ВЗРОСЛАЯ МУДРОСТЬ ДЕТСКИХ ВОПРОСОВ МАЛЕНЬКОГО ПРИНЦА (урок по сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»)
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Тухфатуллина Гульшат Шарифовна
Помочь разобраться в философском содержании сказки «Маленький принц». Подвести детей к выводу о том, что человек несет ответственность за всех, кого приручил, независимо от возраста; подчеркнуть мысль о важности бережного отношения не только к любви и дружбе, но и к воспоминаниям об этих чувствах, которые надо беречь и лелеять Из них произрастает человеческое в Человеке

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_mal.prints.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок литературы

в 7 классе

Тема:  ВЗРОСЛАЯ МУДРОСТЬ ДЕТСКИХ ВОПРОСОВ МАЛЕНЬКОГО ПРИНЦА

(урок по сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»)

Цели урока

  1. Познакомить учащихся с именем А. де Сент-Экзюпери.
  1. Помочь разобраться в философском содержании сказки «Ма ленький принц».

3. Подвести детей к выводу о том, что человек несет ответственность за всех, кого приручил, независимо от возраста; подчеркнуть мысль о важности бережного отношения не только к любви и дружбе, но и к воспоминаниям об этих чувствах, которые надо беречь и лелеять Из них произрастает человеческое в Человеке.

Оборудование урока

1. Оформленная доска (укреплена живая роза, подготовлены из плотной бумаги листочки-планеты с рисунками Сент-Экзюпери для  последующей работы с ними).

2. Магнитофон, кассета с музыкой в исполнении оркестра под управлением П. Мориа.

Предварительная подготовка к уроку

  1. Чтение сказки «Маленький принц».
  1. Индивидуальное задание одному ученику – выразительное чтение стихотворения «Послушайте!» В. Маяковского.

ХОД УРОКА

  1. Знакомство с темой и целями урока (обращение к доске).
  2. Вступительное слово учителя о Сент-Экзюпери.
  3. Работа над содержанием сказки и осмыслением ее философии.

Слово учителя

Бывает так, что взрослые совершенно не понимают своих детей, а дети делают безуспешную попытку достучаться до сердец взрослых. Как  так? Неужели родители сами никогда не были детьми? Или детство так быстро забывается? Почему папе совсем неинтересно, как зовут дворового пса, а мама и слышать не хочет о том, что у вашей соседки по парте появился новый пенал? Как только в ребенке пробуждается способность мыслить, он сразу начинает задавать вопросы ... «Почему?»- любимый вопрос малыша. Но родители отмахиваются от сына или дочери, как от надоедливой мухи, предпочитая, наверное, чтобы ребенок все узнал сам.

«Право же, взрослые - очень странные люди», - вслед за Маленьким принцем повторяет земной ребенок. Так же, как любой земной ребенок, Маленький принц очень любил задавать вопросы. На эти вопросы мы попытаемся ответить в течение урока.

Расскажите о Маленьком принце и его планете.

(Маленький принц живет один на маленькой планете, на которой нет ничего, кроме вулканов. Маленький принц постоянно чистит свои вулканы, даже тот, который уже давно не действует и служит мальчику стулом. Каждый день принцу приходится пропалывать землю, так как из космоса может залететь семя баобаба, прорасти и разорвать планету на части. Единственное развлечение Маленького принца - смотреть на закат солнца.)

Маленький принц был одинок, пока на его планете не появился щеток, прекрасный и благоуханный. Прочитайте сцену знакомства Маленького принца с таинственной гостьей.

( «Маленький принц никогда не видел таких огромных бутонов и предчувствовал, что увидит чудо. А неведомая гостья, скрытая в стенах своей зеленой комнатки, все готовилась, все прихорашивалась. Она заботливо подбирала краски. Она наряжалась неторопливо, один за другим примеряя лепестки. Она не желала появиться на свет встрепанной, точно какой-нибудь мак. Она хотела появиться во всем блеске своей красоты. Да, это была ужасная кокетка! Таинственные приготовления длились день за днем. И вот однажды утром, едва взошло солнце, лепестки раскрылись.

И красавица, которая столько трудов положила, готовясь к этой минуте, сказала, позевывая:

- Ах, я насилу проснулась ... Прошу извинить ... Я еще совсем растрепанная ...

Маленький принц очень смутился и не мог сдержать восторга: - Как вы прекрасны!

- Да, правда? - был тихий ответ. - И заметьте, я родилась вместе с солнцем.»)

 Как ведет себя Роза? Можно ли оправдать ее поведение?

(- Роза  кокетлива. Она постоянно переводит разговор на свою особу.

- Она капризна. Заставляет Маленького принца то надевать на нее колпак, то закрывать ширмой.

- Она обидчива. Роза обиделась, когда Маленький принц назвал ее травой, когда он усомнился, что ее шипы могут защитить ее от когтей тигров.

- Роза вела себя так для того, чтобы привлечь внимание Маленького принца. Она любила его, но была гордым цветком и не хотела признаваться в своем чувстве!)

• Что делает Маленький принц? Как он реагирует на капризы Розы?

(- Маленький принц привязался к своей гостье. Он выполнял любое ее пожелание, поливал ее каждый день, но не мог понять, зачем цветку ширма, колпак.

- Роза боится сквозняков, и потому она так капризна.

- Маленького принца обижает тон, каким разговаривает с ним Роза, обижают ее постоянные придирки.)

Почему же Маленький принц покидает эту планету? (Маленький принц еще не умеет любить. Он обижается на цветок, не понимая, что все капризы его лишь для того, чтобы обратить на себя внимание. Роза любит, но Маленький принц не знает, что такое любовь. Когда мы не способны ответить на любовь, мы бежим от нее.)

Уч и т е л ь. Об этом прекрасно говорили поэты во все времена:

Они любили друг друга так долго и нежно,

С тоской глубокой и страстью безумно мятежной;

Но, как враги, избегали признанья и встречи;

И были пусты и хладны их краткие речи ...

М. Ю. Лермонтов

Так беспомощно грудь холодела,

 Но шаги мои были легки.

Я на правую руку надела

Перчатку с левой руки.

 Показалось, что много ступеней,

А я знала - их только три!

Между кленов шепот осенний

Попросил: «Со мною умри».

Это песня последней встречи.

Я взглянула на темный дом.

Только в спальне горели свечи

Равнодушно-желтым огнем.

А. А. Ахматова

• Маленький принц отправляется странствовать. Он оказывается на планетах, которые имеют общие черты. Какие? (

       - Нет названия;

- очень маленькие;

- живет один человек; и этот человек - взрослый.)

Случайно ли это? Какую цель преследовал А. де Сент-Экзюпери  (Наверное, автор хотел обратить наше внимание на качество человека, живущего на той или иной планете, а точнее, на одно качество, преобладающее в каждом жителе. Черта характера  явно преувеличена и бросается в глаза.)

Как называется этот литературный прием? (Гипербола.)

Давайте назовем эти планеты. Предлагая название, обоснуйте  свой выбор. 

(Эта часть урока объемная: монологи детей.)

Название записывается на доске под соответствующей звездой с иллюстрациями Сент-Экзюпери:

  1. Властолюбие (король).
  2. Честолюбие (честолюбец).
  3. Пьянство (пьяница).
  4. Жадность (деловой человек).
  5. Фатализм (фонарщик).
  6. Невежество (географ).

Почему Маленький принц не задерживается на этих планетах.

(Маленький принц знакомится с человеческими пороками и  в высшей степени их проявления. Но детская душа, чистая и невинная, не понимает их и не принимает.

Мы, вслед за Маленьким принцем, видим абсурдность поведения взрослых и ищем ответы на вопросы:

зачем власть, если нет подчиненных;

зачем слава, если нет поклонников;

зачем жить, если стремишься к забвению;

зачем богатство, если его некуда деть;

зачем работа, если она бессмысленна;

зачем наука, если она не основана на фактах? Зачем? Зачем? Зачем? )

Маленькие планеты не дают ответа, они только ставят вопросы, потому что на них живут очень занятые взрослые люди. Маленький принц попадает на большую прекрасную Землю. Может быть, здесь он найдет ответы на свои вопросы?

(Ма.пенький принц попадает в пустыню, хотя « Земля» - планета непростая! На ней насчитывается сто одиннадцать королей, семь тысяч географов, девятьсот тысяч дельцов, семь с половиной миллионов пьяниц, триста одиннадцать миллионов честолюбцев - итого около ДВУХ миллиардов ВЗРОСЛЫХ».)

Наверное, Маленькому принцу не повезло, как вы думаете? (Маленький принц еще не готов к встрече с Человеком - он узнал о нем только плохое, он может растеряться среди большого количества людей.)

• С кем встречается Маленький принц на Земле?

Записывается на доске «Мудрость живой природы»:

 -Змея.

-Цветок.

-Лис.

Каждая встреча несет ему что-то новое, но это уже не узнавание порока, а познание мудрости. Причем мудрые советы исходят не от людей.

• Что же узнает Маленький принц? (Запись на доске и в тетради.)

Змея: «Среди людей тоже может быть одиноко».

Цветок: «У людей нет корней ... »

Лис: «Зорко одно лишь сердце».

«Ты всегда в ответе за тех, кого приручил».

• Объясните, как вы поняли мудрость живого мира. (Учащиеся высказываются по каждому из афоризмов.)

Что значит «любить» для Лиса?

(Для Лиса любить - значит жить воспоминаниями о Маленьком принце, в окружающем мире видеть его черты. Колосья  ничего не значили для лиса, так как они не при годны ему в пищу, но теперь колосья будут напоминать Лису цвет волос  Маленького принца; он теперь смотрит на мир другими глазами - глазами Любящего. Любить - значит помнить того, кого ты любишь.)

Последний, с кем встречается Маленький принц на Земле человек. Почему Маленький  принц не встречает его сразу)'? (Маленький принц должен сначала познать истину в Природе,  чтобы поведать ее человеку.)

А что же, человек не знает этих истин?

(Человек в погоне за ложными ценностями теряет связь с природой, с ее законами. Он уже не чувствует, не понимает природу. Только ребенок может радоваться сиюминутным маленьким победам, взрослый же устремлен в будущее, он постоянно  за чем-то гонится, а к старости часто находит лишь одиночество, так как у него не было «корней».

Нужно уметь радоваться смеху ребенка, глотку родниковой воды, колосьям пшеницы, звездному небу, подаренному с любовью цветку.)

Почему Маленький принц принимает решение уйти с Земли?  (Он возвращается к Розе, которую приручил первой и которой  ничего не оставил на память о себе. У Лиса - колосья, у  человека - звезды, смех, похожий на бубенцы.)

Учитель читает под музыку:

  « В ту ночь я не заметил, как он ушел. Он ускользнул неслышно.  Когда я наконец нагнал его, он шел быстрым решительным шагом…»  до конца главы.

Выдержать паузу. Ученик читает стихотворение В. Маяковского «Послушайте!»

Послушайте!

Ведь, если звезды зажигают -

значит - это кому-нибудь нужно?

. Значит - кто-то хочет, чтобы они были?

Значит - кто-то называет эти плев очки жемчужиной?

И, надрываясь

в метелях полуденной пыли,

врывается к богу,

боится, что опоздал,

плачет,

целует ему жилистую руку,

 просит-

чтоб обязательно была звезда!

Клянется-

не перенесет эту беззвездную муку!

 А после ходит тревожный,

                 но спокойный наружно.

Говорит кому-то:

«ведь теперь тебе ничего? Не страшно?

Да?!»

Послушайте!

Ведь, если звезды зажигают-

значит - это кому-нибудь нужно?

 Значит - это необходимо,

чтобы каждый вечер

над крышами

загоралась хоть одна звезда?!

    В сказке звезды становятся символом. Символом чего?

(Для Маленького принца, летчика - символ надежды, радости, горя («бубенцы плачут»).

Для бизнесмена - символ денег, золота, богатства. Человеку дано право выбора.)

Как бы вы назвали планету Маленького принца?

(Любовь. С появлением Розы Маленький принц уже не одинок, он любим. Ощутив в себе это чувство, он возвращается к Любимой. А Землю мы можем назвать Мудростью.)

Но ведь и Маленький принц без имени! Почему?

(- Может быть, страннику и не нужно имя? (Одиссей - Никто.) - Может быть, имя нужно обрести, заслужить?)

• Это произведение было написано Сент-Экзюпери в годы жесточайших боев второй мировой войны. Неужели воентого летчика не волновала окружающая его действительность? Почему  из-под его пера выходит сказка?

(Война -порождение человеческих пороков. А. де Сент-Эк:зюпери поднимается над пороками. Он пишет о вечных истинах,  взывает к Мудрости человеческой.)

На какого читателя рассчитана сказка?

(Эта сказка не для детей, а для взрослых, для подростков, тех, кто, как Маленький принц, уже видел человеческие пороки, но хочет пронести по жизни свою душу чистой, помня Мудрость живой природы.)

Учитель. Я надеюсь, что, когда вы вырастете, вы не забудете советов Мудрого Лиса.

Расставаясь с любимыми, вы будете помнить, что в ответе за всех, кого приручили, что лишь сердцем можно почувствовать любовь, что человеку может грозить одиночество даже среди толпы, что не имеющий корней - обречен на гибель.

Надеюсь, что, взяв в руки когда-нибудь еще «Маленького принца», вы почувствуете грусть и радость, тихую, звенящую бубенца звезд.

Учитель раздает тест-рассуждение по произведению Антуана де Сент- Экзюпери

                  « Маленький  принц».

1. « ... все взрослые когда-то были детьми, только мало кто об этом помнит».  Для чего взрослым помнить, как они были детьми ?

2.« Есть такое твердое правило: встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету». Как ты сам приводишь в порядок свою планету?

3. « ... когда станет очень грустно, хорошо поглядеть, как заходит солнце ... » Что делаешь ты , когда тебе грустно?

4. Маленький принц заботился о своей розе, он любил ее. А кого любишь ты и о ком заботишься ты?

5. « ... суди сам себя. Это самое трудное. Себя судить труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр».  За что ты судишь себя сам?

  1. «Среди людей тоже одиноко». Бывает ли тебе одиноко среди людей? Почему?

7. «У них, людей, нет корней - это очень неудобно». 

Прав ли цветок? Какие корни держат тебя на родной земле?

8. «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь». 

Что это - самое главное, которое нельзя увидеть глазами?

9.Зачем нам шипы и колючки, если мы совсем не злючки?

 

10.Чему научил тебя Маленький принц?

Спасибо за честные ответы !  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока внеклассного чтения по сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

Во все времена в человеке ценились такие качества, как чуткость, восприимчивость к окружающему миру, доброта, умение дружить, чувство ответственности за тех, кто рядом. Этот урок может быть одной из с...

Анализ сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». (Методическая разработка по литературе, посвященная 70-летию книги «Маленький принц»)

Анализ сказки Экзюпери "Маленький принц"способствует внимательному и вдумчивому чтению, формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, развитию речевых навыков. На уроке созданы усл...

Творческо-информационный проект по литературе "Моя планета детства" по мотивам сказки-притчи Антуана де Сент Экзюпери "Маленький принц" (6 кл.)

Творческо-информационный проект создания иллюстрированной книги с цитатами по страницам произведения А. Экзюпери "Маленький принц" (Проект ориентирован на учащихся 6 классов)...

Урок литературы в 8 классе. Человеческие ценности в сказке Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц".

Цель:1. Завершить знакомство со сказкой, раскрыть аллегорию, символы, фантастический мир сказки.2. Развивать память, внимание, устную речь, логическое мышление, расширять кругозор, навык анализа худож...

Сценарий спектакля «Маленький принц» (по мотивам сказки Антуана де Сент-Экзюпери)

Если у вас в школе есть свой театр, если вы любите сказку "Маленький принц", этот сценарий для вас. Можно добавить музыкальное оформление....

«Сказка «Маленький принц» Антуана де Сент –Экзюпери. (Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил. А. Сент-Экзюпери.)

Открытый урок по литературе в 8А классе «Сказка «Маленький принц» Антуана де Сент –Экзюпери. (Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил. А. Сент-Экзюпери....