четырехтактного двигателя внутреннего сгорания

Устройство паровой турбины

           Изменение агрегатных состояний вещества (11 ч)                                                                                       Плавление и кристаллизация тел. Температура плавления. Удельная теплота плавления.

     Испарение и конденсация. Относительная влажность воздуха и ее измерение. Насыщенный пар. Психрометр.

     Кипение. Температура кипения. Зависимость температуры  кипения от давления. Удельная теплота парообразования. Расчет количества теплоты при теплообмене.

     Объяснение изменений агрегатных состояний вещества на основе молекулярно-кинетических представлений.

     Преобразования энергии в тепловых машинах.  

     Принципы работы тепловых двигателей.  Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. Реактивный двигатель. КПД тепловых двигателей. Объяснение устройства и принципа действия холодильника. Экологические проблемы использования тепловых машин.

 Лабораторные работы:

Измерение влажности воздуха

Контрольная работа №2 по теме «Агрегатные состояния вещества».

Демонстрации

Явление испарения

Кипение воды

Постоянство температуры кипения жидкости

Явление плавления и кристаллизации

Измерение влажности воздуха психрометром или гигрометром

Устройство четырехтактного двигателя внутреннего сгорания

Устройство паровой турбины

                              Электрические явления  (27 ч)

     Электризация тел. Электрический заряд. Два вида электрических зарядов.  Взаимодействие зарядов. Закон сохранения электрического заряда.

Электрическое поле. Действие электрического поля на электрический заряд. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Конденсатор. Энергия электрического поля конденсатора.

     Дискретность электрического заряда. Электрон. Строение атомов.

     Постоянный электрический ток. Источники постоянного тока: гальванические элементы, аккумуляторы. Действия электрического тока: магнитное, тепловое, химическое. Электрическая цепь. Электрический ток в металлах. Сила тока. Амперметр.

      Электрическое напряжение. Вольтметр.

     Электрическое сопротивление.

     Закон Ома для участка электрической цепи.

     Удельное сопротивление. Реостаты.  Последовательное и параллельное  соединения проводников.

     Работа и мощность электрического тока. Количество теплоты, выделяемое проводником с током. Закон Джоуля -Ленца. Носители электрических зарядов в металлах,  полупроводниках, газах и растворах электролитов. Полупроводниковые приборы Счетчик электрической энергии. Лампа накаливания. Электронагревательные приборы. Расчет электроэнергии, потребляемой бытовыми приборами. Короткое замыкание. Плавкие предохранители. Полупроводниковые приборы.

 Лабораторные работы:

Сборка электрической цепи и измерение силы тока на ее различных участках

Измерение напряжения на различных участках электрической цепи

Регулирование силы тока реостатом

Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении. Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра.

Измерение работы и мощности электрического тока

Лабораторные опыты:

Наблюдение электрического взаимодействия тел

Изучение электрических свойств в жидкости

Изготовление гальванического элемента

Изучение зависимости  электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала. Удельное сопротивление.

Контрольная работа №3 по теме «Электрические явления».

Демонстрации

Электризация тел

Два рода электрических зарядов

Устройство и действие электроскопа

Проводники и изоляторы

Электризация через влияние

Перенос электрического заряда с одного тела на другое

Устройство конденсатора

Закон сохранения электрического заряда

Энергия заряженного конденсатора

Источники постоянного тока

Составление электрической цепи

Электрический ток в электролитах. Электролиз

Электрический ток в полупроводниках. Электрические свойства полупроводников

Измерение силы тока амперметром

Наблюдение постоянства силы тока на  различных участках неразветвленной электрической цепи

Измерение силы тока в разветвленной электрической цепи

Измерение напряжения вольтметром

Изучение зависимости электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала. Удельное сопротивление

Реостат и магазин сопротивлений

Измерение напряжений в последовательной электрической цепи

Зависимость силы тока от напряжения на участке электрической цепи

                           Электромагнитные явления (7 ч)

      Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока. Электромагнит. Постоянные магниты и их взаимодействие. Магнитное поле Земли. Действие магнитного поля на проводник с током. Сила Ампера. Электродвигатель. Электромагнитное реле.

Лабораторные работы:

Сборка электромагнита и испытание его действия

Изучение принципа действия электрического двигателя постоянного тока(на модели)

Лабораторные опыты:

Изучение взаимодействия постоянных магнитов

Исследование магнитного поля прямого проводника и катушки с током

Исследование явления намагничивания железа

Изучение принципа действия электромагнитного реле

Изучение действия магнитного поля на проводник с током

Демонстрации:

  Опыт Эрстеда

Магнитное поле тока

Действие магнитного поля на проводник с током

Устройство электродвигателя

                                Световые явления (9 ч)

     Источники света. Прямолинейное распространение света. Луч.

     Отражение  и преломление света. Закон отражения света. Плоское зеркало.

   Закон  преломления света.

     Линза. Формула тонкой линзы.

Фокусное расстояние линзы. Построение изображений, даваемых тонкой линзой. Оптическая сила линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы. Дисперсия света.

 Лабораторные опыты:

Изучение явления распространения света

Изучение свойств изображения в плоском зеркале

Исследование зависимости угла отражения  от угла падения света

Исследование зависимости угла преломления от угла падения света

Лабораторные работы:

Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Получение изображений с помощью собирающей линзы.

Контрольная работа №5  по теме «Световые явления».

Демонстрации

Источники света

Прямолинейное распространение света

Закон отражения света

Изображение в плоском зеркале

Преломление света

Ход лучей в собирающей линзе

Ход лучей в рассеивающей линзе

Получение изображений с помощью линз

Принцип действия проекционного аппарата и фотоаппарата

Модель глаза

Дисперсия белого света

Получение белого света при сложении разных цветов

                                            Повторение (4 ч)

                                           9 класс

                                (70 ч, 2 ч в неделю)

            Законы взаимодействия и движения тел (26 ч)

     Механическое движение. Материальная точка. Система отсчета.          Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения.

     Неравномерное движение. Прямолинейное равноускоренное движение: мгновенная скорость, ускорение, перемещение.

     Графики зависимости пути и скорости от времени при равномерном и равноускоренном движении.

     Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира.

     Инерциальная система отсчета. Взаимодействие тел. Первый, второй и третий законы Ньютона.

     Свободное падение. Невесомость. Закон всемирного тяготения. Равномерное движение по окружности. Искусственные спутники Земли. Период и частота обращения.

     Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

Лабораторные работы:

Исследование равноускоренного движения без начальной скорости и измерение ускорения прямолинейного равноускоренного движения

     Измерение ускорения  свободного падения

     Лабораторные опыты:

     Изучение зависимости пути от времени при равноускоренном движении

     Контрольная работа №1  по теме «Прямолинейное неравномерное движение».

     Контрольная работа №2  по теме «Законы Ньютона. Закон сохранения импульса».  

Демонстрации:

Равномерное прямолинейное движение

Относительность движения

Равноускоренное движение

Свободное падение тел в трубке Ньютона

Направление скорости  при равномерном движении по окружности

Второй закон Ньютона

Третий закон Ньютона

Невесомость

Закон сохранения импульса

Реактивное движение

                            Механические колебания и волны. Звук (10 ч)

     Механические колебания. Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. Амплитуда, период, частота колебаний. Период колебаний математического и пружинного маятника.

      Превращения энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс.

      Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны. Механические волны. Длина волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом. Звук. Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. Эхо. Звуковой резонанс.

Лабораторные работы:

Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити

Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины

Контрольная работа №3 по теме «Механические колебания и волны».

  Демонстрации:

Механические колебания

Механические волны

Звуковые колебания

Условия распространения звука 

                           

                                 Электромагнитное поле (17 ч)

     Магнитное поле. Однородное и неоднородное магнитное поле. Взаимодействие магнитов.

     Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика.

     Обнаружение действия магнитного поля на проводник с током. Правило левой руки.

     Действие магнитного поля на электрические заряды. Взаимодействие проводников с током. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции.

    Переменный ток. Электрогенератор. Преобразования энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние.

     Электромагнитное поле. Связь электрического и магнитного полей. Электромагнитные волны и их свойства. Скорость распространения электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.

Электромагнитные колебания. Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения.

Свет – электромагнитная волна . Преломление света. Показатель преломления света. Дисперсия света. Линейчатые спектры. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.

Лабораторные работы:

Изучение явления электромагнитной индукции

Наблюдение  линейчатого спектра излучения

Лабораторные опыты:

Изучение принципа действия трансформатора

Наблюдение явления дисперсии света

Контрольная работа №4 по теме «Электромагнитные явления».

Демонстрации:

Электромагнитная индукция

Правило Ленца

Самоиндукция

Получение переменного тока при вращении витка в магнитном поле

Устройство генератора постоянного тока

Устройство генератора переменного тока

Устройство трансформатора

Передача электрической энергии

Электромагнитные колебания

Свойства электромагнитных волн

Принцип действия микрофона и громкоговорителя

Принципы радиосвязи

                          Строение атома и атомного ядра  (11 ч)

     Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета-, гамма-излучения.

     Опыты Резерфорда. Планетарная  модель атома.

     Радиоактивные превращения атомных ядер.  Состав атомного ядра. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях.

    Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике.

     Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел.

     Ядерные силы. Деление и синтез ядер урана. Цепная реакция.

     Энергия связи атомных ядер. Ядерные реакции. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций. Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы.

     Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звезд.

Лабораторные работы:

 Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков

Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям

Измерение естественного радиационного фона дозиметром  

  Контрольная работа №5 по теме «Строение атома и атомного ядра».

Демонстрации:

Модель опыта Резерфорда

Наблюдение треков частиц в камере Вильсона

Устройство счетчика ионизирующих частиц

                                            Повторение (6 ч)

     ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

   ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО

                              ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФИЗИКЕ

      В результате изучения физики ученик должен

      знать/понимать:

  1. смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество,

взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное                    

ядро, ионизирующие излучения;

  1. смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса,

плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического

тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;

  1. смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона,

закон всемирного тяготения, закон сохранения импульса и механической энергии, сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля-Ленца,

прямолинейного распространения света, отражения света;

     уметь:

  1. описывать и объяснять физические явления: равномерное прямоли-

нейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, механические колебания и волны, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление и дисперсию света;

  1. использовать физические приборы и измерительные инструменты

для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;

  1. представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков

и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза от массы груза и от жесткости пружины, температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;

  1. выражать результаты измерений и расчетов в единицах

Международной  системы;

  1. приводить примеры практического использования физических

знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых

явлениях;

  1. решать задачи на применение изученных физических законов;
  2. осуществлять самостоятельный поиск информации естественно-

научного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков);

     использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  1. для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных

средств, электробытовых приборов, электронной техники;

  1. контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники

и газовых приборов в квартире;

  1. рационального применения простых механизмов;
  2. оценки безопасности радиационного фона.

 

 

                                            УМК

Перышкин А. В. Физика 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. – 3-е издание – М., «Дрофа», 2009

Сборник задач по физике. 7-9 кл. / Составитель: В. И. Лукашик, М., «Просвещение», 2008.

О. И. Громцева

Самостоятельные и контрольные работы по физике 7 кл. М., «Экзамен», 2010 г.

Сборник задач по физике. 7-9 кл. Сост. А. В. Перышкин, Н. В. Филонович. – М., «Экзамен», 2004.

Перышкин А. В. Физика 8 класс: Учебник для общеобразова- тельных учреждений. – 3-е издание – М., «Дрофа», 2009.

Сборник задач по физике. 7-9 кл. / Составитель: В. И. Лукашик, М., «Просвещение», 2008.

О. И. Громцева

Самостоятельные и контрольные работы по физике 8 кл. М., «Экзамен»,

2010 г.

Сборник задач по физике. 7-9 кл. Сост. А. В. Перышкин, Н. В. Филонович. – М., «Экзамен», 2004.

Перышкин А. В. , Е.М. Гутник  Физика 9 класс: Учебник для общеобразова- тельных учреждений. – 3-е издание – М., «Дрофа», 2009.

Сборник задач по физике. 7-9 кл. / Составитель: В. И. Лукашик, М., «Просвещение», 2008.

О. И. Громцева

Самостоятельные и контрольные работы по физике 9 кл. М., «Экзамен»,

2010 г.

Сборник задач по физике. 7-9 кл. Сост. А. В. Перышкин, Н. В. Филонович. – М., «Экзамен», 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по физике 7, 8, 9 классы (Пёрышкин, Гутник, 68 ч)

Учебных недель - 34Количество часов в неделю - 2...

Рабочая программа по физике для 7-9 классов.

Рабочая программа по физике для 7-9 классов на 2011-2012 учебный год...

Рабочая программа по физике для 7-9 класс

Планирование по физике кучебнику А.В.Перышкин...

Рабочая программа курса "Физика. Химия." 5-6 класс

Программа рассчитана на раннее изучение физики и химии.  При составлении программы раннего пропедевтического изучения физики и химии использовалась программа «Физика. Хим...

Рабочая программа по физике для 7-9 класса

Рабочая программа по физике для 7-9 класса содержит пояснительную записку и развернутое календарно-тематическое планирование для работы по учебникам С.В.Громова, Н.А.Родиной .(Базовый уровень)...

Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...

Рабочая программа по физике для 7-9 классов по программе Перышкина (2020-2021 уч.г)

Рабочая  программа  по  физике  для  7-9  классов  по  программе Перышкина (2020-2021 уч.г)  содержит  КТП  для  7-9  классов....