Урок в 9 классе Дата: 10/48. «Электромагнитные волны». Тип урока: урок – конференция. Метод проектов
методическая разработка по физике (9 класс) по теме

Стебунова Ольга Анатольевна

 

10/48. «Электромагнитные волны».

                              Тип урока: урок – конференция.  Метод проектов.

Цели урока:

  1. Образовательная: дать понятие электромагнитной волны, изучить виды э/м волн;
  2. Развивающая: развитие логического мышления (анализ, синтез, абстрагирование), формирование умений работы с учебной и дополнительной литературой;
  3. Воспитательная: воспитание интереса к предмету и интереса к научным знаниям, воспитание коммуникативных навыков

Оборудование: Компьютер, проектор, экран.

                               I.      Организационный этап.

                            II.      Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний.

Итак, на прошлом уроке, мы изучили магнитное поле. Вспомним:

·         Что такое электромагнитное поле?

·         Что является источником электромагнитного поля?

Таким образом, вокруг неподвижного эл.заряда существуем эл.поле, вокруг подвижного магнитное поле.

??? А что же произойдет, если заряженная частица начнет двигаться с ускорением?

Э\М поле начнет излучать э/м волны.

ИТАК, тема нашего урока: «Э\М волны» Запишем в тетрадях: дата, тема

Цель нашего урока?

•         дать понятие электромагнитной волны

•         изучить основные виды э/магнитных волн

*****Как вы думаете Какую волну называют электромагнитной ?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 9volna.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Ростошинская СОШ

Подготовила учитель физики Стебунова Ольга Анатольевна


Урок в 9 классе

Дата:

10/48. «Электромагнитные волны».

                              Тип урока: урок – конференция.  Метод проектов.

Цели урока:

  1. Образовательная: дать понятие электромагнитной волны, изучить виды э/м волн;
  2. Развивающая: развитие логического мышления (анализ, синтез, абстрагирование), формирование умений работы с учебной и дополнительной литературой;
  3. Воспитательная: воспитание интереса к предмету и интереса к научным знаниям, воспитание коммуникативных навыков

Оборудование: Компьютер, проектор, экран.

  1. Организационный этап.
  2. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний.

Итак, на прошлом уроке, мы изучили магнитное поле. Вспомним:

  1. Что такое электромагнитное поле?
  2. Что является источником электромагнитного поля?

Таким образом, вокруг неподвижного эл.заряда существуем эл.поле, вокруг подвижного магнитное поле.

??? А что же произойдет, если заряженная частица начнет двигаться с ускорением?

Э\М поле начнет излучать э/м волны.

ИТАК, тема нашего урока: «Э\М волны» Запишем в тетрадях: дата, тема

Цель нашего урока?

  1. дать понятие электромагнитной волны
  2. изучить основные виды э/магнитных волн

*****Как вы думаете Какую волну называют электромагнитной ?

  1. Изучение нового материала.

Э\м волной называется процесс распространения электромагнитного поля в пространстве с течением времени

Существует несколько видов э/м волн, все они размещены на Шкале электромагнитных волн

Записываем в тетрадях: Виды э/м волн и строим таблицу, которую необходимо выполнять по ходу выступления ваших одноклассников.

п/п

Вид э/м

волны

Определение

(λ,м и    ,Гц)

Источники

Применение

1

Радиоволны

 

 

 

2

Инфракрасное излучение

 

 

 

3

Видимое излучение

 

 

 

4

Ультрафиолетовое излучение

 

 

 

5

Рентгеновское излучение

 

 

 

6

Гамма - излучение

 

 

 

 (Выступление учащихся. Остальные делают записи в тетрадях в виде таблицы

Группа 1. Радиоволны.

Группа 2. Инфракрасное излучение.

Группа 3. Видимое излучение.

Группа 4. Ультрафиолетовое излучение.

Группа 5. Рентгеновское излучение.

Группа 6. Гамма – излучение.

Итоги урока.

Солнца лучик маленький,

Солнца лучик тоненький

Заглянул вдруг в спаленку,

Засветился в комнатке.

Как вы думаете, а какие виды электромагнитных волн излучает Солнце?

(Обсуждение вопроса. Желательно дать ответ каждой группе)

  1. Домашнее задание. Параграф 51, упр.41 Какие виды электромагнитных волн излучает Солнце? (с указанием источника информации)
  2. Контроль ЗУН: тест (если останется время, если нет, то на следующем уроке)

В каких случаях происходит излучение электромагнитных волн?

        1. Электрон движется равномерно и прямолинейно.

        2. Электрон движется равноускоренно и прямолинейно.

        3. Электрон движется равномерно по окружности.

А. только 1      Б. только 2   В. только 3     Г. 1, 2, 3      Д. 2 и 3    

2. Возникает ли электромагнитное излучение при торможении электронов?

    А. нет           Б. да

3. Какие свойства будут обнаруживать электромагнитные волны следующих диапазонов,  падая на тело человека?

        1. Радиоволны                          2. Рентгеновского диапазона

        3. Инфракрасного диапазона  4.Ультрафиолетого диапазона.

А. Вызывают покраснение кожи.  Б. Нагревают ткани.

В. Почти полностью отражаются  Г. Проходят через         мягкие ткани

4. Какой вид электромагнитных волн имеет наименьшую частоту?

А. Рентгеновское           Б. Ультрафиолетовое   В. Видимый свет         

Г. Инфракрасные          Д. Радиоволны

  1. Спасибо! До свидания!
  2. Если останется время, то продемонстрировать презентацию до конца.

Самоанализ урока.

  1. Учащиеся 9 класса – это учащиеся учебных возможностей среднего. Многие  из них заинтересованы в получении хороших знаний по физике. Я работаю с этими учащимися третий год, с основной частью класса установлен очень хороший контакт.
  2. Данный урок «Э\м волны» - это 10 урок по теме «Магнитное поле» (всего 12 уроков: 11- повторение и обобщение, 12- к/р).  Эта тема имеет важное мировоззренческое и политехническое значение, так как учащиеся получают сведения о сущности э/м явлений и законов, которые находят широкое применение в технике и быту,  медицине и поэтому знания по этой теме необходимы учащимся в повседневной жизни. При планировании данного урока были учтены психолого-возрастные и индивидуальные особенности учащихся.
  3. Тип урока «Э\м»: урок – конференция. Использован Метод проектов.
  4. Цели урока:

1.  Образовательная: дать понятие электромагнитной волны, изучить виды э/м волн;

2. Развивающая: развитие логического мышления (анализ, синтез, абстрагирование), формирование умений работы с учебной и дополнительной литературой;

3. Воспитательная: воспитание интереса к предмету и интереса к научным знаниям, воспитание коммуникативных умений (работать в группе, публично выступать по теме, вести диалог, участвовать в дискуссии, активно слушать).

  1. При реализации поставленных целей мною использованы следующие формы и методы работы на этапах урока:

1.Актуализация опорных знаний в форме фронтального опроса.

2. При изучении нового материала использовала:

    а). Метод проектов;

    в). Метод активизации познавательной деятельности;

   А так же пыталась формировать обще учебные  умения и навыки - это работа со справочным материалом и таблицей

3. Для закрепления изученного материала использовала тестирование

6. При задании на дом учитывался индивидуальный подход; у учащихся есть возможность выбора оценки, могут выполнить только задание из учебника, а могут поработать творчески с научной литературой.

Уроку предшествовала большая подготовительная работа, которая предусматривает поэтапную деятельность, используемую в данном методе. Главной отличительной особенностью метода проектов является обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, которая соответствует его личным интересам. В основе этого метода лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает использование разнообразных методов, средств обучения, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. К примеру, мои ученики, для достижения поставленной цели, используют научно-популярную литературу, периодику, ресурсы INTERNET, проводят самостоятельные исследования, как в школьной лаборатории, так и дома, моделируют свои приборы, проводят эксперименты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест для 9 класса по теме "Электромагнитные волны"

Интерактивный тест из 10 вопросов....

Разработка урока 6 класс УМК Ю.А. Комарова, К. Гренджер. «Урок межпредметных связей. Доисторический период»

ТемаУрок межпредметных связей. Доисторический период.  (раздел 7)Тип урокакомбинированныйЦельРазвивать умения во всех видах речевой деятельности с опорой на междисциплинарный материал по теме &la...

Разработка урока 7 класс УМК Ю.А. Комарова, К. Гренджер. «Урок межпредметных связей. Музыка»

ТемаУрок межпредметных связей. Музыка.  Тип урокакомбинированныйЦельРазвивать умения во всех видах речевой деятельности с опорой на междисциплинарный материал по теме «Музыка»Зад...

Урок №97 «Свободные электромагнитные колебания в контуре, их период. Электромагнитное поле. Напряженность электрического поля. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитной волны. Принцип радиосвязи и телевидения. Свет – электромагнит

В рамках дистанционного оучения составлен план занятия (объединенные уроки) на платформе zoom видеоурок с использованием презентации. Уплотненный материал в связи с уменьшением часов занятий....

Разработка урока физики в 11 классе по теме «Свойства электромагнитных волн. Шкала электромагнитных волн»

Разработка урока физики в 11 классе по теме «Свойства электромагнитных волн. Шкала электромагнитных волн»...

Конспект урока 9 класс по теме : "Электромагнитные волны"

Ознакомить учащихся с понятием электромагнитной волны....