Рабочая программа по физике 9 класс
рабочая программа по физике (9 класс) по теме

Для реализации рабочей  программы используется учебник А.В.   Перышкин    «Физика. 9 класс», «Дрофа», 2010

Программа составлена на 68 часов  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochie_programmy_fizika_9_kl.doc757 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Вязовская средняя общеобразовательная школа»

«Согласовано»

на заседании методического совета    

Протокол  №___  от  

 «__ » ___________2011г.

«Согласовано»

Заместитель директора  

школы по УВР ______________Пащенко Г .В.

 «___» __________  2011г

«Утверждаю»

Директор   МОУ

  «Вязовская СОШ»

_____________Таранова В.А.

Приказ №_____от

 «___» __________2011г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Кальной Елены Викторовны

по учебному курсу «Физика»

9 класс

Базовый уровень  

2011-2012 учебный  год

Пояснительная записка

Рабочая программа по физике составлена на основе :

  1. федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике;
  2.  примерной программы основного общего образования  по физике;
  3. авторской программы  Гутник Е.М., Перышкина А.В. «Физика 9 класс»            
  4. инструктивно-методического письма «О преподавании предмета «Физика» в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2011-2012 учебном году»

 

Для реализации рабочей  программы используется учебник А.В.   Перышкин    «Физика. 9 класс», «Дрофа», 2010

Программа составлена на 68 часов (2 часа в неделю), предусматривает проведение  6 лабораторных работ и

5 контрольных работ.

Формы организации учебного процесса:

  1. индивидуальные,
  2. групповые,
  3. индивидуально-групповые,
  4. фронтальные.

Формы контроля:

  1. самостоятельная работа,
  2. контрольная работа,
  3. зачёты.

Основные цели  изучения курса физики в 9  классе:  

  1. освоение знаний  о механических и электромагнитных  явлениях, электромагнитных волнах; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
  2. овладение умениями  проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
  4. воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
  5. применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности  своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

 

Изменения, внесенные в рабочую  программу:

 из  резервного времени использовано 3 часа на отработку практических умений по применению знаний теории,  для обобщающих уроков. Например на изучение  раздела «Законы взаимодействия и движения тел» из резервного времени был выделен 1 дополнительный час, «Механические колебания и волны» 1час, «Строение атома и атомного ядра» 1 час. Внесение данных изменений позволит более качественно осуществить подготовку учащихся по данным разделам.

 

Соответствие программ

№ п/п

Критерии

Значение критерия

по программе Е. М. Гутник, А.В. Перышкина

Значение критерия по рабочей программе

1

Количество разделов

4

4

2

Объём часов на прохождение всех тем

70

68

3

Объём часов на прохождение каждого раздела:

1.Законы взаимодействия и движения тел

2.Механические колебания и волны

3.Электромагнитное поле

4. Строение атома и атомного ядра

5.Резервное время(повторение)

26

10

17

11

6

27

11

17

12

1

4

Количество контрольных работ

5

5

5

Количество практических, лабораторных, творческих работ

6

6


              

Тематическое и поурочное планирование изучения физики

9 класс (2 ч в неделю, всего за год 68 ч)

 

Тип урока        1  – урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности,

                           2 – урок закрепления знаний и способов деятельности,

                           3 – урок комплексного применения знаний и способов деятельности,

                           4 – урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности,

                           5 – урок проверки, оценки и коррекции знаний и способов деятельности,  

Урок

Тема

Цель урока

Оборудование

Тип урока

Подготовка к ГИА

Домашнее задание

Дата проведен

по плану

Дата проведен

фактич.

Тема 1.  Законы взаимодействия

    и движения тел. (27 ч)            

1/1

Материальная точка. Система отсчета.

Познакомить учащихся с основной задачей механики и понятиями: материальная точка, система отсчета, траектория, путь.

Таблица 5.

1

1.1.1

§1.Упр. 1(2,4)

2/2

Перемещение.

Познакомить учащихся с физической величиной – перемещением, научить понимать отличие перемещения от пути и обращаться с векторами.

1

§2. Упр.2(1, 2)

3/3

Определение координаты движущегося тела.

Показать связь проекции перемещения тела с координатами тела.

1

1.1.2

§3. Упр.3(1)

4/4

Перемещение при прямолинейном равномерном движении.

Научить учащихся составлять и читать графики зависимости проекции перемещения тела от времени для равномерного прямолинейного движения.

1

1.1.5

§4. Упр.4

5/5

Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение.

Познакомить учащихся с характерными особенностями прямолинейного равноускоренного движения. Дать понятие об ускорении как основной физической величине, характеризующей неравномерное движение

Штатив, желоб, шарик, цилиндр..

Проверочная работа , ,

1

1.1.6

§5. Упр.5(2, 3)

6/6

Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости.

Научить учащихся составлять, читать  и строить график зависимости проекции скорости  тела от времени, для равноускоренного прямолинейного движения.

1

1.1.3

§6. Упр.6(4, 5)

7/7

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении.

Познакомить с графическим способом вычисления проекции перемещения, сделать вывод основных формул для нахождения проекции перемещения.

1

1.1.6

§7. Упр.7(1, 2)

8/8

Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости.

Познакомить с закономерностями прямолинейного равноускоренного движения без начальной скорости.

2

1.1.6

§8. Упр.8(1).  Лабораторная работа №1

9/9

Лабораторная работа №1 «Исследование, равноускоренного движения без начальной скорости»

Научить на опыте вычислению ускорения и скорости при ударе тела, движущегося без начальной скорости.

Штатив, желоб, шарик, цилиндр, секундомер, линейка.

2

§8. Упр.8(2)

10/10

Решение задач,

Научить решению задач на определение ускорения, мгновенной скорости и перемещения при равноускоренном движении.

2

Р. №2, 3,11, 17. 63

11/11

Контрольная работа №1 по теме: «Кинематика».

Контроль и оценивание знаний, умений и навыков учащихся по изученной теме..

5

§9. Повторить изученные формулы

12/12

Относительность движения.

Показать относительность перемещения и других характеристик движения, познакомить с геоцентрической и гелиоцентрической системами.

Таблица 6.

1

1.1.2

Упр.9(1,3,4,5*)

13/13

Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона.

Раскрыть содержание 1 закона Ньютона. Ввести понятие инерциальной системы отсчета.

Тело, 2 тележки(одна с пружиной), лист бумаги.

1

1.2.1

§10. Упр.10 Р.118

14/14

Второй закон Ньютона.

Повторить понятие силы, как причины изменения скорости тела. Раскрыть содержание 2-го закона Ньютона,

Пружина, грузы по 100 г., штатив, динамометр.

1

1.2.7

§11. Упр.11(2,4)

15/15

Третий закон Ньютона.

Раскрыть содержание 3-го закона Ньютона. Углубить знания о взаимодействии тел.

Два демонстрационных динамометра на штативах, нить.

1

§12. Упр.12(2,3)

16/16

Свободное падение тел.

Познакомить со свободным падением тел, как частным случаем равноускоренного движения. Показать независимость ускорения свободного падения от массы, формы и размеров тела.

Трубка Ньютона, тела разной массы.

1

1.2.8

§13. Упр.13(1.3)

17/17

Движение тела, брошенного вертикально вверх.

Научить решать задачи на этот вид движения.

1

§14. Упр.14 . Лабораторная работа №2

18/18

Лабораторная работа №2 «Измерение ускорения свободного падения»

Научить на опыте вычислению ускорения свободного падения.

Падающий цилиндр с вибратором, источник питания, провода, вазелин, тампон.

2

Р. 202,214

19/19

Закон всемирного тяготения. Сила тяжести. Вес тела.

Познакомить с законом всемирного тяготения, формулой для расчета силы тяготения и условиями применимости этого закона.

Таблица

1

1.2.9

§15. Упр.15(3.4)

20/20

Ускорение свободного падения на других небесных телах.

Научить вычислять ускорение свободного падения для любого тела тяготения, обратить внимание на его зависимость от широты места и высоты над Землей.

1

1.1.7

§16. Упр.16(2)

21/21

Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью.

Знакомство с криволинейным движением. Для движения тела по окружности с постоянной по модулю скоростью показать направление вектора скорости и центростремительного ускорения, научить его вычислять.

Конический маятник.

1

1.1.8

§18. Упр.17(1,2) §19 Упр.18(1)

22/22

Решение задач (на движение по окружности).

Научить решать опорные задачи на движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью.

2

Упр.18(4,5)

23/23

Искусственные спутники Земли.

Познакомить с условиями, при которых тело может стать искусственным спутником и формулой расчета первой космической скорости.

Таблица.

1

1.2.9

§20. Упр.19(1)

24/24

Импульс тела. Закон сохранения импульса .

Познакомить учащихся с понятиями импульс тела и импульс силы. Дать представление о сущности

закона сохранения импульса

Воздушный шарик, нить. Сегнерово колесо.

1

1.4.1-1.4.3

§21,22. Упр.20(2), 21(2)

25/25

Реактивное движение. Ракеты.

Ознакомить учащихся с практическим использованием закона сохранения импульса и сутью реактивного движения. Рассказать о достижениях отечественной космонавтики. Научить учащихся применять свои знания при решении конкретных задач

Воздушный шарик, нить. Сегнерово колесо.

1

§23. Упр.22(1)

26/26

Решение задач

. Научить учащихся применять свои знания при решении простейших задач на закон сохранения импульса.

2

Повт. §10 -23. Задачи по тетради.

27/27

Контрольная работа №2 по теме « Законы Ньютона. Закон сохранения импульса».

Контроль и оценивание знаний, умений и навыков учащихся по изученной теме..

5

Повторить изученные формулы.

Тема 2. Механические колебания и волны. Звук. (11 ч)

28/1

Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник.

Научить отличать колебательное движение от других видов движения, познакомить с динамикой этого движения и понятием «маятник».

Штатив, пружина, грузы массой 100 г, тело на нити.

1

1.5.1-1.5.5

§24,25

29/2

Величины, характеризующие колебательное движение.

Дать определения физических величин, характеризующих колебательное движение, научить ими пользоваться, показать зависимость периода и частоты колебаний нитяного маятника от длины нити, , познакомить с графиком незатухающих колебаний

Штатив, пружина, грузы массой 100 г, тело на нити, секундомер.

1

1.5.2-1.5.4

§2б. Упр.24(3,5) .  Лабораторная работа №3

30/3

Лабораторная работа №3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний математического маятника от его длины».

На опыте проверить зависимость периода и частоты колебаний нитяного маятника от длины нити.

Штатив, тело, нить, линейка, секундомер.

2

§2б. Упр.24(6) §27-по желанию

31/4

Превращения энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания.

Рассмотреть колебательное движение с точки зрения превращения энергии, познакомить с графиком затухающих колебаний

Штатив, пружина, грузы массой 100 г, тело на нити.

1

§28, 29. Упр.25(1) §30- по желанию

32/5

Распространение колебаний в среде. Волны. Продольные и поперечные волны.

Познакомить с механизмом распространения упругих волн, видами этих волн и условиями существования в среде.

Прибор для демонстрации продольных и поперечных волн. Прибор для демонстрации видов деформации.

1

§31,32

33/6

Длина волны. Скорость распространения волны.

Познакомить с характеристиками волны и формулами для их вычисления.

1

1.5.8

§ЗЗ. Упр.28(1-3)

34/7

Источники звука. Звуковые колебания. Решение задач.

Дать понятие источника звука и звуковых колебаний, научить решать простейшие задачи на применение характеристик волны.

Камертон, металлическая линейка, тело на нити.

2

1.5.9

§34.Р.410,439

35/8

Высота и тембр звука. Громкость звука.

Познакомить с характеристиками звуковой волны, показать зависимость громкости звука от амплитуды колебаний, а высоты звука – от частоты.

Камертон на подставке с зажимом.

1

1.5.9.

§35, 36. Упр.30

36/9

Распространение звука. Звуковые волны. Скорость звука.

Показать, что наличие среды – необходимое условие распространения звуковых волн, объяснить зависимость скорости волны от вида среды.

1

1.5.9

§37, 38. Упр.31(1, 2), 32(1. 5)

37/10

Отражение звука. Эхо. Решение задач.

Дать понятие «эхо», как следствие отражения звуковой волны от преграды, научить решать задачи

1

§39. Повторить материал темы по тетради §24-39.

38/11

Контрольная работа №3 по теме « Механические колебания и волны. Звук»

Контроль и оценивание знаний, умений и навыков учащихся по изученной теме..

5

Повторить формулы 9 класса.

Тема 3. Электромагнитное поле.  (12 ч)

39/1

Магнитное поле и его графическое изображение. Неоднородное и однородное магнитное поле.

Научить учащихся понимать, что такое магнитное поле и его свойства. Вспомнить , какое направление принимается за направление магнитного поля и гипотезу Ампера. Познакомить с графическим изображением однородного и неоднородного магнитного поля с помощью магнитных линий.

Магнитная стрелка, проволочный виток, источник питания, ключ, постоянный магнит, картон, металлические опилки. Таблица 18.

1

3.3.2

§43.44. Упр.33(2) 34(2)

стр. 243 упр15

40/2

Направление тока и направление линии его магнитного поля.

. Научить находить направление магнитного поля с помощью правила буравчика и правой руки.

Магнитная стрелка, проволочный виток, источник питания, ключ, постоянный магнит. Таблица 18.

1

3.3.2

§45. Упр.35(1, 4, 5, 6)

стр. 243 упр16

41/3

Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки.

Закрепить правило буравчика и правой руки, научить вычислять и находить направление силы Ампера и силы Лоренца по правилу левой руки.

Гвоздь, дуговой магнит, источник питания, ключ, провода, штатив. Осциллограф, Полосовой магнит. Таблица 18.

1

3.3.4

§46. Упр.36(5)

Р. 829 б), г), е), ж).

42/4

Индукция магнитного поля.

Дать понятие вектора магнитной индукции магнитного поля и единиц ее измерения.

Магнитная стрелка, магнит.

1

3.4.3

§47. Р. 831, упр37(1, 2)

43/5

Магнитный поток.

Дать понятие магнитного потока, детально разобрать от чего зависит его величина.

Рамка на подставке, 4 полосовых магнита, 2 штатива.

1

3.4.2

§48, упр36

44/6

Явление электромагнитной индукции.

Познакомить учащихся с историей открытия явления электромагнитной индукции и сутью этого явления. Выяснить условие возникновения индукционного тока

Гальванометр, катушка на 1200 витков, полосовой магнит, генератор.

1

3.4.1

§49. Упр.39(1,2).  Лабораторная работа №4

45/7

Лабораторная работа №4 «Изучение явления электромагнитной индукции».

На опыте изучить условия возникновения индукционного тока и выяснить от чего зависит его величина.

Катушка-моток, миллиамперметр, дугообразный магнит, источник питания, катушка с сердечником из набора, реостат, ключ, провода, модель генератора.

2

§49. Р.902 .

46/8

Получение переменного электрического тока.

Дать понятие переменного тока и способом его получения. Рассмотреть устройство индукционного генератора. Научить пользоваться графиком переменного тока.

Генератор, лампочка, провода.

1

§50. Упр.40(1,2)

47/9

Электромагнитное поле.

Показать неразрывную связь между вихревыми электрическим и магнитным полями. Установить, что является источником этого поля, объяснить отличие между вихревым электрическим и электростатическим полями.

1

§51. Р. 981,982

48/10

Электромагнитные волны.

Дать представление электромагнитной волны, указать на скорость распространения волны в вакууме, познакомить со шкалой электромагнитных волн.

Шкала электромагнитных волн.

1

§52. Упр.42(4,5)

49/11

Электромагнитная природа света. Подготовка к контрольной работе.

Дать понимание того, что свет – частный случай электромагнитных волн. Закрепить навыки решения опорных задач.

Шкала электромагнитных волн.

2

Повторить гл. 3.

50/12

Контрольная работа №4  по теме «Электромагнитное поле».

Контроль и оценивание знаний, умений и навыков учащихся по изученной теме..

5

Тема 4. Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер.  (15 ч)

51/1

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов.

Познакомить с историей открытия радиоактивности, видами радиоактивных излучений и их свойствами.

Шкала электромагнитных волн.

1

5.2.1

§55, стр245 №28

52/2

Модели атомов. Опыт Резерфорда.

Знакомство с моделью атома Томсона, с опытами Резерфорда и полученными выводами.

1

5.2.1

§56, стр243 №15, 16

53/3

Радиоактивные превращения атомных ядер.

Научить понимать, что собой представляет радиоактивность, дать понятие массового и зарядового числа и их смысла.

1

5.3.1

§57. Упр.43(1-3)

54/4

Экспериментальные методы исследования частиц.

Научить понимать устройство и принцип действия счетчика Гейгера и камеры Вильсона, способных регистрировать частицы.

1

5.1.8

§58. Р.1163

55/5

Открытие протона. Открытие нейтрона.

Познакомить с историей открытия протона и нейтрона, их обозначением. Научить определять неизвестный продукт ядерной реакции с помощью законов сохранения массового и зарядового числа.

1

5.3.3

§59,60. Р.1178

56/6

Состав атомного ядра. Массовое число. Зарядовое число. Ядерные силы.

Познакомить с составом атомного ядра, раскрыть физический смысл массового и зарядового числа, познакомить с особенностями ядерных сил. Научить определять нуклонный состав ядра неизвестный продукт ядерной реакции с помощью законов сохранения массового и зарядового числа.

Таблица Менделеева.

1

5.3.3

§61,64. Упр.45

57/7

Энергия связи. Дефект масс.

Дать понятие энергии связи ядра и дефекта масс, научить вычислять энергию связи ядра и выяснять, поглощается или выделяется энергия в ядерной реакции, в каком количестве.

1

5.3.4

§65. Р.1177

58/8

Деление ядер урана. Цепная реакция.

Познакомить с делением ядра урана нейтронами и на этой основе дать понятие цепной ядерной реакции, ее свойствами и условием протекания. Дать понятие критической массы.

Таблица.

1

5.3.4-5.3.5

§66,67. Повт. §58.

59/9

Л.р. №5  Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков.

Научить получать информацию о частице с помощью фотографии

Фотографии треков частиц.

2

Повт. §58.

60/10

Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии ядер в электрическую энергию.

Познакомить с устройством и работой ядерного реактора

1

§68, §58 -повторить

Лабораторная работа №6

61/11

.Лабораторная работа №(6) «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям».

Научить получать информацию о частице с помощью фотографии.

Фотографии треков частиц.

2

§69 самостоятельно

Повт. §58.

62/12

Атомная энергетика.

Познакомить с преимуществами и недостатками атомных электростанций по сравнению с тепловыми и проблемами, связанными с использованием АЭС.

1

§68, 69

63/13

Биологическое действие радиации

Дать понятие поглощенной дозы излучения, познакомить с биологическим действием различных излучений и способами защиты от радиации.

1

§70, §71 -ознакомительно

64/14

Термоядерная реакция.

Дать понятие термоядерной реакции, познакомить с условиями ее протекания и перспективах ее использования.

1

5.3.5

§72

65/15

Обобщение материала темы. Подготовка к к. р.

Организовать повторение материала темы, подготовить учащихся к контрольной работе.

4

Повторить материал гл. 4 по тетради.

66/1

Контрольная работа №5 по теме «Строение атома и атомного ядра

Контроль и оценивание знаний, умений и навыков учащихся по изученной теме..

5

Повторить §1 -9

67/2

Повторение

Повторение темы «Кинематика».

3

Повторить §10 -20

68/3

Повторение

Повторение темы «Динамика».

3

Повторить §21 -23

 

Содержание изучаемого курса.

  1. Законы взаимодействия и движения тел (27ч.)

Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Определение координаты движущегося тела. Перемещение при прямолинейном равномерном движении. Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение. Скорость прямолинейного движения. График скорости.

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении. Перемещение тела без начальной скорости. Относительность движения.

Инерциальные системы отсчета. I закон Ньютона. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Свободное падение тел.Движение тела, брошенного вертикально вверх. Закон всемирного тяготения. Ускорение свободного падения. Движение тела по окружности. Искусственные спутники Земли. Импульс тела. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Ракеты.

  1. Механические колебания и волны (11ч.)

Колебательное движение. Колебание груза на пружине. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник. Характеристики колебательных движений. Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Распространение колебаний в упругих средах. Волны. Продольные и поперечные волны. Длина волны. Скорость распространения волны.

Звук. .Характеристики звука. Звуковые волны. Скорость звука. Отражение звука. Эхо.

  1. Электромагнитное поле (17ч.)

Однородное и неоднородное магнитное поле  его графическое изображение. Направление тока и линий его магнитного поля. Правило левой руки. Правило буравчика. Обнаружение магнитного поля. Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция.  Магнитный поток. Явление электромагнитной индукции. Переменный ток. Получение переменного  электрического тока. Электромагнитное поле.

Электромагнитные волны. Электромагнитная природа света. Скорость распространения электромагнитных волн. Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения

4. Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер (12ч.)

Радиоактивность. Альфа-, бета- и гамма – излучения. Модели атомов. Опыт Резерфорда. Ядерная модель атома. Радиоактивные превращения ядер.  Сохранение зарядового и массового чичел при ядерных реакциях. Экспериментальные методы исследования частиц.

Открытие протона,нейтрона. Протонно- нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. Состав атомного ядра. Ядерные силы. Энергия связи ядра. Дефект масс. Деление ядер урана. Цепные реакции. Ядерный реактор.

Атомная энергетика. Биологическое действие радиации. Термоядерная реакция.

5. Повторение (1ч)

Формы и средства контроля

№№ н/п

Наименование разделов

Всего часов

Из них

Лабораторные работы

Контрольные уроки

1

Законы взаимодействия и движения тел

27

3

1

1.Л.р №1 «Исследование, равноускоренного движения без начальной скорости»

2.Л.р. №2 «Измерение ускорения свободного падения»

1.К.р. №1 по теме: «Кинематика».

2.К.р. №2 по теме « Законы Ньютона. Закон сохранения импульса».

2

Механические колебания и волны

11

2

1

3.Л.р. №3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний математического маятника от его длины».

индукции».

3.К.р. №3 по теме « Механические колебания и волны. Звук»

3

Электромагнитное поле

17

1

1

4.Л.р. №4  «Изучение явления электромагнитной

4.К.р. №4 по теме «Электромагнитное поле».

4

Строение атома и атомного ядра

12

2

1

5.Л.р. №5  Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков.

6.Л.р. № 6 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям».

5.К.р. №5 по теме «Строение атома и атомного ядра»

5

Резервное время(повторение)

1

Итого

68

                                    6

                                      5

Перечень учебно-методических средств

1. Основная литература

ПРОГРАММА

Автор

Название

Издательство

Год

Е. М. Гутник,

А.В. Перышкин

Физика 7-9 классы

   Дрофа

   2009

УЧЕБНИКИ

Автор

Название

Издательство

Год

А.В. Перышкин

Физика 9 класс

          Просвещение

       2010

2. Дополнительная литература

В. И. Лукашик «Сборник задач по физике»,   Просвещение,1997 г

Л. А. Кирик «Физика 8 класс. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы», Гимназия, 2005 г

В. А. Орлов «Тематические тесты по физике 7-8 класс,  «Вербум - М», 2000 г.

Л. А. Орлова «Нетрадиционные уроки, внеурочные мероприятия 7-11 классы», ВАКО, 2006 г.

А. Е. Марон, Е. А. Марон  «Физика. Дидактические материалы. 10 класс», Дрофа, 2006 г.

А. В. Усова «Методика преподавания физики в 7-8 классах», Просвещение, 1990 г

Е. М. Гутник, Е, В. Рыбакова «Физика. Тематическое и поурочное  планирование к учебнику А. В. Перышкина «Физика. 8 класс»»,  Дрофа, 2002 г

Л.С.Хижнякова и др. «Планирование учебного процесса по физике в средней школе»,  Просвещение, 1982 г

И.Ф.Тимохов «Зачетные уроки по физике»,  Просвещение, 1979 г

Л.И.Резникова «Преподование физики и астрономии в средней школе по новым программам»,   Просвещение, 1970г

Н.И.Петрушенко «Сборник диктантов по физике»,  Народная асвета, 1982 г

А.А.Ченцов «Вечера занимательной физики», Белгород 1996 г

А.А.Покровский «Демонстрационный эксперимент по физике в средней школе», часть 1, Просвещение, 1978г

А.А.Покровский «Демонстрационный эксперимент по физике в средней школе», часть 2, Просвещение, 1979г

В. Ф. Шилов «Техника безопасности в кабинете физики»,   Просвещение, 1979г

А. Г. Восканян и др. «Кабинет физики средней школы»,   Просвещение,1982 г

С. А. Хорошавин «Физический эксперимент в средней школе», Просвещение, 1988 г.

3. Оборудование и приборы

Класс

Темы лабораторных работ

Необходимый минимум

(в расчете 1 комплект на 2 чел.)

9 класс

Исследование равноускоренного движения.

.

· Желоб лабораторный -1

· Шарик диаметром 1-2 см -1

· Цилиндр металлический -1

· Метроном (1 на весь класс)

· Лента измерительная -1

Измерение ускорения свободного падения.

· Прибор для изучения движения тел -1

· Полоски миллиметровой и

копировальной бумаги – 1

· Штатив с муфтой и лапкой –1

Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины.

· Штатив с муфтой и лапкой -1

· Шарик  с прикрепленной  нитью - 1

· Метроном (один на весь класс) -1

Изучение явления электромагнитной индукции.

· Миллиамперметр -1

· Катушка-моток -1

· Магнит дугообразный -1

· Источник питания (4,5 В) -1

· Катушка с железным сердечником -1

· Реостат -1

· Ключ -1

· Соединительные провода -1

· Модель генератора электрического

· тока (1 на весь класс) -1

Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков.

· Фотография треков заряженных частиц – 1

Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.

· Фотографии треков заряженных частиц –1

Мультимедийные  пособия

Название

Издательство

Год

Ученический эксперимент по физике «Оптика»

ФГУП «Центр МНТП»

2003

Ученический эксперимент по физике «Молекулярная физика и термодинамика»

ФГУП «Центр МНТП»

2003

Ученический эксперимент по физике «Электродинамика»

ФГУП «Центр МНТП»

2003

Ученический эксперимент по физике «Механика»

ФГУП «Центр МНТП»

2003

Ученический эксперимент по физике «Квантовые явления»

ФГУП «Центр МНТП»

2003

Физика 7 -11

Дрофа, Формоза

2004

Физика 7 -11

ГУРЦ ЭМТО

2003

Живая физика

Формоза

2001

Открытая физика

ООО «Физикон»

2003

Физика 7 -11

ООО «Физикон»

2010

Приложение

Контрольная работа  №1

 по теме: «Кинематика».

1 вариант

1. Каково ускорение автомобиля, движущегося со скоростью 72 км/ч, если через 20 с он остановится?

2. Какую скорость приобретает троллейбус за 10 с, если он трогается с места с ускорением 1,2 м/с2 ?

3.Поезд движется по закруглению радиусом 500 м со скоростью 36 км/ч. Чему равно его центростремительное ускорение?

4.Рассчитайте длину взлетной полосы, если скорость самолета при взлете равна 300 км/ч, а время разгона равно 40 с.

5. Лыжник начинает спускаться с горы и за 20 с проходит путь 50 м.  Определите ускорение лыжника и его  скорость в конце спуска.

6.Автобус проехал 5 км пути со скоростью 8 м/с, а 13,75 км пути — со скоростью 10 м/с. Найдите среднюю скорость автобуса на всем пути.

7.Шарик, скатываясь с наклонного желоба из состояния покоя, за первую секунду прошел путь 15 см. Какой путь он пройдет за время, равное 2 с?

8. Лифт в течение первых 3 с поднимается равноускоренно и достигает скорости 3 м/с. Затем он продолжает равномерный подъем в течение 6 с.                Последние 3 с он движется замедленно с тем же ускорением, с которым поднимался вначале. Определите высоту подъема лифта.

2 ВАРИАНТ

1. За какое время ракета приобретает первую космическую скорость 7,9 км/с, если она движется с   ускорением 50 м/с2?

2. Определите, какую скорость развивает велосипедист за время, равное 20 с, двигаясь из состояния покоя с ускорением 0,2 м/с2.

3.Автомобиль движется со скоростью 54 км/ч по выпуклому мосту с радиусом кривизны 30 м. Чему равно его центростремительное ускорение?

4.При аварийном торможении автомобиль остановился через 2 с. Найдите тормозной путь автомобиля, если он начал торможение при скорости 36 км/ч.

5.Поезд, идущий со скоростью 36 км/ч, проходит до остановки путь, равный  100 м. Через сколько времени     поезд остановится? С каким ускорением он при этом двигался?

6.Из одного города в другой мотоциклист двигался со скоростью 60 км/ч, а обратно — со скоростью 10 м/с. Определите среднюю скорость мотоциклиста за все время движения, если расстояние между городами равно 30 км.

7.Какую скорость приобретает автомобиль за 10 с, если, двигаясь из состояния покоя, за первые 5 с он проходит путь 25 м?  

8. Тело движется равномерно со скоростью 3 м/с в течение 20 с, затем в течение 15 с движется с ускорением 2 м/с2 и останавливается. Какой путь оно пройдет за все время движения?

Приложение

Контрольная работа  №2

 по теме « Законы Ньютона. Закон сохранения импульса».

1 вариант

1. Два шара с массами 0,5кг и 0,2 кг. Движутся по гладкой горизонтальной поверхности навстречу друг другу со скоростями 1м/с и 4 м/с. Найдите их скорость после центрального абсолютно неупругого удара.

2. Тело движется под действием постоянной силы . Прошло в первую секунгду движения 0,8 м. Чему равна эта сила , если масса тела 0,45 кг.

3.Оценить порядок значения силы взаимного тяготения двух кораблей, удалённых друг от друга на 100м, если масса каждого из них 10000т.

4.Материальная точка за 2,5 мин совершила 120 полных колебаний. Определите период и частоту колебаний.        

5.Тело массой 4 кг под действием некоторой силы приобрело ускорение 2м/с2. Какое ускорение приобретает тело массой 10 кг под действием такой же силы?

2 вариант

1.Неподвижный вагон массой 2 * 104 кг сцепляется с платформой массой 3* 104 кг. До сцепки платформа имела скорость 1 м/с. Какова скорость вагона и платформы после их сцепки?

2.Космический корабль массой 8 т приблизился к орбитальной космической станции массой 20 т на расстоянии 100м. Найдите силу их взаимного притяжения.

3.Скорость электропоезда увеличилась с 21,6 км/ч до 108 км/ч на пути 54м . Определите ускорение поезда и за какое время произошло это изменение скорости.

4.Определите период и частоту колебаний материальной точки, совершившей 50 полных колебаний за 20 с.        

5.Сила 60 Н сообщает телу ускорение 0.8 м/с2. Какая сила сообщит этому телу ускорение 2м/с2 ?

Приложение

Контрольная работа  №3

 по теме « Механические колебания и волны. Звук»

 вариант 1

А1. Свободными называют колебания, которые происходят под  действием:

1) силы трения;   2) внешних сил;       3) внутренних сил.            

А2. Какие из перечисленных ниже колебаний являются вынужденными?

1) колебания качелей, раскачиваемых человеком, стоящим на земле;

2) колебания струны гитары;             3) колебания чашек рычажных весов.              

А3. На рисунке приведен график колебаний маятника. Выберите правильное утверждение.

1) амплитуда колебаний равна 10 см;        2) период колебаний - 2 с;3) частота колебаний - 0,5 Гц.                

А4. Материальная точка за 2,5 мин совершила 120 полных колебаний. Определите период и частоту колебаний.

1) 1,25 с, 0,8 Гц;   2) 0,8 с, 1,25 Гц;    3) 1,25 с, 1,25 Гц;      4) 0,8 с, 0,8 Гц.                

А5. Сколько колебаний совершит материальная точка за 5 с при частоте колебаний 440 Гц?

1) 220;     2) 22;          3) 2200;        4) 22 000.                    

А6. По графику найдите амплитуду, период и частоту колебаний.

1) 20 см, 8 с, 0,125 Гц;                         2) 10 см, 8 с, 0,125 Гц;  

3) 10 см, 6 с, 0,125 Гц;                         4) 5 см, 8 с, 0,125 Гц.              

А7. Каковы свойства механических волн?

1) переносят энергию;                      2) распространяются только в газе;

3) источником являются колеблющиеся тела.                    

А8. Что такое амплитуда?

1) смещение колеблющейся точки от положения равновесия в любой момент времени;

2) смещение колеблющейся точки через 1/2Т;

3) наибольшее отклонение колеблющейся точки от положения равновесия.              

А9. Как изменится период колебания математического маятника, если амплитуда увеличится?

1) не изменится;     2) возрастет;      3) уменьшится.                  

Al0. Мальчик хлопал в ладоши над водой. Выберите правильное утверждение.

1) в воде звуковые волны являются поперечными;

2) в воздухе звуковые волны являются поперечными;

3) звуковые волны частично отражаются от поверхности волн.                

А11. Каковы свойства поперечных волн?

  1.  представляют собой чередующиеся разрежения и сжатия;
  2.  могут распространяться только в твердых телах;
  3.  скорость волны равна произведению длины волны на период.        

А12. От чего зависит высота звука?

1) от амплитуды колебаний;                  2) от длины волны;

3) от частоты колебаний источника звука.                    

А13. Чему равна длина звуковой волны в воде, если ее скорость равна 1480 м/с, а частота 740 Гц?    

                       1) 0,2 м;          2) 2 м;              3) 4 м

А14. Могут ли звуковые волны распространяться в безвоздушном пространстве?

1) могут, если волна поперечна;                2) могут, если волна продольна;

3) не могут, так как они распространяются только в среде.        

А15. Что такое инфразвук?

1) колебания ниже 16 Гц;   2) колебания выше 16 Гц;

 3) колебания выше 20000 Гц.  

А16.  Как распространяется звук в однородной среде?

1) прямолинейно, с постоянной скоростью, в одном направлении;

2) по всем направлениям, скорость уменьшается с расстоянием;

3) прямолинейно, с постоянной скоростью, во всех направлениях.          

В1 Определите длину звуковой волны при частоте 100 Гц, если скорость распространения волн равна 340 м/с.

В2. Мимо неподвижного наблюдателя прошло 6 гребней волн за 20 с, начиная с первого. Каковы длина волны и период колебаний, если скорость волн 2 м/с?

В3.  Длина морской волны 5м. Какое количество колебаний за 1 мин совершает на ней плот, если скорость распространения волны 8м/с?

вариант 2

А1. Вынужденными называются колебания, которые происходят только под действием:

1) силы упругости;          2) периодически изменяющейся внешней силы;

3) внутренних сил.            

А2. Какие из перечисленных ниже колебаний являются свободными?

1) колебания груза, подвешенного к пружине, после однократного его отклонения от положения равновесия;

2) колебания диффузора громкоговорителя во время работы приемника;

3) колебания груза на нити, не раз отведенного от положения равновесия.                

A3. Материальная точка колеблется с частотой 10 кГц. Определите период и число колебаний в секунду.

1) 0,0001 с, 10 000;      2)10 000 с, 0,0001;          3) 10 000 с, 10 000.                  

А4. По графику найдите амплитуду, период и частоту колебаний.

1) 4 см, 15 с, 0,25 Гц;      2) 0,25 см, 4 с, 15 Гц;              3) 15 см, 4 с, 0,25 Гц.              

А5. Определите период и частоту колебаний материальной точки, совершившей 50 полных колебаний за 20 с.

1) 0,4 с, 2,5 Гц;       2) 20 с, 50 Гц;           3) 2,5 с, 0,4 Гц.              

А6. Сохранится ли частота колебаний шарика, закрепленного на пружине, если вся система окажется в состоянии невесомости?

1) сохранится;         2) увеличится;        3) уменьшится.                      

А7. Происходит ли перенос вещества и энергии при распространении бегущей волны в упругой среде?

1) энергии - нет, вещества - да;                  2) энергии и вещества - да;

3) энергии - да, вещества - нет.                    

А8. В каких упругих средах могут возникать поперечные волны?

1) в газах;        2) в жидкостях;            3) в твердых телах.                    

А9. От чего зависит частота колебаний волны?

1) от скорости распространения волны;              2) от длины волны;

3) от частоты вибратора, возбуждающего колебания;

4) от среды, в которой распространяются колебания.                        

А10. Какие колебания называют ультразвуковыми?

1) выше 20000Гц;    2) выше 16 Гц;    3) от 16 Гц до 20000Гц.                  

А11. Могут ли звуковые волны распространяться в безвоздушном пространстве?

1) могут, например, звук выстрела в безвоздушном пространстве;

2) не могут: звуковые волны распространяются только в веществе;

3) могут, если звуковые волны поперечные.                

А12. Как распространяется звук в однородной среде?

1) прямолинейно, с постоянной скоростью, в одном направлении;

2) по всем направлениям, скорость уменьшается с расстоянием;

3) прямолинейно, с постоянной скоростью, во всех направлениях.            

А13. Какая характеристика звука является объективной?

1) громкость;             2) спектр звука, звуковое давление, сила звука;

3) громкость, высота звука, тембр.              

А14. От чего зависит скорость звука в воздухе?

1) от громкости звука;                       2) от высоты звука;

3) от температуры;                            4) от скорости движения источника звука

А15. Вода, наливаемая в банку, издает шум, в котором улавливается тон определенной частоты. По мере наполнения банки этот тон:

1) становится выше;    2) не изменяется;     3) становится ниже.        

А16. Для прослушивания музыкальных записей высокого качества целесообразнее выбирать помещения:

1) маленькие;     2) большие;      3) любых размеров.                      

В1. Длина волны равна 2м, а скорость её распространения 400 м/с. Определите, сколько полных колебаний совершает эта волна за 0,1с.

В2. Период колебания частиц воды равен 2 с, а расстояние между смежными гребнями волн 6 м. Определите скорость распространения этих волн.

В3. Определите период и частоту колебаний точки, совершающей 50 полных колебаний за 20 с.

вариант 3

А1. Какое из перечисленных ниже движений является механическими колебаниями?

1) движение качелей;                    2) движение мяча, падающего на землю;

3) движение автомобиля.                  

А2. За 5 с маятник совершил 10 колебаний. Выберите правильное утверждение.

1) период колебаний 0,5 с;               2) период колебаний 2 с;

3) период колебаний 50 с.                          

A3. За 2 с маятник совершил 8 колебаний. Выберите правильное утверждение.

1) частота колебаний 0,25 Гц;                    2) частота колебаний 4 Гц;

3) частота колебаний 16 Гц

А4. Материальная точка за 1 мин совершила 300 колебаний. Определите период и частоту колебаний.

1) 3 с, 6 Гц;         2) 300 с, 60 Гц;        3)0,2 с, 5 Гц.              

А5. По графику, приведенному на рисунке, найдите амплитуду, период и частоту колебаний.

1) 80 см, 8 с, 0,125 Гц;        2) 80 см, 4 с, 0,25 Гц.          3) 80 см, 10 с, 0,1 Гц.            

А6. Что такое смещение?

1) время одного полного колебания;            2) отклонение от положения равновесия;

3) количество колебаний в единицу времени.                  

А7. В каких упругих средах могут возникать продольные волны?

1) только в газах;               2) только в жидкостях;

3) в жидкостях, газах и твердых телах.                

А8. Происходит ли перенос вещества и энергии при распространении поперечной волны?

1) нет;           2) да;           3) только при больших скоростях распространения волны.    

А9. От чего зависит длина волны в одинаковых средах?

1) только от скорости распространения волны;

2) от скорости распространения волны и частоты колебания вибратора;

3) только от частоты колебания вибратора.              

А10. Какова примерно самая низкая частота звука, слышимого человеком?

1) 2 Гц;                4) 2000 Гц;

2) 20 Гц;               5) 20 000 Гц;

3) 200 Гц;            6) 200 000 Гц.                    

А11. Какова примерно скорость распространения звуковых волн в воздухе?

1) 300 000 км/с;               4) 300 м/с;

2) 300 000 м/с;                 5) 30 м/с.              

3) 3000 м/с;

А12. В каких направлениях движутся частицы среды при распространении поперечных механических волн?

1) только в направлении распространения волн;

2) в направлениях, перпендикулярных направлению распространения волн;

3) в направлении, противоположном направлению волн;

4) по направлению и перпендикулярно направлению распространения волн.          

А13. Какого типа механические волны могут распространяться в морской воде и земной коре?

1) в морской воде и земной коре только продольные волны;

2) в морской воде и земной коре только поперечные волны;

3) в морской воде и земной коре и продольные и поперечные волны;

4) в морской воде только продольные, в земной коре продольные и поперечные волны

А14. Что такое инфразвук?

1) колебания ниже 16 Гц;    2) колебания выше 16 Гц;         3) колебания выше 20 000 Гц

А15. Динамик подключен к выходу звукового генератора электрических колебаний. Частота колебаний 170 Гц. Определите длину звуковой волны, зная, что скорость звуковой волны в воздухе 340 м/с.

1) 0,5 м;        2) 2 м;              3) 1 м;               4) 57 800 м.              

А16. От чего зависит громкость звука?

1) от частоты колебаний;                   2) от амплитуды колебаний;

3) от частоты и амплитуды колебаний.                

В1. Длина морской волны 5м. Какое количество колебаний за 1 мин совершает на ней плот, если скорость распространения волны 8м/с?

В2. Крылья пчелы, летящей за нектаром, колеблются с частотой420Гц, а при полёте обратно с частотой 300Гц. З нектаром пчела летит со скоростью 7 м/с, а обратно со скоростью 6 м/с. При полёте в каком направлении и на сколько больше пчела сделает взмахов крыльями, если расстояние от улья до цветочного поля 500м?

В3. В океанах длина волны достигает 300м, а период колебания 15 с. Определите  скорость распространение такой волны.

Приложение

Контрольная работа  №4

 по теме «Электромагнитное поле».

1 вариант

    1. На рисунке запечатлен тот момент демонстрации

по проверке правила Ленца, когда все предметы неподвижны. Южный полюс магнита находится вблизи сплошного металлического кольца. Коромысло с металлическими кольцами может свободно вращаться вокруг вертикальной опоры. Если теперь передвинуть магнит вправо, то ближайшее к нему кольцо будет отталкиваться от магнита. Это можно объяснить тем, что, согласно правилу Ленца, индуктивный ток в кольце направлен   так, чтобы своим магнитным полем

1) всегда усиливать внешнее магнитное поле

2) всегда ослаблять внешнее магнитное поле

3) усиливать изменения внешнего магнитного поля

4) противодействовать изменению внешнего магнитного поля.                

2. Электрический заряд q=Кл движется в магнитном поле перпендикулярно вектору индукции  со скоростью 300м/с. Индукция магнитного поля 0,5 Тл. Сила действия магнитного поля на заряд равна…

1) 830 Н:        2) 415 Н:      3) 1,2 Н:   4) 3 Н          

3.На рисунке изображен проволочный виток, по которому течет электрический ток в направлении, указанном стрелкой. Виток расположен в вертикальной плоскости. В центре витка вектор индукции магнитного поля тока направлен                                                                

1)         вертикально вверх ↑         

2)         вертикально вниз ↓         

3)         вправо →         

4)         влево ←         

4.Закончите фразу: «Движущийся электрический заряд создаёт … »

        1) … только электрическое поле.

        2) … только магнитное поле.

3) … как гравитационное, так и магнитное поля.

        4)      только гравитационное поле.

5. Как определяется направление силы Ампера?

1) по правилу буравчика

2) по правилу правой руки

3) по правилу левой руки

4) без правил – это очевидно для каждого случая.                  

6. Что наблюдалось в опыте Х. Эрстеда?

1. Взаимодействие двух параллельных проводников.

2. Взаимодействие двух магнитных стрелок.

3. Поворот магнитной стрелки вблизи проводника при пропускании через него тока.

4. Возникновение электрического тока в катушке при выдвигании в неё магнита.

7. Как называется единица  вектора магнитной индукции?

1. Тесла   2. Вебер   3. Генри   4. Ватт

8. Как взаимодействуют между собой два параллельных проводника, если по ним протекают токи в противоположных направлениях?

1. Притягиваются 2. Отталкиваются 3. Сила взаимодействия равна нулю

4. Среди ответов 5. нет правильного.

9. В чём состоит правило «буравчика», правого охвата? Когда его используют?

10. Задача: как взаимодействуют катушки с током?

1. Притягиваются 2. Отталкиваются 3. Разворачиваются  

4. Не взаимодействуют

+

-

+

-

   11. В каком из перечисленных ниже технических объектов используется явление движения проводника с током под действием магнитного поля?

1) В электромагните               2) В электродвигателе

3) В электрогенераторе          4) В электронагревателе    

         

  1. Можно ли, используя компас, определить, есть ли в проводнике прямой ток? Ответ обоснуйте.

  1. Изготовляя самодельный электромагнит, можно ли неизолированный провод наматывать на железный сердечник?

  1. Частота колебании электромагнитной волны 10000 Гц, а длина волны 2мм. Определите скорость волны.

  1. Длина  волны 5м. Какое количество колебаний за 1 мин совершает волна, если скорость распространения  8м/с?

  1. Скорость электромагнитной волны равна 400 м/с, а частота колебаний в  волне 6000 Гц. Определите  длину волны и период колебаний.

2 вариант

2. На проводник длиной 5см, расположенный перпендикулярно вектору магнитной индукции, действует сила Ампера 50мН. Чему _илов модуль вектора магнитной индукции, если сила тока в нем 25А?

1) 0,0001Тл        2) 25Тл             3) 0,04Тл     4) 0,0625Тл          

3. Что наблюдалось в опыте Эрстеда?

1) Взаимодействие двух параллельных проводников с током.

2) Взаимодействие двух магнитных стрелок.

3) Поворот магнитной стрелки вблизи проводника при пропускании через него тока.

4) Возникновение электрического тока в катушке при помещении в нее магнита.

4. Глядя на картину _силових линий электрического поля 2-х зарядов выберите правильное утверждение:

 

1). q1>0, q2<0

2) q1>0, q2>0

3). q1<0, q2<0

4) q1<0, q2>0

  1. Что нужно сделать для того, чтобы изменить полюса магнитного поля катушки с током?
  1. ввести в катушку сердечник
  2. изменить направление тока в катушке
  3. отключить источник тока
  4. увеличить силу тока

6.  В каком из перечисленных ниже технических устройств используется явление возникновения тока при движении проводника в магнитном поле?

1) Электромагнит              2) Электродвигатель

3) Электрогенератор         4) Амперметр                                  

7. В чём состоит правило Ленца? Для чего и когда его применяют?

8.   Как взаимодействуют между собой два параллельных проводника, если по ним протекают токи в одном направлении?

      1) Притягиваются.   2) Отталкиваются.   3) Сила взаимодействия равна нулю.   4) Правильный ответ не приведен.

9. Магнитное поле возникает вокруг проводника с током:

1) всегда;   2) вообще не возникает;

3) кроме случаев нахождения проводника в состоянии сверхпроводимости;

4) если ток не оказывает химического действия.                      

  1. Из перечисленных примеров укажите связанные с электромагнитными явлениями:

1) взаимодействие двух магнитов,

2) падение мяча к Земле,

3) скатывание шарика по наклонному желобу,

4) взаимодействие проводника с током и магнитной стрелки.

11.   При пропускании постоянного электрического тока через проводник  вокруг него возникает магнитное поле. Оно обнаруживается по расположению стальных опилок на листе бумаги или магнитной стрелки, находящихся вблизи проводника.В каком случае это поле исчезает?

     1) Если убрать стальные опилки.   2) Если убрать магнитную стрелку.   3) Если убрать стальные опилки и магнитную стрелку.   4) Если отключить электрический ток в проводнике.

  1. Останется ли в покое магнитная стрелка, если к ней приблизить проводник с током? Ответ обоснуйте.

  1.  Почему магнитное действие катушки ,по которой течет ток, усиливается, когда в неё вводят железный сердечник?

  1. Определите длину электромагнитной  волны при частоте 200 Гц, если скорость распространения волн равна 340 м/с.

  1. Электромагнитная волна за 1 мин совершил 15 полных колебаний. Определите длину  волны.

  1. Длина электромагнитной волны равна 2м, а скорость её распространения 400 м/с. Определите, сколько полных колебаний совершает эта волна за 0,1с.

Приложение

Контрольная работа   №5

 по теме «Строение атома и атомного ядра»

1 вариант

1. Кто открыл явление радиоактивности?

А) М. Кюри;
Б) Дж. Томсон;
В) Беккерель;
Г) Э. Резерфорд

2. Изменяется ли атом в результате радиоактивного распада?

А) не изменяется;
Б) изменяется запас энергии атома, но атом остается того же химического элемента;
В) атом изменяется, превращается в атом другого химического элемента;
Г) в результате радиоактивного распада атом полностью исчезает.

3. Что такое - излучение?

А) поток быстрых двухзарядных ионов гелия;
Б) поток быстрых электронов;
В) поток квантов электромагнитного излучения высокой энергии;
Г) поток нейтральных частиц.

4. Какой прибор позволяет наблюдать следы заряженных частиц в виде полосы из капель воды в газе?

А) фотопластинка;
Б) счетчик Гейгера-Мюллера;
В) камера Вильсона;
Г) электронный микроскоп.

5. В атомном ядре содержится 25 протонов и 30 нейтронов. Каким положительным зарядом, выраженным в элементарных электрических зарядах +е, обладает это атомное ядро?

А) +5е;
Б) +30е;
В) +25е;
Г) 0.

6. Из каких частиц состоят ядра атомов?

А) из протонов;
Б) из нейтронов;
В) из протонов, нейтронов и электронов;
Г) из протонов и нейтронов.

7. Сколько электронов содержится в электронной оболочке нейтрального атома, у которого ядро состоит из 6 протонов и 8 нейтронов?

А) 6;
Б) 8;
В) 2;
Г) 14.

8. Какие частицы из перечисленных ниже легче других способны проникать в атомное ядро и вызывать ядерные реакции?

А) электроны;
Б) нейтроны;
В)
-частицы;
Г) все перечисленные в выше.

9. Какая частица Х образуется в результате реакции Li + ?

А) гамма-квант;
Б) электрон;
В) позитрон;
Г) нейтрон.

10. Массовое число – это:

А) число протонов в ядре;
Б) число нейтронов в ядре;
В) число электронов в электронной оболочке;
Г) число нуклонов в ядре.

11. Какой заряд имеют α-частица, β-частица?

A. α-частица - отрицательный, β-частица - положительный.

Б. α- и β-частицы - положительный.

B. α-частица - положительный, β-частица - отрицательный.

12. α-излучение - это:

А. Поток электронов.

Б. Поток ядер атомов гелия.  

В. Излучение квантов энергии.

13.  Какие частицы излучаются при указанном процессе распада:

?

А. Ядро гелия. Б. Электрон. В. Ядро гелия и электрон.

14.  Тот факт, что при радиоактивных превращениях из атомов одних веществ образуются атомы других веществ, является доказа тельством того, что радиоактивные превращения претерпевают:

А. Ядра атомов. Б. Электронные оболочки. В. Кристаллы.

15.  В результате β-распада новый элемент занял место в табли це Менделеева:

А. На две клетки правее. Б. На две клетки левее. В. На одну клетку правее. Г. На одну клетку левее.

16. Характеристика протона:

А. Обозначение – , масса – 1,6726 ∙ 10-27 кг, заряда не имеет.

Б. Обозначение – , масса – 1,6726 ∙ 10-27 кг, заряд положительный.

В. Обозначение – , масса – 1,6749 ∙ 10-27 кг, заряд отрицательный.

17. В состав ядра любого атома входят:

А. Электроны и протоны.  Б. протоны и нейтроны.  

В. нейтроны и электроны.

18. Ядерные силы являются:

А. Самыми слабыми силы.  Б. Самыми мощными силами.  В. Электрическими силами.

19. Закончите уравнение ядерных реакций:

  1. 3517Cl + 10n → 11p +
  2. 136C + 11p →
  3. 73Li + 11p → 2
  4. 105B + 42He → 10n +
  5. 2412Mg + 42He → 2714Si +
  6. 5626Fe + 10n → 5625Mn +

20. Напишите уравнения следующих ядерных реакций:

  1. алюминий (2713Al) захватывает нейтрон и испускает α-частицу;
  2. азот (147N) бомбардируется α-частицами и испускает протон.

2 вариант.

1. По какому действию было открыто явление радиоактивности?

А) по действию на фотопластинку;
Б) по ионизирующему действию;
В) по следам в камере Вильсона;
Г) по вспышкам света, вызываемым в кристаллах ударами частиц.

2. Что такое -излучение?

А) поток быстрых двухзарядных ионов гелия;
Б) поток быстрых электронов;
В) поток квантов электромагнитного излучения высокой энергии;
Г) поток нейтральных частиц.

3. Что такое -излучение?

А) поток быстрых двухзарядных ионов гелия;
Б) поток быстрых электронов;
В) поток квантов электромагнитного излучения высокой энергии;
Г) поток нейтральных частиц.

4. Что одинаково у атомов разных изотопов одного химического элемента и что у них различно?

А) одинаковы заряды и массы атомных ядер, различны химические свойства атомов;
Б) одинаковы заряды, различны массы ядер и химические свойства;
В) одинаковы заряды ядер и химические свойства, различны массы ядер;
Г) одинаковы массы ядер, различны химические свойства и заряды ядер.

5. Какой прибор при прохождении через него ионизирующей частицы выдает сигнал в виде кратковременного импульса электрического тока:

А) счетчик Гейгера;
Б) фотоэлемент;
В) динамик;
Г) камера Вильсона.

6. В атомном ядре содержится Z протонов и N нейтронов. Чему равно массовое число М этого ядра?

А) Z;
Б) N;
В) Z-N;
Г) Z+N.

7: Какое уравнение имеет ядерная реакция для a – распада  Pu 23894 ?

Ответы:  А) 238 94 Pu = 234 92 U +  a       Б)  238 94 Pu = 237 93 Np +  a     В) 238 94 Pu = 240 96 Cm + a.

8. Для вычисления энергии связи ядра в СИ в каких единицах нужно выразить значение дефекта массы?

А) в а. е. м. ;
Б) в МэВ;
В) в мг;
г) в кг.

9. В реакции ядром какого изотопа является ядро Х?

А) ;
Б)
;
В)
;
Г)
.

10. Ядро изотопа содержит:

А) 3р и 7n;
Б) 3р и 4 n;
В) 3р и 10n;
Г) 7р и 3 n.

11. Какой заряд имеют β-частица, γ-излучение?

A. β-частица - положительный, γ-излучение - отрицательный.

Б. β-частица - отрицательный, γ-излучение - не имеет заряда.

B. β-частица и γ-излучение - отрицательный.

12. β-излучение - это:

A. β-излучение квантов энергии. Б. Поток ядер атомов гелия.

B. Поток электронов.

13.  В результате какого радиоактивного распада натрий  превращается в ?

А. α-распада. Б. β-распада.

14.  Изотопы – это разновидности данного химического элемента, различающиеся:

А. по массе атомных ядер.

Б. по заряду атомных ядер. В. по месту а таблице Менделеева.

15.  Какие частицы или излучения имеют наибольшую прони кающую способность?

А. α-частицы. Б. β-частицы. В. γ-излучение.

16. Характеристика нейтрона:

А. Обозначение – , масса – 1,6726 ∙ 10-27 кг, заряд отрицательный.

Б. Обозначение – , масса – 1,6726 ∙ 10-27 кг, заряд положительный.

В. Обозначение – , масса – 1,6749 ∙ 10-27 кг, заряда не имеет.

17. Атом любого элемента состоит из:

А. Электронов и протонов.  Б. Нуклонов и электронов.  

В. Протонов и нейтронов.

18. Ядерные силы действуют:

А. На очень больших расстояниях.  Б. На любых расстояниях.  В. На расстояниях порядка 10-14 – 10-15 м.

19. Закончите уравнение ядерных реакций:

  1. 188О + 11p → 10n +
  2. 115B + 42He → 10n +
  3. 147N + 42He → 178О +
  4. 126C + 10n → 94Be +
  5. 2713Al + 42He → 3015Р +
  6. 2411Na → 2412Mg + 0-1е +

20. Напишите уравнения следующих ядерных реакций:

  1. фосфор(3115Р) захватывает нейтрон и испускает протон;
  2. алюминий (2713Al) бомбардируется протонами и испускает α-частицу.

Приложение

Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения  единого государственного экзамена по ФИЗИКЕ 

Кодификатор элементов содержания по физике и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для единого государственного экзамена  является одним из документов, регламентирующих разработку КИМ ЕГЭ. Он составлен на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по физике, базовый и профильный уровни. (приказ Минобразования России № 1089 от 05.03.2004 г.).

В первом столбце указан код раздела, которому соответствуют крупные блоки содержания. Во втором столбце приводится код элемента содержания, для которого создаются проверочные задания. Крупные блоки содержания разбиты на более мелкие элементы.

Код раздела

Код контролируемого элемента

Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ

1

МЕХАНИКА 

1.1

КИНЕМАТИКА

1.1.1

Механическое движение и его виды

1.1.2

Относительность механического движения

1.1.3

Скорость

1.1.4

Ускорение

1.1.5

Равномерное движение

1.1.6

Прямолинейное равноускоренное движение

1.1.7

Свободное падение (ускорение свободного падения)

1.1.8

Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью. Центростремительное ускорение

1.2

ДИНАМИКА

1.2.1

Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона

1.2.2

Принцип относительности Галилея

1.2.3

Масса тела

1.2.4

Плотность вещества

1.2.5

Сила

1.2.6

Принцип суперпозиции сил

1.2.7

Второй закон Ньютона

1.2.8

Третий закон Ньютона

1.2.9

Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли

1.2.10

Сила тяжести

1.2.11

Вес и невесомость

1.2.12

Сила упругости. Закон Гука

1.2.13

Сила трения

1.2.14

Давление

1.3

СТАТИКА

1.3.1

Момент силы

1.3.2

Условия равновесия твердого тела

1.3.3

Давление жидкости

1.3.4

Закон Паскаля

1.3.5

Закон Архимеда

1.3.6

Условия плавания тел

1.4

ЗАКОНЫ СОХРАНЕНИЯ В МЕХАНИКЕ

1.4.1

Импульс тела

1.4.2

Импульс системы тел

1.4.3

Закон сохранения импульса

1.4.4

Работа силы

1.4.5

Мощность

1.4.6

Работа как мера изменения энергии

1.4.7

Кинетическая энергия

1.4.8

Потенциальная энергия

1.4.9

Закон сохранения механической энергии

1.5

МЕХАНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ

1.5.1

Гармонические колебания

1.5.2

Амплитуда и фаза колебаний

1.5.3

Период колебаний

1.5.4

Частота колебаний

1.5.5

Свободные колебания (математический и пружинный маятники)

1.5.6

Вынужденные колебания

1.5.7

Резонанс

1.5.8

Длина волны

1.5.9

Звук

2

МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА. ТЕРМОДИНАМИКА 

2.1

МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА

2.1.1

Модели строения газов, жидкостей и твердых тел

2.1.2

Тепловое движение атомов и молекул вещества

2.1.3

Броуновское движение

2.1.4

Диффузия

2.1.5

Экспериментальные доказательства атомистической теории. Взаимодействие частиц вещества

2.1.6

Модель идеального газа

2.1.7

Связь между давлением и средней кинетической энергией теплового движения молекул идеального газа

2.1.8

Абсолютная температура

2.1.9

Связь температуры газа со средней кинетической энергией его частиц

2.1.10

Уравнение p = nkT 

2.1.11

Уравнение Менделеева–Клапейрона

2.1.12

Изопроцессы: изотермический, изохорный, изобарный, адиабатный процессы

2.1.13

Насыщенные и ненасыщенные пары

2.1.14

Влажность воздуха

2.1.15

Изменение агрегатных состояний вещества: испарение и конденсация, кипение жидкости

2.1.16

Изменение агрегатных состояний вещества: плавление и кристаллизация

2.1.17

Изменение энергии в фазовых переходах

2.2

ТЕРМОДИНАМИКА

2.2.1

Внутренняя энергия

2.2.2

Тепловое равновесие

2.2.3

Теплопередача

2.2.4

Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества

2.2.5

Работа в термодинамике

2.2.6

Уравнение теплового баланса

2.2.7

Первый закон термодинамики

2.2.8

Второй закон термодинамики

2.2.9

КПД тепловой машины

2.2.10

Принципы действия тепловых машин

2.2.11

Проблемы энергетики и охрана окружающей среды

3

ЭЛЕКТРОДИНАМИКА 

3.1

ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ ПОЛЕ

3.1.1

Электризация тел

3.1.2

Взаимодействие зарядов. Два вида заряда

3.1.3

Закон сохранения электрического заряда

3.1.4

Закон Кулона

3.1.5

Действие электрического поля на электрические заряды

3.1.6

Напряженность электрического поля

3.1.7

Принцип суперпозиции электрических полей

3.1.8

Потенциальность электростатического поля

3.1.9

Потенциал электрического поля. Разность потенциалов

3.1.10

Проводники в электрическом поле

3.1.11

Диэлектрики в электрическом поле

3.1.12

Электрическая емкость. Конденсатор

3.1.13

Энергия электрического поля конденсатора

3.2

ЗАКОНЫ ПОСТОЯННОГО ТОКА

3.2.1

Постоянный электрический ток. Сила тока

3.2.2

Постоянный электрический ток. Напряжение

3.2.3

Закон Ома для участка цепи

3.2.4

Электрическое сопротивление

3.2.5

Электродвижущая сила. Внутреннее сопротивление источника тока

3.2.6

Закон Ома для полной электрической цепи

3.2.7

Параллельное и последовательное соединение проводников

3.2.8

Смешанное соединение проводников

3.2.9

Работа электрического тока. Закон Джоуля–Ленца

3.2.10

Мощность электрического тока

3.2.11

Носители свободных электрических зарядов в металлах, жидкостях и газах

3.2.12

Полупроводники. Собственная и примесная проводимость полупроводников

3.3

МАГНИТНОЕ ПОЛЕ

3.3.1

Взаимодействие магнитов

3.3.2

Магнитное поле проводника с током

3.3.3

Сила Ампера

3.3.4

Сила Лоренца

3.4

ЭЛЕКТРОМАГНИТНАЯ ИНДУКЦИЯ

3.4.1

Явление электромагнитной индукции

3.4.2

Магнитный поток

3.4.3

Закон электромагнитной индукции Фарадея

3.4.4

Правило Ленца

3.4.5

Самоиндукция

3.4.6

Индуктивность

3.4.7

Энергия магнитного поля

3.5

ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ

3.5.1

Свободные электромагнитные колебания. Колебательный контур

3.5.2

Вынужденные электромагнитные колебания. Резонанс

3.5.3

Гармонические электромагнитные колебания

3.5.4

Переменный ток. Производство, передача и потребление электрической энергии

3.5.5

Электромагнитное поле

3.5.6

Свойства электромагнитных волн

3.5.7

Различные виды электромагнитных излучений и их применение

3.6

ОПТИКА

3.6.1

Прямолинейное распространение света

3.6.2

Закон отражения света

3.6.3

Построение изображений в плоском зеркале

3.6.4

Закон преломления света

3.6.5

Полное внутреннее отражение

3.6.6

Линзы. Оптическая сила линзы

3.6.7

Формула тонкой линзы

3.6.8

Построение изображений в линзах

3.6.9

Оптические приборы. Глаз – как оптическая система

3.6.10

Интерференция света

3.6.11

Дифракция света

3.6.12

Дифракционная решетка

3.6.13

Дисперсия света

4

ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ТЕОРИИ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ 

4.1

Инвариантность скорости света. Принцип относительности Эйнштейна

4.2

Полная энергия

4.3

Связь массы и энергии. Энергия покоя

5

КВАНТОВАЯ ФИЗИКА 

5.1

КОРПУСКУЛЯРНО-ВОЛНОВОЙ ДУАЛИЗМ

5.1.1

Гипотеза М. Планка о квантах

5.1.2

Фотоэффект

5.1.3

Опыты А.Г. Столетова

5.1.4

Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта

5.1.5

Фотон

5.1.6

Энергия фотона

5.1.7

Импульс фотона

5.1.8

Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Корпускулярно-волновой дуализм

5.1.9

Дифракция электронов

5.2

ФИЗИКА АТОМА

5.2.1

Планетарная модель атома

5.2.2

Постулаты Бора

5.2.3

Линейчатые спектры

5.2.4

Лазер

5.3

ФИЗИКА АТОМНОГО ЯДРА

5.3.1

Радиоактивность. Альфа-распад. Бетта-распад. Гаммаизлучение

5.3.2

Закон радиоактивного распада

5.3.3

Нуклонная модель ядра. Заряд ядра. Массовое число ядра

5.3.4

Энергия связи нуклонов в ядре. Ядерные силы

5.3.5

Ядерные реакции. Деление и синтез ядер


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...

Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...

Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев

Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования,  представл...

Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"

Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...