Главные вкладки

    "Сказка про то, как Баба Яга о физике узнала". Ролевой проект. 7 класс.
    методическая разработка по физике (7 класс) по теме

    Сатонина Ирина Валентиновна

     

    Вашему вриманию представлен ролевой проект как пример активизации познавательной деятельности учащихся при использовании пропедевтических дидактических игр при работе с разновозрастными группами учащихся. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут себе роли литературных или исторических персонажей, выдуманных геро­ев с целью воссоздания различных социальных или деловых от­ношений через игровые ситуации. Результат проекта остается открытым до самого окончания. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon pro_fedyu.doc67.5 КБ

    Предварительный просмотр:

     «СКАЗКА ПРО ТО, КАК БАБА ЯГА О ФИЗИКЕ УЗНАЛА»

    Качуро И.Л.

    Сатонина И.В.

    Пояснительная записка

    С психолого-педагогической точки зрения, игра - мощнейшая сфера «самости» человека: самовыражения, самоопределения, самопроверки, самореабилитации и так далее. Благодаря играм ребенок учится доверять самому себе и другим людям, распознавать, что принимать, а что опровергать в окружающем мире. Игровая деятельность учащихся относится к числу развивающих педагогических технологий, являясь действенным средством активизации познавательной деятельности учащихся.

    Групповая учебная игра-это одна из форм коллективной  познавательной деятельности, т.е., такого вида учебной деятельности, при которой:

    1. цель деятельности осознается учащимися как единая, требующая объединения усилий всего коллектива;
    2. организация деятельности предполагает распределение функций между участниками групповой игры;
    3. в процессе деятельности между участниками устанавливаются отношения взаимной ответственности, зависимости и взаимопомощи;
    4. контроль, корректировка и оценка деятельности осуществляется не только педагогом, но и самими учащимися;
    5. успех коллективной работы определяется, во-первых, уровнем познавательной активности и самостоятельности (т.е. степенью сформированности всех приемов самостоятельной деятельности) как  отдельных учащихся, так и  класса в целом, и, во-вторых, составом групп.

    Практика показала, что не существует универсальной игры. Пригодной абсолютно для всех учащихся, групп и классов. Одна и та же игра в разных классах проходит по-разному. А потому необходима ее адаптация к конкретным условиям проведения. Игра не навязывается учащимся, а используется с целью поддержания интереса к предмету.

    Под «игровыми технологиями» в педагогике понимается достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще «педагогическая игра» обладает существенным признаком - четко поставленной целью и соответствующим педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном или косвенном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью (Г.К.Селевко).

    Данная игра является  примером  пропедевтической работы с младшими школьниками, позволяет дать  представление о физике как можно раньше, возбудить у них интерес к изучению. Это мероприятие проводится в мае для учащихся 6 классов, которые в сентябре (7 класс) начнут изучать физику. Опыт показывает, что ребята с нетерпением и интересом ждут первого урока физики.

    Цель игры: поддержать этот интерес.

    Вид проекта: ролевой. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут себе роли литературных или исторических персонажей, выдуманных геро ев с целью воссоздания различных социальных или деловых от ношений через игровые ситуации. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное засе дание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?

    Форма представления продукта: ролевая игра.

    Программно-техническое обеспечение, необходимое для проведения учебного проекта: видеокамера с видеомагнитофоном, фотоаппарат, информационный стенд, компьютер, принтер.

    Гости : учащиеся общеобразовательных школ города, педагоги и руководители учреждений образования округа, заинтересованные в реализации данной темы, родители учащихся, представители государственных, общественных и иных заинтересованных организаций.

    По комплектности – это монопроект. Монопроекты  реализуются, как правило, в рамках одного учебного предмета или одной области знания, хотя могут использовать информацию из других областей знаний и деятельности. Руководителем такого проекта выступает учитель-предметник, консультантом - учитель другой дисциплины. Нами представлен литературно-творческий, естественнонаучный, музыкальный проект. Интеграция осуществляется лишь на этапе подготовки продукта и презентации: например, компьютерная верстка литературного сценария или музыкальное оформление праздника.

    По продолжительности: краткосрочный проект:

    Краткосрочные проекты требуют выделения некоторого количества времени, которое используется для координации деятельности участников проектных групп. Основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации выполняется в рамках внеклассной деятельности и дома. Сам краткосрочный проект включает в себя мини-проекты, которые могут укладываться в один урок или часть урока. Работа над проектом ведется в группах, презентация каждой группы - 2 минуты.

    Критерии оценки пректных работ:

    Оценка презентации:

    1. артистизм и выразительность выступления;
    2. глубина и широта знаний по проблеме;
    3. компетентность докладчика (ответы на вопросы);
    4. Использование наглядности и технических средств.

    Оценивание производится по 6-бальной системе.

    Награждение: Все участники конкурса награждаются дипломом участника конкурса или памятными подарками и сувенирами.

    Возраст участников проекта: разновозрастные группы учащихся по интересам. Игра проводится группой учащихся старших классов, что само по себе является одним из способов активизации познавательной деятельности учащихся.        С целью активизации  познавательной деятельности         учащихся младших классов, для которых разыгрывается спектакль, им предлагается разделиться на «комфортные группы» по 4-6 человек, которые активно вовлекаются учащимися – актерами в «театральное действо».

    А вот как поддержать этот интерес на протяжении всей учебы – этому и была посвящена данная работа.

    СОН

    Сказка про то, как Баба Яга о физике узнала.

    Действующие лица:

    Леша – «слабый» ученик

    Федя – отличник, много читает

    Мама  Леши

    Баба Яга 

    Авторы, исполнители, ассистенты, постановщики физических опытов, музыкальное и шумовое оформление – старшеклассники

    Леша сидит в кресле спиной к зрителям. Фонограмма  «видика».

    Голос мамы:

    -Леша! Леша!…Да сколько можно! Выключай!…Садись за уроки!  

    Л – Сейчас! Успею!

            М – Что за наказание! У всех дети как дети…

            Л – Да подожди ты!…

            М- Я –то подожду!…

            (мама щелкает выключателем)

            Л – Эх! На самом интересном месте!… Ну, мама!…

            М – С Феди бы пример брал…

            Л – Федя – Федя! Черт бы побрал твоего Федю или нечистая унесла!

            (разворачивает во время этих слов кресло и садится с учебником, листает, начинает монотонно бубнить…): - «механическим движением называется перемещение тел в пространстве относительно некоторой системы отсчета…» (засыпает…)

            (Гаснет свет. Фонограмма : шум, треск, звон битого стекла. Слышны голоса)

    1. Ой!..Ай! Ай!…Держись!…Федя-а-а-а-а!…Федя-а-а-а!
    2. Падаем!…А-а-а!…
    3. Тьфу!…Зачем я только этой дорогой полетела?…

    (загорается свечка. На сцене Баба Яга на метле со свечой в руках держит за веревку связанного Федю).

            Я - Да помолчи ты, окаянный, без твоей физики тошно!

            Ф – Вот именно! Без нее и тошно! До сих пор на метле летаешь, углы сшибаешь!

    (включается свет, Баба Яга гладит свою метлу):

            Я – Ты мою «роднулю» не хай! Она 300 лет мне служила и еще столько послужит. Ну, подумаешь, когда в поворот не впишемся!

            Ф – Ох ты, бабка, и темная! Люди давно самолеты изобрели…

            Я – Темная – темная… А вот зажарю тебя и съем такого светлого. И никакая физика не поможет!

            Ф – Эх! Тебе бы только людей есть да на метле летать. А на свете есть ученые-физики, которые людям жить помогают!

            Я – Ну «достал» ты меня со своей физикой. Совсем аппетит испортил. Ладно, давай так: убедишь меня, что без физики я прожить не смогу – так и быть, отпущу тебя. А нет – зажарю и съем!

            Ф – Согласен!

            Я – Слушай, а может тебя и есть нельзя? Твои физические законы промеж зубов застрянут!

            Ф – Ха! Да у тебя их всего два!

            Я – Два. Зато свои!

            Ф – А вот физика бы тебе зубов добавила.

            Я – Как это? Формулы что ли вместо выпавших ставят?

            Ф – Да нет, искусственные зубы. И чтоб не больно было, укол обезболиващий делают. А используют при этом физическое явление. Диффузия, между прочим, называется.

            Я – Дифу – чего?

            Ф – А мы ребят попросим объяснить – чего!

    ОБЪЯСНЕНИЕ: Явление диффузии предлагается объяснить ребятам в группах.

            Ф – Поняла, бабка? Или еще объяснить?

            Я – Подожди, ты мне зубы не заговаривай! Лучше объясни, откуда ребята взялись?

            Ф – А ты что забыла, что чуть школьную крышу не снесла, когда приземлялась? Ребята – ученики этой школы.

            Я – И что, они все твои помощники? Больно много для спору нашего!

            Ф  (подмигивает ребятам):

    1. Да они еще только…год физику учат, а ты у нас аж 300 лет живешь!

    Я – Да-а!…300 годков уже миновало!…А была я молодой да красивой…И попала, помню, во дворец заморский. А там диво - дивное: Человек – гора. Такой сильный, что другого такого во всем свете не сыскать: одной рукой мешки с зерном перекидывает, другой подковы гнет!…Не то, что ты – своей физикой заморенный, худенький да бледненький!

    Ф – Тут, бабка, с тобой поспорить можно: кто сильнее – твой Человек – гора или современный человек. Что, посмотрим?

    СОБИРАЕТСЯ  установка электромагнита с подробным комментарием.

    (демонстрируют устройство, сначала просят Б-Я дернуть, потом желающие из зала, потом вызывают самого маленького…)

    Ф – Ну что, Яга, убедили?

    Я – Ой! Подумаешь, штучку какую-то придумали! Да тут, поди, без колдовства, без нашей нечистой силы и не обойдешься!

    Ф – Да что ты…Ребята, неужели и вы так считаете?

    ОБЪЯСНЕНИЕ магнитного действия тока ( если уровень знаний ребят позволяет, то с их помощью)

    Я – Магнит – магнит. «Лепистричество» какое-то выдумали. А кто из вас, таких сильных и умных, может в кипящую, бурлящую воду прыгнуть? А? Как Ванюшка, дружочек Конька – Горбунька? А? Прыгнуть и не обжечься,. Да еще красавцем писанным стать?

     Ф - Ой! Бабуля! Да мы тебе сейчас такое покажем…

    ОПЫТ с кипением под низким давлением.

    Я – Ну и что, в твоем кипятке запросто купаться можно?

    Ф – Ну, насчет купаться я тебе ничего не обещаю, но то, что сильно не ошпаришься – это точно.

    Я – Почему это? Ведь бурлить?

    Ф – Слушай внимательно: ученые – физики установили, что, когда давление над поверхностью жидкости меньше нормального атмосферного давления, то вода кипит при температуре, меньшей, чем сто градусов Цельсия. Например, высоко в горах, где атмосферное давление очень мало, вода кипит даже при 60 градусах Цельсия.

    Я – Ну давление – это понятно. Давит кто-то. А вот кто? И куда?

    Ф – Не кто, а что. Атмосфера. Ребята, давайте поясним Бабе –Яге. Что такое атмосфера и атмосферное давление.

    ОБЪЯСНЕНИЕ с помощью ребят в группах терминов «атмосфера» и «атмосферное давление»

    Я- Ну прямо вас послушаешь, так мы тут уже все раздавленные этой вашей «атмосхерой» лежать должны. Глупости какие-то. (Достает узелок, разворачивает: яйцо, хлеб. Начинает чистить яйцо.)

    Ф – Бабуля, миленькая, поделись, а!

    Я – На, сердешный, перекуси. ( Подает яйцо.)

    Ф – Да нет! Я не есть. Для науки стараюсь. Смотри. Говоришь атмосфера не давит. А что ты скажешь, если яйцо в бутылке окажется?

    Я – Как это?

    ОПЫТ с яйцом.

    Объяснение: при горении уменьшается давление внутри бутылки и атмосферное давление вдавливает яйцо.

    Я – Нет, ну вы посмотрите на этого умельца – как я теперь это есть должна? (Начинает рыться в своих пожитках.)

    1. Добро переводят… Управы на вас нет. О! Нашла! Хоть огурец пожую.

    Ф – (Подмигивает зрителям) Ой-ой-ой! Бабка! Стой! Не ешь! Живой ведь! Электрический он! (забирает огурец.)

    (Бабка оторопело смотрит на Федю.)

    ФЕДЯ с помощью зрителей показывает опыт с огурцом.

    (приборы и материалы: гальванометр демонстрационного амперметра, соединительные провода, соленый огурец, пластины от установки по электролизу или железный гвоздь).

    Я - Тьфу! И огурец спортил.

    (Снова роется в вещах и вдруг из валенок вытаскивает свёрнутый листок)

    1. Ой! Да ведь и совсем забыла! Письмо! От брата мово.
    2. Старшего! Вот ум так ум! Голова светлая!  

    ( Начинает читать письмо. В первом же предложении Федя

    находит физическую ошибку и поправляет Бабу –Ягу. Затем

    предлагает ребятам в группах  искать неточности в рассказе).

    Федя следит за тем, чтобы не была пропущена ни одна ошибка.

    Если ученики не находят, сам останавливает Бабу-Ягу.

    Я - Ой! Как вы мне надоели своими разговорами! Хоть бы помолчали, что - ли.

    Ф-А что, мы и молча можем общаться.

    Конкурс с карточками (задание группам): изобразить какое-либо физическое явление, термин, прибор (броуновское движение, сила всемирного тяготения, траектория, термометр и т. п.)

    Ф - понравилось?

    Я - …………….

    Неужели и правду ваша физика такая интересная и всесильная?

    Ф - Да конечно же! Ведь физика – это наука обо всём, что вокруг нас, обо всем, о чём  мы пишем, говорим, думаем, спорим и даже поём!

    Я – Да ну-у!

    Ф- А что? Например, вода. Сколько примеров, опытов с нею! А сколько есть песен о воде!

    Конкурс песен для учащихся в группах, где встречаются слова «вода», «снег», «лед», «пар» и т.п.

     Можно в ходе конкурса менять задание: со словом «солнце», «земля»…

    Я – Ну если даже песни про вашу физику есть – сдаюсь! Твоя взяла!

    Ф – Хочешь сказать, что не будешь меня есть и отпустишь?

    Я – Иди, куда хочешь! Я тоже полечу. Вот только метле ускорение сообщу………

    (гаснет свет, фонограмма: шум, треск…голос Бабы-Яги):

    - Ой! Опять не вписалась!…

    (в это же время на сцене возобновляется картина первого действия. Леша в кресле. Открыл глаза. Протер их…)

    Голос мамы:

    1. Леша! Федя звонил, звал опыты по физике делать. Пойдешь?
    2.  Л - Да! Конечно!

    В конце мероприятия подводится итог деятельности учащихся в группах. Самые активные участники награждаются памятными подарками.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по теме: «Рождество». Технология эффективного обучения посредством ролевой игры. Класс: «3»

    Главная дидактическая цель урока:Определить уровень сформированности усвоения лексики по теме «Рождество», музыкальная фонетика, формирование навыков работы на сцене. Ролевые игры. Развиваю...

    Литературоведческий ролевой проект «Погружение в эпоху средневековья по роману Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери» и мюзиклу «Notre-Dame de Paris».

    Агинская окружная гимназия      Сценарий урока:   Литературоведческий ролевой проект«Погружение в эпоху средневековья по роману Виктора Гюго «Собор Парижск...

    Ролевой проект "Стебель"

    Ролевой  проект  "Стебель"...

    Ролевой проект.

    Театр на английском языкеВ качестве основной цели работы театра рассматривается возможность «вывести» общение на английском языке за рамки уроков, стимулировать развитие коммуникативных способностей у...

    Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...

    ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО ФИЗИКЕ ЗА КУРС 11 КЛАССА ПО УЧЕБНИКУ Г.Я. МЯКИШЕВА, Б.Б. БУХОВЦЕВА, Н.Н. СОТСКОГО «ФИЗИКА. 11 КЛАСС». (Всего 102 часов. 3 часов в неделю).

    ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО ФИЗИКЕ ЗА КУРС 11 КЛАССА ПО УЧЕБНИКУ Г.Я. МЯКИШЕВА, Б.Б. БУХОВЦЕВА, Н.Н. СОТСКОГО «ФИЗИКА. 11 КЛАСС».  (Всего 102 часов. 3 часов в неделю)....

    Проект урока по физике в 7-м классе по теме "Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. Барометр анероид"

    Урок проводился в рамках заседания городского методического объединения учителей физики. К плану-конспекту прилагается презентация, тест и лист баллов. На уроке использовалась рейтинговая система оцен...