Методика преподавания физики при объяснении нового материала с использованием проблемного обучения.
методическая разработка по физике (10 класс) на тему

Никитченко Татьяна Михайловна

 

      Проблемное обучение-это система развития учащихся в процессе обучения, в основу  которой положено использование учебных проблем в преподавании и привлечении школьников к активному участию в разрешении этих проблем.

 

          Проблемное обучение призвано решать не только задачу развития

мышления и творческих способностей  учащихся, но и формировать их научное мировоззрение. Оно дает учителю возможность наиболее эффективно вести профориентацию учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проблемное обучение.docx652.71 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ СОШ им.А.С.  ПОПОВА ГОРОДСКОГО ОКРУГА         ВЛАСИХА.

                 

Методика преподавания физики при объяснении нового материала с использованием проблемного обучения.

         

Выполнила учитель физики- Никитченко Т. М.

                               

                                           

   

                                                     2010 г.                      

ПЛАН

1.Введение.

2.Проблемное обучение:

а) проблемное  изложение;

б) поисковая беседа.

3. Опыт  Кавендиша по определению  гравитационной постоянной в 10 классе.

4.Изучение темы:

« Электризация тел. Два рода зарядов»

5.Проблемные задачи.

6.Заключение.

   

Выпускник школы должен глубоко усвоить важнейшие идеи современной физики:

  1. Овладеть системой основных научных понятий
  2. Уметь ориентироваться в научно-технической литературе
  3. Самостоятельно и быстро отыскивать нужные сведения
  4. Научиться самостоятельно и систематически пополнять знания
  5. Научиться активно, творчески пользоваться своими знаниями.

      Проблемное обучение-это система развития учащихся в процессе обучения, в основу  которой положено использование учебных проблем в преподавании и привлечении школьников к активному участию в разрешении этих проблем.

      Под учебной проблемой понимают задачу, вопрос или задания, решение которых нельзя получить по образцу; в этом случае от ученика требуется проявление самостоятельности и оригинальности в самом подходе к решению этих заданий и задач. Система проблемного обучения охватывает все основные виды его учебной деятельности и определяет оптимальные условия организации труда.

          Проблемное обучение призвано решать не только задачу развития мышления и творческих способностей  учащихся, но и формировать их научное мировоззрение. Оно дает учителю возможность наиболее эффективно вести профориентацию учащихся.

          Проблемное обучение: проблемное изложение и поисковая беседа. В первом случае проблему ставит и решает учитель. Он не просто излагает материал, а размышляет вслух над проблемой, рассматривает возможные подходы и пути ее решения.

           Проблемное изложение применяют в тех случаях, когда материал совсем новый или слишком сложный для того, чтобы можно было организовать его коллективное обсуждение, вовлечь учащихся в поисковую беседу.

Проблемное изложение материала помогает школьникам глубже понять идеи, положенные в основу великих экспериментов, и полнее оценить те задачи,  которые приходилось решать исследователям при их постановке. Одним из наиболее выдающихся экспериментов в истории  физики является опыт Кавендиша по определению гравитационной постоянной.  

Из закона всемирного тяготения                                                                              

ясно, что в принципе определить значение гравитационной постоянной несложно:

G=F х R2m₁m₂

        Кавендишу пришлось решать немало проблем.

Какие массы подвижных и неподвижных сфер лучше выбрать для поставленной задачи?

ПОИСКОВАЯ  БЕСЕДА.

Смысл - привлечь учащихся к решению выдвигаемых на уроке проблем с помощью подготовленной заранее системы вопросов.

Поисковая беседа может быть использована в тех случаях, когда ученики обладают необходимыми знаниями для активного участия в решении выдвигаемых проблем.

8 класс-изучение темы: Два рода зарядов. Электризация тел.

Явления, в которых тела приобретают свойства притягивать другие тела,   называют электризацией.

         В электризации всегда участвуют два тела, при  этом электризуются оба тела.

Историческая справка

Греческий философ Фалес Милетский, живший в 624 -547 гг. до н.в., открыл, что янтарь, потертый о мех, приобретает свойства притягивать мелкие предметы – пушинки, соломинки и т.п.  Это свойство в течение ряда столетий приписывалось только янтарем, от названия которого и произошло слово «электричество».

          Рождение учения об электричестве связано с именем английского ученого  Уильяма Гильберта (1540-1603гг.) Он был одним из первых ученых, утвердивших опыт, эксперимент  как основу исследования, показавший, что при трении электризуется не только янтарь, но и другие вещества и что притягивают они не только пылинки,  но и металлы, дерево, листья, камешки,  и даже воду и масло. 

         Электрический заряд – это мера свойств заряженных тел, определенным образом взаимодействовать друг с другом.    

Электрический заряд всегда связан с каким либо телом, (или частицей) и не может существовать сам по себе, так как он характеризует определенные свойства частиц или тел.

         Электрический заряд, полученный на стеклянной палочке, потертой о шелк – положительный, заряд эбонитовой палочки – отрицательный.  Одноименные заряды отталкиваются, разноименные – притягиваются. Существует два рода зарядов.

Историческая справка

1759 год англичанин Р.Симмер сделал вывод через занятные наблюдения. 

       

                          1733 год французский физик Шарль Дюфе.

                1750 год американский физик Бенджамин Франклин

                             

        Чаще всего поисковая беседа охватывает не весь новый материал, изучаемый на уроке, а какую-то его часть или нескольких частей, изучение которых в проблемном плане представляется наиболее целесообразным. Однако есть и такие вопросы, где изучение может быть организовано полностью в форме поисковой беседы. Таких вопросов сравнительно немного, и можно пойти на неизбежные при этом дополнительные затраты времени, поскольку развивающий  эффект этих уроков очень высок.  

    ПРОБЛЕМНЫЕ ЗАДАЧИ.

Ряд задач способствует созданию проблемных ситуаций на уроках.

  1.Что необходимо учитывать, считая  физический объект материальной точкой?

2.Часто говорят, что сила есть мера взаимодействия тел. Всегда ли это утверждение справедливо? Есть ли такие явления, где слово «сила» является синонимом слова «взаимодействие»?

3.Давая определение понятия «электростатическое поле», учитель сказал, что это поле, которое со временем не изменяется . Верно ли это?

4.Можно ли дать исчерпывающее определение понятиям «заряд» и «масса»? Можно ли определить их через существенные признаки этих понятий?

5.Какова роль определений в школьном курсе физики?

6.Говоря об аналогичности электростатического и гравитационного полей, учитель назвал g=9,8 Н/кг -  напряженностью гравитационного поля? Что имел в виду учитель? Какова методическая целесообразность применения такой аналогии?

7.К какому методу преподавания физики можно отнести мысленный эксперимент?

8.Чем отличается методология физики от методики ее преподавания? Какой метод преподавания физики в большей мере основывается на вопросах методологии? Почему?

9.Проблемную ситуацию  на уроке можно сформулировать вербально(словами), представить пикториально (рисунком, слайдом ,кинофрагментом ,телекадрами,  физическим экспериментом).Попробуйте этими способами создать проблемную ситуацию по теме: «Тепловое действие тока. Закон Джоуля-Ленца».

10.Ленинградский поэт Л.Хаустов пишет: «В практичности большего горя нет, Но не она источник вдохновенья. Я б в каждой школе ввел бы как предмет Великую науку удивленья». Верно сказано, но такую «науку» в школе не изучают.

Тем не менее…Придумайте для детей, скажем, 7 и 8 класса физические задания, которые были бы связаны с удивительными физическими фактами, парадоксами и т.д. Кроме того, возможные задания для наблюдения удивительных явлений в окружающем нас мире.

                             Заключение.

        История развития школы свидетельствует о том, что, когда появляется какой-либо новый (модный)  метод обучения, возникает опасность одностороннего увлечения этим методом в ущерб другим, давно сложившимся и хорошо проверенным методам. Это относится и к проблемному обучению. Всякая серьезная новая идея в педагогике, новое направление возникают для того, чтобы на данном  конкретном этапе развития школы можно было наиболее эффективно (оптимально) решать новые задачи, которые выдвигает перед школой жизнь.

        В подборе и решении задач я опираюсь на определение методологии как науки о методах познания мира и методики преподавания физики как науки о содержании, строках и методах преподавания физики в средней школе, акцентируя внимание на исследовательском методе преподавания физики, который непосредственно связан с методами познания.

         Педагогические наблюдения – как умышленное, активное и планомерное восприятие объекта или явления с целью выявления его существенных свойств и особенностей поможет учителю найти нужные ответы к заданиям.

     

Главное чтобы была:      

И   - интеллектуальная

Н   - научная

Т    - творческая

Е    - естественная

Р    - рабочая

Е    - единая

С    - система

       

СПАСИБО  ЗА ВНИМАНИЕ.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика преподавания физики при объяснении нового материала с использованием проблемного обучения.

    Проблемное обучение-это система развития учащихся в процессе обучения, в основу  которой положено использование учебных проблем в преподавании и привлечении школьников ...

методика преподования физики при объяснении нового материала с использованием проблемного обучения

    Проблемное обучение-это система развития учащихся в процессе обучения, в основу  которой положено использование учебных проблем в преподавании и привлечении школьников ...

методика преподования физики при объяснении нового материала с использованием проблемного обучения

    Проблемное обучение-это система развития учащихся в процессе обучения, в основу  которой положено использование учебных проблем в преподавании и привлечении школьников ...

методика преподования физики при объяснении нового материала с использованием проблемного обучения

    Проблемное обучение-это система развития учащихся в процессе обучения, в основу  которой положено использование учебных проблем в преподавании и привлечении школьников ...

Использование ИКТ на уроках литературы при объяснении нового материала.

Доклад на Фестивале мастер-классов учителей Подольского района, рационально использующих ИКТ в образовательном процессе. Рассматривается роль презентации на уроке литературы в 6 классе "Смешное ...

Методика преподавания физики. Технология проблемного обучения

Итоговая аттестационная работа по курсу профессиональной переподготовки...

Урок «Постановка запятой перед одиночным союзом И» в 9 классе. Урок объяснения нового материала с использованием технологии развития критического мышления.

На уроке прослеживается модель трех стадий: «вызов – реализация смысла –рефлексия», которая помогает учащимся самим определять цели обучения, осуществлять продуктивную работу с...