"Сказка про то, как Баба Яга о физике узнала". Ролевой проект. 7 класс.
методическая разработка по физике (7 класс) по теме
Вашему вриманию представлен ролевой проект как пример активизации познавательной деятельности учащихся при использовании пропедевтических дидактических игр при работе с разновозрастными группами учащихся. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут себе роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев с целью воссоздания различных социальных или деловых отношений через игровые ситуации. Результат проекта остается открытым до самого окончания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«СКАЗКА ПРО ТО, КАК БАБА ЯГА О ФИЗИКЕ УЗНАЛА»
Качуро И.Л.
Сатонина И.В.
Пояснительная записка
С психолого-педагогической точки зрения, игра - мощнейшая сфера «самости» человека: самовыражения, самоопределения, самопроверки, самореабилитации и так далее. Благодаря играм ребенок учится доверять самому себе и другим людям, распознавать, что принимать, а что опровергать в окружающем мире. Игровая деятельность учащихся относится к числу развивающих педагогических технологий, являясь действенным средством активизации познавательной деятельности учащихся.
Групповая учебная игра-это одна из форм коллективной познавательной деятельности, т.е., такого вида учебной деятельности, при которой:
- цель деятельности осознается учащимися как единая, требующая объединения усилий всего коллектива;
- организация деятельности предполагает распределение функций между участниками групповой игры;
- в процессе деятельности между участниками устанавливаются отношения взаимной ответственности, зависимости и взаимопомощи;
- контроль, корректировка и оценка деятельности осуществляется не только педагогом, но и самими учащимися;
- успех коллективной работы определяется, во-первых, уровнем познавательной активности и самостоятельности (т.е. степенью сформированности всех приемов самостоятельной деятельности) как отдельных учащихся, так и класса в целом, и, во-вторых, составом групп.
Практика показала, что не существует универсальной игры. Пригодной абсолютно для всех учащихся, групп и классов. Одна и та же игра в разных классах проходит по-разному. А потому необходима ее адаптация к конкретным условиям проведения. Игра не навязывается учащимся, а используется с целью поддержания интереса к предмету.
Под «игровыми технологиями» в педагогике понимается достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще «педагогическая игра» обладает существенным признаком - четко поставленной целью и соответствующим педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном или косвенном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью (Г.К.Селевко).
Данная игра является примером пропедевтической работы с младшими школьниками, позволяет дать представление о физике как можно раньше, возбудить у них интерес к изучению. Это мероприятие проводится в мае для учащихся 6 классов, которые в сентябре (7 класс) начнут изучать физику. Опыт показывает, что ребята с нетерпением и интересом ждут первого урока физики.
Цель игры: поддержать этот интерес.
Вид проекта: ролевой. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут себе роли литературных или исторических персонажей, выдуманных геро ев с целью воссоздания различных социальных или деловых от ношений через игровые ситуации. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное засе дание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?
Форма представления продукта: ролевая игра.
Программно-техническое обеспечение, необходимое для проведения учебного проекта: видеокамера с видеомагнитофоном, фотоаппарат, информационный стенд, компьютер, принтер.
Гости : учащиеся общеобразовательных школ города, педагоги и руководители учреждений образования округа, заинтересованные в реализации данной темы, родители учащихся, представители государственных, общественных и иных заинтересованных организаций.
По комплектности – это монопроект. Монопроекты реализуются, как правило, в рамках одного учебного предмета или одной области знания, хотя могут использовать информацию из других областей знаний и деятельности. Руководителем такого проекта выступает учитель-предметник, консультантом - учитель другой дисциплины. Нами представлен литературно-творческий, естественнонаучный, музыкальный проект. Интеграция осуществляется лишь на этапе подготовки продукта и презентации: например, компьютерная верстка литературного сценария или музыкальное оформление праздника.
По продолжительности: краткосрочный проект:
Краткосрочные проекты требуют выделения некоторого количества времени, которое используется для координации деятельности участников проектных групп. Основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации выполняется в рамках внеклассной деятельности и дома. Сам краткосрочный проект включает в себя мини-проекты, которые могут укладываться в один урок или часть урока. Работа над проектом ведется в группах, презентация каждой группы - 2 минуты.
Критерии оценки пректных работ:
Оценка презентации:
- артистизм и выразительность выступления;
- глубина и широта знаний по проблеме;
- компетентность докладчика (ответы на вопросы);
- Использование наглядности и технических средств.
Оценивание производится по 6-бальной системе.
Награждение: Все участники конкурса награждаются дипломом участника конкурса или памятными подарками и сувенирами.
Возраст участников проекта: разновозрастные группы учащихся по интересам. Игра проводится группой учащихся старших классов, что само по себе является одним из способов активизации познавательной деятельности учащихся. С целью активизации познавательной деятельности учащихся младших классов, для которых разыгрывается спектакль, им предлагается разделиться на «комфортные группы» по 4-6 человек, которые активно вовлекаются учащимися – актерами в «театральное действо».
А вот как поддержать этот интерес на протяжении всей учебы – этому и была посвящена данная работа.
СОН
Сказка про то, как Баба Яга о физике узнала.
Действующие лица:
Леша – «слабый» ученик
Федя – отличник, много читает
Мама Леши
Баба Яга
Авторы, исполнители, ассистенты, постановщики физических опытов, музыкальное и шумовое оформление – старшеклассники
Леша сидит в кресле спиной к зрителям. Фонограмма «видика».
Голос мамы:
-Леша! Леша!…Да сколько можно! Выключай!…Садись за уроки!
Л – Сейчас! Успею!
М – Что за наказание! У всех дети как дети…
Л – Да подожди ты!…
М- Я –то подожду!…
(мама щелкает выключателем)
Л – Эх! На самом интересном месте!… Ну, мама!…
М – С Феди бы пример брал…
Л – Федя – Федя! Черт бы побрал твоего Федю или нечистая унесла!
(разворачивает во время этих слов кресло и садится с учебником, листает, начинает монотонно бубнить…): - «механическим движением называется перемещение тел в пространстве относительно некоторой системы отсчета…» (засыпает…)
(Гаснет свет. Фонограмма : шум, треск, звон битого стекла. Слышны голоса)
- Ой!..Ай! Ай!…Держись!…Федя-а-а-а-а!…Федя-а-а-а!
- Падаем!…А-а-а!…
- Тьфу!…Зачем я только этой дорогой полетела?…
(загорается свечка. На сцене Баба Яга на метле со свечой в руках держит за веревку связанного Федю).
Я - Да помолчи ты, окаянный, без твоей физики тошно!
Ф – Вот именно! Без нее и тошно! До сих пор на метле летаешь, углы сшибаешь!
(включается свет, Баба Яга гладит свою метлу):
Я – Ты мою «роднулю» не хай! Она 300 лет мне служила и еще столько послужит. Ну, подумаешь, когда в поворот не впишемся!
Ф – Ох ты, бабка, и темная! Люди давно самолеты изобрели…
Я – Темная – темная… А вот зажарю тебя и съем такого светлого. И никакая физика не поможет!
Ф – Эх! Тебе бы только людей есть да на метле летать. А на свете есть ученые-физики, которые людям жить помогают!
Я – Ну «достал» ты меня со своей физикой. Совсем аппетит испортил. Ладно, давай так: убедишь меня, что без физики я прожить не смогу – так и быть, отпущу тебя. А нет – зажарю и съем!
Ф – Согласен!
Я – Слушай, а может тебя и есть нельзя? Твои физические законы промеж зубов застрянут!
Ф – Ха! Да у тебя их всего два!
Я – Два. Зато свои!
Ф – А вот физика бы тебе зубов добавила.
Я – Как это? Формулы что ли вместо выпавших ставят?
Ф – Да нет, искусственные зубы. И чтоб не больно было, укол обезболиващий делают. А используют при этом физическое явление. Диффузия, между прочим, называется.
Я – Дифу – чего?
Ф – А мы ребят попросим объяснить – чего!
ОБЪЯСНЕНИЕ: Явление диффузии предлагается объяснить ребятам в группах. |
Ф – Поняла, бабка? Или еще объяснить?
Я – Подожди, ты мне зубы не заговаривай! Лучше объясни, откуда ребята взялись?
Ф – А ты что забыла, что чуть школьную крышу не снесла, когда приземлялась? Ребята – ученики этой школы.
Я – И что, они все твои помощники? Больно много для спору нашего!
Ф (подмигивает ребятам):
- Да они еще только…год физику учат, а ты у нас аж 300 лет живешь!
Я – Да-а!…300 годков уже миновало!…А была я молодой да красивой…И попала, помню, во дворец заморский. А там диво - дивное: Человек – гора. Такой сильный, что другого такого во всем свете не сыскать: одной рукой мешки с зерном перекидывает, другой подковы гнет!…Не то, что ты – своей физикой заморенный, худенький да бледненький!
Ф – Тут, бабка, с тобой поспорить можно: кто сильнее – твой Человек – гора или современный человек. Что, посмотрим?
СОБИРАЕТСЯ установка электромагнита с подробным комментарием. (демонстрируют устройство, сначала просят Б-Я дернуть, потом желающие из зала, потом вызывают самого маленького…) |
Ф – Ну что, Яга, убедили?
Я – Ой! Подумаешь, штучку какую-то придумали! Да тут, поди, без колдовства, без нашей нечистой силы и не обойдешься!
Ф – Да что ты…Ребята, неужели и вы так считаете?
ОБЪЯСНЕНИЕ магнитного действия тока ( если уровень знаний ребят позволяет, то с их помощью)
Я – Магнит – магнит. «Лепистричество» какое-то выдумали. А кто из вас, таких сильных и умных, может в кипящую, бурлящую воду прыгнуть? А? Как Ванюшка, дружочек Конька – Горбунька? А? Прыгнуть и не обжечься,. Да еще красавцем писанным стать?
Ф - Ой! Бабуля! Да мы тебе сейчас такое покажем…
ОПЫТ с кипением под низким давлением. |
Я – Ну и что, в твоем кипятке запросто купаться можно?
Ф – Ну, насчет купаться я тебе ничего не обещаю, но то, что сильно не ошпаришься – это точно.
Я – Почему это? Ведь бурлить?
Ф – Слушай внимательно: ученые – физики установили, что, когда давление над поверхностью жидкости меньше нормального атмосферного давления, то вода кипит при температуре, меньшей, чем сто градусов Цельсия. Например, высоко в горах, где атмосферное давление очень мало, вода кипит даже при 60 градусах Цельсия.
Я – Ну давление – это понятно. Давит кто-то. А вот кто? И куда?
Ф – Не кто, а что. Атмосфера. Ребята, давайте поясним Бабе –Яге. Что такое атмосфера и атмосферное давление.
ОБЪЯСНЕНИЕ с помощью ребят в группах терминов «атмосфера» и «атмосферное давление» |
Я- Ну прямо вас послушаешь, так мы тут уже все раздавленные этой вашей «атмосхерой» лежать должны. Глупости какие-то. (Достает узелок, разворачивает: яйцо, хлеб. Начинает чистить яйцо.)
Ф – Бабуля, миленькая, поделись, а!
Я – На, сердешный, перекуси. ( Подает яйцо.)
Ф – Да нет! Я не есть. Для науки стараюсь. Смотри. Говоришь атмосфера не давит. А что ты скажешь, если яйцо в бутылке окажется?
Я – Как это?
ОПЫТ с яйцом. Объяснение: при горении уменьшается давление внутри бутылки и атмосферное давление вдавливает яйцо. |
Я – Нет, ну вы посмотрите на этого умельца – как я теперь это есть должна? (Начинает рыться в своих пожитках.)
- Добро переводят… Управы на вас нет. О! Нашла! Хоть огурец пожую.
Ф – (Подмигивает зрителям) Ой-ой-ой! Бабка! Стой! Не ешь! Живой ведь! Электрический он! (забирает огурец.)
(Бабка оторопело смотрит на Федю.)
ФЕДЯ с помощью зрителей показывает опыт с огурцом. (приборы и материалы: гальванометр демонстрационного амперметра, соединительные провода, соленый огурец, пластины от установки по электролизу или железный гвоздь). |
Я - Тьфу! И огурец спортил.
(Снова роется в вещах и вдруг из валенок вытаскивает свёрнутый листок)
- Ой! Да ведь и совсем забыла! Письмо! От брата мово.
- Старшего! Вот ум так ум! Голова светлая!
( Начинает читать письмо. В первом же предложении Федя
находит физическую ошибку и поправляет Бабу –Ягу. Затем
предлагает ребятам в группах искать неточности в рассказе).
Федя следит за тем, чтобы не была пропущена ни одна ошибка.
Если ученики не находят, сам останавливает Бабу-Ягу.
Я - Ой! Как вы мне надоели своими разговорами! Хоть бы помолчали, что - ли.
Ф-А что, мы и молча можем общаться.
Конкурс с карточками (задание группам): изобразить какое-либо физическое явление, термин, прибор (броуновское движение, сила всемирного тяготения, траектория, термометр и т. п.)
Ф - понравилось?
Я - …………….
Неужели и правду ваша физика такая интересная и всесильная?
Ф - Да конечно же! Ведь физика – это наука обо всём, что вокруг нас, обо всем, о чём мы пишем, говорим, думаем, спорим и даже поём!
Я – Да ну-у!
Ф- А что? Например, вода. Сколько примеров, опытов с нею! А сколько есть песен о воде!
Конкурс песен для учащихся в группах, где встречаются слова «вода», «снег», «лед», «пар» и т.п.
Можно в ходе конкурса менять задание: со словом «солнце», «земля»…
Я – Ну если даже песни про вашу физику есть – сдаюсь! Твоя взяла!
Ф – Хочешь сказать, что не будешь меня есть и отпустишь?
Я – Иди, куда хочешь! Я тоже полечу. Вот только метле ускорение сообщу………
(гаснет свет, фонограмма: шум, треск…голос Бабы-Яги):
- Ой! Опять не вписалась!…
(в это же время на сцене возобновляется картина первого действия. Леша в кресле. Открыл глаза. Протер их…)
Голос мамы:
- Леша! Федя звонил, звал опыты по физике делать. Пойдешь?
- Л - Да! Конечно!
В конце мероприятия подводится итог деятельности учащихся в группах. Самые активные участники награждаются памятными подарками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературоведческий ролевой проект «Погружение в эпоху средневековья по роману Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери» и мюзиклу «Notre-Dame de Paris».
Агинская окружная гимназия Сценарий урока: Литературоведческий ролевой проект«Погружение в эпоху средневековья по роману Виктора Гюго «Собор Парижск...
![](/sites/default/files/pictures/2024/06/23/picture-155705-1719162625.jpg)
Ролевой проект.
Театр на английском языкеВ качестве основной цели работы театра рассматривается возможность «вывести» общение на английском языке за рамки уроков, стимулировать развитие коммуникативных способностей у...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/26/picture-355126-1385486906.jpg)
Проект урока по физике в 7-м классе по теме "Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. Барометр анероид"
Урок проводился в рамках заседания городского методического объединения учителей физики. К плану-конспекту прилагается презентация, тест и лист баллов. На уроке использовалась рейтинговая система оцен...
![](/sites/default/files/pictures/2019/05/14/picture-1143654-1557845518.jpg)
Сценарий сказки по ППБ «Приключение Бабы Яги и Кикиморы или история о том, как они чуть не сожгли тридевятое царство» Автор: Дорофеева Ю.А Капаклы Т.А. Начало
Начало Баба Яга, Кикимора.Эй, полундра! Мрак и холод!!Что за шутки? Что за смех?Мы веселья не выносимЧто хотим – берем, не просим.Спорить с нами, мало толку,Нет преград лесным созданиям.Зна...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/22/picture-1375111-1645541605.jpg)
Проект интегрированного урока физики (физика-математика) в 7 классе по теме: "Решение задач на расчет Архимедовой силы".
Проект интегрированного урока физики (физика-математика) в 7 классе по теме:"Решение задач на расчет Архимедовой силы"....
![](/sites/default/files/pictures/2023/07/10/picture-1040838-1688991888.jpg)
Сценарий осеннего праздника по мотивам русской народной сказки «Гуси-лебеди» -- «Проделки Бабы Яги» (ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА)
ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...