ДЕТСКИЕ ВОПРОСЫ
методическая разработка по физике (9 класс) по теме

ТЕАТРАЛИЗОВАННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПО ФИЗИКЕ ПРО ДЕТСКИЕ ВОПРОСЫ И НЕДЕТСКИЕ ОТВЕТЫ. ИНТЕРЕСНО!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon detskie_voprosy.doc376.5 КБ

Предварительный просмотр:

    Детские вопросы

Театрализованное представление

Ведущий. Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня мы приготовили вам сюрприз: вопросы эрудитам задают «почемучки»!

Звучит песня С. Никитина на стихи Ю. Мориц «Это очень интересно». На игровую площадку выходят первоклассники, которые будут задавать вопросы эрудитам.

Ведущий. Берусь утверждать, что самыми трудными бывают именно детские вопросы. Чаще всего взрослые отмахиваются от этих вопросов, которые им кажутся очень простыми, а ведь иногда попытка ответить на такой вопрос может привести к крупному научному открытию.

Первоклассники показывают залу юмористический плакат: дети стряхивают яблоки на сидящего под яблоней Ньютона.

Ведущий. Не детский ли вопрос задал себе Ньютон, увидев падающее яблоко? И каким фундаментальным открытием стал ответ на него. Недаром в зените своей славы Ньютон говорил о себе: «Мне кажется, что я всего лишь мальчик, играющий на берегу океана». Ведь дети видят мир особым образом. Они не разучились удивляться, их все интересует, они верят тому, что видят, им во всем хочется разобраться и все разобрать. Это действительно «почемучки». И как неожиданны и парадоксальны бывают их вопросы!

Появляются Самоделкин, Карандаш, Дюймовочка и Незнайка.

Ведущий. Сегодня, как видите, действительно вечер сюрпризов. У нас в гостях еще одна команда эрудитов — сборная Клуба веселых человечков. Знакомьтесь: капитан команды — Самоделкин! Образование техническое, может все — участник телевизионной передачи «Это вы можете». Думает, что знает все, — участвовал в передаче «Что? Где? Когда?», а к нашей игре обратился впервые. Члены команды: Карандаш! Натура творческая. Импровизатор. Карандашную графику предпочитает акварели и маслу. В балете и музыке любит рисунок. Дюймовочка! Филолог по образованию и призванию. Снялась в ряде мультфильмов, в том числе и за рубежом. Любит сказки с хорошим концом и детей дошкольного возраста. Незнайка! Эрудит по призванию: задает вопросы и сам же на них отвечает. Считает, что в технике разбирается лучше Самоделкина, рисует быстрее Карандаша, а в кино смог бы сыграть успешнее Дюймовочки. Итак, все команды готовы, можно начинать игру.

Незнайка крутит пальцем стрелку вертушки и останавливает ее напротив вопроса № 1.

Ведущий. Внимание, первый вопрос.

Двое первоклассников появляются на сцене и подходят к заранее установленному зеркалу.

1-й первоклассник. Смотрите, я поднимаю левую руку, а он (показывает на отражение) правую...

2-й первоклассник (дополняет товарища). А я поднимаю правую, а он (показывает на отражение) левую. Значит, зеркало все переворачивает. А может ли оно перевернуть нас вверх ногами?

Ведущий. Очень интересный вопрос! Действительно, может ли зеркало перевернуть изображение не слева направо, а сверху вниз?

Дюймовочка. Ой!

Карандаш. Детский вопрос!

Незнайка. Детский вопрос!

Все хватаются за голову.

Самоделкин. Думайте, думайте, версии предлагайте! Дюймовочка, у тебя есть зеркальце?

Дюймовочка. Ой! (Достает зеркальце и поправляет прическу.)

Карандаш. Кто будет отвечать?

Незнайка. Я! Я знаю! Нужно перед зеркалом встать на голову!

Карандаш. На какую еще голову?

Незнайка. На здоровую!

Самоделкин. Еще версии есть?

Карандаш. А если зеркало круглое?

Ведущий. Ваше время истекло. Кто будет отвечать?

Дюймовочка. Ой! Мальчики! Время!

Самоделкин. Мы... считаем... что, для того чтобы зеркало переворачивало изображение не слева направо, а сверху вниз, его надо... его надо... изогнуть!

Ведущий. Оригинальная версия! Но вопрос, по-моему, был поставлен несколько иначе: может ли обычное зеркало перевернуть изображение не слева направо, а сверху вниз? Давайте попросим эрудитов ответить на этот вопрос и заодно прокомментировать ответ Самоделкина.

Правильный ответ. Обычное зеркало отражает предмет относительно перпендикуляра к своей плоскости, поэтому,

чтобы отразиться в зеркале «снизу вверх», нужно встать на него или подвесить его над головой. Вогнутое зеркало меняет направление относительно двух осей, и в результате мы видим в нем перевернутое изображение.

Ведущий. Игра продолжается. «Почемучки» против эрудитов! Вы сами убедились сейчас, как непросты бывают детские вопросы. Пожалуйста, второй вопрос.

Незнайка раскручивает стрелку вертушки и останавливает ее напротив вопроса № 2, но Дюймовочка подталкивает стрелку к музыкальной паузе.

Незнайка. Вопрос!

Дюймовочка. Музыкальная пауза!

Незнайка. Вопрос!

Дюймовочка. Пауза!

Незнайка. Я видел!

Дюймовочка. Я хочу!

Ведущий. Друзья мои, не будем спорить. Пауза так пауза. Нет такой паузы, в которой бы не содержалось вопроса. Тем более детского.

Звучит веселая мелодия. На сцену выходят первоклассники — мальчики и девочки — и под фонограмму «играют в музыкантов»: дудят, стучат на детских музыкальных инструментах.

Девочка (обращаясь к мальчику с детской трубой). Ты кто?

Мальчик. Я дудач. Я дую в трубу.

Девочка. В трубу нужно не дуть, она нужна, чтобы играть на ней.

Мальчик. Нет, дуть. Я видел: в трубу дуют.

Девочка. Зачем же в нее дуть, разве она горячая?

Ведущий. Мне кажется, вопрос уже задан: почему музыканты дуют в трубу? Как они извлекают звуки, допустим, из обыкновенного горна (берет горн и трубит)?

Незнайка. Вот так-так! Была музыкальная пауза — стал вопрос.

Дюймовочка. Ой!

Самоделкин. Думайте, думайте, версии предлагайте!

Незнайка. Я умею играть на трубе. Главное - дуть посильнее.

Карандаш. А щеки надуваешь?

Незнайка. А как же! Чтобы воздуха больше было!

Самоделкин. Так, кроме щек, версии есть?

Дюймовочка. Ой!

Карандаш. Воздух в горне закручивается и бьется о стенки.

Незнайка. Правильно, правильно! Чем больше закрутишь, тем сильнее звучит.

Ведущий. Время!

Дюймовочка. Ой, время!

Самоделкин. Отвечать буду я. Мы думаем, что... музыканты дуют в трубу для того, чтобы их воздух в трубе закрутился и поэтому зазвучал.

Ведущий. Ну что ж, ответ знатоков Клуба веселых человечков нуждается, как минимум, в комментарии. Итак, получен ли правильный ответ на вопрос «почемучек»? Зачем музыканты дуют в трубу? И попутный вопрос: почему так причудливо изогнуты духовые инструменты?

Правильный ответ. В трубу дуют не для того, чтобы воздух из легких музыкантов прошел сквозь нее (да это и невозможно в ряде случаев: как продуть бас-геликон с его объемом?). При игре на любом типе духовых инструментов дыхание музыканта лишь помогает возбудить колебания того воздуха, который уже есть в трубе. Воздушный столб колеблется вдоль, а не поперек, и поэтому волны колебаний свободно огибают извивы труб. Все медные духовые инструменты изогнуты исключительно ради компактности, звук от этого не становится ни хуже, ни лучше.

Ведущий. Следующий вопрос!

На сцене первоклассники — мальчик и девочка — пьют чай.
Мальчик поднимает стакан с чаем и пытается, чуть наклонив,

вылить часть чая из стакана. Моментально возвращает стакан в вертикальное положение, затем наклоняет еще раз. Вновь наклоняет и опять возвращает в вертикальное положение, затем наклоняет еще раз. Наконец, резко наклоняет стакан, и чай выливается.

Девочка. Ой, что ты делаешь?

Мальчик. А почему он выливается?

Ведущий. Вопрос задан!

Дюймовочка. Ой!

Самоделкин. Думайте, думайте!

Карандаш. Ну и детский вопросик! Выливается потому, что выливается.

Незнайка. А если молоко?

Самоделкин. Что - молоко?

Незнайка. Кто же это молоко выливает?

Дюймовочка. Ой, правда!

Самоделкин. Другие версии есть?

Карандаш. Выливается, выливается... Что такое — выливается, кто знает? Может, здесь что-то?

Самоделкин. Вода тяжелая. А?

Дюймовочка. Ой, правда!

Самоделкин. Другие версии есть?

Незнайка. А газированная вода? Она же легкая - там пузырьки! Газированная вода не выливается!

Карандаш. Как это не выливается? Выливается! Я пил газированную воду!

Незнайка. Это с сиропом. Сироп тяжелый.

Дюймовочка. С малиновым сиропом!

Ведущий. Время!

Дюймовочка. Ой, время!

Самоделкин. Отвечать будет... я! Наши мнения разделились, но мы считаем, что вода выливается. Это первое. А выливается потому, что она тяжелее воздуха. Это второе.

Ведущий. Итак, мнение Клуба веселых человечков: вода выливается потому, что она тяжелее воздуха. Я хотел бы обратить особое внимание команд и зрителей на этот удивительный вопрос. Без сомнения, открытия приходят к тем, кто сохранил в себе способность задавать детские вопросы, удивляться очевидному. Вода выливается — это все знают. Но вот вопрос: почему? И он не так прост, как может показаться. Я продемонстрирую вам несколько несложных экспериментов.

Эксперимент 1-й. Я беру стакан с водой и переворачиваю его. Как и следовало ожидать, вода выливается.

Эксперимент 2-й. Я беру тот же стакан с водой, закрываю его листком бумаги и переворачиваю. Вода не выливается. Это известный опыт. Объясняется он действием атмосферного давления, уравновешивающего вес воды.

Эксперимент 3-й. Я наливаю воду во флакончик из-под духов и переворачиваю его. Вода не выливается.

И вот, продемонстрировав эти три эксперимента, я вновь повторяю вопрос, заданный малышом; почему выливается вода из стакана?

Правильный ответ. Объяснение, что вода выливается под действием силы тяжести, несостоятельно, поскольку ни слова не сказано об атмосферном давлении. На нижней поверхности перевернутой жидкости образуются волны. Листок бумаги во втором эксперименте воспрепятствовал возникновению таких волн, и атмосферное давление удержало воду в стакане. Если убрать листок, то атмосферное давление сможет удержать воду в перевернутом стакане только тогда, когда колебания нижней поверхности перевернутой жидкости с течением времени прекращаются, т. е. становятся затухающими.

Свойства волн на нижней поверхности жидкости определяются поверхностным натяжением.

Если диаметр отверстия сосуда меньше некоторой критической длины, то неустойчивые волны не возникают. Во всех

случаях основным — «удерживающим» — фактором является атмосферное давление. Следует отметить, что существуют
жидкости, которые «выливаются» из неперевернутого стакана в силу явления сверхтекучести!

Ведущий. Передаю слово жюри.

Жюри подводит итоги конкурса и в заключение делает вывод, что команда Клуба веселых человечков недостаточно хорошо подготовлена к столь серьезным соревнованиям и поэтому переходит в разряд зрителей.

Дюймовочка. Ой!

Незнайка. Надо было вместо Карандаша Буратино взять!

Карандаш. А вместо Незнайки — Знайку!

Самоделкин. Ничего, подготовимся и еще себя покажем!

Ведущий. Безусловно! А теперь я приглашаю вас быть зрителями дальнейших наших конкурсов.

Вы обратили внимание, что детские вопросы часто возникают у детей во время игры. Недаром А. Эйнштейн говорил, что его теория относительности — это детская игра по сравнению с детской игрой. Итак, следующий вопрос.

На сцену выходят двое первоклассников. Мальчик показывает юмористический плакат: вороны играют в хоккей на льду реки.

Мальчик. Смотри, какой рисунок у меня. Смешной?

Девочка. Не смешной, а неправильный!

Мальчик. Почему?

Девочка Потому что вороны зимой сидят на деревьях! На льду холодно.

Мальчик. Нет, на льду! Я сам видел, они на льду сидят!

Девочка. Нет, только на деревьях!

Ведущий. Кто же из ребят прав? Можно ли зимой увидеть птиц на льду? Ворон, например?

Незнайка. А ты, Карандаш, видел зимой птиц на льду?

Карандаш. Тише, тише, давай послушаем ребят.

Правильный ответ. В борьбе за существование птицы научились использовать в своих интересах законы физики. Например, они знают о фазовых переходах. При замерзании 1 г воды в окружающую среду выделяется 70 кал теплоты (необходимых для превращения 1 г льда в воду). Во время сильных морозов происходит утолщение ледяного покрова, связанное с выделением теплоты, и птицы действительно зимой на льду греются!

Ведущий. Мы снова приглашаем на сцену «почемучек».
На сцену выходят несколько первоклассников. Один из них читает отрывок из сказки К. Чуковского «Доктор Айболит». 1-й мальчик.

И встал Айболит, побежал Айболит,
По полям, по лесам, по лугам он бежит,
И одно только слово твердит Айболит:
«Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!»
И горы встают перед ним на пути,
И он по горам начинает ползти.
А горы все выше, а горы все круче,
А горы уходят под самые тучи!
2-й мальчик. Вот это горы так горы! Выше неба!
Девочка. Скажешь тоже! Таких гор не бывает. Выше неба только солнце бывает.

3-й мальчик. Почему не бывает? Бывает. Горы всякие нужны, горы всякие важны!

Ведущий. Сложнейший вопрос эрудитам, по-моему. Действительно, могут ли быть на земле горы выше 9 км (с учетом высоты Эвереста - 8848 м)?

Правильный ответ. Высота земных гор не превышает 9 км потому, что прочность камней у основания гор не выдержит больших нагрузок, хотя в основании Эвереста, например, - прочнейшие породы: докембрийские гнейсы и граниты. В конечном итоге прочность пород в основании гор определяется силами сцепления атомов.

Таким образом, законы микромира и макромира оказываются взаимосвязанными.

Ведущий. Мы продолжаем наш конкурс.

На сцену выбегают первоклассники. Они бегают и машут руками.

Дюймовочка. Ой, что вы делаете?

Мальчик. Играем. В «гуси-лебеди»!

Дюймовочка. Неправильно! Гуси-лебеди всегда парами летают! А впереди должен лететь главный гусь-лебедь. Вот так!
(Дюймовочка показывает, как должны летать гуси-лебеди.)

Ведущий. Здесь есть вопрос эрудитам. Почему некоторые птицы во время далеких перелетов размещаются цепочкой или косяком?

Дюймовочка. Да-да, вот я видела «танец маленьких лебедей» (напевает мелодию). Они так красиво и одновременно руками машут.

Ведущий. Одновременно? Это существенное дополнение Дюймовочки поможет мне усложнить вопрос: одновременно ли птицы в цепочке взмахивают крыльями?

Правильный ответ. Воздух обтекает тело вожака, как вода нос корабля. В пределах угла косяка уменьшается сопротивление воздуха. Взмахи крыльев косяка, кроме того, создают воздушную энергию и облегчают движение более слабых птиц, т. е. птицы в косяке или цепочке связаны воздушной волной и работа их крыльев совершается в резонанс. Если воображаемой линией соединить концы крыльев птиц в определенный момент времени, то получится синусоида.

Ведущий демонстрирует зрителям плакат: птицы, летящие косяком. Линия, соединяющая концы их крыльев, — синусоида. Жюри подводит итоги конкурса.

Самоделкин. Разрешите мне задать эрудитам детский вопросик! Ведь мы, веселые человечки, тоже «почемучки».

Ведущий. Не возражаю.

Карандаш (Самоделкину). Задавайте посложнее, чтобы не ответили!

Самоделкин. Совсем простой вопросик. Вот вам несколько предметов (достает ножницы, кусок проволоки, батарейку, коробку с кнопками, компас). Не могли бы вы, уважаемые эрудиты, рассказать, как с помощью некоторых из этих вещей смастерить... магнит!

Дюймовочка. Ой!

Незнайка. Молодец Самоделкин! Вот это действительно детский вопросик!

Ведущий. Ну что ж, эрудиты, попробуйте ответить на вопрос Самоделкина.

Правильный ответ. Нужно взять ножницы и сориентировать их острым концом на север. За пару дней ножницы превратятся в слабый магнит за счет наведенного магнитного поля.

Незнайка. Теперь мой вопрос.

Дюймовочка. Нет, моя очередь!

Незнайка. Я раньше сказал!

Дюймовочка. А я раньше занимала!

Ведущий. Не будем спорить, друзья. У каждого будет возможность задать вопрос. Давайте послушаем Дюймовочку.

Дюймовочка. У меня такой вопрос. Зачем мальчишки дуют на огонь?

Незнайка. Ну и вопрос! Ты бы, Дюймовочка, у меня спросила! Дуют, чтобы костер ярче горел! Если дуть на угли, то они разгораются!

Карандаш. Неправильно! Неправильно! Дуют, чтобы огонь задуть. Если дуть на свечку, она погаснет.

Ведущий. В самом деле. Если дуть на угли - они разгораются сильнее. А если дуть на свечу - она гаснет. Парадокс! Что по этому поводу могут сказать эрудиты?

Правильный ответ. Вещество горит, если оно имеет соответствующую температуру. Тлеющий уголь в струе холодного

воздуха практически не остывает, а, напротив, получая дополнительное кислородное «питание», разгорается сильнее. Свеча в струе холодного (по сравнению с температурой горения) воздуха быстро теряет оболочку нагретого воздуха, остывает, и процесс горения прекращается.

Незнайка. Ну, теперь-то, наконец, моя очередь!

Ведущий. Внимание. Слушаем вопрос Незнайки.

Незнайка. Вы когда-нибудь кур видели?

Ведущий. В каком смысле?

Незнайка. Вы замечали когда-нибудь, что куры едят камни. А? Значит, камни для кур съедобные? Вот у меня и возник такой вопросик: а бывают ли съедобные камни, которые и мы (показывает на веселых человечков), и вы (обращается к ведущему и ребятам) могли бы съесть?

Карандаш. Кому еще может прийти в голову есть камни? Только Незнайке.

Ведущий. Тем не менее вопрос задан. Итак, бывают ли съедобные камни?

Правильный ответ. Съедобным камнем является соль. С точки зрения минералогии соль (хлористый натрий) — обыкновенный камень, галит.

Жюри подводит итоги конкурса.

Незнайка. У меня есть самый последний вопросик!

Ведущий. Но игра, дорогой Незнайка, уже закончилась...

Незнайка. Нет-нет, еще один вопросик почемучкам. Они сегодня все время задавали вопросы, надо же и им на что-нибудь ответить. Вот я сочинил песенку, сейчас я ее вам спою, а потом задам вопрос.

Дюймовочка. Ой, как интересно!                     >

Незнайка. Песенка бегемота, мечтающего стать гиппопотамом!

Очень мне грустно: я бегемот.
У бегемота много забот.

Вот если б был я гиппопотам,
Целыми днями жевал бы банан.

Да-да, честное слово,
Быть бегемотом хуже плохого.
Кто передвинет в квартире комод?
Ясное дело, что бегемот.
Кто от работы сбежит на диван?
Ясное дело — гиппопотам.
Да-да, вот, между прочим:
Быть бегемотом хлопотно очень.
Если на пол разолью я компот,
Мама ругает: «Вот бегемот!»
Если бы гиппопотамом был я,
Как бы ругала мама меня?

Да-да, точно известно:
Быть бегемотом неинтересно.
Ночью мне страшно: солнышко спит.
Месяц нарочно в окошко глядит.
Но засыпаю, и в солнечных снах...
Гиппопотам я с цветочком в зубах!
Да-да, снится, что — ах! —
Гиппопотам я с цветочком в зубах!

Дюймовочка. Замечательная песенка. Но какой тут вопросик почемучкам?

Незнайка. А как бегемотику стать гиппопотамчиком, а?

Первоклассники отвечают на вопрос Незнайки. Как известно, никакой разницы между значениями этих слов нет. К. И. Чуковский, правда, остроумно называл гиппопотама «большим бегемотом».

Ведущий. Наша игра подошла к концу. Я поздравляю команду-победительницу сегодняшнего конкурса. Последнее интервью с веселыми человечками. Ваше мнение о сегодняшней игре.

Дюймовочка. Мне очень понравился капитан команды- победительницы.

Самоделкин. Несмотря на наше поражение, я нисколько не огорчен. Эрудиты были сильнее.

Карандаш. Ничего, подготовимся и еще себя покажем!

Незнайка (цитирует отрывок из стихотворения Д. Хармса «Почемучки и откудки»).

Все сплошные «что» да «если»,
«Почему», «откуда», «как»!
А на них ответы есть ли?
Говорят примерно так:

Первоклассники (хором).

Очень скоро подрастешь,
Тайны эти сам поймешь!

Ведущий. Спасибо вам, первоклассники и веселые человечки, за участие в игре!
Литература

Крейчи, В. Мир глазами современной физики. — М., 1984.
Понимаете ли вы физику? — М., 1968.
Перелъман, Я. И. Занимательная физика: В 2 кн. — М., 1986.
Энциклопедический словарь юного физика. — М., 1984.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К вопросу о роли бабушки и дедушки в воспитании и обучении ребенка в условиях нетрадиционной семьи детского дома-школы «Дом детства» №95

Формирование системы ценностей ребенка-сироты в процессе эмоционально насыщенного содержательного общения с понимающим и значимым для данного ребенка взрослым –  бабушками и дедушками....

К вопросу организации развивающего обучения на уроках музыкальной литературы в детской музыкальной школе

В статье автор рассматривает некоторые принципы технологии развивающего обучения: касается проблемного обучения, метода дифференциации и индивидуализации в процессе обучения, развития различных видов ...

Самые неудачные ответы на детские вопросы

1."Подрастешь-узнаешь!" Услышав такой ответ,ребенок не будет ждать, когда же он вырастет.Он быстро найдет другой источник информации, которым для него,скорее всего, станет улица.2."Спроси у мамы(папы,...

ВЗРОСЛАЯ МУДРОСТЬ ДЕТСКИХ ВОПРОСОВ МАЛЕНЬКОГО ПРИНЦА (урок по сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»)

Помочь разобраться в философском содержании сказки «Маленький принц». Подвести детей к выводу о том, что человек несет ответственность за всех, кого приручил, независимо от возраста; подчеркнуть мысль...

Детский сад. Ответы детского психолога на актальные вопросы родителей

В статье описаны несколько типичных ситуаций, с которыми сталкиваются родители, когда ребенок начинает ходить в детский сад и рекомендации психолога, как поступать в той или иной ситуации....

Рекомендации для родителей "Как отвечать на детские вопросы"

Краткое изложение, как правильно уделять время ребенку и отвечать на его вопросы....

Памятка для родителей "Как не надо отвечать на детские вопросы"

Как правильно себя вести с детьми во время беседы...